24 февраля 2018 года 1337

Древо познания

Автор: Зауреш САКТАГАНОВА, доктор исторических наук

На протяжении длительного времени старейшина экономической науки, доктор экономических наук, профессор, академик Рашит Каренов плодотворно занимается изучением родословной казахов. Им написано и опубликовано свыше 100 научных и научно-популярных работ и статей по рассматриваемой проблеме.

В монографических исследованиях автор делает попытку свести в единое целое легенды, песни, устные сказания, передававшиеся из поколения в поколение. Эти издания внесли свой вклад в развитие этнографической науки, утвердив профессора Р. Каренова как хорошего знатока казахского фольклора.
Безусловно, изучение истории происхождения рода - очень увлекательное и интересное дело. Родословные предков большей частью основаны на всевозможных слухах и передавались из поколения в поколение подобно сказкам и устным преданиям.
При этом вопросы этнического состава и расселения казахов являются частью общей проблемы решения этногенеза казахского рода. Сознавая всю важность этой проблемы, Рашит Саттарович в своих исследованиях ограничивается в основном выяснением этнического состава казахов Среднего жуза, а также районов расселения его родов и племен. Это, в конечном счете, в комплексе с историческими, археологическими, этнографическими, лингвистическими, антропологическими, географическими и социально-экономическими изысканиями помогло ему в решении сложного вопроса о происхождении казахского народа, заставило вплотную заняться изучением истории каждого казахского рода. По мнению ученого, казахи - это нация, сохранившая свою историю в виде родоплеменного древа - шежире. Знание семи колен предков само по себе - великое дело. Это постоянное усиление своего генофонда, своеобразная естественная селекция этноса.
На основе критического использования всех доступных источников, архивных документов, а также отечественной и зарубежной (особенно российской) литературы профессор Р. Каренов в своих монографиях и статьях поставил цель: дать по возможности развернутое представление об этническом составе казахов Среднего жуза, а также показать картину расселения и перемещения отдельных родов и племен на территории Казахстана в различные исторические периоды.
На протяжении многовековой истории каждое племя, каждый род видоизменялись в зависимости от экономических и политических факторов. Так, совокупность факторов стала причиной обособления трех групп племен и образования в начале ХVI века на их основе трех казахских жузов: Старшего, основные кочевья которого находились в Семиречье; Среднего, расположенного севернее озера Балхаш, горной гряды Каратау с кочевьями в степях Центрального и Северо-Восточного Казахстана, и Младшего - в Западном Казахстане. Слово «жуз» означает «часть», «сторона». В основе образования жузов лежало объединение отдельных родов и племен в племенные союзы.
В процессе генезиса происходило взаимовлияние отдельных племен, иногда отличных по своему происхождению, шло укрупнение родовых групп, принимавших этноним более сильного племени, рода. В результате наше государство было создано 43 племенами: 25 из них - из Младшего жуза; 6 - из Среднего жуза; 12 - из Старшего жуза. В состав Среднего жуза вошли следующие племена: аргын, керей, найман, кипчак, конрат, уак.
Аргыны занимали наибольшую часть Среднего жуза. Их представители преобладали в Каркаралинском, Павлодарском, Акмолинском, Атбасарском, Кокчетавском и Петропавловском уездах. Аргыны расселились в Семипалатинском уезде. Представители этого племени обитали на землях Младшего жуза в Тургайском уезде (по реке Тургай и ее притокам), на востоке Кустанайского уезда, а также на Сырдарье. Кереи занимали юго-восток Усть-Каменогорского и Каркаралинского уездов, север Акмолинского и восток Кокчетавского уездов. Кереи западной части Петропавловского уезда имели сородичей на землях Младшего жуза.
Найманы расселились на большей части Зайсанского, Усть-Каменогорского и Семипалатинского уездов, в центре Павлодарского уезда между левобережьем Иртыша и реки Чидерты. Ими были населены юг Атбасарского уезда и западная его окраина, а также почти весь Лепсинский уезд, относящийся к Старшему жузу. Кипчаки занимали земли на севере Павлодарского и юге Омского уездов. Наибольшая часть расселилась на землях Младшего жуза, в Кустанайском уезде, на востоке и юге Тургайского уезда и отдельными группами вдоль Сырдарьи. Конраты обитали на землях Младшего жуза в районе Туркестана, к северу, востоку и югу от него. Уаки расселились отдельными островками вдоль Иртыша, в Павлодарском, а также Семипалатинском уездах, на востоке Петропавловского уезда. Такова в общих чертах картина расселения племен Среднего жуза.
Племя аргын составляет значительное число жителей Среднего жуза. Имя их - синоним Среднего жуза. Племя аргын подразделяется на шесть основных поколений: мейрам, ак-софы, кара-софы, темир-софы, сары-софы и надыр-софы. В связи с этим в народе говорят: «Арғын болсаң алтау бол» (аргыны только из шести поколений). Дети старшего сына Аргына Мейрама собирательно называются «Байбише баласы» (дети старшей жены). Эта группа состояла из родов: куандык, сюундык, бегендык, шегендык и каракесек. Остальные из племени аргын по имени их матери были объединены в группу момын. Предки момынов разветвляются на семь родов («Семь момынов»): басентеин, караул, атыгай, канжигалы, тобыкты, сары-жетым и шакшак. Их еще называют «Токал Аргын», т.е. дети младшей жены.
Сегодня у нас в республике особый смысл и развитие получает родология - ведь практически каждый казах по факту рождения уже вписан в огромное древо, носящее название шежире. В отличие от представителей европейских и прочих народов, у которых право вести генеалогию имели лишь аристократы, или «белая кость», для каждого казаха это входило в обязанность. Почитание далеких и близких предков, знание праотцов до седьмого колена и соблюдение ряда ритуалов, связанных с этим, по сей день остаются отличительной чертой «народа из трех жузов».
Шежире всегда имело под собой нечто большее, чем простая таблица или заученные наизусть семь (реже двенадцать) имен ближайших по времени предков. Оно несло и продолжает нести многовековую науку существования, жизненный опыт десятков поколений праотцов, говоря современным языком, неоценимый арсенал генетической информации. И главное - шежире представляет собой назидание потомкам, каждый из которых не только должен гордиться предком, но и доказывать своими поступками, что достоин принадлежать к тому или иному роду и, возможно, превзойти своего великого прапрадеда.

 

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Путь к известности 19.06.2018

    Определились трое победителей областного тура мегапроекта «Men qazaqpyn», которые будут представлять наш регион на республиканском этапе конкурса в Астане. В финале регионального тура приняли участие 30 исполнителей традиционной национальной песни, кюев и терме в возрасте от 18 до 40 лет. Это и начинающие артисты, и опытные участники, которые побывали на конкурсах республиканского и международного масштаба и сами руководят в районах различными музыкальными классами и кружками.

  • Эпохальный проспект 19.06.2018

    В 50-е годы в Караганде появляется еще одна площадь. Во главе Союза - Сталин, и на проспекте его имени нужен самый красивый Дворец культуры. Кого в архитекторы? Иосифа Бреннера, а в помощники - его коллегу Я. Яноша.
    Дворец имеет классическую основу. Высокие колонны, высокий антаблемент и фигуры наверху - известный прием, говорит почетный архитектор С. Лебедев. Но нужно было снабдить его национальными деталями. Как соединить Восток и классику? Появились восточные узоры между колоннами и фасадом, а также в обрамлении окон.

  • Хлеборобы Каркаралы 19.06.2018

    У подножия лесистых Кувских гор высотой 1366 м.н.у.м. расположено одно из старейших сел области - Егиндыбулак (в переводе с казахского - Урожайный ручей). Издавна притягивали эти места людей. Живописная природа, обильные пастбища, родники и небольшие речушки способствовали развитию скотоводства. Впоследствии здесь возник один из очагов земледелия Центрального Казахстана. Обильные урожаи посевных культур по берегам ключей определили и название местности.

  • Достояние республики 16.06.2018

    Телевизионный проект «Мен қазақпын» уже обрел своих финалистов. Лучшие исполнители традиционной песни, кюя и терме, которых выберут 16 июня в стенах Дворца горняков, отправятся в столицу представлять Карагандинский регион. Напомним, что цель проекта «Мен қазақпын» - популяризация казахского народного творчества, традиционной песни, кюя и терме, и именно в этих трех жанрах проходят состязания. Финальные отборы «Мен қазақпын» на уровне республики будут транслироваться в прямом эфире канала «Казахстан», областным филиалом которого является Карагандинский канал «Saryarqa», тоже поддерживающий проект. Зрителям представится шанс увидеть республиканское соревнование с сентября по 16 декабря этого года. Таким образом пропагандируются не только национальные ценности, но и лучшие произведения народного искусства.

  • Экономика на примерах 16.06.2018

    Серию из 18 новых учебников, переведенных на государственный язык, уже презентовали в вузах по всей стране в рамках программы «100 новых учебников». Одним из них стало издание «Экономика» Грегори Мэнкью и Марка Тейлора, рекомендованное известнейшими мировыми университетами - Оксфордом и Кембриджем. «Экономика. Четвертое издание» - это адаптация классического труда Г. Мэнкью, и главным преимуществом учебника является то, что автор объясняет науку с точки зрения читателя. Издание имеет прикладной характер и описывается как бизнес-ориентированное, а написанный текст доступно объясняет политику и экономическую теорию.

  • Эпохальный проспект 16.06.2018

    За всю историю главного проспекта города - Бухар-жырау, который ведет свой отсчет с 30-х годов ХХ века, здесь менялись памятники, появлялись новые площади, рождались новые здания, уходили в небытие старые. Проспект не зря называют главной артерией Караганды, а туристы никогда не проходят мимо него. Здесь отражены эпохи, архитектурные стили, здесь же проходят главные городские и областные мероприятия.

  • Увлекательными тропами 14.06.2018

    Юный турист должен не только уметь правильно поставить палатку, безопасно разжечь костер и ориентироваться на местности, он должен знать все о своем крае, уметь показать его с самой лучшей стороны. С 7 по 9 июня в оздоровительном лагере “Факел” Актогайского района в урочище Бектау-ата прошёл областной форум туристско-краеведческих экспедиционных отрядов “Мир открытий. Молодой турист. Юный искатель”.

  • Урок дает музей 14.06.2018

    Чтобы каждый ребенок из Каркаралинского района мог получать качественное образование, создана целая сеть опорных школ, объединяющая все малокомплектные учебные заведения. Для 57 учеников из шести малых населенных пунктов предусмотрен транспорт. Причем детей возят не в одну школу, а в пять! Вскоре будет приобретен еще один автобус, чтобы с комфортом доставлять учащихся из отдаленных аулов в ОШ № 44 им. М. Бапиулы.