24 февраля 2018 года 413

История, написанная кистью

Автор: Анна СТРОКОВА

Имена известных казахстанских художников - неотъемлемая часть истории страны. Они воспевают человеческий труд и любовь к Родине, воссоздают образы исторических деятелей казахской земли и ее лучших людей. Профессионализм полотен отечественных мастеров можно оценить в областном музее изобразительного искусства.

На днях здесь открылась выставка «Наследие художников Казахстана» в рамках программы «Рухани жаңғыру» и 30-летия музея. Был широко представлен жанр портрета ― в зале расположились портреты Курмангазы, Абая, Куляш Байсеитовой, Каныша Сатпаева и Олжаса Сулейменова: в этих работах прослеживается история Казахстана в лицах. Примечательно то, что в фондах музея живут и полотна прославленных мастеров республики ― Абылхана Кастеева и Канафии Тельжанова, Гульфайрус Исмаиловой и Хамзы Кикимова.
Самые старшие работы выставки ― полотно А. Кастеева «Социалистическое животноводство» и «Геологи над изысканием сырья» М. Белова 1947 года, причем вторая выставляется в музее впервые. Среди наиболее поздних работ ― произведения молодых карагандинских художников: натюрморт в национальном стиле «Созвучие» Айнагуль Омаровой (2011 год) и «Кокпар» Натальи Герасимовой (2010 год) ― динамичное полотно, отражающее момент национальной игры так реалистично, словно это фотография.
В этом году отмечается 350-летие Бухар жырау, яркого представителя казахской поэзии и советника хана Абылая. В своих произведениях акын касался всех актуальных вопросов своего времени, и в этом ракурсе художник Айбек Бегалин отразил дух эпохи легендарного поэта в полотне «Портрет Бухар жырау». Его работа ― сочная по цвету, но темная по общему цветовому решению, создана в 1993 году. Темный фон картины отражает тяжелые времена, когда казахский народ угнетали враги-джунгары, а в самой работе узнается особый стиль Айбека Бегалина, который, по словам научного сотрудника музея Виктории Храпко, предпочитает исследовать таинственное и непознанное.
- Личность Бухар жырау настолько всеобъемлющая и многогранная, что не могла не заинтересовать Бегалина, - дополняет Виктория. - В своих работах художник переносит нас в особый мир, а в портрете своего героя приближает к зрителю настолько, чтобы можно было взглянуть ему в глаза. Бухар жырау будто находится рядом с нами, а мистика картины поддерживается мазаром вдалеке от него ― он словно бы рядом, но не во плоти.
Еще одна примечательная работа - портрет Розы Баглановой кисти алматинского мастера Гульфайрус Исмаиловой, объединяет два момента: Багланова - одна из легендарных певиц, а Исмаилова ― известная в республике художница. Гульфайрус писала в основном портреты своих современниц ― Р. Баглановой, Б. Тулегеновой и других: ей нравилось исследовать женский мир. Портрет Розы, скорее всего, был создан после выступления: об этом говорит ее сценический образ и торжественный наряд.
Язык метафоры и символа, рождающий большой круг ассоциаций, использовали для своих произведений карагандинские авторы - Мингиш Абылкасов, Мурат Калкабаев, Журсын Балкенов. И если в работах М. Абылкасова символы более явные (диалог со зрителем ведется через предметы или природу), у М. Калкабаева и Ж. Балкенова они прежде всего сконцентрированы в цвете.
В первые дни своей работы выставка «Наследие художников Казахстана» обрела приятное дополнение: для шестиклассников карагандинской общеобразовательной школы № 16 сотрудники музея провели тематический урок «Ұлы даланың ұлы тұлғалары: Қазыбек би және Бұқар жырау». Цель занятия ― просветительская: детям рассказали об истории казахского народа через призму изобразительного искусства. Для ребят провели экскурсию, а вместе с портретом Бухар жырау продемонстрировали портреты Казыбек би и Абылайхана, недавно изданную о них литературу. Детям рассказали о других казахстанских художниках, которые создавали портреты исторических личностей нашей страны. Особо отмечу рассказ Назерке Жартын о визите Казыбек би к Бухар жырау, когда второй переживал свои последние дни: он попросил бия рассказать о значении цифр от одного до десяти, и тот связал роль каждой цифры с единством народа.
Однако позже Назерке поделилась: не так часто отечественные художники пишут портреты исторических деятелей - биев и ханов. Один из немногочисленных портретов Казыбек би написал его потомок, наш земляк Карипбек Куюков, а что касается Бухар жырау, его портреты пересчитать и руки не хватит: один Ануар Игембаев из Павлодара, другой ― Айбек Бегалин. Поэтому в этом году в музее решили запустить специальный проект и призвать наших мастеров кисти писать исторические портреты. А с наследием художников Казахстана можно ознакомиться до 27 февраля.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Черно-белая невесомость 18.09.2018

    Кто-то назвал их резными салфетками, кто-то трафаретиками - но то, что легкие утонченные картины из бумаги, безусловно, очень кропотливая и трудоемкая работа, отрицать нельзя. Молодая художница Елена Кондратьева представила более 50 работ на своей первой серьезной выставке в Карагандинском музее ИЗО. Все экспонаты выполнены в достаточно редкой манере исполнения - вырезании. Основным материалом для художницы является бумага. На создание ее произведений натолкнули случайно увиденные фото работ с сайта Pinterest. Техника ажурной вырезки по бумаге на просторах интернета известна как Papercut. А сама ажурная вырезка пришла к нам с Дальнего Востока - Китая, Японии, Кореи. Не случайно автор поддерживает тесную творческую дружбу с Институтом Конфуция при Карагандинском государственном техническом университете; часть выставочных работ предоставлена этим учреждением.

  • Когда звёзды зажигаются 18.09.2018

    Авторов для выставки молодых художников, которая открылась в областном музее изобразительного искусства, кураторы выбирали точечно, в том числе через социальные сети. В итоге зал музея наполнился самыми разными по стилю полотнами и скульптурами, с которыми действительно стоит ознакомиться. Сотрудники музея Александр Гехт и Виктория Храпко не впервые курируют экспозицию в тандеме и в этот раз активно искали новые имена. Поиск дал свои плоды: почти две трети из представленных авторов стали дебютантами, а поздравить их с выставкой собралось немало людей. 

  • Открытие чувств 15.09.2018

    Ее абстрактные картины называют праздником единения, согласия и гармонии. Названия - романтичные: «Осень на двоих», «Уходящий день», «Доброе утро», «Нежность», «Парк сновидений». Отдых для глаз и души, покой сознания - все это картины карагандинской художницы Фании Исламовой. Фания Якубовна состоит в Союзе художников с 1990 года, пишет тематические картины, чувственные пейзажи и яркие натюрморты. Она родилась в Караганде в сентябре, а высшее образование получила в художественном училище Казани, окончив его в 1980 году.

  • И страшно, и смешно 13.09.2018

    К кому уж точно применительно выражение «живет на сцене», так это к артистам Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова: наблюдать их в спектаклях - удовольствие. Гастроли театра в Караганде начались в прошлую пятницу спектаклем «Ужин с дураком», продолжились «Отелем двух миров» и завершатся «Андалузским проклятием». Если во время просмотра фильма или спектакля порой отвлекаешься на закулисные вопросы вроде «А как артист это репетировал?», «А как это еще можно было сыграть?», то во время спектаклей театра им. М. Лермонтова со мной такого не происходило. На комедии «Ужин с дураком» по пьесе современного французского режиссера и сценариста Франсиса Вебера в зале театра им. К.С. Станиславского каждые пять минут со сцены раздавалась шутка, вызывавшая не просто робкий смех, а хохот от души.

  • Проверено зрителем 11.09.2018

    На пресс-конференции артисты Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова ведут себя легко и открыто: корпоративная культура в их коллективе свободная, что видно и по общению, и по добрым шуткам друг о друге. Театр приехал в Караганду со спектаклями, которые на этой неделе идут в стенах Русского драматического театра им. К.С. Станиславского.

  • Истоки мелодий 11.09.2018

    Клуб композиторов Карагандинской области, организованный 5 октября 1975 года при Дворце культуры горняков, активен по сегодняшний день. Такой же стаж в нашей области имеют только шахтерский ансамбль и шахтерский хор. Это неотъемлемая часть истории нашей области. В давние 30-70-е годы строилась шахтерская Караганда, формировались организации по культуре и образованию, был построен первый Дворец культуры горняков, открывались школы и музеи. Многие ценности были созданы благодаря инициативным гражданам, которые со своими проектами шли впереди всех, видели будущее и вели за собой таких же увлеченных, одержимых энтузиастов своего дела.

  • Неразлучный квартет 08.09.2018

    У Арыстана и Алихана Абильдиных в числе первых игрушек появились барабанные палочки. Дома они росли под аккомпанемент мамы и буквально с пеленок начали посещать концерты отца - Асета Абильдина, известного музыканта, который создал первый в республике ансамбль музыкальных инструментов «Шындауыл». Результаты не заставили себя ждать. Вскоре со взрослыми мужчинами, выстукивающими на экзотических барабанах, стали выступать маленькие ударники. Арыстан сел за ударную установку в четыре года, Алихан - в три. Сейчас старшему 16 лет, младшему - 12, и они успели получить много наград на областных, республиканских и международных конкурсах, участвуя в них как пианисты, ударники, а также как музыкальные теоретики. 

  • Наряд диктует персонаж 06.09.2018

    На Западе, в России, в Алматы и Астане фестивали косплея (от английского «костюмированная игра») - дело уже не удивительное. В Караганде такой вид досуга пока не особо популярен, но первый шаг уже сделан: в гостинице «Чайка» прошел фестиваль «SummerOFF».