25 января 2018 года 1326

Тайна черного кобыза

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

В семье Досымбаевых из Жезказгана хранится уникальный артефакт - кобыз, история которого насчитывает три столетия. Черный кобыз, изготовленный из бухарской джиды, некогда принадлежал баксы Досымбаю Итемгенулы. По мнению ученых, он - один из последних прорицателей казахских степей. Люди же верят, что он был продолжателем дела Коркыта, который считается создателем этого необычного казахского народного инструмента. 

Согласно семейному преданию баксы, родившийся в начале XVIII века, умер в 82 года. Свой музыкальный инструмент он завещал внуку Жумадильде, а тот в свою очередь передал кобыз внуку Дастанбеку. Сейчас хранительницей удивительного наследия тюркской культуры является его супруга Зипан Досымбаева, проживающая в Жезказгане.
Историю происхождения древнего инструмента рассказал Бейсен Оразбаев, один из многочисленных потомков Досымбая Итемгенулы. Как гласит легенда, когда будущему баксы исполнилось 10 лет, он лишился отца. Горе мальчика было настолько сильным, что он убежал в степь подальше от людских глаз. Обессилевший ребенок услышал во сне голос, наказавший ему найти особенное дерево. Его отличительной приметой были два ствола, растущие от одного корня. Причем один ствол давал белый сок, второй - красный. Из этой джиды и был изготовлен кобыз. Говорят, инструмент был связан со своим владельцем волшебной силой. Чтобы доказать это, баксы на спор оставил своего верного спутника на расстоянии дня пути. Внезапно поднялась сильная буря, и ветер вернул инструмент своему владельцу.
Бейсену Оразбаеву довелось слышать волшебные напевы кобыза. На каникулы родители отправляли его в совхоз «Сарысу», где жил его дед Жумадильда. Летом семья откочевывала на жайлау. По давно заведенной традиции, в доме потомков баксы по четвергам собирались местные жители. После чтения намаза за дастарханом собравшиеся вели неспешные разговоры, вспоминая былое. Бейсен, занятый играми со своими сверстниками, нет-нет да и прислушивался к разговорам взрослых, у которых в запасе имелось огромное множество интересных рассказов. В частности, ему хорошо запомнилась история о том, как в далеком 1916 году мужчины аула сбегали в степь от представителей царской армии, которые занимались реквизицией мужского населения для строительства оборонительных сооружений в районе действующей армии и на тыловые работы.
По пятницам, после отгона лошадей на пастбище, Жумадильда уходил в степь, сопровождаемый многочисленными внуками. Для своих медитаций дед Бейсена выбирал возвышенность.
- Мы собирали какие-то травы, которые он обжигал на огне, после чего дед приступал к игре на кобызе. Взрослые называли эту мелодию «сарын» (слово баксы). В этих необычных напевах слышались завывание ветра, лебединая песня, шорох травы. Тогда мне казалось, что звуки кобыза заставляли айгыров (жеребцов) затевать между собой драки. Удивительным было и то, что лошади, находящиеся на пастбище, прибегали к сопке, на которой сидел дед, и стояли, словно вслушиваясь в мелодию, - вспоминает житель Жезказгана.
Благодаря бережному отношению и осознанию его ценности, музыкальный инструмент сохранился в первозданном виде. Лишь немного ослабли струны, для изготовления которых использовались волосы из гривы кок бие - кобылы необычного серебристо-белого цвета. Головная часть смычкового инструмента украшена комплектом подвесок, которые при игре издавали мелодичный звон. На сегодняшний день на кобызе остались три большие и маленькие и одна средняя подвески. Об этих шолпы Бейсен Оразбаев тоже рассказал интересную историю. Возвращаясь домой после пятничной медитации, Жумадильда вешал кобыз на специально отведенное место - кереге. Уставшим от дневной беготни внукам дед давал задание пристально следить за подвесками, объясняя им, что их ворует некая невидимая сила.
- И действительно, ночью шолпы начинали сами по себе звенеть. Может быть, нам это только казалось или даже снилось. Как бы там ни было, но число подвесок постоянно уменьшалось, - отметил потомок баксы.
Только став взрослым, он узнал, что дед сам дарил их людям, верящим в лечебную силу кобыза.
- Я вырос атеистом и, будучи молодым, уже не верил в эти рассказы, воспринимая их как сказки для детей. Но теперь я понимаю, что наш предок действительно обладал экстрасенсорными способностями и даром врачевания, - говорит Бейсен.
По его словам, Жумадильда был последним, кто играл на музыкальном инструменте. Согласно преданию, передавая кобыз своему внуку, Досымбай Итемгенулы сказал, что в их роду среди мужчин больше не будет лекарей, объяснив, что дар передастся только по женской линии. После этого его потомки не раз пытались извлечь звуки из инструмента, но из этого ничего не вышло. Вероятно, еще не подошло время.
Артефакт давно представляет интерес для музеев. В 1973 году, когда Бейсен учился в 10 классе, в Жезказган приехал представитель одного из ленинградских музеев, занимавшийся поиском уникальных вещей с необычной историей.
- В силу своей молодости, не подумав, я похвастался, что в нашей семье есть то, что он ищет. Он стал настаивать на том, чтобы кобыз передали в дар музею, но ему было отказано, - поделился воспоминаниями мужчина.
Позже к ним не раз обращались с подобными просьбами и даже предлагали за реликвию немалые деньги. Несмотря на посулы и уговоры, кобыз остался в семье, которая верит, что рано или поздно одна из представительниц рода Досымбая выполнит его наказ.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • На языке музыки 13.10.2018

    В этом году международный фестиваль «Музыкальная Сарыарка» отмечает 20-летний юбилей. Отмечает бодро и вновь удивительно: уже на концерте в честь открытия Государственный духовой оркестр из Алматы показал, какой может быть музыка духовых инструментов, а впереди карагандинцев ждет увлекательное творческое путешествие.

  • Заповедными тропами Каркаралы 13.10.2018

    Каркаралинский государственный национальный природный парк отмечает свое 20-летие. Это важная веха для независимого Казахстана, но малая толика в истории развития лесного хозяйства в целом.

  • КИЕВКА В ДОЛИНЕ НУРЫ 13.10.2018

    (Продолжение. Начало в номерах от 25.08, 6, 8, 11, 20 и 27.09, 04.10.2018 г.)

    В 1942 году солдатские шинели надели Сулейменов Муташ (1921 г.р. уроженец села Казгородок, ныне Кертинды), Макулов Серикпай (1909 г.р.), Аманбаев Макаш, Баймагамбетов Бекен (1906 г.р.), Амрин Мухамедкали (1910 г.р.), д...

  • ЗАРЯД РОДНОГО КРАЯ 13.10.2018

    Карагандинцы зачастую связывают Павлодарскую область с летним отдыхом: живописные ландшафты, чистые озера и отсутствие комаров. Живущие там художники изобразили свою родину по-другому. По количеству исторически значимых объектов Павлодарская область не уступает ни одному другому региону.

  • Привлекательный туризм 11.10.2018

    Как привлечь туристов к сакральным местам Казахстана, сделать туристские маршруты максимально доступными, а отдых и путешествия - комфортными, решали будущие специалисты в сфере туризма. Они представили свое видение отрасли в проектах, которые презентовали на международной олимпиаде по сакральному туризму, прошедшей в стенах КарГУ.

  • Объединяющее слово 11.10.2018

    Учиться никогда не поздно. Главное, чтобы при этом было желание, считают в центре обучения языкам, действующем при управлении по развитию языков. Здесь за партой сидят доктора наук, журналисты, предприниматели, депутаты, политические деятели и пенсионеры. Нестройным поначалу хором они повторяют вслед за своим учителем слова на казахском и английском языках.

  • Мудрец из народа 11.10.2018

    Произведения Бухар жырау на нескольких языках звучали в карагандинском Доме дружбы. Впервые в ежегодном областном конкурсе «Бұқарекен жырлайды» приняли участие представители немецкого, армянского и турецкого этнокультурных объединений.

     

  • Карагандинская область голосует за металлурга 11.10.2018

    Победитель регионального этапа республиканского конкурса «Еңбек жолы», газовщик доменного цеха
    АО «АрселорМиттал Темиртау» Елжас Кожахметов вышел на финишную прямую: за металлурга, который представляет Карагандинскую область в номинации «Лучший молодой работник производства», жители региона активно голосуют на сайте Министерства труда и социальной защиты населения РК.