03 февраля 2018 года 473

Оценка не ради оценки

Автор: Анна СТРОКОВА

Между акиматом нашего региона и АО «Назарбаев Интеллектуальные школы» подписан меморандум о дальнейшем сотрудничестве, призванный повысить качество образования в области. Карагандинский регион по среднему показателю идет в тройке лучших в республике, но это не дает повода расслабляться: проблемы есть, и их надо решать. Как их решать, обсуждали на коллегии областного управления образования.

Международные исследования достижений учеников PISA и TIMSS позволяют выяснить успеваемость школьников по некоторым предметам. Казахстанские ученики показывают хорошие результаты, однако радоваться рано, отметила на заседании коллегии председатель правления АО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Куляш Шамшидинова. В очередной раз она доказала необходимость обновления содержания образования, проиллюстировав это четкими примерами.
Исследования PISA показали: у казахстанских школьников страдает грамотность чтения. В текстах учебников ребятам дается не цельная информация, а потому они не всегда могут понять тексты полностью и найти в них главное. В сравнении с показателями развитых стран наши дети находятся на более низком уровне. Та же проблема с математической грамотностью: ребята могут решить сотню задач, но им нужно уметь анализировать данные, делать выводы - и тут они отстают от сверстников из развитых стран.
- По результатам исследований TIMSS наши ребята из среднего звена входят в десятку лучших, и это великолепно, - продолжила К. Шамшидинова. - Но более 50% казахстанских школьников задания высокого или продвинутого уровня решают плохо или вообще не решают. Если в математике дается текстовая задача, то ребенок с ней справится, но стоит перевести условие задачи в графики или рисунки - дети испытывают сложности. Более того, для успешного поступления в зарубежные вузы или Назарбаев Университет важно умение работать в команде, распределять обязанности и решать поставленные задачи, учебные в том числе.
Уровень наших школьников, подытожила Куляш Нагатаевна, в этом плане недостаточен. Для академического обмена и успешного обучения у зарубежных преподавателей на английском языке подготовка должна соответствовать вузовской программе, а это требует серьезной работы.
- Любой взрослый человек завтра должен работать и содержать семью. Скоро одни профессии станут автоматизированными, других не будет вообще, третьи полностью изменятся, - отметила председатель АО «НИШ». - И вот вопрос: чему и как учить детей, чтобы во взрослой жизни они не боялись сменить работу? Ведь сегодня безработица существует еще и оттого, что у людей нет навыков занять определенную должность. Сейчас необходимые для труда компетенции - межличностная нерутинная коммуникация и нерутинная аналитика. Человек должен знать языки, уметь работать с техникой, и если мы не дадим это детям сейчас, то когда?
Ныне цель образования - взрастить тех, кто сможет создать для себя и окружающих благополучие и не будет воспринимать потерю работы как катастрофу, а в проблеме видеть возможность научиться новому. Детей нужно учить инициативности, и не просто готовить лидеров-управленцев, а лидеров в построении собственной жизни, - был вывод Куляш Шамшидиновой. Роль учителей в этом процессе - главная, и не менее главной становится педагогическая поддержка ученика, а не оценка ради оценки. НИШ готовы их в этом плане поддержать, заверила Куляш Нагатаевна: для каждой школы готовят тренеров для курсов переподготовки учителей, а педагогов предлагается обучать группами, чтобы создать в школах костяк, который поведет за собой коллег.
Впрочем, это далеко не единственная цель. Непосредственно перед нашим регионом поставлено немало задач, и, по заверению руководителя областного управления образования Есенгазы Имангалиева, все они выполнимы, а главное - подкреплены финансами. И здесь важно быть открытыми: есть проблемы - будем решать их вместе, подчеркнул Есенгазы Нуртолеуович, рассказавший на коллегии об итогах прошлого года и целях настоящего.
В дошкольном образовании стремления те же - довести охват детей до 100%. Основной акцент сохраняется на развитии частных дошкольных организаций - их в прошлом году открылась 21, и 19 - в самой Караганде: в других городах и районах процесс идет слабо. Осложняется он и тем, что постановка на очередь детей дошкольного возраста будет автоматизированной, но на ее реализацию не выделены средства в городе Каражале, Бухаржырауском, Жанааркинском, Нуринском, Каркаралинском, Осакаровском и Улытауском районах.
Остается проблемой и обеспечение школ интернетом, хотя об этом говорится уже давно. Оптимальная скорость интернета должна быть не меньше 20 Мбит в секунду, но в Актогайском, Улытауском, Шетском, Жанааркинском и Нуринском районах она низкая. Устаревшая компьютерная техника только усугубляет положение: в области показатель устаревших ПК - 4%, но в Караганде и Шетском районе по отдельности он выше. Доля комплектов компьютер-проектор-экран, которые должны быть у каждого учителя-предметника, по области составляет 23%, а намного меньше их в Сатпаеве, Жезказгане и Приозерске. Из этой детали вытекает другая: все школы региона обеспечены цифровыми образовательными ресурсами, но число использования интерактивных уроков в Приозерске, Темиртау, Жезказгане, Каражале, Каркаралинском, Актогайском, Бухаржырауском и Жанааркинском районах не достигает и двух тысяч.

Еще один требующий решения вопрос касается автоматизированной системы «Бiлiмал» для цифровизации системы образования. Программа должна быть интегрирована с системами других госструктур, но в Каркаралинском районе в ней работает лишь 54% школ, в Каражале - 63%. В целом к «Бiлiмал» подключено 94% школ, однако активность должна быть стопроцентной. Тем более что сейчас классный журнал и другие документы отчетности ведутся в электронном виде.
Несмотря на все достижения, робототехника у нас тоже страдает: лабораторий по области - 200, но в некоторых районах обеспеченность ими не достигает и 20%. В Жезказгане, Каражале, Приозерске, Сарани, Актогайском и Улытауском районах средства на приобретение лабораторий вообще не предусмотрены, хотя, опять же, они должны быть во всех школах.
В дополнительном образовании тоже есть куда двигаться: в регионах пока нет станций юных туристов, натуралистов и кружков по развитию технического творчества - последние действует только в Сарани, а станция натуралистов - в Караганде. В прошлом году открыта первая в области станция юных туристов в Каркаралинске. В рамках программы «Рухани жаңғыру» необходимо создать музеи в каждой школе - они станут центрами краеведения, но пока их открыто только 27. Ни одного такого музея нет в школах Каражала и Приозерска.
Дефицит педагогических кадров продолжает иметь место: наибольшая нехватка - в Караганде, Жезказгане, Каражале, Балхаше, Шахтинске, Абайском, Бухаржырауском, Нуринском и Шетском районах. В основном нужны педагоги естественно-математического цикла, английского языка, начальных классов в школах с русским языком обучения. Вывод Есенгазы Имангалиева следующий: работа по привлечению молодых специалистов и созданию условий для них не ведется должным образом.
Но, так или иначе, достижений в Карагандинском регионе хватает. Они были отражены в отчете руководителя облуо, опубликованном в нашей газете, а потому, посоветовал Есенгазы Нуртолеуович, обозначенные проблемы стоит воспринимать как задачи к совместному выполнению. В числе целей на 2018 год он назвал обновление содержания и цифровизацию образования, привлечение в сферу частных инвестиций, ликвидацию аварийных школ и трехсменки, развитие системы дополнительного образования, формирование конкурентоспособной системы профтехобразования. Говоря о колледжах, руководитель облуо пояснил, что в области поднят вопрос о слиянии тех, которые готовят специалистов по одним и тем же специальностям.

Фото Акпеиль Жанасыловой

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Коррозии - бой! 22.09.2018

    Ученые Карагандинского технического университета разработали инновационный способ борьбы с главным бичом металлургии - коррозией. С помощью нанотехнологической разработки они создали суспензию, которая проникает внутрь металлической поверхности и не только защищает детали от повреждений, но и восстанавливает уже имеющиеся изъяны. Нанопродукт имеет огромные перспективы и уже активно тестируется на производстве - на площадке машиностроительного завода им. Пархоменко.

  • Учеба продолжается! 22.09.2018

    Весть о том, что в селе Матак Каркаралинского района школа будет укомплектована всего на четверть, распространилась по интернету пару недель назад. Якобы сами учителя подняли панику, что им некого будет учить. Однако, как утверждает руководитель управления образования Карагандинской области, эта нерадужная картина, которую обрисовали местные жители, не соответствуют действительности. 

  • Ремонт в учебный год 20.09.2018

    Поздно проведенный тендер на ремонт школы села Тузды Бухаржырауского района вынудил 171 ученика и 35 учителей ютиться в тесном неприспособленном помещении. Вот уже три недели, как школьники с 0 по 11 классы учатся в здании, которое подлатали наспех. По словам акима Тузды Сауле Бегжановой, обстоятельства сложились так, что техперсоналу школы и родителям пришлось объединить усилия, чтобы к новому учебному процессу подремонтировать здание бывшего акимата, которое стояло заброшенным несколько лет.

  • Отказаться - ваше право 15.09.2018

    «Мы считаем, что родители не обязаны нести какие-либо расходы на ремонт или проведение мероприятий в организациях образования, и рассматриваем подобные факты как коррупцию. Из бюджета выделяются достаточные денежные средства на все указанные цели», - отметил заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Олжас Бектенов на видеоконференции, посвященной актуальным проблемам в сфере образования. Прямая трансляция республиканского совещания для карагандинских педагогов была организована в стенах областного департамента Национального бюро по противодействию коррупции. В его работе приняли участие вице-министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, а также посредством видеоконференц-связи - руководители областных управлений, городских отделов образования, директора школ и активные представители попечительских советов.

  • Как вырастить гения 15.09.2018

    Как развить творческие способности ребенка? Как проложить кратчайший путь от детского рисунка к внедрению инновационных методов обучения? Все чаще мы слышим выражение - «интеграционная форма занятия». Новшество это или необходимость? 
    В последнее время мы приходим к выводу, что применение инновационных технологий в современном обучении просто необходимо для формирования всесторонне развитой личности. И важно не только внедрение новых форм работы с этнокультурными объединениями Ассамблеи народа Казахстана нашей области, но и более глубокое изучение народного творчества и языковой культуры разных этносов. 

  • Закрой учебник, выйди в сеть 13.09.2018

    Как отметила директор гимназии № 93 Аягуль Ахметова, наряду с их ребятами тестировать 13 электронных книг будут в Астане, Алматы, Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областях. Всего 13 школ, 80 классов и порядка трех тысяч учащихся.
    - В пилотном проекте примут участие 3, 6, 8 классы, - поделилась она. - Для учеников третьего класса с русским языком обучения в новом формате разработаны пособия «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Информационно-коммуникационные технологии», а для детей с казахским языком обучения - «Математика» и «Русский язык». В 6 классах с казахским языком обучения предусмотрен «Жаратылыстану», с русским языком обучения - «Естествознание» и «Русская литература». Для 8 классов с казахским и русским языками обучения будут учебники по «Географии» и «Информатике».

  • Школа для родителей 13.09.2018

    В республике началась серия родительских конференций «Казахстанские родители ХХI века: стань примером своему ребенку», которые призваны помочь мамам и папам лучше понимать своих детей и укрепить семью. В сентябре и октябре этого года пройдет несколько таких встреч, и на каждой из них обсудят, как родители могут поддержать ребенка в зависимости от его возраста. Конференции стартовали в начале сентября и прошли в одно время, а в Караганде одной из школ, которая собрала в своих стенах родителей, школьных психологов и представителей Института семейного воспитания (который и инициировал мероприятия), стала недавно открытая гимназия № 102.

  • Открытый урок 13.09.2018

    В начале сентября в Костанае прошел республиканский конкурс, посвященный Ахмету Байтурсынову, в котором соревновались преподаватели. Главный приз достался карагандинскому преподавателю областного Центра обучения языкам Динаре Куанбаевой. Конкурс, посвященный видному общественному деятелю, прошел и под эгидой Дня языков, который, напомним, теперь будет отмечаться 5 сентября, в день рождения самого Ахмета Байтурсынова. На первый взгляд может показаться, что схема заданий конкурса вполне традиционна - представиться, показать свою работу и провести открытый урок, но о сложности его говорит время подготовки нашей победительницы: четыре месяца.