23 января 2018 года 939

Финансовый сектор: перезагрузка

Автор: Айбота РАХМЕТОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры «Банковский менеджмент и финансовые рынки» Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза

Послание Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года в числе других важных направлений социально-экономического развития Казахстана включает в себя задачу перезагрузки финансового сектора.

В рамках данной задачи Глава государства обозначил ключевые направления развития отечественного финансового сектора, сфокусированные на решении острых проблем, сдерживающих эффективное развитие банковского сектора как наиболее крупного сегмента финансовой системы в странах с формирующимися рынками и способного вывести экономику страны на траекторию устойчивого и поступательного экономического роста, а также на необходимости реализации мер, направленных на придание мощного импульса развитию казахстанского фондового рынка как альтернативного и конкурентоспособного сегмента финансовой системы.
В первую очередь поставлена задача: «Завершить очистку банковского портфеля от «плохих» кредитов. При этом собственники банков должны нести экономическую ответственность, признавая убытки». Известно, что по итогам мирового финансового кризиса 2007-2008 гг. доля проблемных кредитов казахстанских коммерческих банков превысила критическую отметку – 30% от общего объема их просроченной ссудной задолженности. В данном случае Глава государства совершенно справедливо указывает на необходимость принятия субъектами частного бизнеса ответственности на себя, поскольку в последнее время коммерческие банки заняли, на наш взгляд, «иждивенческую позицию», продолжая опираться на ресурсную помощь государства не только в виде целевых трансфертов из Национального фонда, но и пользоваться инструментами государственной антикризисной поддержки, в том числе в форме создания Фонда проблемных кредитов за счет средств государства, несмотря на то, что с момента мирового финансового кризиса прошло почти 10 лет. В условиях бюджетного дефицита это непозволительная роскошь. Кроме того, нельзя забывать о том, что в Законе Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» зафиксировано, что «банки не отвечают по обязательствам государства, равно как и государство не отвечает по их обязательствам», за исключением участия государства в создании межгосударственных банков и чрезвычайных событий, требующих непосредственного вмешательства государства (на пике кризиса).
Более того, в мировой практике известны прецеденты успешной реализации данной проблемы. Речь идет о практике таких европейских стран, как Испания, Финляндия, Швеция, где с проблемой «плохих» долгов в банковском секторе справились силами частного бизнеса, не используя для этого государственные средства, в частности за счет средств акционеров банков, путем привлечения сторонних частных инвесторов, готовых стать акционерами «плохого» банка, одновременно предоставляя им послабления в области пруденциальных требований, преференций в области налогообложения (минимальный налог на прибыль был снижен до 1%), а в отдельных случаях - посредством создания банками своих дочерних компаний по управлению «токсичными» активами.
Весьма своевременной мерой, к реализации которой призывает Глава государства в своем Послании, являются введение запрета на «вывод средств из банков акционерами в угоду аффилированных компаний и лиц» и необходимость ужесточения регулирования этих процессов со стороны Национального банка Республики Казахстан как мегарегулятора на финансовом рынке. Президент страны называет вывод средств за пределы страны банковскими структурами «тяжким преступлением», и с этим мнением мы абсолютно согласны, поскольку речь идет о присвоении банками денежных средств, принадлежащих гражданам Казахстана и заработанных на территории Республики Казахстан. По данным Счетного комитета Республики Казахстан, отечественными банками второго уровня своим аффилированным компаниям выдано заведомо невозвратных кредитов на сумму более 300 млрд долларов США.
Следует признать, что ситуация, о которой говорит Президент, отражает эффект сита, когда внутри страны не хватает временно свободных денежных ресурсов для реализации крупных инвестиционных проектов и государство вынуждено использовать для этого резервные и пенсионные активы, учитывая их долгосрочный характер, а коммерческие банки, на счетах которых аккумулируются не только депозиты населения, но и часть пенсионных активов, а также ресурсы, выделенные государством из Национального резервного фонда с целью финансирования и кредитования субъектов приоритетных отраслей обрабатывающей промышленности, умудряются беспрепятственно и совершенно безнаказанно вывести эти средства за пределы страны.
В этой связи ответственность за процессы бесконтрольного вывода средств за границу, наряду с собственниками банков, должен нести и Национальный банк Республики Казахстан, действия которого должны быть «жесткими, своевременными и действенными», по мнению Президента страны.
В этой связи целесообразно обратить внимание на передовой зарубежный опыт решения проблемы «бегства» капитала, так как сегодня в мире накоплен большой опыт по разработке и внедрению действенных механизмов, предотвращающих отток капитала посредством реализации достаточно жестких мер: введение ограничений на обналичивание и вывод капитала, установление лимитов на проведение сомнительных банковских операций, возможность введения налога на нелегальный вывод капитала за пределы страны (опыт России); установление ограничения возможности иностранных компаний и банков по репатриации прибыли (опыт Китая); введение жестких ограничений на вывод капитала как для резидентов, так и нерезидентов (опыт Исландии).
Еще одно направление, на котором акцентирует свое внимание Глава государства, - это «гарантия соблюдения интересов простых граждан со стороны государства, в том числе посредством принятия закона о банкротстве физических лиц, а также решения вопроса по валютным ипотечным займам населения, полученным до 1 января 2016 года, несмотря на законодательный запрет на их выдачу физическим лицам».
По мнению экспертов, в Казахстане давно назрела необходимость введения института банкротства физических лиц. В свою очередь это требует тщательного рассмотрения опыта зарубежных стран и установления четких критериев применения процедур банкротства к физическим лицам. Так, например, в США, в соответствии с действующим законодательством о банкротстве, работают специализированные суды, которые могут признать физическое лицо банкротом, предоставив ему освобождение от необеспеченных долгов в форме приказа судьи, обеспечивающего защиту должника от кредиторов, но с условием, что такой приказ в отношении конкретного лица может быть получен один раз в восемь лет. В случаях установления фактов скрытия доходов, фальсификации записей, дачи ложных показаний такое освобождение отзывается. В этой связи представители Министерства финансов Республики Казахстан полагают, что этот процесс должен быть совмещен с периодом ввода в действие практики всеобщего декларирования с тем, чтобы исключить случаи «лжебанкротства». Реализация мер в рамках данного направления позволит цивилизованно решить возникающие финансовые затруднения граждан, банкам - более взвешенно подойти к возможности выдачи потребительских кредитов, а суды «разгрузит» от рассмотрения дел, связанных с заведомо невозвратными займами.
Крайне актуальным в современных условиях развития отечественной экономики, на наш взгляд, является «решение вопроса обеспечения долгосрочным кредитованием бизнеса по ставкам, учитывающим реальную рентабельность в отраслях экономики». Необходимо отметить, что детальный анализ проблем взаимодействия субъектов банковского и реального секторов экономики свидетельствует о том, что уровень рентабельности большинства казахстанских средних предприятий, за исключением субъектов нефтегазового сектора и крупных промышленных объектов, находящихся под управлением инностранных инвесторов, невысок, а в отдельных отраслях обрабатывающей промышленности имеет отрицательное значение, что на фоне высоких, так называемых эффективных, процентных ставок банков обуславливает проблему недоступности банковских ресурсов даже при использовании инструментов субсидирования и гарантирования в рамках реализуемых государством программ индустриально-инновационного развития на 2015-2019 годы, «Дорожная карта бизнеса-2020», «Нұрлы жол» и др., операторами по которым являются частные банки второго уровня.
Дополнительно к введению в действие механизма пропорционального государственного регулирования, на наш взгляд, в контексте реализации данного направления можно рассмотреть возможность использования в современных условиях развития отечественной экономики мер, получивших широкое распространение в мировой практике: пакетирование регулирующих и стимулирующих мер, требование регулятора о снижении размера банковской маржи, учитывая условия неблагополучной стадии экономического цикла для тех банков, деятельность которых преимущественно ориентирована на спекулятивные операции на финансовом рынке; внедрение практики обязательного соотнесения реальных результатов работы коммерческих банков в приоритетных отраслях экономики и инновационном секторе с возможностью предоставления им соответствующих льгот в части налогообложения, дифференцированного применения пруденциальных нормативов и др.
И, наконец, одной из дальновидных инициатив Президента является организация работы «международного финансового центра «Астана» (далее МФЦА), деятельность которого направлена на улучшение инвестиционного климата и развитие фондового рынка в Казахстане. Предполагается, что МФЦА, созданный на основе применения лучших мировых практик, станет ядром финансовой инфраструктуры не только Казахстана, но и финансовым хабом для всего Центрально-Азиатского региона, поскольку его деятельность сфокусирована на таких стратегических направлениях развития современного финансового рынка, как развитие рынков капитала, управление активами, развитие исламского финансирования, активная разработка и внедрение финансовых технологий, «зеленое» финансирование.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Указ Президента Республики Казахстан «О внесении изменения в Указ Президента Республики Казахстан от 26 октября 2017 года № 569 «О переводе алфавита казахского языка с кириллицы на латинскую графику» 22.02.2018

    ПОСТАНОВЛЯЮ:

    1. Внести в Указ Президента Республики Казахстан от 26 октября 2017 года № 569 «О переводе алфавита казахского языка с кириллицы на латинскую графику» (САПП Республики Казахстан, 2017 г., № 50-51-52, ст. 326) следующее изменение:
    алфавит казахского языка, основанный на латинской графике, утвержденный названным Указом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему Указу.
    2. Настоящий Указ вводится в действие со дня его опубликования.

    Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев

    Астана, Акорда, 19 февраля 2018 года № 637

  • Вот так встречи! 22.02.2018

    Странное послевкусие оставило после себя посещение дня открытых дверей, организованного накануне отчетной встречи акима области Ерлана Кошанова в здании спорткомплекса им. Н. Абдирова.

  • Местный приоритет 17.02.2018

    Крупные компании-недропользователи составляют сегодня основу национальной экономики. Однако сами они могут внести вклад в диверсификацию промышленности, поддерживая малый и средний бизнес своими заказами. Это позволит создать вокруг гигантов «пояс» небольших предприятий, производящих товары и оказывающих услуги, которые сейчас зачастую импортируются.

  • Нашли общий язык 17.02.2018

    На отчетной встрече с населением аким Караганды Нурлан Аубакиров ответил на вопросы горожан. Предметом обсуждения стали благоустройство областного центра, строительство и реконструкция социальных учреждений, работа общественного транспорта, а также проблемы развития малого и среднего бизнеса. В диалоге с карагандинцами активное участие принял и глава региона Ерлан Кошанов.

  • Топливный приоритет 08.02.2018

    Вице-министр энергетики РК Гани Садибеков в рамках рабочей поездки в Карагандинскую область изучил ситуацию на угольном разрезе АО «Шубарколь комир».

  • Курс на развитие 06.02.2018

    Обеспечить экономический рост, продолжить развитие инфраструктуры, построить больше доступного жилья, повысить уровень эффективной занятости, улучшить условия жизни населения. Это одни из приоритетных задач, которые ставит перед собой аким Балхаша Александр Аглиулин. Об этом он рассказал на своей отчетной встрече перед жителями города.

  • Повышая эффективность дорожной инфраструктуры 03.02.2018

    Развитие транспортно-логистического комплекса Казахстана является одним из приоритетных направлений в создании мультимодального транспортного коридора. Особую актуальность данному направлению придает выгодное географическое положение нашей страны между такими крупнейшими торговыми партнерами, как Китай и страны Европейского союза. Это позволит интегрировать Казахстан в международные транспортно-коммуникационные потоки. 

  • Вовлечь землю в оборот 03.02.2018

    Земля - это наше богатство, и от правильного отношения к ней, грамотного ведения хозяйства зависят не только получение хорошего урожая, но и сохранение плодородного потенциала во благо сегодняшнего и последующих поколений.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА