27 января 2018 года 766

Такая разная Караганда

Автор: Анна СТРОКОВА

Более 80 картин из фондов областного музея изобразительного искусства собрала выставка «Караганда глазами мастеров», посвященная Дню города и 30-летию самого музея. Здесь есть на что посмотреть: в экспозиции представлены как работы современных художников, так и первых летописцев областного центра. Первые полотна карагандинских художников поступили в фонды музея в конце 80-х годов. Мастера писали Караганду индустриальную, культурную, спортивную, космическую - эта тематика актуальна по сей день, а начиналась она с Павла Андреюка, Петра Антоненко, Виктора Буша, Мингиша Абылкасова, Виктора Крылова и других мэтров, ставших реальными свидетелями развития города. Они писали его первостроителей, шахтеров, Героев Социалистического Труда.

История изобразительного искусства Караганды ведет свой отсчет с 70-х годов, когда художники работали в графике и академическом жанре, создавая работы маслом: акриловых и гуашевых красок еще не выпускали. Но у масла свой плюс - картины, которым более полувека, прекрасно сохранились и проживут еще долго.
По работам выставки «Караганда глазами мастеров» можно проследить и развитие изобразительного искусства нашего края. Экспозиция, рассказала куратор выставки и главный хранитель фонда музея Дамели Кадыркулова, построена таким образом, чтобы зрители могли наблюдать, как со временем менялись взгляды художников. Выставка начинается с полотен 50-60-х годов: развитие города шло бурно, художники помогали при разбивке ландшафта, создавая аллеи и парки, бульвары и улицы, украшая их вместе с архитекторами. Жилые дома привлекали мозаиками, созданными не только карагандинскими мастерами, но и их коллегами со всего Союза.
В 90-е годы, с развалом СССР, процесс затормозился, но, так или иначе, люди тянулись к прекрасному, а художники осваивали новые техники. Появилось больше пейзажей - в том числе городских, с изображением новостроек, в творчество пришли патриотические сюжеты и портреты исторических личностей. Менялась и технология написания: рынок стал более открытым, художники работали с новыми видами холстов, карандашей и красок.
Одним из самых старших экспонатов выставки стало полотно Виктора Буша «Копай-город» 50-х годов. Художник приехал в Караганду после сороковых, а рабочий поселок близ террикона написал по воспоминаниям старожилов.
- Пейзажи Виктора Буша в основном индустриальные, хотя он был и прекрасным портретистом, - поделилась Дамели Кадыркулова. - Палитра «Копай-города» коричнево-охристая и, возможно, отражает осень или позднее лето. Автор показывает рабочую атмосферу, и не зря рядом с поселком высится величественный террикон - важнейший элемент промышленности того времени. Надо сказать, что «Копай-город» действительно существовал - это была территория между Майкудуком и Сортировкой.
Привлекают внимание пейзажи самой Караганды: одним из тех, кто часто пишет родной город, является художник Олег Дроздов, а его картина «Хмурый день. Угол проспекта им. Бухар-жырау и улицы Чкалова», написанная в 2008 году, заняла достойное место на выставке.
- Работа очень сложная, - объяснила Дамели Жаргеновна. - Мокрый асфальт написать непросто - так же, как написать белый снег: сложность и в оттенках, и в самой технологии.
Вместе с тем «Хмурый день...», как и другие работы Дроздова, отражает динамику: здесь четко ощущается движение машин на дороге, ясно проглядывается отражение зданий в мокром асфальте под насыщенным сиренево-голубым дождливым небом Караганды.
Вместе с картинами мэтров прошлого века и современных на выставке собраны произведения последних лет, написанные в том числе юными художниками. Среди молодых авторов, которым едва за 20, главный хранитель фонда называет Маргариту Белецкую и ее работу «Площадь Гагарина» в технике пастозной живописи. Отмечу, что полотно Маргариты легко принять за работу опытного художника.
Еще один современный мастер, отражающий родной город в своих произведениях, - Лидия Дроздова. Ее «Памятник влюбленным в парке» написан на холсте в технике батика и смотрится очень самобытно. Скульптурную композицию на бульваре Мира открыли несколько лет назад, а ее автором стал карагандинский архитектор и художник Жанат Комутов. Дамели Кадыркулова предполагает: скорее всего в монументе отражена история Кыз Жибек и Толегена - молодая пара облачена в национальные костюмы. Светлая цветовая гамма скульптуры диктует и манеру написания, использованную Лидией Дроздовой, - более графичную, но от этого картина не теряет своего уюта: она написана в теплых тонах, пробуждающих думы о весне.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Гордость золотой степи 22.02.2018

    Неизгладимый след в истории Казахстана оставил вещий певец, искусный оратор, главный идеолог и советник Абылай хана, политический деятель и дипломат своего времени, выдающийся представитель духовной жизни казахского народа Бухар жырау Калкаманулы.

  • Тайны латинского алфавита 20.02.2018

    Переход на латиницу - это не просто перевести государственный язык на новый алфавит. Латиница подразумевает в первую очередь фундаментальную реформу казахского языка, которая затронет созвучие казахского слова, морфемную и слоговую структуру, правильный перенос и ритмику речи. Это значит, что язык изменится от фонетики до синтаксиса. Поэтому введение нового алфавита уже сегодня стало весьма сложным процессом, требующим много времени. Так считает казахстанский ученый, исследователь Института языкознания им. А. Байтурсынова НАН РК, доктор филологических наук Алимхан Жунисбеков.

  • Шешенкара на берегу Нуры 20.02.2018

    Начальные архивные сведения про приметную в степи сопку Шешенкара можно отнести к 12 октября 1837 года. Старший султан Каркаралинского приказа Турсун Чингизов, поручик Сагандык Сиванбаев и заседатель Избасар Алдабергенов подписали документ торгово-промышленного плана. В нем отмечено, что «летние кочевки по речке Алтынсу, урочищу Джангызшокы, места Аширит повыше горы Чеченгары» уступаются горнопромышленнику С.И. Попову до выработки найденных там руд. Здесь проводили лето казахи Кара-Айтымбетовской волости во главе с султаном Тауке Букеевым. Указаны жайляу по Большой Нуре в урочищах «Кос Агач, Акташ, Чечень, Ботагоз, Джаур, Сункар». Как видно, сегодняшний поселок Ботакара имел и другое рекламное имя - Ботагоз. Но здесь важно, что и Шешенкара, и Ботакара издавна составляли единый степной дом из двух равноценных шаныраков.

  • Султаны и бии Беркаринской волости: 1878-1919 годы 13.02.2018

    (Окончание. Начало в №17 от 10.02.2018 г.)

    С 14 декабря 1913 года - волостной Жусупбек Токбергенов, заместитель волостного Хасенхан Сарлыбаев, потом Бейбол Корсакбаев. Народные судьи и их заместители в аулах: № 1 – султан Жусуп Омарханов и Кали Сасыманов, № 2 – Ержан Тасымов и Ахмет Смаилов, № 3 – Сулеймен Шантин и Жусуп Шантин, № 4 – Толеген Токбергенов и Токберген Жумагулов, № 5 – Байтуган Кулшыманов и Монек Машеков, № 6 – Тати Еркебаев и Еркебай Бейсекин, № 7 – Нурбай Борлыбаев и Итеген Токтакушуков, № 8 – Китан Крымхожин и Байжан Казыбеков, № 9 – Жусуп Омаров и Капас Шадыров, № 10 – Дюсенбай Коржунбаев.

  • Выросший в степи 13.02.2018

    Встреча-воспоминание состоялась в Карагандинском областном историко-краеведческом музее в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру». На посвященном Дню города событии открылась выставка «Қазыналы кенді қала» и прошла встреча под названием «Город в степи». Гости - молодежь - ознакомились с архивными документами и материалами о развитии Караганды, жизни города в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период. Среди объемных экспонатов выставки были представлены шахтерское снаряжение, комплекс геолога И.В. Орлова, реликвии военных лет, предметы быта советского периода и продукция современных промышленных предприятий.

  • Султаны и бии Беркаринской волости: 1878-1919 годы 10.02.2018

    Чтобы проникнуть к далеким именам, откроем дневник писателя М.М. Пришвина (1873-1954) за 24 августа 1909 года. Столичный журналист из «Русских ведомостей» в уездном Каркаралинске ведет сбор народных преданий и обычаев казахов. В лавке мелкого торговца Л.И. Дебогана местный интеллигент «Абабакарим» Курманов пересказал ему в своем варианте далекую поэму про красавицу Баян Сулу. Собеседник Аубакир Курманов – житель Беркаринской волости. Его зимовка Иткара на речушке Карасу находилась в 35 верстах от города и относилась к аулу № 1. Население - 32 человека. Имели 107 лошадей, 63 рогатых, 3 верблюда. Сена заготавливали 555 копен.

  • Кандыколь - Озерное - Бухар-жырау: 1907-1950 08.02.2018

    Окончание. Начало в №№ от 16.01, 18.01, 23.01, 6.02.2018 г.

  • Неизвестные страницы 08.02.2018

    Заместитель директора музея изобразительного искусства Темиргали Аршабеков заинтересовался вкладом представителей движения партии «Алаш» в процесс перехода с арабской вязи на латиницу в Казахстане в тридцатые годы прошлого столетия.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА