30 января 2018 года 545

Учить на английском

Автор: Анна СТРОКОВА

Прошлой весной для школьных педагогов естественно-математического цикла стартовали курсы обучения английскому языку. Вопрос о том, как за считанные месяцы обучить педагога другому языку и научить на нем преподавать, вызывает немало споров, однако, похоже, не все так плохо, как кажется на первый взгляд.

Преподавание физики, информатики, химии и биологии на английском языке - реформа, имеющая как сторонников, так и скептиков. На одном из прошлых семинаров я встречала учителей, для которых изучение другого языка и последующее преподавание на нем даются тяжело. Но на реформу дан срок, определенный Главой государства, и к 2019 году нужно начать переход к преподаванию естественно-научных дисциплин в 10 и 11 классах на английском.
В Караганде учителей обучают в областном филиале Центра педагогического мастерства (ЦПМ): здесь совершенствуются не только учителя-предметники, но и педагоги английского. И если для первых длительность курсов постоянна - 10 месяцев, для вторых варьируется в зависимости от уровня владения языком - от 2 до 5 месяцев. На днях экзамены сдал уже четвертый поток преподавателей английского.
Учителей-предметников в ЦПМ сейчас 3 группы - всего 52 человека, из которых 20 городских педагогов и 32 из других городов области и сельских районов. От курсов они не отказываются, хотя, когда те начались, некоторые не хотели надолго покидать семьи или ссылались на другие обстоятельства.
Учителям физики, информатики, химии и биологии в ЦПМ преподают более 10 тренеров, представляющих языковую школу «InterPress IH Karaganda», - некоторые из них из Великобритании, Молдовы, Польши и других стран. Тренеры, среди которых и наши земляки, имеют международные сертификаты и хороший опыт работы. Под эти критерии, говорит директор Карагандинского филиала ЦПМ Ольга Сурначева, подходили далеко не все, когда в центре решалось, каких тренеров выбирать для педагогов. По окончании курсов для слушателей собираются организовать практику и мастер-классы с иностранными коллегами Назарбаев Интеллектуальной школы: они готовы поделиться своим мастерством, ответить на интересующие вопросы и ознакомить с книжным фондом библиотеки на английском языке.
А пока наших педагогов наряду с английским и терминологией естественно-математического цикла обучают грамматике и методике преподавания. В программах курсов заложено изучение элементов обновленного содержания образования, а уроки полностью ведутся на английском. Тренеры развивают у слушателей 4 навыка - письмо, слушание, говорение и чтение. Прогресс, говорят в ЦПМ, виден, а волнение у педагогов со временем убавляется. Ольга Сурначева приводит в пример учителя биологии старшего возраста, которая твердо идет к цели и учит язык даже по дороге домой.
Завершив обучение, педагоги получат международные сертификаты и будут иметь право преподавать на английском языке. Стоит отметить, что первая группа учителей-предметников полностью состояла из городских специалистов, но место работы, будь то город или село, роли не играет: все зависит от самого слушателя. Средний возраст обучающихся - 35-40 лет, большинство английским не владеют, базовые знания, если и есть, - то у единиц, а нагрузка вполне рабочая - 5 полных дней в неделю с перерывами на обед. Менеджер Карагандинского филиала ЦПМ Ирина Луговская отмечает, что слушатели осознают и сами видят пользу курсов, пусть без переживаний и не обходится: согласитесь, полжизни преподавать предмет на одном языке, а потом переключиться на иностранный - то еще испытание.
Во время обучения педагогов в их школах, согласно договору, сохраняются зарплата и ставки, а от работы их в это время должны освободить. Договор об обучении на курсах - трехсторонний и заключается между школой, слушателем и Центром обучения «InterPress IH Karaganda», а ЦПМ ведет мониторинг посещения занятий и отслеживает выполнение пунктов договора. Для сельских учителей условия те же: у них тоже сохраняются ставки и зарплата, плюс выплачивается ежемесячная компенсация на проживание.
В сентябре прошлого года иногородние учителя жаловались на маленький размер компенсации: 45 тысяч тенге недостаточно для проживания в областном центре, а потому участники курсов кооперируются и снимают жилье вместе. Вопрос, поднятый прошедшей осенью, решался вместе с управлением образования области, и сначала педагогам предлагали разместиться в общежитиях при вузах, однако в итоге они предпочли снимать квартиры.
Людмила Сикидина преподает биологию в общеобразовательной школе № 7 города Сарани. Общий стаж ее работы - 33 года. Людмила в свое время изучала немецкий язык, и потому английский для нее в новинку.
- Начинать было непросто, - признается учитель. - Английский для меня был сложным в произношении, построении предложений. О таких, как я, говорят «учитель старой формации», который якобы не хочет ничего менять. Но я считаю, учителя с большим опытом прекрасно понимают положение системы образованием и знают, что нужно менять - а менять надо не только мир вокруг, но и себя.
Педагог по химии из поселка Акжал Шетского района Баглан Ибажанова учится в одной группе с Людмилой Сикидиной пятый месяц - половина обучения уже позади. Стаж Баглан - 2 года, и курсы английского девушка восприняла с энтузиазмом. Языку, говорит, обучалась в школьные годы, но здесь, на профессиональных занятиях, узнает много нового. Баглан не скрывает: больше всего беспокоилась о том, как будет преподавать, однако тренер Маржан Шакирова поддерживает не только методически, но и психологически.
Поначалу, читая текст, педагоги плохо разбирали отдельные фразы, теперь же понимают его смысл и хорошо воспринимают на слух. Это, говорят Людмила и Баглан, подвигает к дальнейшему изучению: им нужно еще многое узнать, но педагоги уверены, что все сложится. При этом, делятся они, пока проще работать с произношением и словарем: грамматика идет сложнее всего. В день нашей встречи учителя изучали как раз тему грамматическую - герундии и неопределенное время глагола.
Маржан Шакирова - выпускница Карагандинского КУБУПа и занимается преподаванием 12-й год. Она имеет международный сертификат и опыт работы в дошкольных учреждениях Канады, а Людмила и Баглан - ее студенты.
- Со временем проблем становится меньше: педагоги чувствуют язык и понимают, что овладеть им - задача выполнимая, - рассказывает Маржан. - Но здесь важна и мотивация: если человек привык работать над собой и настроен что-то менять, то все получится.
Курс учебной программы интенсивный, объем материала большой. Маржан Шакирова подчеркивает: ей как тренеру важно не только обучить коллег, но и поддержать их. Она подтверждает: волнений в начале курсов хватало, но позже все встало на свои места.
Счастливый финал зависит от того, где мы решаем остановить историю. Пока этот финал оптимистичен, и хочется верить, что будет таковым и дальше. О развитии ситуации мы продолжим рассказывать на страницах нашей газеты.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Коррозии - бой! 22.09.2018

    Ученые Карагандинского технического университета разработали инновационный способ борьбы с главным бичом металлургии - коррозией. С помощью нанотехнологической разработки они создали суспензию, которая проникает внутрь металлической поверхности и не только защищает детали от повреждений, но и восстанавливает уже имеющиеся изъяны. Нанопродукт имеет огромные перспективы и уже активно тестируется на производстве - на площадке машиностроительного завода им. Пархоменко.

  • Учеба продолжается! 22.09.2018

    Весть о том, что в селе Матак Каркаралинского района школа будет укомплектована всего на четверть, распространилась по интернету пару недель назад. Якобы сами учителя подняли панику, что им некого будет учить. Однако, как утверждает руководитель управления образования Карагандинской области, эта нерадужная картина, которую обрисовали местные жители, не соответствуют действительности. 

  • Ремонт в учебный год 20.09.2018

    Поздно проведенный тендер на ремонт школы села Тузды Бухаржырауского района вынудил 171 ученика и 35 учителей ютиться в тесном неприспособленном помещении. Вот уже три недели, как школьники с 0 по 11 классы учатся в здании, которое подлатали наспех. По словам акима Тузды Сауле Бегжановой, обстоятельства сложились так, что техперсоналу школы и родителям пришлось объединить усилия, чтобы к новому учебному процессу подремонтировать здание бывшего акимата, которое стояло заброшенным несколько лет.

  • Отказаться - ваше право 15.09.2018

    «Мы считаем, что родители не обязаны нести какие-либо расходы на ремонт или проведение мероприятий в организациях образования, и рассматриваем подобные факты как коррупцию. Из бюджета выделяются достаточные денежные средства на все указанные цели», - отметил заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Олжас Бектенов на видеоконференции, посвященной актуальным проблемам в сфере образования. Прямая трансляция республиканского совещания для карагандинских педагогов была организована в стенах областного департамента Национального бюро по противодействию коррупции. В его работе приняли участие вице-министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, а также посредством видеоконференц-связи - руководители областных управлений, городских отделов образования, директора школ и активные представители попечительских советов.

  • Как вырастить гения 15.09.2018

    Как развить творческие способности ребенка? Как проложить кратчайший путь от детского рисунка к внедрению инновационных методов обучения? Все чаще мы слышим выражение - «интеграционная форма занятия». Новшество это или необходимость? 
    В последнее время мы приходим к выводу, что применение инновационных технологий в современном обучении просто необходимо для формирования всесторонне развитой личности. И важно не только внедрение новых форм работы с этнокультурными объединениями Ассамблеи народа Казахстана нашей области, но и более глубокое изучение народного творчества и языковой культуры разных этносов. 

  • Закрой учебник, выйди в сеть 13.09.2018

    Как отметила директор гимназии № 93 Аягуль Ахметова, наряду с их ребятами тестировать 13 электронных книг будут в Астане, Алматы, Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областях. Всего 13 школ, 80 классов и порядка трех тысяч учащихся.
    - В пилотном проекте примут участие 3, 6, 8 классы, - поделилась она. - Для учеников третьего класса с русским языком обучения в новом формате разработаны пособия «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Информационно-коммуникационные технологии», а для детей с казахским языком обучения - «Математика» и «Русский язык». В 6 классах с казахским языком обучения предусмотрен «Жаратылыстану», с русским языком обучения - «Естествознание» и «Русская литература». Для 8 классов с казахским и русским языками обучения будут учебники по «Географии» и «Информатике».

  • Школа для родителей 13.09.2018

    В республике началась серия родительских конференций «Казахстанские родители ХХI века: стань примером своему ребенку», которые призваны помочь мамам и папам лучше понимать своих детей и укрепить семью. В сентябре и октябре этого года пройдет несколько таких встреч, и на каждой из них обсудят, как родители могут поддержать ребенка в зависимости от его возраста. Конференции стартовали в начале сентября и прошли в одно время, а в Караганде одной из школ, которая собрала в своих стенах родителей, школьных психологов и представителей Института семейного воспитания (который и инициировал мероприятия), стала недавно открытая гимназия № 102.

  • Открытый урок 13.09.2018

    В начале сентября в Костанае прошел республиканский конкурс, посвященный Ахмету Байтурсынову, в котором соревновались преподаватели. Главный приз достался карагандинскому преподавателю областного Центра обучения языкам Динаре Куанбаевой. Конкурс, посвященный видному общественному деятелю, прошел и под эгидой Дня языков, который, напомним, теперь будет отмечаться 5 сентября, в день рождения самого Ахмета Байтурсынова. На первый взгляд может показаться, что схема заданий конкурса вполне традиционна - представиться, показать свою работу и провести открытый урок, но о сложности его говорит время подготовки нашей победительницы: четыре месяца.