10 февраля 2018 года 441

Сидя на берегу, плавать не научишься

Автор: Самал АХМЕТОВА

Реформы в системе образования продолжают волновать многих родителей. Вплоть до того, что некоторые даже покидают страну, боясь стереотипов, которые они сами для себя выстроили. Привыкшие к образцу советской школы, где приветствовалась зубрежка и совсем не обязательно было понимать выученный урок, многие родители совершенно без восторга встретили обновленное содержание образования. Откуда у сегодняшних родителей первоклассников, которым нет и 30 лет, такая любовь к консервативному обучению и стойкое неприятие всего нового?

На этом фоне гораздо выигрышнее смотрятся преподаватели, имеющие не один десяток лет стажа работы. Они не просто приняли реформу, а уже и выпускают методические пособия, как это происходит в СОШ № 52 Караганды. Школа, которая находится в кольце среди элитных гимназий, вполне обычная. Но учиться сюда приезжают со всего города дети разного уровня. Для педагогов не существуют критериев, когда надо «отсеивать» часть учеников. Однако именно здесь наиболее успешно проходит реформа, действующая в республике второй год.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Анна Лыткина - по совместительству еще и классный руководитель 9 класса, и координатор обновленного содержания. Именно с ней и директором школы Татьяной Жураковой мы поговорили о том, насколько трудно было довести до сознания родителей все положительные аспекты реформы образования, а также о том, как же дети учатся без оценок.
В прошлом году реформа охватила только первоклассников, поэтому проблем с детьми не было. Гораздо больше работали с родителями. Именно им учителя рассказывали и объясняли, как теперь они будут обучать их детей. Привыкшие к стандартным пятеркам и двойкам родители не всегда понимали: зачем развивать в ребенке критическое мышление, почему нет оценок и что значит, когда первоклассник по каждому предмету сдает небольшой тест, ну и, наконец, почему ребенок должен сам оценивать свою работу?
- Раньше учитель являлся источником информации. Он задавал домашнюю работу, ставил оценки. Дети чаще всего зубрили темы, а потом благополучно все забывали. Школьник, который не понимал предмета, учился плохо и со временем терял желание и стремление посещать школу. Родители пытались вбить знания чуть ли не ремнем. Такая система, наверное, устраивала многих. Но она была не совсем правильная, - считает Анна Лыткина. - Выпускаясь из школы, молодой человек знал хорошо только один предмет, максимум два. Он устраивался на одну работу и всю жизнь боялся ее поменять. А тем временем весь мир шел вперед. Во всем мире люди могут кардинально поменять свою жизнь в любое время без страха, что не хватит знаний. И нам пора идти вслед за передовыми странами.
По словам педагогов, сегодня им ставится задача воспитать и обучить человека не просто знающего, а способного адаптироваться в любой ситуации. И начинать работу над личностью надо с раннего возраста.
- Обновленное содержание образования предполагает в первую очередь осмысление изучаемого предмета. Дети должны понимать тему, которую изучают. Учитель выступает лишь как организатор процесса. Приведу пример: тема «Путешествие», которая будет сквозной не только на уроке естествознания, но и на математике, обучении грамоте, художественном труде и музыке. Таким образом, ученики полностью погружаются в одну тему и, путешествуя по миру, учатся правильно писать, читать, считать, рисовать и познавать окружающую среду. В конце урока каждый учащийся сам оценивает свою работу. Он анализирует, что у него получилось, с чем предстоит еще работать. Учитель же ни в коем случае не должен упрекать ребенка, если он не успел поработать в классе. И тем более новая система запрещает сравнивать достижения детей друг с другом. Сегодняшний школьник должен конкурировать лишь с собой, - подчеркивает А. Лыткина.
Работа ученика оценивается по баллам. Повторюсь - никаких двоек и троек. Сначала педагог делает формативное оценивание, во время которого он говорит ребенку, что у него получается во время урока и над чем еще надо поработать. По окончании определенного раздела или четверти школьники пишут так называемую суммативную работу - раньше она называлась контрольной. Только контрольную можно было пропустить или прогулять, а суммативную работу ученик все равно должен выполнить в любой другой день, когда появится в школе. Она также оценивается по баллам, и с ее итогами обязательно знакомятся родители.
К слову, о родителях. Для снятия напряженности и решения проблем в СОШ № 52 было решено проводить родительские собрания в форме деловой игры.
- Мы раздали родителям бумагу и карандаш. Предложили нарисовать дом. А потом оценить свои способности. Родители постарались и поставили себе хорошие оценки. Мы же их ознакомили с критериями, которые существуют при оценивании школьной работы. Оказалось, что то, как себя оценили родители, и существующие критерии показали совершенно разные результаты. Тем не менее после таких собраний мамы и папы стали спокойнее относиться к новой системе образования. И вопросы все чаще звучат не возмущенные, а по существу. Родители интересуются, как помочь ребенку дома. Мы же охотно им в этом помогаем. Сегодняшняя школа - это работа в команде, где есть три игрока: учитель, родитель и ученик, - отмечает директор школы Татьяна Журакова. - Никто не говорит, что обновленное содержание образования будет легким. Ведь оно предполагает дифференцированный подход к ученикам. Один тему поймет за 40 минут урока, а другому нужно время. И учитель должен терпеливо ему объяснять, пока, наконец, не дойдет до сознания школьника. Поэтому педагогам сегодня приходится долго и тщательно готовиться к каждому уроку с каждым учеником. С этим, в общем-то, и связано повышение заработной платы в первую очередь учителям, работающим по обновленному содержанию.
По словам Татьяны Жураковой, преподаватели СОШ № 52 прошли подготовку, прежде чем приступить к работе по новой системе. Более того, они активно участвуют в форуме учителей на сайте Министерства образования и науки, где задают вопросы и получают ответы. А преподаватели математики этой школы уже успели даже составить сборник заданий для формативного оценивания, которым успешно пользуются их коллеги.
- Сидя на берегу, плавать не научишься. Весь мир движется вперед. И нам не следует отставать. Реформа в образовании - это требование времени. Наши дети гораздо умнее нас. Особенно, когда дело касается цифровизации. И было бы преступлением продолжать обучать их методами середины прошлого века, - заключила Т. Журакова. - А родителям не стоит бояться обновленного содержания, которое сделает их детей не зубрилами, а людьми понимающими, способными мыслить и адаптироваться в любой стране и любой ситуации.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Коррозии - бой! 22.09.2018

    Ученые Карагандинского технического университета разработали инновационный способ борьбы с главным бичом металлургии - коррозией. С помощью нанотехнологической разработки они создали суспензию, которая проникает внутрь металлической поверхности и не только защищает детали от повреждений, но и восстанавливает уже имеющиеся изъяны. Нанопродукт имеет огромные перспективы и уже активно тестируется на производстве - на площадке машиностроительного завода им. Пархоменко.

  • Учеба продолжается! 22.09.2018

    Весть о том, что в селе Матак Каркаралинского района школа будет укомплектована всего на четверть, распространилась по интернету пару недель назад. Якобы сами учителя подняли панику, что им некого будет учить. Однако, как утверждает руководитель управления образования Карагандинской области, эта нерадужная картина, которую обрисовали местные жители, не соответствуют действительности. 

  • Ремонт в учебный год 20.09.2018

    Поздно проведенный тендер на ремонт школы села Тузды Бухаржырауского района вынудил 171 ученика и 35 учителей ютиться в тесном неприспособленном помещении. Вот уже три недели, как школьники с 0 по 11 классы учатся в здании, которое подлатали наспех. По словам акима Тузды Сауле Бегжановой, обстоятельства сложились так, что техперсоналу школы и родителям пришлось объединить усилия, чтобы к новому учебному процессу подремонтировать здание бывшего акимата, которое стояло заброшенным несколько лет.

  • Отказаться - ваше право 15.09.2018

    «Мы считаем, что родители не обязаны нести какие-либо расходы на ремонт или проведение мероприятий в организациях образования, и рассматриваем подобные факты как коррупцию. Из бюджета выделяются достаточные денежные средства на все указанные цели», - отметил заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Олжас Бектенов на видеоконференции, посвященной актуальным проблемам в сфере образования. Прямая трансляция республиканского совещания для карагандинских педагогов была организована в стенах областного департамента Национального бюро по противодействию коррупции. В его работе приняли участие вице-министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, а также посредством видеоконференц-связи - руководители областных управлений, городских отделов образования, директора школ и активные представители попечительских советов.

  • Как вырастить гения 15.09.2018

    Как развить творческие способности ребенка? Как проложить кратчайший путь от детского рисунка к внедрению инновационных методов обучения? Все чаще мы слышим выражение - «интеграционная форма занятия». Новшество это или необходимость? 
    В последнее время мы приходим к выводу, что применение инновационных технологий в современном обучении просто необходимо для формирования всесторонне развитой личности. И важно не только внедрение новых форм работы с этнокультурными объединениями Ассамблеи народа Казахстана нашей области, но и более глубокое изучение народного творчества и языковой культуры разных этносов. 

  • Закрой учебник, выйди в сеть 13.09.2018

    Как отметила директор гимназии № 93 Аягуль Ахметова, наряду с их ребятами тестировать 13 электронных книг будут в Астане, Алматы, Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областях. Всего 13 школ, 80 классов и порядка трех тысяч учащихся.
    - В пилотном проекте примут участие 3, 6, 8 классы, - поделилась она. - Для учеников третьего класса с русским языком обучения в новом формате разработаны пособия «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Информационно-коммуникационные технологии», а для детей с казахским языком обучения - «Математика» и «Русский язык». В 6 классах с казахским языком обучения предусмотрен «Жаратылыстану», с русским языком обучения - «Естествознание» и «Русская литература». Для 8 классов с казахским и русским языками обучения будут учебники по «Географии» и «Информатике».

  • Школа для родителей 13.09.2018

    В республике началась серия родительских конференций «Казахстанские родители ХХI века: стань примером своему ребенку», которые призваны помочь мамам и папам лучше понимать своих детей и укрепить семью. В сентябре и октябре этого года пройдет несколько таких встреч, и на каждой из них обсудят, как родители могут поддержать ребенка в зависимости от его возраста. Конференции стартовали в начале сентября и прошли в одно время, а в Караганде одной из школ, которая собрала в своих стенах родителей, школьных психологов и представителей Института семейного воспитания (который и инициировал мероприятия), стала недавно открытая гимназия № 102.

  • Открытый урок 13.09.2018

    В начале сентября в Костанае прошел республиканский конкурс, посвященный Ахмету Байтурсынову, в котором соревновались преподаватели. Главный приз достался карагандинскому преподавателю областного Центра обучения языкам Динаре Куанбаевой. Конкурс, посвященный видному общественному деятелю, прошел и под эгидой Дня языков, который, напомним, теперь будет отмечаться 5 сентября, в день рождения самого Ахмета Байтурсынова. На первый взгляд может показаться, что схема заданий конкурса вполне традиционна - представиться, показать свою работу и провести открытый урок, но о сложности его говорит время подготовки нашей победительницы: четыре месяца.