20 февраля 2018 года 430

Реквием по мечте поэта

Автор: Нина КРАМЕР

Поющая сцена - это еще только половина успеха спектакля, а вот поющий зал - куда более солидная составляющая положительной оценки премьеры. Во время премьерного показа спектакля «Фариза и Мукагали» в зрительном зале не было свободных мест. Неизвестно, что больше заинтриговало зрителей: нераскрытая тайна взаимоотношений двух величайших казахских поэтов, имя столичного режиссера, который взялся работать над драмой, хороший актерский состав, именитый драматург или все вместе взятое, но в день премьеры в театре К. Станиславского был полный аншлаг.

Как мы уже писали, «Фариза и Мукагали» - это свежая работа известного драматурга Рахымжана Отарбаева. Пьесой, написанной несколько месяцев назад, заинтересовался астанинский режиссер Нурлан Жуманиязов, который в свою очередь решил, что коллектив Карагандинского областного театра имени С. Сейфуллина отлично справится с поставленной задачей, правдиво отобразив сложную энергетическую связь между двумя легендами казахской литературы - Фаризой Онгарсыновой и Мукагали Макатаевым.
Правда, главная сцена театра С. Сейфуллина не смогла принять у себя столь неожиданную премьеру из-за ремонта, спектакль прошел в Русском театре имени К. Станиславского.
Больничные койки, тяжелые сны и видения, взволнованные врачи, удрученные друзья - все говорило о том, что главному герою недолго осталось жить на этом свете. И бледно загримированный Мукагали (Мейрбек Шакенов) не скрывал от навестивших его в палате, что у него серьезные проблемы с печенью. Макатаев при жизни говорил, что поэт всегда одинок, а когда одиночество усугубляется назойливыми собеседниками, это становится невыносимым. Люди в его снах превращаются в однообразные тени в штиблетах и фраках, которые окружают больного, шуршат перед ним газетами. Тени появляются в конце каждого действия. Надо заметить, что массовые сцены в пьесе помогали гармонично перейти от одной мысли к другой, без использования занавеса.
45-летний поэт в спектакле предстает в образе отверженного и осуждаемого литератора, хотя даже критикующие склоняются перед талантом Мукагали. Так и сосед по палате, бездарный рифмоплет, которого играет Айбек Крыкбаев, в итоге падет перед Мукагали на колени, признавая, что тот намного выше его по духу и таланту. Единственным человеком, способным понять боль израненной души, является Фариза. Ее, по оценкам многих, знавших Фаризу Онгарсынову при жизни, блестяще сыграла Дина Заитова: уверенная походка, острый взгляд, громкий низкий голос - все эти черты всегда присутствовали в строгой, прямолинейной и язвительной поэтессе. Несмотря на то, что такой «солдат слова в юбке» порой напоминает Алису Фрейндлих в одной из лучших ее ролей, отношения героев спектакля далеки от служебного романа. Судьбы их пересекаются, но в основном в поисках тем, направлений, замыслов в поэзии, в противостоянии строю, стремящемуся усреднить их, опустить до уровня того самого бездарного поэта.
Воплощением этого строя в спектакле предстает партийный работник в исполнении Бекмухамеда Киекбаева. У него получается заткнуть рот не только слабеющему Мукагали, но и громогласной Фаризе, которую главный герой сравнивает с Мариной Цветаевой, Анной Ахматовой и Риммой Казаковой вместе взятыми. Для казахского народа Онгарсынова является воплощением вершины поэзии. Также как и Мукагали Макатаев, песни которого поют уже несколько поколений казахстанцев. Надо отметить, что очень удачно в ключевые моменты спектакля все артисты, присутствующие на сцене, объединяются в единый поющий организм, увлекая знакомыми мотивами всех зрителей, которые поют вместе с ними. Достойно выступил в качестве музыкального сопровождения «Реквием по мечте» Моцарта в симбиозе с танцем теней.
Меня очень впечатлила сцена, в которой Фариза в гневе швыряет стулья по сцене. Тяжелый предмет мебели, угодивший в импровизированную трибуну с советским гербом, пошатнул ее, при этом стеклянный графин, стоявший на ней, устоял, а пробка вылетела. В чем заключался трюк: ловко рассчитанный угол падения, приклеенный к трибуне графин или просто некая зрелищная случайность? Это остается загадкой. Но на лице главной героини в этот момент не дрогнул ни один мускул. Сейфуллинцы вообще мастера на трюки, отображение мистического смысла, рока судьбы и прочих драматических составляющих спектаклей. Сыграл тут свою роль и Нурлан Жуманиязов, которого считают мастером эпизода и знатоком музыкальной драмы. История, рассказанная на сцене, не раскрывает всех тайн в отношениях двух уникальных поэтов своего времени, но, на мой взгляд, она исполнена безупречно.

P.S.

К сожалению, постановку своего произведения уже не сможет увидеть автор пьесы Рахымжан Отарбаев. Он скончался в Атырау в ночь на 17 февраля на 62-м году жизни. Отарбаев был членом правления Союза писателей Республики Казахстан и Казахского пен-клуба. 
Список его титулов внушителен: член правления Союза писателей Казахстана, академик Международной академии Ч. Айтматова, лауреат двух престижных премий - имени Махамбета и имени Чингиза Айтматова, почетный профессор Атырауского университета.
Известность Отарбаеву принесли сборники произведений "Шер", "Жұлдыздар құлаған жер", "Жайық жыры", "Қараша қаздар қайтқанда", "Дауысыңды естідім", а также "Отверженный мир" в двух томах. Значительная часть творчества Рахымжана Отарбаева - пьесы.
Книги ушедшего писателя издавались на казахском, русском, китайском, турецком, киргизском, арабском и английском языках.

Так случилось, что пьеса «Фариза и Мукагали» стала последней его работой. Редакция газеты «Индустриальная Караганда» выражает соболезнования родным и близким покойного.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Черно-белая невесомость 18.09.2018

    Кто-то назвал их резными салфетками, кто-то трафаретиками - но то, что легкие утонченные картины из бумаги, безусловно, очень кропотливая и трудоемкая работа, отрицать нельзя. Молодая художница Елена Кондратьева представила более 50 работ на своей первой серьезной выставке в Карагандинском музее ИЗО. Все экспонаты выполнены в достаточно редкой манере исполнения - вырезании. Основным материалом для художницы является бумага. На создание ее произведений натолкнули случайно увиденные фото работ с сайта Pinterest. Техника ажурной вырезки по бумаге на просторах интернета известна как Papercut. А сама ажурная вырезка пришла к нам с Дальнего Востока - Китая, Японии, Кореи. Не случайно автор поддерживает тесную творческую дружбу с Институтом Конфуция при Карагандинском государственном техническом университете; часть выставочных работ предоставлена этим учреждением.

  • Когда звёзды зажигаются 18.09.2018

    Авторов для выставки молодых художников, которая открылась в областном музее изобразительного искусства, кураторы выбирали точечно, в том числе через социальные сети. В итоге зал музея наполнился самыми разными по стилю полотнами и скульптурами, с которыми действительно стоит ознакомиться. Сотрудники музея Александр Гехт и Виктория Храпко не впервые курируют экспозицию в тандеме и в этот раз активно искали новые имена. Поиск дал свои плоды: почти две трети из представленных авторов стали дебютантами, а поздравить их с выставкой собралось немало людей. 

  • Открытие чувств 15.09.2018

    Ее абстрактные картины называют праздником единения, согласия и гармонии. Названия - романтичные: «Осень на двоих», «Уходящий день», «Доброе утро», «Нежность», «Парк сновидений». Отдых для глаз и души, покой сознания - все это картины карагандинской художницы Фании Исламовой. Фания Якубовна состоит в Союзе художников с 1990 года, пишет тематические картины, чувственные пейзажи и яркие натюрморты. Она родилась в Караганде в сентябре, а высшее образование получила в художественном училище Казани, окончив его в 1980 году.

  • И страшно, и смешно 13.09.2018

    К кому уж точно применительно выражение «живет на сцене», так это к артистам Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова: наблюдать их в спектаклях - удовольствие. Гастроли театра в Караганде начались в прошлую пятницу спектаклем «Ужин с дураком», продолжились «Отелем двух миров» и завершатся «Андалузским проклятием». Если во время просмотра фильма или спектакля порой отвлекаешься на закулисные вопросы вроде «А как артист это репетировал?», «А как это еще можно было сыграть?», то во время спектаклей театра им. М. Лермонтова со мной такого не происходило. На комедии «Ужин с дураком» по пьесе современного французского режиссера и сценариста Франсиса Вебера в зале театра им. К.С. Станиславского каждые пять минут со сцены раздавалась шутка, вызывавшая не просто робкий смех, а хохот от души.

  • Проверено зрителем 11.09.2018

    На пресс-конференции артисты Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова ведут себя легко и открыто: корпоративная культура в их коллективе свободная, что видно и по общению, и по добрым шуткам друг о друге. Театр приехал в Караганду со спектаклями, которые на этой неделе идут в стенах Русского драматического театра им. К.С. Станиславского.

  • Истоки мелодий 11.09.2018

    Клуб композиторов Карагандинской области, организованный 5 октября 1975 года при Дворце культуры горняков, активен по сегодняшний день. Такой же стаж в нашей области имеют только шахтерский ансамбль и шахтерский хор. Это неотъемлемая часть истории нашей области. В давние 30-70-е годы строилась шахтерская Караганда, формировались организации по культуре и образованию, был построен первый Дворец культуры горняков, открывались школы и музеи. Многие ценности были созданы благодаря инициативным гражданам, которые со своими проектами шли впереди всех, видели будущее и вели за собой таких же увлеченных, одержимых энтузиастов своего дела.

  • Неразлучный квартет 08.09.2018

    У Арыстана и Алихана Абильдиных в числе первых игрушек появились барабанные палочки. Дома они росли под аккомпанемент мамы и буквально с пеленок начали посещать концерты отца - Асета Абильдина, известного музыканта, который создал первый в республике ансамбль музыкальных инструментов «Шындауыл». Результаты не заставили себя ждать. Вскоре со взрослыми мужчинами, выстукивающими на экзотических барабанах, стали выступать маленькие ударники. Арыстан сел за ударную установку в четыре года, Алихан - в три. Сейчас старшему 16 лет, младшему - 12, и они успели получить много наград на областных, республиканских и международных конкурсах, участвуя в них как пианисты, ударники, а также как музыкальные теоретики. 

  • Наряд диктует персонаж 06.09.2018

    На Западе, в России, в Алматы и Астане фестивали косплея (от английского «костюмированная игра») - дело уже не удивительное. В Караганде такой вид досуга пока не особо популярен, но первый шаг уже сделан: в гостинице «Чайка» прошел фестиваль «SummerOFF».