03 февраля 2018 года 2750

Льготы должны быть реальными

Автор: Сергей БУЯНОВ

Приближается аграрный сезон, и аграрии начинают готовиться к страде. Один из основных вопросов - обеспеченность горюче-смазочными материалами. Государство ежегодно выделяет удешевленное топливо, однако с его поставками регулярно возникают проблемы. Схему распределения льготной солярки казахстанским аграриям предложили пересмотреть мажилисмены, чтобы снять все вопросы.

Запрос на имя вице-премьера - министра сельского хозяйства Умирзака Шукеева по поводу обеспеченности ГСМ огласила группа депутатов на очередной сессии Парламента. Мажилисмены отметили, что жалобы по этому поводу получают ежегодно, и ситуация в лучшую сторону не меняется.
Суть проблемы в том, что, согласно графикам, дизельное топливо должно поставляться в регионы, начиная с марта. Однако фактически крестьяне получают его только в конце апреля - начале мая. И если в северных областях это еще как-то терпимо, то в более теплых регионах страда к этому моменту уже идёт. В Карагандинской области, например, оптимальным периодом сева зерновых является срок до 20 мая. Тем более что часто требуется предпосевная обработка полей, а она проходит в апреле. Депутаты просят пересмотреть график, определив более ранние сроки поступления топлива.
Второй вопрос - цена. Сложившаяся система накруток приводит к тому, что льготное топливо по факту оказывается не дешевле того, что продаётся на заправках. Например, в 2017 году для проведения весенних полевых работ Карагандинской области было выделено 19 тыс. тонн удешевленного дизельного топлива по цене 127 тыс. тенге за тонну с Павлодарского НПЗ. На деле, цена для крестьян оказалась практически равна рыночной.
Причина в том, что, во-первых, оптовые операторы по распределению топлива часто находятся вдали от хозяйств, и на плечи крестьян ложатся расходы по транспортировке. Во-вторых, к официально объявленной цене примыкает целая цепочка дополнительных сборов.
«Так, к примеру, в 2017 году оператор по доставке ГСМ из Павлодара закупает солярку на нефтеперерабатывающем заводе по цене 127 тысяч тенге за тонну. При переводе в литры стоимость выходит 105 тенге за литр. К заводской цене прибавляются такие расходы, как железнодорожный тариф и другие дополнительные расходы по ж/д (подача/уборка, маневровые и т.д.), услуги охранной фирмы, хранение на нефтебазе, накладные расходы компании, недостача. В конечном итоге цена за литр со 105 тенге вырастает до 126, что практически равно рыночной цене. Кроме того, согласно информации Союза фермеров Казахстана, некоторые операторы включили в расходы на поставку ГСМ даже оплату своих кредитов», - отмечают мажилисмены и предлагают Правительству таким образом усовершенствовать процедуру распределения через операторов, чтобы не допускать роста конечной стоимости топлива.
Помимо этого, мажилисмены обратили внимание на то, что нарушаются сроки поставок удешевленных минеральных удобрений, что негативно отражается на урожайности сельскохозяйственных культур. Этот вопрос они также просят взять на контроль Министерства сельского хозяйства.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Конкурентное преимущество 23.01.2020

    Традиционно конец календарного года соответствует периоду повышенной нормотворческой деятельности уполномоченных органов, связанной с внесением изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, касающиеся проведения государственных закупок.

  • Кредитка или кредит? 21.01.2020

    Сегодня банки предлагают несколько разновидностей кредитных продуктов, но не все понимают, чем они отличаются. Менеджеры Банка ВТБ (Казахстан) объяснили, в чем разница между обычным потребительским займом и кредитной картой, а также для каких целей подходит каждый из этих продуктов.

  • Финансы для фермеров 21.01.2020

    НУХ «КазАгро» является основным оператором бюджетных вливаний в сельхозотрасль страны. По итогам 2019 года через структуры холдинга на поддержку АПК поступило более 477 млрд тенге. В 2018-м сумма составила 400 млрд.

  • Рабочие места 11.01.2020

    В программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек» на 2017-2021 гг. с этого года появились новшества.

  • Где взять деньги после праздников? 09.01.2020

    Вот и закончилось праздничное веселье, отшумели корпоративы и утренники, наконец-то расчищен холодильник и розданы все подарки. Многие из нас отдохнули от души, не жалея денег на торжества. Но как жить дальше, если средств почти не осталось? Для тех, кто попал в такое положение, мы собрали несколько советов.

  • Спасти от жажды 28.12.2019

    Центральные и северные регионы страны первыми столкнутся с проблемой нехватки водных ресурсов. Причем пострадать может не только сельское хозяйство, которое сегодня потребляет 90% речного стока. Под угрозой пересыхания находится и наше знаменитое озеро Балхаш. Именно поэтому эксперты всех стран Центральной Азии прорабатывают варианты решения проблем.

  • В аул на вахту 28.12.2019

    Одной из главных проблем сельского хозяйства Казахстана становится нехватка рабочих рук вследствие миграции населения. Кто-то перебирается в города, а кто-то в принципе покидает страну. Это заставляет фермеров переходить на новые формы привлечения трудовых ресурсов.

  • Семейный калькулятор 26.12.2019

    В ходе заседания Правительства министр национальной экономики РК Руслан Даленов назвал регионы, где наблюдается значительное подорожание продовольствия. Жезказган и Караганда - в верхних строчках списка. О том, как изменилась стоимость самых необходимых продтоваров, какие основные факторы влияют на ценообразование и как акимат контролирует предельно допустимые цены на продукты питания, выяснила корреспондент «ИК».

Наша Караганда