20 февраля 2018 года 520

Реквием по мечте поэта

Автор: Нина КРАМЕР

Поющая сцена - это еще только половина успеха спектакля, а вот поющий зал - куда более солидная составляющая положительной оценки премьеры. Во время премьерного показа спектакля «Фариза и Мукагали» в зрительном зале не было свободных мест. Неизвестно, что больше заинтриговало зрителей: нераскрытая тайна взаимоотношений двух величайших казахских поэтов, имя столичного режиссера, который взялся работать над драмой, хороший актерский состав, именитый драматург или все вместе взятое, но в день премьеры в театре К. Станиславского был полный аншлаг.

Как мы уже писали, «Фариза и Мукагали» - это свежая работа известного драматурга Рахымжана Отарбаева. Пьесой, написанной несколько месяцев назад, заинтересовался астанинский режиссер Нурлан Жуманиязов, который в свою очередь решил, что коллектив Карагандинского областного театра имени С. Сейфуллина отлично справится с поставленной задачей, правдиво отобразив сложную энергетическую связь между двумя легендами казахской литературы - Фаризой Онгарсыновой и Мукагали Макатаевым.
Правда, главная сцена театра С. Сейфуллина не смогла принять у себя столь неожиданную премьеру из-за ремонта, спектакль прошел в Русском театре имени К. Станиславского.
Больничные койки, тяжелые сны и видения, взволнованные врачи, удрученные друзья - все говорило о том, что главному герою недолго осталось жить на этом свете. И бледно загримированный Мукагали (Мейрбек Шакенов) не скрывал от навестивших его в палате, что у него серьезные проблемы с печенью. Макатаев при жизни говорил, что поэт всегда одинок, а когда одиночество усугубляется назойливыми собеседниками, это становится невыносимым. Люди в его снах превращаются в однообразные тени в штиблетах и фраках, которые окружают больного, шуршат перед ним газетами. Тени появляются в конце каждого действия. Надо заметить, что массовые сцены в пьесе помогали гармонично перейти от одной мысли к другой, без использования занавеса.
45-летний поэт в спектакле предстает в образе отверженного и осуждаемого литератора, хотя даже критикующие склоняются перед талантом Мукагали. Так и сосед по палате, бездарный рифмоплет, которого играет Айбек Крыкбаев, в итоге падет перед Мукагали на колени, признавая, что тот намного выше его по духу и таланту. Единственным человеком, способным понять боль израненной души, является Фариза. Ее, по оценкам многих, знавших Фаризу Онгарсынову при жизни, блестяще сыграла Дина Заитова: уверенная походка, острый взгляд, громкий низкий голос - все эти черты всегда присутствовали в строгой, прямолинейной и язвительной поэтессе. Несмотря на то, что такой «солдат слова в юбке» порой напоминает Алису Фрейндлих в одной из лучших ее ролей, отношения героев спектакля далеки от служебного романа. Судьбы их пересекаются, но в основном в поисках тем, направлений, замыслов в поэзии, в противостоянии строю, стремящемуся усреднить их, опустить до уровня того самого бездарного поэта.
Воплощением этого строя в спектакле предстает партийный работник в исполнении Бекмухамеда Киекбаева. У него получается заткнуть рот не только слабеющему Мукагали, но и громогласной Фаризе, которую главный герой сравнивает с Мариной Цветаевой, Анной Ахматовой и Риммой Казаковой вместе взятыми. Для казахского народа Онгарсынова является воплощением вершины поэзии. Также как и Мукагали Макатаев, песни которого поют уже несколько поколений казахстанцев. Надо отметить, что очень удачно в ключевые моменты спектакля все артисты, присутствующие на сцене, объединяются в единый поющий организм, увлекая знакомыми мотивами всех зрителей, которые поют вместе с ними. Достойно выступил в качестве музыкального сопровождения «Реквием по мечте» Моцарта в симбиозе с танцем теней.
Меня очень впечатлила сцена, в которой Фариза в гневе швыряет стулья по сцене. Тяжелый предмет мебели, угодивший в импровизированную трибуну с советским гербом, пошатнул ее, при этом стеклянный графин, стоявший на ней, устоял, а пробка вылетела. В чем заключался трюк: ловко рассчитанный угол падения, приклеенный к трибуне графин или просто некая зрелищная случайность? Это остается загадкой. Но на лице главной героини в этот момент не дрогнул ни один мускул. Сейфуллинцы вообще мастера на трюки, отображение мистического смысла, рока судьбы и прочих драматических составляющих спектаклей. Сыграл тут свою роль и Нурлан Жуманиязов, которого считают мастером эпизода и знатоком музыкальной драмы. История, рассказанная на сцене, не раскрывает всех тайн в отношениях двух уникальных поэтов своего времени, но, на мой взгляд, она исполнена безупречно.

P.S.

К сожалению, постановку своего произведения уже не сможет увидеть автор пьесы Рахымжан Отарбаев. Он скончался в Атырау в ночь на 17 февраля на 62-м году жизни. Отарбаев был членом правления Союза писателей Республики Казахстан и Казахского пен-клуба. 
Список его титулов внушителен: член правления Союза писателей Казахстана, академик Международной академии Ч. Айтматова, лауреат двух престижных премий - имени Махамбета и имени Чингиза Айтматова, почетный профессор Атырауского университета.
Известность Отарбаеву принесли сборники произведений "Шер", "Жұлдыздар құлаған жер", "Жайық жыры", "Қараша қаздар қайтқанда", "Дауысыңды естідім", а также "Отверженный мир" в двух томах. Значительная часть творчества Рахымжана Отарбаева - пьесы.
Книги ушедшего писателя издавались на казахском, русском, китайском, турецком, киргизском, арабском и английском языках.

Так случилось, что пьеса «Фариза и Мукагали» стала последней его работой. Редакция газеты «Индустриальная Караганда» выражает соболезнования родным и близким покойного.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Режиссерский корпус. Кожушкин 06.12.2018

    Судьба этого человека переплелась с нашим городом на 29 лет. Василий Кожушкин ушел из жизни в 2010 году, оставив после себя самое ценное - двоих сыновей, дочь, счастливо прожившую с ним в браке 44 года жену и добрые воспоминания о себе со стороны коллег.

  • Пируэты успеха 11.12.2018

    С четырех лет Айсулу Жумабек танцевала в родном поселке Атасу в ансамбле «Балдаурен». В седьмом классе директор школы, в которой она училась, предложила девочке вести танцевальный кружок в школе. Та с радостью согласилась, зарплата в 1500 тенге показалась ей тогда баснословной суммой.

  • Танец - поэма, движение - слово 11.12.2018

    Торжественные концерты в честь юбилея Карагандинского концертного объединения им. К. Байжанова продолжаются. И особенно приятно, что эта дата совпадает с юбилеями его коллективов, которые имеют свою историю, - им есть чем гордиться. На днях в карагандинском Дворце культуры горняков 25-летие отпраздновал ансамбль «Акку».

  • Родовая легенда 08.12.2018

    Статистика утверждает, что настоящие гении рождаются раз в столетие. Век нынешний напрочь опровергает этот постулат: в Караганду постоянно приезжают гениальные музыканты 

  • «Золотой» концерт 08.12.2018

    Юбилейные мероприятия, посвященные 80-летию Концертного объединения им. К. Байжанова, начались с выступления симфонического оркестра. Этот прославленный коллектив отмечает и свою маленькую дату - коллективу 35.

  • Место жительства- музей 08.12.2018

    Два года назад мы писали о выставке «В дар музею от доброго сердца», собравшей произведения наших мастеров, которые они подарили музею изобразительного искусства в 2015-2016 годах. Речь тогда шла о том, чтобы сделать такие выставки традиционными, и музей держит слово: здесь проходит еще одна экспозиция из этой серии, с новыми полотнами, но демонстрируются они до 10 декабря.

  • Печи из древности 06.12.2018

    Около 400 древних металлургических печей хранится в музее горно-металлургических работ в поселке Жезды Карагандинской области.

  • В общении с миром 06.12.2018

    В библиотеке поселка Топар накануне Международного дня инвалидов прошло праздничное мероприятие.