30 января 2018 года 148

Слово о мыслителе

Автор: Анна СТРОКОВА

Премьеры отечественных художественных фильмов в кинотеатре «Сарыжайлау» уже стали традицией. На днях здесь презентовали документальный фильм, посвященный 350-летию легендарного Казыбек би. К слову, главную роль исполнил артист Казахского драматического театра им. С. Сейфуллина Кайрат Кемалов, а картину оценил аким области Ерлан Кошанов.

Документальные ленты с постановочными сценами, где снимаются актеры, - уже постоянный козырь зарубежных телеканалов вроде «National Geographic»: они способствуют лучшему восприятию информации и погружению в эпоху, о которой идет рассказ. А потому ленту «Казыбек би» стоит посмотреть не только ради пополнения собственных знаний, но и для того, чтобы оценить уровень наших документальных картин.
На вопрос о роли постановочных сцен в фильме автор сценария и сорежиссер, акын и искусствовед Ерлан Толеутай ответил, что сначала его идею подвергли критике. Эта задумка в нашем кинематографе пока еще новая, и на опыте Толеутая исполняется во второй раз: первым был пятисерийный документальный драматический фильм об Абае.
- Мне говорили, что я нарушаю законы жанра, однако это дань современной традиции, - объяснил автор сценария. - В документальных фильмах, считаю, должна присутствовать своего рода реконструкция, вовлекающая зрителя в действие того времени.
Готовя документальное кино, продолжил Ерлан Толеутай, в первую очередь важно досконально изучить факты о главном герое, ведь фильм повествует о жизни и общественной деятельности великого бия, с которым считались как простые люди, так и степная знать. Съемочная группа заново изучила, становление Казыбек би как выдающейся личности, повторно исследовала легенды о нем и документы российских источников.
Надо сказать, что идея создания документальной картины, снятой киностудией «Казахфильм», принадлежит руководству Карагандинской области, а фильм снят при поддержке Министерства культуры и спорта РК. Съемки проходили в Карагандинской, Павлодарской, Акмолинской областях и Туркестане, а интервью для ленты дали историки и ученые, которые изучают жизнь и деятельность Казыбек би.
Фильм снимали в теплое время года, и найти снег для некоторых сцен стало для съемочной группы приключением: актеры поднимались высоко в каркаралинские горы. Немало усилий уходило и на создание богатых декораций, которые, думаю, удались на славу. И хотя бюджет картины назван не был, Ерлан Толеутай намекнул, что он может посоревноваться с бюджетом художественного фильма. В то же время в некоторых постановочных сценах наряду с актерами кино снялись друзья Толеутая: многие профессиональные артисты запрашивали высокие гонорары.
Заслуженный деятель Казахстана Кайрат Кемалов, прекрасно исполнивший роль Казыбек би, оказался, что называется, в нужное время в нужном месте. Легендарного бия ему предложили сыграть во время съемок второго сезона сериала «Казахское ханство» (где задействован и Ерлан Толеутай), которые проходили в Алматы, там он воплощает образ хана Керея. Кайрат Кемалович, как и Казыбек би, уроженец карагандинской земли, и такое предложение стало для него честью.
- Историю я знаю хорошо, и потому на съемках, в принципе, ничего нового о Казыбек би не узнал. Однако когда вживаешься в его образ, чувствуешь особую энергию. Именно это я испытал во время работы над ролью: ты словно проживаешь другую жизнь, и такое мистическое таинство невозможно объяснить, - поведал Кайрат Кемалович, сфотографироваться с которым после показа фильма было непросто: от желающих не было отбоя.
Художнику Карипбеку Куюкову (он тоже присутствовал на премьере) в документальном фильме тоже отведена одна из центральных ролей: по ходу развития действия он пишет портрет бия и наряду с отечественными учеными (Жамбылом Артыкбаем, Заркыном Тайшыбаем и Нурланом Дулатбековым) повествует о нем. На экране, помимо этого, показаны отрывки из репортажей о торжественных событиях в честь юбилея Казыбек би в Каркаралинске и беседы с его потомками. Немало демонстрируется сцен из его жизни: это и освобождение будущего хана Абылая из плена, и та самая дерзкая речь, удивившая калмыцкого хана, и момент написания «Жетi жаргы». Традиционные для большинства отечественных картин яркие кадры всадников на закате и орел в голубом небе здесь тоже есть.
В ленте, тем не менее, заметны спорные технические детали: к примеру, титры с именами ученых, дающих интервью, появляются на экране всего на 2-3 секунды, и если фильм покажут за границей, зрители просто не успеют прочитать их имена. Бросается в глаза и другой момент: фильм, снятый, по словам оператора-постановщика Марса Умарова, на камеру с высоким качеством видео, смотрится как аналоговый.
- Для меня как для любого оператора важным в работе является качество съемки, - рассказал Марс. - Наш «Оралман» получил призы на мировых фестивалях, но когда ты снимаешь на высококачественную камеру, сторонние монтажеры потом могут сжать ее до низкого качества, и она смотрится совершенно по-другому. Исходный отснятый материал «весит» очень много, а после сжатия воспринимается как аналоговый. Чтобы этого избежать, нужно перевести в цифровой формат все телевидение и кинотехнику, как это сделали за рубежом, но такой переход очень затратный.
При этом раскладе страдает качество не только фильмов современных, но и архивных, которые ныне считаются классикой, добавил Марс Умаров. Дело в том, что при производстве новых копий оно ухудшается, а сама лента, представляющая исторический документ кинематографа, постепенно угасает. Несмотря на это, хочется верить, что шедевры отечественного кино сохранятся надолго, а современные будут и дальше радовать нас.

НА СНИМКЕ: встреча творческой группы.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • История, написанная кистью 24.02.2018

    Имена известных казахстанских художников - неотъемлемая часть истории страны. Они воспевают человеческий труд и любовь к Родине, воссоздают образы исторических деятелей казахской земли и ее лучших людей. Профессионализм полотен отечественных мастеров можно оценить в областном музее изобразительного искусства.

  • Магия кобыза 24.02.2018

    В Концертном зале «Шалкыма» состоялся концерт «Кобыз - голос веков», подготовленный Академическим оркестром казахских народных инструментов им. Таттимбета. Дирижировал коллективом лауреат республиканских конкурсов, главный дирижер Центрального ансамбля войск Министерства обороны Казахстана Адилет Азбаев.

  • Голос джаза 22.02.2018

    Для легендарного исполнителя джаза, блюза и соула Роя Янга неважно, поет он для пяти тысяч человек или всего лишь для тридцати. Каждый концерт для него - новый опыт, а новая аудитория - это новые переживания. Караганда его встретила тепло: на днях Рой выступил на сцене Казахского драматического театра им. С. Сейфуллина с нашим джазовым оркестром «Биг-Бэнд».

  • Реквием по мечте поэта 20.02.2018

    Поющая сцена - это еще только половина успеха спектакля, а вот поющий зал - куда более солидная составляющая положительной оценки премьеры. Во время премьерного показа спектакля «Фариза и Мукагали» в зрительном зале не было свободных мест. Неизвестно, что больше заинтриговало зрителей: нераскрытая тайна взаимоотношений двух величайших казахских поэтов, имя столичного режиссера, который взялся работать над драмой, хороший актерский состав, именитый драматург или все вместе взятое, но в день премьеры в театре К. Станиславского был полный аншлаг.

  • Танцующий смычок 15.02.2018

    В Концертном зале «Шалкыма» прошел концерт виртуоза-скрипача из Москвы Александра Тростянского. Он уже в шестой раз приводит публику нашего города в восторг, а первое его выступление в Караганде состоялось в 1988 году.

  • На крыльях вдохновения 15.02.2018

    Землячку поэта Мукагали Макатаева и лауреата республиканских конкурсов в области литературы уже пятый год приглашают в Караганду, и только сейчас она решилась сюда приехать. В день рождения Макатаева поэтесса встретилась с карагандинскими любителями поэзии в областной библиотеке имени Н. Гоголя.

  • Их связала музыка 13.02.2018

    В рамках программы «Рухани жаңғыру» своеобразную музыкальную паузу для педагогов школы искусств Балхаша устроили их благодарные выпускники. Обычно на отчетных мероприятиях преподаватели остаются за кулисами, но на этот раз они заняли зрительские места.

  • Две светлых повести 10.02.2018

    В чем заключается синергия двух абсолютно разных судеб творческих людей? Об этом и многом другом в репетиционном зале Театра имени С. Сейфуллина мы разговариваем с известным астанинским режиссером, заслуженным деятелем РК Нурланом Жуманиязовым.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА