17 февраля 2018 года 1917

Чуточку внимания

Автор: Наталья ПРУС

Легко ли человеку с инвалидностью, который передвигается на кресле-коляске, встать на портал для бесплатной плановой операции? Сколько времени он потратит на прохождение обследования? Проверить это «Индустриалке» помогла председатель ОО «Центр социальных услуг» Светлана Пономарева. О своем социальном эксперименте мы никого не предупреждали.

...В просторном и теплом холле медицинского учреждения еще задолго до восьми утра собралась очередь тех, кто пришел сдать кровь на анализы. Моя спутница, приехавшая на спецтранспорте, доступном для категории маломобильных групп населения, легко поднялась по удобному пандусу и, сняв одежду в гардеробе, ввела меня в курс дела:
- Нам нужно сделать четыре анализа и кардиограмму, надеюсь, что за три часа мы справимся, а завтра поедем в другие клиники. Там придется платно обследоваться на гепатит и ВИЧ, пройти рентген - в моей поликлинике запись на него за десять дней вперед, а мне ждать некогда.
Заметив в углу на первом этаже несколько инвалидных кресел-колясок, поинтересовалась, пользовалась ли ими Светлана.
- Я легко обхожусь своим, но видела, как пациенты с легкими переломами нижних конечностей пересаживаются в них, чтобы не нагружать ноги после травмы.
Около 50 пациентов собрались в коридоре, и больше всего беспокоило, пропустят ли нас без очереди. По Закону «О социальной защите инвалидов» в любых учреждениях, и медицинских в том числе, инвалиды имеют право на внеочередное обслуживание». Но эта норма, по словам тех, для кого создавался закон, чаще всего не действует, и пока ее соблюдение зависит от чуткости, воспитания, неравнодушия окружающих, а также осведомленности и желания пойти навстречу инвалидам администрации учреждений.
… В поликлинике №3 объявлений о внеочередности мы также не нашли, зато прямо у входа нас встретила сотрудница службы поддержки пациентов. Скажу сразу, что собираясь в рейд, я прихватила номера телефонов этой созданной несколько лет назад при всех поликлиниках города службы. О ее работе мы сообщали нашим читателям, а вот проверить на практике еще не приходилось. Кундыз Аубакирова (прочли на ее бейдже), заметив нас, предложила помощь.
- Вы возьмите талончик со штрих-кодом в регистратуре, а я предупрежу лаборантов.
Заручившись поддержкой медсестры, окрыленная Светлана смело направила колеса своего передвижного средства в коридор, заполненный людьми. Инвалидам первой группы, людям незрячим и тем, кто имеет нарушения опорно-двигательного аппарата, полагается индивидуальный помощник, и на время нашего визита я взяла эту роль на себя, подстраховывая коляску Светланы, которая постоянно боялась кому-нибудь нечаянно наехать на ногу.
Мы протиснулись к окну регистратуры.
- Пожалуйста, пропустите нас без очереди, - обратилась я к ближе всех стоявшей женщине, - девушке трудно ждать.
- Хорошо, - последовал ответ.
Моя спутница подъехала к окошку и, легко до него дотянувшись, получила заветные печати. Таким образом мы избежали стояния в очереди. На самом деле оказалось невероятно трудно просить окружающих, чтобы пропустили вперед. И нет ничего удивительного в том, что человек с инвалидностью, боясь отказа, предпочитает молча терпеть неудобства.
Тем временем подошла наша медсестра, договорившаяся с лаборантами в нескольких кабинетах, и, взяв сзади коляску Светланы, меньше чем за десять минут помогла пройти их все. Просить уже никого не пришлось, белый халат красноречиво говорил о многом, и я, ожидая в коридоре, не услышала ни одного возмущенного и недовольного голоса.
- Сегодня люди доброжелательные, - заметила Кундыз, - но, к сожалению, так бывает не всегда.
Подсказав нам, что кабинет электрокардиограммы находится на третьем этаже и пообещав предупредить врача, она проводила нас до грузового лифта. А мы поинтересовались, всегда ли можно так легко найти сотрудников службы поддержки пациентов, и узнали, что три врача и одна медсестра дежурят по очереди на первом этаже с утра до позднего вечера.
У кабинета, где снимают электрокардиограмму, стоял молодой человек, который сразу уступил свое место в очереди. Таким образом, еще не было и девяти утра, как мы завершили обследования, и Света предложила ехать домой, сославшись, что завтра в платных клиниках пройдет рентген и сдаст остальные анализы. Зная, что девушка ходит с открытой раной и даже пара дней могут сказаться на ее самочувствии, я настояла рентген-обследование попробовать пройти здесь, в ее поликлинике, бесплатно и без записи.
- Около года назад я пробовала обследоваться, - призналась девушка. - Два часа отстояла очередь на флюорографию, а когда она подошла, мне сказали, что аппарата для снимка в лежачем положении нет, и отправили на рентген. Когда в следующем кабинете мне снова отказали в просьбе пройти без очереди, у меня просто не хватило терпения и здоровья: я сдала в кассу чеки и ушла.
Но мы все же снова спустились на первый этаж к нашей доброй знакомой Кундыз, и она подтвердила, что на коляске возможен только рентген, а для этого нужно взять направление у участкового врача. В этот день он работал с девяти утра, и мы были его первыми пациентами. Объяснив, что ждать записи мы не можем, получили направление, и что важно, доктор сама позвонила в рентген-кабинет и договорилась, чтобы нас приняли вне очереди. Так легко мы прошли и рентген, сэкономив нервы, средства и здоровье. А могло быть и по-другому...
Анализируя наш поход, я размышляла о своевременности создания службы поддержки пациентов и о том, каким смелым и пробивным должен быть человек с инвалидностью, чтобы бесконечно просить о понимании, милосердии, уступках. В подтверждение своих слов скажу, что в этот день мы нашли и специальную туалетную комнату на первом этаже, но за ключами от нее пришлось обращаться к охраннику. Удивительно, но по сей день двери со специальным значком оказываются закрытыми во многих организациях и учреждениях. И этот печальный факт тоже свидетельствует о непонимании значения слова «доступность».
Кровь на наличие гепатита В и С и на СПИД на следующий день Светлана сдавала в Карагандинском областном центре по профилактике и борьбе со СПИДом, расположенном на улице Анжерской. Спецавтомобиль подъехал к самому крыльцу, но пандус оказался горкой и водителю пришлось приложить немалые усилия, чтобы закатить коляску Светланы. Вторым препятствием были три ступеньки на первый этаж. Дежурившая у входа женщина-охранник не справилась бы с тяжестью коляски и сидящего в ней человека, даже если это хрупкая девушка.
- Вам не нужно было подниматься сюда, - объяснила она. - Медсестры могли взять у вас кровь прямо в машине...
- Но ведь там нестерильно, - возразила Света, - уж лучше я как все.
Оплатив в кассе за два анализа, моя помощница по проверке доступности беспрепятственно получила все необходимые процедуры. Но еще больше нас обрадовало то, что на дверях кабинета и на информационном стенде возле кассы мы нашли объявление о том, что участники Великой Отечественной войны, инвалиды первой и второй группы и дети до года обслуживаются вне очереди. Первая ласточка...

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Поверить в себя 11.12.2018

    Проект «Бастау» помог безработным и самозанятым людям обогатиться необходимыми знаниями и начать предпринимательскую деятельность. Благодаря чему Карагандинская область уверенно лидирует по эффективности реализации программы, охватив практически все города и районы региона.

  • К празднику готовы 11.12.2018

    Более двухсот общественных мероприятий будет проведено в Карагандинской области в период празднования Дня Независимости РК.

  • «Мягкая сила» 11.12.2018

    Обсудить особенности освещения в СМИ вопросов в религиозной сфере, поделиться опытом и послушать мнение экспертов имели возможность журналисты со всего Казахстана, работающие по этой теме.

  • Дружная туристская семья 11.12.2018

    В этом году Карагандинский областной туристский клуб отмечает свое 55-летие. Примечательно, что празднование юбилея прошло в День Первого Президента РК, а площадкой для торжества стал Дом культуры Нового Майкудука.

  • Неравнодушный гражданин 08.12.2018

    Социальный проект «Belsendi аzamat» («Активный гражданин») заработает в Караганде с начала нового года. Пока интернет-платформа находится в стадии доработки, в соцсетях в полной мере осуществляется маркетинг и обсуждаются злободневные для города темы.

  • Не забываем ветеранов 08.12.2018

    С Днем Первого Президента, а также наступающим Днем Независимости ветерана Великой Отечественной войны Дмитрия Клочкова поздравили главный редактор областной газеты «Индустриальная Караганда» Владимир Рыжков, экс-депутат Мажилиса Парламента РК и известный общественный деятель Валерий Громов, а также командир воинской части 52859 регионального командования «Орталык» Национальной гвардии РК подполковник Талгат Абдиров.

  • Ни шагу назад 06.12.2018

    О боли всех шахтеров говорили ветераны угольного департамента на отчетно-выборной конференции. Что мы за люди, если не помним своего прошлого? В феврале 1978 года на шахте «Сокурская» произошла трагедия - из-за взрыва метана погибли 75 человек. В 80-м погибшим поставили памятник, в 2006-м его зашили в мраморные плиты, и с тех пор он не реставрировался.

  • Помочь и защитить 06.12.2018

    В последний день ноября в Караганде впервые прошла самая масштабная юридическая консультация населения «Народный юрист». В ходе акции лучшие юристы и адвокаты по гражданским, трудовым, земельным, налоговым, банковским спорам, уголовному, административному праву и любым другим вопросам оказывали бесплатную правовую помощь населению.