30 января 2018 года 507

Слово о мыслителе

Автор: Анна СТРОКОВА

Премьеры отечественных художественных фильмов в кинотеатре «Сарыжайлау» уже стали традицией. На днях здесь презентовали документальный фильм, посвященный 350-летию легендарного Казыбек би. К слову, главную роль исполнил артист Казахского драматического театра им. С. Сейфуллина Кайрат Кемалов, а картину оценил аким области Ерлан Кошанов.

Документальные ленты с постановочными сценами, где снимаются актеры, - уже постоянный козырь зарубежных телеканалов вроде «National Geographic»: они способствуют лучшему восприятию информации и погружению в эпоху, о которой идет рассказ. А потому ленту «Казыбек би» стоит посмотреть не только ради пополнения собственных знаний, но и для того, чтобы оценить уровень наших документальных картин.
На вопрос о роли постановочных сцен в фильме автор сценария и сорежиссер, акын и искусствовед Ерлан Толеутай ответил, что сначала его идею подвергли критике. Эта задумка в нашем кинематографе пока еще новая, и на опыте Толеутая исполняется во второй раз: первым был пятисерийный документальный драматический фильм об Абае.
- Мне говорили, что я нарушаю законы жанра, однако это дань современной традиции, - объяснил автор сценария. - В документальных фильмах, считаю, должна присутствовать своего рода реконструкция, вовлекающая зрителя в действие того времени.
Готовя документальное кино, продолжил Ерлан Толеутай, в первую очередь важно досконально изучить факты о главном герое, ведь фильм повествует о жизни и общественной деятельности великого бия, с которым считались как простые люди, так и степная знать. Съемочная группа заново изучила, становление Казыбек би как выдающейся личности, повторно исследовала легенды о нем и документы российских источников.
Надо сказать, что идея создания документальной картины, снятой киностудией «Казахфильм», принадлежит руководству Карагандинской области, а фильм снят при поддержке Министерства культуры и спорта РК. Съемки проходили в Карагандинской, Павлодарской, Акмолинской областях и Туркестане, а интервью для ленты дали историки и ученые, которые изучают жизнь и деятельность Казыбек би.
Фильм снимали в теплое время года, и найти снег для некоторых сцен стало для съемочной группы приключением: актеры поднимались высоко в каркаралинские горы. Немало усилий уходило и на создание богатых декораций, которые, думаю, удались на славу. И хотя бюджет картины назван не был, Ерлан Толеутай намекнул, что он может посоревноваться с бюджетом художественного фильма. В то же время в некоторых постановочных сценах наряду с актерами кино снялись друзья Толеутая: многие профессиональные артисты запрашивали высокие гонорары.
Заслуженный деятель Казахстана Кайрат Кемалов, прекрасно исполнивший роль Казыбек би, оказался, что называется, в нужное время в нужном месте. Легендарного бия ему предложили сыграть во время съемок второго сезона сериала «Казахское ханство» (где задействован и Ерлан Толеутай), которые проходили в Алматы, там он воплощает образ хана Керея. Кайрат Кемалович, как и Казыбек би, уроженец карагандинской земли, и такое предложение стало для него честью.
- Историю я знаю хорошо, и потому на съемках, в принципе, ничего нового о Казыбек би не узнал. Однако когда вживаешься в его образ, чувствуешь особую энергию. Именно это я испытал во время работы над ролью: ты словно проживаешь другую жизнь, и такое мистическое таинство невозможно объяснить, - поведал Кайрат Кемалович, сфотографироваться с которым после показа фильма было непросто: от желающих не было отбоя.
Художнику Карипбеку Куюкову (он тоже присутствовал на премьере) в документальном фильме тоже отведена одна из центральных ролей: по ходу развития действия он пишет портрет бия и наряду с отечественными учеными (Жамбылом Артыкбаем, Заркыном Тайшыбаем и Нурланом Дулатбековым) повествует о нем. На экране, помимо этого, показаны отрывки из репортажей о торжественных событиях в честь юбилея Казыбек би в Каркаралинске и беседы с его потомками. Немало демонстрируется сцен из его жизни: это и освобождение будущего хана Абылая из плена, и та самая дерзкая речь, удивившая калмыцкого хана, и момент написания «Жетi жаргы». Традиционные для большинства отечественных картин яркие кадры всадников на закате и орел в голубом небе здесь тоже есть.
В ленте, тем не менее, заметны спорные технические детали: к примеру, титры с именами ученых, дающих интервью, появляются на экране всего на 2-3 секунды, и если фильм покажут за границей, зрители просто не успеют прочитать их имена. Бросается в глаза и другой момент: фильм, снятый, по словам оператора-постановщика Марса Умарова, на камеру с высоким качеством видео, смотрится как аналоговый.
- Для меня как для любого оператора важным в работе является качество съемки, - рассказал Марс. - Наш «Оралман» получил призы на мировых фестивалях, но когда ты снимаешь на высококачественную камеру, сторонние монтажеры потом могут сжать ее до низкого качества, и она смотрится совершенно по-другому. Исходный отснятый материал «весит» очень много, а после сжатия воспринимается как аналоговый. Чтобы этого избежать, нужно перевести в цифровой формат все телевидение и кинотехнику, как это сделали за рубежом, но такой переход очень затратный.
При этом раскладе страдает качество не только фильмов современных, но и архивных, которые ныне считаются классикой, добавил Марс Умаров. Дело в том, что при производстве новых копий оно ухудшается, а сама лента, представляющая исторический документ кинематографа, постепенно угасает. Несмотря на это, хочется верить, что шедевры отечественного кино сохранятся надолго, а современные будут и дальше радовать нас.

НА СНИМКЕ: встреча творческой группы.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Движение назад 13.10.2018

    Мир очень взрослых людей, покрытый плотным налетом детства, хочет изобразить в очередном своем спектакле карагандинский режиссер Бекмухамед Киекбаев. Драма-абсурд Розы Мукановой «Никто не виноват» в конце октября будет презентована коллективом Театра имени С. Сейфуллина.

  • Веретена традиций 11.10.2018

    Оригинальные и солнечные гобелены, расцвеченные то красками осени, то волшебными запахами родной степи, то контрастами в легенде о Коркыте, то с замирающими нитями зимней поэтики вводят вас в мир необычный. Персональная выставка поистине народного художника Казахстана Омиркельде Абеуова проходит в музее изобразительного искусства Караганды.

  • Учить до звезды 09.10.2018

    Как сделать звук более громким, свободным и чистым? Как облегчить ученику пение с помощью музыкального сопровождения? Что поможет скромнику раскрыться в полной мере на сцене? Эти и другие вопросы обсуждали учителя музыки, которые поделились своими проблемами и обменялись опытом.

  • Сцена молодости 09.10.2018

    Отмечая свое 70-летие, народный артист Казахстана Тлектес Мейрамов сделал подарок карагандинскому зрителю. В Драматическом театре имени К. Станиславского все желающие смогли посмотреть бесплатно спектакль с его участием. Пьеса Фурио Бордона «Последние луны» была написана специально для Марчелло Мастрояни, ставилась в России, где главную роль сыграл Василий Лановой.

  • Живые книги 06.10.2018

    В Карагандинской областной библиотеке прошла встреча «Жаныңда жүр жақсы адам» в рамках проекта «Жанды кітапхана» - «Живая библиотека».

  • Они не одни 06.10.2018

    Корпорация «Русская Фильм Группа» намерена продюсировать полнометражную картину карагандинской кинокомпании.

  • В джазе только смелые 04.10.2018

    Если в прошлые годы в проект Карагандинского академического театра музыкальной комедии «Мой звездный час» приходили талантливые люди разных возрастов из Караганды и городов-спутников, то 2018 год собрал новоиспеченных артистов со всей страны. Информационная кампания прошла еще весной по городам Казахстана: Шымкент, Тараз, Петропавловск, Усть-Каменогорск, Алматы, Астана, Семей, Кокшетау, Павлодар, Актобе. А августовский кастинг охватил более 60 человек, хотя счастливчиками, отобранными жюри, оказались лишь двадцать два из них. В число будущих солистов попали Алма Кусаинова и Арман Бейсекеев, уже испытавшие на себе притягательность сцены КАТМК в 2015 году, когда дебютировали как вокалисты в комедии «Собака на сене».

  • Из всего, что под рукой 02.10.2018

    Где-то немного наивные, где-то смешные, а где и по-взрослому серьезные и качественные работы заполнили зал областного музея изобразительного искусства. Здесь прошли сразу два детских конкурса декоративно-прикладного искусства «Алтын қазына» и «Город мастеров: наследие предков сохраним и приумножим». На суд жюри и зрителей представлены 119 работ от 60 юных авторов. Возраст участников - от 9 до 17 лет. Это учащиеся школ районов и моногородов области. Работы были собраны в одну большую выставку, организаторами которой стали управление образования Карагандинской области и региональный научно-практический центр дополнительного образования для детей «Сарыарқа дарыны».