10 февраля 2018 года 381

Сидя на берегу, плавать не научишься

Автор: Самал АХМЕТОВА

Реформы в системе образования продолжают волновать многих родителей. Вплоть до того, что некоторые даже покидают страну, боясь стереотипов, которые они сами для себя выстроили. Привыкшие к образцу советской школы, где приветствовалась зубрежка и совсем не обязательно было понимать выученный урок, многие родители совершенно без восторга встретили обновленное содержание образования. Откуда у сегодняшних родителей первоклассников, которым нет и 30 лет, такая любовь к консервативному обучению и стойкое неприятие всего нового?

На этом фоне гораздо выигрышнее смотрятся преподаватели, имеющие не один десяток лет стажа работы. Они не просто приняли реформу, а уже и выпускают методические пособия, как это происходит в СОШ № 52 Караганды. Школа, которая находится в кольце среди элитных гимназий, вполне обычная. Но учиться сюда приезжают со всего города дети разного уровня. Для педагогов не существуют критериев, когда надо «отсеивать» часть учеников. Однако именно здесь наиболее успешно проходит реформа, действующая в республике второй год.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Анна Лыткина - по совместительству еще и классный руководитель 9 класса, и координатор обновленного содержания. Именно с ней и директором школы Татьяной Жураковой мы поговорили о том, насколько трудно было довести до сознания родителей все положительные аспекты реформы образования, а также о том, как же дети учатся без оценок.
В прошлом году реформа охватила только первоклассников, поэтому проблем с детьми не было. Гораздо больше работали с родителями. Именно им учителя рассказывали и объясняли, как теперь они будут обучать их детей. Привыкшие к стандартным пятеркам и двойкам родители не всегда понимали: зачем развивать в ребенке критическое мышление, почему нет оценок и что значит, когда первоклассник по каждому предмету сдает небольшой тест, ну и, наконец, почему ребенок должен сам оценивать свою работу?
- Раньше учитель являлся источником информации. Он задавал домашнюю работу, ставил оценки. Дети чаще всего зубрили темы, а потом благополучно все забывали. Школьник, который не понимал предмета, учился плохо и со временем терял желание и стремление посещать школу. Родители пытались вбить знания чуть ли не ремнем. Такая система, наверное, устраивала многих. Но она была не совсем правильная, - считает Анна Лыткина. - Выпускаясь из школы, молодой человек знал хорошо только один предмет, максимум два. Он устраивался на одну работу и всю жизнь боялся ее поменять. А тем временем весь мир шел вперед. Во всем мире люди могут кардинально поменять свою жизнь в любое время без страха, что не хватит знаний. И нам пора идти вслед за передовыми странами.
По словам педагогов, сегодня им ставится задача воспитать и обучить человека не просто знающего, а способного адаптироваться в любой ситуации. И начинать работу над личностью надо с раннего возраста.
- Обновленное содержание образования предполагает в первую очередь осмысление изучаемого предмета. Дети должны понимать тему, которую изучают. Учитель выступает лишь как организатор процесса. Приведу пример: тема «Путешествие», которая будет сквозной не только на уроке естествознания, но и на математике, обучении грамоте, художественном труде и музыке. Таким образом, ученики полностью погружаются в одну тему и, путешествуя по миру, учатся правильно писать, читать, считать, рисовать и познавать окружающую среду. В конце урока каждый учащийся сам оценивает свою работу. Он анализирует, что у него получилось, с чем предстоит еще работать. Учитель же ни в коем случае не должен упрекать ребенка, если он не успел поработать в классе. И тем более новая система запрещает сравнивать достижения детей друг с другом. Сегодняшний школьник должен конкурировать лишь с собой, - подчеркивает А. Лыткина.
Работа ученика оценивается по баллам. Повторюсь - никаких двоек и троек. Сначала педагог делает формативное оценивание, во время которого он говорит ребенку, что у него получается во время урока и над чем еще надо поработать. По окончании определенного раздела или четверти школьники пишут так называемую суммативную работу - раньше она называлась контрольной. Только контрольную можно было пропустить или прогулять, а суммативную работу ученик все равно должен выполнить в любой другой день, когда появится в школе. Она также оценивается по баллам, и с ее итогами обязательно знакомятся родители.
К слову, о родителях. Для снятия напряженности и решения проблем в СОШ № 52 было решено проводить родительские собрания в форме деловой игры.
- Мы раздали родителям бумагу и карандаш. Предложили нарисовать дом. А потом оценить свои способности. Родители постарались и поставили себе хорошие оценки. Мы же их ознакомили с критериями, которые существуют при оценивании школьной работы. Оказалось, что то, как себя оценили родители, и существующие критерии показали совершенно разные результаты. Тем не менее после таких собраний мамы и папы стали спокойнее относиться к новой системе образования. И вопросы все чаще звучат не возмущенные, а по существу. Родители интересуются, как помочь ребенку дома. Мы же охотно им в этом помогаем. Сегодняшняя школа - это работа в команде, где есть три игрока: учитель, родитель и ученик, - отмечает директор школы Татьяна Журакова. - Никто не говорит, что обновленное содержание образования будет легким. Ведь оно предполагает дифференцированный подход к ученикам. Один тему поймет за 40 минут урока, а другому нужно время. И учитель должен терпеливо ему объяснять, пока, наконец, не дойдет до сознания школьника. Поэтому педагогам сегодня приходится долго и тщательно готовиться к каждому уроку с каждым учеником. С этим, в общем-то, и связано повышение заработной платы в первую очередь учителям, работающим по обновленному содержанию.
По словам Татьяны Жураковой, преподаватели СОШ № 52 прошли подготовку, прежде чем приступить к работе по новой системе. Более того, они активно участвуют в форуме учителей на сайте Министерства образования и науки, где задают вопросы и получают ответы. А преподаватели математики этой школы уже успели даже составить сборник заданий для формативного оценивания, которым успешно пользуются их коллеги.
- Сидя на берегу, плавать не научишься. Весь мир движется вперед. И нам не следует отставать. Реформа в образовании - это требование времени. Наши дети гораздо умнее нас. Особенно, когда дело касается цифровизации. И было бы преступлением продолжать обучать их методами середины прошлого века, - заключила Т. Журакова. - А родителям не стоит бояться обновленного содержания, которое сделает их детей не зубрилами, а людьми понимающими, способными мыслить и адаптироваться в любой стране и любой ситуации.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Шанс исправить ошибки 17.07.2018

    Сдающие комплексное тестирование интервью давать отказываются. Оно и понятно: нет особого желания рассказывать, что привело их сюда на еще одну попытку поступить в вуз. И если у выпускников перед ЕНТ глаза горят азартом, то участники КТА эмоционально сдержанны.

  • Встать на уровень ребенка 17.07.2018

    Когда Вове поставили задержку психического развития и отправили в специальный интернат далеко от дома, он проплакал всю первую четверть, потому что привык быть с мамой. В обучении в общеобразовательной школе по месту жительства семье отказали, и женщине пришлось обращаться за поддержкой к депутатам, звонить в МОН РК.

  • Учеба - на первом месте 12.07.2018

    В некоторых студенческих общежитиях КарГУ им. Е.А. Букетова проживают преподаватели вместе с семьями, а вот в одном из общежитий КарГТУ даже оборудованы VIP-номера, которые предусмотрены для иностранных преподавателей и гостей. Эти и другие факты были выявлены в результате инспекционной поездки членов специальной мониторинговой группы внешнего анализа и оценки исполнения Антикоррупционной стратегии РК на 2015-2025 годы при областном департаменте Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции.

  • Резервы “умного” города 03.07.2018

    Работа по привлечению молодых умов к делу создания усовершенствованной Караганды продолжается. В Карагандинском экономическом университете Казпотребсоза прошел второй областной Хакатон - конкурс инициативных проектов, направленных на нужды города.

  • Итоги школьных знаний 28.06.2018

    Единый национальный экзамен возвращает себе популярность. Хотя сейчас проходить ЕНТ необязательно и, сдав экзамены в школе, можно поступить в зарубежный вуз, в этом году желающих пройти тестирование у нас в области было больше на 752 человека.  В этом учебном году школы области окончили 8026 человек. Все они успешно сдали итоговую аттестацию и получили аттестаты. В тестировании приняли участие 5567 выпускников, в том числе и те, кто уже успел сдать экзамены в зарубежные вузы. Выпускники все-таки решили попытаться поступить в казахстанские университеты. 

  • Из студентов - в госслужащие 23.06.2018

    Карагандинский государственный индустриальный университет (КГИУ, г. Темиртау), который является альма-матер Первого Президента РК Н.А.Назарбаева, готовит кадры для разных сфер деятельности. Программисты, менеджеры, бухгалтеры - многие из них после окончания вуза решают связать свою жизнь с госслужбой. 

  • Удачи выпускникам! 21.06.2018

    Сегодня в Карагандинской области стартовало Единое национальное тестирование. Оно пройдет в три этапа: 21, 23 и 24 июня. В этом году процедура тестирования не подверглась существенным изменениям, формат экзамена остался прежним. Из 8140 выпускников в области ЕНТ решили сдавать около 70% , предварительное количество составляет 5815 человек. Известно, что большая часть выпускников сдаст тестирование на государственном языке. В этом году его также можно сдать на английском, правда, в нашей области желающих не нашлось. Предварительно известно, что по республике сдавать ЕНТ на английском будут всего 46 выпускников из 200 ранее заявивших. 

  • Уроки для коллег 21.06.2018

    Лучшие педагоги Карагандинской области приняли участие в создании республиканского образовательного канала «Өрлеу». В своем Послании народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции» Глава государства Нурсултан Назарбаев отметил важность развития цифровых образовательных ресурсов.  «В интернете необходимо размещать видеоуроки и видеолекции от лучших преподавателей средних школ, колледжей и вузов. Это позволит всем казахстанцам, в том числе в отдаленных населенных пунктах, получить доступ к лучшим знаниям и компетенциям»,- сказал он.