23 января 2018 года 2940

Финансовый сектор: перезагрузка

Автор: Айбота РАХМЕТОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры «Банковский менеджмент и финансовые рынки» Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза

Послание Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года в числе других важных направлений социально-экономического развития Казахстана включает в себя задачу перезагрузки финансового сектора.

В рамках данной задачи Глава государства обозначил ключевые направления развития отечественного финансового сектора, сфокусированные на решении острых проблем, сдерживающих эффективное развитие банковского сектора как наиболее крупного сегмента финансовой системы в странах с формирующимися рынками и способного вывести экономику страны на траекторию устойчивого и поступательного экономического роста, а также на необходимости реализации мер, направленных на придание мощного импульса развитию казахстанского фондового рынка как альтернативного и конкурентоспособного сегмента финансовой системы.
В первую очередь поставлена задача: «Завершить очистку банковского портфеля от «плохих» кредитов. При этом собственники банков должны нести экономическую ответственность, признавая убытки». Известно, что по итогам мирового финансового кризиса 2007-2008 гг. доля проблемных кредитов казахстанских коммерческих банков превысила критическую отметку – 30% от общего объема их просроченной ссудной задолженности. В данном случае Глава государства совершенно справедливо указывает на необходимость принятия субъектами частного бизнеса ответственности на себя, поскольку в последнее время коммерческие банки заняли, на наш взгляд, «иждивенческую позицию», продолжая опираться на ресурсную помощь государства не только в виде целевых трансфертов из Национального фонда, но и пользоваться инструментами государственной антикризисной поддержки, в том числе в форме создания Фонда проблемных кредитов за счет средств государства, несмотря на то, что с момента мирового финансового кризиса прошло почти 10 лет. В условиях бюджетного дефицита это непозволительная роскошь. Кроме того, нельзя забывать о том, что в Законе Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» зафиксировано, что «банки не отвечают по обязательствам государства, равно как и государство не отвечает по их обязательствам», за исключением участия государства в создании межгосударственных банков и чрезвычайных событий, требующих непосредственного вмешательства государства (на пике кризиса).
Более того, в мировой практике известны прецеденты успешной реализации данной проблемы. Речь идет о практике таких европейских стран, как Испания, Финляндия, Швеция, где с проблемой «плохих» долгов в банковском секторе справились силами частного бизнеса, не используя для этого государственные средства, в частности за счет средств акционеров банков, путем привлечения сторонних частных инвесторов, готовых стать акционерами «плохого» банка, одновременно предоставляя им послабления в области пруденциальных требований, преференций в области налогообложения (минимальный налог на прибыль был снижен до 1%), а в отдельных случаях - посредством создания банками своих дочерних компаний по управлению «токсичными» активами.
Весьма своевременной мерой, к реализации которой призывает Глава государства в своем Послании, являются введение запрета на «вывод средств из банков акционерами в угоду аффилированных компаний и лиц» и необходимость ужесточения регулирования этих процессов со стороны Национального банка Республики Казахстан как мегарегулятора на финансовом рынке. Президент страны называет вывод средств за пределы страны банковскими структурами «тяжким преступлением», и с этим мнением мы абсолютно согласны, поскольку речь идет о присвоении банками денежных средств, принадлежащих гражданам Казахстана и заработанных на территории Республики Казахстан. По данным Счетного комитета Республики Казахстан, отечественными банками второго уровня своим аффилированным компаниям выдано заведомо невозвратных кредитов на сумму более 300 млрд долларов США.
Следует признать, что ситуация, о которой говорит Президент, отражает эффект сита, когда внутри страны не хватает временно свободных денежных ресурсов для реализации крупных инвестиционных проектов и государство вынуждено использовать для этого резервные и пенсионные активы, учитывая их долгосрочный характер, а коммерческие банки, на счетах которых аккумулируются не только депозиты населения, но и часть пенсионных активов, а также ресурсы, выделенные государством из Национального резервного фонда с целью финансирования и кредитования субъектов приоритетных отраслей обрабатывающей промышленности, умудряются беспрепятственно и совершенно безнаказанно вывести эти средства за пределы страны.
В этой связи ответственность за процессы бесконтрольного вывода средств за границу, наряду с собственниками банков, должен нести и Национальный банк Республики Казахстан, действия которого должны быть «жесткими, своевременными и действенными», по мнению Президента страны.
В этой связи целесообразно обратить внимание на передовой зарубежный опыт решения проблемы «бегства» капитала, так как сегодня в мире накоплен большой опыт по разработке и внедрению действенных механизмов, предотвращающих отток капитала посредством реализации достаточно жестких мер: введение ограничений на обналичивание и вывод капитала, установление лимитов на проведение сомнительных банковских операций, возможность введения налога на нелегальный вывод капитала за пределы страны (опыт России); установление ограничения возможности иностранных компаний и банков по репатриации прибыли (опыт Китая); введение жестких ограничений на вывод капитала как для резидентов, так и нерезидентов (опыт Исландии).
Еще одно направление, на котором акцентирует свое внимание Глава государства, - это «гарантия соблюдения интересов простых граждан со стороны государства, в том числе посредством принятия закона о банкротстве физических лиц, а также решения вопроса по валютным ипотечным займам населения, полученным до 1 января 2016 года, несмотря на законодательный запрет на их выдачу физическим лицам».
По мнению экспертов, в Казахстане давно назрела необходимость введения института банкротства физических лиц. В свою очередь это требует тщательного рассмотрения опыта зарубежных стран и установления четких критериев применения процедур банкротства к физическим лицам. Так, например, в США, в соответствии с действующим законодательством о банкротстве, работают специализированные суды, которые могут признать физическое лицо банкротом, предоставив ему освобождение от необеспеченных долгов в форме приказа судьи, обеспечивающего защиту должника от кредиторов, но с условием, что такой приказ в отношении конкретного лица может быть получен один раз в восемь лет. В случаях установления фактов скрытия доходов, фальсификации записей, дачи ложных показаний такое освобождение отзывается. В этой связи представители Министерства финансов Республики Казахстан полагают, что этот процесс должен быть совмещен с периодом ввода в действие практики всеобщего декларирования с тем, чтобы исключить случаи «лжебанкротства». Реализация мер в рамках данного направления позволит цивилизованно решить возникающие финансовые затруднения граждан, банкам - более взвешенно подойти к возможности выдачи потребительских кредитов, а суды «разгрузит» от рассмотрения дел, связанных с заведомо невозвратными займами.
Крайне актуальным в современных условиях развития отечественной экономики, на наш взгляд, является «решение вопроса обеспечения долгосрочным кредитованием бизнеса по ставкам, учитывающим реальную рентабельность в отраслях экономики». Необходимо отметить, что детальный анализ проблем взаимодействия субъектов банковского и реального секторов экономики свидетельствует о том, что уровень рентабельности большинства казахстанских средних предприятий, за исключением субъектов нефтегазового сектора и крупных промышленных объектов, находящихся под управлением инностранных инвесторов, невысок, а в отдельных отраслях обрабатывающей промышленности имеет отрицательное значение, что на фоне высоких, так называемых эффективных, процентных ставок банков обуславливает проблему недоступности банковских ресурсов даже при использовании инструментов субсидирования и гарантирования в рамках реализуемых государством программ индустриально-инновационного развития на 2015-2019 годы, «Дорожная карта бизнеса-2020», «Нұрлы жол» и др., операторами по которым являются частные банки второго уровня.
Дополнительно к введению в действие механизма пропорционального государственного регулирования, на наш взгляд, в контексте реализации данного направления можно рассмотреть возможность использования в современных условиях развития отечественной экономики мер, получивших широкое распространение в мировой практике: пакетирование регулирующих и стимулирующих мер, требование регулятора о снижении размера банковской маржи, учитывая условия неблагополучной стадии экономического цикла для тех банков, деятельность которых преимущественно ориентирована на спекулятивные операции на финансовом рынке; внедрение практики обязательного соотнесения реальных результатов работы коммерческих банков в приоритетных отраслях экономики и инновационном секторе с возможностью предоставления им соответствующих льгот в части налогообложения, дифференцированного применения пруденциальных нормативов и др.
И, наконец, одной из дальновидных инициатив Президента является организация работы «международного финансового центра «Астана» (далее МФЦА), деятельность которого направлена на улучшение инвестиционного климата и развитие фондового рынка в Казахстане. Предполагается, что МФЦА, созданный на основе применения лучших мировых практик, станет ядром финансовой инфраструктуры не только Казахстана, но и финансовым хабом для всего Центрально-Азиатского региона, поскольку его деятельность сфокусирована на таких стратегических направлениях развития современного финансового рынка, как развитие рынков капитала, управление активами, развитие исламского финансирования, активная разработка и внедрение финансовых технологий, «зеленое» финансирование.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Правила проведения Международного молодежного конкурса социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!» 21.07.2018

     ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ

    Международного молодежного конкурса социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!»

  • С вниманием к проблемам 17.07.2018

    В рамках рабочей поездки депутат Сената Парламента РК Рыскали Абдикеров посетил Жанааркинский, Улытауский, Нуринский и Осакаровский районы, встретился с населением городов Каражала, Жезказгана, Сатпаева, а также ряда сельских населенных пунктов. Здесь сенатор рассказал о содержании законов, принятых Парламентом РК, подробно ознакомил собравшихся с обращением Главы государства «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции».

  • Расскажут о новых выплатах 14.07.2018

    19 июля с 10 до 12 часов «Индустриальная Караганда» проводит «горячую линию» по перерасчету базовых пенсий, выплатам государственного пособия по уходу за инвалидом первой группы с детства, достигшим совершеннолетия, и адресной социальной помощи нового формата.

  • В штатном режиме 14.07.2018

    В рамках рабочей поездки депутат Сената Парламента РК Рыскали Абдикеров побывал в Осакаровке, где посетил строящийся в рамках государственной программы «Нурлы жер» жилой комплекс, а также детский сад «Нурай» и провел встречу с жителями районного центра.

  • За особый вклад 10.07.2018

    Юбилейные медали «Астанаға жиырма жыл» вручил глава региона Ерлан Кошанов карагандинцам, внесшим особый вклад в развитие столицы Казахстана. Всего награды получили 140 человек.

  • Назначен руководитель управления 10.07.2018

    Канат Шарапбекович Балсариев, пройдя соответствующий конкурсный отбор, назначен на должность руководителя управления по инспекции труда Карагандинской области.

  • Облегчить путь транзиту 05.07.2018

    Движение по двум полосам на одном из участков объездной дороги «Северо-Восточный обход» откроют к началу ноября. Правда, там не будет верхнего слоя - ШМА. Об этом во время осмотра объекта главе региона Ерлану Кошанову доложил директор КОФ АО «НК ҚазАвтоЖол» Канат Шаймин.

  • Назначен новый аким Жезказгана 23.06.2018

    Акимом Жезказгана назначен Кайрат Бегимов, до этого работавший руководителем управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карагандинской области. Нового руководителя города представил активу глава региона Ерлан Кошанов.