23 января 2018 года 435

Влюбленный в Магнитку

Автор: Елена ЛАХНО

Жизнь фотолетописца Казахстанской Магнитки Алексея Бондаренко была настолько насыщенной, что спустя годы память о нем светла, а его снимки, репродукции и графика поражают одухотворенностью, красотой и величием. Работу свою он знал, как академик, и его любовь с фотографией была взаимной. Это доказывает фотовыставка «История города через призму объектива» в Темиртауском историко-краеведческом музее.

Алексей Афанасьевич начал писать фотоисторию Карагандинского металлургического комбината и Темиртау с 1957 года. В начале 60-х годов ему поручили сфотографировать рабочую молодежь, приехавшую по комсомольской путевке на возведение Казахстанской Магнитки. Наиболее удачной, по его мнению, получилась фотография молодого горнового доменной печи № 1 Нурсултана Назарбаева. Почему именно его? Бондаренко всегда отвечал: уже тогда сердцем увидел в нем будущего лидера. Впоследствии знаменитая фотография юноши с обаятельной улыбкой в войлочной шляпе горнового стала широко известна в мире.
Невозможно точно сказать, сколько бесценных снимков для истории Магнитки, города и региона сделал мастер, вспоминают его ученики по индустриальной фотографии Владимир Кривенко и Игорь Узаревич. Бондаренко воспроизвел около 10 тысяч фото на паспорт комбината, 700 чертежей четырехметровой длины - а это ювелирная работа, 100 тысяч негативов, снимал комбинат с высоты птичьего полета - из «кукурузника», подготовил множество альбомов о пейзажах страны. Он снял и озвучил 20 фильмов, работал с японцами, фотографировал болгар-первостроителей Магнитки, известных личностей - Динмухамеда Кунаева, Александра Коркина, Аргена Жунусова, Тулегена Адам-
Юсупова и других. Фотоистория гиганта черной металлургии предстала на страницах газет «Правда», «Известия», «Казахстанская правда», «Индустриальная Караганда», «Ленинская смена», в журналах и книгах не только бывшего Советского Союза, но и в иностранных изданиях.
- От нас, современных промышленных фотографов, Алексея Афанасьевича отличают умение выбрать хороший ракурс, талант художника, глубокие знания изобразительного искусства, - рассказывает Владимир Кривенко. - Работать в темных цехах тяжело, но в руках Алексея Афанасьевича снимки превращались в произведения искусства. В рабочих буднях он видел красоту заводских и городских пейзажей, был по-настоящему влюбленным в Казахстан и Магнитку.
Дочь мастера фотографии Елена Бондаренко вспоминает: талант отцу передался по наследству. Его прадед, дед и дядя были профессиональными фотографами, последний имел свою фотостудию в Киеве. Алексей тоже начинал работать фотографом и киномехаником, только война разлучила его с фотографией. Запомнилось долгое отступление, три тысячи километров пешком, под бомбежкой по опаленной огнем Украине. В военном училище Уфы он за отличную учебу был премирован серебряной ложкой. Позже лейтенанта Бондаренко направили в Оренбургскую область, в Тоцкие военные лагеря. Там он подготовил для фронта три роты, а с четвертой ушел сам. Первое боевое крещение получил под Ленинградом, где из 136 человек за полчаса погибли 77.
Потом была река Ловать. Здесь планировалась мощная оборона, но река стала ловушкой для наших солдат - фашисты беспрерывно бомбили сверху. Алексей Бондаренко единственный чудом остался в живых, тяжелораненый, он отстреливался из блиндажа. Когда же упал без сил, а стена блиндажа рухнула, придавив ему ноги, бесстрашного бойца враги вытащили из укрытия. Но не расстреляли, а удивленно цокали языками, затем положили на лед, чтобы сфотографировать. «Дорого бы я отдал, чтобы увидеть этот снимок», - признавался с горечью фронтовик. После этого боя к матери в украинскую деревню пришло письмо: лейтенант гвардии А.А. Бондаренко, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 9 декабря 1942 года, посмертно награжден орденом Красной Звезды и захоронен в деревне Козлово Ленинградской области.
Мать оплакивала сына, а он страдал от сыпного тифа в немецком плену. Осенью 1943 года Алексей решился на побег, но на вторые сутки попался в руки власовцев, жестоко пытавших его неделю. Мучения продолжались в лагерях для военнопленных в Каунасе, затем в Германии, где пришлось работать на заводах.
Но война приближалась к концу. В апреле 1945 года на завод пришли союзники: англичане выдали паек, одели пленных в свою форму. Прибывший вскоре представитель военной миссии увез русских в Москву. В ноябре 1945 года Алексей Бондаренко получил 1500 рублей на дорогу домой. В разоренной деревеньке его никто не ждал, родных не осталось. С небольшим чемоданчиком, в кожаных, собственноручно сшитых сапогах, Бондаренко сел в вагон и уехал в Казахстан, на бурно строящуюся Магнитку, и сразу влюбился в юный город.
Алексей Афанасьевич ушел из жизни в 1999 году, но оставил после себя ценное наследие. Панорама строительства горячих цехов, возведение доменной печи № 1 и первый выпуск чугуна, в котором участвовал молодой горновой Н. Назарбаев, свежий хлеб на снимке «Выдача первого хлеба в 1961 году»… Фотохудожник перенес немало страданий, но всегда считал себя счастливым, поэтому так много света в его фотографиях. По мнению директора музея Натальи Скориковой, каждый снимок Алексея Бондаренко - это школа творчества для молодых фотографов и художников, школа доброты для каждого из нас. Благодаря его мастерству мы наблюдаем историю в самых ярких образах.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Польская презентация 16.10.2018

    Карагандинский композитор Людмила Мельникова продолжает знакомить мир со своим мюзиклом «Приключения Джонатана», благодаря которому дети в игровой форме могут изучить основы экономики. В польском городе Кракове состоялся экономический форум, где Людмила Евгеньевна выступила на английском языке с докладом и показала фрагменты своего творения.

  • Движение назад 13.10.2018

    Мир очень взрослых людей, покрытый плотным налетом детства, хочет изобразить в очередном своем спектакле карагандинский режиссер Бекмухамед Киекбаев. Драма-абсурд Розы Мукановой «Никто не виноват» в конце октября будет презентована коллективом Театра имени С. Сейфуллина.

  • Веретена традиций 11.10.2018

    Оригинальные и солнечные гобелены, расцвеченные то красками осени, то волшебными запахами родной степи, то контрастами в легенде о Коркыте, то с замирающими нитями зимней поэтики вводят вас в мир необычный. Персональная выставка поистине народного художника Казахстана Омиркельде Абеуова проходит в музее изобразительного искусства Караганды.

  • Учить до звезды 09.10.2018

    Как сделать звук более громким, свободным и чистым? Как облегчить ученику пение с помощью музыкального сопровождения? Что поможет скромнику раскрыться в полной мере на сцене? Эти и другие вопросы обсуждали учителя музыки, которые поделились своими проблемами и обменялись опытом.

  • Сцена молодости 09.10.2018

    Отмечая свое 70-летие, народный артист Казахстана Тлектес Мейрамов сделал подарок карагандинскому зрителю. В Драматическом театре имени К. Станиславского все желающие смогли посмотреть бесплатно спектакль с его участием. Пьеса Фурио Бордона «Последние луны» была написана специально для Марчелло Мастрояни, ставилась в России, где главную роль сыграл Василий Лановой.

  • Живые книги 06.10.2018

    В Карагандинской областной библиотеке прошла встреча «Жаныңда жүр жақсы адам» в рамках проекта «Жанды кітапхана» - «Живая библиотека».

  • Они не одни 06.10.2018

    Корпорация «Русская Фильм Группа» намерена продюсировать полнометражную картину карагандинской кинокомпании.

  • В джазе только смелые 04.10.2018

    Если в прошлые годы в проект Карагандинского академического театра музыкальной комедии «Мой звездный час» приходили талантливые люди разных возрастов из Караганды и городов-спутников, то 2018 год собрал новоиспеченных артистов со всей страны. Информационная кампания прошла еще весной по городам Казахстана: Шымкент, Тараз, Петропавловск, Усть-Каменогорск, Алматы, Астана, Семей, Кокшетау, Павлодар, Актобе. А августовский кастинг охватил более 60 человек, хотя счастливчиками, отобранными жюри, оказались лишь двадцать два из них. В число будущих солистов попали Алма Кусаинова и Арман Бейсекеев, уже испытавшие на себе притягательность сцены КАТМК в 2015 году, когда дебютировали как вокалисты в комедии «Собака на сене».