24 февраля 2018 года 1437

Древо познания

Автор: Зауреш САКТАГАНОВА, доктор исторических наук

На протяжении длительного времени старейшина экономической науки, доктор экономических наук, профессор, академик Рашит Каренов плодотворно занимается изучением родословной казахов. Им написано и опубликовано свыше 100 научных и научно-популярных работ и статей по рассматриваемой проблеме.

В монографических исследованиях автор делает попытку свести в единое целое легенды, песни, устные сказания, передававшиеся из поколения в поколение. Эти издания внесли свой вклад в развитие этнографической науки, утвердив профессора Р. Каренова как хорошего знатока казахского фольклора.
Безусловно, изучение истории происхождения рода - очень увлекательное и интересное дело. Родословные предков большей частью основаны на всевозможных слухах и передавались из поколения в поколение подобно сказкам и устным преданиям.
При этом вопросы этнического состава и расселения казахов являются частью общей проблемы решения этногенеза казахского рода. Сознавая всю важность этой проблемы, Рашит Саттарович в своих исследованиях ограничивается в основном выяснением этнического состава казахов Среднего жуза, а также районов расселения его родов и племен. Это, в конечном счете, в комплексе с историческими, археологическими, этнографическими, лингвистическими, антропологическими, географическими и социально-экономическими изысканиями помогло ему в решении сложного вопроса о происхождении казахского народа, заставило вплотную заняться изучением истории каждого казахского рода. По мнению ученого, казахи - это нация, сохранившая свою историю в виде родоплеменного древа - шежире. Знание семи колен предков само по себе - великое дело. Это постоянное усиление своего генофонда, своеобразная естественная селекция этноса.
На основе критического использования всех доступных источников, архивных документов, а также отечественной и зарубежной (особенно российской) литературы профессор Р. Каренов в своих монографиях и статьях поставил цель: дать по возможности развернутое представление об этническом составе казахов Среднего жуза, а также показать картину расселения и перемещения отдельных родов и племен на территории Казахстана в различные исторические периоды.
На протяжении многовековой истории каждое племя, каждый род видоизменялись в зависимости от экономических и политических факторов. Так, совокупность факторов стала причиной обособления трех групп племен и образования в начале ХVI века на их основе трех казахских жузов: Старшего, основные кочевья которого находились в Семиречье; Среднего, расположенного севернее озера Балхаш, горной гряды Каратау с кочевьями в степях Центрального и Северо-Восточного Казахстана, и Младшего - в Западном Казахстане. Слово «жуз» означает «часть», «сторона». В основе образования жузов лежало объединение отдельных родов и племен в племенные союзы.
В процессе генезиса происходило взаимовлияние отдельных племен, иногда отличных по своему происхождению, шло укрупнение родовых групп, принимавших этноним более сильного племени, рода. В результате наше государство было создано 43 племенами: 25 из них - из Младшего жуза; 6 - из Среднего жуза; 12 - из Старшего жуза. В состав Среднего жуза вошли следующие племена: аргын, керей, найман, кипчак, конрат, уак.
Аргыны занимали наибольшую часть Среднего жуза. Их представители преобладали в Каркаралинском, Павлодарском, Акмолинском, Атбасарском, Кокчетавском и Петропавловском уездах. Аргыны расселились в Семипалатинском уезде. Представители этого племени обитали на землях Младшего жуза в Тургайском уезде (по реке Тургай и ее притокам), на востоке Кустанайского уезда, а также на Сырдарье. Кереи занимали юго-восток Усть-Каменогорского и Каркаралинского уездов, север Акмолинского и восток Кокчетавского уездов. Кереи западной части Петропавловского уезда имели сородичей на землях Младшего жуза.
Найманы расселились на большей части Зайсанского, Усть-Каменогорского и Семипалатинского уездов, в центре Павлодарского уезда между левобережьем Иртыша и реки Чидерты. Ими были населены юг Атбасарского уезда и западная его окраина, а также почти весь Лепсинский уезд, относящийся к Старшему жузу. Кипчаки занимали земли на севере Павлодарского и юге Омского уездов. Наибольшая часть расселилась на землях Младшего жуза, в Кустанайском уезде, на востоке и юге Тургайского уезда и отдельными группами вдоль Сырдарьи. Конраты обитали на землях Младшего жуза в районе Туркестана, к северу, востоку и югу от него. Уаки расселились отдельными островками вдоль Иртыша, в Павлодарском, а также Семипалатинском уездах, на востоке Петропавловского уезда. Такова в общих чертах картина расселения племен Среднего жуза.
Племя аргын составляет значительное число жителей Среднего жуза. Имя их - синоним Среднего жуза. Племя аргын подразделяется на шесть основных поколений: мейрам, ак-софы, кара-софы, темир-софы, сары-софы и надыр-софы. В связи с этим в народе говорят: «Арғын болсаң алтау бол» (аргыны только из шести поколений). Дети старшего сына Аргына Мейрама собирательно называются «Байбише баласы» (дети старшей жены). Эта группа состояла из родов: куандык, сюундык, бегендык, шегендык и каракесек. Остальные из племени аргын по имени их матери были объединены в группу момын. Предки момынов разветвляются на семь родов («Семь момынов»): басентеин, караул, атыгай, канжигалы, тобыкты, сары-жетым и шакшак. Их еще называют «Токал Аргын», т.е. дети младшей жены.
Сегодня у нас в республике особый смысл и развитие получает родология - ведь практически каждый казах по факту рождения уже вписан в огромное древо, носящее название шежире. В отличие от представителей европейских и прочих народов, у которых право вести генеалогию имели лишь аристократы, или «белая кость», для каждого казаха это входило в обязанность. Почитание далеких и близких предков, знание праотцов до седьмого колена и соблюдение ряда ритуалов, связанных с этим, по сей день остаются отличительной чертой «народа из трех жузов».
Шежире всегда имело под собой нечто большее, чем простая таблица или заученные наизусть семь (реже двенадцать) имен ближайших по времени предков. Оно несло и продолжает нести многовековую науку существования, жизненный опыт десятков поколений праотцов, говоря современным языком, неоценимый арсенал генетической информации. И главное - шежире представляет собой назидание потомкам, каждый из которых не только должен гордиться предком, но и доказывать своими поступками, что достоин принадлежать к тому или иному роду и, возможно, превзойти своего великого прапрадеда.

 

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Лучшие из лучших 15.09.2018

    Дан старт приему заявок для участия во втором этапе проекта «100 новых лиц Казахстана». С нынешнего года своих кандидатов могут представить все общественные организации и трудовые коллективы страны. Об этом на брифинге в Региональной службе коммуникаций сообщил Серик Санаубаев, главный менеджер офиса «Рухани жаңғыру» Карагандинской области. 

  • Яркие картинки Нуры 15.09.2018

    Мы, нуринцы, готовимся отметить юбилей своего района: ему - 90 лет. Как посмотреть на этот срок? Для человека - это много, для истории, конечно же, мало. Вот такая арифметика: когда я родился, району был всего 21 год. Поэтому беру на себя смелость вспомнить кое-что из истории нашего края. Рассказ будет субъективным, выборочным и непоследовательным. Жили мы с родителями в колхозе «Трудовик», который располагался в селе Ивановка. Тут был детский сад, но однажды я из него сбежал и наотрез отказывался посещать. Мать, естественно, хотела применить силу, но отец сказал: «Не трожь! Буду брать его с собой».

  • Знатоки языка 13.09.2018

    Премия акима области «Тіл жанашыры» за вклад в развитие государственного языка вручается ежегодно с 2012 года. В этом году на торжественном мероприятии, посвящённом Дню языков народа Казахстана, были награждены семь человек из разных районов области. Вручение премий состоялось в здании областного филиала партии «Нұр Отан». Конкурс проводится среди представителей интеллигенции, бизнеса и средств массовой информации, граждан разных национальностей, свободно владеющих государственным языком, юных полиглотов. В прошлом году на 7 номинаций претендовали 38 человек, в этом - более пятидесяти.

  • Слово поэта не умрет 13.09.2018

    В Доме дружбы г. Караганды по инициативе секретариата Ассамблеи народа Казахстана Карагандинской области был открыт центр шертпе кюй «Күй-керуен». Идеологической основой для создания центра послужила концепция научно-просветительского проекта «Қазақтану» Ассамблеи народа Казахстана. Целью проекта является: «…дальнейшее совершенствование казахстанской модели общественного согласия и общенационального единства на основе гражданских начал, общей истории и стержневой культурно-исторической роли казахского народа на его исконной территории».

  • КИЕВКА В ДОЛИНЕ НУРЫ 11.09.2018

    Первыми в Киевке от различных решений власти пострадали торговцы и священнослужители. Братья Петр и Андрей Смогоржевские с детьми уехали из Киевки ещё в 1927 году. Третий их брат Михаил крестьянствовал. Имел 3 лошадей, 8 волов, 4 коровы, 6 овец. У него конфисковали дом со всей обстановкой: стол, двухспальная кровать из дерева, скамейка, зеркало, шкаф, сундук. Упорный селянин обжаловал решение сельсовета, и ему вернули отобранное. Удалось вернуть имущество Фёдору Олейнику и священнику Михаилу Заровскому. Однако прокурор округа Алпысбаев расценил эти факты как перегибы в пользу зажиточного класса.

  • Веха истории 08.09.2018

    На берегу древней реки Токырауын проходят торжества в честь 90-летия Актогайского района. С давних времен Актогай славился талантливыми людьми. В истории осталось немало имен знаменитых певцов и кюйши, посвятивших свое творчество воспеванию родного края. Достаточно сказать, что на берегах реки Токырауын родилась звезда казахской оперы Куляш Байсеитова. Плеяду любимых народом творцов составляют также певцы Манарбек Ержанов и Асет Найманбайулы, акын и сазгер Шашубай Кошкарбаев, мастер домбры Магауия Хамзин, внесший огромный вклад в возрождение кюя шертпе. 

  • Уроки патриотизма 08.09.2018

    Пути реализации в войсках общенациональной идеи «Мәңгілік Ел», а также программы модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру» обсуждались на заседании круглого стола, который состоялся в стенах Карагандинского областного филиала партии «Нұр Отан». В работе заседания приняли участие заместитель Главнокомандующего войсками Национальной гвардии РК генерал-майор Мухаметкали Сатов, командующий войсками регионального командования «Орталык» генерал-майор Еркин Ботаканов, заместитель командующего войсками регионального командования «Астана» по воспитательной и идеологической работе полковник Мара Раимова, представители военно-патриотических клубов области, а также учащиеся карагандинских школ. 

  • КИЕВКА В ДОЛИНЕ НУРЫ 08.09.2018

    (Продолжение. Начало в номерах от 25.08.2018 и от 6.09.2018 г.)

    Предстоит узнать, кто из киевцев вступил в 1918 году в акмолинский отряд Красной Армии? Кто в 1918-1919 годы подвергался аресту, находился в Акмолинской городской тюрьме? По воле случая узников охранял земляк, родственник владельца мельницы Семен Ачкасов. В Киевке колчаковцами был задержан Павел Евстифеевич Шапран (1875-1921), уроженец села Сладкая Балка Таврической губернии. С. Сейфулин в своей книге «Тернистый путь» называет его членом Совдепа и комиссаром национализированных мельниц. 15 марта 1918 года П.Е. Шапран доложил в Совдепе результаты своей деятельности.