10 февраля 2018 года 282

Сидя на берегу, плавать не научишься

Автор: Самал АХМЕТОВА

Реформы в системе образования продолжают волновать многих родителей. Вплоть до того, что некоторые даже покидают страну, боясь стереотипов, которые они сами для себя выстроили. Привыкшие к образцу советской школы, где приветствовалась зубрежка и совсем не обязательно было понимать выученный урок, многие родители совершенно без восторга встретили обновленное содержание образования. Откуда у сегодняшних родителей первоклассников, которым нет и 30 лет, такая любовь к консервативному обучению и стойкое неприятие всего нового?

На этом фоне гораздо выигрышнее смотрятся преподаватели, имеющие не один десяток лет стажа работы. Они не просто приняли реформу, а уже и выпускают методические пособия, как это происходит в СОШ № 52 Караганды. Школа, которая находится в кольце среди элитных гимназий, вполне обычная. Но учиться сюда приезжают со всего города дети разного уровня. Для педагогов не существуют критериев, когда надо «отсеивать» часть учеников. Однако именно здесь наиболее успешно проходит реформа, действующая в республике второй год.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Анна Лыткина - по совместительству еще и классный руководитель 9 класса, и координатор обновленного содержания. Именно с ней и директором школы Татьяной Жураковой мы поговорили о том, насколько трудно было довести до сознания родителей все положительные аспекты реформы образования, а также о том, как же дети учатся без оценок.
В прошлом году реформа охватила только первоклассников, поэтому проблем с детьми не было. Гораздо больше работали с родителями. Именно им учителя рассказывали и объясняли, как теперь они будут обучать их детей. Привыкшие к стандартным пятеркам и двойкам родители не всегда понимали: зачем развивать в ребенке критическое мышление, почему нет оценок и что значит, когда первоклассник по каждому предмету сдает небольшой тест, ну и, наконец, почему ребенок должен сам оценивать свою работу?
- Раньше учитель являлся источником информации. Он задавал домашнюю работу, ставил оценки. Дети чаще всего зубрили темы, а потом благополучно все забывали. Школьник, который не понимал предмета, учился плохо и со временем терял желание и стремление посещать школу. Родители пытались вбить знания чуть ли не ремнем. Такая система, наверное, устраивала многих. Но она была не совсем правильная, - считает Анна Лыткина. - Выпускаясь из школы, молодой человек знал хорошо только один предмет, максимум два. Он устраивался на одну работу и всю жизнь боялся ее поменять. А тем временем весь мир шел вперед. Во всем мире люди могут кардинально поменять свою жизнь в любое время без страха, что не хватит знаний. И нам пора идти вслед за передовыми странами.
По словам педагогов, сегодня им ставится задача воспитать и обучить человека не просто знающего, а способного адаптироваться в любой ситуации. И начинать работу над личностью надо с раннего возраста.
- Обновленное содержание образования предполагает в первую очередь осмысление изучаемого предмета. Дети должны понимать тему, которую изучают. Учитель выступает лишь как организатор процесса. Приведу пример: тема «Путешествие», которая будет сквозной не только на уроке естествознания, но и на математике, обучении грамоте, художественном труде и музыке. Таким образом, ученики полностью погружаются в одну тему и, путешествуя по миру, учатся правильно писать, читать, считать, рисовать и познавать окружающую среду. В конце урока каждый учащийся сам оценивает свою работу. Он анализирует, что у него получилось, с чем предстоит еще работать. Учитель же ни в коем случае не должен упрекать ребенка, если он не успел поработать в классе. И тем более новая система запрещает сравнивать достижения детей друг с другом. Сегодняшний школьник должен конкурировать лишь с собой, - подчеркивает А. Лыткина.
Работа ученика оценивается по баллам. Повторюсь - никаких двоек и троек. Сначала педагог делает формативное оценивание, во время которого он говорит ребенку, что у него получается во время урока и над чем еще надо поработать. По окончании определенного раздела или четверти школьники пишут так называемую суммативную работу - раньше она называлась контрольной. Только контрольную можно было пропустить или прогулять, а суммативную работу ученик все равно должен выполнить в любой другой день, когда появится в школе. Она также оценивается по баллам, и с ее итогами обязательно знакомятся родители.
К слову, о родителях. Для снятия напряженности и решения проблем в СОШ № 52 было решено проводить родительские собрания в форме деловой игры.
- Мы раздали родителям бумагу и карандаш. Предложили нарисовать дом. А потом оценить свои способности. Родители постарались и поставили себе хорошие оценки. Мы же их ознакомили с критериями, которые существуют при оценивании школьной работы. Оказалось, что то, как себя оценили родители, и существующие критерии показали совершенно разные результаты. Тем не менее после таких собраний мамы и папы стали спокойнее относиться к новой системе образования. И вопросы все чаще звучат не возмущенные, а по существу. Родители интересуются, как помочь ребенку дома. Мы же охотно им в этом помогаем. Сегодняшняя школа - это работа в команде, где есть три игрока: учитель, родитель и ученик, - отмечает директор школы Татьяна Журакова. - Никто не говорит, что обновленное содержание образования будет легким. Ведь оно предполагает дифференцированный подход к ученикам. Один тему поймет за 40 минут урока, а другому нужно время. И учитель должен терпеливо ему объяснять, пока, наконец, не дойдет до сознания школьника. Поэтому педагогам сегодня приходится долго и тщательно готовиться к каждому уроку с каждым учеником. С этим, в общем-то, и связано повышение заработной платы в первую очередь учителям, работающим по обновленному содержанию.
По словам Татьяны Жураковой, преподаватели СОШ № 52 прошли подготовку, прежде чем приступить к работе по новой системе. Более того, они активно участвуют в форуме учителей на сайте Министерства образования и науки, где задают вопросы и получают ответы. А преподаватели математики этой школы уже успели даже составить сборник заданий для формативного оценивания, которым успешно пользуются их коллеги.
- Сидя на берегу, плавать не научишься. Весь мир движется вперед. И нам не следует отставать. Реформа в образовании - это требование времени. Наши дети гораздо умнее нас. Особенно, когда дело касается цифровизации. И было бы преступлением продолжать обучать их методами середины прошлого века, - заключила Т. Журакова. - А родителям не стоит бояться обновленного содержания, которое сделает их детей не зубрилами, а людьми понимающими, способными мыслить и адаптироваться в любой стране и любой ситуации.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Престижно и почетно 26.04.2018

    Войти в число избранных и поступить в Академию государственного управления при Президенте РК в Астане стало проще - в этом году здесь было запущено несколько новых образовательных программ. В стенах областного акимата состоялся семинар, в ходе которого ответственный секретарь приемной комиссии академии Асет Абжаков рассказал чиновникам об условиях поступления в это престижное учебное заведение.

  • Смекалистые всезнайки 26.04.2018

    В возрасте 15 лет композитор Никита Богословский пришел в Ленинградский театр музыкальной комедии на оперетту «Как ее зовут». Билетерша не пустила его в зал, заявив: «Мальчик, ты куда? Придешь в воскресенье с мамой на утренник». Вопрос на областном туре «Что? Где? Когда?» среди студентов колледжей звучал следующим образом: «Кто написал оперетту, на которую не пустили Богословского?». Конечно, правильным ответом было то, что автором оперетты был сам юный композитор. Такие же юные эрудиты и даже младше приняли участие в интеллектуальных соревнованиях, организованных управлением образования Карагандинской области. 

  • Интеллектуальные ценности 24.04.2018

    Ассамблея народа Казахстана Карагандинской области совместно с областным управлением образования и региональным представительством Казахстанской национальной федерации клубов ЮНЕСКО провели Единый день Ассамблеи народа Казахстана по обсуждению проекта «100 новых учебников на казахском языке».

  • Хочу все знать 24.04.2018

    В Караганде прошел VII Открытый чемпионат интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» среди юниоров. Интеллектуальные игры являются одной из форм организации досуга и профилактики правонарушений среди подростков. Именно с этой целью в 2012 году при КГКП «Шахтер» была создана юниорская лига «Что? Где? Когда?», объединившая несколько десятков школьных команд-знатоков Караганды. 

  • Праздник словесности 19.04.2018

    В день акции «Тотальный диктант» зарегистрированных участников в Караганде было почти 500 человек. Число желающих проверить себя возросло: в течение 14 апреля их стало как минимум на три сотни больше. Прибавились и иностранные студенты: ребята тоже писали специальные задания. На подготовку к акции у карагандинского штаба «Тотального диктанта» ушло два с половиной месяца: главными вопросами стали поиск площадок, филологов, диктаторов, координаторов и других членов команды. Масштаб акции растет, и одних только диктаторов было почти 30 человек. Стоит ли говорить, что сама акция давно перешагнула экватор и проводится по всему миру.

  • Те, за кем идут 19.04.2018

    Школьный вожатый должен быть и артистом, и музыкантом, и организатором, и идейным вдохновителем. На своем примере это показали финалисты конкурса «Үздік тәлімгер-2018», организованного среди массовиков-затейников области впервые. Финал его был приурочен к годовщине программы «Рухани жаңғыру», в рамках которой проводился конкурс. Сразиться за звание лучшего вожатого решились 44 педагога. Предварительные этапы проходили в течение трех месяцев. Жюри выбрало из них 8 лучших педагогов, которые вышли в финал. Это вожатые из Каркаралинского, Шетского, Абайского, Актогайского, Улытауского районов, Караганды и Сатпаева.

  • «Робополис» в Караганде 17.04.2018

    50 роботов, в том числе роботы-гуманоиды и другие невероятные технологии будущего, можно будет увидеть в Караганде на выставке «Робополис», которая пройдет с 19 апреля по 20 мая.  «Робополис» будет открыт для всех и станет интересен каждому, независимо от пола и возраста. Все роботы и технологии интерактивны.

  • Молодежь и город мечты 17.04.2018

    Карагандинский государственный университет им.Е.А. Букетова масштабно отмечает юбилей столицы. Здесь прошел республиканский форум студентов «Астана - центр развития отечественной науки и образования», собравший молодежь из Астаны, Алматы, других регионов страны. Целью встречи стало не только развитие инновационной деятельности в студенческой и научной среде вузов, но и демонстрация достижений молодых карагандинских ученых. И надо сказать, что красен форум был не только научными открытиями.