30 января 2018 года 205

Учить на английском

Автор: Анна СТРОКОВА

Прошлой весной для школьных педагогов естественно-математического цикла стартовали курсы обучения английскому языку. Вопрос о том, как за считанные месяцы обучить педагога другому языку и научить на нем преподавать, вызывает немало споров, однако, похоже, не все так плохо, как кажется на первый взгляд.

Преподавание физики, информатики, химии и биологии на английском языке - реформа, имеющая как сторонников, так и скептиков. На одном из прошлых семинаров я встречала учителей, для которых изучение другого языка и последующее преподавание на нем даются тяжело. Но на реформу дан срок, определенный Главой государства, и к 2019 году нужно начать переход к преподаванию естественно-научных дисциплин в 10 и 11 классах на английском.
В Караганде учителей обучают в областном филиале Центра педагогического мастерства (ЦПМ): здесь совершенствуются не только учителя-предметники, но и педагоги английского. И если для первых длительность курсов постоянна - 10 месяцев, для вторых варьируется в зависимости от уровня владения языком - от 2 до 5 месяцев. На днях экзамены сдал уже четвертый поток преподавателей английского.
Учителей-предметников в ЦПМ сейчас 3 группы - всего 52 человека, из которых 20 городских педагогов и 32 из других городов области и сельских районов. От курсов они не отказываются, хотя, когда те начались, некоторые не хотели надолго покидать семьи или ссылались на другие обстоятельства.
Учителям физики, информатики, химии и биологии в ЦПМ преподают более 10 тренеров, представляющих языковую школу «InterPress IH Karaganda», - некоторые из них из Великобритании, Молдовы, Польши и других стран. Тренеры, среди которых и наши земляки, имеют международные сертификаты и хороший опыт работы. Под эти критерии, говорит директор Карагандинского филиала ЦПМ Ольга Сурначева, подходили далеко не все, когда в центре решалось, каких тренеров выбирать для педагогов. По окончании курсов для слушателей собираются организовать практику и мастер-классы с иностранными коллегами Назарбаев Интеллектуальной школы: они готовы поделиться своим мастерством, ответить на интересующие вопросы и ознакомить с книжным фондом библиотеки на английском языке.
А пока наших педагогов наряду с английским и терминологией естественно-математического цикла обучают грамматике и методике преподавания. В программах курсов заложено изучение элементов обновленного содержания образования, а уроки полностью ведутся на английском. Тренеры развивают у слушателей 4 навыка - письмо, слушание, говорение и чтение. Прогресс, говорят в ЦПМ, виден, а волнение у педагогов со временем убавляется. Ольга Сурначева приводит в пример учителя биологии старшего возраста, которая твердо идет к цели и учит язык даже по дороге домой.
Завершив обучение, педагоги получат международные сертификаты и будут иметь право преподавать на английском языке. Стоит отметить, что первая группа учителей-предметников полностью состояла из городских специалистов, но место работы, будь то город или село, роли не играет: все зависит от самого слушателя. Средний возраст обучающихся - 35-40 лет, большинство английским не владеют, базовые знания, если и есть, - то у единиц, а нагрузка вполне рабочая - 5 полных дней в неделю с перерывами на обед. Менеджер Карагандинского филиала ЦПМ Ирина Луговская отмечает, что слушатели осознают и сами видят пользу курсов, пусть без переживаний и не обходится: согласитесь, полжизни преподавать предмет на одном языке, а потом переключиться на иностранный - то еще испытание.
Во время обучения педагогов в их школах, согласно договору, сохраняются зарплата и ставки, а от работы их в это время должны освободить. Договор об обучении на курсах - трехсторонний и заключается между школой, слушателем и Центром обучения «InterPress IH Karaganda», а ЦПМ ведет мониторинг посещения занятий и отслеживает выполнение пунктов договора. Для сельских учителей условия те же: у них тоже сохраняются ставки и зарплата, плюс выплачивается ежемесячная компенсация на проживание.
В сентябре прошлого года иногородние учителя жаловались на маленький размер компенсации: 45 тысяч тенге недостаточно для проживания в областном центре, а потому участники курсов кооперируются и снимают жилье вместе. Вопрос, поднятый прошедшей осенью, решался вместе с управлением образования области, и сначала педагогам предлагали разместиться в общежитиях при вузах, однако в итоге они предпочли снимать квартиры.
Людмила Сикидина преподает биологию в общеобразовательной школе № 7 города Сарани. Общий стаж ее работы - 33 года. Людмила в свое время изучала немецкий язык, и потому английский для нее в новинку.
- Начинать было непросто, - признается учитель. - Английский для меня был сложным в произношении, построении предложений. О таких, как я, говорят «учитель старой формации», который якобы не хочет ничего менять. Но я считаю, учителя с большим опытом прекрасно понимают положение системы образованием и знают, что нужно менять - а менять надо не только мир вокруг, но и себя.
Педагог по химии из поселка Акжал Шетского района Баглан Ибажанова учится в одной группе с Людмилой Сикидиной пятый месяц - половина обучения уже позади. Стаж Баглан - 2 года, и курсы английского девушка восприняла с энтузиазмом. Языку, говорит, обучалась в школьные годы, но здесь, на профессиональных занятиях, узнает много нового. Баглан не скрывает: больше всего беспокоилась о том, как будет преподавать, однако тренер Маржан Шакирова поддерживает не только методически, но и психологически.
Поначалу, читая текст, педагоги плохо разбирали отдельные фразы, теперь же понимают его смысл и хорошо воспринимают на слух. Это, говорят Людмила и Баглан, подвигает к дальнейшему изучению: им нужно еще многое узнать, но педагоги уверены, что все сложится. При этом, делятся они, пока проще работать с произношением и словарем: грамматика идет сложнее всего. В день нашей встречи учителя изучали как раз тему грамматическую - герундии и неопределенное время глагола.
Маржан Шакирова - выпускница Карагандинского КУБУПа и занимается преподаванием 12-й год. Она имеет международный сертификат и опыт работы в дошкольных учреждениях Канады, а Людмила и Баглан - ее студенты.
- Со временем проблем становится меньше: педагоги чувствуют язык и понимают, что овладеть им - задача выполнимая, - рассказывает Маржан. - Но здесь важна и мотивация: если человек привык работать над собой и настроен что-то менять, то все получится.
Курс учебной программы интенсивный, объем материала большой. Маржан Шакирова подчеркивает: ей как тренеру важно не только обучить коллег, но и поддержать их. Она подтверждает: волнений в начале курсов хватало, но позже все встало на свои места.
Счастливый финал зависит от того, где мы решаем остановить историю. Пока этот финал оптимистичен, и хочется верить, что будет таковым и дальше. О развитии ситуации мы продолжим рассказывать на страницах нашей газеты.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Для творчества и спорта 22.02.2018

    Во Дворце культуры железнодорожников Сортировки уже пять лет существует отделение карагандинского Дворца детей и юношества. На днях здесь прошел гала-концерт, посвященный юбилею отделения под названием «Бақыттың мекені - Балалар мен жеткіншектер сарайы».

  • История в переплете 22.02.2018

    Книги, которым больше века, находятся во многих городских и областных библиотеках и музеях, но возможность ознакомиться с ними предоставляется не всегда. В детской библиотеке имени Абая такие книги можно изучить в читальном зале - они были переданы в дар учреждению в начале пятидесятых годов, однако кто именно это сделал - пока тайна.

  • Книги из детства 22.02.2018

    Когда я прониклась повестью Е. Замятина «Мы», которую изучали еще в школе, долго держала ее дома, не возвращая в школьную библиотеку. А там было что почитать: одноклассники заглядывали за томиком Пушкина, Достоевского и других, в том числе современных авторов.

  • Отправляя в детский сад 20.02.2018

    В Караганде внедряется система управления очередью, которая полностью автоматизирует процессы от постановки на очередь до получения направления и зачисления в детский сад. Сейчас все данные об этом перешли с портала «электронного правительства» в систему на портале garden.kargoo.gov.kz.

  • Цифровой переворот 17.02.2018

    Как на качество знаний повлияет цифровизация образования? Стоит ли отправлять ребенка в школу в пять лет? Насколько эффективна профилактика суицида в школах? Эти и другие вопросы обсуждались на брифинге с руководителем областного управления образования Есенгазы Имангалиевым на площадке региональной службы коммуникаций.

  • Главные по тарелочкам 17.02.2018

    Технологические вечера в коммерческом колледже стали давней традицией и уходят корнями в начало 70-х годов прошлого века. Впрочем, и сам колледж тогда назывался торгово-кулинарным техникумом, а нынешний его директор Роза Бабенко была одной из первых выпускниц. И уже в те годы будущие повара, официанты и технологи соревновались в умении красиво и профессионально продемонстрировать навыки в своей будущей специальности.

  • Сидя на берегу, плавать не научишься 10.02.2018

    Реформы в системе образования продолжают волновать многих родителей. Вплоть до того, что некоторые даже покидают страну, боясь стереотипов, которые они сами для себя выстроили. Привыкшие к образцу советской школы, где приветствовалась зубрежка и совсем не обязательно было понимать выученный урок, многие родители совершенно без восторга встретили обновленное содержание образования. Откуда у сегодняшних родителей первоклассников, которым нет и 30 лет, такая любовь к консервативному обучению и стойкое неприятие всего нового?

  • Опыт без границ 08.02.2018

    Карагандинский индустриально-технологический колледж посетил руководитель Международного союза сотрудничества «Мое Отечество» Юрий Кокарев.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА