25 января 2018 года 182

Однажды в Куличовке

Автор: Анна СТРОКОВА

Аттракцион в двух сеансах по пьесе Нила Саймона «Дураки», премьера которого состоялась на днях в Русском драматическом театре им. К.С. Станиславского, работает безотказно. История учителя, попавшего в деревню дураков, кого-то рассмешит, а кого-то заставит крепко задуматься.

Пьеса «Дураки» живого классика американской драматургии Нила Саймона написана в 1981 году. Комедия, с триумфом шагающая по подмосткам США, Великобритании, Италии, Кыргызстана, Ирландии и других стран, была, тем не менее, прохладно встречена критикой 37 лет назад. Сегодня только в Москве она идет в репертуаре шести театров, а теперь и в Караганде. В Театре им. К.С. Станиславского отмечают: «Дураки» будут интересны любителям юмора, ценителям философских притч, поклонникам политической сатиры и даже фанатам фэнтези».
Над постановкой спектакля трудился азербайджанский режиссер Микаил Микаилов в содружестве с земляком, художником-постановщиком Мустафой Мустафаевым. Перед зрителями они воплотили общество, которое замкнулось в себе: жители села Куличовка убеждены, что над ними заклятие, хотя их сознание парализовали страхи и предрассудки, не дающие быть самими собой.
И в эту «сломанную деревню» приезжает молодой учитель - Леон Толчинский (Павел Кондратьев). На первый взгляд тут живут обычные люди: почтальон Мышкин (Константин Снегирев), мясник Слович (Артем Жангиров), доктор Зубрицкий (Александр Кашуро) с женой Еленой (Галина Турчина), пастух Снецкий (Алексей Браилко), торговка Янка (Марина Марычева) и Староста (Владимир Левтеров). Но все они - дураки. Бежать бы Леону, да он влюбляется в дочку доктора Софью (Анна Суханова) и решает бороться за ее руку, сердце и разум с главным злодеем села - графом Юзекевичем (Денис Цветков).
Эта история - не только о любви, которая заставляет жертвовать собой и пробуждает дремавший рассудок, но и о страхе, лишающем разума похлеще всяких заклятий. И в этом есть даже небольшой привет Джорджу Оруэллу - тот в своем романе-антиутопии «1984» отмечал: «Они никогда не взбунтуются, пока не станут сознательными, а сознательными не станут, пока не взбунтуются».
Первое, что в «Дураках» я подметила сразу, - сложные изящные декорации, которые, рассказали в театре, легко транспортировать. Искусно создано прибытие поезда в начале спектакля, а в центре сцены нас встречают часы, будто сломанные, кривоватые. Время сломалось: жители Куличовки застряли в иррациональной эпохе. В оригинале время действия пьесы - царское, здесь же, отметил Микаил Микаилов, нужно было продемонстрировать его неопределенность и, как следствие, актуальность сюжета.
Жители Куличовки одеты в экстравагантные костюмы: почтальон носит дождевик и красные очки, торговка появляется с косой и в капюшоне, а доктор облачен в сорочку и спальный колпак. Зрители увидят на одной из героинь необычное платье из полиэтилена, а граф Юзекевич, который в оригинале кажется весьма серьезным злодеем, в постановке предпочел камуфляжный плащ, рогатый шлем и в итоге оказался скорее забавным. Такой шлем японского образца, объяснил Мустафа Мустафаев, символизирует стремление героя к власти, а в образ графа решено было добавить юмора и обаяния.
Костюмы и декорации в своем тандеме складываются в стиль стимпанка, весьма популярный в кино, мультфильмах и компьютерных играх. Это направление научной фантастики, собравшее технологию и искусство, вдохновлено паровой энергией XIX века. Стимпанк поддерживает эстетику аттракциона, в который зритель вовлечен вместе с персонажами, и дело не только в том, что последние ломают четвертую стену, общаясь с залом. Музыка, к слову, действу под стать - мотивы главных героев лиричны, остальным отведены мелодии более энергичные и шкодные.
Как в «заколдованном» селе Куличовка существует инфраструктура, если даже торговка Янка называет цветы рыбой и не ведает, что продает? Как доктор Зубрицкий ставит диагнозы, не окончив медфака? Как сельчане узнают, который час, если не умеют считать? Мимо этих вопросов пройти невозможно. У жителей Куличовки, говорит Микаил Микаилов, своя логика - пусть и непонятная нам, как у какого-нибудь отдаленно живущего племени.
И будь над Куличовкой настоящее заклятие, получилась бы сказка. «Дураки» трагичны тем, что заклятие люди придумали сами и боятся пересечь черту, и потому оно сродни страшной болезни, которая должна вылечиваться, но этого не происходит. Замкнутость разума персонажей одних повеселила, а меня напугала: вылечить разум не одно и то же, что вылечить простуду. Сколько стен мы себе возводим? Сколько боимся сделать или сказать? Скольким мы разрешаем себя пугать без причины? Что бы я сделала на месте Леона Толчинского, приехавшего в богом забытую Куличовку и увидевшего людей невежественных, к обучению негодных по собственной воле? Осталась бороться за их умы или бежала бы, не оглядываясь? А что бы сделали вы?..

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • История, написанная кистью 24.02.2018

    Имена известных казахстанских художников - неотъемлемая часть истории страны. Они воспевают человеческий труд и любовь к Родине, воссоздают образы исторических деятелей казахской земли и ее лучших людей. Профессионализм полотен отечественных мастеров можно оценить в областном музее изобразительного искусства.

  • Магия кобыза 24.02.2018

    В Концертном зале «Шалкыма» состоялся концерт «Кобыз - голос веков», подготовленный Академическим оркестром казахских народных инструментов им. Таттимбета. Дирижировал коллективом лауреат республиканских конкурсов, главный дирижер Центрального ансамбля войск Министерства обороны Казахстана Адилет Азбаев.

  • Голос джаза 22.02.2018

    Для легендарного исполнителя джаза, блюза и соула Роя Янга неважно, поет он для пяти тысяч человек или всего лишь для тридцати. Каждый концерт для него - новый опыт, а новая аудитория - это новые переживания. Караганда его встретила тепло: на днях Рой выступил на сцене Казахского драматического театра им. С. Сейфуллина с нашим джазовым оркестром «Биг-Бэнд».

  • Реквием по мечте поэта 20.02.2018

    Поющая сцена - это еще только половина успеха спектакля, а вот поющий зал - куда более солидная составляющая положительной оценки премьеры. Во время премьерного показа спектакля «Фариза и Мукагали» в зрительном зале не было свободных мест. Неизвестно, что больше заинтриговало зрителей: нераскрытая тайна взаимоотношений двух величайших казахских поэтов, имя столичного режиссера, который взялся работать над драмой, хороший актерский состав, именитый драматург или все вместе взятое, но в день премьеры в театре К. Станиславского был полный аншлаг.

  • Танцующий смычок 15.02.2018

    В Концертном зале «Шалкыма» прошел концерт виртуоза-скрипача из Москвы Александра Тростянского. Он уже в шестой раз приводит публику нашего города в восторг, а первое его выступление в Караганде состоялось в 1988 году.

  • На крыльях вдохновения 15.02.2018

    Землячку поэта Мукагали Макатаева и лауреата республиканских конкурсов в области литературы уже пятый год приглашают в Караганду, и только сейчас она решилась сюда приехать. В день рождения Макатаева поэтесса встретилась с карагандинскими любителями поэзии в областной библиотеке имени Н. Гоголя.

  • Их связала музыка 13.02.2018

    В рамках программы «Рухани жаңғыру» своеобразную музыкальную паузу для педагогов школы искусств Балхаша устроили их благодарные выпускники. Обычно на отчетных мероприятиях преподаватели остаются за кулисами, но на этот раз они заняли зрительские места.

  • Две светлых повести 10.02.2018

    В чем заключается синергия двух абсолютно разных судеб творческих людей? Об этом и многом другом в репетиционном зале Театра имени С. Сейфуллина мы разговариваем с известным астанинским режиссером, заслуженным деятелем РК Нурланом Жуманиязовым.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА