25 января 2018 года 1154

Тайна черного кобыза

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

В семье Досымбаевых из Жезказгана хранится уникальный артефакт - кобыз, история которого насчитывает три столетия. Черный кобыз, изготовленный из бухарской джиды, некогда принадлежал баксы Досымбаю Итемгенулы. По мнению ученых, он - один из последних прорицателей казахских степей. Люди же верят, что он был продолжателем дела Коркыта, который считается создателем этого необычного казахского народного инструмента. 

Согласно семейному преданию баксы, родившийся в начале XVIII века, умер в 82 года. Свой музыкальный инструмент он завещал внуку Жумадильде, а тот в свою очередь передал кобыз внуку Дастанбеку. Сейчас хранительницей удивительного наследия тюркской культуры является его супруга Зипан Досымбаева, проживающая в Жезказгане.
Историю происхождения древнего инструмента рассказал Бейсен Оразбаев, один из многочисленных потомков Досымбая Итемгенулы. Как гласит легенда, когда будущему баксы исполнилось 10 лет, он лишился отца. Горе мальчика было настолько сильным, что он убежал в степь подальше от людских глаз. Обессилевший ребенок услышал во сне голос, наказавший ему найти особенное дерево. Его отличительной приметой были два ствола, растущие от одного корня. Причем один ствол давал белый сок, второй - красный. Из этой джиды и был изготовлен кобыз. Говорят, инструмент был связан со своим владельцем волшебной силой. Чтобы доказать это, баксы на спор оставил своего верного спутника на расстоянии дня пути. Внезапно поднялась сильная буря, и ветер вернул инструмент своему владельцу.
Бейсену Оразбаеву довелось слышать волшебные напевы кобыза. На каникулы родители отправляли его в совхоз «Сарысу», где жил его дед Жумадильда. Летом семья откочевывала на жайлау. По давно заведенной традиции, в доме потомков баксы по четвергам собирались местные жители. После чтения намаза за дастарханом собравшиеся вели неспешные разговоры, вспоминая былое. Бейсен, занятый играми со своими сверстниками, нет-нет да и прислушивался к разговорам взрослых, у которых в запасе имелось огромное множество интересных рассказов. В частности, ему хорошо запомнилась история о том, как в далеком 1916 году мужчины аула сбегали в степь от представителей царской армии, которые занимались реквизицией мужского населения для строительства оборонительных сооружений в районе действующей армии и на тыловые работы.
По пятницам, после отгона лошадей на пастбище, Жумадильда уходил в степь, сопровождаемый многочисленными внуками. Для своих медитаций дед Бейсена выбирал возвышенность.
- Мы собирали какие-то травы, которые он обжигал на огне, после чего дед приступал к игре на кобызе. Взрослые называли эту мелодию «сарын» (слово баксы). В этих необычных напевах слышались завывание ветра, лебединая песня, шорох травы. Тогда мне казалось, что звуки кобыза заставляли айгыров (жеребцов) затевать между собой драки. Удивительным было и то, что лошади, находящиеся на пастбище, прибегали к сопке, на которой сидел дед, и стояли, словно вслушиваясь в мелодию, - вспоминает житель Жезказгана.
Благодаря бережному отношению и осознанию его ценности, музыкальный инструмент сохранился в первозданном виде. Лишь немного ослабли струны, для изготовления которых использовались волосы из гривы кок бие - кобылы необычного серебристо-белого цвета. Головная часть смычкового инструмента украшена комплектом подвесок, которые при игре издавали мелодичный звон. На сегодняшний день на кобызе остались три большие и маленькие и одна средняя подвески. Об этих шолпы Бейсен Оразбаев тоже рассказал интересную историю. Возвращаясь домой после пятничной медитации, Жумадильда вешал кобыз на специально отведенное место - кереге. Уставшим от дневной беготни внукам дед давал задание пристально следить за подвесками, объясняя им, что их ворует некая невидимая сила.
- И действительно, ночью шолпы начинали сами по себе звенеть. Может быть, нам это только казалось или даже снилось. Как бы там ни было, но число подвесок постоянно уменьшалось, - отметил потомок баксы.
Только став взрослым, он узнал, что дед сам дарил их людям, верящим в лечебную силу кобыза.
- Я вырос атеистом и, будучи молодым, уже не верил в эти рассказы, воспринимая их как сказки для детей. Но теперь я понимаю, что наш предок действительно обладал экстрасенсорными способностями и даром врачевания, - говорит Бейсен.
По его словам, Жумадильда был последним, кто играл на музыкальном инструменте. Согласно преданию, передавая кобыз своему внуку, Досымбай Итемгенулы сказал, что в их роду среди мужчин больше не будет лекарей, объяснив, что дар передастся только по женской линии. После этого его потомки не раз пытались извлечь звуки из инструмента, но из этого ничего не вышло. Вероятно, еще не подошло время.
Артефакт давно представляет интерес для музеев. В 1973 году, когда Бейсен учился в 10 классе, в Жезказган приехал представитель одного из ленинградских музеев, занимавшийся поиском уникальных вещей с необычной историей.
- В силу своей молодости, не подумав, я похвастался, что в нашей семье есть то, что он ищет. Он стал настаивать на том, чтобы кобыз передали в дар музею, но ему было отказано, - поделился воспоминаниями мужчина.
Позже к ним не раз обращались с подобными просьбами и даже предлагали за реликвию немалые деньги. Несмотря на посулы и уговоры, кобыз остался в семье, которая верит, что рано или поздно одна из представительниц рода Досымбая выполнит его наказ.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Мир глазами друга 24.05.2018

    Магнит усердно кивал головой, повелительно стуча копытом по двери загона, пока не настоял, чтобы моя спутница его погладила. Гаянэ по ее просьбе сделала цирковой поклон и «дала лапу», получив кусочек сахара, а буланая Алия с выразительными глазами наградила поцелуем просто так. Но мы направились дальше, в глубь конюшни, к красавцу Выбору, который, увидев девушку еще издали, тихонько ржал. Год назад после травмы он долго простаивал, пока новенькая наездница не вернула его на манеж, начав готовить к соревнованиям. Чистокровный конь здесь - ветеран, и на стене напротив его вольера висит недавний выпуск стенгазеты с празднования дня рождения, где именинник лакомится огромным тортом из фруктов. 

  • Из сказки - в школу 24.05.2018

    Коллектив детсада «Айналайын» в поселке Топар пригласил коллег и родителей своих воспитанников, чтобы ознакомить с работой по преемственности разных ступеней образования. В рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» в яслях-саде был проведен День открытых дверей, посвященный 20-летию Астаны.

  • «Богема» в Караганде 24.05.2018

    Опера Джакомо Пуччини «Богема» уже более века находится в репертуаре театров мира. Карагандинцы получили шанс оценить это произведение в стенах Дворца горняков, где солировали артисты «Астана опера». Гастроли столичного театра прошли в рамках программы «Рухани жаңғыру». В прошлом году «Астана опера» приезжал в Караганду с не менее авторитетным шедевром: помимо гала-концерта, нам представили выдающееся произведение К. Орффа кантату «Кармина Бурана». Столичные артисты настроены на взаимный визит наших музыкантов: 27 мая ждут коллег с ответными гастролями и концертом «С любовью, из Караганды», где прозвучат симфонические произведения композиторов ХХ века.

  • Хранители прошлого 24.05.2018

    В Жезказгане прошел Республиканский музейный фестиваль, посвященный 40-летию Жезказганского историко-археологического музея и 20-летию Астаны. Инициатором фестиваля «Музей в новых горизонтах» выступило управление культуры, архивов и документации Карагандинской области. Мероприятие проводилось в рамках программной статьи Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». 

  • От классики до современности 22.05.2018

    Преподаватели и студенты Карагандинского гуманитарного колледжа в рамках государственных программ «Рухани жаңғыру» и «100 кітап» («100 новых учебников на казахском языке») выпустили на трех языках сборники с биографиями великих композиторов. Инициатива создать учебники, которые отличались бы от традиционных, принадлежала двум преподавателям колледжа - Лилии Кузмичевой и Айжан Мамбетназаровой при поддержке руководства учебного заведения. Идея педагогов заключалась в том, чтобы в учебниках были не просто краткие биографические данные казахских, русских и европейских композиторов, а рассказы о жизни и творчестве таких великих классиков, как Иоганн Себастьян Бах, Петр Чайковский, Курмангазы, Шопен, Вольфганг Амадей Моцарт, Мендельсон. Из современных композиторов были собраны данные о Газизе Жубановой, Шамши Калдаякове и, ставшем в последнее время весьма популярным, джазмене Данииле Крамере. 

  • Взглянуть в будущее 22.05.2018

    Подчас трудно удержать в голове стихотворение того или иного поэта. Участники XIX Абайских чтений, которые прошли в Караганде в рамках программы «Рухани жаңғыру» в карагандинском Доме дружбы, наизусть знают их более сотни. Участие в Абайских чтениях - добровольное, а показать себя здесь могут ученики с 5 по 10 класс, причем неважно, из общеобразовательной они школы или специализированной. Конкурс инициирован управлением образования области, а организован региональным научно-практическим центром «Сарыарка дарыны» с целью пропаганды произведений Абая и Шакарима.

  • Музыкальная преемственность 22.05.2018

    Иногда студенты дирижируют школьниками. В детской музыкальной школе им. К. Аманжолова празднично прошел хоровой фестиваль-концерт с участием учеников вокально-хорового отделения школы и студентов выпускного курса дирижерско-хорового отделения колледжа искусств им. Таттимбета.

  • Наследие жырау 19.05.2018

    В Караганде прошла республиканская научно-практическая конференция «Шортанбай жырау тұлғасы: дәуір шындығы және ұлттық дүниетаным» («Наследие Шортанбай жырау»), приуроченная к 200-летию со дня рождения одного из основателей казахской поэзии акына Шортанбай Канайулы. Организатором конференции выступило управление по развитию языков при поддержке акимата области.