30 января 2018 года 630

Слово о мыслителе

Автор: Анна СТРОКОВА

Премьеры отечественных художественных фильмов в кинотеатре «Сарыжайлау» уже стали традицией. На днях здесь презентовали документальный фильм, посвященный 350-летию легендарного Казыбек би. К слову, главную роль исполнил артист Казахского драматического театра им. С. Сейфуллина Кайрат Кемалов, а картину оценил аким области Ерлан Кошанов.

Документальные ленты с постановочными сценами, где снимаются актеры, - уже постоянный козырь зарубежных телеканалов вроде «National Geographic»: они способствуют лучшему восприятию информации и погружению в эпоху, о которой идет рассказ. А потому ленту «Казыбек би» стоит посмотреть не только ради пополнения собственных знаний, но и для того, чтобы оценить уровень наших документальных картин.
На вопрос о роли постановочных сцен в фильме автор сценария и сорежиссер, акын и искусствовед Ерлан Толеутай ответил, что сначала его идею подвергли критике. Эта задумка в нашем кинематографе пока еще новая, и на опыте Толеутая исполняется во второй раз: первым был пятисерийный документальный драматический фильм об Абае.
- Мне говорили, что я нарушаю законы жанра, однако это дань современной традиции, - объяснил автор сценария. - В документальных фильмах, считаю, должна присутствовать своего рода реконструкция, вовлекающая зрителя в действие того времени.
Готовя документальное кино, продолжил Ерлан Толеутай, в первую очередь важно досконально изучить факты о главном герое, ведь фильм повествует о жизни и общественной деятельности великого бия, с которым считались как простые люди, так и степная знать. Съемочная группа заново изучила, становление Казыбек би как выдающейся личности, повторно исследовала легенды о нем и документы российских источников.
Надо сказать, что идея создания документальной картины, снятой киностудией «Казахфильм», принадлежит руководству Карагандинской области, а фильм снят при поддержке Министерства культуры и спорта РК. Съемки проходили в Карагандинской, Павлодарской, Акмолинской областях и Туркестане, а интервью для ленты дали историки и ученые, которые изучают жизнь и деятельность Казыбек би.
Фильм снимали в теплое время года, и найти снег для некоторых сцен стало для съемочной группы приключением: актеры поднимались высоко в каркаралинские горы. Немало усилий уходило и на создание богатых декораций, которые, думаю, удались на славу. И хотя бюджет картины назван не был, Ерлан Толеутай намекнул, что он может посоревноваться с бюджетом художественного фильма. В то же время в некоторых постановочных сценах наряду с актерами кино снялись друзья Толеутая: многие профессиональные артисты запрашивали высокие гонорары.
Заслуженный деятель Казахстана Кайрат Кемалов, прекрасно исполнивший роль Казыбек би, оказался, что называется, в нужное время в нужном месте. Легендарного бия ему предложили сыграть во время съемок второго сезона сериала «Казахское ханство» (где задействован и Ерлан Толеутай), которые проходили в Алматы, там он воплощает образ хана Керея. Кайрат Кемалович, как и Казыбек би, уроженец карагандинской земли, и такое предложение стало для него честью.
- Историю я знаю хорошо, и потому на съемках, в принципе, ничего нового о Казыбек би не узнал. Однако когда вживаешься в его образ, чувствуешь особую энергию. Именно это я испытал во время работы над ролью: ты словно проживаешь другую жизнь, и такое мистическое таинство невозможно объяснить, - поведал Кайрат Кемалович, сфотографироваться с которым после показа фильма было непросто: от желающих не было отбоя.
Художнику Карипбеку Куюкову (он тоже присутствовал на премьере) в документальном фильме тоже отведена одна из центральных ролей: по ходу развития действия он пишет портрет бия и наряду с отечественными учеными (Жамбылом Артыкбаем, Заркыном Тайшыбаем и Нурланом Дулатбековым) повествует о нем. На экране, помимо этого, показаны отрывки из репортажей о торжественных событиях в честь юбилея Казыбек би в Каркаралинске и беседы с его потомками. Немало демонстрируется сцен из его жизни: это и освобождение будущего хана Абылая из плена, и та самая дерзкая речь, удивившая калмыцкого хана, и момент написания «Жетi жаргы». Традиционные для большинства отечественных картин яркие кадры всадников на закате и орел в голубом небе здесь тоже есть.
В ленте, тем не менее, заметны спорные технические детали: к примеру, титры с именами ученых, дающих интервью, появляются на экране всего на 2-3 секунды, и если фильм покажут за границей, зрители просто не успеют прочитать их имена. Бросается в глаза и другой момент: фильм, снятый, по словам оператора-постановщика Марса Умарова, на камеру с высоким качеством видео, смотрится как аналоговый.
- Для меня как для любого оператора важным в работе является качество съемки, - рассказал Марс. - Наш «Оралман» получил призы на мировых фестивалях, но когда ты снимаешь на высококачественную камеру, сторонние монтажеры потом могут сжать ее до низкого качества, и она смотрится совершенно по-другому. Исходный отснятый материал «весит» очень много, а после сжатия воспринимается как аналоговый. Чтобы этого избежать, нужно перевести в цифровой формат все телевидение и кинотехнику, как это сделали за рубежом, но такой переход очень затратный.
При этом раскладе страдает качество не только фильмов современных, но и архивных, которые ныне считаются классикой, добавил Марс Умаров. Дело в том, что при производстве новых копий оно ухудшается, а сама лента, представляющая исторический документ кинематографа, постепенно угасает. Несмотря на это, хочется верить, что шедевры отечественного кино сохранятся надолго, а современные будут и дальше радовать нас.

НА СНИМКЕ: встреча творческой группы.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Любить сильней 17.01.2019

    Поэт, автор и исполнитель песен Ольга Качанова уверена: никакой песенный жанр не может кануть в Лету, и бардовская песня тоже - каждое поколение оставляет после себя собственные сочинения. На днях в Караганде прошел концерт авторского дуэта Ольги Качановой и Вадима Козлова - их тандему уже 30 лет.

  • Как слово наше отзовется 15.01.2019

    В наше время публикации в печатных СМИ, а особенно материалы в электронном варианте, находятся в широком доступе независимо от того, к какой местности они привязаны. Я не раз сталкивалась с тем, что на ту или иную статью приходили не только слова благодарности за встречу с полюбившимися артистами: запрашивают и номера телефонов, чтобы связаться с теми, кого потеряли из виду много лет назад.

  • Закон природы 15.01.2019

    В этом году Казахстан сможет побороться за награду на одной из самых престижных премий в области кинематографа: социальная драма «Айка» Сергея Дворцевого попала в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

  • До потери памяти 12.01.2019

    В творческой мастерской Академического театра музыкальной комедии с интересной постановкой выступил новый состав студенческого театра «Вдохновение» Карагандинского экономического университета. Режиссер и художественный руководитель театра Елена Пономаренко всегда ставит со студентами неординарные и современные пьесы, которые вносят в житейские будни нотки юмора и массу впечатлений.

  • Столица Великой степи 05.01.2019

    Режиссер Акан Сатаев и творческая группа кинокартины «Дорога к матери» накануне Дня Независимости получили из рук Президента Государственную премию в области литературы и искусства. Он же, Акан Сатаев, и поставил очередную часть саги «Путь Лидера. Астана», масштабные премьеры которой прошли в Астане и Алматы.

  • Рождественские сказки 05.01.2019

    Несколько рождественских концертов прошли в Караганде, и эти ожидаемые события вознаградили все надежды зрителей. Красивый букет венских мелодий преподнесли нам дирижер Айдар Торыбаев, симфонический оркестр Концертного объединения им. К. Байжанова, солисты и оркестр Академического театра музыкальной комедии.

  • Измерение временем 29.12.2018

    Тема времени и всего, что с ним связано, особенно актуальна в дни новогодних праздников. Воспользовавшись своей богатой коллекцией часов, сотрудники областного краеведческого музея открыли в преддверии Нового года выставку «Путешествие во времени». Это предметы разных эпох со своей интересной историей, побывавшие в руках знаменитых хозяев.

    Актовый зал музея вместил в себя около шести десятков измерителей времени, которые хранители истории дополнили инсталляциями советского периода и не только.В фондах музея насчитывается 23 наручных и 35 настенных часов. К сожалению, в повседневных экспозициях их редко можно встретить. В основном это часы советского периода. Чтобы посетители могли глубже погрузиться в эпоху, составители экспозиции выставили и другие экспонаты середины прошлого века: радиоприемник, телевизор и старенькая мебель перенесут нас лет на 50 назад и создадут ретро-фон для фотографий.Еще один уголок для фотографирования был назван «Скамейка для свиданий». Лавочку разместили под столбом с подвесными часами, правда не настоящими, но смотрится очень романтично.Также использовали макеты для иллюстрации рассказа о самых древних формах измерения времени.- Здесь у нас представлены макеты солнечных часов, песочных, водяных (клепсидра), - говорит Динара Сәкiмбай, младший научный сотрудник отдела современной истории. - Есть часы, состоящие из свечей, поделенных на фрагменты: когда отрезок свечи сгорал, это означало, что прошел определенный промежуток времени. Также у нас представлен баннер, в котором описывается история появления самых первых часов вплоть до самых последних атомных часов, они являются самыми точными.Эта информация будет, несомненно, интересна школьникам, для которых в программе выставки предусмотрены конкурсы и викторины, а также мастер-класс по сборке часового механизма.Сотрудники расскажут посетителям музея о хозяевах именных часов. Один из них - Габдулла Кулкыбаев, академик НАН РК, доктор медицинских наук. С 1990-го по 2006 год он возглавлял Национальный центр профессиональных заболеваний и гигиены. Является автором 400 научных работ, награжден медалью аль-Фараби. Его наручные часы сделаны в Японии и покрыты золотом.В экспозиции также представлены настольные часы для игры в шахматы. Долгое время они служили ветерану Великой Отечественной войны Виктору Кириллову, который является основателем областной школы шахмат.Один из самых дорогих экспонатов - это наручные часы фирмы «Тиссот». Безусловно, ценными являются настенные часы образца ХIХ века фирмы «Линден». Николай Линден был известным петербургский купцом, в 1888 году он основал на Невском проспекте мастерскую, занимавшуюся ремонтом ювелирных изделий и часов. Кроме того, здесь проводился процесс серебрения и золочения. Со временем при мастерской был организован магазин, где каждый желающий мог купить старинные часы и ювелирные изделия. Благодаря деловым качествам Линдена его магазин вскоре стал одним из наиболее крупных на территории Санкт-Петербурга. В нем продавались цепи, образа, кресты, серебряная посуда, предметы культа, знаки разных государственных учреждений, а также часы таких известных западноевропейских фабрик, как «Одемар», «Гризель», «Борель» и «Вальгам». Уникальный экспонат попал в фонды музея в 1985 году. К сожалению, в настоящий момент неизвестно, кто являлся их владельцем и каким образом они были переданы.Многие представленные на выставке часы являются рабочими и создают характерное фоновое тиканье. К сожалению, уже отслужили свой срок часы с кукушкой. Эти деревянные часы являются, можно сказать, семейной реликвией Динары Сәкiмбай. Настало время, и она решила передать их в музей. Они показывали время нескольким поколениям ее семьи, а маленькая кукушка вылетала каждые полчаса.Еще один интересный уголок на выставке - коллекция будильников. Все они тоже советского периода. Между тем самый первый будильник придумал философ Платон две тысячи лет назад. Устройство предназначалось для его учеников. Ученый ставил два таза один под другим. В верхнюю емкость, самую большую, наливал воду. Вода стекала из верхнего таза в нижний и, в конце концов, переливалась через край в третью емкость, из которой выходила узкая трубка. Когда вода попадала в самый нижний таз, воздух с шумом выходил из трубки-флейты. Услышав этот сигнал, ученики вскакивали с постелей и бежали на уроки.К счастью, юным посетителям выставки бежать на уроки не надо. Она продлится все школьные каникулы - до 15 января.
    Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

  • В гостях у волка с огоньком 29.12.2018

    Борьбу пламени со льдом, тяги к искусству с нездоровым аппетитом можно было наблюдать на новогоднем представлении, которое в Театре им.С. Сейфуллина традиционно готовят на двух языках.