03 февраля 2018 года 1016

Учебная перезагрузка

Автор: Нина КРАМЕР

В очередном Послании Президент РК, говоря о работе образовательных учреждений, справедливо заметил, что в Казахстане нагрузка на учеников самая высокая среди стран СНГ и в среднем более чем на треть выше, чем в развитых странах. Возникает необходимость в разгрузке учеников. Дополнительное свободное время создает простор для творчества, возможности для личностного роста и индивидуальной работы в наиболее перспективных направлениях.

Между тем большое количество часов стало причиной недовольства родителей по всей стране. Школьная нагрузка не умещалась в пятидневку и портфели учеников, в свободное время родителей, вынужденных до полуночи учить домашние задания со своими чадами, и вытесняла из жизни детей кружки и интерес к дополнительному образованию.
Надо сказать, что родители в нашей стране умеют не только беспочвенно возмущаться, но и вносить конструктивные предложения. Так, например, в середине прошлого года Ассоциация родителей Казахстана представила свои проекты по сокращению учебных часов в школах с русским языком обучения. Общественники предложили сократить количество уроков в основном по предметам гуманитарного направления в начальном, среднем и старшем звеньях.
Сейчас ведется обсуждение на всех уровнях уже двух проектов по изменению ТУПов (типовых учебных планов). На этой неделе на областном семинаре для директоров школ, проведенном Учебно-методическим центром развития образования Карагандинской области, его сотрудники презентовали предлагаемые модели почасового содержания учебных программ, которые планируется обсудить до начала следующего учебного года. Один из проектов схож с презентованным в середине года и предусматривает сокращение часов по отдельным дисциплинам, во втором делается упор на профилизации, начиная с 7 класса. То есть, согласно проекту, ученик сам сможет выбирать нужные ему предметы, тем самым корректируя нагрузку.
- Министерство образования сегодня открыто для всех, и любые нормативно-правовые документы широко обсуждаются в течение года до их принятия, - поясняет руководитель УМЦ Гульсум Кожахметова. - Сейчас задача директоров школ - обсудить варианты проектов в коллективах, чтобы в сентябре без всяких эксцессов мы вошли в новый учебный год с обновленными ТУПами. Мы даем время для дельных предложений, а не для того, чтобы вы обсуждали, что отдельным преподавателям невыгодно терять часы. Но хочу сказать, что мы сами с проектами ознакомились и они нам понравились. Надо учитывать зарубежный опыт и уделять внимание профильным предметам. К примеру, если у ребенка гуманитарный уклон, то зачем ему столько предметов естественно-математического цикла?
Согласно первому варианту проекта изменения коснутся предметов «Естествознание», «История Казахстана», языковых дисциплин, математики, физики и физкультуры. В частности, один час физического развития планируется отдать под вариативный компонент. Это хореография или спортивные игры, то есть то, что позволяет организовать материально-техническая база школы. Такой предмет, как «Художественный труд», сокращают в 5-6 классах до 1 часа, а начиная с 7 класса, он совсем исчезнет из расписания.
- Итоговый объем резко сократится, - резюмировала Бахытгуль Абдикерова, заместитель директора УМЦ по развитию и содержанию дошкольного и общего среднего образования. - Например, в первом классе у нас было 24 часа, теперь станет 22, во втором количество часов снизится с 25 до 23, в третьем - с 29 до 25, в пятом классе - с 32 до 27, в шестом - с 33 до 27, в девятом - с 38 до 32.
Второй вариант проекта сокращения ТУПов касается среднего звена. Как уже было сказано, он связан с выбором профильных предметов самими учениками.
- Здесь задавали вопросы: «Что теперь в одном классе будет 3 группы: физика, химия, биология?» - комментировала Бахытгуль Абдикерова. - Надо учесть, что есть большие школы, где много классов, их будут совмещать и переформировывать. Также профильные предметы предлагают вести в качестве основных по 1 часу, а дополнительные с вариативного компонента - три предмета по 2 часа. У нас в специнтернатах для одаренных детей профильные предметы вводятся с седьмого класса, общеобразовательные школы тоже должны последовать этому примеру.
В старшем звене, согласно проекту, изменения ожидают учеников в естественно-математическом направлении. К примеру, четыре часа алгебры сократят до трех, геометрии останется 2 часа. В русскоязычных школах 5 часов казахского языка и литературы также сократят до трех. Согласно новому плану «История Казахстана» будет идти у старшеклассников только 1 раз в неделю.
По мнению составителей проекта, сокращение учебной нагрузки позволит разгрузить и педагогов. К примеру, в областном центре на начало учебного года не хватало около 100 учителей. В основном подобный дефицит в течение года покрывается тем, что работающие педагоги берут дополнительные часы.
Насколько проекты будут подвергнуты изменениям и поможет ли сокращение часов выиграть время, пока неизвестно. После громкого объявления о сокращении количества и объема домашних заданий в интернет-ресурсах продолжаются жалобы на то, что на внешкольную работу уходит по-прежнему много времени. Многие родители не могут разобраться с обновленной системой образования, но это уже совсем другая тема.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Лучшие технологии – в школы 11.12.2018

    В СШ № 5 города Жезказгана открыли классы «Робототехника» и «Интеллектум»

    Торжественное событие приурочили к Дню Первого Президента. Кабинет робототехники открыт при поддержке отдела образования акимата Жезказгана в рамках Послания Президента Нурсултана Назарбаева «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции». Кабинет «Интеллектум» – заслуга учеников и учителей школы, завоевавших главный приз в миллион тенге в республиканском историко-краеведческом туристском форуме в июне этого года. Поздравили учителей и учащихся со знаменательным событием руководитель отдела образования Женис Альмагамбетов и директор СШ № 5 Бекзат Куланбаева.

  • Профессия - фермер 08.12.2018

    Чтобы привлечь больше студентов и повысить престиж рабочих профессий, в Каркаралинском сельскохозяйственном колледже имени М. Адекенова намерены пересмотреть подход к образовательному процессу.

  • Учиться легко 08.12.2018

    Сейчас много говорят об ускоренном обучении, особенно языкам. Конечно, такие тенденции зависят от реалий: в случае с новым начертанием казахского языка, к которому сейчас идет адаптация, важно прийти к цели в сжатые сроки. Как мотивировать человека, чтобы он не забыл все, что выучил и запомнил? Как быть, если принцип - «язык может выучить каждый» не работает на всех?

  • На трех языках 06.12.2018

    Областная научно-практическая конференция «Полиязычие - путь интеграции в мировое сообщество как потенциал интеллектуальной нации» прошла в Саранском гуманитарно-техническом колледже.

  • Визуальная тренировка 06.12.2018

    Чтобы чему-то научиться или привыкнуть к новому, надо, как поется в песне, «подкачаться». В стремлении адаптировать население и молодежь к латинской графике управление по развитию языков и ресурсный языковой центр при нем всячески стараются способствовать запоминанию людьми нового алфавита.

  • Школа с видом на завод 29.11.2018

    С 1 января 2019 года профессиональные колледжи с дуальной системой обучения переведут на подушевое финансирование, в рамках которого будет пересмотрена оплата наставникам за каждого обучаемого.

  • Будущее начинается в саду 29.11.2018

    В Балхаше состоялся форум педагогических работников «Роль дошкольных учреждений в формировании человеческого капитала» в свете требований октябрьского Послания Президента Республики Казахстан.

  • Старые новые буквы 29.11.2018

    Общенародный диктант, прошедший недавно по всему Казахстану, ставил целью адаптировать население к новому начертанию казахского языка. Это не последний шаг: все еще продолжаются обсуждения и заседания круглого стола, одно из которых прошло в специализированной школе-интернате им. Н. Нурмакова.