20 февраля 2018 года 654

Реквием по мечте поэта

Автор: Нина КРАМЕР

Поющая сцена - это еще только половина успеха спектакля, а вот поющий зал - куда более солидная составляющая положительной оценки премьеры. Во время премьерного показа спектакля «Фариза и Мукагали» в зрительном зале не было свободных мест. Неизвестно, что больше заинтриговало зрителей: нераскрытая тайна взаимоотношений двух величайших казахских поэтов, имя столичного режиссера, который взялся работать над драмой, хороший актерский состав, именитый драматург или все вместе взятое, но в день премьеры в театре К. Станиславского был полный аншлаг.

Как мы уже писали, «Фариза и Мукагали» - это свежая работа известного драматурга Рахымжана Отарбаева. Пьесой, написанной несколько месяцев назад, заинтересовался астанинский режиссер Нурлан Жуманиязов, который в свою очередь решил, что коллектив Карагандинского областного театра имени С. Сейфуллина отлично справится с поставленной задачей, правдиво отобразив сложную энергетическую связь между двумя легендами казахской литературы - Фаризой Онгарсыновой и Мукагали Макатаевым.
Правда, главная сцена театра С. Сейфуллина не смогла принять у себя столь неожиданную премьеру из-за ремонта, спектакль прошел в Русском театре имени К. Станиславского.
Больничные койки, тяжелые сны и видения, взволнованные врачи, удрученные друзья - все говорило о том, что главному герою недолго осталось жить на этом свете. И бледно загримированный Мукагали (Мейрбек Шакенов) не скрывал от навестивших его в палате, что у него серьезные проблемы с печенью. Макатаев при жизни говорил, что поэт всегда одинок, а когда одиночество усугубляется назойливыми собеседниками, это становится невыносимым. Люди в его снах превращаются в однообразные тени в штиблетах и фраках, которые окружают больного, шуршат перед ним газетами. Тени появляются в конце каждого действия. Надо заметить, что массовые сцены в пьесе помогали гармонично перейти от одной мысли к другой, без использования занавеса.
45-летний поэт в спектакле предстает в образе отверженного и осуждаемого литератора, хотя даже критикующие склоняются перед талантом Мукагали. Так и сосед по палате, бездарный рифмоплет, которого играет Айбек Крыкбаев, в итоге падет перед Мукагали на колени, признавая, что тот намного выше его по духу и таланту. Единственным человеком, способным понять боль израненной души, является Фариза. Ее, по оценкам многих, знавших Фаризу Онгарсынову при жизни, блестяще сыграла Дина Заитова: уверенная походка, острый взгляд, громкий низкий голос - все эти черты всегда присутствовали в строгой, прямолинейной и язвительной поэтессе. Несмотря на то, что такой «солдат слова в юбке» порой напоминает Алису Фрейндлих в одной из лучших ее ролей, отношения героев спектакля далеки от служебного романа. Судьбы их пересекаются, но в основном в поисках тем, направлений, замыслов в поэзии, в противостоянии строю, стремящемуся усреднить их, опустить до уровня того самого бездарного поэта.
Воплощением этого строя в спектакле предстает партийный работник в исполнении Бекмухамеда Киекбаева. У него получается заткнуть рот не только слабеющему Мукагали, но и громогласной Фаризе, которую главный герой сравнивает с Мариной Цветаевой, Анной Ахматовой и Риммой Казаковой вместе взятыми. Для казахского народа Онгарсынова является воплощением вершины поэзии. Также как и Мукагали Макатаев, песни которого поют уже несколько поколений казахстанцев. Надо отметить, что очень удачно в ключевые моменты спектакля все артисты, присутствующие на сцене, объединяются в единый поющий организм, увлекая знакомыми мотивами всех зрителей, которые поют вместе с ними. Достойно выступил в качестве музыкального сопровождения «Реквием по мечте» Моцарта в симбиозе с танцем теней.
Меня очень впечатлила сцена, в которой Фариза в гневе швыряет стулья по сцене. Тяжелый предмет мебели, угодивший в импровизированную трибуну с советским гербом, пошатнул ее, при этом стеклянный графин, стоявший на ней, устоял, а пробка вылетела. В чем заключался трюк: ловко рассчитанный угол падения, приклеенный к трибуне графин или просто некая зрелищная случайность? Это остается загадкой. Но на лице главной героини в этот момент не дрогнул ни один мускул. Сейфуллинцы вообще мастера на трюки, отображение мистического смысла, рока судьбы и прочих драматических составляющих спектаклей. Сыграл тут свою роль и Нурлан Жуманиязов, которого считают мастером эпизода и знатоком музыкальной драмы. История, рассказанная на сцене, не раскрывает всех тайн в отношениях двух уникальных поэтов своего времени, но, на мой взгляд, она исполнена безупречно.

P.S.

К сожалению, постановку своего произведения уже не сможет увидеть автор пьесы Рахымжан Отарбаев. Он скончался в Атырау в ночь на 17 февраля на 62-м году жизни. Отарбаев был членом правления Союза писателей Республики Казахстан и Казахского пен-клуба. 
Список его титулов внушителен: член правления Союза писателей Казахстана, академик Международной академии Ч. Айтматова, лауреат двух престижных премий - имени Махамбета и имени Чингиза Айтматова, почетный профессор Атырауского университета.
Известность Отарбаеву принесли сборники произведений "Шер", "Жұлдыздар құлаған жер", "Жайық жыры", "Қараша қаздар қайтқанда", "Дауысыңды естідім", а также "Отверженный мир" в двух томах. Значительная часть творчества Рахымжана Отарбаева - пьесы.
Книги ушедшего писателя издавались на казахском, русском, китайском, турецком, киргизском, арабском и английском языках.

Так случилось, что пьеса «Фариза и Мукагали» стала последней его работой. Редакция газеты «Индустриальная Караганда» выражает соболезнования родным и близким покойного.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Знакомство с автором 19.03.2019

    На днях карагандинского поэта, писателя и журналиста Наталию Инжевскую президиум российского Союза писателей наградил медалью Владимира Маяковского за вклад в литературу. На неделе детской книги в библиотеке им. Абая она презентовала свои сборники сказок.

  • Однажды и навсегда 19.03.2019

    Образцовый хореографический ансамбль «Аяла» отметил юбилей на сцене Дворца горняков концертом «Перезагрузка». Все исполненные номера были премьерными: к дате подошли очень ответственно.

  • Долина юности 16.03.2019

    «Франкофонная весна» проходит в нескольких городах Казахстана. Организаторы серии мероприятий - Швейцарское Посольство и Французский Альянс Караганды - уверены, что это привлечет интерес молодых людей к французскому языку и культуре. На днях в библиотеке им. Н.В. Гоголя прошла встреча со швейцарским писателем Эженом Мельцом.

  • Мамаша в камуфляже 16.03.2019

    Говорят, пьесы немецкого драматурга Бертольда Брехта ставят те режиссеры, которые не боятся бросить вызов театральным традициям. Вызов это или нет, но лауреат Международной премии им. Ч. Айтматова Куандык Касымов, не впервые работающий с Театром им. К.С. Станиславского, доказывает: режиссерские ходы должны быть заметными.

  • В ритмах фламенко 14.03.2019

    Страстные танцы и душевные песни, умопомрачительные акробатические трюки и стихи о любви были собраны в программе концерта «И это все о ней...». Мероприятие, которое изначально было задумано как вечер испанской музыки, в конечном итоге вылилось в еще одно творческое поздравление, адресованное карагандинским женщинам.

  • Вспомнить обо всех 14.03.2019

    Проект Карагандинского академического театра музыкальной комедии «Театральный четверг», берущий свое начало с 2015 года под названием «Дарю вам свет моей души» и знакомивший зрителей с артистами труппы, приобретает второе направление. История театра будет возвращать карагандинцев в далекие годы их молодости, когда они восхищались талантом тех, кто приносил радость с опереттой, комедиями и профессиональной игрой на сцене.

  • Благословение фаризы 14.03.2019

    В карагандинском Дворце культуры горняков прошел конкурс чтецов, посвященный 80-летию известной казахской поэтессы Фаризы Онгарсыновой. Состязание собрало учеников с 5 по 8 классы из карагандинских школ.

  • На сцене и в жизни 12.03.2019

    В Русском драматическом театре им. К. Станиславского прошел юбилейный вечер актрисы Людмилы Пекушевой. Мы знаем ее по спектаклям «Стена живых», «Знойные мамочки», «Ужель та самая Татьяна» и многим другим, а в своей семье она единственная, кто предпочел актерскую профессию.