23 января 2018 года 628

Экзамен без купюр

Автор: Татьяна УЛИЧЕВА

С этого года оценивать профессиональную подготовленность врачей и средних медработников будут независимые экзаменаторы. Подтверждать свои практические навыки, а также соответствие квалификационной категории доктора и их младшие коллеги должны с периодичностью в пять лет, поскольку ежегодно клинические протоколы диагностики и лечения пересматриваются и обновляются. Так вот отныне этим будет заниматься НПО «Национальный центр независимой экзаменации» с представительствами во всех областях. В нашем регионе он расположен на базе областной клинической больницы, где имеется восемь станций по проведению реанимационных действий и оказанию помощи при неотложных состояниях.

Данный центр рассчитан лишь на оценку знаний и навыков медицинских работников. Обучающие занятия, в том числе симуляционные, которые включены в обязательную программу для каждого слушателя, для карагандинцев будут проводиться на факультете непрерывного образования и профессионального развития КГМУ. Вузовский центр практических навыков (ЦПН) по своему оснащению и обучающим программам не имеет аналогов во всем СНГ. В прошлом году международный совет ASPIRE при Ассоциации медицинского образования в Европе оценил работу центра КГМУ. Награда представителям вуза была вручена на конференции в г. Хельсинки. Год был юбилейным для центра - прошло десять лет с момента его появления в области.
Поначалу, когда подобные ЦПН создавались при шести медицинских вузах республики, их финансирование осуществлялось по линии МЗ РК, но в последующем было возложено на бюджет самих университетов. Совершенствование технического обеспечения ЦПН всегда было одним из приоритетных направлений деятельности КГМУ. На сегодня центр представляет собой виртуальную клинику с палатами по хирургии, внутренним болезням, акушерству и гинекологии, анестезиологии и реанимации, педиатрии и многим другим, оснащенными современным медицинским оборудованием и аппаратурой, а также более 400 тренажерами, манекенами, 50 из которых - интерактивные, способные издавать стоны, кашлять, биться в судорогах.
Одно из последних дорогостоящих и редких приобретений - виртуальный пациент с инновационным цифровым решением для обучения студентов старших курсов навыкам постановки диагноза и развития клинического мышления по 21 виду заболеваний. Он представляет собой сенсорный стол-экран с изображением самого виртуального пациента и всплывающими параметрами его состояния здоровья, которые меняются в зависимости от заданных действий.
- Первым делом с момента создания центра наши сотрудники разработали стратегию по внедрению объективного структурированного клинического экзамена, состоящего из прохождения нескольких станций. Скажем, для студентов седьмого курса их десять с разными клиническими задачами: сердечно-легочной реанимацией, акушеро-гинекологической помощью, консультированием по терапевтическим профилям и другим, - поясняет руководитель ЦНП КГМУ, кандидат медицинских наук, доцент Гульшат Кемелова. - В конце выводится итоговая оценка в зависимости от всех ответов. Подсчет выполняется автоматически с помощью программы, разработанной также сотрудниками вуза. При этом со стороны повлиять на результат оценки невозможно. Если же она не удовлетворяет студента, то он имеет право на апелляцию.
Занятия в центре студенты начинают со второго курса, когда учатся делать инъекции, ставить катетеры, проводить сердечно-легочную реанимацию, промывание желудка и другие манипуляции. В практической жизни большинство из перечисленного относится к сестринским обязанностям, но уметь их правильно выполнять должен и врач. В реальности доктор может не сталкиваться и с неотложными состояниями, но не знать, как при них действовать, он не имеет права.
- Интерактивные системы намного функциональнее манекенов, с ними можно неоднократно повторять тренировку. Студенты способны ошибаться и будут это делать, пока не доведут навыки до автоматизма, - продолжает Г. Кемелова. - Им важно наблюдать результат своих действий. В реальной жизни, в процессе той или иной дисциплины, они сталкиваются с больными, но чаще всего не могут оценить эффект от лечения, потому что надолго не задерживаются в больнице и не ведут пациентов с момента госпитализации до выписки. А здесь за короткий промежуток времени видно, что нужно сделать, чтобы спасти жизнь и восстановить здоровье человека. В симуляционный центр они могут приходить неоднократно и отрабатывать свои навыки до достижения нужного уровня профессионализма.
Поначалу в ЦПН КГМУ проводилась оценка практических навыков не только студентов, интернов и резидентов вуза, но и практикующих врачей нашей области. Теперь, с передачей этой функции в независимую среду, для последних несколько изменится экзаменационный процесс. Новшество заключается в интегрированной информационной системе, разработанной в рамках проекта Всемирного банка согласно международным требованиям для качественного проведения независимой экзаменации. То есть регистрация, тестирование и подсчет результатов будут осуществляться тоже автоматически, без влияния человеческого фактора. Для этого каждому претенденту создадут личный кабинет, через который он может подавать заявку, выбирать дату экзамена и отслеживать его результат.
Считается, что принимаемые меры повысят надежность проведения оценки знаний и навыков медработников для допуска к практической деятельности. Они же устранят коррупционные риски при оценке и усилят защиту общественного здоровья от некачественно подготовленных специалистов.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Когда запаздывают лекарства 24.04.2018

    Чтобы решить проблему, связанную с острой нехваткой лекарств для больных гемофилией, управление здравоохранения обратилось за помощью в другие области. По словам руководителя отдела лекарственного обеспечения Альмиры Рахимжановой, пока только трое детей обеспечены двумя наименованиями препаратов для свертываемости крови. А в области таких 17 и еще 30 взрослых. Такая ситуация сложилась, потому что у нас очень поздно начались тендерные процедуры.

  • Уменьшить затраты 19.04.2018

    С ростом продолжительности жизни населения нашей страны и развитием медицинских технологий объем потребления медуслуг увеличивается, и в будущем эта тенденция роста сохранится. По мнению директора филиала НАО «Фонд социального медицинского страхования» по Карагандинской области Фазыла Копобаева, в связи с тем, что система здравоохранения сегодня не готова ответить на глобальные вызовы, наши граждане тратят на медицинские услуги и лекарства слишком много собственных средств.

  • Ускоритель диагностики 19.04.2018

    С момента внедрения в области Комплексной медицинской информационной системы ее разработчики создали 8 версий программы. Для ее совершенства и расширения возможностей появляются все новые модули. Один из последних предназначен для архивации любых цифровых изображений, будь то снимки или видео. Это позволит загружать в систему не только данные флюороосмотров, но и исследований рентген-аппаратов, ангиографов, УЗИ, эндоскопии и других методов диагностики.

  • Золотой стандарт 12.04.2018

    За последние три года в Карагандинской области существенно увеличилось число доноров, сдающих кровь безвозмездно. На сегодня они составляют 99,8% в общей структуре, что выделяет наш регион на фоне республики (в целом по РК цифра равна 95%). Эти данные были озвучены на прошедшем в Астане III Евразийском конгрессе трансфузиологов с международным участием. Представители службы крови Казахстана и других государств обсуждали актуальные вопросы, связанные с безопасностью и качеством такого ценного ресурса, как донорская кровь. 

  • "Учтите наше мнение!" 05.04.2018

    Эмоциональным получился разговор на встрече руководства управления здравоохранения, медицинской фирмы «Гиппократ» с жителями Пришахтинска, прикрепленными к бывшей поликлинике № 2, обслуживающей жилые массивы ЖБИ, транспортного цеха, Старой Тихоновки и всего охватывающей порядка 60 тысяч человек. Речь шла об условиях оказания медицинской помощи и стоимости платных услуг. Изменения в прейскуранте пациенты заметили после передачи государственной поликлиники в конкурентную среду - в конце прошлого года это медучреждение и поликлиника № 2 г. Темиртау перешли в доверительное управление медицинской фирме «Гиппократ» сроком на 5 лет. Столкнувшись с изменениями, люди запаниковали и пожаловались в облздрав. Компания инициировала встречу с пациентами, чтобы вместе обсудить все вопросы.

  • Партнерство ради здоровья 31.03.2018

    О переходе на электронный документооборот и опыте работы с частными партнерами, в том числе по ГЧП в сфере здравоохранения в Карагандинской области, шла речь во время выездного совещания с участием представителей Комитета фармацевтической, медицинской промышленности и медицинских услуг НПП РК «Атамекен». В Караганде они побывали в ряде больниц и поликлиник. Знакомство началось с ситуационного центра управления здравоохранения, появившегося в марте прошлого года. Это программно-аппаратный комплекс, который в режиме реального времени представляет модель управления организациями, оказывающими лечебно-профилактическую деятельность. Он предназначен для получения полной, достоверной и оперативной информации и ее анализа в разрезе клиник, отделений и каждого врача в отдельности. Руководитель управления здравоохранения Ержан Нурлыбаев рассказал о том, что представляет собой комплексная медицинская информационная система, как внедрялась и для чего. Особое внимание в разговоре было уделено частным поставщикам услуг, которые тоже интегрировали в систему.

  • Работать с комфортом 27.03.2018

    Заменить друг друга в случае чего на концертной площадке или спортивном поле - для них это пара пустяков (любой выложится на все сто ради поддержки коллектива). А в рабочем процессе принцип командности тем более не подведет - в сестринской службе Осакаровской центральной районной больницы у каждого медработника есть свой дублер. Опыт привел главную медсестру Татьяну Мустапинову к такой необходимости. А вдруг завтра кто-то заболеет, а еще хуже - уйдут на больничный сразу двое, трое сотрудников одновременно, как тогда быть? Два года назад с ее подачи было введено правило - заранее специализировать коллег по разным профилям, чтобы в непредвиденный момент не остаться без нужного работника. Но создать резерв удается только в многопрофильных больницах, а в условиях села, к сожалению, такой возможности нет. 

  • Педиатра вызывали? 17.03.2018

    Вернуть детских врачей в практическое здравоохранение Казахстана решили власти после долгих дебатов и споров относительно смешанного приема взрослых и детей. Немалую роль в данном опросе сыграло предложение депутата Мажилиса Парламента, уполномоченной по правам ребенка Загипы Балиевой, поступившее в прошлом году в Правительство республики.