27 февраля 2018 года 310

Книги уносят в мечту

Автор: Светлана СВИЧ

Двадцать первый век очень изменил время - изменились люди, их сознание, увеличились поток информации и ее скорость, констатируют современные педагоги. К этим особенностям современности необходимо очень быстро адаптироваться самим и помогать приспосабливаться детям. 

Как улучшить качество подготовки специалистов в учебных заведениях, способствовать динамичному развитию современной науки, внедрять инновации в образование – эти проблемы ведущие ученые из многих стран обсуждали во время международной научно-практической конференции, прошедшей в стенах академии «Болашак».
Конференция «Наука и образование в современном мире» уже стала ежегодным событием для научной и преподавательской общественности не только Казахстана, но и стран постсоветского пространства. В этом году «Болашак» организовал ее совместно с Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы (г. Уфа), Классическим приватным университетом (г. Запорожье, Украина) и Волжским университетом им. В.Н. Татищева (г. Тольятти). Ученые ведущих вузов своих стран делились достижениями и опытом научных исследований, поднимали актуальные проблемы образования и науки, не стеснялись попросить помощи у коллег и с удовольствием рассказывали о своих наработках. В рамках многопрофильного мероприятия работали семь секций: свои проблемы обсуждали юристы и правоведы, финансисты и экономисты, языковеды и филологи, педагоги и психологи, биологи, медики и фармацевты.
Доктор филологических наук, профессор Кокшетауского государственного университета им. Уалиханова, профессор кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ им. Ломоносова Нурсулу Шаймерденова всерьез озабочена проблемой противостояния человека и искусственного интеллекта. И что в рамках такой конкуренции современное человечество должно постоянно модернизировать свое сознание, чтобы не потерять место в обществе.
- Все настолько быстро меняется, что наше общественное сознание не успевает осмыслить, адаптироваться и изменить подходы к изучению новой информации, - поделилась профессор Шаймерденова. - Именно поэтому методики передачи знаний должны постоянно изменяться. Сегодня обновление образования родители воспринимают в отрицательном ключе - считают, что оно крайне неудачное. Однако на самом деле это необходимость. Либо мы меняемся, либо остаемся в ХХ веке. Возможно, пока обновление идет не по самому лучшему пути, но ничто новое не бывает сразу идеальным. В любом случае это возможность перевести наше образование на новый формат, потому что дети сильно изменились. Мы называем их детьми новых технологий, посткомпьютерной эры - они усваивают огромные пласты информации, и нам нужно научить их правильно ею пользоваться.
В то же время таким детям нужно много любви, эмоций, внимания, а мы завалены бумагами и не успеваем дать каждому столько внимания и заботы, сколько им требуется. Поэтому здесь нужен профессионализм учителя, воспитателя, преподавателя вуза. Главное - личностный рост: учитель должен также идти в ногу с этим веком, потому что сегодня педагог - это не только носитель информации, как было раньше, а наставник и помощник, путеводитель.
Вторая проблема, которая беспокоит преподавателей вузов - из базовых курсов исчезли некоторые весьма актуальные дисциплины. Например, лингвисты очень жалеют о потере курсов латинского и старославянского языков, сокращении часов теории языка и т.д. Мы отказались от фундаментальных знаний, которые должен получить будущий профессионал еще на первых курсах, - они попали в элективы, но еще большой вопрос, будет ли студент для себя их выбирать. Отсюда появляется проблема профессиональной компетенции, ее повышения. Я думаю, эту ошибку нужно как можно скорее исправить.
Джемма Аманжолова, кандидат филологических наук, доцент Евразийского гуманитарного института г. Астаны, - признанный исследователь современного медиа-
дискурса и детской литературы. Уже много лет она поднимает проблему детского чтения.
- Мы считаем, что вопрос детской литературы и осознанного детского чтения нужно срочно решать, поскольку если когда-то мы и были самой читающей страной в мире, то сейчас эти позиции утратили, - говорит литературовед. - Мы не читаем сами, не читают и наши дети, потому что не видят перед собой положительного примера.
Чтобы вырастить знающего, образованного гражданина, нужно прежде всего читать не информационные блоги или клиповые заметки, а объемные тексты. И чтобы ребенок смог такой текст осилить, понять, адаптировать, озвучить и воспроизвести. Нередко мы спрашиваем у родителей: «Что читают ваши дети?», а они не могут нам ответить, потому что не знают. Модные сейчас комиксы чтением можно назвать с натяжкой, потому что они содержат совсем маленькие объемы текста и много визуальной информации, формируя клиповое мышление. Таким детям потом трудно дается чтение рассказов или повестей, они не умеют пересказывать тексты или размышлять, потому что большую часть информации привыкли получать из картинки. Мы хотим обсудить, какие книги нужно читать, в каком возрасте, ведь одни из них формируют агрессию, а другие - мечту.
У нас есть несколько проектов, один из которых как раз направлен на развитие детского чтения. Много лет мы работаем над направлением «Читаем, рисуем и мечтаем вместе» - это группы для разных возрастов: творческие лаборатории, в которых вместе принимают участие дети и родители. Ранее проект финансировался Министерством образования РК, а сейчас мы работаем по своей инициативе, без поддержки. Эту просветительскую миссию мы реализуем на разных площадках, в основном в Национальной библиотеке. И очень рады, что в этом году силами многих структур в Астане откроется, наконец, Детская национальная библиотека. Это говорит о том, что государство поворачивается лицом к проблеме потери детской литературы и детского чтения, потому что из этого складываются не просто фундаментальные знания, но образ мыслей, жизненные сценарии и герои, на которых нужно ориентироваться.
Хотелось бы, чтобы в этом процессе активнее участвовали отечественные авторы и книгоиздатели. Писателей у нас много, просто им трудно выйти в открытый рынок, а дети из-за этого остаются в другом контенте.
Преподаватель английского языка из университета Нэшвилла (Теннесси) Джордан Бакки, работающий по программе Fullbright в школе «Дарын» и американском уголке библиотеки им. Гоголя, помогает своим студентам изучать английский язык и преодолевать барьер стеснения именно с носителем языка. Со своей стороны американский преподаватель поставил себе целью изучить язык и культуру нашей страны - русский язык он постигает с репетитором, а овладевать казахским ему каждый день помогают его ученики.
- Так как Казахстан сейчас активно претворяет в жизнь политику трехъязычия, я буду говорить о возможностях казахстанцев в сфере изучения английского языка. Тем более правительство США очень заинтересовалось этим опытом и хочет поддержать со своей стороны идею обучения школьников английскому языку и внедрению преподавания на нем общеобразовательных предметов. Методы, которые используют на уроках казахстанские преподаватели английского языка, достаточно инновационные и эффективные, поэтому я не ставлю своей целью внедрять новые методики или программы. Я здесь для того, чтобы содействовать развитию английского языка. Единственная проблема, которую я вижу, - ученики очень боятся разговаривать с носителем языка, стесняются, не чувствуют себя свободными. Моя цель - разбить этот страх.
В течение конференции участники успели обсудить десятки важных проблем. Ее результатом станет совместная работа ведущих специалистов вузов. Так как сотрудники академии «Болашак» в рамках международного сотрудничества активно работают с коллегами ведущих вузов Японии, США, Германии, Турции, Чехии, России, Украины, Беларуси, Кыргызстана и Узбекистана, у них есть конкретные результаты совместного труда. В частности, в текущем учебном году проект создания трехъязычного словаря биологических терминов стал победителем грантов Министерства образования и науки РК и получил финансирование. Организаторы также надеются, что жизненный опыт, научно-практическое мышление и научно обоснованные рекомендации по эффективным методикам изучения полиязычия помогут нашим преподавателям вырастить поколение, свободно говорящее на трех языках.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Пятерка за домашнюю работу 22.05.2018

    На открытый урок по логопедии «Вместе мы сможем больше» в школу-интернат для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата пришли все приглашенные родители, и такое единодушие порадовало педагогов. Уникальность занятия состояла в том, что специалисты-дефектологи в течение года обучавшие ребят, имеющих разные речевые нарушения, собрали их вместе. По словам логопеда Натальи Домановой, включать в открытые уроки «тяжелых» детей из вспомогательных классов, показывая, каких результатов они добиваются благодаря совместной работе учителей и родителей, для школы - добрая традиция. Успехи у всех свои.

  • Цифровой университет 22.05.2018

    В своем Послании народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции» Глава государства Н.А. Назарбаев уделяет особое внимание цифровизации страны. Перед независимым Казахстаном, стремящимся упрочить свои позиции на глобальном рынке, стоит задача вхождения в мировое IT-пространство. Скорейшему переходу Казахстана к цифровой экономике, в частности, будет способствовать развитие IT-сферы в рамках создания международного технопарка IT-стартапов на базе одного из объектов ЭКСПО-2017, который станет платформой для привлечения предпринимателей и инвесторов со всего мира.

  • Новый вектор образования 19.05.2018

    Реализация проекта «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке» в рамках программы «Рухани жаңғыру» создает возможности для получения молодыми казахстанцами образования по лучшим международным образцам, что позволит Казахстану, как государству, шагать в ногу со временем, а его молодым гражданам быть полноправными и активными участниками всех происходящих в мировом сообществе событий.

  • Просветитель и психолог 19.05.2018

    Кафедра психологии факультета философии и психологии КарГУ им. Е.А. Букетова десятый год проводит научно-практическую конференцию для преподавателей и студентов «Балаубаевские чтения». А аудитория кафедры, носящей имя С. Балаубаева, превратилась в символический музей, где можно ознакомиться с биографией и трудами основателя науки в Казахстане.

  • Формат не изменился 17.05.2018

    В этом году Единое национальное тестирование сдают около шести тысяч выпускников, а само ЕНТ пройдет с 20 июня по 1 июля. После изменений прошлого года формат тестирования остался прежним, максимальный и проходной баллы – тоже: 140 и 50. По предварительным подсчетам, в этом году школы Карагандинской области оканчивают чуть более восьми тысяч выпускников, и 73% из них собираются поступать в вузы Казахстана. При этом 3574 выпускника будут сдавать ЕНТ на государственном языке, 2386 - на русском. В областном управлении образования отмечают: тестирование можно сдавать по желанию на казахском, русском или английском языках.

  • Познавательные квесты 15.05.2018

    Третий год подряд в республике проводится интеллектуальный марафон «Дорога к знаниям», к которому подключилась и Караганда. Он стартовал в феврале в Алматы и уже охватил практически все регионы страны, а на днях прошел и в нашем городе на базе недавно открытой школы-гимназии № 102. Интеллектуальный марафон «Дорога к знаниям» проходит у нас второй год, проводится при поддержке Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки РК, организован по инициативе Республиканской ассоциации «Асыл бала» совместно с Международной академией интеллектуального развития «ЮСИМАС» (UCMAS). Его проведение поддерживают Департамент дошкольного и школьного образования МОН и Республиканский научно-практический центр «Дарын».

  • Физики и лирика 15.05.2018

    Студенты КарГУ им. Е.А. Букетова приняли участие в ежегодной олимпиаде по русскому языку. Она уже стала традицией: таким образом руководство факультетов пропагандирует владение языковыми компетенциями, а студенты получают еще одну возможность продемонстрировать свои знания.

  • Борьба за звук 12.05.2018

    Неправильная и непонятная речь - это серьёзная предпосылка для комплекса неполноценности. Много успешных и счастливых людей, но они могли бы остаться стеснительными неудачниками, если бы их вовремя не отвели к логопеду. С целью повышения статуса этой профессии весной нынешнего года в области был проведён конкурс «Үздік логопед -2018».