27 февраля 2018 года 407

Глубина пространства

Автор: Нина КРАМЕР

26 февраля исполнилось бы 75 лет деятелю искусств КазССР Мингишу Абылкасову. Пять лет назад он скончался, оставив после себя огромное творческое наследие. Жизнь и творчество художника, ушедшего с кистью в руке, - пример того, как надо творить, любить людей и родную землю. На днях в областном музее изобразительного искусства прошла мемориальная выставка, посвященная юбилею.

- Здесь выставлено около 50 работ, 13 из них - из фондов музея, - говорит директор музея ИЗО Бибигуль Кудабаева. - Представлены ранние и поздние работы автора. В экспозиции можно проследить, как менялись колорит работ, композиция, жизненный опыт, мировоззрение художника. В частности, мы расположили много последних работ М. Абылкасова на центральной стене выставки. Чем старше становился Мингиш Мауленович, тем легче, душевное, прозрачнее становились его картины. И мы подметили, что в последние три года своей жизни он очень часто писал небо с облаками. Может быть, это было предчувствие…
Коллеги и близкие героя выставки говорили о том, что у него была очень легкая рука. Бибигуль Сагинтаевна, проработавшая с ним 15 лет, вспоминает, что за день-два в его мастерской рождались шедевры. Причем он с легкостью мог переписать любую картину, если она ему не понравилась.
Об интересном опыте творческого общения рассказал и случайно оказавшийся на выставке известный театральный художник Есенгельды Туяков. Недавно он оформлял спектакль к 350-летию Казыбек би, а сейчас приехал из Алматы, чтобы выполнить работу по так называемой одежде сцены Дворца культуры горняков.
- Когда я приехал сюда в первый раз из Москвы, после учебы, мне дали большой заказ - 20 портретов членов Политбюро, - говорит Е. Туяков. - Я начал работать, что-то получалось, что-то - нет. Ведь я был начинающим художником, с портретами до этого толком не сталкивался. И когда время подходило к сдаче, решил, что с кем-то надо посоветоваться. Мингиш Мауленович в то время был опытным живописцем. Он на них посмотрел и вынес вердикт: «Ну вы их пережарили, перекрасили, надо бы подправить». Я согласился, у меня руки в то время были напряженные, и я попросил его помочь исправить портреты. Он смешал три колера: темный, средний и светлый, можно сказать, не рисуя, слегка прошелся по картинам и буквально за два часа все встало на место. Результат был потрясающий!
Есенгельды Туяков считает, что у Мингиша Мауленовича всегда в картинах был свой сюжет, драматургия. Он будто рассказывал зрителю: что было, что сейчас и что будет с изображением. Благодаря его подаче, зритель видит событие более ясно. Это художник, который отдавал окружающим всего себя без остатка, донося до людей высокую казахскую культуру.
К сожалению, много его работ осталось в частных коллекциях, казахстанских и зарубежных. Мингиш Абылкасов активно участвовал в различных творческих группах, много путешествовал: был на пленэре советско-польской группы живописцев в Польше, творческих поездках в Крым и на озеро Сенеж. Туристические поездки в Швецию, Германию, Турцию, Болгарию способствовали формированию творческого мастерства и мировоззрения.
Его сын Тулеген Абылкасов говорит, что после смерти отца они постарались сохранить в семейном фонде все оставшиеся картины, не дарить и не продавать их, чтобы оставить наследие потомкам.
- Он часто изображал на картинах своих родственников, - говорит Тулеген. - Рисовал мою дочь, маму. Здесь есть картина, которая называется «Натурщица», небольшое полотно, но очень душевное и чуткое. Мы готовимся в этот юбилейный год выпустить об отце книгу.
Желание духовного познания, проникновения в суть вещей и явлений, которая выявила бы основу взаимоотношений человека и мира, заставляло художника обратиться к самым простым мотивам, в которых и заложена истина: земля и небо, степь и дерево, город и человек обретают аллегорический, знаковый характер. Мерный ритм композиционных построений, затягивающая глубина пространства его полотен создают ощущение вечности, непрерывности бытия. В этом есть нечто от восточного углубленного самопознания, когда замыкается круг времени, когда все богатство жизненного опыта человечества, накопленное веками, пропускается через индивидуальное восприятие, становясь глубоко личным и от этого чрезвычайно действенным.

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Польская презентация 16.10.2018

    Карагандинский композитор Людмила Мельникова продолжает знакомить мир со своим мюзиклом «Приключения Джонатана», благодаря которому дети в игровой форме могут изучить основы экономики. В польском городе Кракове состоялся экономический форум, где Людмила Евгеньевна выступила на английском языке с докладом и показала фрагменты своего творения.

  • Движение назад 13.10.2018

    Мир очень взрослых людей, покрытый плотным налетом детства, хочет изобразить в очередном своем спектакле карагандинский режиссер Бекмухамед Киекбаев. Драма-абсурд Розы Мукановой «Никто не виноват» в конце октября будет презентована коллективом Театра имени С. Сейфуллина.

  • Веретена традиций 11.10.2018

    Оригинальные и солнечные гобелены, расцвеченные то красками осени, то волшебными запахами родной степи, то контрастами в легенде о Коркыте, то с замирающими нитями зимней поэтики вводят вас в мир необычный. Персональная выставка поистине народного художника Казахстана Омиркельде Абеуова проходит в музее изобразительного искусства Караганды.

  • Учить до звезды 09.10.2018

    Как сделать звук более громким, свободным и чистым? Как облегчить ученику пение с помощью музыкального сопровождения? Что поможет скромнику раскрыться в полной мере на сцене? Эти и другие вопросы обсуждали учителя музыки, которые поделились своими проблемами и обменялись опытом.

  • Сцена молодости 09.10.2018

    Отмечая свое 70-летие, народный артист Казахстана Тлектес Мейрамов сделал подарок карагандинскому зрителю. В Драматическом театре имени К. Станиславского все желающие смогли посмотреть бесплатно спектакль с его участием. Пьеса Фурио Бордона «Последние луны» была написана специально для Марчелло Мастрояни, ставилась в России, где главную роль сыграл Василий Лановой.

  • Живые книги 06.10.2018

    В Карагандинской областной библиотеке прошла встреча «Жаныңда жүр жақсы адам» в рамках проекта «Жанды кітапхана» - «Живая библиотека».

  • Они не одни 06.10.2018

    Корпорация «Русская Фильм Группа» намерена продюсировать полнометражную картину карагандинской кинокомпании.

  • В джазе только смелые 04.10.2018

    Если в прошлые годы в проект Карагандинского академического театра музыкальной комедии «Мой звездный час» приходили талантливые люди разных возрастов из Караганды и городов-спутников, то 2018 год собрал новоиспеченных артистов со всей страны. Информационная кампания прошла еще весной по городам Казахстана: Шымкент, Тараз, Петропавловск, Усть-Каменогорск, Алматы, Астана, Семей, Кокшетау, Павлодар, Актобе. А августовский кастинг охватил более 60 человек, хотя счастливчиками, отобранными жюри, оказались лишь двадцать два из них. В число будущих солистов попали Алма Кусаинова и Арман Бейсекеев, уже испытавшие на себе притягательность сцены КАТМК в 2015 году, когда дебютировали как вокалисты в комедии «Собака на сене».