27 января 2018 года 1132

Такая разная Караганда

Автор: Анна СТРОКОВА

Более 80 картин из фондов областного музея изобразительного искусства собрала выставка «Караганда глазами мастеров», посвященная Дню города и 30-летию самого музея. Здесь есть на что посмотреть: в экспозиции представлены как работы современных художников, так и первых летописцев областного центра. Первые полотна карагандинских художников поступили в фонды музея в конце 80-х годов. Мастера писали Караганду индустриальную, культурную, спортивную, космическую - эта тематика актуальна по сей день, а начиналась она с Павла Андреюка, Петра Антоненко, Виктора Буша, Мингиша Абылкасова, Виктора Крылова и других мэтров, ставших реальными свидетелями развития города. Они писали его первостроителей, шахтеров, Героев Социалистического Труда.

История изобразительного искусства Караганды ведет свой отсчет с 70-х годов, когда художники работали в графике и академическом жанре, создавая работы маслом: акриловых и гуашевых красок еще не выпускали. Но у масла свой плюс - картины, которым более полувека, прекрасно сохранились и проживут еще долго.
По работам выставки «Караганда глазами мастеров» можно проследить и развитие изобразительного искусства нашего края. Экспозиция, рассказала куратор выставки и главный хранитель фонда музея Дамели Кадыркулова, построена таким образом, чтобы зрители могли наблюдать, как со временем менялись взгляды художников. Выставка начинается с полотен 50-60-х годов: развитие города шло бурно, художники помогали при разбивке ландшафта, создавая аллеи и парки, бульвары и улицы, украшая их вместе с архитекторами. Жилые дома привлекали мозаиками, созданными не только карагандинскими мастерами, но и их коллегами со всего Союза.
В 90-е годы, с развалом СССР, процесс затормозился, но, так или иначе, люди тянулись к прекрасному, а художники осваивали новые техники. Появилось больше пейзажей - в том числе городских, с изображением новостроек, в творчество пришли патриотические сюжеты и портреты исторических личностей. Менялась и технология написания: рынок стал более открытым, художники работали с новыми видами холстов, карандашей и красок.
Одним из самых старших экспонатов выставки стало полотно Виктора Буша «Копай-город» 50-х годов. Художник приехал в Караганду после сороковых, а рабочий поселок близ террикона написал по воспоминаниям старожилов.
- Пейзажи Виктора Буша в основном индустриальные, хотя он был и прекрасным портретистом, - поделилась Дамели Кадыркулова. - Палитра «Копай-города» коричнево-охристая и, возможно, отражает осень или позднее лето. Автор показывает рабочую атмосферу, и не зря рядом с поселком высится величественный террикон - важнейший элемент промышленности того времени. Надо сказать, что «Копай-город» действительно существовал - это была территория между Майкудуком и Сортировкой.
Привлекают внимание пейзажи самой Караганды: одним из тех, кто часто пишет родной город, является художник Олег Дроздов, а его картина «Хмурый день. Угол проспекта им. Бухар-жырау и улицы Чкалова», написанная в 2008 году, заняла достойное место на выставке.
- Работа очень сложная, - объяснила Дамели Жаргеновна. - Мокрый асфальт написать непросто - так же, как написать белый снег: сложность и в оттенках, и в самой технологии.
Вместе с тем «Хмурый день...», как и другие работы Дроздова, отражает динамику: здесь четко ощущается движение машин на дороге, ясно проглядывается отражение зданий в мокром асфальте под насыщенным сиренево-голубым дождливым небом Караганды.
Вместе с картинами мэтров прошлого века и современных на выставке собраны произведения последних лет, написанные в том числе юными художниками. Среди молодых авторов, которым едва за 20, главный хранитель фонда называет Маргариту Белецкую и ее работу «Площадь Гагарина» в технике пастозной живописи. Отмечу, что полотно Маргариты легко принять за работу опытного художника.
Еще один современный мастер, отражающий родной город в своих произведениях, - Лидия Дроздова. Ее «Памятник влюбленным в парке» написан на холсте в технике батика и смотрится очень самобытно. Скульптурную композицию на бульваре Мира открыли несколько лет назад, а ее автором стал карагандинский архитектор и художник Жанат Комутов. Дамели Кадыркулова предполагает: скорее всего в монументе отражена история Кыз Жибек и Толегена - молодая пара облачена в национальные костюмы. Светлая цветовая гамма скульптуры диктует и манеру написания, использованную Лидией Дроздовой, - более графичную, но от этого картина не теряет своего уюта: она написана в теплых тонах, пробуждающих думы о весне.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Мир глазами друга 24.05.2018

    Магнит усердно кивал головой, повелительно стуча копытом по двери загона, пока не настоял, чтобы моя спутница его погладила. Гаянэ по ее просьбе сделала цирковой поклон и «дала лапу», получив кусочек сахара, а буланая Алия с выразительными глазами наградила поцелуем просто так. Но мы направились дальше, в глубь конюшни, к красавцу Выбору, который, увидев девушку еще издали, тихонько ржал. Год назад после травмы он долго простаивал, пока новенькая наездница не вернула его на манеж, начав готовить к соревнованиям. Чистокровный конь здесь - ветеран, и на стене напротив его вольера висит недавний выпуск стенгазеты с празднования дня рождения, где именинник лакомится огромным тортом из фруктов. 

  • Из сказки - в школу 24.05.2018

    Коллектив детсада «Айналайын» в поселке Топар пригласил коллег и родителей своих воспитанников, чтобы ознакомить с работой по преемственности разных ступеней образования. В рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» в яслях-саде был проведен День открытых дверей, посвященный 20-летию Астаны.

  • «Богема» в Караганде 24.05.2018

    Опера Джакомо Пуччини «Богема» уже более века находится в репертуаре театров мира. Карагандинцы получили шанс оценить это произведение в стенах Дворца горняков, где солировали артисты «Астана опера». Гастроли столичного театра прошли в рамках программы «Рухани жаңғыру». В прошлом году «Астана опера» приезжал в Караганду с не менее авторитетным шедевром: помимо гала-концерта, нам представили выдающееся произведение К. Орффа кантату «Кармина Бурана». Столичные артисты настроены на взаимный визит наших музыкантов: 27 мая ждут коллег с ответными гастролями и концертом «С любовью, из Караганды», где прозвучат симфонические произведения композиторов ХХ века.

  • Хранители прошлого 24.05.2018

    В Жезказгане прошел Республиканский музейный фестиваль, посвященный 40-летию Жезказганского историко-археологического музея и 20-летию Астаны. Инициатором фестиваля «Музей в новых горизонтах» выступило управление культуры, архивов и документации Карагандинской области. Мероприятие проводилось в рамках программной статьи Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». 

  • От классики до современности 22.05.2018

    Преподаватели и студенты Карагандинского гуманитарного колледжа в рамках государственных программ «Рухани жаңғыру» и «100 кітап» («100 новых учебников на казахском языке») выпустили на трех языках сборники с биографиями великих композиторов. Инициатива создать учебники, которые отличались бы от традиционных, принадлежала двум преподавателям колледжа - Лилии Кузмичевой и Айжан Мамбетназаровой при поддержке руководства учебного заведения. Идея педагогов заключалась в том, чтобы в учебниках были не просто краткие биографические данные казахских, русских и европейских композиторов, а рассказы о жизни и творчестве таких великих классиков, как Иоганн Себастьян Бах, Петр Чайковский, Курмангазы, Шопен, Вольфганг Амадей Моцарт, Мендельсон. Из современных композиторов были собраны данные о Газизе Жубановой, Шамши Калдаякове и, ставшем в последнее время весьма популярным, джазмене Данииле Крамере. 

  • Взглянуть в будущее 22.05.2018

    Подчас трудно удержать в голове стихотворение того или иного поэта. Участники XIX Абайских чтений, которые прошли в Караганде в рамках программы «Рухани жаңғыру» в карагандинском Доме дружбы, наизусть знают их более сотни. Участие в Абайских чтениях - добровольное, а показать себя здесь могут ученики с 5 по 10 класс, причем неважно, из общеобразовательной они школы или специализированной. Конкурс инициирован управлением образования области, а организован региональным научно-практическим центром «Сарыарка дарыны» с целью пропаганды произведений Абая и Шакарима.

  • Музыкальная преемственность 22.05.2018

    Иногда студенты дирижируют школьниками. В детской музыкальной школе им. К. Аманжолова празднично прошел хоровой фестиваль-концерт с участием учеников вокально-хорового отделения школы и студентов выпускного курса дирижерско-хорового отделения колледжа искусств им. Таттимбета.

  • Наследие жырау 19.05.2018

    В Караганде прошла республиканская научно-практическая конференция «Шортанбай жырау тұлғасы: дәуір шындығы және ұлттық дүниетаным» («Наследие Шортанбай жырау»), приуроченная к 200-летию со дня рождения одного из основателей казахской поэзии акына Шортанбай Канайулы. Организатором конференции выступило управление по развитию языков при поддержке акимата области.