10 февраля 2018 года 867

Две светлых повести

Автор: Нина КРАМЕР

В чем заключается синергия двух абсолютно разных судеб творческих людей? Об этом и многом другом в репетиционном зале Театра имени С. Сейфуллина мы разговариваем с известным астанинским режиссером, заслуженным деятелем РК Нурланом Жуманиязовым.

Скоро в Караганде раскроется давняя интрига: «Были ли близки два великих поэта - Фариза Онгарсынова и Мукагали Макатаев?» Свою пьесу «Мукагали и Фариза» известный драматург Рахымжан Отарбаев доверил столичному режиссеру Нурлану Жуманиязову. Нурлан Гилманович в свою очередь делал ставку на коллектив Карагандинского областного театра им. С. Сейфуллина, считая, что здесь есть все необходимое для того, чтобы полноценно раскрыть духовное родство двух величайших личностей в литературе Казахстана. Правда, сейчас администрация театра отправила сцену большого зала на ремонт, и премьера, приуроченная к дню рождения Мукагали Макатаева, состоится в Театре имени К. Станиславского. Но режиссер надеется, что молодые талантливые актеры казахского театра его не подведут.
- У вас уже есть опыт работы с Рахымжаном Отарбаевым: в частности, недавняя постановка «Амре», посвященная выдающемуся деятелю культуры казахского народа Кашаубаеву, во Дворце мира и согласия в Астане. Почему на сей раз драматург решил обратиться к теме отношений Онгарсыновой и Макатаева?
- Мукагали прекрасно общался с Фаризой. На протяжении всей жизни великой поэтессы все сравнивали ее жизненный путь, отношение к поэзии и понимание своей миссии на земле с Макатаевым. Он очень высоко ценил поэтический дар Фаризы и посвятил ей свое знаменитое произведение «Фариза, Фаризажан, Фаризақыз», которое и сейчас широко известно в народе.
Людей всегда интересовал вопрос: «Какая связь существовала между этими людьми?» Судьбы их, безусловно, заслуживают внимания. Мукагали Макатаев - неординарный человек, покинувший мир в довольно молодом возрасте, в 45 лет, и оставивший огромное поэтическое богатство своему народу. Ему были посвящены и драматические произведения.
Подобный спектакль о Фаризе, насколько мне известно, ставится впервые. Ее называли самым смелым казахстанским поэтом своего времени, она не боялась писать о независимости народа при советской власти, не терпела фальши. По мнению критиков, из русских женщин-стихотворцев она ближе всех по характеру к Марине Цветаевой.
И, конечно же, автору пьесы захотелось связать судьбы двух величайших явлений в литературе Казахстана. Хотя в произведении и есть биографические моменты, но сюжет полностью выдуманный. Я думаю, что получилась работа, которая заставит зрителя немного приподняться над мирской суетой и переосмыслить любовь, которая рождается в единстве убеждений.
- Почему вы выбрали именно наш город для постановки о двух незаурядных поэтах?
- Это свежая пьеса, автор буквально несколько месяцев назад закончил работу над ней. Почему премьера состоится в Караганде? Об этом меня спрашивают и актеры на репетициях. Могу сказать, что инициативу поддержал прежде всего директор Казахского драматического театра Сансызбай Бекболатов.
- Расскажите немного о пьесе. Насколько масштабна, по вашему мнению, эта работа? На какие средства выражения сделана ставка?
- Главные герои, это, конечно, Фариза и Мукагали, их роли исполнят молодые актеры. В двух составах это Дина Заитова, Бибигуль Жагипарова, а также Гани Бердимбетов и Мейрбек Шакенов. Есть второстепенные роли, есть эпизодические. Будут массовые сцены и хоровое пение. Ставя спектакль о двух поэтах, мне кажется, нельзя не использовать их песни, которые любимы и популярны в народе. Также я использую как музыкальный лейтмотив «Реквием» Моцарта, так как у Мукагали Макатаева тоже есть реквием, посвященный Моцарту.
- К какому периоду жизни поэтов обращается автор? В чем вы сами видите ту самую интригующую искру между героями?
- В пьесе описываются последние дни жизни Мукагали Макатаева, но есть и отсылка к историческим событиям декабря 1962 года, когда генсек СССР Никита Хрущев подверг жестокой критике выставку художников-авангардистов в Москве. Примерно в то же время рождается движение поэтов-шестидесятников, которое не могло не затронуть Казахстан. И у нас были свои шестидесятники. Отношение обоих поэтов к этому движению отображено и в пьесе. В одной из сцен Мукагали на большом литературном собрании отводит Фаризу в сторону и говорит: «Выйди из этого круга». Перед смертью главная героиня спрашивает поэта: «Что это за круг, из которого вы просили меня выйти? Вышли ли вы из него?»
Известно, что до 1972 года Макатаев отвечал за выпуск крупнейших казахстанских газет и журналов. После стал безработным и консультировал членов Союза писателей Казахстана, в 1974 году его исключили из этой организации. Причина кроется в том, что он стал неугодным власти.
Жизнь Макатаева была полна лишений и трудностей (он жил на съемных квартирах, мало зарабатывал и не издавался), но это не мешало ему продуктивно писать. За свою недолгую жизнь он написал множество стихотворений и рассказов, перевел произведения классиков на казахский язык.
О тяжелом положении поэта стало известно только после его смерти благодаря его дневнику, последняя запись в котором была сделана в последний месяц его жизни - 28 февраля 1976 года.
У Мукагали Макатаева было пятеро детей, он прожил в браке с одной женщиной. Фариза долгие годы провела без спутника жизни, посвятив себя поэзии и служению народу. Она скончалась четыре года назад в возрасте 75 лет.
Некоторые считают, что образ Мукагали для нее всегда был идеалом, воплощением чести и совести казахской поэзии. Другие высказывают мнения о том, что Мукагали хотел завоевать сердце Фаризы, но она оказалась неприступной. Третьи считают, что духовная близость между двумя поэтами - это нечто высшее, планетарное, нежели привязанность между мужчиной и женщиной.
Премьера спектакля «Фариза и Мукагали» состоится 14 февраля. Поэт Мукагали Макатаев родился 9 февраля 1931 года. В Карагандинской области эту дату отметят и другими культурными мероприятиями, но пьеса о взаимоотношениях двух великих поэтов, пожалуй, самое масштабное из них.

На снимке: Нурлан Жуманиязов (второй справа) с актерами театра им. С. Сейфуллина.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Любить сильней 17.01.2019

    Поэт, автор и исполнитель песен Ольга Качанова уверена: никакой песенный жанр не может кануть в Лету, и бардовская песня тоже - каждое поколение оставляет после себя собственные сочинения. На днях в Караганде прошел концерт авторского дуэта Ольги Качановой и Вадима Козлова - их тандему уже 30 лет.

  • Как слово наше отзовется 15.01.2019

    В наше время публикации в печатных СМИ, а особенно материалы в электронном варианте, находятся в широком доступе независимо от того, к какой местности они привязаны. Я не раз сталкивалась с тем, что на ту или иную статью приходили не только слова благодарности за встречу с полюбившимися артистами: запрашивают и номера телефонов, чтобы связаться с теми, кого потеряли из виду много лет назад.

  • Закон природы 15.01.2019

    В этом году Казахстан сможет побороться за награду на одной из самых престижных премий в области кинематографа: социальная драма «Айка» Сергея Дворцевого попала в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

  • До потери памяти 12.01.2019

    В творческой мастерской Академического театра музыкальной комедии с интересной постановкой выступил новый состав студенческого театра «Вдохновение» Карагандинского экономического университета. Режиссер и художественный руководитель театра Елена Пономаренко всегда ставит со студентами неординарные и современные пьесы, которые вносят в житейские будни нотки юмора и массу впечатлений.

  • Столица Великой степи 05.01.2019

    Режиссер Акан Сатаев и творческая группа кинокартины «Дорога к матери» накануне Дня Независимости получили из рук Президента Государственную премию в области литературы и искусства. Он же, Акан Сатаев, и поставил очередную часть саги «Путь Лидера. Астана», масштабные премьеры которой прошли в Астане и Алматы.

  • Рождественские сказки 05.01.2019

    Несколько рождественских концертов прошли в Караганде, и эти ожидаемые события вознаградили все надежды зрителей. Красивый букет венских мелодий преподнесли нам дирижер Айдар Торыбаев, симфонический оркестр Концертного объединения им. К. Байжанова, солисты и оркестр Академического театра музыкальной комедии.

  • Измерение временем 29.12.2018

    Тема времени и всего, что с ним связано, особенно актуальна в дни новогодних праздников. Воспользовавшись своей богатой коллекцией часов, сотрудники областного краеведческого музея открыли в преддверии Нового года выставку «Путешествие во времени». Это предметы разных эпох со своей интересной историей, побывавшие в руках знаменитых хозяев.

    Актовый зал музея вместил в себя около шести десятков измерителей времени, которые хранители истории дополнили инсталляциями советского периода и не только.В фондах музея насчитывается 23 наручных и 35 настенных часов. К сожалению, в повседневных экспозициях их редко можно встретить. В основном это часы советского периода. Чтобы посетители могли глубже погрузиться в эпоху, составители экспозиции выставили и другие экспонаты середины прошлого века: радиоприемник, телевизор и старенькая мебель перенесут нас лет на 50 назад и создадут ретро-фон для фотографий.Еще один уголок для фотографирования был назван «Скамейка для свиданий». Лавочку разместили под столбом с подвесными часами, правда не настоящими, но смотрится очень романтично.Также использовали макеты для иллюстрации рассказа о самых древних формах измерения времени.- Здесь у нас представлены макеты солнечных часов, песочных, водяных (клепсидра), - говорит Динара Сәкiмбай, младший научный сотрудник отдела современной истории. - Есть часы, состоящие из свечей, поделенных на фрагменты: когда отрезок свечи сгорал, это означало, что прошел определенный промежуток времени. Также у нас представлен баннер, в котором описывается история появления самых первых часов вплоть до самых последних атомных часов, они являются самыми точными.Эта информация будет, несомненно, интересна школьникам, для которых в программе выставки предусмотрены конкурсы и викторины, а также мастер-класс по сборке часового механизма.Сотрудники расскажут посетителям музея о хозяевах именных часов. Один из них - Габдулла Кулкыбаев, академик НАН РК, доктор медицинских наук. С 1990-го по 2006 год он возглавлял Национальный центр профессиональных заболеваний и гигиены. Является автором 400 научных работ, награжден медалью аль-Фараби. Его наручные часы сделаны в Японии и покрыты золотом.В экспозиции также представлены настольные часы для игры в шахматы. Долгое время они служили ветерану Великой Отечественной войны Виктору Кириллову, который является основателем областной школы шахмат.Один из самых дорогих экспонатов - это наручные часы фирмы «Тиссот». Безусловно, ценными являются настенные часы образца ХIХ века фирмы «Линден». Николай Линден был известным петербургский купцом, в 1888 году он основал на Невском проспекте мастерскую, занимавшуюся ремонтом ювелирных изделий и часов. Кроме того, здесь проводился процесс серебрения и золочения. Со временем при мастерской был организован магазин, где каждый желающий мог купить старинные часы и ювелирные изделия. Благодаря деловым качествам Линдена его магазин вскоре стал одним из наиболее крупных на территории Санкт-Петербурга. В нем продавались цепи, образа, кресты, серебряная посуда, предметы культа, знаки разных государственных учреждений, а также часы таких известных западноевропейских фабрик, как «Одемар», «Гризель», «Борель» и «Вальгам». Уникальный экспонат попал в фонды музея в 1985 году. К сожалению, в настоящий момент неизвестно, кто являлся их владельцем и каким образом они были переданы.Многие представленные на выставке часы являются рабочими и создают характерное фоновое тиканье. К сожалению, уже отслужили свой срок часы с кукушкой. Эти деревянные часы являются, можно сказать, семейной реликвией Динары Сәкiмбай. Настало время, и она решила передать их в музей. Они показывали время нескольким поколениям ее семьи, а маленькая кукушка вылетала каждые полчаса.Еще один интересный уголок на выставке - коллекция будильников. Все они тоже советского периода. Между тем самый первый будильник придумал философ Платон две тысячи лет назад. Устройство предназначалось для его учеников. Ученый ставил два таза один под другим. В верхнюю емкость, самую большую, наливал воду. Вода стекала из верхнего таза в нижний и, в конце концов, переливалась через край в третью емкость, из которой выходила узкая трубка. Когда вода попадала в самый нижний таз, воздух с шумом выходил из трубки-флейты. Услышав этот сигнал, ученики вскакивали с постелей и бежали на уроки.К счастью, юным посетителям выставки бежать на уроки не надо. Она продлится все школьные каникулы - до 15 января.
    Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

  • В гостях у волка с огоньком 29.12.2018

    Борьбу пламени со льдом, тяги к искусству с нездоровым аппетитом можно было наблюдать на новогоднем представлении, которое в Театре им.С. Сейфуллина традиционно готовят на двух языках.