10 февраля 2018 года 708

Сидя на берегу, плавать не научишься

Автор: Самал АХМЕТОВА

Реформы в системе образования продолжают волновать многих родителей. Вплоть до того, что некоторые даже покидают страну, боясь стереотипов, которые они сами для себя выстроили. Привыкшие к образцу советской школы, где приветствовалась зубрежка и совсем не обязательно было понимать выученный урок, многие родители совершенно без восторга встретили обновленное содержание образования. Откуда у сегодняшних родителей первоклассников, которым нет и 30 лет, такая любовь к консервативному обучению и стойкое неприятие всего нового?

На этом фоне гораздо выигрышнее смотрятся преподаватели, имеющие не один десяток лет стажа работы. Они не просто приняли реформу, а уже и выпускают методические пособия, как это происходит в СОШ № 52 Караганды. Школа, которая находится в кольце среди элитных гимназий, вполне обычная. Но учиться сюда приезжают со всего города дети разного уровня. Для педагогов не существуют критериев, когда надо «отсеивать» часть учеников. Однако именно здесь наиболее успешно проходит реформа, действующая в республике второй год.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Анна Лыткина - по совместительству еще и классный руководитель 9 класса, и координатор обновленного содержания. Именно с ней и директором школы Татьяной Жураковой мы поговорили о том, насколько трудно было довести до сознания родителей все положительные аспекты реформы образования, а также о том, как же дети учатся без оценок.
В прошлом году реформа охватила только первоклассников, поэтому проблем с детьми не было. Гораздо больше работали с родителями. Именно им учителя рассказывали и объясняли, как теперь они будут обучать их детей. Привыкшие к стандартным пятеркам и двойкам родители не всегда понимали: зачем развивать в ребенке критическое мышление, почему нет оценок и что значит, когда первоклассник по каждому предмету сдает небольшой тест, ну и, наконец, почему ребенок должен сам оценивать свою работу?
- Раньше учитель являлся источником информации. Он задавал домашнюю работу, ставил оценки. Дети чаще всего зубрили темы, а потом благополучно все забывали. Школьник, который не понимал предмета, учился плохо и со временем терял желание и стремление посещать школу. Родители пытались вбить знания чуть ли не ремнем. Такая система, наверное, устраивала многих. Но она была не совсем правильная, - считает Анна Лыткина. - Выпускаясь из школы, молодой человек знал хорошо только один предмет, максимум два. Он устраивался на одну работу и всю жизнь боялся ее поменять. А тем временем весь мир шел вперед. Во всем мире люди могут кардинально поменять свою жизнь в любое время без страха, что не хватит знаний. И нам пора идти вслед за передовыми странами.
По словам педагогов, сегодня им ставится задача воспитать и обучить человека не просто знающего, а способного адаптироваться в любой ситуации. И начинать работу над личностью надо с раннего возраста.
- Обновленное содержание образования предполагает в первую очередь осмысление изучаемого предмета. Дети должны понимать тему, которую изучают. Учитель выступает лишь как организатор процесса. Приведу пример: тема «Путешествие», которая будет сквозной не только на уроке естествознания, но и на математике, обучении грамоте, художественном труде и музыке. Таким образом, ученики полностью погружаются в одну тему и, путешествуя по миру, учатся правильно писать, читать, считать, рисовать и познавать окружающую среду. В конце урока каждый учащийся сам оценивает свою работу. Он анализирует, что у него получилось, с чем предстоит еще работать. Учитель же ни в коем случае не должен упрекать ребенка, если он не успел поработать в классе. И тем более новая система запрещает сравнивать достижения детей друг с другом. Сегодняшний школьник должен конкурировать лишь с собой, - подчеркивает А. Лыткина.
Работа ученика оценивается по баллам. Повторюсь - никаких двоек и троек. Сначала педагог делает формативное оценивание, во время которого он говорит ребенку, что у него получается во время урока и над чем еще надо поработать. По окончании определенного раздела или четверти школьники пишут так называемую суммативную работу - раньше она называлась контрольной. Только контрольную можно было пропустить или прогулять, а суммативную работу ученик все равно должен выполнить в любой другой день, когда появится в школе. Она также оценивается по баллам, и с ее итогами обязательно знакомятся родители.
К слову, о родителях. Для снятия напряженности и решения проблем в СОШ № 52 было решено проводить родительские собрания в форме деловой игры.
- Мы раздали родителям бумагу и карандаш. Предложили нарисовать дом. А потом оценить свои способности. Родители постарались и поставили себе хорошие оценки. Мы же их ознакомили с критериями, которые существуют при оценивании школьной работы. Оказалось, что то, как себя оценили родители, и существующие критерии показали совершенно разные результаты. Тем не менее после таких собраний мамы и папы стали спокойнее относиться к новой системе образования. И вопросы все чаще звучат не возмущенные, а по существу. Родители интересуются, как помочь ребенку дома. Мы же охотно им в этом помогаем. Сегодняшняя школа - это работа в команде, где есть три игрока: учитель, родитель и ученик, - отмечает директор школы Татьяна Журакова. - Никто не говорит, что обновленное содержание образования будет легким. Ведь оно предполагает дифференцированный подход к ученикам. Один тему поймет за 40 минут урока, а другому нужно время. И учитель должен терпеливо ему объяснять, пока, наконец, не дойдет до сознания школьника. Поэтому педагогам сегодня приходится долго и тщательно готовиться к каждому уроку с каждым учеником. С этим, в общем-то, и связано повышение заработной платы в первую очередь учителям, работающим по обновленному содержанию.
По словам Татьяны Жураковой, преподаватели СОШ № 52 прошли подготовку, прежде чем приступить к работе по новой системе. Более того, они активно участвуют в форуме учителей на сайте Министерства образования и науки, где задают вопросы и получают ответы. А преподаватели математики этой школы уже успели даже составить сборник заданий для формативного оценивания, которым успешно пользуются их коллеги.
- Сидя на берегу, плавать не научишься. Весь мир движется вперед. И нам не следует отставать. Реформа в образовании - это требование времени. Наши дети гораздо умнее нас. Особенно, когда дело касается цифровизации. И было бы преступлением продолжать обучать их методами середины прошлого века, - заключила Т. Журакова. - А родителям не стоит бояться обновленного содержания, которое сделает их детей не зубрилами, а людьми понимающими, способными мыслить и адаптироваться в любой стране и любой ситуации.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Акимы за партой 19.03.2019

    Академия государственного управления при Президенте РК проводит обучение акимов городов и районов Карагандинской области по специальной программе «Трансформация регионального развития». По словам директора филиала Академии госуправления Азамата Жолманова, ее цель - сократить дистанцию между государственными служащими и населением, повысить качество и уровень жизни казахстанцев.

  • Алгоритм для дошколят 19.03.2019

    Хотя зарегистрироваться в электронной очереди на Garden.kargoo.gov.kz, чтобы получить коррекционную помощь в детском саду, очень просто и можно это сделать с телефона, сфотографировав и прикрепив заключение ОПМПК (областной психолого-медико-педагогической консультации), свободных мест, как выяснилось, нет. «Коррекционная» очередь разбита по годам, но, начиная с 2012-го по 2019 год, лишь счастливчики могут любоваться строкой «на зачисление в детский сад».

  • Мыслить как взрослые 19.03.2019

    Ученики Назарбаев Интеллектуальной школы приняли участие в международной конференции Future We Want Model: A Global Initiative 2019. Молодые лидеры со всех уголков земного шара обсуждали наиболее критические вопросы современного общества.

  • Как поставишь парту... 16.03.2019

    Проект по оптимизации бюджетных средств успешно внедряется в учебных заведениях Шахтинска. Руководитель отдела образования города Николай Онсович рассказывает, что сэкономленные деньги направляются на укрепление материально-технической базы, а также на ремонт школ и детских садов. Кроме того, в ближайшем будущем здесь будет применяться новый подход к организации учебного процесса.

  • С кейсом по карьерной лестнице 16.03.2019

    Вот уже шестой год студенты КарГТУ участвуют в международном чемпионате «Case-in», главной целью которого является решение развернутых инженерных задач. В «политехе» прошел отборочный тур по направлениям «Горное дело» и «Электроэнергетика». Победители будут участвовать в финальной стадии соревнования в Государственном геологическом музее имени В.И. Вернадского в Москве.

  • От монетки до дома 16.03.2019

    Ученик карагандинской школы-лицея № 101 Роман Матросов твердо намерен связать свою жизнь с профессией инженера и второй год подряд участвует в областном конкурсе «Инженеры будущего». Такие соревнования, считает восьмиклассник, помогают молодым людям оценивать свои возможности.

  • Пальма на воде 14.03.2019

    Урок биологии 20 лет назад выглядел примерно так: посмотрели мембрану репчатого лука, записали в отчет лабораторной работы, получили оценку. Сейчас на уроке биологии дети могут сами выращивать растения, наблюдать за их развитием и контролировать процесс даже удаленно. Увлекательно? Для ребят - да, и для педагогов тоже.

  • Лучшие учебники 14.03.2019

    Лучшие электронные учебники для школьников выбрали в Караганде. ІІІ городской конкурс цифровых образовательных ресурсов «ЦОР-2019» среди учителей школ города прошел в гимназии № 3.