03 февраля 2018 года 301

Оценка не ради оценки

Автор: Анна СТРОКОВА

Между акиматом нашего региона и АО «Назарбаев Интеллектуальные школы» подписан меморандум о дальнейшем сотрудничестве, призванный повысить качество образования в области. Карагандинский регион по среднему показателю идет в тройке лучших в республике, но это не дает повода расслабляться: проблемы есть, и их надо решать. Как их решать, обсуждали на коллегии областного управления образования.

Международные исследования достижений учеников PISA и TIMSS позволяют выяснить успеваемость школьников по некоторым предметам. Казахстанские ученики показывают хорошие результаты, однако радоваться рано, отметила на заседании коллегии председатель правления АО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Куляш Шамшидинова. В очередной раз она доказала необходимость обновления содержания образования, проиллюстировав это четкими примерами.
Исследования PISA показали: у казахстанских школьников страдает грамотность чтения. В текстах учебников ребятам дается не цельная информация, а потому они не всегда могут понять тексты полностью и найти в них главное. В сравнении с показателями развитых стран наши дети находятся на более низком уровне. Та же проблема с математической грамотностью: ребята могут решить сотню задач, но им нужно уметь анализировать данные, делать выводы - и тут они отстают от сверстников из развитых стран.
- По результатам исследований TIMSS наши ребята из среднего звена входят в десятку лучших, и это великолепно, - продолжила К. Шамшидинова. - Но более 50% казахстанских школьников задания высокого или продвинутого уровня решают плохо или вообще не решают. Если в математике дается текстовая задача, то ребенок с ней справится, но стоит перевести условие задачи в графики или рисунки - дети испытывают сложности. Более того, для успешного поступления в зарубежные вузы или Назарбаев Университет важно умение работать в команде, распределять обязанности и решать поставленные задачи, учебные в том числе.
Уровень наших школьников, подытожила Куляш Нагатаевна, в этом плане недостаточен. Для академического обмена и успешного обучения у зарубежных преподавателей на английском языке подготовка должна соответствовать вузовской программе, а это требует серьезной работы.
- Любой взрослый человек завтра должен работать и содержать семью. Скоро одни профессии станут автоматизированными, других не будет вообще, третьи полностью изменятся, - отметила председатель АО «НИШ». - И вот вопрос: чему и как учить детей, чтобы во взрослой жизни они не боялись сменить работу? Ведь сегодня безработица существует еще и оттого, что у людей нет навыков занять определенную должность. Сейчас необходимые для труда компетенции - межличностная нерутинная коммуникация и нерутинная аналитика. Человек должен знать языки, уметь работать с техникой, и если мы не дадим это детям сейчас, то когда?
Ныне цель образования - взрастить тех, кто сможет создать для себя и окружающих благополучие и не будет воспринимать потерю работы как катастрофу, а в проблеме видеть возможность научиться новому. Детей нужно учить инициативности, и не просто готовить лидеров-управленцев, а лидеров в построении собственной жизни, - был вывод Куляш Шамшидиновой. Роль учителей в этом процессе - главная, и не менее главной становится педагогическая поддержка ученика, а не оценка ради оценки. НИШ готовы их в этом плане поддержать, заверила Куляш Нагатаевна: для каждой школы готовят тренеров для курсов переподготовки учителей, а педагогов предлагается обучать группами, чтобы создать в школах костяк, который поведет за собой коллег.
Впрочем, это далеко не единственная цель. Непосредственно перед нашим регионом поставлено немало задач, и, по заверению руководителя областного управления образования Есенгазы Имангалиева, все они выполнимы, а главное - подкреплены финансами. И здесь важно быть открытыми: есть проблемы - будем решать их вместе, подчеркнул Есенгазы Нуртолеуович, рассказавший на коллегии об итогах прошлого года и целях настоящего.
В дошкольном образовании стремления те же - довести охват детей до 100%. Основной акцент сохраняется на развитии частных дошкольных организаций - их в прошлом году открылась 21, и 19 - в самой Караганде: в других городах и районах процесс идет слабо. Осложняется он и тем, что постановка на очередь детей дошкольного возраста будет автоматизированной, но на ее реализацию не выделены средства в городе Каражале, Бухаржырауском, Жанааркинском, Нуринском, Каркаралинском, Осакаровском и Улытауском районах.
Остается проблемой и обеспечение школ интернетом, хотя об этом говорится уже давно. Оптимальная скорость интернета должна быть не меньше 20 Мбит в секунду, но в Актогайском, Улытауском, Шетском, Жанааркинском и Нуринском районах она низкая. Устаревшая компьютерная техника только усугубляет положение: в области показатель устаревших ПК - 4%, но в Караганде и Шетском районе по отдельности он выше. Доля комплектов компьютер-проектор-экран, которые должны быть у каждого учителя-предметника, по области составляет 23%, а намного меньше их в Сатпаеве, Жезказгане и Приозерске. Из этой детали вытекает другая: все школы региона обеспечены цифровыми образовательными ресурсами, но число использования интерактивных уроков в Приозерске, Темиртау, Жезказгане, Каражале, Каркаралинском, Актогайском, Бухаржырауском и Жанааркинском районах не достигает и двух тысяч.

Еще один требующий решения вопрос касается автоматизированной системы «Бiлiмал» для цифровизации системы образования. Программа должна быть интегрирована с системами других госструктур, но в Каркаралинском районе в ней работает лишь 54% школ, в Каражале - 63%. В целом к «Бiлiмал» подключено 94% школ, однако активность должна быть стопроцентной. Тем более что сейчас классный журнал и другие документы отчетности ведутся в электронном виде.
Несмотря на все достижения, робототехника у нас тоже страдает: лабораторий по области - 200, но в некоторых районах обеспеченность ими не достигает и 20%. В Жезказгане, Каражале, Приозерске, Сарани, Актогайском и Улытауском районах средства на приобретение лабораторий вообще не предусмотрены, хотя, опять же, они должны быть во всех школах.
В дополнительном образовании тоже есть куда двигаться: в регионах пока нет станций юных туристов, натуралистов и кружков по развитию технического творчества - последние действует только в Сарани, а станция натуралистов - в Караганде. В прошлом году открыта первая в области станция юных туристов в Каркаралинске. В рамках программы «Рухани жаңғыру» необходимо создать музеи в каждой школе - они станут центрами краеведения, но пока их открыто только 27. Ни одного такого музея нет в школах Каражала и Приозерска.
Дефицит педагогических кадров продолжает иметь место: наибольшая нехватка - в Караганде, Жезказгане, Каражале, Балхаше, Шахтинске, Абайском, Бухаржырауском, Нуринском и Шетском районах. В основном нужны педагоги естественно-математического цикла, английского языка, начальных классов в школах с русским языком обучения. Вывод Есенгазы Имангалиева следующий: работа по привлечению молодых специалистов и созданию условий для них не ведется должным образом.
Но, так или иначе, достижений в Карагандинском регионе хватает. Они были отражены в отчете руководителя облуо, опубликованном в нашей газете, а потому, посоветовал Есенгазы Нуртолеуович, обозначенные проблемы стоит воспринимать как задачи к совместному выполнению. В числе целей на 2018 год он назвал обновление содержания и цифровизацию образования, привлечение в сферу частных инвестиций, ликвидацию аварийных школ и трехсменки, развитие системы дополнительного образования, формирование конкурентоспособной системы профтехобразования. Говоря о колледжах, руководитель облуо пояснил, что в области поднят вопрос о слиянии тех, которые готовят специалистов по одним и тем же специальностям.

Фото Акпеиль Жанасыловой

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Престижно и почетно 26.04.2018

    Войти в число избранных и поступить в Академию государственного управления при Президенте РК в Астане стало проще - в этом году здесь было запущено несколько новых образовательных программ. В стенах областного акимата состоялся семинар, в ходе которого ответственный секретарь приемной комиссии академии Асет Абжаков рассказал чиновникам об условиях поступления в это престижное учебное заведение.

  • Смекалистые всезнайки 26.04.2018

    В возрасте 15 лет композитор Никита Богословский пришел в Ленинградский театр музыкальной комедии на оперетту «Как ее зовут». Билетерша не пустила его в зал, заявив: «Мальчик, ты куда? Придешь в воскресенье с мамой на утренник». Вопрос на областном туре «Что? Где? Когда?» среди студентов колледжей звучал следующим образом: «Кто написал оперетту, на которую не пустили Богословского?». Конечно, правильным ответом было то, что автором оперетты был сам юный композитор. Такие же юные эрудиты и даже младше приняли участие в интеллектуальных соревнованиях, организованных управлением образования Карагандинской области. 

  • Интеллектуальные ценности 24.04.2018

    Ассамблея народа Казахстана Карагандинской области совместно с областным управлением образования и региональным представительством Казахстанской национальной федерации клубов ЮНЕСКО провели Единый день Ассамблеи народа Казахстана по обсуждению проекта «100 новых учебников на казахском языке».

  • Хочу все знать 24.04.2018

    В Караганде прошел VII Открытый чемпионат интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» среди юниоров. Интеллектуальные игры являются одной из форм организации досуга и профилактики правонарушений среди подростков. Именно с этой целью в 2012 году при КГКП «Шахтер» была создана юниорская лига «Что? Где? Когда?», объединившая несколько десятков школьных команд-знатоков Караганды. 

  • Праздник словесности 19.04.2018

    В день акции «Тотальный диктант» зарегистрированных участников в Караганде было почти 500 человек. Число желающих проверить себя возросло: в течение 14 апреля их стало как минимум на три сотни больше. Прибавились и иностранные студенты: ребята тоже писали специальные задания. На подготовку к акции у карагандинского штаба «Тотального диктанта» ушло два с половиной месяца: главными вопросами стали поиск площадок, филологов, диктаторов, координаторов и других членов команды. Масштаб акции растет, и одних только диктаторов было почти 30 человек. Стоит ли говорить, что сама акция давно перешагнула экватор и проводится по всему миру.

  • Те, за кем идут 19.04.2018

    Школьный вожатый должен быть и артистом, и музыкантом, и организатором, и идейным вдохновителем. На своем примере это показали финалисты конкурса «Үздік тәлімгер-2018», организованного среди массовиков-затейников области впервые. Финал его был приурочен к годовщине программы «Рухани жаңғыру», в рамках которой проводился конкурс. Сразиться за звание лучшего вожатого решились 44 педагога. Предварительные этапы проходили в течение трех месяцев. Жюри выбрало из них 8 лучших педагогов, которые вышли в финал. Это вожатые из Каркаралинского, Шетского, Абайского, Актогайского, Улытауского районов, Караганды и Сатпаева.

  • «Робополис» в Караганде 17.04.2018

    50 роботов, в том числе роботы-гуманоиды и другие невероятные технологии будущего, можно будет увидеть в Караганде на выставке «Робополис», которая пройдет с 19 апреля по 20 мая.  «Робополис» будет открыт для всех и станет интересен каждому, независимо от пола и возраста. Все роботы и технологии интерактивны.

  • Молодежь и город мечты 17.04.2018

    Карагандинский государственный университет им.Е.А. Букетова масштабно отмечает юбилей столицы. Здесь прошел республиканский форум студентов «Астана - центр развития отечественной науки и образования», собравший молодежь из Астаны, Алматы, других регионов страны. Целью встречи стало не только развитие инновационной деятельности в студенческой и научной среде вузов, но и демонстрация достижений молодых карагандинских ученых. И надо сказать, что красен форум был не только научными открытиями.