27 января 2018 года 1255

Такая разная Караганда

Автор: Анна СТРОКОВА

Более 80 картин из фондов областного музея изобразительного искусства собрала выставка «Караганда глазами мастеров», посвященная Дню города и 30-летию самого музея. Здесь есть на что посмотреть: в экспозиции представлены как работы современных художников, так и первых летописцев областного центра. Первые полотна карагандинских художников поступили в фонды музея в конце 80-х годов. Мастера писали Караганду индустриальную, культурную, спортивную, космическую - эта тематика актуальна по сей день, а начиналась она с Павла Андреюка, Петра Антоненко, Виктора Буша, Мингиша Абылкасова, Виктора Крылова и других мэтров, ставших реальными свидетелями развития города. Они писали его первостроителей, шахтеров, Героев Социалистического Труда.

История изобразительного искусства Караганды ведет свой отсчет с 70-х годов, когда художники работали в графике и академическом жанре, создавая работы маслом: акриловых и гуашевых красок еще не выпускали. Но у масла свой плюс - картины, которым более полувека, прекрасно сохранились и проживут еще долго.
По работам выставки «Караганда глазами мастеров» можно проследить и развитие изобразительного искусства нашего края. Экспозиция, рассказала куратор выставки и главный хранитель фонда музея Дамели Кадыркулова, построена таким образом, чтобы зрители могли наблюдать, как со временем менялись взгляды художников. Выставка начинается с полотен 50-60-х годов: развитие города шло бурно, художники помогали при разбивке ландшафта, создавая аллеи и парки, бульвары и улицы, украшая их вместе с архитекторами. Жилые дома привлекали мозаиками, созданными не только карагандинскими мастерами, но и их коллегами со всего Союза.
В 90-е годы, с развалом СССР, процесс затормозился, но, так или иначе, люди тянулись к прекрасному, а художники осваивали новые техники. Появилось больше пейзажей - в том числе городских, с изображением новостроек, в творчество пришли патриотические сюжеты и портреты исторических личностей. Менялась и технология написания: рынок стал более открытым, художники работали с новыми видами холстов, карандашей и красок.
Одним из самых старших экспонатов выставки стало полотно Виктора Буша «Копай-город» 50-х годов. Художник приехал в Караганду после сороковых, а рабочий поселок близ террикона написал по воспоминаниям старожилов.
- Пейзажи Виктора Буша в основном индустриальные, хотя он был и прекрасным портретистом, - поделилась Дамели Кадыркулова. - Палитра «Копай-города» коричнево-охристая и, возможно, отражает осень или позднее лето. Автор показывает рабочую атмосферу, и не зря рядом с поселком высится величественный террикон - важнейший элемент промышленности того времени. Надо сказать, что «Копай-город» действительно существовал - это была территория между Майкудуком и Сортировкой.
Привлекают внимание пейзажи самой Караганды: одним из тех, кто часто пишет родной город, является художник Олег Дроздов, а его картина «Хмурый день. Угол проспекта им. Бухар-жырау и улицы Чкалова», написанная в 2008 году, заняла достойное место на выставке.
- Работа очень сложная, - объяснила Дамели Жаргеновна. - Мокрый асфальт написать непросто - так же, как написать белый снег: сложность и в оттенках, и в самой технологии.
Вместе с тем «Хмурый день...», как и другие работы Дроздова, отражает динамику: здесь четко ощущается движение машин на дороге, ясно проглядывается отражение зданий в мокром асфальте под насыщенным сиренево-голубым дождливым небом Караганды.
Вместе с картинами мэтров прошлого века и современных на выставке собраны произведения последних лет, написанные в том числе юными художниками. Среди молодых авторов, которым едва за 20, главный хранитель фонда называет Маргариту Белецкую и ее работу «Площадь Гагарина» в технике пастозной живописи. Отмечу, что полотно Маргариты легко принять за работу опытного художника.
Еще один современный мастер, отражающий родной город в своих произведениях, - Лидия Дроздова. Ее «Памятник влюбленным в парке» написан на холсте в технике батика и смотрится очень самобытно. Скульптурную композицию на бульваре Мира открыли несколько лет назад, а ее автором стал карагандинский архитектор и художник Жанат Комутов. Дамели Кадыркулова предполагает: скорее всего в монументе отражена история Кыз Жибек и Толегена - молодая пара облачена в национальные костюмы. Светлая цветовая гамма скульптуры диктует и манеру написания, использованную Лидией Дроздовой, - более графичную, но от этого картина не теряет своего уюта: она написана в теплых тонах, пробуждающих думы о весне.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • От малого к глобальному 14.08.2018

    Как организовать экскурсию по родному поселку, селу, городу или даже провести целое краеведческое исследование? Новый учебник для 5-7 классов дает ответы на эти вопросы и формирует интерес к малой родине. На днях версию интегрированного пособия по краеведению презентовали в Карагандинском историко-краеведческом музее.

  • Гроза джунгар 14.08.2018

    Как известно, у каждого народа есть свои герои, защитившие родную землю, а также сказители, воспевшие их подвиги. Их имена вписаны в летопись Великой степи, их подвиги потомки должны помнить всегда. Одним из выдающихся батыров, сыгравших немаловажную роль в сохранении независимости страны, был Шерубай Биболдыулы. Его имя стало не только боевым кличем для воинов Среднего жуза, но и практически синонимом храбрости.

  • Творчество и море 11.08.2018

    На IV международный фестиваль «Несебр без границ», ежегодно проходящий на берегу Черного моря в гостеприимной Болгарии, приехали 200 участников из Казахстана, Болгарии и России. Тех, кто любит творчество и хочет быть активным в социуме, не останавливает инвалидность.

  • Народный юбилей 09.08.2018

    В Бухаржырауском районе Карагандинской области готовятся масштабно отметить 350-летие выдающегося государственного и общественного деятеля Великой степи. Атмосфера обещает быть искренне народной: торжество проведут 18 августа в юрточном городке близ поселка Ботакара.

     

  • Столетие Байтугана, или Новокарповские беседы: 1918–1960 09.08.2018

    (Продолжение. Начало в номерах от 31.07, 02.08.2018 г.)

    С мая 1942 года колхоз «Жана-Курлус» возглавил Скак Кульпеисов, а «Путь Ленина» - известный в районе организатор колхозного производства Поликарп Савельевич Старчев (1903 г. р.). Старчев руководил колхозом всю войну, помогая людям и фронту,...

  • Чемпионы с улиц 09.08.2018

    Спортивный караван продолжает свое шествие по региону. В этот раз он побывал в Нуринском районе. В райцентре Нура в рамках проекта «Спортивный караван» была установлена площадка для занятий воркаутом. Как известно, этот проект реализуется управлением физической культуры и спорта в рамках программы «Рухани жаңғыру».

  • Сокровища долины Талды 07.08.2018

    Потрясающее театрализованное действие с местным колоритом развернулось неподалеку от села Коянды Каркаралинского района. Посреди степи вдруг выросли многочисленные юрты, куда зазывали на богатый дастархан. Тут же велась бойкая торговля живым товаром - это местные животноводы из разных сельских округов презентовали элитные породы скота. Кто помоложе участвовал в байге и мерился силой в қазақша күрес. Так отпраздновали 170-летие со дня основания знаменитой Кояндинской ярмарки.

  • Совет да любовь 07.08.2018

    Поздравления от акима области Ерлана Кошанова получили карагандинские молодожены, а также семьи, отпраздновавшие золотую и серебряную свадьбы. Чествование супружеских пар состоялось в новом дворце бракосочетания «Ақ сарай», что на Юго-Востоке.