08 февраля 2018 года 2647

В ожидании мусорного чуда

Автор: Самал АХМЕТОВА

Избавиться от мусора карагандинцам помогут финны. А это значит, что благодаря им степняки смогут вновь задышать чистым воздухом и насладиться видом белого снега. Правда, счастье это наступит не скоро, а лишь после того, как в регионе появится мусороперерабатывающий завод.

Строится он на средства карагандинской компании ТОО «Горкомтранс», которая является одним из услугодателей по вывозу твердых бытовых отходов. И, похоже, предприятие станет пионером по переработке мусора не только в нашем регионе, но и во всей республике. Масштабные проекты, о которых громко говорили несколько лет назад, видимо, потерпели фиаско. Об этом можно судить хотя бы потому, что никто больше не затрагивает тему переработки ТБО. По крайней мере, в Карагандинской области.
Что же касается предприятий республиканского значения, то, по данным центра деловой информации Kapital.kz, в Казахстане до сих пор нет завода, который работал бы по-крупному. В основном это небольшие компании, которые занимаются сортировкой и утилизацией отходов. К примеру, столичный мусороперерабатывающий комплекс, открытый в 2012 году, проработал всего лишь два года. А потом, как бы банально это ни звучало, закончились деньги и начались задержки по зарплате. И завод тихо канул в Лету.
Еще один аналогичный комплекс строится в Алматы. Ввести его в эксплуатацию обещают в этом году. Наконец, в каждом регионе работают свои небольшие компании-услугодатели, которые вывозят и утилизируют мусор. То же самое касается и нашего региона. Всего в области действует шесть предприятий по сбору, сортировке и переработке твердых бытовых отходов. Последние пять лет вопросом переработки мусора серьезно занялась лишь одна компания - ТОО «Горкомтранс», которая запустила линию сортировки ТБО производительностью 100 тыс. тонн в год. Кроме того, предприятие направило все усилия на строительство мусороперерабатывающего комплекса с полигоном ТБО для размещения на нем отходов, поступающих из Караганды, Абайского района, Сарани, Шахтинска и Темиртау. На реализацию проекта ТОО «Горкомтранс» выделило более 800 миллионов тенге.
- Сегодня компания уже занимается сортировкой мусора и модернизирует существующую линию, увеличивая ее мощность с 100 тыс. до 200 тыс. тонн в год. Однако этого для полноценного запуска завода недостаточно, - считает генеральный директор ТОО «Горкомтранс» Марат Бимаганбетов. - Потому как обычно аналогичные заводы имеют производительность 300 тыс. тонн в год. Процесс строительства мы разделили условно на три этапа, первый из которых уже внедрили. Это линия сортировки мусора, через которую пропускается 80% отходов - пластик, картон, стекло, алюминий. Сразу замечу, что пластик мы уже перерабатываем на строящемся заводе. Остальное сырье отправляется в компании, которые работают с нашим материалом.
Вторым пунктом проекта стала модернизация линии, о чем я упоминал ранее. На этом же этапе мы закупаем оборудование. Так, к примеру, завод нуждается в пакеторазрывателях и сепараторах, просеивающих отходы. Данного оборудования нет на постсоветском пространстве. Приобретаем мы его в Европе. И, наконец, третий этап предполагает наличие биогазового комплекса по переработке фракций ТБО. В целом же, думаю, что завод запустим в 2019 году.
Марат Бимаганбетов подчеркнул, что строительство будущего масштабного комплекса ведется при помощи акимата области и финской компании. В прошлом году все участники проекта подписали меморандум. Акимат области в свою очередь пообещал привлечь услугодателей из городов-спутников, которые будут привозить мусор на завод, принадлежащий ТОО «Горкомтранс». А финны окажут помощь в строительстве. Без опыта европейских стран нам никуда не деться. Так получилось, что для стран СНГ переработка мусора по-прежнему является «терра инкогнита». Огромная часть бытового мусора у нас просто не перерабатывается, а разлагается на полигонах, загрязняя при этом почву и сточные воды. А Европа уже давно живет в чистоте и дышит нормальным воздухом. То же самое происходит и с раздельным сбором мусора. Если передовые страны давно разносят пластик и стекло по разным контейнерам, то нам еще предстоит учиться культуре элементарного выброса мусора.
Хотя, по словам М. Бимаганбетова, в Караганде установлено несколько сотен сетчатых контейнеров для раздельного сбора ТБО. Но часть горожан все еще тверда в своих устремлениях и учиться не желает, а потому с упорством продолжает бросать пакеты в общую кучу. Впрочем, бизнесмены не теряют надежды, что когда-то и мы придем, как бы это странно ни звучало, к культуре обращения с мусором.

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Льготное приземление 21.03.2019

    Около тридцати предприятий области заинтересовались идеей создания на площадке бывшего завода «Казавиаспектр» малой индустриальной зоны (МИЗ).

  • В ожидании тепла 21.03.2019

    Март в наших широтах - всё еще зимний месяц, когда случаются метели, а мороз остается в силе. Реальная весна приходит именно после Наурыза, и крестьяне начинают гадать, что ждет их в новом аграрном сезоне - дожди или засуха, урожай или напрасный труд.

  • Когда вода асфальт точит 21.03.2019

    Отсутствие грамотного водоотведения с дорожного полотна в Караганде является одной из основных причин быстрого разрушения асфальта. И пока на дорогах не появится полноценная ливневая канализация, асфальт каждую весну будет сходить вместе со снегом и льдом. При этом напомним, что в Послании народу Казахстана Н.А. Назарбаев одной из задач обозначил повышение качества жизни граждан через создание условий комфортного проживания и развитие инфраструктуры. Власти города разрабатывают новые проекты дорожного строительства с учетом этих задач.

  • Время кооперации 19.03.2019

    Подрядчик будет отвечать за качество новой автомобильной трассы Астана - Караганда пять лет. Если в течение этого гарантийного срока вдруг появятся какие-то дефекты, то предприятие их устранит безоговорочно и за собственный счет. О том, как работает этот механизм, рассказал министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр во время своей рабочей поездки в Карагандинскую область.

  • Фураж в цене 19.03.2019

    Приближается начало аграрного сезона, и крестьяне Карагандинской области строят планы о том, что и как они будут выращивать в 2019 году.

  • Синергия мяса и молока 16.03.2019

    Параллельная специализация на молоке и мясе намного более выгодный бизнес, чем чисто мясное животноводство. Большинство стран идут именно по этому пути, развивая мясо-молочные фермы. И в Германии, и в России внутренний рынок по говядине практически полностью закрывается за счет бычков, сдаваемых на мясо молочниками. Именно поэтому эксперты считают, что Казахстану нужно отказаться от приоритетной поддержки только лишь мясного скотоводства, выбрав проверенный чужим опытом путь.

  • Отходы в дело 16.03.2019

    Сотрудники АО «АрселорМиттал Темиртау» разработали проект по использованию коксового «орешка» в производстве чугуна.

  • Важное звено в развитии региона 16.03.2019

    Карагандинскую область с рабочей поездкой посетил министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр. Визит начался с осмотра строительства дороги. Транспортная логистика - очень важное звено в развитии региона и страны в целом.