27 февраля 2018 года 449

Книги уносят в мечту

Автор: Светлана СВИЧ

Двадцать первый век очень изменил время - изменились люди, их сознание, увеличились поток информации и ее скорость, констатируют современные педагоги. К этим особенностям современности необходимо очень быстро адаптироваться самим и помогать приспосабливаться детям. 

Как улучшить качество подготовки специалистов в учебных заведениях, способствовать динамичному развитию современной науки, внедрять инновации в образование – эти проблемы ведущие ученые из многих стран обсуждали во время международной научно-практической конференции, прошедшей в стенах академии «Болашак».
Конференция «Наука и образование в современном мире» уже стала ежегодным событием для научной и преподавательской общественности не только Казахстана, но и стран постсоветского пространства. В этом году «Болашак» организовал ее совместно с Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы (г. Уфа), Классическим приватным университетом (г. Запорожье, Украина) и Волжским университетом им. В.Н. Татищева (г. Тольятти). Ученые ведущих вузов своих стран делились достижениями и опытом научных исследований, поднимали актуальные проблемы образования и науки, не стеснялись попросить помощи у коллег и с удовольствием рассказывали о своих наработках. В рамках многопрофильного мероприятия работали семь секций: свои проблемы обсуждали юристы и правоведы, финансисты и экономисты, языковеды и филологи, педагоги и психологи, биологи, медики и фармацевты.
Доктор филологических наук, профессор Кокшетауского государственного университета им. Уалиханова, профессор кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ им. Ломоносова Нурсулу Шаймерденова всерьез озабочена проблемой противостояния человека и искусственного интеллекта. И что в рамках такой конкуренции современное человечество должно постоянно модернизировать свое сознание, чтобы не потерять место в обществе.
- Все настолько быстро меняется, что наше общественное сознание не успевает осмыслить, адаптироваться и изменить подходы к изучению новой информации, - поделилась профессор Шаймерденова. - Именно поэтому методики передачи знаний должны постоянно изменяться. Сегодня обновление образования родители воспринимают в отрицательном ключе - считают, что оно крайне неудачное. Однако на самом деле это необходимость. Либо мы меняемся, либо остаемся в ХХ веке. Возможно, пока обновление идет не по самому лучшему пути, но ничто новое не бывает сразу идеальным. В любом случае это возможность перевести наше образование на новый формат, потому что дети сильно изменились. Мы называем их детьми новых технологий, посткомпьютерной эры - они усваивают огромные пласты информации, и нам нужно научить их правильно ею пользоваться.
В то же время таким детям нужно много любви, эмоций, внимания, а мы завалены бумагами и не успеваем дать каждому столько внимания и заботы, сколько им требуется. Поэтому здесь нужен профессионализм учителя, воспитателя, преподавателя вуза. Главное - личностный рост: учитель должен также идти в ногу с этим веком, потому что сегодня педагог - это не только носитель информации, как было раньше, а наставник и помощник, путеводитель.
Вторая проблема, которая беспокоит преподавателей вузов - из базовых курсов исчезли некоторые весьма актуальные дисциплины. Например, лингвисты очень жалеют о потере курсов латинского и старославянского языков, сокращении часов теории языка и т.д. Мы отказались от фундаментальных знаний, которые должен получить будущий профессионал еще на первых курсах, - они попали в элективы, но еще большой вопрос, будет ли студент для себя их выбирать. Отсюда появляется проблема профессиональной компетенции, ее повышения. Я думаю, эту ошибку нужно как можно скорее исправить.
Джемма Аманжолова, кандидат филологических наук, доцент Евразийского гуманитарного института г. Астаны, - признанный исследователь современного медиа-
дискурса и детской литературы. Уже много лет она поднимает проблему детского чтения.
- Мы считаем, что вопрос детской литературы и осознанного детского чтения нужно срочно решать, поскольку если когда-то мы и были самой читающей страной в мире, то сейчас эти позиции утратили, - говорит литературовед. - Мы не читаем сами, не читают и наши дети, потому что не видят перед собой положительного примера.
Чтобы вырастить знающего, образованного гражданина, нужно прежде всего читать не информационные блоги или клиповые заметки, а объемные тексты. И чтобы ребенок смог такой текст осилить, понять, адаптировать, озвучить и воспроизвести. Нередко мы спрашиваем у родителей: «Что читают ваши дети?», а они не могут нам ответить, потому что не знают. Модные сейчас комиксы чтением можно назвать с натяжкой, потому что они содержат совсем маленькие объемы текста и много визуальной информации, формируя клиповое мышление. Таким детям потом трудно дается чтение рассказов или повестей, они не умеют пересказывать тексты или размышлять, потому что большую часть информации привыкли получать из картинки. Мы хотим обсудить, какие книги нужно читать, в каком возрасте, ведь одни из них формируют агрессию, а другие - мечту.
У нас есть несколько проектов, один из которых как раз направлен на развитие детского чтения. Много лет мы работаем над направлением «Читаем, рисуем и мечтаем вместе» - это группы для разных возрастов: творческие лаборатории, в которых вместе принимают участие дети и родители. Ранее проект финансировался Министерством образования РК, а сейчас мы работаем по своей инициативе, без поддержки. Эту просветительскую миссию мы реализуем на разных площадках, в основном в Национальной библиотеке. И очень рады, что в этом году силами многих структур в Астане откроется, наконец, Детская национальная библиотека. Это говорит о том, что государство поворачивается лицом к проблеме потери детской литературы и детского чтения, потому что из этого складываются не просто фундаментальные знания, но образ мыслей, жизненные сценарии и герои, на которых нужно ориентироваться.
Хотелось бы, чтобы в этом процессе активнее участвовали отечественные авторы и книгоиздатели. Писателей у нас много, просто им трудно выйти в открытый рынок, а дети из-за этого остаются в другом контенте.
Преподаватель английского языка из университета Нэшвилла (Теннесси) Джордан Бакки, работающий по программе Fullbright в школе «Дарын» и американском уголке библиотеки им. Гоголя, помогает своим студентам изучать английский язык и преодолевать барьер стеснения именно с носителем языка. Со своей стороны американский преподаватель поставил себе целью изучить язык и культуру нашей страны - русский язык он постигает с репетитором, а овладевать казахским ему каждый день помогают его ученики.
- Так как Казахстан сейчас активно претворяет в жизнь политику трехъязычия, я буду говорить о возможностях казахстанцев в сфере изучения английского языка. Тем более правительство США очень заинтересовалось этим опытом и хочет поддержать со своей стороны идею обучения школьников английскому языку и внедрению преподавания на нем общеобразовательных предметов. Методы, которые используют на уроках казахстанские преподаватели английского языка, достаточно инновационные и эффективные, поэтому я не ставлю своей целью внедрять новые методики или программы. Я здесь для того, чтобы содействовать развитию английского языка. Единственная проблема, которую я вижу, - ученики очень боятся разговаривать с носителем языка, стесняются, не чувствуют себя свободными. Моя цель - разбить этот страх.
В течение конференции участники успели обсудить десятки важных проблем. Ее результатом станет совместная работа ведущих специалистов вузов. Так как сотрудники академии «Болашак» в рамках международного сотрудничества активно работают с коллегами ведущих вузов Японии, США, Германии, Турции, Чехии, России, Украины, Беларуси, Кыргызстана и Узбекистана, у них есть конкретные результаты совместного труда. В частности, в текущем учебном году проект создания трехъязычного словаря биологических терминов стал победителем грантов Министерства образования и науки РК и получил финансирование. Организаторы также надеются, что жизненный опыт, научно-практическое мышление и научно обоснованные рекомендации по эффективным методикам изучения полиязычия помогут нашим преподавателям вырастить поколение, свободно говорящее на трех языках.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Говорить на одном языке 04.10.2018

    К этому призывает руководитель Международной компании Global medical servise (Израиль) Гери Гросман, спасатель в области экстренной медицины с мировым именем. Он обучает не только медиков, но и представителей разных профессий навыкам оказания первой догоспитальной помощи в случаях ДТП и прочих происшествий, где есть пострадавшие. Суть в том, что проблема спасения жизни и сохранения здоровья людей, получивших серьезные травмы, увечья, встала в один ряд с важнейшими проблемами Казахстана. К примеру, в нашей области в этом году возросло число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий (в сравнении с прошлым годом) - с 77 до 101. Хотя количество случаев ДТП, по данным управления Комитета по правовой статистике, значительно сократилось.

  • Наука на благо производства 29.09.2018

    В стенах КарГТУ, в рамках инновационно-образовательного консорциума «Корпоративный университет», прошла встреча ведущих ученых вуза с руководителями угольного департамента АО «АрселорМиттал Темиртау».  Делегацию возглавляли директор по производству АО «АрселорМиттал Темиртау» Паршант Гойя и директор угольного департамента Андрей Черномаз. Основной целью встречи стало усиление интеграции образования, науки, производства и бизнеса для повышения качества высшего технического образования и результативного выполнения научно-исследовательских работ, а также внедрения их в производство.

  • Знать, побеждать, спасать 27.09.2018

    Карагандинка Айдана Жунис заняла третье место в республиканском конкурсе «Полиглот-2018». На днях в областном центре выбирали сотрудника ЧС, лучше всех владеющего тремя языками - казахским, русским, английским. В этот раз выбор места проведения столь важного и масштабного мероприятия не случайно пал на Карагандинский регион. Дело в том, что в прошлом году превосходное знание языков показала радиотелефонист из службы пожаротушения ДЧС КО. Поэтому сюда съехались спасатели со всей страны. Всего право на участие в полуфинале было у 17 победителей регионального уровня.

  • Коррозии - бой! 22.09.2018

    Ученые Карагандинского технического университета разработали инновационный способ борьбы с главным бичом металлургии - коррозией. С помощью нанотехнологической разработки они создали суспензию, которая проникает внутрь металлической поверхности и не только защищает детали от повреждений, но и восстанавливает уже имеющиеся изъяны. Нанопродукт имеет огромные перспективы и уже активно тестируется на производстве - на площадке машиностроительного завода им. Пархоменко.

  • Учеба продолжается! 22.09.2018

    Весть о том, что в селе Матак Каркаралинского района школа будет укомплектована всего на четверть, распространилась по интернету пару недель назад. Якобы сами учителя подняли панику, что им некого будет учить. Однако, как утверждает руководитель управления образования Карагандинской области, эта нерадужная картина, которую обрисовали местные жители, не соответствуют действительности. 

  • Ремонт в учебный год 20.09.2018

    Поздно проведенный тендер на ремонт школы села Тузды Бухаржырауского района вынудил 171 ученика и 35 учителей ютиться в тесном неприспособленном помещении. Вот уже три недели, как школьники с 0 по 11 классы учатся в здании, которое подлатали наспех. По словам акима Тузды Сауле Бегжановой, обстоятельства сложились так, что техперсоналу школы и родителям пришлось объединить усилия, чтобы к новому учебному процессу подремонтировать здание бывшего акимата, которое стояло заброшенным несколько лет.

  • Отказаться - ваше право 15.09.2018

    «Мы считаем, что родители не обязаны нести какие-либо расходы на ремонт или проведение мероприятий в организациях образования, и рассматриваем подобные факты как коррупцию. Из бюджета выделяются достаточные денежные средства на все указанные цели», - отметил заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Олжас Бектенов на видеоконференции, посвященной актуальным проблемам в сфере образования. Прямая трансляция республиканского совещания для карагандинских педагогов была организована в стенах областного департамента Национального бюро по противодействию коррупции. В его работе приняли участие вице-министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, а также посредством видеоконференц-связи - руководители областных управлений, городских отделов образования, директора школ и активные представители попечительских советов.

  • Как вырастить гения 15.09.2018

    Как развить творческие способности ребенка? Как проложить кратчайший путь от детского рисунка к внедрению инновационных методов обучения? Все чаще мы слышим выражение - «интеграционная форма занятия». Новшество это или необходимость? 
    В последнее время мы приходим к выводу, что применение инновационных технологий в современном обучении просто необходимо для формирования всесторонне развитой личности. И важно не только внедрение новых форм работы с этнокультурными объединениями Ассамблеи народа Казахстана нашей области, но и более глубокое изучение народного творчества и языковой культуры разных этносов.