25 января 2018 года 555

Однажды в Куличовке

Автор: Анна СТРОКОВА

Аттракцион в двух сеансах по пьесе Нила Саймона «Дураки», премьера которого состоялась на днях в Русском драматическом театре им. К.С. Станиславского, работает безотказно. История учителя, попавшего в деревню дураков, кого-то рассмешит, а кого-то заставит крепко задуматься.

Пьеса «Дураки» живого классика американской драматургии Нила Саймона написана в 1981 году. Комедия, с триумфом шагающая по подмосткам США, Великобритании, Италии, Кыргызстана, Ирландии и других стран, была, тем не менее, прохладно встречена критикой 37 лет назад. Сегодня только в Москве она идет в репертуаре шести театров, а теперь и в Караганде. В Театре им. К.С. Станиславского отмечают: «Дураки» будут интересны любителям юмора, ценителям философских притч, поклонникам политической сатиры и даже фанатам фэнтези».
Над постановкой спектакля трудился азербайджанский режиссер Микаил Микаилов в содружестве с земляком, художником-постановщиком Мустафой Мустафаевым. Перед зрителями они воплотили общество, которое замкнулось в себе: жители села Куличовка убеждены, что над ними заклятие, хотя их сознание парализовали страхи и предрассудки, не дающие быть самими собой.
И в эту «сломанную деревню» приезжает молодой учитель - Леон Толчинский (Павел Кондратьев). На первый взгляд тут живут обычные люди: почтальон Мышкин (Константин Снегирев), мясник Слович (Артем Жангиров), доктор Зубрицкий (Александр Кашуро) с женой Еленой (Галина Турчина), пастух Снецкий (Алексей Браилко), торговка Янка (Марина Марычева) и Староста (Владимир Левтеров). Но все они - дураки. Бежать бы Леону, да он влюбляется в дочку доктора Софью (Анна Суханова) и решает бороться за ее руку, сердце и разум с главным злодеем села - графом Юзекевичем (Денис Цветков).
Эта история - не только о любви, которая заставляет жертвовать собой и пробуждает дремавший рассудок, но и о страхе, лишающем разума похлеще всяких заклятий. И в этом есть даже небольшой привет Джорджу Оруэллу - тот в своем романе-антиутопии «1984» отмечал: «Они никогда не взбунтуются, пока не станут сознательными, а сознательными не станут, пока не взбунтуются».
Первое, что в «Дураках» я подметила сразу, - сложные изящные декорации, которые, рассказали в театре, легко транспортировать. Искусно создано прибытие поезда в начале спектакля, а в центре сцены нас встречают часы, будто сломанные, кривоватые. Время сломалось: жители Куличовки застряли в иррациональной эпохе. В оригинале время действия пьесы - царское, здесь же, отметил Микаил Микаилов, нужно было продемонстрировать его неопределенность и, как следствие, актуальность сюжета.
Жители Куличовки одеты в экстравагантные костюмы: почтальон носит дождевик и красные очки, торговка появляется с косой и в капюшоне, а доктор облачен в сорочку и спальный колпак. Зрители увидят на одной из героинь необычное платье из полиэтилена, а граф Юзекевич, который в оригинале кажется весьма серьезным злодеем, в постановке предпочел камуфляжный плащ, рогатый шлем и в итоге оказался скорее забавным. Такой шлем японского образца, объяснил Мустафа Мустафаев, символизирует стремление героя к власти, а в образ графа решено было добавить юмора и обаяния.
Костюмы и декорации в своем тандеме складываются в стиль стимпанка, весьма популярный в кино, мультфильмах и компьютерных играх. Это направление научной фантастики, собравшее технологию и искусство, вдохновлено паровой энергией XIX века. Стимпанк поддерживает эстетику аттракциона, в который зритель вовлечен вместе с персонажами, и дело не только в том, что последние ломают четвертую стену, общаясь с залом. Музыка, к слову, действу под стать - мотивы главных героев лиричны, остальным отведены мелодии более энергичные и шкодные.
Как в «заколдованном» селе Куличовка существует инфраструктура, если даже торговка Янка называет цветы рыбой и не ведает, что продает? Как доктор Зубрицкий ставит диагнозы, не окончив медфака? Как сельчане узнают, который час, если не умеют считать? Мимо этих вопросов пройти невозможно. У жителей Куличовки, говорит Микаил Микаилов, своя логика - пусть и непонятная нам, как у какого-нибудь отдаленно живущего племени.
И будь над Куличовкой настоящее заклятие, получилась бы сказка. «Дураки» трагичны тем, что заклятие люди придумали сами и боятся пересечь черту, и потому оно сродни страшной болезни, которая должна вылечиваться, но этого не происходит. Замкнутость разума персонажей одних повеселила, а меня напугала: вылечить разум не одно и то же, что вылечить простуду. Сколько стен мы себе возводим? Сколько боимся сделать или сказать? Скольким мы разрешаем себя пугать без причины? Что бы я сделала на месте Леона Толчинского, приехавшего в богом забытую Куличовку и увидевшего людей невежественных, к обучению негодных по собственной воле? Осталась бороться за их умы или бежала бы, не оглядываясь? А что бы сделали вы?..

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Любить сильней 17.01.2019

    Поэт, автор и исполнитель песен Ольга Качанова уверена: никакой песенный жанр не может кануть в Лету, и бардовская песня тоже - каждое поколение оставляет после себя собственные сочинения. На днях в Караганде прошел концерт авторского дуэта Ольги Качановой и Вадима Козлова - их тандему уже 30 лет.

  • Как слово наше отзовется 15.01.2019

    В наше время публикации в печатных СМИ, а особенно материалы в электронном варианте, находятся в широком доступе независимо от того, к какой местности они привязаны. Я не раз сталкивалась с тем, что на ту или иную статью приходили не только слова благодарности за встречу с полюбившимися артистами: запрашивают и номера телефонов, чтобы связаться с теми, кого потеряли из виду много лет назад.

  • Закон природы 15.01.2019

    В этом году Казахстан сможет побороться за награду на одной из самых престижных премий в области кинематографа: социальная драма «Айка» Сергея Дворцевого попала в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

  • До потери памяти 12.01.2019

    В творческой мастерской Академического театра музыкальной комедии с интересной постановкой выступил новый состав студенческого театра «Вдохновение» Карагандинского экономического университета. Режиссер и художественный руководитель театра Елена Пономаренко всегда ставит со студентами неординарные и современные пьесы, которые вносят в житейские будни нотки юмора и массу впечатлений.

  • Столица Великой степи 05.01.2019

    Режиссер Акан Сатаев и творческая группа кинокартины «Дорога к матери» накануне Дня Независимости получили из рук Президента Государственную премию в области литературы и искусства. Он же, Акан Сатаев, и поставил очередную часть саги «Путь Лидера. Астана», масштабные премьеры которой прошли в Астане и Алматы.

  • Рождественские сказки 05.01.2019

    Несколько рождественских концертов прошли в Караганде, и эти ожидаемые события вознаградили все надежды зрителей. Красивый букет венских мелодий преподнесли нам дирижер Айдар Торыбаев, симфонический оркестр Концертного объединения им. К. Байжанова, солисты и оркестр Академического театра музыкальной комедии.

  • Измерение временем 29.12.2018

    Тема времени и всего, что с ним связано, особенно актуальна в дни новогодних праздников. Воспользовавшись своей богатой коллекцией часов, сотрудники областного краеведческого музея открыли в преддверии Нового года выставку «Путешествие во времени». Это предметы разных эпох со своей интересной историей, побывавшие в руках знаменитых хозяев.

    Актовый зал музея вместил в себя около шести десятков измерителей времени, которые хранители истории дополнили инсталляциями советского периода и не только.В фондах музея насчитывается 23 наручных и 35 настенных часов. К сожалению, в повседневных экспозициях их редко можно встретить. В основном это часы советского периода. Чтобы посетители могли глубже погрузиться в эпоху, составители экспозиции выставили и другие экспонаты середины прошлого века: радиоприемник, телевизор и старенькая мебель перенесут нас лет на 50 назад и создадут ретро-фон для фотографий.Еще один уголок для фотографирования был назван «Скамейка для свиданий». Лавочку разместили под столбом с подвесными часами, правда не настоящими, но смотрится очень романтично.Также использовали макеты для иллюстрации рассказа о самых древних формах измерения времени.- Здесь у нас представлены макеты солнечных часов, песочных, водяных (клепсидра), - говорит Динара Сәкiмбай, младший научный сотрудник отдела современной истории. - Есть часы, состоящие из свечей, поделенных на фрагменты: когда отрезок свечи сгорал, это означало, что прошел определенный промежуток времени. Также у нас представлен баннер, в котором описывается история появления самых первых часов вплоть до самых последних атомных часов, они являются самыми точными.Эта информация будет, несомненно, интересна школьникам, для которых в программе выставки предусмотрены конкурсы и викторины, а также мастер-класс по сборке часового механизма.Сотрудники расскажут посетителям музея о хозяевах именных часов. Один из них - Габдулла Кулкыбаев, академик НАН РК, доктор медицинских наук. С 1990-го по 2006 год он возглавлял Национальный центр профессиональных заболеваний и гигиены. Является автором 400 научных работ, награжден медалью аль-Фараби. Его наручные часы сделаны в Японии и покрыты золотом.В экспозиции также представлены настольные часы для игры в шахматы. Долгое время они служили ветерану Великой Отечественной войны Виктору Кириллову, который является основателем областной школы шахмат.Один из самых дорогих экспонатов - это наручные часы фирмы «Тиссот». Безусловно, ценными являются настенные часы образца ХIХ века фирмы «Линден». Николай Линден был известным петербургский купцом, в 1888 году он основал на Невском проспекте мастерскую, занимавшуюся ремонтом ювелирных изделий и часов. Кроме того, здесь проводился процесс серебрения и золочения. Со временем при мастерской был организован магазин, где каждый желающий мог купить старинные часы и ювелирные изделия. Благодаря деловым качествам Линдена его магазин вскоре стал одним из наиболее крупных на территории Санкт-Петербурга. В нем продавались цепи, образа, кресты, серебряная посуда, предметы культа, знаки разных государственных учреждений, а также часы таких известных западноевропейских фабрик, как «Одемар», «Гризель», «Борель» и «Вальгам». Уникальный экспонат попал в фонды музея в 1985 году. К сожалению, в настоящий момент неизвестно, кто являлся их владельцем и каким образом они были переданы.Многие представленные на выставке часы являются рабочими и создают характерное фоновое тиканье. К сожалению, уже отслужили свой срок часы с кукушкой. Эти деревянные часы являются, можно сказать, семейной реликвией Динары Сәкiмбай. Настало время, и она решила передать их в музей. Они показывали время нескольким поколениям ее семьи, а маленькая кукушка вылетала каждые полчаса.Еще один интересный уголок на выставке - коллекция будильников. Все они тоже советского периода. Между тем самый первый будильник придумал философ Платон две тысячи лет назад. Устройство предназначалось для его учеников. Ученый ставил два таза один под другим. В верхнюю емкость, самую большую, наливал воду. Вода стекала из верхнего таза в нижний и, в конце концов, переливалась через край в третью емкость, из которой выходила узкая трубка. Когда вода попадала в самый нижний таз, воздух с шумом выходил из трубки-флейты. Услышав этот сигнал, ученики вскакивали с постелей и бежали на уроки.К счастью, юным посетителям выставки бежать на уроки не надо. Она продлится все школьные каникулы - до 15 января.
    Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

  • В гостях у волка с огоньком 29.12.2018

    Борьбу пламени со льдом, тяги к искусству с нездоровым аппетитом можно было наблюдать на новогоднем представлении, которое в Театре им.С. Сейфуллина традиционно готовят на двух языках.