30 января 2018 года 836

Учить на английском

Автор: Анна СТРОКОВА

Прошлой весной для школьных педагогов естественно-математического цикла стартовали курсы обучения английскому языку. Вопрос о том, как за считанные месяцы обучить педагога другому языку и научить на нем преподавать, вызывает немало споров, однако, похоже, не все так плохо, как кажется на первый взгляд.

Преподавание физики, информатики, химии и биологии на английском языке - реформа, имеющая как сторонников, так и скептиков. На одном из прошлых семинаров я встречала учителей, для которых изучение другого языка и последующее преподавание на нем даются тяжело. Но на реформу дан срок, определенный Главой государства, и к 2019 году нужно начать переход к преподаванию естественно-научных дисциплин в 10 и 11 классах на английском.
В Караганде учителей обучают в областном филиале Центра педагогического мастерства (ЦПМ): здесь совершенствуются не только учителя-предметники, но и педагоги английского. И если для первых длительность курсов постоянна - 10 месяцев, для вторых варьируется в зависимости от уровня владения языком - от 2 до 5 месяцев. На днях экзамены сдал уже четвертый поток преподавателей английского.
Учителей-предметников в ЦПМ сейчас 3 группы - всего 52 человека, из которых 20 городских педагогов и 32 из других городов области и сельских районов. От курсов они не отказываются, хотя, когда те начались, некоторые не хотели надолго покидать семьи или ссылались на другие обстоятельства.
Учителям физики, информатики, химии и биологии в ЦПМ преподают более 10 тренеров, представляющих языковую школу «InterPress IH Karaganda», - некоторые из них из Великобритании, Молдовы, Польши и других стран. Тренеры, среди которых и наши земляки, имеют международные сертификаты и хороший опыт работы. Под эти критерии, говорит директор Карагандинского филиала ЦПМ Ольга Сурначева, подходили далеко не все, когда в центре решалось, каких тренеров выбирать для педагогов. По окончании курсов для слушателей собираются организовать практику и мастер-классы с иностранными коллегами Назарбаев Интеллектуальной школы: они готовы поделиться своим мастерством, ответить на интересующие вопросы и ознакомить с книжным фондом библиотеки на английском языке.
А пока наших педагогов наряду с английским и терминологией естественно-математического цикла обучают грамматике и методике преподавания. В программах курсов заложено изучение элементов обновленного содержания образования, а уроки полностью ведутся на английском. Тренеры развивают у слушателей 4 навыка - письмо, слушание, говорение и чтение. Прогресс, говорят в ЦПМ, виден, а волнение у педагогов со временем убавляется. Ольга Сурначева приводит в пример учителя биологии старшего возраста, которая твердо идет к цели и учит язык даже по дороге домой.
Завершив обучение, педагоги получат международные сертификаты и будут иметь право преподавать на английском языке. Стоит отметить, что первая группа учителей-предметников полностью состояла из городских специалистов, но место работы, будь то город или село, роли не играет: все зависит от самого слушателя. Средний возраст обучающихся - 35-40 лет, большинство английским не владеют, базовые знания, если и есть, - то у единиц, а нагрузка вполне рабочая - 5 полных дней в неделю с перерывами на обед. Менеджер Карагандинского филиала ЦПМ Ирина Луговская отмечает, что слушатели осознают и сами видят пользу курсов, пусть без переживаний и не обходится: согласитесь, полжизни преподавать предмет на одном языке, а потом переключиться на иностранный - то еще испытание.
Во время обучения педагогов в их школах, согласно договору, сохраняются зарплата и ставки, а от работы их в это время должны освободить. Договор об обучении на курсах - трехсторонний и заключается между школой, слушателем и Центром обучения «InterPress IH Karaganda», а ЦПМ ведет мониторинг посещения занятий и отслеживает выполнение пунктов договора. Для сельских учителей условия те же: у них тоже сохраняются ставки и зарплата, плюс выплачивается ежемесячная компенсация на проживание.
В сентябре прошлого года иногородние учителя жаловались на маленький размер компенсации: 45 тысяч тенге недостаточно для проживания в областном центре, а потому участники курсов кооперируются и снимают жилье вместе. Вопрос, поднятый прошедшей осенью, решался вместе с управлением образования области, и сначала педагогам предлагали разместиться в общежитиях при вузах, однако в итоге они предпочли снимать квартиры.
Людмила Сикидина преподает биологию в общеобразовательной школе № 7 города Сарани. Общий стаж ее работы - 33 года. Людмила в свое время изучала немецкий язык, и потому английский для нее в новинку.
- Начинать было непросто, - признается учитель. - Английский для меня был сложным в произношении, построении предложений. О таких, как я, говорят «учитель старой формации», который якобы не хочет ничего менять. Но я считаю, учителя с большим опытом прекрасно понимают положение системы образованием и знают, что нужно менять - а менять надо не только мир вокруг, но и себя.
Педагог по химии из поселка Акжал Шетского района Баглан Ибажанова учится в одной группе с Людмилой Сикидиной пятый месяц - половина обучения уже позади. Стаж Баглан - 2 года, и курсы английского девушка восприняла с энтузиазмом. Языку, говорит, обучалась в школьные годы, но здесь, на профессиональных занятиях, узнает много нового. Баглан не скрывает: больше всего беспокоилась о том, как будет преподавать, однако тренер Маржан Шакирова поддерживает не только методически, но и психологически.
Поначалу, читая текст, педагоги плохо разбирали отдельные фразы, теперь же понимают его смысл и хорошо воспринимают на слух. Это, говорят Людмила и Баглан, подвигает к дальнейшему изучению: им нужно еще многое узнать, но педагоги уверены, что все сложится. При этом, делятся они, пока проще работать с произношением и словарем: грамматика идет сложнее всего. В день нашей встречи учителя изучали как раз тему грамматическую - герундии и неопределенное время глагола.
Маржан Шакирова - выпускница Карагандинского КУБУПа и занимается преподаванием 12-й год. Она имеет международный сертификат и опыт работы в дошкольных учреждениях Канады, а Людмила и Баглан - ее студенты.
- Со временем проблем становится меньше: педагоги чувствуют язык и понимают, что овладеть им - задача выполнимая, - рассказывает Маржан. - Но здесь важна и мотивация: если человек привык работать над собой и настроен что-то менять, то все получится.
Курс учебной программы интенсивный, объем материала большой. Маржан Шакирова подчеркивает: ей как тренеру важно не только обучить коллег, но и поддержать их. Она подтверждает: волнений в начале курсов хватало, но позже все встало на свои места.
Счастливый финал зависит от того, где мы решаем остановить историю. Пока этот финал оптимистичен, и хочется верить, что будет таковым и дальше. О развитии ситуации мы продолжим рассказывать на страницах нашей газеты.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Как поставишь парту... 16.03.2019

    Проект по оптимизации бюджетных средств успешно внедряется в учебных заведениях Шахтинска. Руководитель отдела образования города Николай Онсович рассказывает, что сэкономленные деньги направляются на укрепление материально-технической базы, а также на ремонт школ и детских садов. Кроме того, в ближайшем будущем здесь будет применяться новый подход к организации учебного процесса.

  • С кейсом по карьерной лестнице 16.03.2019

    Вот уже шестой год студенты КарГТУ участвуют в международном чемпионате «Case-in», главной целью которого является решение развернутых инженерных задач. В «политехе» прошел отборочный тур по направлениям «Горное дело» и «Электроэнергетика». Победители будут участвовать в финальной стадии соревнования в Государственном геологическом музее имени В.И. Вернадского в Москве.

  • От монетки до дома 16.03.2019

    Ученик карагандинской школы-лицея № 101 Роман Матросов твердо намерен связать свою жизнь с профессией инженера и второй год подряд участвует в областном конкурсе «Инженеры будущего». Такие соревнования, считает восьмиклассник, помогают молодым людям оценивать свои возможности.

  • Пальма на воде 14.03.2019

    Урок биологии 20 лет назад выглядел примерно так: посмотрели мембрану репчатого лука, записали в отчет лабораторной работы, получили оценку. Сейчас на уроке биологии дети могут сами выращивать растения, наблюдать за их развитием и контролировать процесс даже удаленно. Увлекательно? Для ребят - да, и для педагогов тоже.

  • Лучшие учебники 14.03.2019

    Лучшие электронные учебники для школьников выбрали в Караганде. ІІІ городской конкурс цифровых образовательных ресурсов «ЦОР-2019» среди учителей школ города прошел в гимназии № 3.

  • Осознанный выбор профессии 12.03.2019

    По инициативе Нацпалаты «Атамекен» уже с 1 сентября этого года в школах будет преподаваться предмет «Основы предпринимательства» для 10-11 классов. Об этом и других планах по реализации задач, поставленных Главой государства на съезде партии «Нұр Отан», рассказал председатель президиума НПП РК Тимур Кулибаев.

  • Чудо-книга от соцработника 12.03.2019

    На прошлой неделе в Караганде прошел очередной инклюзивный хакатон для молодых IT-специалистов с особыми потребностями. Организовали мероприятие Корпоративный фонд «Ерекше тандау-Шелек», ОО «Общество неунывающих инвалидов» совместно с Фондом развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust» и компанией «Шеврон» при поддержке Министерства труда и социальной защиты РК.

  • Уроки румынского 12.03.2019

    Когда в классе учатся ребята разных национальностей, всегда интересно узнавать об обычаях и традициях народов, населяющих нашу область. В рамках темы «Традиции и фольклор» по обучению грамоте мы вместе с родителями готовились к уроку, посвященному культуре этносов Казахстана. И первыми на это предложение откликнулась семья Ненаховых, дочь которых, Эмилия, является внучкой председателя румынского культурного общества «Дачия» Николая Плушкиса.