24 февраля 2018 года 430

Магия кобыза

Автор: Наталия ИНЖЕВСКАЯ

В Концертном зале «Шалкыма» состоялся концерт «Кобыз - голос веков», подготовленный Академическим оркестром казахских народных инструментов им. Таттимбета. Дирижировал коллективом лауреат республиканских конкурсов, главный дирижер Центрального ансамбля войск Министерства обороны Казахстана Адилет Азбаев.

Целый вечер звучал кобыз и пел то радостно, то грустно, то восторженно и озорно. Этот инструмент считается самым древним в мире смычковых струнных инструментов, а создан был тюркскими племенами и ими же завезен на Запад. Разные народы видоизменяли его, направляя кобыз в русло своих представлений о музыке, художественно-эстетических традиций и имеющихся для его изготовления природных материалов.
Но именно казахский кобыз сохранил самые древние черты народного сознания, традиций и уклада: внутри него, на задней стенке, было прикреплено зеркальце, а головку украшал пучок совиных перьев. В темноте юрты зеркальце отсвечивало от огня тагана красноватым цветом, и кобыз пел свою песню, а баксы истошным голосом кричал заклинания. От вибраций струн и голоса перья совы шевелились и трепетали, магически окружая слушателей ореолом таинственности.
В руках простых музыкантов кобыз пел грустные мотивы казахского народа, кочующего по огромной степи в поисках Страны счастья - «Жер уюк». Так повествуют легенды, а современный инструмент в руках виртуозов-исполнителей - это чарующие звуки степи и родного края. Впрочем, магия звучания сохранилась и до сих пор покоряет зрителей во всем мире.
Общение с кобызом на концерте щедро дарили залу Кенжегуль Мусаева и Айгуль Аужанова. Лауреат международных конкурсов, старший преподаватель столичного Казахского национального университета искусств Кенжегуль Абласымовна - уникальная кобызистка, подарившая зрителям многих концертных залов возможность насладиться мелодикой инструмента, увидеть его в разных вариантах звучания. Превосходно были исполнены «Қоңыр» Коркыта, «Аққу» Н. Тлендиева, необычно подан Б. Барток в «Румынских народных танцах». А обворожительный мир Востока и его великолепия звучал в «Памирской лирической» Я. Сабзанова.
Овациями встречали каждое исполнение мастера, потому что техника и профессионализм Кенжегуль Мусаевой - высочайшего уровня. На сцене «Шалкымы» выступили ее ученицы: с соло Б. Наргиз с «Науаи» и ансамбль юных кобызисток с «Қазақ өрнектері» Г. Болтаевой. Студентка Акбота Сатаева восторженно рассказывала о своем преподавателе: «Общение с Кенжегуль Абласымовной - это счастье, и учиться у нее - подарок судьбы. Она умеет вдохновлять, понимает каждого и помогает стать профессионалом и мастером в музыке».
Овациями сопровождалось и каждое исполненное произведение другой артистки - кобызистки нашего оркестра, лауреата международных конкурсов Айгуль Аужановой. Великолепно, эмоционально, на уровне высочайшего мастерства звучали в ее исполнении «Балқадиша» Акана Серы, «Болгарская сюита» В. Семенова, «Бразильский танец» Г. Триггса, «Времена года» А. Пьяццолла и другие. Айгуль много выступает с сольными концертами и признается: каждое участие в концерте - прежде всего популяризация народной казахской музыки. Концерт дает ей возможность показать, на что способен древнейший инструмент, раскрыть разные грани его звучания, а соло-выступления всегда обязывают к тщательной и качественной подготовке.
Яркий подарок преподнесли артистки зрителям: колоритные «Дивертисмент» И. Фролова и «Наварра» П. Сарасате были приняты публикой с восторгом.
Все, что происходило в тот вечер в «Шалкыме», - это фантастическая феерия звучания древнейшего инструмента, своеобразный перекресток эпох и миров: древнейшего и того, что будет, но пока за гранью постижения. На такое способна лишь магия музыки, уводящая в иллюзорность грядущего из красок сегодняшнего и феноменальности прошедшего. Кобыз - инструмент вне времени!

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Черно-белая невесомость 18.09.2018

    Кто-то назвал их резными салфетками, кто-то трафаретиками - но то, что легкие утонченные картины из бумаги, безусловно, очень кропотливая и трудоемкая работа, отрицать нельзя. Молодая художница Елена Кондратьева представила более 50 работ на своей первой серьезной выставке в Карагандинском музее ИЗО. Все экспонаты выполнены в достаточно редкой манере исполнения - вырезании. Основным материалом для художницы является бумага. На создание ее произведений натолкнули случайно увиденные фото работ с сайта Pinterest. Техника ажурной вырезки по бумаге на просторах интернета известна как Papercut. А сама ажурная вырезка пришла к нам с Дальнего Востока - Китая, Японии, Кореи. Не случайно автор поддерживает тесную творческую дружбу с Институтом Конфуция при Карагандинском государственном техническом университете; часть выставочных работ предоставлена этим учреждением.

  • Когда звёзды зажигаются 18.09.2018

    Авторов для выставки молодых художников, которая открылась в областном музее изобразительного искусства, кураторы выбирали точечно, в том числе через социальные сети. В итоге зал музея наполнился самыми разными по стилю полотнами и скульптурами, с которыми действительно стоит ознакомиться. Сотрудники музея Александр Гехт и Виктория Храпко не впервые курируют экспозицию в тандеме и в этот раз активно искали новые имена. Поиск дал свои плоды: почти две трети из представленных авторов стали дебютантами, а поздравить их с выставкой собралось немало людей. 

  • Открытие чувств 15.09.2018

    Ее абстрактные картины называют праздником единения, согласия и гармонии. Названия - романтичные: «Осень на двоих», «Уходящий день», «Доброе утро», «Нежность», «Парк сновидений». Отдых для глаз и души, покой сознания - все это картины карагандинской художницы Фании Исламовой. Фания Якубовна состоит в Союзе художников с 1990 года, пишет тематические картины, чувственные пейзажи и яркие натюрморты. Она родилась в Караганде в сентябре, а высшее образование получила в художественном училище Казани, окончив его в 1980 году.

  • И страшно, и смешно 13.09.2018

    К кому уж точно применительно выражение «живет на сцене», так это к артистам Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова: наблюдать их в спектаклях - удовольствие. Гастроли театра в Караганде начались в прошлую пятницу спектаклем «Ужин с дураком», продолжились «Отелем двух миров» и завершатся «Андалузским проклятием». Если во время просмотра фильма или спектакля порой отвлекаешься на закулисные вопросы вроде «А как артист это репетировал?», «А как это еще можно было сыграть?», то во время спектаклей театра им. М. Лермонтова со мной такого не происходило. На комедии «Ужин с дураком» по пьесе современного французского режиссера и сценариста Франсиса Вебера в зале театра им. К.С. Станиславского каждые пять минут со сцены раздавалась шутка, вызывавшая не просто робкий смех, а хохот от души.

  • Проверено зрителем 11.09.2018

    На пресс-конференции артисты Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова ведут себя легко и открыто: корпоративная культура в их коллективе свободная, что видно и по общению, и по добрым шуткам друг о друге. Театр приехал в Караганду со спектаклями, которые на этой неделе идут в стенах Русского драматического театра им. К.С. Станиславского.

  • Истоки мелодий 11.09.2018

    Клуб композиторов Карагандинской области, организованный 5 октября 1975 года при Дворце культуры горняков, активен по сегодняшний день. Такой же стаж в нашей области имеют только шахтерский ансамбль и шахтерский хор. Это неотъемлемая часть истории нашей области. В давние 30-70-е годы строилась шахтерская Караганда, формировались организации по культуре и образованию, был построен первый Дворец культуры горняков, открывались школы и музеи. Многие ценности были созданы благодаря инициативным гражданам, которые со своими проектами шли впереди всех, видели будущее и вели за собой таких же увлеченных, одержимых энтузиастов своего дела.

  • Неразлучный квартет 08.09.2018

    У Арыстана и Алихана Абильдиных в числе первых игрушек появились барабанные палочки. Дома они росли под аккомпанемент мамы и буквально с пеленок начали посещать концерты отца - Асета Абильдина, известного музыканта, который создал первый в республике ансамбль музыкальных инструментов «Шындауыл». Результаты не заставили себя ждать. Вскоре со взрослыми мужчинами, выстукивающими на экзотических барабанах, стали выступать маленькие ударники. Арыстан сел за ударную установку в четыре года, Алихан - в три. Сейчас старшему 16 лет, младшему - 12, и они успели получить много наград на областных, республиканских и международных конкурсах, участвуя в них как пианисты, ударники, а также как музыкальные теоретики. 

  • Наряд диктует персонаж 06.09.2018

    На Западе, в России, в Алматы и Астане фестивали косплея (от английского «костюмированная игра») - дело уже не удивительное. В Караганде такой вид досуга пока не особо популярен, но первый шаг уже сделан: в гостинице «Чайка» прошел фестиваль «SummerOFF».