06 февраля 2018 года 1285

По ту сторону гаджета

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Наверняка многие слышали анекдот про Wi-Fi в песочнице: приходит мама за ребенком в детский сад. Смотрит, дети в песочнице сидят с телефонами, а воспитательница на скамейке спит. 

- Что ж вы спите? У вас же все дети разбегутся...
- Да куда они денутся? У нас Wi-Fi только в пределах песочницы.

Смешно, но факт: смартфоны и планшеты стали неотъемлемой частью жизни современного человека. В один клик мы узнаем о происходящем в мире, знакомимся с новинками рынка, подыскиваем оригинальные рецепты для семейного ужина, общаемся с родными и друзьями и т.д. Дети тоже начинают интересоваться гаджетами едва ли не с пеленок - им интересны эти приспособления, которые взрослые практически не выпускают из рук. Нередко можно услышать умилительные рассказы взрослых о том, как их полуторагодовалый малыш с легкостью снимает блокировку и находит в телефоне нужный мультфильм. Однако это не повод для радости - со временем дети становятся все больше зависимыми от взрослых «игрушек», что не может не сказываться на их общем развитии.
Своей точкой зрения на эту проблему поделилась логопед-дефектолог с 28-летним стажем Инна Жидкова. Она отметила, что чрезмерный просмотр мультфильмов и развивающих игр посредством гаджетов приводит к тому, что богатый багаж знаний, накопленный взрослыми годами, с большим трудом передается подрастающему поколению.
- Детей, которым мамы уделяют много времени, видно сразу. Им присущ живой, познавательный интерес. И сразу же можно распознать зависимых малышей, для которых взрослые не являются объектом для изучения, кем-то, кто может открыть что-то новое и необыкновенное. Для них, к сожалению, весь смысл жизни сосредоточен в мобильном телефоне, - поделилась своими профессиональными наблюдениями логопед.
Конечно, нельзя полностью игнорировать новинки технического прогресса. Но тут важно понимать, что ни одно устройство не заменит живого общения.
- Не зря говорят, что расстройства аутистического спектра стали эпидемией XXI века. В качестве одной из причин ученые называют именно гаджеты, - отметила Инна Жидкова.
Понять, что ребенок зависим, достаточно просто. Попробуйте отобрать у него телефон, и тут же начнется истерика. Печально, что этому способствуют сами родители. Куда уж проще занять кроху, оставив его один на один с любимыми мультяшными героями, тем самым освободив время для себя, любимого. Он спокойно взирает на рисованную картинку, вместо того чтобы разрисовывать обои или приставать к взрослым с кучей «почему?» По сути, он изолирован от внешнего мира. И именно эта изоляция порождает множество проблем, в их числе - задержка психического и речевого развития, которая со временем приобретает системный характер.
- Играя с настоящими игрушками, ребенок задействует анализаторы, которые посылают информацию в мозг. Малыш видит предмет, сжимает его, пробует на вкус и прочность, знакомится со свойствами материалов, тем самым создавая целостную картинку. Знакомство с миром посредством гаджета - пассивный способ восприятия. Происходит угасание интереса к освоению знаний, - объяснила доктор.
Она привела очень интересный пример. Оказывается, создатели гаджетов всячески оберегают своих отпрысков от современных устройств. Так, технический директор eBay и сотрудники других гигантов Силиконовой долины (Google, Apple, Yahoo, Hewlett-Packard) отправляют своих детей учиться в школу, расположенную в Лос-Альтос в Калифорнии, где для обучения используют привычные, не связанные с новейшими технологиями инструменты: ручки, карандаши, швейные иглы, иногда даже глину и т.д. Там нет ни одного компьютера, ни одного экрана - их использование запрещено в классах и не поощряется дома.
Победить зависимость без помощи специалистов не получится. Но успех этого «предприятия» зависит в первую очередь от того, насколько родители будут постоянны в своих требованиях.
- Необходимо заменить «общение» с телефоном активными играми, прогулками на свежем воздухе. К сожалению, зачастую современные дети даже не умеют играть, тогда как это и есть основной способ познания мира. Можно предложить ребенку разыграть день рождения игрушечного персонажа, распределить роли, ведь именно в диалоге малыш оттачивает умение выстраивать общение, пополняет словарный запас, - отметила специалист.
Важную роль в развивающем процессе играют рисование, лепка, аппликация, работа с конструктором - все то, что развивает мелкую моторику рук, которая имеет прямую взаимосвязь с речевыми навыками. В головном мозге центр речи находится рядом с центром мелких движений. Человеческий мозг устроен таким образом, что при работе определенных участков кровь лучше поступает и к близлежащим, стимулируя их развитие.
Огромную роль в формировании личности ребенка играет чтение. Таким образом он привыкает к ритму человеческой речи, его интонациям. Малыш ассоциирует слова и изображения в книге с окружающим его миром и начинает понимать важность языка. Но понимают ли это сами взрослые?
- Сейчас очень мало читающих детей, - констатировала факт логопед. - Для нас книги были инструментом для познания мира. Сегодня же у малышей есть более простой, примитивный способ. Хорошо, если после просмотра мультфильма заботливые родители поинтересуются, что именно он смотрел, про что была сказка и чем она закончилась. В противном случае, это всего лишь всего лишь развлечение. Поэтому первая книжка должна появиться еще до года. И вообще, чтение книги ребенку перед сном - замечательная семейная традиция.
…Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что неограниченный доступ малышей к гаджетам таит в себе зло. Но при этом не стоит накладывать полный запрет на их использование - хорошего понемножку.
- Мы рекомендуем подходить к этому строго дозированно. Детям до трех лет достаточно 20 минут, старше - 30 минут в день. Лучше всего, если родители будут смотреть мультфильмы вместе с ребенком, чтобы в процессе задавать ему вопросы и объяснять, почему так случилось, - озвучила основное правило правильного просмотра Инна Жидкова.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Терриконовая долина 23.10.2018

    В Караганде планируется создание IT-хаба, символом которого станет шахтный терриконик.

  • Праздник на Олимпийской 23.10.2018

    Традиционные сельскохозяйственные ярмарки «Ауыл береке-2018» в Караганде и городах-спутниках нынешней осенью будут проходить по 10 ноября. Первая состоялась в субботу, 20 октября.

  • Вот эта улица... 23.10.2018

    Новые названия некоторым улицам Темиртау хотят дать жители и местные власти. На днях по этому поводу в одном из вузов города состоялись общественные слушания.

  • Клуб лучистых глаз 23.10.2018

    «Добро пожаловать к нам!» - приветствовали журналиста «ИК» удивительные женщины. У них каждая минутка на счету, но провести время вместе стало потребностью. Не врачи, не педагоги и не психологи, но они знают, отчего у школьника появляются двойки, как поступать, когда ребенок обманывает, где искать причины энуреза и как отвечать на каверзные вопросы. Они - приемные мамы, и дети их особые - рано повзрослевшие и сложные, ранимые и доверчивые. 

  • Ярмарка с баурсаками 23.10.2018

    В Абае на площади районного ДК прошла сельскохозяйственная ярмарка «Ауыл береке-2018». С раннего утра кипела работа – размещались машины, груженные с/х продукцией, продавцы устанавливали стенды. Бойко шла торговля мясом и молочной продукцией, горожане мешками покупали картофель, лук,
    свеклу и др.

     

  • Комсомольское прошлое 23.10.2018

    В этом году исполняется 100 лет с момента создания Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ). В честь круглой даты в государственном архиве Карагандинской области провели круглый стол под названием «Молодежь ХХ века: история и уроки».

  • Не по сеньке ранец 20.10.2018

    Вопросом неподъемных школьных ранцев вновь озаботились на уровне Правительства. На днях глава Кабмина Бакытжан Сагинтаев поднял тему, актуальную для многих родителей, которые сокрушаются над тем, как же трудно их детям.

  • В царстве нот и азбуки Брайля 20.10.2018

    Открытия нового корпуса Карагандинской областной спецбиблиотеки для незрячих и слабовидящих граждан ее читатели ждали давно. После сильного пожара, произошедшего в 2014 году, когда полностью выгорел один из корпусов, сотрудникам приходилось ютиться на маленькой территории. И вот, наконец, проведенный в июне прошлого года на средства областного бюджета ремонт придал зданию современный ухоженный вид и исполнил давнюю мечту активных карагандинцев, имеющих нарушения зрения, - объединил под одной крышей мир книги и мир музыки.