27 февраля 2018 года 514

Глубина пространства

Автор: Нина КРАМЕР

26 февраля исполнилось бы 75 лет деятелю искусств КазССР Мингишу Абылкасову. Пять лет назад он скончался, оставив после себя огромное творческое наследие. Жизнь и творчество художника, ушедшего с кистью в руке, - пример того, как надо творить, любить людей и родную землю. На днях в областном музее изобразительного искусства прошла мемориальная выставка, посвященная юбилею.

- Здесь выставлено около 50 работ, 13 из них - из фондов музея, - говорит директор музея ИЗО Бибигуль Кудабаева. - Представлены ранние и поздние работы автора. В экспозиции можно проследить, как менялись колорит работ, композиция, жизненный опыт, мировоззрение художника. В частности, мы расположили много последних работ М. Абылкасова на центральной стене выставки. Чем старше становился Мингиш Мауленович, тем легче, душевное, прозрачнее становились его картины. И мы подметили, что в последние три года своей жизни он очень часто писал небо с облаками. Может быть, это было предчувствие…
Коллеги и близкие героя выставки говорили о том, что у него была очень легкая рука. Бибигуль Сагинтаевна, проработавшая с ним 15 лет, вспоминает, что за день-два в его мастерской рождались шедевры. Причем он с легкостью мог переписать любую картину, если она ему не понравилась.
Об интересном опыте творческого общения рассказал и случайно оказавшийся на выставке известный театральный художник Есенгельды Туяков. Недавно он оформлял спектакль к 350-летию Казыбек би, а сейчас приехал из Алматы, чтобы выполнить работу по так называемой одежде сцены Дворца культуры горняков.
- Когда я приехал сюда в первый раз из Москвы, после учебы, мне дали большой заказ - 20 портретов членов Политбюро, - говорит Е. Туяков. - Я начал работать, что-то получалось, что-то - нет. Ведь я был начинающим художником, с портретами до этого толком не сталкивался. И когда время подходило к сдаче, решил, что с кем-то надо посоветоваться. Мингиш Мауленович в то время был опытным живописцем. Он на них посмотрел и вынес вердикт: «Ну вы их пережарили, перекрасили, надо бы подправить». Я согласился, у меня руки в то время были напряженные, и я попросил его помочь исправить портреты. Он смешал три колера: темный, средний и светлый, можно сказать, не рисуя, слегка прошелся по картинам и буквально за два часа все встало на место. Результат был потрясающий!
Есенгельды Туяков считает, что у Мингиша Мауленовича всегда в картинах был свой сюжет, драматургия. Он будто рассказывал зрителю: что было, что сейчас и что будет с изображением. Благодаря его подаче, зритель видит событие более ясно. Это художник, который отдавал окружающим всего себя без остатка, донося до людей высокую казахскую культуру.
К сожалению, много его работ осталось в частных коллекциях, казахстанских и зарубежных. Мингиш Абылкасов активно участвовал в различных творческих группах, много путешествовал: был на пленэре советско-польской группы живописцев в Польше, творческих поездках в Крым и на озеро Сенеж. Туристические поездки в Швецию, Германию, Турцию, Болгарию способствовали формированию творческого мастерства и мировоззрения.
Его сын Тулеген Абылкасов говорит, что после смерти отца они постарались сохранить в семейном фонде все оставшиеся картины, не дарить и не продавать их, чтобы оставить наследие потомкам.
- Он часто изображал на картинах своих родственников, - говорит Тулеген. - Рисовал мою дочь, маму. Здесь есть картина, которая называется «Натурщица», небольшое полотно, но очень душевное и чуткое. Мы готовимся в этот юбилейный год выпустить об отце книгу.
Желание духовного познания, проникновения в суть вещей и явлений, которая выявила бы основу взаимоотношений человека и мира, заставляло художника обратиться к самым простым мотивам, в которых и заложена истина: земля и небо, степь и дерево, город и человек обретают аллегорический, знаковый характер. Мерный ритм композиционных построений, затягивающая глубина пространства его полотен создают ощущение вечности, непрерывности бытия. В этом есть нечто от восточного углубленного самопознания, когда замыкается круг времени, когда все богатство жизненного опыта человечества, накопленное веками, пропускается через индивидуальное восприятие, становясь глубоко личным и от этого чрезвычайно действенным.

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Как слово наше отзовется 15.01.2019

    В наше время публикации в печатных СМИ, а особенно материалы в электронном варианте, находятся в широком доступе независимо от того, к какой местности они привязаны. Я не раз сталкивалась с тем, что на ту или иную статью приходили не только слова благодарности за встречу с полюбившимися артистами: запрашивают и номера телефонов, чтобы связаться с теми, кого потеряли из виду много лет назад.

  • Закон природы 15.01.2019

    В этом году Казахстан сможет побороться за награду на одной из самых престижных премий в области кинематографа: социальная драма «Айка» Сергея Дворцевого попала в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

  • До потери памяти 12.01.2019

    В творческой мастерской Академического театра музыкальной комедии с интересной постановкой выступил новый состав студенческого театра «Вдохновение» Карагандинского экономического университета. Режиссер и художественный руководитель театра Елена Пономаренко всегда ставит со студентами неординарные и современные пьесы, которые вносят в житейские будни нотки юмора и массу впечатлений.

  • Столица Великой степи 05.01.2019

    Режиссер Акан Сатаев и творческая группа кинокартины «Дорога к матери» накануне Дня Независимости получили из рук Президента Государственную премию в области литературы и искусства. Он же, Акан Сатаев, и поставил очередную часть саги «Путь Лидера. Астана», масштабные премьеры которой прошли в Астане и Алматы.

  • Рождественские сказки 05.01.2019

    Несколько рождественских концертов прошли в Караганде, и эти ожидаемые события вознаградили все надежды зрителей. Красивый букет венских мелодий преподнесли нам дирижер Айдар Торыбаев, симфонический оркестр Концертного объединения им. К. Байжанова, солисты и оркестр Академического театра музыкальной комедии.

  • Измерение временем 29.12.2018

    Тема времени и всего, что с ним связано, особенно актуальна в дни новогодних праздников. Воспользовавшись своей богатой коллекцией часов, сотрудники областного краеведческого музея открыли в преддверии Нового года выставку «Путешествие во времени». Это предметы разных эпох со своей интересной историей, побывавшие в руках знаменитых хозяев.

    Актовый зал музея вместил в себя около шести десятков измерителей времени, которые хранители истории дополнили инсталляциями советского периода и не только.В фондах музея насчитывается 23 наручных и 35 настенных часов. К сожалению, в повседневных экспозициях их редко можно встретить. В основном это часы советского периода. Чтобы посетители могли глубже погрузиться в эпоху, составители экспозиции выставили и другие экспонаты середины прошлого века: радиоприемник, телевизор и старенькая мебель перенесут нас лет на 50 назад и создадут ретро-фон для фотографий.Еще один уголок для фотографирования был назван «Скамейка для свиданий». Лавочку разместили под столбом с подвесными часами, правда не настоящими, но смотрится очень романтично.Также использовали макеты для иллюстрации рассказа о самых древних формах измерения времени.- Здесь у нас представлены макеты солнечных часов, песочных, водяных (клепсидра), - говорит Динара Сәкiмбай, младший научный сотрудник отдела современной истории. - Есть часы, состоящие из свечей, поделенных на фрагменты: когда отрезок свечи сгорал, это означало, что прошел определенный промежуток времени. Также у нас представлен баннер, в котором описывается история появления самых первых часов вплоть до самых последних атомных часов, они являются самыми точными.Эта информация будет, несомненно, интересна школьникам, для которых в программе выставки предусмотрены конкурсы и викторины, а также мастер-класс по сборке часового механизма.Сотрудники расскажут посетителям музея о хозяевах именных часов. Один из них - Габдулла Кулкыбаев, академик НАН РК, доктор медицинских наук. С 1990-го по 2006 год он возглавлял Национальный центр профессиональных заболеваний и гигиены. Является автором 400 научных работ, награжден медалью аль-Фараби. Его наручные часы сделаны в Японии и покрыты золотом.В экспозиции также представлены настольные часы для игры в шахматы. Долгое время они служили ветерану Великой Отечественной войны Виктору Кириллову, который является основателем областной школы шахмат.Один из самых дорогих экспонатов - это наручные часы фирмы «Тиссот». Безусловно, ценными являются настенные часы образца ХIХ века фирмы «Линден». Николай Линден был известным петербургский купцом, в 1888 году он основал на Невском проспекте мастерскую, занимавшуюся ремонтом ювелирных изделий и часов. Кроме того, здесь проводился процесс серебрения и золочения. Со временем при мастерской был организован магазин, где каждый желающий мог купить старинные часы и ювелирные изделия. Благодаря деловым качествам Линдена его магазин вскоре стал одним из наиболее крупных на территории Санкт-Петербурга. В нем продавались цепи, образа, кресты, серебряная посуда, предметы культа, знаки разных государственных учреждений, а также часы таких известных западноевропейских фабрик, как «Одемар», «Гризель», «Борель» и «Вальгам». Уникальный экспонат попал в фонды музея в 1985 году. К сожалению, в настоящий момент неизвестно, кто являлся их владельцем и каким образом они были переданы.Многие представленные на выставке часы являются рабочими и создают характерное фоновое тиканье. К сожалению, уже отслужили свой срок часы с кукушкой. Эти деревянные часы являются, можно сказать, семейной реликвией Динары Сәкiмбай. Настало время, и она решила передать их в музей. Они показывали время нескольким поколениям ее семьи, а маленькая кукушка вылетала каждые полчаса.Еще один интересный уголок на выставке - коллекция будильников. Все они тоже советского периода. Между тем самый первый будильник придумал философ Платон две тысячи лет назад. Устройство предназначалось для его учеников. Ученый ставил два таза один под другим. В верхнюю емкость, самую большую, наливал воду. Вода стекала из верхнего таза в нижний и, в конце концов, переливалась через край в третью емкость, из которой выходила узкая трубка. Когда вода попадала в самый нижний таз, воздух с шумом выходил из трубки-флейты. Услышав этот сигнал, ученики вскакивали с постелей и бежали на уроки.К счастью, юным посетителям выставки бежать на уроки не надо. Она продлится все школьные каникулы - до 15 января.
    Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

  • В гостях у волка с огоньком 29.12.2018

    Борьбу пламени со льдом, тяги к искусству с нездоровым аппетитом можно было наблюдать на новогоднем представлении, которое в Театре им.С. Сейфуллина традиционно готовят на двух языках.

  • Испания. Дуэнде. Фламенко 29.12.2018

    Вечер испанской культуры подарила нашему городу студия фламенко «El Corazon». Такое мероприятие прошло впервые и собрало немало зрителей, с трудом поместившихся в залах областного музея изобразительного искусства.