03 февраля 2018 года 1256

Учебная перезагрузка

Автор: Нина КРАМЕР

В очередном Послании Президент РК, говоря о работе образовательных учреждений, справедливо заметил, что в Казахстане нагрузка на учеников самая высокая среди стран СНГ и в среднем более чем на треть выше, чем в развитых странах. Возникает необходимость в разгрузке учеников. Дополнительное свободное время создает простор для творчества, возможности для личностного роста и индивидуальной работы в наиболее перспективных направлениях.

Между тем большое количество часов стало причиной недовольства родителей по всей стране. Школьная нагрузка не умещалась в пятидневку и портфели учеников, в свободное время родителей, вынужденных до полуночи учить домашние задания со своими чадами, и вытесняла из жизни детей кружки и интерес к дополнительному образованию.
Надо сказать, что родители в нашей стране умеют не только беспочвенно возмущаться, но и вносить конструктивные предложения. Так, например, в середине прошлого года Ассоциация родителей Казахстана представила свои проекты по сокращению учебных часов в школах с русским языком обучения. Общественники предложили сократить количество уроков в основном по предметам гуманитарного направления в начальном, среднем и старшем звеньях.
Сейчас ведется обсуждение на всех уровнях уже двух проектов по изменению ТУПов (типовых учебных планов). На этой неделе на областном семинаре для директоров школ, проведенном Учебно-методическим центром развития образования Карагандинской области, его сотрудники презентовали предлагаемые модели почасового содержания учебных программ, которые планируется обсудить до начала следующего учебного года. Один из проектов схож с презентованным в середине года и предусматривает сокращение часов по отдельным дисциплинам, во втором делается упор на профилизации, начиная с 7 класса. То есть, согласно проекту, ученик сам сможет выбирать нужные ему предметы, тем самым корректируя нагрузку.
- Министерство образования сегодня открыто для всех, и любые нормативно-правовые документы широко обсуждаются в течение года до их принятия, - поясняет руководитель УМЦ Гульсум Кожахметова. - Сейчас задача директоров школ - обсудить варианты проектов в коллективах, чтобы в сентябре без всяких эксцессов мы вошли в новый учебный год с обновленными ТУПами. Мы даем время для дельных предложений, а не для того, чтобы вы обсуждали, что отдельным преподавателям невыгодно терять часы. Но хочу сказать, что мы сами с проектами ознакомились и они нам понравились. Надо учитывать зарубежный опыт и уделять внимание профильным предметам. К примеру, если у ребенка гуманитарный уклон, то зачем ему столько предметов естественно-математического цикла?
Согласно первому варианту проекта изменения коснутся предметов «Естествознание», «История Казахстана», языковых дисциплин, математики, физики и физкультуры. В частности, один час физического развития планируется отдать под вариативный компонент. Это хореография или спортивные игры, то есть то, что позволяет организовать материально-техническая база школы. Такой предмет, как «Художественный труд», сокращают в 5-6 классах до 1 часа, а начиная с 7 класса, он совсем исчезнет из расписания.
- Итоговый объем резко сократится, - резюмировала Бахытгуль Абдикерова, заместитель директора УМЦ по развитию и содержанию дошкольного и общего среднего образования. - Например, в первом классе у нас было 24 часа, теперь станет 22, во втором количество часов снизится с 25 до 23, в третьем - с 29 до 25, в пятом классе - с 32 до 27, в шестом - с 33 до 27, в девятом - с 38 до 32.
Второй вариант проекта сокращения ТУПов касается среднего звена. Как уже было сказано, он связан с выбором профильных предметов самими учениками.
- Здесь задавали вопросы: «Что теперь в одном классе будет 3 группы: физика, химия, биология?» - комментировала Бахытгуль Абдикерова. - Надо учесть, что есть большие школы, где много классов, их будут совмещать и переформировывать. Также профильные предметы предлагают вести в качестве основных по 1 часу, а дополнительные с вариативного компонента - три предмета по 2 часа. У нас в специнтернатах для одаренных детей профильные предметы вводятся с седьмого класса, общеобразовательные школы тоже должны последовать этому примеру.
В старшем звене, согласно проекту, изменения ожидают учеников в естественно-математическом направлении. К примеру, четыре часа алгебры сократят до трех, геометрии останется 2 часа. В русскоязычных школах 5 часов казахского языка и литературы также сократят до трех. Согласно новому плану «История Казахстана» будет идти у старшеклассников только 1 раз в неделю.
По мнению составителей проекта, сокращение учебной нагрузки позволит разгрузить и педагогов. К примеру, в областном центре на начало учебного года не хватало около 100 учителей. В основном подобный дефицит в течение года покрывается тем, что работающие педагоги берут дополнительные часы.
Насколько проекты будут подвергнуты изменениям и поможет ли сокращение часов выиграть время, пока неизвестно. После громкого объявления о сокращении количества и объема домашних заданий в интернет-ресурсах продолжаются жалобы на то, что на внешкольную работу уходит по-прежнему много времени. Многие родители не могут разобраться с обновленной системой образования, но это уже совсем другая тема.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Как поставишь парту... 16.03.2019

    Проект по оптимизации бюджетных средств успешно внедряется в учебных заведениях Шахтинска. Руководитель отдела образования города Николай Онсович рассказывает, что сэкономленные деньги направляются на укрепление материально-технической базы, а также на ремонт школ и детских садов. Кроме того, в ближайшем будущем здесь будет применяться новый подход к организации учебного процесса.

  • С кейсом по карьерной лестнице 16.03.2019

    Вот уже шестой год студенты КарГТУ участвуют в международном чемпионате «Case-in», главной целью которого является решение развернутых инженерных задач. В «политехе» прошел отборочный тур по направлениям «Горное дело» и «Электроэнергетика». Победители будут участвовать в финальной стадии соревнования в Государственном геологическом музее имени В.И. Вернадского в Москве.

  • От монетки до дома 16.03.2019

    Ученик карагандинской школы-лицея № 101 Роман Матросов твердо намерен связать свою жизнь с профессией инженера и второй год подряд участвует в областном конкурсе «Инженеры будущего». Такие соревнования, считает восьмиклассник, помогают молодым людям оценивать свои возможности.

  • Пальма на воде 14.03.2019

    Урок биологии 20 лет назад выглядел примерно так: посмотрели мембрану репчатого лука, записали в отчет лабораторной работы, получили оценку. Сейчас на уроке биологии дети могут сами выращивать растения, наблюдать за их развитием и контролировать процесс даже удаленно. Увлекательно? Для ребят - да, и для педагогов тоже.

  • Лучшие учебники 14.03.2019

    Лучшие электронные учебники для школьников выбрали в Караганде. ІІІ городской конкурс цифровых образовательных ресурсов «ЦОР-2019» среди учителей школ города прошел в гимназии № 3.

  • Осознанный выбор профессии 12.03.2019

    По инициативе Нацпалаты «Атамекен» уже с 1 сентября этого года в школах будет преподаваться предмет «Основы предпринимательства» для 10-11 классов. Об этом и других планах по реализации задач, поставленных Главой государства на съезде партии «Нұр Отан», рассказал председатель президиума НПП РК Тимур Кулибаев.

  • Чудо-книга от соцработника 12.03.2019

    На прошлой неделе в Караганде прошел очередной инклюзивный хакатон для молодых IT-специалистов с особыми потребностями. Организовали мероприятие Корпоративный фонд «Ерекше тандау-Шелек», ОО «Общество неунывающих инвалидов» совместно с Фондом развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust» и компанией «Шеврон» при поддержке Министерства труда и социальной защиты РК.

  • Уроки румынского 12.03.2019

    Когда в классе учатся ребята разных национальностей, всегда интересно узнавать об обычаях и традициях народов, населяющих нашу область. В рамках темы «Традиции и фольклор» по обучению грамоте мы вместе с родителями готовились к уроку, посвященному культуре этносов Казахстана. И первыми на это предложение откликнулась семья Ненаховых, дочь которых, Эмилия, является внучкой председателя румынского культурного общества «Дачия» Николая Плушкиса.