20 февраля 2018 года 342

Реквием по мечте поэта

Автор: Нина КРАМЕР

Поющая сцена - это еще только половина успеха спектакля, а вот поющий зал - куда более солидная составляющая положительной оценки премьеры. Во время премьерного показа спектакля «Фариза и Мукагали» в зрительном зале не было свободных мест. Неизвестно, что больше заинтриговало зрителей: нераскрытая тайна взаимоотношений двух величайших казахских поэтов, имя столичного режиссера, который взялся работать над драмой, хороший актерский состав, именитый драматург или все вместе взятое, но в день премьеры в театре К. Станиславского был полный аншлаг.

Как мы уже писали, «Фариза и Мукагали» - это свежая работа известного драматурга Рахымжана Отарбаева. Пьесой, написанной несколько месяцев назад, заинтересовался астанинский режиссер Нурлан Жуманиязов, который в свою очередь решил, что коллектив Карагандинского областного театра имени С. Сейфуллина отлично справится с поставленной задачей, правдиво отобразив сложную энергетическую связь между двумя легендами казахской литературы - Фаризой Онгарсыновой и Мукагали Макатаевым.
Правда, главная сцена театра С. Сейфуллина не смогла принять у себя столь неожиданную премьеру из-за ремонта, спектакль прошел в Русском театре имени К. Станиславского.
Больничные койки, тяжелые сны и видения, взволнованные врачи, удрученные друзья - все говорило о том, что главному герою недолго осталось жить на этом свете. И бледно загримированный Мукагали (Мейрбек Шакенов) не скрывал от навестивших его в палате, что у него серьезные проблемы с печенью. Макатаев при жизни говорил, что поэт всегда одинок, а когда одиночество усугубляется назойливыми собеседниками, это становится невыносимым. Люди в его снах превращаются в однообразные тени в штиблетах и фраках, которые окружают больного, шуршат перед ним газетами. Тени появляются в конце каждого действия. Надо заметить, что массовые сцены в пьесе помогали гармонично перейти от одной мысли к другой, без использования занавеса.
45-летний поэт в спектакле предстает в образе отверженного и осуждаемого литератора, хотя даже критикующие склоняются перед талантом Мукагали. Так и сосед по палате, бездарный рифмоплет, которого играет Айбек Крыкбаев, в итоге падет перед Мукагали на колени, признавая, что тот намного выше его по духу и таланту. Единственным человеком, способным понять боль израненной души, является Фариза. Ее, по оценкам многих, знавших Фаризу Онгарсынову при жизни, блестяще сыграла Дина Заитова: уверенная походка, острый взгляд, громкий низкий голос - все эти черты всегда присутствовали в строгой, прямолинейной и язвительной поэтессе. Несмотря на то, что такой «солдат слова в юбке» порой напоминает Алису Фрейндлих в одной из лучших ее ролей, отношения героев спектакля далеки от служебного романа. Судьбы их пересекаются, но в основном в поисках тем, направлений, замыслов в поэзии, в противостоянии строю, стремящемуся усреднить их, опустить до уровня того самого бездарного поэта.
Воплощением этого строя в спектакле предстает партийный работник в исполнении Бекмухамеда Киекбаева. У него получается заткнуть рот не только слабеющему Мукагали, но и громогласной Фаризе, которую главный герой сравнивает с Мариной Цветаевой, Анной Ахматовой и Риммой Казаковой вместе взятыми. Для казахского народа Онгарсынова является воплощением вершины поэзии. Также как и Мукагали Макатаев, песни которого поют уже несколько поколений казахстанцев. Надо отметить, что очень удачно в ключевые моменты спектакля все артисты, присутствующие на сцене, объединяются в единый поющий организм, увлекая знакомыми мотивами всех зрителей, которые поют вместе с ними. Достойно выступил в качестве музыкального сопровождения «Реквием по мечте» Моцарта в симбиозе с танцем теней.
Меня очень впечатлила сцена, в которой Фариза в гневе швыряет стулья по сцене. Тяжелый предмет мебели, угодивший в импровизированную трибуну с советским гербом, пошатнул ее, при этом стеклянный графин, стоявший на ней, устоял, а пробка вылетела. В чем заключался трюк: ловко рассчитанный угол падения, приклеенный к трибуне графин или просто некая зрелищная случайность? Это остается загадкой. Но на лице главной героини в этот момент не дрогнул ни один мускул. Сейфуллинцы вообще мастера на трюки, отображение мистического смысла, рока судьбы и прочих драматических составляющих спектаклей. Сыграл тут свою роль и Нурлан Жуманиязов, которого считают мастером эпизода и знатоком музыкальной драмы. История, рассказанная на сцене, не раскрывает всех тайн в отношениях двух уникальных поэтов своего времени, но, на мой взгляд, она исполнена безупречно.

P.S.

К сожалению, постановку своего произведения уже не сможет увидеть автор пьесы Рахымжан Отарбаев. Он скончался в Атырау в ночь на 17 февраля на 62-м году жизни. Отарбаев был членом правления Союза писателей Республики Казахстан и Казахского пен-клуба. 
Список его титулов внушителен: член правления Союза писателей Казахстана, академик Международной академии Ч. Айтматова, лауреат двух престижных премий - имени Махамбета и имени Чингиза Айтматова, почетный профессор Атырауского университета.
Известность Отарбаеву принесли сборники произведений "Шер", "Жұлдыздар құлаған жер", "Жайық жыры", "Қараша қаздар қайтқанда", "Дауысыңды естідім", а также "Отверженный мир" в двух томах. Значительная часть творчества Рахымжана Отарбаева - пьесы.
Книги ушедшего писателя издавались на казахском, русском, китайском, турецком, киргизском, арабском и английском языках.

Так случилось, что пьеса «Фариза и Мукагали» стала последней его работой. Редакция газеты «Индустриальная Караганда» выражает соболезнования родным и близким покойного.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Творить красоту 19.06.2018

    Карагандинский Дом дружбы - дом для этнокультурных центров нашего региона, а теперь и место средоточия художников разных возрастов, которые представляют не только ЭКЦ. На днях здесь открыли художественную галерею «Шабыт», которая послужит и выставочным залом, и образовательной мастерской.

  • Заряд позитива 19.06.2018

    Отчетный концерт коллективов танцевального центра «Danсe-Hall» собрал в красном зале Карагандинского театра музыкальной комедии более 300 человек. И половина из них были те, кто, невзирая на возраст и профессию, материальное положение и загруженность, приходят в залы танцевального центра и занимаются любимым делом. С первых же минут зрителей захватил стремительный танец «Карибы» лауреата международных конкурсов ансамбля «Импульс». Великолепие музыки и синхронность танцовщиц, их легкость при колоссальной физической нагрузке всего за несколько минут выступления - это уникально, но за этим стоят многочасовые тренировки, отточенность и слаженность работы коллектива. 

  • Праздник с добром 16.06.2018

    В этом году праздник окончания поста Ораза айт выпал на священный для мусульман день - пятницу 15 июня. Слово «айт» в названии этого праздника означает «уважение друг к другу», «разделение радости». В этот день верующие не только показывают свое уважение к Аллаху, но и поздравляют друг друга, дарят подарки и оказывают помощь нуждающимся. Примером совместного благого начинания можно считать благотворительную ярмарку, которая открылась сразу после праздничного намаза на площади областной мечети Анет баба. Родственники тяжелобольной девочки, а также помогающие им волонтеры принесли на продажу домашнюю выпечку, курт, сладости и финики, которыми, в основном, разговляются после поста.

  • Душой в искусстве 16.06.2018

    Ее называют крестной мамой Карагандинского музея изобразительного искусства и нашего Союза художников. Она - постоянный гость выставок, поддерживающая и мастеров старшего поколения, и молодых талантов. Наталья Иванина, секретарь Союза художников, на днях отметила свой юбилей. Наталья Ивановна - свидетель целой эпохи в истории карагандинского искусства. Заслуженный деятель Республики Казахстан, она родилась в городе Спасске Рязанской области, обучалась в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде. Там же была старшим научным сотрудником дома-музея И. Репина «Пенаты» и дирекции художественных выставок. 

  • Классика в современном стиле 16.06.2018

    Наш карагандинский Гамлет, не вырвавшись из своей мышеловки, добрался до Румынии. Казахский областной драматический театр имени С. Сейфуллина выступил со спектаклем «Гамлет в мышеловке» на Международном театральном фестивале «BABEL F.A.S.T» в городе Тырговиште. Это ежегодное событие длится неделю и превращает весь город в театр. Представления идут не только на закрытых сценах, но и на улицах и площадях города. А открывается фестиваль большим ночным шествием. Все коллективы-участники идут несколько километров по главной улице до дверей театра. Наши актеры тоже с гордостью пронесли через всю процессию казахстанский флаг.

  • Время кино 16.06.2018

    В прошлом году в Караганде впервые прошел фестиваль короткометражного кино «Askar», в котором мог принять участие каждый, кто увлечен кинематографом разных жанров и направлений. Дебют получился успешным, и сейчас в нашем городе начался прием заявок на следующий. Напомним, что идейным вдохновителем такого творческого соревнования стал руководитель карагандинского киноклуба Владимир Зуев, и он не просто основатель киноклуба: юноша искренне любит кино, ценит как классику и артхаус, так и новинки. Собственно, групповые походы в кинотеатр для членов киноклуба - дело традиционное.

  • Поэзия в переплете 14.06.2018

    Идея выпускать свои издания у наших авторов была и есть: это закрепляет их творчество, так сказать, документально, и это еще одно свидетельство того, что творческая жизнь в Караганде не стоит на месте. Тех, кто творит и своими произведениями радует не только друзей и родных, немало. Раньше карагандинцы, публикующиеся на портале proza.kz, присоединялись к другим авторам Казахстана в «Сборнике самоотверженных авторов», который хранится в библиотеках нашего города. А в конце мая в областном музее изобразительного искусства состоялся поэтический вечер-презентация сборников: майской и авторских литературных тетрадей с прозой и поэзией. Мероприятие прошло успешно, да и сам музей рад поддерживать авторов: не первый год здесь действует проект «Арт-терапия».

  • Романтический Восток 09.06.2018

    В день 30-летия областного музея изобразительного искусства на праздник заглянула китайская художница Ню Вэнь-Джуань, чтобы познакомиться с карагандинскими коллегами. Встреча не прошла бесследно: на днях девушка продемонстрировала выставку собственных работ - воздушных и чувственных, а случилось это в областном краеведческом музее. Это был теплый и дружеский культурный обмен, подчеркнул на выставке директор краеведческого музея Ержан Нурмагамбетов. Интегрируясь в мировое культурное пространство, мы не только показываем себя, но и знакомимся с другими: наши театры и творческие коллективы отправляются на гастроли в разные страны, а музеи принимают в своих стенах зарубежных художников. Ержан Нурмагамбетов вручил Ню Вэнь-Джуань издание «Историко-культурное наследие Сарыарки» с изображениями уникальных экспонатов нашего края.