12 января 2018 года 319

На грани риска

Автор: Татьяна УЛИЧЕВА

Праздничное настроение жителям Шахтинска, находящимся на гемодиализном лечении, омрачила авария на водопроводе, случившаяся 31 декабря. Оставшись без воды, медработники центра не смогли обеспечить ее запас в резервуарах и по графику принять своих пациентов. В первый день наступившего года группу шахтинцев повезли на сеанс гемодиализа в Караганду. Больным пришлось проходить процедуру в третью смену, находясь под аппаратом «искусственная почка» до позднего вечера.

- Мы вернулись домой около часа ночи. Благо с недавних пор у нас появился транспорт, который доставляет всех больных с почечной недостаточностью на лечение и развозит обратно по домам. Но этой автомашины мы добились с трудом и получили совсем недавно. Не будь ее, неизвестно, как нам пришлось бы добираться... После каждого диализа мы находимся в обессиленном состоянии из-за низкого давления и подолгу приходим в себя, - эмоционально рассказывает Марина Хвитько, живущая со своим диагнозом на протяжении пяти лет. - Не только наш центр остался в эти дни без воды, а также родильный дом, находящийся на одной территории. Как бывший его сотрудник знаю, что непросто работать в таких условиях. Кроме водоснабжения, мы не испытывали никаких проблем при получении услуги и очень довольны, что такая замечательная клиника появилась в нашем городе. Если раньше мы на каждый сеанс ездили в Караганду, то теперь проходим лечение в своем городе в две смены, знаем весь медперсонал и полностью ему доверяем.
- Большинство из нас - пенсионеры, которым в силу возраста тяжело дается гемодиализ. Но и без него мы просто не можем жить, - подключается к разговору Надежда Платухина. - Нас в Шахтинске не так уж мало - все-таки 21 человек. До этой крупной аварии нам портило жизнь слабое давление воды, из-за чего она с трудом поднималась на второй этаж, где расположен гемодиализный центр. Когда напор сводился к нулю, аппараты начинали сигналить, а значит, промыть организм они должным образом не могли. Если пациентам первой смены еще как-то успевали завершить сеанс, то вторая смена оставалась без лечения. Приезжие из села «Красная поляна» и вовсе плакали, уезжая без «промывки». Организм настолько привыкает к режиму диализа, что ни при каких обстоятельствах мы не можем его пропускать, ведь при отсутствии мочевыделения он отравляется накопившимися шлаками. Из-за этого появляются мучительный токсикоз, раздражительность, вялость.
Региональный директор компании «Diaverum» (которой принадлежит центр гемодиализа в Шахтинске) Алексей Подгайнов тоже бьется за своих пациентов, проводя переговоры как с руководством ЦРБ, так и с представителями власти. При перебоях с водоснабжением организовывает поездку своих подопечных в карагандинские клиники своей компании. Она обеспечивает гемодиализное лечение больным с почечной недостаточностью в рамках ГЧП при предоставлении госзаказа. Всего компания охватывает 280 человек по Карагандинской области, живущих также в Караганде, Жезказгане и Балхаше.
- С момента открытия центра в Шахтинске все шло нормально, но в конце прошлого года возникли проблемы со стабильной подачей воды. На магистрали до ввода в здание поликлиники имеется аварийный участок трубы протяженностью 30-40 метров. В последние дни декабря на нем произошла крупная авария, которую сразу не удалось устранить. Точнее говоря, все бы получилось, но в момент работы экскаватора труба лопнула от старости и давления грунта. Вышли из положения тем, что провели дополнительную ветку-«времянку». Подключить водоснабжение удалось только второго января. Неизвестно, сколько времени прослужит такой водовод, поэтому считаю, что руководству центральной больницы вместе с акиматом города нужно решить вопрос основательно, чтобы мы могли бесперебойно обеспечивать своих пациентов жизненно необходимым лечением, - сказал Алексей Юрьевич.
***
Всего в регионе людей, получающих гемодиализ, - порядка 480 человек и 60 - с трансплантированной почкой. Когда-то их было не более 250... По мнению главного нефролога области Елены Капинос, больше их становится из-за сдвигов в выявляемости. Отныне каждый год эта "армия" увеличивается на 60-70 человек.
Нефрологическое отделение, которое Елена Викторовна возглавляет в областной клинической больнице, рассчитано на 30 коек, но они предназначены для поступающих в острых состояниях. Чаще всего там впервые и ставится диагноз почечная недостаточность с назначением гемодиализного лечения.
Главный специалист не скрывает, что врачи узкого профиля, лечащие таких больных, сегодня в большом дефиците. Они практически отсутствуют в штатах поликлиник. Во всем регионе в лучшем случае занято четыре нефролога, и то не на полную ставку. Большая часть докторов задействована в диализных залах, частных клиниках. В последних ведется лишь консультативный прием, без углубленного наблюдения за состоянием больных. Отсюда зачастую люди затягивают с лечением и тем более профилактикой почечной недостаточности и поступают в стационар с осложнениями.
- У участкового врача слишком большой объем работы, в связи с чем этой группе пациентов уделяется не столь пристальное внимание. Тем более, сейчас очень распространены сахарный диабет, артериальная гипертония, а в дальнейшем пациенты с этими проблемами становятся и нашими из-за рисков по развитию почечной недостаточности, - отмечает Е. Капинос. - Основная возрастная группа таких больных - от 50 лет, и все чаще ее дополняет более молодое, но уже нетрудоспособное население, которое переводится на первую группу инвалидности.
Диализное лечение с экономической точки зрения довольно затратное для государства. По протоколу лечения все пациенты должны получать его трижды в неделю. Длительность одного сеанса 4 часа. Каждый из них оценивается в 27 тысяч тенге. Итого, на больного в год расходуется из бюджета свыше 4 млн тенге. В этом отношении гораздо дешевле провести пересадку почки, и в республике успешно действуют клиники по трансплантации органов, но зачастую ждать совместимого донора приходится по несколько лет.
Гемодиализ, несмотря на все это, за последние десять лет стал гораздо доступнее больным в связи с появлением на рынке медицинских услуг частных клиник, работающих по госзаказу. Благодаря разрастанию сети центров, диализные залы открыты в разных частях областного центра и появились в городах-спутниках нашего региона. Сохранены и государственные диализные залы, как, например, при областной клинической больнице. И работают они уже не в том напряженном графике в три смены на ветхом оборудовании, как это было много лет назад. Такие изменения позволили иногородним больным получать жизненно важную медицинскую помощь по месту жительства.
Чего не скажешь о сельских жителях. Из-за отсутствия диализных залов в районных больницах им крайне сложно проходить лечение, тем более три раза в неделю, поэтому не все приезжают для этого издалека. Из населенных пунктов, отдаленных на сотню и более километров от Караганды, люди порой при всем желании не могут добраться вовремя. Этому могут помешать даже не зависящие от человека погодные условия, проблемы с транспортом. Есть среди пациентов те, которые из-за диагноза меняют ПМЖ либо всякий раз приезжают на лечение заранее, снимают квартиру или комнату на время нахождения в городе, но у большинства из них, живущих на 40 с лишним тысяч тенге от пособия, банально отсутствуют на это финансовые средства. А если учесть, насколько дальние поездки мучительны как до, так и после процедуры, то, как это ни страшно звучит, люди от бессилия пропускают сеансы гемодиализа, подвергая себя смертельному риску.
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • В помощь пациенту 17.05.2018

    Идея провести в Караганде очередной мозговой штурм с участием студентов разных вузов республики родилась в стенах Карагандинского государственного медицинского университета после прошедшего мейкатона, прославившегося разработками для упрощения жизни людей с ограниченными возможностями. Новый проект тоже решили сделать полезным для общества, но на сей раз посвятили цифровизации в сфере здравоохранения. 

  • Прививка - в массы 05.05.2018

    Бригада медиков развернула свой выездной прививочный «кабинет» на рынке «Шыгыс» задолго до начала приема посетителей. Он состоялся по поводу проводимой Всемирной недели иммунизации. В этом году кампания рассчитана на широкие слои населения, в том числе людей, временно проживающих в области. Такой выезд медработников поликлиники № 3 Караганды с представителями службы охраны общественного здоровья за последние дни - не единственный. До этого они побывали на рынке «Алтын Арба», где бесплатно привили 25 человек. С каждым днем торгующие охотнее соглашались приобрести иммунитет от таких опасных инфекций, как дифтерия и столбняк. Профилактические прививки от них жители страны должны получать каждые десять лет, начиная с шестнадцатилетнего возраста. 

  • Прививка от социальных бед 26.04.2018

    Карагандинские доктора могут чувствовать себя вполне защищенными. Областной филиал профсоюза работников здравоохранения проделал большую работу, чтобы обеспечить медиков солидным пакетом гарантий и льгот. Как отметила председатель филиала профсоюза Александра Мадиярова, основной упор был сделан на заключении с управлением здравоохранения Карагандинской области отраслевого соглашения по социальному партнерству. Итогом совместной работы стало подписание в июне прошлого года договора, который включает 122 пункта по наиболее актуальным вопросам. 

  • Когда запаздывают лекарства 24.04.2018

    Чтобы решить проблему, связанную с острой нехваткой лекарств для больных гемофилией, управление здравоохранения обратилось за помощью в другие области. По словам руководителя отдела лекарственного обеспечения Альмиры Рахимжановой, пока только трое детей обеспечены двумя наименованиями препаратов для свертываемости крови. А в области таких 17 и еще 30 взрослых. Такая ситуация сложилась, потому что у нас очень поздно начались тендерные процедуры.

  • Уменьшить затраты 19.04.2018

    С ростом продолжительности жизни населения нашей страны и развитием медицинских технологий объем потребления медуслуг увеличивается, и в будущем эта тенденция роста сохранится. По мнению директора филиала НАО «Фонд социального медицинского страхования» по Карагандинской области Фазыла Копобаева, в связи с тем, что система здравоохранения сегодня не готова ответить на глобальные вызовы, наши граждане тратят на медицинские услуги и лекарства слишком много собственных средств.

  • Ускоритель диагностики 19.04.2018

    С момента внедрения в области Комплексной медицинской информационной системы ее разработчики создали 8 версий программы. Для ее совершенства и расширения возможностей появляются все новые модули. Один из последних предназначен для архивации любых цифровых изображений, будь то снимки или видео. Это позволит загружать в систему не только данные флюороосмотров, но и исследований рентген-аппаратов, ангиографов, УЗИ, эндоскопии и других методов диагностики.

  • Золотой стандарт 12.04.2018

    За последние три года в Карагандинской области существенно увеличилось число доноров, сдающих кровь безвозмездно. На сегодня они составляют 99,8% в общей структуре, что выделяет наш регион на фоне республики (в целом по РК цифра равна 95%). Эти данные были озвучены на прошедшем в Астане III Евразийском конгрессе трансфузиологов с международным участием. Представители службы крови Казахстана и других государств обсуждали актуальные вопросы, связанные с безопасностью и качеством такого ценного ресурса, как донорская кровь. 

  • "Учтите наше мнение!" 05.04.2018

    Эмоциональным получился разговор на встрече руководства управления здравоохранения, медицинской фирмы «Гиппократ» с жителями Пришахтинска, прикрепленными к бывшей поликлинике № 2, обслуживающей жилые массивы ЖБИ, транспортного цеха, Старой Тихоновки и всего охватывающей порядка 60 тысяч человек. Речь шла об условиях оказания медицинской помощи и стоимости платных услуг. Изменения в прейскуранте пациенты заметили после передачи государственной поликлиники в конкурентную среду - в конце прошлого года это медучреждение и поликлиника № 2 г. Темиртау перешли в доверительное управление медицинской фирме «Гиппократ» сроком на 5 лет. Столкнувшись с изменениями, люди запаниковали и пожаловались в облздрав. Компания инициировала встречу с пациентами, чтобы вместе обсудить все вопросы.