25 января 2018 года 802

Тайна черного кобыза

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

В семье Досымбаевых из Жезказгана хранится уникальный артефакт - кобыз, история которого насчитывает три столетия. Черный кобыз, изготовленный из бухарской джиды, некогда принадлежал баксы Досымбаю Итемгенулы. По мнению ученых, он - один из последних прорицателей казахских степей. Люди же верят, что он был продолжателем дела Коркыта, который считается создателем этого необычного казахского народного инструмента. 

Согласно семейному преданию баксы, родившийся в начале XVIII века, умер в 82 года. Свой музыкальный инструмент он завещал внуку Жумадильде, а тот в свою очередь передал кобыз внуку Дастанбеку. Сейчас хранительницей удивительного наследия тюркской культуры является его супруга Зипан Досымбаева, проживающая в Жезказгане.
Историю происхождения древнего инструмента рассказал Бейсен Оразбаев, один из многочисленных потомков Досымбая Итемгенулы. Как гласит легенда, когда будущему баксы исполнилось 10 лет, он лишился отца. Горе мальчика было настолько сильным, что он убежал в степь подальше от людских глаз. Обессилевший ребенок услышал во сне голос, наказавший ему найти особенное дерево. Его отличительной приметой были два ствола, растущие от одного корня. Причем один ствол давал белый сок, второй - красный. Из этой джиды и был изготовлен кобыз. Говорят, инструмент был связан со своим владельцем волшебной силой. Чтобы доказать это, баксы на спор оставил своего верного спутника на расстоянии дня пути. Внезапно поднялась сильная буря, и ветер вернул инструмент своему владельцу.
Бейсену Оразбаеву довелось слышать волшебные напевы кобыза. На каникулы родители отправляли его в совхоз «Сарысу», где жил его дед Жумадильда. Летом семья откочевывала на жайлау. По давно заведенной традиции, в доме потомков баксы по четвергам собирались местные жители. После чтения намаза за дастарханом собравшиеся вели неспешные разговоры, вспоминая былое. Бейсен, занятый играми со своими сверстниками, нет-нет да и прислушивался к разговорам взрослых, у которых в запасе имелось огромное множество интересных рассказов. В частности, ему хорошо запомнилась история о том, как в далеком 1916 году мужчины аула сбегали в степь от представителей царской армии, которые занимались реквизицией мужского населения для строительства оборонительных сооружений в районе действующей армии и на тыловые работы.
По пятницам, после отгона лошадей на пастбище, Жумадильда уходил в степь, сопровождаемый многочисленными внуками. Для своих медитаций дед Бейсена выбирал возвышенность.
- Мы собирали какие-то травы, которые он обжигал на огне, после чего дед приступал к игре на кобызе. Взрослые называли эту мелодию «сарын» (слово баксы). В этих необычных напевах слышались завывание ветра, лебединая песня, шорох травы. Тогда мне казалось, что звуки кобыза заставляли айгыров (жеребцов) затевать между собой драки. Удивительным было и то, что лошади, находящиеся на пастбище, прибегали к сопке, на которой сидел дед, и стояли, словно вслушиваясь в мелодию, - вспоминает житель Жезказгана.
Благодаря бережному отношению и осознанию его ценности, музыкальный инструмент сохранился в первозданном виде. Лишь немного ослабли струны, для изготовления которых использовались волосы из гривы кок бие - кобылы необычного серебристо-белого цвета. Головная часть смычкового инструмента украшена комплектом подвесок, которые при игре издавали мелодичный звон. На сегодняшний день на кобызе остались три большие и маленькие и одна средняя подвески. Об этих шолпы Бейсен Оразбаев тоже рассказал интересную историю. Возвращаясь домой после пятничной медитации, Жумадильда вешал кобыз на специально отведенное место - кереге. Уставшим от дневной беготни внукам дед давал задание пристально следить за подвесками, объясняя им, что их ворует некая невидимая сила.
- И действительно, ночью шолпы начинали сами по себе звенеть. Может быть, нам это только казалось или даже снилось. Как бы там ни было, но число подвесок постоянно уменьшалось, - отметил потомок баксы.
Только став взрослым, он узнал, что дед сам дарил их людям, верящим в лечебную силу кобыза.
- Я вырос атеистом и, будучи молодым, уже не верил в эти рассказы, воспринимая их как сказки для детей. Но теперь я понимаю, что наш предок действительно обладал экстрасенсорными способностями и даром врачевания, - говорит Бейсен.
По его словам, Жумадильда был последним, кто играл на музыкальном инструменте. Согласно преданию, передавая кобыз своему внуку, Досымбай Итемгенулы сказал, что в их роду среди мужчин больше не будет лекарей, объяснив, что дар передастся только по женской линии. После этого его потомки не раз пытались извлечь звуки из инструмента, но из этого ничего не вышло. Вероятно, еще не подошло время.
Артефакт давно представляет интерес для музеев. В 1973 году, когда Бейсен учился в 10 классе, в Жезказган приехал представитель одного из ленинградских музеев, занимавшийся поиском уникальных вещей с необычной историей.
- В силу своей молодости, не подумав, я похвастался, что в нашей семье есть то, что он ищет. Он стал настаивать на том, чтобы кобыз передали в дар музею, но ему было отказано, - поделился воспоминаниями мужчина.
Позже к ним не раз обращались с подобными просьбами и даже предлагали за реликвию немалые деньги. Несмотря на посулы и уговоры, кобыз остался в семье, которая верит, что рано или поздно одна из представительниц рода Досымбая выполнит его наказ.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Гордость золотой степи 22.02.2018

    Неизгладимый след в истории Казахстана оставил вещий певец, искусный оратор, главный идеолог и советник Абылай хана, политический деятель и дипломат своего времени, выдающийся представитель духовной жизни казахского народа Бухар жырау Калкаманулы.

  • Тайны латинского алфавита 20.02.2018

    Переход на латиницу - это не просто перевести государственный язык на новый алфавит. Латиница подразумевает в первую очередь фундаментальную реформу казахского языка, которая затронет созвучие казахского слова, морфемную и слоговую структуру, правильный перенос и ритмику речи. Это значит, что язык изменится от фонетики до синтаксиса. Поэтому введение нового алфавита уже сегодня стало весьма сложным процессом, требующим много времени. Так считает казахстанский ученый, исследователь Института языкознания им. А. Байтурсынова НАН РК, доктор филологических наук Алимхан Жунисбеков.

  • Шешенкара на берегу Нуры 20.02.2018

    Начальные архивные сведения про приметную в степи сопку Шешенкара можно отнести к 12 октября 1837 года. Старший султан Каркаралинского приказа Турсун Чингизов, поручик Сагандык Сиванбаев и заседатель Избасар Алдабергенов подписали документ торгово-промышленного плана. В нем отмечено, что «летние кочевки по речке Алтынсу, урочищу Джангызшокы, места Аширит повыше горы Чеченгары» уступаются горнопромышленнику С.И. Попову до выработки найденных там руд. Здесь проводили лето казахи Кара-Айтымбетовской волости во главе с султаном Тауке Букеевым. Указаны жайляу по Большой Нуре в урочищах «Кос Агач, Акташ, Чечень, Ботагоз, Джаур, Сункар». Как видно, сегодняшний поселок Ботакара имел и другое рекламное имя - Ботагоз. Но здесь важно, что и Шешенкара, и Ботакара издавна составляли единый степной дом из двух равноценных шаныраков.

  • Султаны и бии Беркаринской волости: 1878-1919 годы 13.02.2018

    (Окончание. Начало в №17 от 10.02.2018 г.)

    С 14 декабря 1913 года - волостной Жусупбек Токбергенов, заместитель волостного Хасенхан Сарлыбаев, потом Бейбол Корсакбаев. Народные судьи и их заместители в аулах: № 1 – султан Жусуп Омарханов и Кали Сасыманов, № 2 – Ержан Тасымов и Ахмет Смаилов, № 3 – Сулеймен Шантин и Жусуп Шантин, № 4 – Толеген Токбергенов и Токберген Жумагулов, № 5 – Байтуган Кулшыманов и Монек Машеков, № 6 – Тати Еркебаев и Еркебай Бейсекин, № 7 – Нурбай Борлыбаев и Итеген Токтакушуков, № 8 – Китан Крымхожин и Байжан Казыбеков, № 9 – Жусуп Омаров и Капас Шадыров, № 10 – Дюсенбай Коржунбаев.

  • Выросший в степи 13.02.2018

    Встреча-воспоминание состоялась в Карагандинском областном историко-краеведческом музее в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру». На посвященном Дню города событии открылась выставка «Қазыналы кенді қала» и прошла встреча под названием «Город в степи». Гости - молодежь - ознакомились с архивными документами и материалами о развитии Караганды, жизни города в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период. Среди объемных экспонатов выставки были представлены шахтерское снаряжение, комплекс геолога И.В. Орлова, реликвии военных лет, предметы быта советского периода и продукция современных промышленных предприятий.

  • Султаны и бии Беркаринской волости: 1878-1919 годы 10.02.2018

    Чтобы проникнуть к далеким именам, откроем дневник писателя М.М. Пришвина (1873-1954) за 24 августа 1909 года. Столичный журналист из «Русских ведомостей» в уездном Каркаралинске ведет сбор народных преданий и обычаев казахов. В лавке мелкого торговца Л.И. Дебогана местный интеллигент «Абабакарим» Курманов пересказал ему в своем варианте далекую поэму про красавицу Баян Сулу. Собеседник Аубакир Курманов – житель Беркаринской волости. Его зимовка Иткара на речушке Карасу находилась в 35 верстах от города и относилась к аулу № 1. Население - 32 человека. Имели 107 лошадей, 63 рогатых, 3 верблюда. Сена заготавливали 555 копен.

  • Кандыколь - Озерное - Бухар-жырау: 1907-1950 08.02.2018

    Окончание. Начало в №№ от 16.01, 18.01, 23.01, 6.02.2018 г.

  • Неизвестные страницы 08.02.2018

    Заместитель директора музея изобразительного искусства Темиргали Аршабеков заинтересовался вкладом представителей движения партии «Алаш» в процесс перехода с арабской вязи на латиницу в Казахстане в тридцатые годы прошлого столетия.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА