10 февраля 2018 года 657

Две светлых повести

Автор: Нина КРАМЕР

В чем заключается синергия двух абсолютно разных судеб творческих людей? Об этом и многом другом в репетиционном зале Театра имени С. Сейфуллина мы разговариваем с известным астанинским режиссером, заслуженным деятелем РК Нурланом Жуманиязовым.

Скоро в Караганде раскроется давняя интрига: «Были ли близки два великих поэта - Фариза Онгарсынова и Мукагали Макатаев?» Свою пьесу «Мукагали и Фариза» известный драматург Рахымжан Отарбаев доверил столичному режиссеру Нурлану Жуманиязову. Нурлан Гилманович в свою очередь делал ставку на коллектив Карагандинского областного театра им. С. Сейфуллина, считая, что здесь есть все необходимое для того, чтобы полноценно раскрыть духовное родство двух величайших личностей в литературе Казахстана. Правда, сейчас администрация театра отправила сцену большого зала на ремонт, и премьера, приуроченная к дню рождения Мукагали Макатаева, состоится в Театре имени К. Станиславского. Но режиссер надеется, что молодые талантливые актеры казахского театра его не подведут.
- У вас уже есть опыт работы с Рахымжаном Отарбаевым: в частности, недавняя постановка «Амре», посвященная выдающемуся деятелю культуры казахского народа Кашаубаеву, во Дворце мира и согласия в Астане. Почему на сей раз драматург решил обратиться к теме отношений Онгарсыновой и Макатаева?
- Мукагали прекрасно общался с Фаризой. На протяжении всей жизни великой поэтессы все сравнивали ее жизненный путь, отношение к поэзии и понимание своей миссии на земле с Макатаевым. Он очень высоко ценил поэтический дар Фаризы и посвятил ей свое знаменитое произведение «Фариза, Фаризажан, Фаризақыз», которое и сейчас широко известно в народе.
Людей всегда интересовал вопрос: «Какая связь существовала между этими людьми?» Судьбы их, безусловно, заслуживают внимания. Мукагали Макатаев - неординарный человек, покинувший мир в довольно молодом возрасте, в 45 лет, и оставивший огромное поэтическое богатство своему народу. Ему были посвящены и драматические произведения.
Подобный спектакль о Фаризе, насколько мне известно, ставится впервые. Ее называли самым смелым казахстанским поэтом своего времени, она не боялась писать о независимости народа при советской власти, не терпела фальши. По мнению критиков, из русских женщин-стихотворцев она ближе всех по характеру к Марине Цветаевой.
И, конечно же, автору пьесы захотелось связать судьбы двух величайших явлений в литературе Казахстана. Хотя в произведении и есть биографические моменты, но сюжет полностью выдуманный. Я думаю, что получилась работа, которая заставит зрителя немного приподняться над мирской суетой и переосмыслить любовь, которая рождается в единстве убеждений.
- Почему вы выбрали именно наш город для постановки о двух незаурядных поэтах?
- Это свежая пьеса, автор буквально несколько месяцев назад закончил работу над ней. Почему премьера состоится в Караганде? Об этом меня спрашивают и актеры на репетициях. Могу сказать, что инициативу поддержал прежде всего директор Казахского драматического театра Сансызбай Бекболатов.
- Расскажите немного о пьесе. Насколько масштабна, по вашему мнению, эта работа? На какие средства выражения сделана ставка?
- Главные герои, это, конечно, Фариза и Мукагали, их роли исполнят молодые актеры. В двух составах это Дина Заитова, Бибигуль Жагипарова, а также Гани Бердимбетов и Мейрбек Шакенов. Есть второстепенные роли, есть эпизодические. Будут массовые сцены и хоровое пение. Ставя спектакль о двух поэтах, мне кажется, нельзя не использовать их песни, которые любимы и популярны в народе. Также я использую как музыкальный лейтмотив «Реквием» Моцарта, так как у Мукагали Макатаева тоже есть реквием, посвященный Моцарту.
- К какому периоду жизни поэтов обращается автор? В чем вы сами видите ту самую интригующую искру между героями?
- В пьесе описываются последние дни жизни Мукагали Макатаева, но есть и отсылка к историческим событиям декабря 1962 года, когда генсек СССР Никита Хрущев подверг жестокой критике выставку художников-авангардистов в Москве. Примерно в то же время рождается движение поэтов-шестидесятников, которое не могло не затронуть Казахстан. И у нас были свои шестидесятники. Отношение обоих поэтов к этому движению отображено и в пьесе. В одной из сцен Мукагали на большом литературном собрании отводит Фаризу в сторону и говорит: «Выйди из этого круга». Перед смертью главная героиня спрашивает поэта: «Что это за круг, из которого вы просили меня выйти? Вышли ли вы из него?»
Известно, что до 1972 года Макатаев отвечал за выпуск крупнейших казахстанских газет и журналов. После стал безработным и консультировал членов Союза писателей Казахстана, в 1974 году его исключили из этой организации. Причина кроется в том, что он стал неугодным власти.
Жизнь Макатаева была полна лишений и трудностей (он жил на съемных квартирах, мало зарабатывал и не издавался), но это не мешало ему продуктивно писать. За свою недолгую жизнь он написал множество стихотворений и рассказов, перевел произведения классиков на казахский язык.
О тяжелом положении поэта стало известно только после его смерти благодаря его дневнику, последняя запись в котором была сделана в последний месяц его жизни - 28 февраля 1976 года.
У Мукагали Макатаева было пятеро детей, он прожил в браке с одной женщиной. Фариза долгие годы провела без спутника жизни, посвятив себя поэзии и служению народу. Она скончалась четыре года назад в возрасте 75 лет.
Некоторые считают, что образ Мукагали для нее всегда был идеалом, воплощением чести и совести казахской поэзии. Другие высказывают мнения о том, что Мукагали хотел завоевать сердце Фаризы, но она оказалась неприступной. Третьи считают, что духовная близость между двумя поэтами - это нечто высшее, планетарное, нежели привязанность между мужчиной и женщиной.
Премьера спектакля «Фариза и Мукагали» состоится 14 февраля. Поэт Мукагали Макатаев родился 9 февраля 1931 года. В Карагандинской области эту дату отметят и другими культурными мероприятиями, но пьеса о взаимоотношениях двух великих поэтов, пожалуй, самое масштабное из них.

На снимке: Нурлан Жуманиязов (второй справа) с актерами театра им. С. Сейфуллина.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Движение назад 13.10.2018

    Мир очень взрослых людей, покрытый плотным налетом детства, хочет изобразить в очередном своем спектакле карагандинский режиссер Бекмухамед Киекбаев. Драма-абсурд Розы Мукановой «Никто не виноват» в конце октября будет презентована коллективом Театра имени С. Сейфуллина.

  • Веретена традиций 11.10.2018

    Оригинальные и солнечные гобелены, расцвеченные то красками осени, то волшебными запахами родной степи, то контрастами в легенде о Коркыте, то с замирающими нитями зимней поэтики вводят вас в мир необычный. Персональная выставка поистине народного художника Казахстана Омиркельде Абеуова проходит в музее изобразительного искусства Караганды.

  • Учить до звезды 09.10.2018

    Как сделать звук более громким, свободным и чистым? Как облегчить ученику пение с помощью музыкального сопровождения? Что поможет скромнику раскрыться в полной мере на сцене? Эти и другие вопросы обсуждали учителя музыки, которые поделились своими проблемами и обменялись опытом.

  • Сцена молодости 09.10.2018

    Отмечая свое 70-летие, народный артист Казахстана Тлектес Мейрамов сделал подарок карагандинскому зрителю. В Драматическом театре имени К. Станиславского все желающие смогли посмотреть бесплатно спектакль с его участием. Пьеса Фурио Бордона «Последние луны» была написана специально для Марчелло Мастрояни, ставилась в России, где главную роль сыграл Василий Лановой.

  • Живые книги 06.10.2018

    В Карагандинской областной библиотеке прошла встреча «Жаныңда жүр жақсы адам» в рамках проекта «Жанды кітапхана» - «Живая библиотека».

  • Они не одни 06.10.2018

    Корпорация «Русская Фильм Группа» намерена продюсировать полнометражную картину карагандинской кинокомпании.

  • В джазе только смелые 04.10.2018

    Если в прошлые годы в проект Карагандинского академического театра музыкальной комедии «Мой звездный час» приходили талантливые люди разных возрастов из Караганды и городов-спутников, то 2018 год собрал новоиспеченных артистов со всей страны. Информационная кампания прошла еще весной по городам Казахстана: Шымкент, Тараз, Петропавловск, Усть-Каменогорск, Алматы, Астана, Семей, Кокшетау, Павлодар, Актобе. А августовский кастинг охватил более 60 человек, хотя счастливчиками, отобранными жюри, оказались лишь двадцать два из них. В число будущих солистов попали Алма Кусаинова и Арман Бейсекеев, уже испытавшие на себе притягательность сцены КАТМК в 2015 году, когда дебютировали как вокалисты в комедии «Собака на сене».

  • Из всего, что под рукой 02.10.2018

    Где-то немного наивные, где-то смешные, а где и по-взрослому серьезные и качественные работы заполнили зал областного музея изобразительного искусства. Здесь прошли сразу два детских конкурса декоративно-прикладного искусства «Алтын қазына» и «Город мастеров: наследие предков сохраним и приумножим». На суд жюри и зрителей представлены 119 работ от 60 юных авторов. Возраст участников - от 9 до 17 лет. Это учащиеся школ районов и моногородов области. Работы были собраны в одну большую выставку, организаторами которой стали управление образования Карагандинской области и региональный научно-практический центр дополнительного образования для детей «Сарыарқа дарыны».