22 февраля 2018 года 2779

Кто достроит долгострой?

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Вновь замерзали нынешней зимой в своих домах жители Сарани. Хотя наболевшую проблему давно должно было решить строительство городской котельной. Но этот проект уже стал притчей во языцех. Сейчас горожане живут в надежде на то, что государство решит вопрос с выделением дополнительного финансирования для завершения объекта.

Устремленные вверх дымящиеся трубы для жителей Сарани являются неотъемлемой частью местного пейзажа. Так уж сложилось, что при строительстве города-спутника не был учтен вопрос централизованного теплоснабжения. Для обеспечения населения теплом были предусмотрены небольшие котельные. На сегодняшний день многоэтажный жилой сектор отапливают 20 технических сооружений. Это не считая АСО, предназначенных для обогрева объектов соцкультбыта и бизнеса. И когда впервые зашла речь о строительстве центральной котельной, радости горожан не было предела.
Сарань давно нуждалась в новом теплоисточнике - численность населения за последние годы существенно возросла, и недостаточная мощность существующих котельных перестала покрывать потребность. По итогам конкурса был определен подрядчик - ТОО «Павлодарский котельный завод». К выполнению обязательств предприятие приступило в апреле 2012 года. Завершение объекта планировалось на декабрь 2014 года. Общая конкурсная стоимость строительства составила 5006838800 тенге (по материалам суда - 4956836667 тенге). Деньги выделялись из республиканского и областного бюджетов.
Суд да дело
По информации управления строительства, за три года подрядчик освоил 4841958000 тенге, что составило 96,7 процентов от общей стоимости. В главном корпусе на 90 процентов выполнены работы по установке трех котлов. Четвертый собран на 40 процентов. Практически завершен административно-бытовой комплекс (90 процентов), более чем наполовину построены гараж и приемное отделение угля. Оставалась самая малость. Однако в сентябре 2015 года строительство было заморожено. Причина - недобросовестное исполнение договорных обязательств Павлодарским котельным заводом. Это легло в основу многочисленных судебных разбирательств. Так, в 2016 году специализированный межрайонный экономический суд Карагандинской области обязал предприятие завершить проект, взыскал с него неустойку и признал недобросовестным участником государственных закупок. Областной суд изменил решение в последней части. Служители Фемиды даже определили конкретный срок завершения строительства - декабрь 2016-го. Затем ему была дана отсрочка до октября прошлого года. Однако воз и ныне там. В настоящее время комплекс представляет собой печальное зрелище. Территория котельной полностью занесена снегом. Перед воротами стоят две брошенные машины - спецтехника явно не востребована собственником. О присутствии людей свидетельствуют лишь узенькие тропинки, протоптанные охранниками.
Второй скандал, вспыхнувший вокруг проблемного объекта, связан с коррупционным преступлением. В прошлом году перед судом предстали пять фигурантов - экс-руководитель управления строительства и его подчиненный, руководитель и эксперт организации, оказывающей инжиниринговые услуги, а также генеральный директор ТОО «Павлодарский котельный завод». Им вменялось хищение бюджетных средств. Ущерб, причиненный государству, оценивался почти в 500 миллионов тенге.
Директор завода был оправдан с формулировкой «за отсутствием состава преступления». Остальные фигуранты были признаны виновными в том, что подписывали без проверки акты приемки за фактически не выполненный объем работ. С учетом этого суд переквалифицировал действия бывшего чиновника с присвоения и растраты вверенного чужого имущества и служебного подлога в злоупотребление должностными полномочиями, остальным вменили пособничество. Суд не стал лишать их свободы, заменив наказанием условным.
Вопрос о том, что деньги, предназначенные для строительства стратегического объекта, осели в чьих-то карманах, был снят с повестки дня. Что же помешало предприятию завершить объект? По информации управления, изначально проект предусматривал установку четырех водогрейных котлов, произведенных на российском заводе. Однако в ходе строительства было решено применить котлы ТОО «Павлодарский котельный завод», отличающиеся технологией сжигания топлива. А они оказались на порядок дороже российских аналогов.
Генеральный директор предприятия не мог не знать об этом. Например, один из свидетелей, допрошенных в суде, отметил, что сам по себе проект достаточно хорош, однако денег, выделенных из бюджета, явно было недостаточно для его реализации. Подсчеты показали, что его реальная стоимость составляла 7,5 миллиарда тенге. Не загорись директор предприятия идеей использовать свою продукцию, уложиться в смету не составило бы большого труда.
Почему же бизнесмен решил сменить коней на переправе? В суде он объяснил, что его целью было восстановление энергетического рынка страны. В принципе, именно для этого и был создан Павлодарский котельный завод. Строительство котельной в Сарани по новой технологии, не имеющей аналогов в Казахстане, должно было стать первым пилотным проектом. Конечно, исполнитель понимал, что в пределах прежней сметной стоимости он не сможет завершить строительство. Замена котлов повлекла за собой увеличение объемов строительно-монтажных работ, удорожание котельного и другого вспомогательного оборудования. Подрядчик рассчитывал на увеличение сметы, однако вскоре стало понятно, что надеяться на дополнительное финансирование не приходится.
Когда же тепло?
Жители Сарани до глубины души возмущены происходящим. Они устали от многолетнего ожидания. Сегодня лишь малая толика потребителей может похвастать теплом в своих квартирах. Основная масса горожан живет в условиях вечной прохлады. Оплата же взимается с завидной регулярностью, причем тарифы у каждого услугодателя разнятся. Минимальная стоимость за квадратный метр составляет порядка 150 тенге, максимальная - 201 тенге.
- Надо понимать, что котельные - это не ТЭЦ. Наибольшая температура, которую выдают наши котельные, - 65-70 градусов. Возможно, в минувшие аномальные морозы в некоторых квартирах было холодно. Но в основном мы работали стабильно, никаких колоссальных сбоев город никогда не давал, - объяснил заместитель городского отдела ЖКХ Ербол Самекин.
Горожане также переживают, что пропадут втуне труды подрядной организации, которая занималась прокладкой магистральных и внутриквартальных сетей. Чтобы с нуля построить теплосеть и насосную станцию, государство выделило около пяти миллиардов тенге.
- Теплотрасса готова. Но вся беда в том, что никто не знает, что будет с трубами к моменту запуска, - выразил опасения председатель общественного совета Сарани Иван Блат.
В акимате заверили, что теплотрассе ничего не грозит. Для ее сохранности в этом году будет проведена консервация.
С нетерпением ждут завершения строительства и владельцы модульных котельных. Отопление города стало для них обременительной обязанностью. Предприниматели в надежде на чудо перестали вкладывать деньги в капитальный ремонт оборудования, а текущий ремонт не лучшим образом сказывается на качестве предоставляемых услуг. Сносить сооружения никто не собирается - собственники планируют перепрофилировать их. Многие уже успели предоставить в акимат готовые проекты новых объектов.
Каким может быть дальнейшее развитие ситуации, покажет время. Одно понятно точно - проект должен быть завершен.
- Мы задаемся вопросом: неужели не существует государственных правомочных структур, которые могли бы повлиять на ситуацию. Как вариант - выделение из резерва недостающей суммы для обеспечения города теплом. А затем заказчик может хоть годами разбираться с подрядчиком. Жители Сарани не должны страдать из-за судебных тяжб, - говорит Иван Блат.
Власти области как раз и занимаются этим вопросом.
- Планируется произвести технический аудит незавершенного объекта. По его итогам будет произведена корректировка проектно-сметной документации с прохождением государственной экспертизы и определением необходимых средств. При выделении финансирования из бюджета необходимо провести конкурс, определить подрядчика и завершить строительство, - сообщили в управлении строительства.

гг. Сарань-Караганда

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Время кооперации 19.03.2019

    Подрядчик будет отвечать за качество новой автомобильной трассы Астана - Караганда пять лет. Если в течение этого гарантийного срока вдруг появятся какие-то дефекты, то предприятие их устранит безоговорочно и за собственный счет. О том, как работает этот механизм, рассказал министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр во время своей рабочей поездки в Карагандинскую область.

  • Фураж в цене 19.03.2019

    Приближается начало аграрного сезона, и крестьяне Карагандинской области строят планы о том, что и как они будут выращивать в 2019 году.

  • Синергия мяса и молока 16.03.2019

    Параллельная специализация на молоке и мясе намного более выгодный бизнес, чем чисто мясное животноводство. Большинство стран идут именно по этому пути, развивая мясо-молочные фермы. И в Германии, и в России внутренний рынок по говядине практически полностью закрывается за счет бычков, сдаваемых на мясо молочниками. Именно поэтому эксперты считают, что Казахстану нужно отказаться от приоритетной поддержки только лишь мясного скотоводства, выбрав проверенный чужим опытом путь.

  • Отходы в дело 16.03.2019

    Сотрудники АО «АрселорМиттал Темиртау» разработали проект по использованию коксового «орешка» в производстве чугуна.

  • Важное звено в развитии региона 16.03.2019

    Карагандинскую область с рабочей поездкой посетил министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр. Визит начался с осмотра строительства дороги. Транспортная логистика - очень важное звено в развитии региона и страны в целом.

  • От золота до железа 14.03.2019

    Карагандинская область была и остается инвестиционно привлекательным промышленным регионом.

  • Вкус чистоты 14.03.2019

    Как вырастить экологически чистую продукцию и вывести ее на рынок Европы? Цикл семинаров на эту тему в разных регионах Казахстана читают специалисты из Литвы, специализирующиеся на сертификации органической продукции. В Карагандинской области местом проведения семинара станет ТОО «Найдоровское» в Осакаровском районе, которое уже в 2020 году планирует получить первый «чистый» урожай в рамках стратегии «Казахстан-2050».

  • Кавалеры уступают дамам 07.03.2019

    Открытие собственного цеха по производству хозяйственного мыла в поселке Атасу Айдана Кумисбек приурочила к женскому празднику. А за несколько дней до этого вместе с другой начинающей бизнес-леди из нашего региона Вероникой Масловой побывала в Астане на республиканской конференции «Поддержка женского предпринимательства как ресурс повышения качества жизни на селе». Организаторы мероприятия - объединение юридических лиц «Коалиция за «зеленую» экономику и развитие G-Global» и общественный фонд «Социальная динамика».