25 января 2018 года 1483

Тайна черного кобыза

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

В семье Досымбаевых из Жезказгана хранится уникальный артефакт - кобыз, история которого насчитывает три столетия. Черный кобыз, изготовленный из бухарской джиды, некогда принадлежал баксы Досымбаю Итемгенулы. По мнению ученых, он - один из последних прорицателей казахских степей. Люди же верят, что он был продолжателем дела Коркыта, который считается создателем этого необычного казахского народного инструмента. 

Согласно семейному преданию баксы, родившийся в начале XVIII века, умер в 82 года. Свой музыкальный инструмент он завещал внуку Жумадильде, а тот в свою очередь передал кобыз внуку Дастанбеку. Сейчас хранительницей удивительного наследия тюркской культуры является его супруга Зипан Досымбаева, проживающая в Жезказгане.
Историю происхождения древнего инструмента рассказал Бейсен Оразбаев, один из многочисленных потомков Досымбая Итемгенулы. Как гласит легенда, когда будущему баксы исполнилось 10 лет, он лишился отца. Горе мальчика было настолько сильным, что он убежал в степь подальше от людских глаз. Обессилевший ребенок услышал во сне голос, наказавший ему найти особенное дерево. Его отличительной приметой были два ствола, растущие от одного корня. Причем один ствол давал белый сок, второй - красный. Из этой джиды и был изготовлен кобыз. Говорят, инструмент был связан со своим владельцем волшебной силой. Чтобы доказать это, баксы на спор оставил своего верного спутника на расстоянии дня пути. Внезапно поднялась сильная буря, и ветер вернул инструмент своему владельцу.
Бейсену Оразбаеву довелось слышать волшебные напевы кобыза. На каникулы родители отправляли его в совхоз «Сарысу», где жил его дед Жумадильда. Летом семья откочевывала на жайлау. По давно заведенной традиции, в доме потомков баксы по четвергам собирались местные жители. После чтения намаза за дастарханом собравшиеся вели неспешные разговоры, вспоминая былое. Бейсен, занятый играми со своими сверстниками, нет-нет да и прислушивался к разговорам взрослых, у которых в запасе имелось огромное множество интересных рассказов. В частности, ему хорошо запомнилась история о том, как в далеком 1916 году мужчины аула сбегали в степь от представителей царской армии, которые занимались реквизицией мужского населения для строительства оборонительных сооружений в районе действующей армии и на тыловые работы.
По пятницам, после отгона лошадей на пастбище, Жумадильда уходил в степь, сопровождаемый многочисленными внуками. Для своих медитаций дед Бейсена выбирал возвышенность.
- Мы собирали какие-то травы, которые он обжигал на огне, после чего дед приступал к игре на кобызе. Взрослые называли эту мелодию «сарын» (слово баксы). В этих необычных напевах слышались завывание ветра, лебединая песня, шорох травы. Тогда мне казалось, что звуки кобыза заставляли айгыров (жеребцов) затевать между собой драки. Удивительным было и то, что лошади, находящиеся на пастбище, прибегали к сопке, на которой сидел дед, и стояли, словно вслушиваясь в мелодию, - вспоминает житель Жезказгана.
Благодаря бережному отношению и осознанию его ценности, музыкальный инструмент сохранился в первозданном виде. Лишь немного ослабли струны, для изготовления которых использовались волосы из гривы кок бие - кобылы необычного серебристо-белого цвета. Головная часть смычкового инструмента украшена комплектом подвесок, которые при игре издавали мелодичный звон. На сегодняшний день на кобызе остались три большие и маленькие и одна средняя подвески. Об этих шолпы Бейсен Оразбаев тоже рассказал интересную историю. Возвращаясь домой после пятничной медитации, Жумадильда вешал кобыз на специально отведенное место - кереге. Уставшим от дневной беготни внукам дед давал задание пристально следить за подвесками, объясняя им, что их ворует некая невидимая сила.
- И действительно, ночью шолпы начинали сами по себе звенеть. Может быть, нам это только казалось или даже снилось. Как бы там ни было, но число подвесок постоянно уменьшалось, - отметил потомок баксы.
Только став взрослым, он узнал, что дед сам дарил их людям, верящим в лечебную силу кобыза.
- Я вырос атеистом и, будучи молодым, уже не верил в эти рассказы, воспринимая их как сказки для детей. Но теперь я понимаю, что наш предок действительно обладал экстрасенсорными способностями и даром врачевания, - говорит Бейсен.
По его словам, Жумадильда был последним, кто играл на музыкальном инструменте. Согласно преданию, передавая кобыз своему внуку, Досымбай Итемгенулы сказал, что в их роду среди мужчин больше не будет лекарей, объяснив, что дар передастся только по женской линии. После этого его потомки не раз пытались извлечь звуки из инструмента, но из этого ничего не вышло. Вероятно, еще не подошло время.
Артефакт давно представляет интерес для музеев. В 1973 году, когда Бейсен учился в 10 классе, в Жезказган приехал представитель одного из ленинградских музеев, занимавшийся поиском уникальных вещей с необычной историей.
- В силу своей молодости, не подумав, я похвастался, что в нашей семье есть то, что он ищет. Он стал настаивать на том, чтобы кобыз передали в дар музею, но ему было отказано, - поделился воспоминаниями мужчина.
Позже к ним не раз обращались с подобными просьбами и даже предлагали за реликвию немалые деньги. Несмотря на посулы и уговоры, кобыз остался в семье, которая верит, что рано или поздно одна из представительниц рода Досымбая выполнит его наказ.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Ренессанс ценностей 17.01.2019

    Программная статья Главы государства «Рухани жаңғыру» дала мощный толчок развитию общества, затронув практически все сферы жизнедеятельности.

  • Рудное равноправие 15.01.2019

    О том, что горы Конырата скрывают под собой настоящий клад, знали местные кочевники. Но до 1928 года Конырат был не тронут, никто не брался осваивать его богатства в промышленном масштабе. Поэтому первооткрывателем месторождения считается геолог М.П. Русаков. В прошлом году исполнилось 90 лет со дня открытия Коныратского месторождения.

  • Черниговские шаги 122-летнего Кобетея 15.01.2019

    (Окончание. Начало в номерах от 10.11, 13.11, 17.11, 20.11, 22.11, 27.12. 2018 г., 12,01 2019 г.)

    Первого апреля из Киевской РТС в штат совхоза зачислены 49 человек. В апреле же организована строительная бригада под началом Г. Федосюка. Подобран штат шоферов в количестве 18 человек. Среди первых...

  • Такая разная история 15.01.2019

    Подробности появления и развития отдельных этносов на территории Казахстана никогда не переставали интересовать молодежь, опытных ученых, просто любознательных казахстанцев разных возрастов и социальных групп.

  • Через годы, через расстоянья… 12.01.2019

    В 1851 году в доме Хамита Бекметева в Каркаралинске прошел той в честь открытия мечети Кунанбая кажы, где собрались знатные люди Каркаралинского округа. Кто бы мог подумать, что спустя годы история повторится.

  • Черниговские шаги 122-летнего Кобетея 12.01.2019

    (Продолжение. Начало в номерах от 10.11, 13.11, 17.11, 20.11, 22.11, 27.12. 2018 г.)

    Начало 1956 года черниговцы ознаменовали ударной работой в честь XX съезда КПСС. Черниговская МТС досрочно закончила ремонт тракторов и прицепного инвентаря. Такие передовики, как Варвара Годунова, Нуркен Айтуга...

  • Для души и красоты 29.12.2018

    Наталья Воротынская занимается выделкой кожи, войлока, изготавливает фигурки из полимерной глины, фарфора, шляпы из фетра, вяжет шерстяные палантины. В предновогодние дни у мастерицы работы - непочатый край.

  • Металл ошибок не прощает 27.12.2018

    На работе Марк Серов не думает о том, чтобы скорее уйти домой. В такие моменты он ощущает себя счастливым: свой труд - ювелирное дело - называет эстетическим, описывая его как нечто среднее между ремеслом и искусством - сложным, но очень красивым.