23 января 2018 года 157

Влюбленный в Магнитку

Автор: Елена ЛАХНО

Жизнь фотолетописца Казахстанской Магнитки Алексея Бондаренко была настолько насыщенной, что спустя годы память о нем светла, а его снимки, репродукции и графика поражают одухотворенностью, красотой и величием. Работу свою он знал, как академик, и его любовь с фотографией была взаимной. Это доказывает фотовыставка «История города через призму объектива» в Темиртауском историко-краеведческом музее.

Алексей Афанасьевич начал писать фотоисторию Карагандинского металлургического комбината и Темиртау с 1957 года. В начале 60-х годов ему поручили сфотографировать рабочую молодежь, приехавшую по комсомольской путевке на возведение Казахстанской Магнитки. Наиболее удачной, по его мнению, получилась фотография молодого горнового доменной печи № 1 Нурсултана Назарбаева. Почему именно его? Бондаренко всегда отвечал: уже тогда сердцем увидел в нем будущего лидера. Впоследствии знаменитая фотография юноши с обаятельной улыбкой в войлочной шляпе горнового стала широко известна в мире.
Невозможно точно сказать, сколько бесценных снимков для истории Магнитки, города и региона сделал мастер, вспоминают его ученики по индустриальной фотографии Владимир Кривенко и Игорь Узаревич. Бондаренко воспроизвел около 10 тысяч фото на паспорт комбината, 700 чертежей четырехметровой длины - а это ювелирная работа, 100 тысяч негативов, снимал комбинат с высоты птичьего полета - из «кукурузника», подготовил множество альбомов о пейзажах страны. Он снял и озвучил 20 фильмов, работал с японцами, фотографировал болгар-первостроителей Магнитки, известных личностей - Динмухамеда Кунаева, Александра Коркина, Аргена Жунусова, Тулегена Адам-
Юсупова и других. Фотоистория гиганта черной металлургии предстала на страницах газет «Правда», «Известия», «Казахстанская правда», «Индустриальная Караганда», «Ленинская смена», в журналах и книгах не только бывшего Советского Союза, но и в иностранных изданиях.
- От нас, современных промышленных фотографов, Алексея Афанасьевича отличают умение выбрать хороший ракурс, талант художника, глубокие знания изобразительного искусства, - рассказывает Владимир Кривенко. - Работать в темных цехах тяжело, но в руках Алексея Афанасьевича снимки превращались в произведения искусства. В рабочих буднях он видел красоту заводских и городских пейзажей, был по-настоящему влюбленным в Казахстан и Магнитку.
Дочь мастера фотографии Елена Бондаренко вспоминает: талант отцу передался по наследству. Его прадед, дед и дядя были профессиональными фотографами, последний имел свою фотостудию в Киеве. Алексей тоже начинал работать фотографом и киномехаником, только война разлучила его с фотографией. Запомнилось долгое отступление, три тысячи километров пешком, под бомбежкой по опаленной огнем Украине. В военном училище Уфы он за отличную учебу был премирован серебряной ложкой. Позже лейтенанта Бондаренко направили в Оренбургскую область, в Тоцкие военные лагеря. Там он подготовил для фронта три роты, а с четвертой ушел сам. Первое боевое крещение получил под Ленинградом, где из 136 человек за полчаса погибли 77.
Потом была река Ловать. Здесь планировалась мощная оборона, но река стала ловушкой для наших солдат - фашисты беспрерывно бомбили сверху. Алексей Бондаренко единственный чудом остался в живых, тяжелораненый, он отстреливался из блиндажа. Когда же упал без сил, а стена блиндажа рухнула, придавив ему ноги, бесстрашного бойца враги вытащили из укрытия. Но не расстреляли, а удивленно цокали языками, затем положили на лед, чтобы сфотографировать. «Дорого бы я отдал, чтобы увидеть этот снимок», - признавался с горечью фронтовик. После этого боя к матери в украинскую деревню пришло письмо: лейтенант гвардии А.А. Бондаренко, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 9 декабря 1942 года, посмертно награжден орденом Красной Звезды и захоронен в деревне Козлово Ленинградской области.
Мать оплакивала сына, а он страдал от сыпного тифа в немецком плену. Осенью 1943 года Алексей решился на побег, но на вторые сутки попался в руки власовцев, жестоко пытавших его неделю. Мучения продолжались в лагерях для военнопленных в Каунасе, затем в Германии, где пришлось работать на заводах.
Но война приближалась к концу. В апреле 1945 года на завод пришли союзники: англичане выдали паек, одели пленных в свою форму. Прибывший вскоре представитель военной миссии увез русских в Москву. В ноябре 1945 года Алексей Бондаренко получил 1500 рублей на дорогу домой. В разоренной деревеньке его никто не ждал, родных не осталось. С небольшим чемоданчиком, в кожаных, собственноручно сшитых сапогах, Бондаренко сел в вагон и уехал в Казахстан, на бурно строящуюся Магнитку, и сразу влюбился в юный город.
Алексей Афанасьевич ушел из жизни в 1999 году, но оставил после себя ценное наследие. Панорама строительства горячих цехов, возведение доменной печи № 1 и первый выпуск чугуна, в котором участвовал молодой горновой Н. Назарбаев, свежий хлеб на снимке «Выдача первого хлеба в 1961 году»… Фотохудожник перенес немало страданий, но всегда считал себя счастливым, поэтому так много света в его фотографиях. По мнению директора музея Натальи Скориковой, каждый снимок Алексея Бондаренко - это школа творчества для молодых фотографов и художников, школа доброты для каждого из нас. Благодаря его мастерству мы наблюдаем историю в самых ярких образах.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • История, написанная кистью 24.02.2018

    Имена известных казахстанских художников - неотъемлемая часть истории страны. Они воспевают человеческий труд и любовь к Родине, воссоздают образы исторических деятелей казахской земли и ее лучших людей. Профессионализм полотен отечественных мастеров можно оценить в областном музее изобразительного искусства.

  • Магия кобыза 24.02.2018

    В Концертном зале «Шалкыма» состоялся концерт «Кобыз - голос веков», подготовленный Академическим оркестром казахских народных инструментов им. Таттимбета. Дирижировал коллективом лауреат республиканских конкурсов, главный дирижер Центрального ансамбля войск Министерства обороны Казахстана Адилет Азбаев.

  • Голос джаза 22.02.2018

    Для легендарного исполнителя джаза, блюза и соула Роя Янга неважно, поет он для пяти тысяч человек или всего лишь для тридцати. Каждый концерт для него - новый опыт, а новая аудитория - это новые переживания. Караганда его встретила тепло: на днях Рой выступил на сцене Казахского драматического театра им. С. Сейфуллина с нашим джазовым оркестром «Биг-Бэнд».

  • Реквием по мечте поэта 20.02.2018

    Поющая сцена - это еще только половина успеха спектакля, а вот поющий зал - куда более солидная составляющая положительной оценки премьеры. Во время премьерного показа спектакля «Фариза и Мукагали» в зрительном зале не было свободных мест. Неизвестно, что больше заинтриговало зрителей: нераскрытая тайна взаимоотношений двух величайших казахских поэтов, имя столичного режиссера, который взялся работать над драмой, хороший актерский состав, именитый драматург или все вместе взятое, но в день премьеры в театре К. Станиславского был полный аншлаг.

  • Танцующий смычок 15.02.2018

    В Концертном зале «Шалкыма» прошел концерт виртуоза-скрипача из Москвы Александра Тростянского. Он уже в шестой раз приводит публику нашего города в восторг, а первое его выступление в Караганде состоялось в 1988 году.

  • На крыльях вдохновения 15.02.2018

    Землячку поэта Мукагали Макатаева и лауреата республиканских конкурсов в области литературы уже пятый год приглашают в Караганду, и только сейчас она решилась сюда приехать. В день рождения Макатаева поэтесса встретилась с карагандинскими любителями поэзии в областной библиотеке имени Н. Гоголя.

  • Их связала музыка 13.02.2018

    В рамках программы «Рухани жаңғыру» своеобразную музыкальную паузу для педагогов школы искусств Балхаша устроили их благодарные выпускники. Обычно на отчетных мероприятиях преподаватели остаются за кулисами, но на этот раз они заняли зрительские места.

  • Две светлых повести 10.02.2018

    В чем заключается синергия двух абсолютно разных судеб творческих людей? Об этом и многом другом в репетиционном зале Театра имени С. Сейфуллина мы разговариваем с известным астанинским режиссером, заслуженным деятелем РК Нурланом Жуманиязовым.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА