23 января 2018 года 240

Влюбленный в Магнитку

Автор: Елена ЛАХНО

Жизнь фотолетописца Казахстанской Магнитки Алексея Бондаренко была настолько насыщенной, что спустя годы память о нем светла, а его снимки, репродукции и графика поражают одухотворенностью, красотой и величием. Работу свою он знал, как академик, и его любовь с фотографией была взаимной. Это доказывает фотовыставка «История города через призму объектива» в Темиртауском историко-краеведческом музее.

Алексей Афанасьевич начал писать фотоисторию Карагандинского металлургического комбината и Темиртау с 1957 года. В начале 60-х годов ему поручили сфотографировать рабочую молодежь, приехавшую по комсомольской путевке на возведение Казахстанской Магнитки. Наиболее удачной, по его мнению, получилась фотография молодого горнового доменной печи № 1 Нурсултана Назарбаева. Почему именно его? Бондаренко всегда отвечал: уже тогда сердцем увидел в нем будущего лидера. Впоследствии знаменитая фотография юноши с обаятельной улыбкой в войлочной шляпе горнового стала широко известна в мире.
Невозможно точно сказать, сколько бесценных снимков для истории Магнитки, города и региона сделал мастер, вспоминают его ученики по индустриальной фотографии Владимир Кривенко и Игорь Узаревич. Бондаренко воспроизвел около 10 тысяч фото на паспорт комбината, 700 чертежей четырехметровой длины - а это ювелирная работа, 100 тысяч негативов, снимал комбинат с высоты птичьего полета - из «кукурузника», подготовил множество альбомов о пейзажах страны. Он снял и озвучил 20 фильмов, работал с японцами, фотографировал болгар-первостроителей Магнитки, известных личностей - Динмухамеда Кунаева, Александра Коркина, Аргена Жунусова, Тулегена Адам-
Юсупова и других. Фотоистория гиганта черной металлургии предстала на страницах газет «Правда», «Известия», «Казахстанская правда», «Индустриальная Караганда», «Ленинская смена», в журналах и книгах не только бывшего Советского Союза, но и в иностранных изданиях.
- От нас, современных промышленных фотографов, Алексея Афанасьевича отличают умение выбрать хороший ракурс, талант художника, глубокие знания изобразительного искусства, - рассказывает Владимир Кривенко. - Работать в темных цехах тяжело, но в руках Алексея Афанасьевича снимки превращались в произведения искусства. В рабочих буднях он видел красоту заводских и городских пейзажей, был по-настоящему влюбленным в Казахстан и Магнитку.
Дочь мастера фотографии Елена Бондаренко вспоминает: талант отцу передался по наследству. Его прадед, дед и дядя были профессиональными фотографами, последний имел свою фотостудию в Киеве. Алексей тоже начинал работать фотографом и киномехаником, только война разлучила его с фотографией. Запомнилось долгое отступление, три тысячи километров пешком, под бомбежкой по опаленной огнем Украине. В военном училище Уфы он за отличную учебу был премирован серебряной ложкой. Позже лейтенанта Бондаренко направили в Оренбургскую область, в Тоцкие военные лагеря. Там он подготовил для фронта три роты, а с четвертой ушел сам. Первое боевое крещение получил под Ленинградом, где из 136 человек за полчаса погибли 77.
Потом была река Ловать. Здесь планировалась мощная оборона, но река стала ловушкой для наших солдат - фашисты беспрерывно бомбили сверху. Алексей Бондаренко единственный чудом остался в живых, тяжелораненый, он отстреливался из блиндажа. Когда же упал без сил, а стена блиндажа рухнула, придавив ему ноги, бесстрашного бойца враги вытащили из укрытия. Но не расстреляли, а удивленно цокали языками, затем положили на лед, чтобы сфотографировать. «Дорого бы я отдал, чтобы увидеть этот снимок», - признавался с горечью фронтовик. После этого боя к матери в украинскую деревню пришло письмо: лейтенант гвардии А.А. Бондаренко, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 9 декабря 1942 года, посмертно награжден орденом Красной Звезды и захоронен в деревне Козлово Ленинградской области.
Мать оплакивала сына, а он страдал от сыпного тифа в немецком плену. Осенью 1943 года Алексей решился на побег, но на вторые сутки попался в руки власовцев, жестоко пытавших его неделю. Мучения продолжались в лагерях для военнопленных в Каунасе, затем в Германии, где пришлось работать на заводах.
Но война приближалась к концу. В апреле 1945 года на завод пришли союзники: англичане выдали паек, одели пленных в свою форму. Прибывший вскоре представитель военной миссии увез русских в Москву. В ноябре 1945 года Алексей Бондаренко получил 1500 рублей на дорогу домой. В разоренной деревеньке его никто не ждал, родных не осталось. С небольшим чемоданчиком, в кожаных, собственноручно сшитых сапогах, Бондаренко сел в вагон и уехал в Казахстан, на бурно строящуюся Магнитку, и сразу влюбился в юный город.
Алексей Афанасьевич ушел из жизни в 1999 году, но оставил после себя ценное наследие. Панорама строительства горячих цехов, возведение доменной печи № 1 и первый выпуск чугуна, в котором участвовал молодой горновой Н. Назарбаев, свежий хлеб на снимке «Выдача первого хлеба в 1961 году»… Фотохудожник перенес немало страданий, но всегда считал себя счастливым, поэтому так много света в его фотографиях. По мнению директора музея Натальи Скориковой, каждый снимок Алексея Бондаренко - это школа творчества для молодых фотографов и художников, школа доброты для каждого из нас. Благодаря его мастерству мы наблюдаем историю в самых ярких образах.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • С любовью из Канады 19.04.2018

    Казахстан все больше привлекает взоры мировых звезд разных жанров. Караганда принимает артистов джаза из США, звезд оперы из европейских стран, инструменталистов из Азии и ближнего зарубежья. Добралась до нас и Канада: на днях в городе выступил певец и музыкант Адам Гонтье с акустической программой. Концерты под гитару всегда звучат интимнее, нежели выступления с полным звуковым сопровождением других инструментов. Они позволяют сблизиться с публикой и быть со зрителем на ты. Эту цель и преследовал канадский музыкант, известный как бывший солист рок-группы «Three Days Grace», а ныне коллектива «Saint Asonia». Впрочем, обе эти группы - постоянные участники и хедлайнеры мировых рок-фестивалей, их альбомы не сходят с вершин зарубежных хит-парадов, а некоторые получили звание платиновых.

  • Петербургские встречи 19.04.2018

    «Казань брал, Астрахань брал, Ревель брал, Шпака - не брал», - эту знаменитую цитату из «Иван Васильевич меняет профессию» можно перефразировать в «Казань брал, Санкт-Петербург брал»: Карагандинский русский драматический театр им. К.С. Станиславского в начале апреля «взял» северную столицу России и успешно выступил с «Ревизором» Н.В. Гоголя.

  • Кадры из жизни 14.04.2018

    Карагандинец Константин Павленко убежден: фотография обретает жизнь, будучи напечатанной. Мы храним снимки в телефонах, но они могут исчезнуть, помещаем их на диски, а те могут просто сломаться. Константин - не только фотограф: он всегда увлекался спортом, работал переводчиком и преподавателем.

  • Весна в ритме степа 14.04.2018

    Степ-группа «Алтын Батыр» снова порадует карагандинцев концертом: коллектив выступит на сцене Дворца культуры горняков. В программе - не только собственно ирландский степ, которым «Алтын Батыр» и знаменит, но и танцевальные номера российского хореографа-постановщика Сергея Назарова.

  • Амре по-голливудски 10.04.2018

    Выходя с премьеры фильма «Амре», я испытывала противоречивые чувства. Вроде бы и хорошо, что об исторических личностях снимают кино (в планах - Магжан Жумабаев, Балуан Шолак и Ходжа Ахмед Яссауи), с другой стороны - зарубежные каноны сценариев диктуют свои шаблоны, снижая градус достоверности. Более того, герои наших отечественных байопиков (биографических художественных лент) всегда однотипны - будь то Алимхан Ермеков, Казыбек би или Амре Кашаубаев. Все они одинаково немногословны, серьезны, драматичны, безгрешны. Но ведь любой человек ошибается, и для кого-то он хороший, для кого-то - плохой, и вот эта «серость», а не «белизна» или «чернота», - она подкупает зрителя, подвигая его ассоциировать персонажа с собой. У перечисленных героев этой «серости» нет.

  • Мы вам споем 10.04.2018

    В Жезказгане пройдет фестиваль авторской песни и поэзии. Жезказганское общество поэтов, композиторов и музыкантов «Сазгер-акын-бард» можно назвать уникальным явлением для Карагандинской области. Образованное летом прошлого года, оно объединило весь местный творческий бомонд. Членство в нем не зависит от возраста. Самый молодой исполнитель учится в 11 классе, тогда как известная поэтесса и композитор Людмила Варламова является ровесницей Жезказгана. Главное условие - живое исполнение. Будучи ценителями истинного творчества, жезказганцы не приемлют фонограмму. 

  • Уроки преодоления 07.04.2018

    Откуда берет вдохновение и как борется с личными трудностями вселенского масштаба известный казахстанский художник Карипбек Куюков, интересовались школьники младшего звена и ребята постарше на очередном «Бенефис-шоу», организованном областной детской библиотекой им. Абая. Второй год библиотека совместно с управлением культуры, архивов и документации Карагандинской области проводит встречи с участием знаменитых людей региона для читателей-школьников и студентов города. Проект «Бенефис-шоу «Формула успеха» включен в Республиканский реестр проектов программы «Рухани жаңғыру». В прошлом году было проведено пять подобных встреч, которые, по словам организаторов, набирают популярность. 

  • Московский успех 07.04.2018

    Карагандинские школьники встретили весенние праздники в Москве на международном конкурсе «Зажги свою звезду». Искушенная публика российской столицы тепло встретила наших юных артистов и справедливо оценила их успехи. Наши таланты выступили ярко, достойно представив казахстанское искусство в России в разных жанрах. Помимо побед в вокальном конкурсе «Зажги свою звезду» и других ребята обрели новых друзей из разных стран и уже мечтают о новых поездках и победах.  Призами юных карагандинцев одарили щедро. К примеру, Айдана Акимбекова из гимназии № 92 г. Караганды стала лауреатом трех московских конкурсов - «Зажги свою звезду», «Таланты нового века» и «Кинотаврик» в номинации «Эстрадный вокал». Девушка получила первые места и два кубка, сертификат на 5000 рублей в российский творческий лагерь отдыха «Артист» и приглашение на запись в московскую студию «MAESTRO PRO». Ее коллега по сцене Яна Губина из общеобразовательной школы № 48 и художественной школы №1 обрела звание дипломанта в конкурсе «Кинотаврик» за мультипликационные клипы к песням и оригинальные графические рисунки к ним.