23 января 2018 года 536

Влюбленный в Магнитку

Автор: Елена ЛАХНО

Жизнь фотолетописца Казахстанской Магнитки Алексея Бондаренко была настолько насыщенной, что спустя годы память о нем светла, а его снимки, репродукции и графика поражают одухотворенностью, красотой и величием. Работу свою он знал, как академик, и его любовь с фотографией была взаимной. Это доказывает фотовыставка «История города через призму объектива» в Темиртауском историко-краеведческом музее.

Алексей Афанасьевич начал писать фотоисторию Карагандинского металлургического комбината и Темиртау с 1957 года. В начале 60-х годов ему поручили сфотографировать рабочую молодежь, приехавшую по комсомольской путевке на возведение Казахстанской Магнитки. Наиболее удачной, по его мнению, получилась фотография молодого горнового доменной печи № 1 Нурсултана Назарбаева. Почему именно его? Бондаренко всегда отвечал: уже тогда сердцем увидел в нем будущего лидера. Впоследствии знаменитая фотография юноши с обаятельной улыбкой в войлочной шляпе горнового стала широко известна в мире.
Невозможно точно сказать, сколько бесценных снимков для истории Магнитки, города и региона сделал мастер, вспоминают его ученики по индустриальной фотографии Владимир Кривенко и Игорь Узаревич. Бондаренко воспроизвел около 10 тысяч фото на паспорт комбината, 700 чертежей четырехметровой длины - а это ювелирная работа, 100 тысяч негативов, снимал комбинат с высоты птичьего полета - из «кукурузника», подготовил множество альбомов о пейзажах страны. Он снял и озвучил 20 фильмов, работал с японцами, фотографировал болгар-первостроителей Магнитки, известных личностей - Динмухамеда Кунаева, Александра Коркина, Аргена Жунусова, Тулегена Адам-
Юсупова и других. Фотоистория гиганта черной металлургии предстала на страницах газет «Правда», «Известия», «Казахстанская правда», «Индустриальная Караганда», «Ленинская смена», в журналах и книгах не только бывшего Советского Союза, но и в иностранных изданиях.
- От нас, современных промышленных фотографов, Алексея Афанасьевича отличают умение выбрать хороший ракурс, талант художника, глубокие знания изобразительного искусства, - рассказывает Владимир Кривенко. - Работать в темных цехах тяжело, но в руках Алексея Афанасьевича снимки превращались в произведения искусства. В рабочих буднях он видел красоту заводских и городских пейзажей, был по-настоящему влюбленным в Казахстан и Магнитку.
Дочь мастера фотографии Елена Бондаренко вспоминает: талант отцу передался по наследству. Его прадед, дед и дядя были профессиональными фотографами, последний имел свою фотостудию в Киеве. Алексей тоже начинал работать фотографом и киномехаником, только война разлучила его с фотографией. Запомнилось долгое отступление, три тысячи километров пешком, под бомбежкой по опаленной огнем Украине. В военном училище Уфы он за отличную учебу был премирован серебряной ложкой. Позже лейтенанта Бондаренко направили в Оренбургскую область, в Тоцкие военные лагеря. Там он подготовил для фронта три роты, а с четвертой ушел сам. Первое боевое крещение получил под Ленинградом, где из 136 человек за полчаса погибли 77.
Потом была река Ловать. Здесь планировалась мощная оборона, но река стала ловушкой для наших солдат - фашисты беспрерывно бомбили сверху. Алексей Бондаренко единственный чудом остался в живых, тяжелораненый, он отстреливался из блиндажа. Когда же упал без сил, а стена блиндажа рухнула, придавив ему ноги, бесстрашного бойца враги вытащили из укрытия. Но не расстреляли, а удивленно цокали языками, затем положили на лед, чтобы сфотографировать. «Дорого бы я отдал, чтобы увидеть этот снимок», - признавался с горечью фронтовик. После этого боя к матери в украинскую деревню пришло письмо: лейтенант гвардии А.А. Бондаренко, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 9 декабря 1942 года, посмертно награжден орденом Красной Звезды и захоронен в деревне Козлово Ленинградской области.
Мать оплакивала сына, а он страдал от сыпного тифа в немецком плену. Осенью 1943 года Алексей решился на побег, но на вторые сутки попался в руки власовцев, жестоко пытавших его неделю. Мучения продолжались в лагерях для военнопленных в Каунасе, затем в Германии, где пришлось работать на заводах.
Но война приближалась к концу. В апреле 1945 года на завод пришли союзники: англичане выдали паек, одели пленных в свою форму. Прибывший вскоре представитель военной миссии увез русских в Москву. В ноябре 1945 года Алексей Бондаренко получил 1500 рублей на дорогу домой. В разоренной деревеньке его никто не ждал, родных не осталось. С небольшим чемоданчиком, в кожаных, собственноручно сшитых сапогах, Бондаренко сел в вагон и уехал в Казахстан, на бурно строящуюся Магнитку, и сразу влюбился в юный город.
Алексей Афанасьевич ушел из жизни в 1999 году, но оставил после себя ценное наследие. Панорама строительства горячих цехов, возведение доменной печи № 1 и первый выпуск чугуна, в котором участвовал молодой горновой Н. Назарбаев, свежий хлеб на снимке «Выдача первого хлеба в 1961 году»… Фотохудожник перенес немало страданий, но всегда считал себя счастливым, поэтому так много света в его фотографиях. По мнению директора музея Натальи Скориковой, каждый снимок Алексея Бондаренко - это школа творчества для молодых фотографов и художников, школа доброты для каждого из нас. Благодаря его мастерству мы наблюдаем историю в самых ярких образах.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Любить сильней 17.01.2019

    Поэт, автор и исполнитель песен Ольга Качанова уверена: никакой песенный жанр не может кануть в Лету, и бардовская песня тоже - каждое поколение оставляет после себя собственные сочинения. На днях в Караганде прошел концерт авторского дуэта Ольги Качановой и Вадима Козлова - их тандему уже 30 лет.

  • Как слово наше отзовется 15.01.2019

    В наше время публикации в печатных СМИ, а особенно материалы в электронном варианте, находятся в широком доступе независимо от того, к какой местности они привязаны. Я не раз сталкивалась с тем, что на ту или иную статью приходили не только слова благодарности за встречу с полюбившимися артистами: запрашивают и номера телефонов, чтобы связаться с теми, кого потеряли из виду много лет назад.

  • Закон природы 15.01.2019

    В этом году Казахстан сможет побороться за награду на одной из самых престижных премий в области кинематографа: социальная драма «Айка» Сергея Дворцевого попала в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

  • До потери памяти 12.01.2019

    В творческой мастерской Академического театра музыкальной комедии с интересной постановкой выступил новый состав студенческого театра «Вдохновение» Карагандинского экономического университета. Режиссер и художественный руководитель театра Елена Пономаренко всегда ставит со студентами неординарные и современные пьесы, которые вносят в житейские будни нотки юмора и массу впечатлений.

  • Столица Великой степи 05.01.2019

    Режиссер Акан Сатаев и творческая группа кинокартины «Дорога к матери» накануне Дня Независимости получили из рук Президента Государственную премию в области литературы и искусства. Он же, Акан Сатаев, и поставил очередную часть саги «Путь Лидера. Астана», масштабные премьеры которой прошли в Астане и Алматы.

  • Рождественские сказки 05.01.2019

    Несколько рождественских концертов прошли в Караганде, и эти ожидаемые события вознаградили все надежды зрителей. Красивый букет венских мелодий преподнесли нам дирижер Айдар Торыбаев, симфонический оркестр Концертного объединения им. К. Байжанова, солисты и оркестр Академического театра музыкальной комедии.

  • Измерение временем 29.12.2018

    Тема времени и всего, что с ним связано, особенно актуальна в дни новогодних праздников. Воспользовавшись своей богатой коллекцией часов, сотрудники областного краеведческого музея открыли в преддверии Нового года выставку «Путешествие во времени». Это предметы разных эпох со своей интересной историей, побывавшие в руках знаменитых хозяев.

    Актовый зал музея вместил в себя около шести десятков измерителей времени, которые хранители истории дополнили инсталляциями советского периода и не только.В фондах музея насчитывается 23 наручных и 35 настенных часов. К сожалению, в повседневных экспозициях их редко можно встретить. В основном это часы советского периода. Чтобы посетители могли глубже погрузиться в эпоху, составители экспозиции выставили и другие экспонаты середины прошлого века: радиоприемник, телевизор и старенькая мебель перенесут нас лет на 50 назад и создадут ретро-фон для фотографий.Еще один уголок для фотографирования был назван «Скамейка для свиданий». Лавочку разместили под столбом с подвесными часами, правда не настоящими, но смотрится очень романтично.Также использовали макеты для иллюстрации рассказа о самых древних формах измерения времени.- Здесь у нас представлены макеты солнечных часов, песочных, водяных (клепсидра), - говорит Динара Сәкiмбай, младший научный сотрудник отдела современной истории. - Есть часы, состоящие из свечей, поделенных на фрагменты: когда отрезок свечи сгорал, это означало, что прошел определенный промежуток времени. Также у нас представлен баннер, в котором описывается история появления самых первых часов вплоть до самых последних атомных часов, они являются самыми точными.Эта информация будет, несомненно, интересна школьникам, для которых в программе выставки предусмотрены конкурсы и викторины, а также мастер-класс по сборке часового механизма.Сотрудники расскажут посетителям музея о хозяевах именных часов. Один из них - Габдулла Кулкыбаев, академик НАН РК, доктор медицинских наук. С 1990-го по 2006 год он возглавлял Национальный центр профессиональных заболеваний и гигиены. Является автором 400 научных работ, награжден медалью аль-Фараби. Его наручные часы сделаны в Японии и покрыты золотом.В экспозиции также представлены настольные часы для игры в шахматы. Долгое время они служили ветерану Великой Отечественной войны Виктору Кириллову, который является основателем областной школы шахмат.Один из самых дорогих экспонатов - это наручные часы фирмы «Тиссот». Безусловно, ценными являются настенные часы образца ХIХ века фирмы «Линден». Николай Линден был известным петербургский купцом, в 1888 году он основал на Невском проспекте мастерскую, занимавшуюся ремонтом ювелирных изделий и часов. Кроме того, здесь проводился процесс серебрения и золочения. Со временем при мастерской был организован магазин, где каждый желающий мог купить старинные часы и ювелирные изделия. Благодаря деловым качествам Линдена его магазин вскоре стал одним из наиболее крупных на территории Санкт-Петербурга. В нем продавались цепи, образа, кресты, серебряная посуда, предметы культа, знаки разных государственных учреждений, а также часы таких известных западноевропейских фабрик, как «Одемар», «Гризель», «Борель» и «Вальгам». Уникальный экспонат попал в фонды музея в 1985 году. К сожалению, в настоящий момент неизвестно, кто являлся их владельцем и каким образом они были переданы.Многие представленные на выставке часы являются рабочими и создают характерное фоновое тиканье. К сожалению, уже отслужили свой срок часы с кукушкой. Эти деревянные часы являются, можно сказать, семейной реликвией Динары Сәкiмбай. Настало время, и она решила передать их в музей. Они показывали время нескольким поколениям ее семьи, а маленькая кукушка вылетала каждые полчаса.Еще один интересный уголок на выставке - коллекция будильников. Все они тоже советского периода. Между тем самый первый будильник придумал философ Платон две тысячи лет назад. Устройство предназначалось для его учеников. Ученый ставил два таза один под другим. В верхнюю емкость, самую большую, наливал воду. Вода стекала из верхнего таза в нижний и, в конце концов, переливалась через край в третью емкость, из которой выходила узкая трубка. Когда вода попадала в самый нижний таз, воздух с шумом выходил из трубки-флейты. Услышав этот сигнал, ученики вскакивали с постелей и бежали на уроки.К счастью, юным посетителям выставки бежать на уроки не надо. Она продлится все школьные каникулы - до 15 января.
    Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

  • В гостях у волка с огоньком 29.12.2018

    Борьбу пламени со льдом, тяги к искусству с нездоровым аппетитом можно было наблюдать на новогоднем представлении, которое в Театре им.С. Сейфуллина традиционно готовят на двух языках.