25 января 2018 года 1258

Тайна черного кобыза

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

В семье Досымбаевых из Жезказгана хранится уникальный артефакт - кобыз, история которого насчитывает три столетия. Черный кобыз, изготовленный из бухарской джиды, некогда принадлежал баксы Досымбаю Итемгенулы. По мнению ученых, он - один из последних прорицателей казахских степей. Люди же верят, что он был продолжателем дела Коркыта, который считается создателем этого необычного казахского народного инструмента. 

Согласно семейному преданию баксы, родившийся в начале XVIII века, умер в 82 года. Свой музыкальный инструмент он завещал внуку Жумадильде, а тот в свою очередь передал кобыз внуку Дастанбеку. Сейчас хранительницей удивительного наследия тюркской культуры является его супруга Зипан Досымбаева, проживающая в Жезказгане.
Историю происхождения древнего инструмента рассказал Бейсен Оразбаев, один из многочисленных потомков Досымбая Итемгенулы. Как гласит легенда, когда будущему баксы исполнилось 10 лет, он лишился отца. Горе мальчика было настолько сильным, что он убежал в степь подальше от людских глаз. Обессилевший ребенок услышал во сне голос, наказавший ему найти особенное дерево. Его отличительной приметой были два ствола, растущие от одного корня. Причем один ствол давал белый сок, второй - красный. Из этой джиды и был изготовлен кобыз. Говорят, инструмент был связан со своим владельцем волшебной силой. Чтобы доказать это, баксы на спор оставил своего верного спутника на расстоянии дня пути. Внезапно поднялась сильная буря, и ветер вернул инструмент своему владельцу.
Бейсену Оразбаеву довелось слышать волшебные напевы кобыза. На каникулы родители отправляли его в совхоз «Сарысу», где жил его дед Жумадильда. Летом семья откочевывала на жайлау. По давно заведенной традиции, в доме потомков баксы по четвергам собирались местные жители. После чтения намаза за дастарханом собравшиеся вели неспешные разговоры, вспоминая былое. Бейсен, занятый играми со своими сверстниками, нет-нет да и прислушивался к разговорам взрослых, у которых в запасе имелось огромное множество интересных рассказов. В частности, ему хорошо запомнилась история о том, как в далеком 1916 году мужчины аула сбегали в степь от представителей царской армии, которые занимались реквизицией мужского населения для строительства оборонительных сооружений в районе действующей армии и на тыловые работы.
По пятницам, после отгона лошадей на пастбище, Жумадильда уходил в степь, сопровождаемый многочисленными внуками. Для своих медитаций дед Бейсена выбирал возвышенность.
- Мы собирали какие-то травы, которые он обжигал на огне, после чего дед приступал к игре на кобызе. Взрослые называли эту мелодию «сарын» (слово баксы). В этих необычных напевах слышались завывание ветра, лебединая песня, шорох травы. Тогда мне казалось, что звуки кобыза заставляли айгыров (жеребцов) затевать между собой драки. Удивительным было и то, что лошади, находящиеся на пастбище, прибегали к сопке, на которой сидел дед, и стояли, словно вслушиваясь в мелодию, - вспоминает житель Жезказгана.
Благодаря бережному отношению и осознанию его ценности, музыкальный инструмент сохранился в первозданном виде. Лишь немного ослабли струны, для изготовления которых использовались волосы из гривы кок бие - кобылы необычного серебристо-белого цвета. Головная часть смычкового инструмента украшена комплектом подвесок, которые при игре издавали мелодичный звон. На сегодняшний день на кобызе остались три большие и маленькие и одна средняя подвески. Об этих шолпы Бейсен Оразбаев тоже рассказал интересную историю. Возвращаясь домой после пятничной медитации, Жумадильда вешал кобыз на специально отведенное место - кереге. Уставшим от дневной беготни внукам дед давал задание пристально следить за подвесками, объясняя им, что их ворует некая невидимая сила.
- И действительно, ночью шолпы начинали сами по себе звенеть. Может быть, нам это только казалось или даже снилось. Как бы там ни было, но число подвесок постоянно уменьшалось, - отметил потомок баксы.
Только став взрослым, он узнал, что дед сам дарил их людям, верящим в лечебную силу кобыза.
- Я вырос атеистом и, будучи молодым, уже не верил в эти рассказы, воспринимая их как сказки для детей. Но теперь я понимаю, что наш предок действительно обладал экстрасенсорными способностями и даром врачевания, - говорит Бейсен.
По его словам, Жумадильда был последним, кто играл на музыкальном инструменте. Согласно преданию, передавая кобыз своему внуку, Досымбай Итемгенулы сказал, что в их роду среди мужчин больше не будет лекарей, объяснив, что дар передастся только по женской линии. После этого его потомки не раз пытались извлечь звуки из инструмента, но из этого ничего не вышло. Вероятно, еще не подошло время.
Артефакт давно представляет интерес для музеев. В 1973 году, когда Бейсен учился в 10 классе, в Жезказган приехал представитель одного из ленинградских музеев, занимавшийся поиском уникальных вещей с необычной историей.
- В силу своей молодости, не подумав, я похвастался, что в нашей семье есть то, что он ищет. Он стал настаивать на том, чтобы кобыз передали в дар музею, но ему было отказано, - поделился воспоминаниями мужчина.
Позже к ним не раз обращались с подобными просьбами и даже предлагали за реликвию немалые деньги. Несмотря на посулы и уговоры, кобыз остался в семье, которая верит, что рано или поздно одна из представительниц рода Досымбая выполнит его наказ.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • От малого к глобальному 14.08.2018

    Как организовать экскурсию по родному поселку, селу, городу или даже провести целое краеведческое исследование? Новый учебник для 5-7 классов дает ответы на эти вопросы и формирует интерес к малой родине. На днях версию интегрированного пособия по краеведению презентовали в Карагандинском историко-краеведческом музее.

  • Гроза джунгар 14.08.2018

    Как известно, у каждого народа есть свои герои, защитившие родную землю, а также сказители, воспевшие их подвиги. Их имена вписаны в летопись Великой степи, их подвиги потомки должны помнить всегда. Одним из выдающихся батыров, сыгравших немаловажную роль в сохранении независимости страны, был Шерубай Биболдыулы. Его имя стало не только боевым кличем для воинов Среднего жуза, но и практически синонимом храбрости.

  • Творчество и море 11.08.2018

    На IV международный фестиваль «Несебр без границ», ежегодно проходящий на берегу Черного моря в гостеприимной Болгарии, приехали 200 участников из Казахстана, Болгарии и России. Тех, кто любит творчество и хочет быть активным в социуме, не останавливает инвалидность.

  • Народный юбилей 09.08.2018

    В Бухаржырауском районе Карагандинской области готовятся масштабно отметить 350-летие выдающегося государственного и общественного деятеля Великой степи. Атмосфера обещает быть искренне народной: торжество проведут 18 августа в юрточном городке близ поселка Ботакара.

     

  • Столетие Байтугана, или Новокарповские беседы: 1918–1960 09.08.2018

    (Продолжение. Начало в номерах от 31.07, 02.08.2018 г.)

    С мая 1942 года колхоз «Жана-Курлус» возглавил Скак Кульпеисов, а «Путь Ленина» - известный в районе организатор колхозного производства Поликарп Савельевич Старчев (1903 г. р.). Старчев руководил колхозом всю войну, помогая людям и фронту,...

  • Чемпионы с улиц 09.08.2018

    Спортивный караван продолжает свое шествие по региону. В этот раз он побывал в Нуринском районе. В райцентре Нура в рамках проекта «Спортивный караван» была установлена площадка для занятий воркаутом. Как известно, этот проект реализуется управлением физической культуры и спорта в рамках программы «Рухани жаңғыру».

  • Сокровища долины Талды 07.08.2018

    Потрясающее театрализованное действие с местным колоритом развернулось неподалеку от села Коянды Каркаралинского района. Посреди степи вдруг выросли многочисленные юрты, куда зазывали на богатый дастархан. Тут же велась бойкая торговля живым товаром - это местные животноводы из разных сельских округов презентовали элитные породы скота. Кто помоложе участвовал в байге и мерился силой в қазақша күрес. Так отпраздновали 170-летие со дня основания знаменитой Кояндинской ярмарки.

  • Совет да любовь 07.08.2018

    Поздравления от акима области Ерлана Кошанова получили карагандинские молодожены, а также семьи, отпраздновавшие золотую и серебряную свадьбы. Чествование супружеских пар состоялось в новом дворце бракосочетания «Ақ сарай», что на Юго-Востоке.