23 января 2018 года 371

Влюбленный в Магнитку

Автор: Елена ЛАХНО

Жизнь фотолетописца Казахстанской Магнитки Алексея Бондаренко была настолько насыщенной, что спустя годы память о нем светла, а его снимки, репродукции и графика поражают одухотворенностью, красотой и величием. Работу свою он знал, как академик, и его любовь с фотографией была взаимной. Это доказывает фотовыставка «История города через призму объектива» в Темиртауском историко-краеведческом музее.

Алексей Афанасьевич начал писать фотоисторию Карагандинского металлургического комбината и Темиртау с 1957 года. В начале 60-х годов ему поручили сфотографировать рабочую молодежь, приехавшую по комсомольской путевке на возведение Казахстанской Магнитки. Наиболее удачной, по его мнению, получилась фотография молодого горнового доменной печи № 1 Нурсултана Назарбаева. Почему именно его? Бондаренко всегда отвечал: уже тогда сердцем увидел в нем будущего лидера. Впоследствии знаменитая фотография юноши с обаятельной улыбкой в войлочной шляпе горнового стала широко известна в мире.
Невозможно точно сказать, сколько бесценных снимков для истории Магнитки, города и региона сделал мастер, вспоминают его ученики по индустриальной фотографии Владимир Кривенко и Игорь Узаревич. Бондаренко воспроизвел около 10 тысяч фото на паспорт комбината, 700 чертежей четырехметровой длины - а это ювелирная работа, 100 тысяч негативов, снимал комбинат с высоты птичьего полета - из «кукурузника», подготовил множество альбомов о пейзажах страны. Он снял и озвучил 20 фильмов, работал с японцами, фотографировал болгар-первостроителей Магнитки, известных личностей - Динмухамеда Кунаева, Александра Коркина, Аргена Жунусова, Тулегена Адам-
Юсупова и других. Фотоистория гиганта черной металлургии предстала на страницах газет «Правда», «Известия», «Казахстанская правда», «Индустриальная Караганда», «Ленинская смена», в журналах и книгах не только бывшего Советского Союза, но и в иностранных изданиях.
- От нас, современных промышленных фотографов, Алексея Афанасьевича отличают умение выбрать хороший ракурс, талант художника, глубокие знания изобразительного искусства, - рассказывает Владимир Кривенко. - Работать в темных цехах тяжело, но в руках Алексея Афанасьевича снимки превращались в произведения искусства. В рабочих буднях он видел красоту заводских и городских пейзажей, был по-настоящему влюбленным в Казахстан и Магнитку.
Дочь мастера фотографии Елена Бондаренко вспоминает: талант отцу передался по наследству. Его прадед, дед и дядя были профессиональными фотографами, последний имел свою фотостудию в Киеве. Алексей тоже начинал работать фотографом и киномехаником, только война разлучила его с фотографией. Запомнилось долгое отступление, три тысячи километров пешком, под бомбежкой по опаленной огнем Украине. В военном училище Уфы он за отличную учебу был премирован серебряной ложкой. Позже лейтенанта Бондаренко направили в Оренбургскую область, в Тоцкие военные лагеря. Там он подготовил для фронта три роты, а с четвертой ушел сам. Первое боевое крещение получил под Ленинградом, где из 136 человек за полчаса погибли 77.
Потом была река Ловать. Здесь планировалась мощная оборона, но река стала ловушкой для наших солдат - фашисты беспрерывно бомбили сверху. Алексей Бондаренко единственный чудом остался в живых, тяжелораненый, он отстреливался из блиндажа. Когда же упал без сил, а стена блиндажа рухнула, придавив ему ноги, бесстрашного бойца враги вытащили из укрытия. Но не расстреляли, а удивленно цокали языками, затем положили на лед, чтобы сфотографировать. «Дорого бы я отдал, чтобы увидеть этот снимок», - признавался с горечью фронтовик. После этого боя к матери в украинскую деревню пришло письмо: лейтенант гвардии А.А. Бондаренко, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 9 декабря 1942 года, посмертно награжден орденом Красной Звезды и захоронен в деревне Козлово Ленинградской области.
Мать оплакивала сына, а он страдал от сыпного тифа в немецком плену. Осенью 1943 года Алексей решился на побег, но на вторые сутки попался в руки власовцев, жестоко пытавших его неделю. Мучения продолжались в лагерях для военнопленных в Каунасе, затем в Германии, где пришлось работать на заводах.
Но война приближалась к концу. В апреле 1945 года на завод пришли союзники: англичане выдали паек, одели пленных в свою форму. Прибывший вскоре представитель военной миссии увез русских в Москву. В ноябре 1945 года Алексей Бондаренко получил 1500 рублей на дорогу домой. В разоренной деревеньке его никто не ждал, родных не осталось. С небольшим чемоданчиком, в кожаных, собственноручно сшитых сапогах, Бондаренко сел в вагон и уехал в Казахстан, на бурно строящуюся Магнитку, и сразу влюбился в юный город.
Алексей Афанасьевич ушел из жизни в 1999 году, но оставил после себя ценное наследие. Панорама строительства горячих цехов, возведение доменной печи № 1 и первый выпуск чугуна, в котором участвовал молодой горновой Н. Назарбаев, свежий хлеб на снимке «Выдача первого хлеба в 1961 году»… Фотохудожник перенес немало страданий, но всегда считал себя счастливым, поэтому так много света в его фотографиях. По мнению директора музея Натальи Скориковой, каждый снимок Алексея Бондаренко - это школа творчества для молодых фотографов и художников, школа доброты для каждого из нас. Благодаря его мастерству мы наблюдаем историю в самых ярких образах.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Однажды в Боровом... 14.08.2018

    В Казахстане снимают боевики, драмы и комедии, исторические ленты и детские мультфильмы. Триллеры и фильмы ужасов у нас не снимают: не умеют. Не так, как в США. Хотя, может, это к лучшему: в советское время наши ленты были добрыми и жизнеутверждающими. Но сейчас у нас другая проблема: как ни снимай, все равно криминал получится.

  • Лики легенды 11.08.2018

    Сорок семь работ профессиональных художников разных возрастов украшают карагандинский Дом дружбы: здесь открылась выставка, посвященная 350-летию Бухар жырау. Она продлится до 15 августа, затем отправится в Бухаржырауский район, чтобы предстать на торжественных мероприятиях в честь легендарного деятеля Степи.

     

  • Художник степной Атлантиды 09.08.2018

    Прирожденный график, художник Манатбек Аманбаев умеет создать в своих композициях гармонию черного и белого и показать глубину пространства. Штрих его сочен: он ложится по форме и передает экспрессию чувств. С 1994 года Аманбаев член Союза художников РК, а его работы - постоянные экспонаты выставок наших художников.

  • Ужин в двух мирах 09.08.2018

    Алматинский государственный академический русский театр драмы им. М. Лермонтова приедет с гастролями в Караганду. Осень в нашем городе начнется его постановками «Отель двух миров» и «Ужин с дураком», а давать их будут в Русском драматическом театре им. К.С. Станиславского.

  • По волчьему следу 07.08.2018

    Грабили и убивали, держали в страхе всю Караганду в начале 80-х «волки в овечьих шкурах» - компания симпатичных молодых людей, не вызывающих подозрения. История так называемой «Волчьей стаи» уже давно вызывала интерес у съемочной группы программы «Следствие
    вели …» с Леонидом Каневским. Но после знаменитого «Мехового дела» все никак не было возможности попасть в Караганду. Летом этого года такой шанс наконец представился, и скоро громкое карагандинское дело будет показано на НТВ.

  • В каждом прячется художник 07.08.2018

    Человеку, никогда не рисовавшему, непросто решиться посетить мастер-класс художника, даже зная, что все его участники уходят оттуда с собственными картинами, очень похожими на оригинал. Тем не менее, вдохновившись фотографиями с прошлых встреч, я отправилась к карагандинской художнице Марьяне Макеевой.

  • Отсекая лишнее 04.08.2018

    Поступить на юридический, но в итоге оставить престижную работу и уйти в мир творчества - писать картины, ваять скульптуры, сочинять музыку и создавать настольные игры. Это история карагандинца Петра Батталова, который не останавливается в поисках нового и находит вдохновение во всем.

  • Органная музыка космоса 31.07.2018

    Он объездил практически весь Советский Союз вместе со своим учителем, основоположником советской органной школы Леонидом Ройзманом. Заказывая свой первый концертный фрак, он застал в ателье звезду балета Булата Аюханова и музыканта Ермека Серкебаева. Габит Несипбаев играет на органе даже казахские национальные произведения, и на днях он выступил в Караганде.