03 февраля 2018 года 814

Учебная перезагрузка

Автор: Нина КРАМЕР

В очередном Послании Президент РК, говоря о работе образовательных учреждений, справедливо заметил, что в Казахстане нагрузка на учеников самая высокая среди стран СНГ и в среднем более чем на треть выше, чем в развитых странах. Возникает необходимость в разгрузке учеников. Дополнительное свободное время создает простор для творчества, возможности для личностного роста и индивидуальной работы в наиболее перспективных направлениях.

Между тем большое количество часов стало причиной недовольства родителей по всей стране. Школьная нагрузка не умещалась в пятидневку и портфели учеников, в свободное время родителей, вынужденных до полуночи учить домашние задания со своими чадами, и вытесняла из жизни детей кружки и интерес к дополнительному образованию.
Надо сказать, что родители в нашей стране умеют не только беспочвенно возмущаться, но и вносить конструктивные предложения. Так, например, в середине прошлого года Ассоциация родителей Казахстана представила свои проекты по сокращению учебных часов в школах с русским языком обучения. Общественники предложили сократить количество уроков в основном по предметам гуманитарного направления в начальном, среднем и старшем звеньях.
Сейчас ведется обсуждение на всех уровнях уже двух проектов по изменению ТУПов (типовых учебных планов). На этой неделе на областном семинаре для директоров школ, проведенном Учебно-методическим центром развития образования Карагандинской области, его сотрудники презентовали предлагаемые модели почасового содержания учебных программ, которые планируется обсудить до начала следующего учебного года. Один из проектов схож с презентованным в середине года и предусматривает сокращение часов по отдельным дисциплинам, во втором делается упор на профилизации, начиная с 7 класса. То есть, согласно проекту, ученик сам сможет выбирать нужные ему предметы, тем самым корректируя нагрузку.
- Министерство образования сегодня открыто для всех, и любые нормативно-правовые документы широко обсуждаются в течение года до их принятия, - поясняет руководитель УМЦ Гульсум Кожахметова. - Сейчас задача директоров школ - обсудить варианты проектов в коллективах, чтобы в сентябре без всяких эксцессов мы вошли в новый учебный год с обновленными ТУПами. Мы даем время для дельных предложений, а не для того, чтобы вы обсуждали, что отдельным преподавателям невыгодно терять часы. Но хочу сказать, что мы сами с проектами ознакомились и они нам понравились. Надо учитывать зарубежный опыт и уделять внимание профильным предметам. К примеру, если у ребенка гуманитарный уклон, то зачем ему столько предметов естественно-математического цикла?
Согласно первому варианту проекта изменения коснутся предметов «Естествознание», «История Казахстана», языковых дисциплин, математики, физики и физкультуры. В частности, один час физического развития планируется отдать под вариативный компонент. Это хореография или спортивные игры, то есть то, что позволяет организовать материально-техническая база школы. Такой предмет, как «Художественный труд», сокращают в 5-6 классах до 1 часа, а начиная с 7 класса, он совсем исчезнет из расписания.
- Итоговый объем резко сократится, - резюмировала Бахытгуль Абдикерова, заместитель директора УМЦ по развитию и содержанию дошкольного и общего среднего образования. - Например, в первом классе у нас было 24 часа, теперь станет 22, во втором количество часов снизится с 25 до 23, в третьем - с 29 до 25, в пятом классе - с 32 до 27, в шестом - с 33 до 27, в девятом - с 38 до 32.
Второй вариант проекта сокращения ТУПов касается среднего звена. Как уже было сказано, он связан с выбором профильных предметов самими учениками.
- Здесь задавали вопросы: «Что теперь в одном классе будет 3 группы: физика, химия, биология?» - комментировала Бахытгуль Абдикерова. - Надо учесть, что есть большие школы, где много классов, их будут совмещать и переформировывать. Также профильные предметы предлагают вести в качестве основных по 1 часу, а дополнительные с вариативного компонента - три предмета по 2 часа. У нас в специнтернатах для одаренных детей профильные предметы вводятся с седьмого класса, общеобразовательные школы тоже должны последовать этому примеру.
В старшем звене, согласно проекту, изменения ожидают учеников в естественно-математическом направлении. К примеру, четыре часа алгебры сократят до трех, геометрии останется 2 часа. В русскоязычных школах 5 часов казахского языка и литературы также сократят до трех. Согласно новому плану «История Казахстана» будет идти у старшеклассников только 1 раз в неделю.
По мнению составителей проекта, сокращение учебной нагрузки позволит разгрузить и педагогов. К примеру, в областном центре на начало учебного года не хватало около 100 учителей. В основном подобный дефицит в течение года покрывается тем, что работающие педагоги берут дополнительные часы.
Насколько проекты будут подвергнуты изменениям и поможет ли сокращение часов выиграть время, пока неизвестно. После громкого объявления о сокращении количества и объема домашних заданий в интернет-ресурсах продолжаются жалобы на то, что на внешкольную работу уходит по-прежнему много времени. Многие родители не могут разобраться с обновленной системой образования, но это уже совсем другая тема.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Коррозии - бой! 22.09.2018

    Ученые Карагандинского технического университета разработали инновационный способ борьбы с главным бичом металлургии - коррозией. С помощью нанотехнологической разработки они создали суспензию, которая проникает внутрь металлической поверхности и не только защищает детали от повреждений, но и восстанавливает уже имеющиеся изъяны. Нанопродукт имеет огромные перспективы и уже активно тестируется на производстве - на площадке машиностроительного завода им. Пархоменко.

  • Учеба продолжается! 22.09.2018

    Весть о том, что в селе Матак Каркаралинского района школа будет укомплектована всего на четверть, распространилась по интернету пару недель назад. Якобы сами учителя подняли панику, что им некого будет учить. Однако, как утверждает руководитель управления образования Карагандинской области, эта нерадужная картина, которую обрисовали местные жители, не соответствуют действительности. 

  • Ремонт в учебный год 20.09.2018

    Поздно проведенный тендер на ремонт школы села Тузды Бухаржырауского района вынудил 171 ученика и 35 учителей ютиться в тесном неприспособленном помещении. Вот уже три недели, как школьники с 0 по 11 классы учатся в здании, которое подлатали наспех. По словам акима Тузды Сауле Бегжановой, обстоятельства сложились так, что техперсоналу школы и родителям пришлось объединить усилия, чтобы к новому учебному процессу подремонтировать здание бывшего акимата, которое стояло заброшенным несколько лет.

  • Отказаться - ваше право 15.09.2018

    «Мы считаем, что родители не обязаны нести какие-либо расходы на ремонт или проведение мероприятий в организациях образования, и рассматриваем подобные факты как коррупцию. Из бюджета выделяются достаточные денежные средства на все указанные цели», - отметил заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Олжас Бектенов на видеоконференции, посвященной актуальным проблемам в сфере образования. Прямая трансляция республиканского совещания для карагандинских педагогов была организована в стенах областного департамента Национального бюро по противодействию коррупции. В его работе приняли участие вице-министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, а также посредством видеоконференц-связи - руководители областных управлений, городских отделов образования, директора школ и активные представители попечительских советов.

  • Как вырастить гения 15.09.2018

    Как развить творческие способности ребенка? Как проложить кратчайший путь от детского рисунка к внедрению инновационных методов обучения? Все чаще мы слышим выражение - «интеграционная форма занятия». Новшество это или необходимость? 
    В последнее время мы приходим к выводу, что применение инновационных технологий в современном обучении просто необходимо для формирования всесторонне развитой личности. И важно не только внедрение новых форм работы с этнокультурными объединениями Ассамблеи народа Казахстана нашей области, но и более глубокое изучение народного творчества и языковой культуры разных этносов. 

  • Закрой учебник, выйди в сеть 13.09.2018

    Как отметила директор гимназии № 93 Аягуль Ахметова, наряду с их ребятами тестировать 13 электронных книг будут в Астане, Алматы, Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областях. Всего 13 школ, 80 классов и порядка трех тысяч учащихся.
    - В пилотном проекте примут участие 3, 6, 8 классы, - поделилась она. - Для учеников третьего класса с русским языком обучения в новом формате разработаны пособия «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Информационно-коммуникационные технологии», а для детей с казахским языком обучения - «Математика» и «Русский язык». В 6 классах с казахским языком обучения предусмотрен «Жаратылыстану», с русским языком обучения - «Естествознание» и «Русская литература». Для 8 классов с казахским и русским языками обучения будут учебники по «Географии» и «Информатике».

  • Школа для родителей 13.09.2018

    В республике началась серия родительских конференций «Казахстанские родители ХХI века: стань примером своему ребенку», которые призваны помочь мамам и папам лучше понимать своих детей и укрепить семью. В сентябре и октябре этого года пройдет несколько таких встреч, и на каждой из них обсудят, как родители могут поддержать ребенка в зависимости от его возраста. Конференции стартовали в начале сентября и прошли в одно время, а в Караганде одной из школ, которая собрала в своих стенах родителей, школьных психологов и представителей Института семейного воспитания (который и инициировал мероприятия), стала недавно открытая гимназия № 102.

  • Открытый урок 13.09.2018

    В начале сентября в Костанае прошел республиканский конкурс, посвященный Ахмету Байтурсынову, в котором соревновались преподаватели. Главный приз достался карагандинскому преподавателю областного Центра обучения языкам Динаре Куанбаевой. Конкурс, посвященный видному общественному деятелю, прошел и под эгидой Дня языков, который, напомним, теперь будет отмечаться 5 сентября, в день рождения самого Ахмета Байтурсынова. На первый взгляд может показаться, что схема заданий конкурса вполне традиционна - представиться, показать свою работу и провести открытый урок, но о сложности его говорит время подготовки нашей победительницы: четыре месяца.