03 февраля 2018 года 318

Учебная перезагрузка

Автор: Нина КРАМЕР

В очередном Послании Президент РК, говоря о работе образовательных учреждений, справедливо заметил, что в Казахстане нагрузка на учеников самая высокая среди стран СНГ и в среднем более чем на треть выше, чем в развитых странах. Возникает необходимость в разгрузке учеников. Дополнительное свободное время создает простор для творчества, возможности для личностного роста и индивидуальной работы в наиболее перспективных направлениях.

Между тем большое количество часов стало причиной недовольства родителей по всей стране. Школьная нагрузка не умещалась в пятидневку и портфели учеников, в свободное время родителей, вынужденных до полуночи учить домашние задания со своими чадами, и вытесняла из жизни детей кружки и интерес к дополнительному образованию.
Надо сказать, что родители в нашей стране умеют не только беспочвенно возмущаться, но и вносить конструктивные предложения. Так, например, в середине прошлого года Ассоциация родителей Казахстана представила свои проекты по сокращению учебных часов в школах с русским языком обучения. Общественники предложили сократить количество уроков в основном по предметам гуманитарного направления в начальном, среднем и старшем звеньях.
Сейчас ведется обсуждение на всех уровнях уже двух проектов по изменению ТУПов (типовых учебных планов). На этой неделе на областном семинаре для директоров школ, проведенном Учебно-методическим центром развития образования Карагандинской области, его сотрудники презентовали предлагаемые модели почасового содержания учебных программ, которые планируется обсудить до начала следующего учебного года. Один из проектов схож с презентованным в середине года и предусматривает сокращение часов по отдельным дисциплинам, во втором делается упор на профилизации, начиная с 7 класса. То есть, согласно проекту, ученик сам сможет выбирать нужные ему предметы, тем самым корректируя нагрузку.
- Министерство образования сегодня открыто для всех, и любые нормативно-правовые документы широко обсуждаются в течение года до их принятия, - поясняет руководитель УМЦ Гульсум Кожахметова. - Сейчас задача директоров школ - обсудить варианты проектов в коллективах, чтобы в сентябре без всяких эксцессов мы вошли в новый учебный год с обновленными ТУПами. Мы даем время для дельных предложений, а не для того, чтобы вы обсуждали, что отдельным преподавателям невыгодно терять часы. Но хочу сказать, что мы сами с проектами ознакомились и они нам понравились. Надо учитывать зарубежный опыт и уделять внимание профильным предметам. К примеру, если у ребенка гуманитарный уклон, то зачем ему столько предметов естественно-математического цикла?
Согласно первому варианту проекта изменения коснутся предметов «Естествознание», «История Казахстана», языковых дисциплин, математики, физики и физкультуры. В частности, один час физического развития планируется отдать под вариативный компонент. Это хореография или спортивные игры, то есть то, что позволяет организовать материально-техническая база школы. Такой предмет, как «Художественный труд», сокращают в 5-6 классах до 1 часа, а начиная с 7 класса, он совсем исчезнет из расписания.
- Итоговый объем резко сократится, - резюмировала Бахытгуль Абдикерова, заместитель директора УМЦ по развитию и содержанию дошкольного и общего среднего образования. - Например, в первом классе у нас было 24 часа, теперь станет 22, во втором количество часов снизится с 25 до 23, в третьем - с 29 до 25, в пятом классе - с 32 до 27, в шестом - с 33 до 27, в девятом - с 38 до 32.
Второй вариант проекта сокращения ТУПов касается среднего звена. Как уже было сказано, он связан с выбором профильных предметов самими учениками.
- Здесь задавали вопросы: «Что теперь в одном классе будет 3 группы: физика, химия, биология?» - комментировала Бахытгуль Абдикерова. - Надо учесть, что есть большие школы, где много классов, их будут совмещать и переформировывать. Также профильные предметы предлагают вести в качестве основных по 1 часу, а дополнительные с вариативного компонента - три предмета по 2 часа. У нас в специнтернатах для одаренных детей профильные предметы вводятся с седьмого класса, общеобразовательные школы тоже должны последовать этому примеру.
В старшем звене, согласно проекту, изменения ожидают учеников в естественно-математическом направлении. К примеру, четыре часа алгебры сократят до трех, геометрии останется 2 часа. В русскоязычных школах 5 часов казахского языка и литературы также сократят до трех. Согласно новому плану «История Казахстана» будет идти у старшеклассников только 1 раз в неделю.
По мнению составителей проекта, сокращение учебной нагрузки позволит разгрузить и педагогов. К примеру, в областном центре на начало учебного года не хватало около 100 учителей. В основном подобный дефицит в течение года покрывается тем, что работающие педагоги берут дополнительные часы.
Насколько проекты будут подвергнуты изменениям и поможет ли сокращение часов выиграть время, пока неизвестно. После громкого объявления о сокращении количества и объема домашних заданий в интернет-ресурсах продолжаются жалобы на то, что на внешкольную работу уходит по-прежнему много времени. Многие родители не могут разобраться с обновленной системой образования, но это уже совсем другая тема.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Интеллектуальные ценности 24.04.2018

    Ассамблея народа Казахстана Карагандинской области совместно с областным управлением образования и региональным представительством Казахстанской национальной федерации клубов ЮНЕСКО провели Единый день Ассамблеи народа Казахстана по обсуждению проекта «100 новых учебников на казахском языке».

  • Хочу все знать 24.04.2018

    В Караганде прошел VII Открытый чемпионат интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» среди юниоров. Интеллектуальные игры являются одной из форм организации досуга и профилактики правонарушений среди подростков. Именно с этой целью в 2012 году при КГКП «Шахтер» была создана юниорская лига «Что? Где? Когда?», объединившая несколько десятков школьных команд-знатоков Караганды. 

  • Праздник словесности 19.04.2018

    В день акции «Тотальный диктант» зарегистрированных участников в Караганде было почти 500 человек. Число желающих проверить себя возросло: в течение 14 апреля их стало как минимум на три сотни больше. Прибавились и иностранные студенты: ребята тоже писали специальные задания. На подготовку к акции у карагандинского штаба «Тотального диктанта» ушло два с половиной месяца: главными вопросами стали поиск площадок, филологов, диктаторов, координаторов и других членов команды. Масштаб акции растет, и одних только диктаторов было почти 30 человек. Стоит ли говорить, что сама акция давно перешагнула экватор и проводится по всему миру.

  • Те, за кем идут 19.04.2018

    Школьный вожатый должен быть и артистом, и музыкантом, и организатором, и идейным вдохновителем. На своем примере это показали финалисты конкурса «Үздік тәлімгер-2018», организованного среди массовиков-затейников области впервые. Финал его был приурочен к годовщине программы «Рухани жаңғыру», в рамках которой проводился конкурс. Сразиться за звание лучшего вожатого решились 44 педагога. Предварительные этапы проходили в течение трех месяцев. Жюри выбрало из них 8 лучших педагогов, которые вышли в финал. Это вожатые из Каркаралинского, Шетского, Абайского, Актогайского, Улытауского районов, Караганды и Сатпаева.

  • «Робополис» в Караганде 17.04.2018

    50 роботов, в том числе роботы-гуманоиды и другие невероятные технологии будущего, можно будет увидеть в Караганде на выставке «Робополис», которая пройдет с 19 апреля по 20 мая.  «Робополис» будет открыт для всех и станет интересен каждому, независимо от пола и возраста. Все роботы и технологии интерактивны.

  • Молодежь и город мечты 17.04.2018

    Карагандинский государственный университет им.Е.А. Букетова масштабно отмечает юбилей столицы. Здесь прошел республиканский форум студентов «Астана - центр развития отечественной науки и образования», собравший молодежь из Астаны, Алматы, других регионов страны. Целью встречи стало не только развитие инновационной деятельности в студенческой и научной среде вузов, но и демонстрация достижений молодых карагандинских ученых. И надо сказать, что красен форум был не только научными открытиями.

  • Судьба столицы 17.04.2018

    Столица всегда находится как можно ближе к центру государства: она для него словно сердце. К слову, в некоторых языках слово «столица» это и обозначало. На такие темы рассуждали в главном корпусе КарГУ им. Е.А. Букетова: в рамках республиканского форума студентов «Астана - центр развития отечественной науки и образования» здесь прошел круглый стол на тему «Астана - символ Независимости».

  • Открывая мир профессий 12.04.2018

    На первый взгляд ученица 11 класса осакаровской гимназии № 9 Анастасия Ежова выглядит как будущий юрист: элегантный брючный костюм, стильные очки в алой оправе. Однако ее душа больше лежит к профессии учителя начальных классов: на эту тему Настя выступила на областном форуме-конкурсе «Открываем мир профессий». Для конкурса, который прошел на базе Карагандинской специализированной школы-интерната им. Н. Нурмакова, Анастасия Ежова подготовила презентацию о будущей работе. Девушка призналась, что учительство привлекает ее с детства: у Деда Мороза на Новый год она всегда просила школьную доску, чтобы играть в учителя и учеников. Сейчас она - активный участник школьной жизни, а среди любимых предметов называет дисциплины гуманитарного направления.