13 февраля 2018 года 2428

Талант и поклонники

Автор: Нина КРАМЕР, Анна СТРОКОВА

Обладатель орденов "Кұрмет", "Парасат", заслуженный работник РК, почетный гражданин Каркаралинского района и Караганды, кандидат исторических наук Рымбала Омарбекова отметила юбилей. Она около 20 лет руководила культурной сферой области. В шутку ее даже называли «министром культуры Карагандинской области». Рымбала Кенжебалиевна вкладывала свои силы в развитие культурной жизни области, сохраняя и обогащая этот тонкий, но сильный организм, передающий вдохновение и уверенность жителям нашего региона. Она и сейчас отвечает за культурное развитие, руководя кинотеатром "Сарыжайлау".

- Культура - это своеобразный "озоновый" слой духовности и самобытности народа, - размышляла Рымбала Кенжебалиевна в одном из интервью. - Здесь нельзя рубить с плеча, управлять только с помощью приказов и инструкций. Мои коллеги - люди впечатлительные и ранимые. Артисты, художники, музыканты - народ одержимый, преданный избранному делу - им обязательно нужны внимание и поддержка. Важно вовремя заметить и оценить талантливого человека.
Сегодня талантливые и преданные общему делу люди, занимающие руководящие должности, с теплотой отзываются о ней как о грамотном руководителе, знающем специалисте, мудром наставнике.

Кенес ЖУМАБЕКОВ, заслуженный артист Казахстана, лауреат Государственной премии РК:
- С Рымбалой Кенжебалиевной мы знакомы с начала 80-х годов. В 1984 г. я только начинал руководить Казахским областным театром. Как-то на спектакль пришли две бабушки - красиво одетые, в национальных костюмах. Они пришли по пригласительным билетам, и я поинтересовался, кто им их вручил. Одна из зрительниц удивленно на меня посмотрела: «Римма вручила. Вы не знаете Римму? Она трудится в обкоме партии, это моя дочь - Рымбала Омарбекова». Она тогда действительно работала в обкоме партии и курировала вопросы культуры. Оказалось, что Рымбала Кенжебалиевна хорошо знала меня как артиста - видела несколько спектаклей, знала она и то, что я стал директором театра.
Через год, когда мы собирались на гастроли в Алма-Ату, решались вопросы о том, что необходимо для поездки. Тогда сменился начальник управления культуры - им стала Рымбала Омарбекова. Мы познакомились лично, она интересовалась нашими планами: спросила о репертуаре, уточнила, что покажем в столице - мы перечислили классику, в том числе казахскую и братских республик Союза, современные спектакли. Но на тот момент она уже знала репертуар Алма-Аты, а потому посоветовала подготовить для поездки остросюжетные и современные постановки. В итоге у нас были аншлаги, а сама Рымбала Кенжебалиевна лично участвовала в открытии гастролей. Нам даже добавили еще один день выступления, чтобы показать «На перепутье» Сакена Жунусова - алматинцам очень понравились наши спектакли. Кстати, на тот самый дополнительный день нам не хватало афиш, и Рымбала Кенжебалиевна лично привезла их из Караганды на самолете.
Что особенно замечательно - она всегда поддерживает новые идеи. Так было с фестивалем «Театр глазами детей", который берет свое начало с 1999 года. Эту идею Рымбала Омарбекова встретила с энтузиазмом и по сей день поддерживает юные таланты и другие творческие проекты. Важно и то, что для работы она подбирает сильные кадры: не по звонку, не по знакомству, а по способностям. Она выбирает людей ответственных, знающих свое дело. Желаю Рымбале Кенжебалиевне долголетия, а ее мудрость поистине достойна уважения!

Талгат Идрисов, генеральный директор Концертного объединения имени К.Байжанова:
- Рымбала Кенжебалиевна - Человек с большой буквы. Более 20 лет она стояла у руля культурных истоков области. Под ее руководством проходили масштабные мероприятия, создавались значимые коллективы, открывались важные объекты. Надо сказать, что в эпоху перемен, когда Рымбала Кенжебалиевна была руководителем культурной сферы нашей области, ей удалось много чего отстоять в регионе благодаря своему упорству и настойчивости. В годы, когда многие культурные объекты закрывались, коллективы распускались, в нашей области все сохранилось. Именно ей мы обязаны присвоением оркестру народных инструментов звания «академический» и имени великого казахского композитора Таттимбета. В этом году оркестру с международной известностью исполняется 30 лет.
Рымбала Кенжебалиевна стояла у истоков таких значимых музыкальных событий, как фестиваль «Музыкальная Сырыарка» и республиканский конкурс исполнителей имени Ж. Елебекова. Она всегда умела доказать свою правоту и защищала культурные интересы области на всех уровнях. И сейчас в республике признают, что Караганда превратилась в центр казахстанской культуры.
Первые десять лет независимости наша область, можно сказать, "обслуживала" все крупные мероприятия в столице. Все это благодаря опыту и характеру Рымбалы Кенжебалиевны. Ее имя известно не только в Казахстане, но и далеко за его пределами. Я думаю, что мы можем гордиться тем, что именно в нашем регионе живет и работает такой уникальный человек, благодаря которому Караганда является не только угольной столицей, но и культурной жемчужиной независимого Казахстана.

Жанагул Турсынова, директор государственного архива Карагандинской области:
- Могу сказать, что Рымбала Кенжебалиевна всегда понимала высокую роль архива в сохранении историко-культурного наследия народа. Для меня Рымбала Омарбекова всегда была прекрасным наставником. Дело в том, что я живу в Караганде с 2000 года, в архиве работаю с 2010-го. Рымбала Кенжебалиевна своей опытной рукой всегда направляла меня, оказывала всяческую поддержку.
Она очень переживает за сохранение памяти о выдающихся людях нашей области, знает всех ветеранов Великой Отечественной войны и труда, тружеников тыла, выдающихся актеров, литераторов, политических деятелей и всех, кто внес значительный вклад в развитие региона. Именно она посоветовала мне открыть архивные фонды Кали Аманбаева, Султана Досмагамбетова, сейчас вот предложила открыть фонд Касымбека Медиева.
В областном архиве содержится множество документов, связанных с деятельностью Рымбалы Кенжебалиевны, редкие фотографии разных лет. Я уже не первый год предлагаю ей открыть личный фонд. Но этот мудрый, скромный человек всегда отказывается, говорит, что сначала мы должны показать всех великих аксакалов земли Сарыарки. Что касается других мероприятий - круглых столов, презентаций, конференций, мы всегда приглашаем Рымбалу Кенжебалиевну как почетного гостя. Она никогда не отказывает. У этой умной женщины всегда есть что рассказать гостям мероприятия, она рада поделиться своими знаниями и опытом и обратить внимание карагандинцев на насущные проблемы области, поведать об истории региона и людях, ее созидающих.

Бибигуль КУДАБАЕВА, директор областного музея изобразительного искусства:
- Начав работать в сфере культуры и в музее в частности, а случилось это 18 лет назад, я в первую очередь узнала Рымбалу Кенжебалиевну как руководителя управления культуры. По ходу своей деятельности, надо сказать, многому у нее научилась, и эти знания мне служат по сей день. Мы впервые встретились, когда она лично посещала наш коллектив и знакомилась с каждым: Рымбала Омарбекова - человек деловой, конкретный, в меру строгий и знает, что требовать от других и какой должен быть результат.
К искусству у Рымбалы Кенжебалиевны чувства самые теплые: она старается бывать на выставках по мере возможности - а это для нас очень важно, отмечает наших художников, поддерживая творческие начинания.
Сейчас кинотеатр «Сарыжайлау», которым она руководит, - единственный, который привозит в Караганду звезд нашего кино, проводит тематические фестивали, встречи и киноуроки, демонстрируя детям и взрослым самое лучшее, что есть в отечественном кинематографе. На премьерах - всегда аншлаг, и приятно осознавать, что наша молодежь тянется к отечественным фильмам. Мы, в свою очередь, долгие годы сотрудничаем с кинотеатром «Сарыжайлау», проводя у них выставки, и таким образом поддерживаем симбиоз двух видов искусства - кино и изобразительного.

Амантай ИБРАЕВ, руководитель Академического театра музыкальной комедии:
- Рымбала Омарбекова - человек творческий, и мы периодически видимся на различных мероприятиях городского и областного масштабов. Наша первая встреча состоялась в 1991 году, а общение, подвигшее на более тесный контакт, началось в 1994 году, когда я стал работать в Академическом театре музыкальной комедии солистом. Уже тогда мы часто встречались, обсуждая различные вопросы культуры.
Когда я начал руководить КАТМК, процесс нашего общения перешел в административно-творческую плоскость. Совместная деятельность с Рымбалой Кенжебалиевной дала множество своих плодов: при поддержке управления культуры были организованы большие, объемные гастроли - началась череда поездок в Алматы. После затяжного застойного периода, когда артисты никуда не выезжали, систематизировались и перешли на постоянную основу все наши гастроли. И это сильно вдохновило коллектив: творческие поездки для артистов - мероприятие важное и нужное.
Вместе с Рымбалой Омарбековой мы реализовали и другие проекты для нашего театра: создали театр-студию «Буратино», единственный в республике на то время бюджетный театр ростовых кукол, который пользуется огромной популярностью и сегодня. Крупномасштабные проекты по сотрудничеству с Международной организацией «ТЮРКСОЙ» тоже были претворены в жизнь при ее поддержке, а наш театр активно принимал участие в различных фестивалях, что тоже важно для его развития.
По прошествии многих лет, несмотря на то, что процессы меняются - в частности, подход к организации самой системы развития культуры, Рымбала Кенжебалиевна была и остается одним из сильнейших менеджеров-управленцев в этой сфере - человеком грамотным, сопереживающим, с современным мышлением. Она в самых сложных условиях максимально старалась сохранить заложенные традиции, которые позволяют и сейчас успешно решать многие творческие проблемы.
P.S. Редакция газеты "Индустриальная Караганда" от души поздравляет Рымбалу Кенжебалиевну с памятной датой и желает ей долгих лет жизни и творчества.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Чистота восприятия мира 14.07.2018

    Красочные городские пейзажи художника Сергея Щеголихина - срез истории родной Караганды и ее архитектуры. В то же время у Сергея Даниловича есть серия картин-«предупреждений» под общим названием «Экология», где в мрачном тумане бредут, как тени, люди. Но эти контрастные работы - лишь часть наследия талантливого мастера.

  • Играющее дерево 10.07.2018

    Нашу беседу с Владимиром Антоновым периодически прерывает музыка: он играет на гитаре испанские мотивы - спокойно, но при этом энергично, виртуозно передавая интонации страстного фламенко.
    Владимир - человек скромный, но владеющий огромными знаниями о том, как работать с деревом и как правильно сделать качественную красавицу гитару. Инструменты, созданные его руками, хранятся в частных коллекциях и служат профессиональным музыкантам.

  • По ту сторону эфира 28.06.2018

    Ведущая одной из популярных радиостанций Караганды Евгения Сафина рассказала об особенностях работы и о себе самой. Уже более десяти лет ее голос каждое утро желает нам доброго начала дня и отличного настроения. Рассказывая о последних новостях и датах с присущими ей юмором и легкостью, она заряжает слушателей волны 107.0 FM позитивом и отличным настроением. Обладательница ставшего почти родным голоса для многих автомобилистов - ведущая «Как бы радио» Евгения Сафина. 

  • Капитан своего корабля 28.06.2018

    В детстве она мечтала стать юристом, бороться с несправедливостью, но после окончания школы временно пришла работать в детский сад, да так и осталась там, поняв, что именно дошкольное образование - ее призвание. Проработав в этой сфере более 30 лет, Алтынай Айнабекова сменила лишь два места - детские сады «Балапан» и «Балбобек», и в июле отмечает свой юбилей. Начав свой трудовой путь в 17 лет с должности помощника воспитателя, Алтынай Женисовна на пути к своей нынешней должности - директора детского сада «Алданыш» - прошла все ступени карьерной лестницы: была помощником, воспитателем, методистом. Воспитателем она проработала 24 года, поэтому психологию детей, методику организации воспитательной и образовательной работы, тонкости труда каждого работника детского сада знает не понаслышке.

  • Ах, какая женщина - настоящий полковник! 23.06.2018

    Профессия полицейского уже давно перестала быть исключительно мужской. Хотя она по-прежнему остается мужественной из-за контингента, с которым приходится сталкиваться сотрудникам правоохранительных органов. И у коллег язык не поворачивается назвать женщин слабым полом, потому что они не уступают мужчинам в профессионализме, выдержке и самоотдаче. Но при этом им удается сохранить свою природную мягкость и очарование.

  • Для всех и каждого 23.06.2018

    Считается, что чиновник не принадлежит себе: воспринимая его как представителя государства, общество предъявляет к нему большие требования. Отрадно, что среди государственных служащих немало тех, кто по-настоящему служит интересам страны.  Когда я вижу на городских праздниках группу ветеранов, то знаю - рядом с ними обязательно будет Зылиха Сапияновна Надирова. Она стала своеобразным связующим звеном между старшим и молодым поколениями абайцев. И это не случайно: ведь Зылиха Сапияновна, как никто другой, знает старожилов города, проработав 35 лет на госслужбе. 

  • Совершенству нет предела 21.06.2018

    Когда команда КВН «Сборная РУДН» приезжала с гастролями в Караганду, ее капитана Сангаджи Тарбаева приходилось выводить из зала через запасной выход, чтобы его не помяли поклонники. Сейчас Талгат Турмаганбетович Жукен, заместитель директора областного медицинского центра по лечебной работе, вспоминает об этом с улыбкой. Это сейчас он врач высшей категории, а в студенческие годы много времени посвящал карагандинскому КВН, активно занимался организаторской работой.

  • Многогранный дар Хайнисы 19.06.2018

    Оформление выставочных залов и картины художника-оформителя темиртауского историко-краеведческого музея Хайнисы Мустафиной завораживают воздушной легкостью и философской глубиной. Влюбленная в свое дело, Хайниса Рахимжановна названа лучшим музейным работником года среди 16 музеев, в которых трудятся около 400 научных работников. Художественный дар Хайниса Мустафина унаследовала от предков и бабушки Батики - народной мастерицы, которая делала ковры, вышивала национальными узорами одежду, заодно вырезала для любимой внучки орнаменты из бумаги. Ну а маленькая Хайниса рисовала в тетрадях, книжках, на обрывках газет все, что видела. В простой чернильной кляксе ее зоркий взгляд увидел степную красавицу с младенцем, чей образ она отразила позднее, когда испытала радость материнства, - в солнечной картине «Степная мадонна». Увлеченность рисованием повела Х. Мустафину по жизни.