24 февраля 2018 года 639

История, написанная кистью

Автор: Анна СТРОКОВА

Имена известных казахстанских художников - неотъемлемая часть истории страны. Они воспевают человеческий труд и любовь к Родине, воссоздают образы исторических деятелей казахской земли и ее лучших людей. Профессионализм полотен отечественных мастеров можно оценить в областном музее изобразительного искусства.

На днях здесь открылась выставка «Наследие художников Казахстана» в рамках программы «Рухани жаңғыру» и 30-летия музея. Был широко представлен жанр портрета ― в зале расположились портреты Курмангазы, Абая, Куляш Байсеитовой, Каныша Сатпаева и Олжаса Сулейменова: в этих работах прослеживается история Казахстана в лицах. Примечательно то, что в фондах музея живут и полотна прославленных мастеров республики ― Абылхана Кастеева и Канафии Тельжанова, Гульфайрус Исмаиловой и Хамзы Кикимова.
Самые старшие работы выставки ― полотно А. Кастеева «Социалистическое животноводство» и «Геологи над изысканием сырья» М. Белова 1947 года, причем вторая выставляется в музее впервые. Среди наиболее поздних работ ― произведения молодых карагандинских художников: натюрморт в национальном стиле «Созвучие» Айнагуль Омаровой (2011 год) и «Кокпар» Натальи Герасимовой (2010 год) ― динамичное полотно, отражающее момент национальной игры так реалистично, словно это фотография.
В этом году отмечается 350-летие Бухар жырау, яркого представителя казахской поэзии и советника хана Абылая. В своих произведениях акын касался всех актуальных вопросов своего времени, и в этом ракурсе художник Айбек Бегалин отразил дух эпохи легендарного поэта в полотне «Портрет Бухар жырау». Его работа ― сочная по цвету, но темная по общему цветовому решению, создана в 1993 году. Темный фон картины отражает тяжелые времена, когда казахский народ угнетали враги-джунгары, а в самой работе узнается особый стиль Айбека Бегалина, который, по словам научного сотрудника музея Виктории Храпко, предпочитает исследовать таинственное и непознанное.
- Личность Бухар жырау настолько всеобъемлющая и многогранная, что не могла не заинтересовать Бегалина, - дополняет Виктория. - В своих работах художник переносит нас в особый мир, а в портрете своего героя приближает к зрителю настолько, чтобы можно было взглянуть ему в глаза. Бухар жырау будто находится рядом с нами, а мистика картины поддерживается мазаром вдалеке от него ― он словно бы рядом, но не во плоти.
Еще одна примечательная работа - портрет Розы Баглановой кисти алматинского мастера Гульфайрус Исмаиловой, объединяет два момента: Багланова - одна из легендарных певиц, а Исмаилова ― известная в республике художница. Гульфайрус писала в основном портреты своих современниц ― Р. Баглановой, Б. Тулегеновой и других: ей нравилось исследовать женский мир. Портрет Розы, скорее всего, был создан после выступления: об этом говорит ее сценический образ и торжественный наряд.
Язык метафоры и символа, рождающий большой круг ассоциаций, использовали для своих произведений карагандинские авторы - Мингиш Абылкасов, Мурат Калкабаев, Журсын Балкенов. И если в работах М. Абылкасова символы более явные (диалог со зрителем ведется через предметы или природу), у М. Калкабаева и Ж. Балкенова они прежде всего сконцентрированы в цвете.
В первые дни своей работы выставка «Наследие художников Казахстана» обрела приятное дополнение: для шестиклассников карагандинской общеобразовательной школы № 16 сотрудники музея провели тематический урок «Ұлы даланың ұлы тұлғалары: Қазыбек би және Бұқар жырау». Цель занятия ― просветительская: детям рассказали об истории казахского народа через призму изобразительного искусства. Для ребят провели экскурсию, а вместе с портретом Бухар жырау продемонстрировали портреты Казыбек би и Абылайхана, недавно изданную о них литературу. Детям рассказали о других казахстанских художниках, которые создавали портреты исторических личностей нашей страны. Особо отмечу рассказ Назерке Жартын о визите Казыбек би к Бухар жырау, когда второй переживал свои последние дни: он попросил бия рассказать о значении цифр от одного до десяти, и тот связал роль каждой цифры с единством народа.
Однако позже Назерке поделилась: не так часто отечественные художники пишут портреты исторических деятелей - биев и ханов. Один из немногочисленных портретов Казыбек би написал его потомок, наш земляк Карипбек Куюков, а что касается Бухар жырау, его портреты пересчитать и руки не хватит: один Ануар Игембаев из Павлодара, другой ― Айбек Бегалин. Поэтому в этом году в музее решили запустить специальный проект и призвать наших мастеров кисти писать исторические портреты. А с наследием художников Казахстана можно ознакомиться до 27 февраля.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Знакомство с автором 19.03.2019

    На днях карагандинского поэта, писателя и журналиста Наталию Инжевскую президиум российского Союза писателей наградил медалью Владимира Маяковского за вклад в литературу. На неделе детской книги в библиотеке им. Абая она презентовала свои сборники сказок.

  • Однажды и навсегда 19.03.2019

    Образцовый хореографический ансамбль «Аяла» отметил юбилей на сцене Дворца горняков концертом «Перезагрузка». Все исполненные номера были премьерными: к дате подошли очень ответственно.

  • Долина юности 16.03.2019

    «Франкофонная весна» проходит в нескольких городах Казахстана. Организаторы серии мероприятий - Швейцарское Посольство и Французский Альянс Караганды - уверены, что это привлечет интерес молодых людей к французскому языку и культуре. На днях в библиотеке им. Н.В. Гоголя прошла встреча со швейцарским писателем Эженом Мельцом.

  • Мамаша в камуфляже 16.03.2019

    Говорят, пьесы немецкого драматурга Бертольда Брехта ставят те режиссеры, которые не боятся бросить вызов театральным традициям. Вызов это или нет, но лауреат Международной премии им. Ч. Айтматова Куандык Касымов, не впервые работающий с Театром им. К.С. Станиславского, доказывает: режиссерские ходы должны быть заметными.

  • В ритмах фламенко 14.03.2019

    Страстные танцы и душевные песни, умопомрачительные акробатические трюки и стихи о любви были собраны в программе концерта «И это все о ней...». Мероприятие, которое изначально было задумано как вечер испанской музыки, в конечном итоге вылилось в еще одно творческое поздравление, адресованное карагандинским женщинам.

  • Вспомнить обо всех 14.03.2019

    Проект Карагандинского академического театра музыкальной комедии «Театральный четверг», берущий свое начало с 2015 года под названием «Дарю вам свет моей души» и знакомивший зрителей с артистами труппы, приобретает второе направление. История театра будет возвращать карагандинцев в далекие годы их молодости, когда они восхищались талантом тех, кто приносил радость с опереттой, комедиями и профессиональной игрой на сцене.

  • Благословение фаризы 14.03.2019

    В карагандинском Дворце культуры горняков прошел конкурс чтецов, посвященный 80-летию известной казахской поэтессы Фаризы Онгарсыновой. Состязание собрало учеников с 5 по 8 классы из карагандинских школ.

  • На сцене и в жизни 12.03.2019

    В Русском драматическом театре им. К. Станиславского прошел юбилейный вечер актрисы Людмилы Пекушевой. Мы знаем ее по спектаклям «Стена живых», «Знойные мамочки», «Ужель та самая Татьяна» и многим другим, а в своей семье она единственная, кто предпочел актерскую профессию.