15 февраля 2018 года 398

Танцующий смычок

Автор: Наталия ИНЖЕВСКАЯ

В Концертном зале «Шалкыма» прошел концерт виртуоза-скрипача из Москвы Александра Тростянского. Он уже в шестой раз приводит публику нашего города в восторг, а первое его выступление в Караганде состоялось в 1988 году.

Чем же так привлекательны для Александра симфонический оркестр Концертного объединения им. К. Байжанова и зрительская аудитория региона? Ответ прост: практически все музыканты, выступающие с нашим коллективом, говорят о его высокопрофессиональном составе и особой ауре.
- Мне комфортно играть именно с вашим оркестром и выступать в Караганде. Трудно определить какую-то одну страну в выборе концертной площадки, - объяснил Александр. - Специфика выступлений, конечно, отличается: разные страны - разные коллективы. Но сюда меня влечет прежде всего то, что оркестр и дирижер берутся за новый материал и прекрасно разучивают его, хотя в первую очередь всегда возникает вопрос о нотах. Многие коллективы по этой причине не идут на работу с новым произведением. Я стараюсь выучить и показать то, что мне самому нравится, и там, где оркестры способны это сыграть.
И когда Тростянский вышел на сцену и началась магия звука, стало очевидно: он и оркестр понимают друг друга так, будто ежедневно трудятся бок о бок - такое единение ауры не всегда удается почувствовать. Здесь сошлись три гениальности: талант и виртуозность солиста, высокое мастерство прославленного коллектива и бесподобный музыкальный материал. Впервые в Караганде и Казахстане прозвучал Концерт для скрипки с оркестром Уильяма Уолтона - это произведение является особой гордостью английской музыки.
В одном из своих интервью Александр Тростянский озвучил гениальную фразу: «Люди приходят в зал не за техникой исполнения - ею владеют многие, а за неким личностным посылом. Это важнее. А когда выходишь из зала и в тебе пульсирует энергия, которую дали музыканты, это самое главное».
Соглашусь с ним: после выступления зрители трехкратными овациями благодарили уникального скрипача и потом, думаю, долго находились под впечатлением от услышанного. У Тростянского великолепная техника, к которой добавлен талант и то, чем владеют единицы, - особая любовь к исполнению произведений, своему инструменту. Можно ли влюбиться в исполнение? Да, если оно на таком уровне, как у Александра. Здесь слились воедино абсолютный слух, благоговение перед музыкой и скрипкой, мастерство в техническом плане и уникальная чувствительность к материалу, который он преподносит зрителям. Он словно видит и слышит музыку изнутри.
Мистика «танцующего» смычка скрипача сделала свое дело: магия Уолтона соединилась с волшебством исполнения. В первой части концерта скрипка была утонченной, завораживающей, фантастически изощренной, во второй - экстравагантной, дразнящей зал и самого исполнителя. Третья часть концерта стала интригующе мелодичной - от ласкающих аккордов до изнуряющих ожиданий и интонаций.
Александр Тростянский - заслуженный артист России, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Он также лауреат международных конкурсов (Канада, Австрия, Россия), выступающий на мировых сценах с лучшими оркестрами, в числе которых и лондонский «Covent Garden», и «Carnegie Hall» Нью-Йорка. Пресса давно говорит о нем как о скрипаче с «безупречной интонацией и серебристым тоном», окрестив «выдающимся скрипачом современности и артистом с большим будущим».
Александр рос в семье музыкантов, будучи педагогом в третьем поколении, а его собственная семья тоже связана с музыкой. Кто знает, возможно, через несколько лет будут говорить о гениальности его сыновей - четырнадцатилетнего Андрея и четырехлетнего Ивана.
Зал не отпускал Александра Тростянского: овации бушевали продолжительно, и мастер стал играть в абсолютной тишине - затих зал, молчал оркестр... Лишь смычок продолжал неистовый танец. Скрипка замолчала на высоком аккорде, смущенно улыбнулся музыкант, а зал подарил ему новый шквал аплодисментов: мы видели и слушали современного гения.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Черно-белая невесомость 18.09.2018

    Кто-то назвал их резными салфетками, кто-то трафаретиками - но то, что легкие утонченные картины из бумаги, безусловно, очень кропотливая и трудоемкая работа, отрицать нельзя. Молодая художница Елена Кондратьева представила более 50 работ на своей первой серьезной выставке в Карагандинском музее ИЗО. Все экспонаты выполнены в достаточно редкой манере исполнения - вырезании. Основным материалом для художницы является бумага. На создание ее произведений натолкнули случайно увиденные фото работ с сайта Pinterest. Техника ажурной вырезки по бумаге на просторах интернета известна как Papercut. А сама ажурная вырезка пришла к нам с Дальнего Востока - Китая, Японии, Кореи. Не случайно автор поддерживает тесную творческую дружбу с Институтом Конфуция при Карагандинском государственном техническом университете; часть выставочных работ предоставлена этим учреждением.

  • Когда звёзды зажигаются 18.09.2018

    Авторов для выставки молодых художников, которая открылась в областном музее изобразительного искусства, кураторы выбирали точечно, в том числе через социальные сети. В итоге зал музея наполнился самыми разными по стилю полотнами и скульптурами, с которыми действительно стоит ознакомиться. Сотрудники музея Александр Гехт и Виктория Храпко не впервые курируют экспозицию в тандеме и в этот раз активно искали новые имена. Поиск дал свои плоды: почти две трети из представленных авторов стали дебютантами, а поздравить их с выставкой собралось немало людей. 

  • Открытие чувств 15.09.2018

    Ее абстрактные картины называют праздником единения, согласия и гармонии. Названия - романтичные: «Осень на двоих», «Уходящий день», «Доброе утро», «Нежность», «Парк сновидений». Отдых для глаз и души, покой сознания - все это картины карагандинской художницы Фании Исламовой. Фания Якубовна состоит в Союзе художников с 1990 года, пишет тематические картины, чувственные пейзажи и яркие натюрморты. Она родилась в Караганде в сентябре, а высшее образование получила в художественном училище Казани, окончив его в 1980 году.

  • И страшно, и смешно 13.09.2018

    К кому уж точно применительно выражение «живет на сцене», так это к артистам Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова: наблюдать их в спектаклях - удовольствие. Гастроли театра в Караганде начались в прошлую пятницу спектаклем «Ужин с дураком», продолжились «Отелем двух миров» и завершатся «Андалузским проклятием». Если во время просмотра фильма или спектакля порой отвлекаешься на закулисные вопросы вроде «А как артист это репетировал?», «А как это еще можно было сыграть?», то во время спектаклей театра им. М. Лермонтова со мной такого не происходило. На комедии «Ужин с дураком» по пьесе современного французского режиссера и сценариста Франсиса Вебера в зале театра им. К.С. Станиславского каждые пять минут со сцены раздавалась шутка, вызывавшая не просто робкий смех, а хохот от души.

  • Проверено зрителем 11.09.2018

    На пресс-конференции артисты Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова ведут себя легко и открыто: корпоративная культура в их коллективе свободная, что видно и по общению, и по добрым шуткам друг о друге. Театр приехал в Караганду со спектаклями, которые на этой неделе идут в стенах Русского драматического театра им. К.С. Станиславского.

  • Истоки мелодий 11.09.2018

    Клуб композиторов Карагандинской области, организованный 5 октября 1975 года при Дворце культуры горняков, активен по сегодняшний день. Такой же стаж в нашей области имеют только шахтерский ансамбль и шахтерский хор. Это неотъемлемая часть истории нашей области. В давние 30-70-е годы строилась шахтерская Караганда, формировались организации по культуре и образованию, был построен первый Дворец культуры горняков, открывались школы и музеи. Многие ценности были созданы благодаря инициативным гражданам, которые со своими проектами шли впереди всех, видели будущее и вели за собой таких же увлеченных, одержимых энтузиастов своего дела.

  • Неразлучный квартет 08.09.2018

    У Арыстана и Алихана Абильдиных в числе первых игрушек появились барабанные палочки. Дома они росли под аккомпанемент мамы и буквально с пеленок начали посещать концерты отца - Асета Абильдина, известного музыканта, который создал первый в республике ансамбль музыкальных инструментов «Шындауыл». Результаты не заставили себя ждать. Вскоре со взрослыми мужчинами, выстукивающими на экзотических барабанах, стали выступать маленькие ударники. Арыстан сел за ударную установку в четыре года, Алихан - в три. Сейчас старшему 16 лет, младшему - 12, и они успели получить много наград на областных, республиканских и международных конкурсах, участвуя в них как пианисты, ударники, а также как музыкальные теоретики. 

  • Наряд диктует персонаж 06.09.2018

    На Западе, в России, в Алматы и Астане фестивали косплея (от английского «костюмированная игра») - дело уже не удивительное. В Караганде такой вид досуга пока не особо популярен, но первый шаг уже сделан: в гостинице «Чайка» прошел фестиваль «SummerOFF».