09 января 2018 года 2986

Рыцарь и поэт

Автор: Айгуль ОМАРОВА, научный сотрудник областного музея изобразительного искусства

В Караганде, наверное, в единственном из городов Казахстана и СНГ, установлен памятник Генриху Фогелеру перед зданием немецкого центра «Wiedergeburt». Генрих Эдуардович был не только художником, он известен как архитектор, иллюстратор и дизайнер. Он - один из создателей и главный представитель немецкого модерна. Имя Фогелера широко известно в Германии - в Бремене, где он родился 12 декабря 1872 года, в Ворпсведе, где плодотворно жил и работал. Мировую славу ему принесло творчество книжного иллюстратора, затем творчество в колонии художников Ворпсведе. Среди соратников по колонии - «офицеров живописи», как их называли современники, он отличался восторженностью миром, любовью к старинным и романтическим преданиям, что снискало ему славу «рыцаря и поэта».

В маленькой деревушке однажды выросло поместье Баркенхофф (Березовый двор), спроектированное и построенное мастером, как и здание вокзала в Ворпсведе. В начале ХХ века появилась «фирменная» фогелеровская мебель, серебряные столовые приборы с ручками в виде тюльпанов (их до сих пор выпускают в Бремене), ковры, женские украшения и другое. Фогелер оформлял журнал символистов «Остров», участвовал в европейских выставках, а в Дрездене впервые представил интерьер дамской комнаты. Затем появились проекты домов и сами дома для рабочих. По эскизам Фогелера фарфоровые заводы в Берлине и Мейсене производили чудесные сервизы и статуэтки. Вершиной его дизайна стал интерьер Золотой палаты городской ратуши в Бремене в стиле модерн, а его личное счастье пополнилось рождением трех дочерей, подаренных супругой и музой Мартой.
Во время Первой мировой войны Фогелер воевал на Восточном фронте и написал открытое письмо кайзеру Вильгельму II в виде сказки «Добрый Господь», за что был помещен в психиатрическую больницу. Выйдя, в своем поместье создал коммуну «Рабочее товарищество» - общественный проект для тружеников сельского хозяйства и ремесленников.
Генрих Фогелер верил, что художественные реформы улучшат жизнь общества. Большое впечатление на него произвели творения Л. Толстого, М. Горького, Л. Троцкого. Вера в идеалы, которые должны были, по его убеждению, изменить мир, привели Фогелера в Советский Союз, где он часто бывал с 1923 года. Его пригласили возглавить отделение художественного воспитания Московского университета национальных меньшинств Запада, но основной целью поездок было посещение молодых республик.
Фогелер выпустил книгу об увиденном, а в 1926 году отправился в Таджикистан, Узбекистан, из Самарканда поехал в Баку и принял участие в VIII выставке Ассоциации революционных художников России. Позже он выступал с докладами в Германии и стал одним из организаторов Ассоциации революционных художников Германии. В 1930 году в Ворпсведе он провел выставку своих работ о хозяйственных и социальных достижениях советских республик.
Художник-антифашист переезжает в Москву с новой семьей в 1931 году, куда его пригласили в качестве консультанта по вопросам массового строительства. Он ставит целью поддержание мира через взаимообогащение культур, для немецкой колонии Энгельс в Поволжье переводит с русского на немецкий школьные учебники, иллюстрирует детские книги. Некоторое время живет в Одессе, работая сценографом местного немецкоязычного театра и создает фигурки для немецкого кукольного театра.
В России Фогелер близко общался со многими деятелями искусств, видными партийными представителями, хотя сам не был партийцем. В 1934 году московским издательством «Два мира» опубликован сборник карикатур с 34 работами Фогелера под заголовком «Третий Рейх». В этот период проходит его первая персональная выставка. Его вторая супруга - Софья, дочь видного революционного деятеля Юлиана Мархлевского, сподвижника В. Ленина, тесно связанного с немецкими социал-демократами К. Либкхнетом, Р. Люксембург, А. Бебелем, К. Цеткин. С Кларой Цеткин Фогелера тоже связывала дружба на политическом поприще. Он написал несколько ее портретов.
В мае 1941-го в Москве открылась еще одна персональная выставка Генриха Эдуардовича - последняя из 80 работ. Когда началась война Германии против СССР, Фогелер стал работать в отделе пропаганды Главного политуправления Красной Армии по составлению агитлистовок. Но сталинские репрессии добрались и до него: он оказался ссыльным в колхозе Первого мая Ворошиловского района Карагандинской области (ныне село Керней, Бухаржырауский район).
Работу над антифашистскими листовками Генрих Фогелер продолжал в Казахстане: «Я пишу и рисую картины битв. Это действует на настроение немецких солдат, открывает им глаза на правду, направляет их взгляды против убийцы Гитлера и заставляет думать о спасении Германии перед ее закатом…» Условия были тяжелыми: художник умер в 1942 году от голода и истощения в больнице села Хорошевского. Находясь в изоляции среди малограмотных крестьян, он ощущал полное душевное одиночество в отрыве от работы и семьи.
До середины 80-х годов ни его сын Ян Юрген Фогелер, ни кто-либо другой не знали о месте захоронения художника. С перестройкой на запросы профессора МГУ Яна Фогелера стали находиться ответы: помог немецкий исследователь жизни и творчества Г. Фогелера Вернер Хоман. В 1986 году на кладбище в селе Керней силами местной власти установили надгробный памятник Генриху Фогелеру из серого гранита.
Благодаря Вернеру Хоману и активному члену общества Фогелера Гюнтеру Рюппину, журналисту республиканской газеты «Freundschaft» Артуру Герману (родной дядя певицы Анны Герман), краеведу Юрию Попову, художникам Марату Джунусову, Юрию Гуммелю, а также работникам культуры и искусствоведам Бахитжан Жантыбаевой, Наталье Иваниной и другим, установлены место последних дней жизни и смерти Фогелера и место предполагаемого захоронения. Сборник статей и мемуаров под названием «Werden» («Становление»), над которым Фогелер работал в Корнеевке, опубликован в 1989 году в Германии.
Вернер Хоман, в свою очередь, дважды приезжал в Караганду. В апреле 1989 года здесь был и Ян Фогелер - они вместе посетили памятник на могиле художника в Корнеевке. В этом же году создан немецкий центр «Wiedergeburt», а В. Хоман основал музей Генриха Эдуардовича в Корнеевской средней школе. В фондах Карагандинского музея изобразительного искусства находится докторская диссертация Хомана на немецком языке о творчестве художника. Музей имеет коллекцию книг о нем, в том числе ксерокопии его писем и фотографий, а также письма Хомана к Юрию Попову, который тоже пополнил историю Фогелера в Казахстане. Перу Ю. Попова принадлежат публикации в местной периодике, а итогом его работы стала вышедшая в 2008 году книга «Последний приют Фогелера».
В нашей области есть еще один скульптурный портрет Фогелера в бронзе, созданный карагандинским скульптором немецкого происхождения, заслуженным деятелем искусств Юрием (Гюнтером) Гуммелем: он подарен школьному музею в Корнеевке. Гуммель создал несколько скульптур художника - одна из них воплощает молодого Фогелера и находится в доме-музее в Ворпсведе, другая приобретена Третьяковской галереей в Москве.
Многие художники Караганды увлечены темой «фогелерианы». Владимир Малькевич посвятил серию картин в память живописцу: одна из них - ксилография «Последнее пристанище», хранится в музее вместе с другими работами: «Ника поверженная» и более поздней «Билык и Фогелер». Карагандинский художник с немецкими корнями Виктор Арент ознакомился с наследием Г. Фогелера в Германии, поведав об этом в творческом отчете. Известна и книга ученого Нурлана Дулатбекова «Черным карандашом Карлага», в которой повествуется о Фогелере, а также графический цикл Гуммеля «Трудармия». Одна из работ Фогелера из золотой коллекции музея - живописное полотно «Генделен», написана им в последней поездке на Кавказ в 1941 году. Другая, «Первое лето», офорт раннего творчества, привезена немецким обществом Г. Фогелера из Ворпсведе.
В августе 2015 года немецким центром «Wiedergeburt» при финансовой поддержке Посольства ФРГ в Казахстане установлена мемориальная плита Генриху Фогелеру в селе Белагаш (бывшее Хорошевское). Музей изобразительного искусства и немецкий центр «Wiedergeburt» представили тогда каталог из 250 музейных экспонатов и произведений: это позволит из любой точки мира обратиться к наследию немецких мастеров из Казахстана.
Фогелеровская идея поддержки художников, их начинаний, достижений жива как в Германии, так и в Казахстане. В фонде Фогелера в Ворпсведе учатся и получают стипендию будущие художники, а выставка, организованная казахстанской и германской сторонами в июне 2016 года, побывала в России, Туркмении, Киргизии и городах Казахстана. О том, что мастера помнят, свидетельствует и его портрет, представленный на областном конкурсе «Үміт-2017» в музее изобразительного искусства: полотно, написанное восковыми мелками заключенным А. Тусупхановым, заняло I место в разделе «Графика».

 

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Ах, какая женщина - настоящий полковник! 23.06.2018

    Профессия полицейского уже давно перестала быть исключительно мужской. Хотя она по-прежнему остается мужественной из-за контингента, с которым приходится сталкиваться сотрудникам правоохранительных органов. И у коллег язык не поворачивается назвать женщин слабым полом, потому что они не уступают мужчинам в профессионализме, выдержке и самоотдаче. Но при этом им удается сохранить свою природную мягкость и очарование.

  • Для всех и каждого 23.06.2018

    Считается, что чиновник не принадлежит себе: воспринимая его как представителя государства, общество предъявляет к нему большие требования. Отрадно, что среди государственных служащих немало тех, кто по-настоящему служит интересам страны.  Когда я вижу на городских праздниках группу ветеранов, то знаю - рядом с ними обязательно будет Зылиха Сапияновна Надирова. Она стала своеобразным связующим звеном между старшим и молодым поколениями абайцев. И это не случайно: ведь Зылиха Сапияновна, как никто другой, знает старожилов города, проработав 35 лет на госслужбе. 

  • Совершенству нет предела 21.06.2018

    Когда команда КВН «Сборная РУДН» приезжала с гастролями в Караганду, ее капитана Сангаджи Тарбаева приходилось выводить из зала через запасной выход, чтобы его не помяли поклонники. Сейчас Талгат Турмаганбетович Жукен, заместитель директора областного медицинского центра по лечебной работе, вспоминает об этом с улыбкой. Это сейчас он врач высшей категории, а в студенческие годы много времени посвящал карагандинскому КВН, активно занимался организаторской работой.

  • Многогранный дар Хайнисы 19.06.2018

    Оформление выставочных залов и картины художника-оформителя темиртауского историко-краеведческого музея Хайнисы Мустафиной завораживают воздушной легкостью и философской глубиной. Влюбленная в свое дело, Хайниса Рахимжановна названа лучшим музейным работником года среди 16 музеев, в которых трудятся около 400 научных работников. Художественный дар Хайниса Мустафина унаследовала от предков и бабушки Батики - народной мастерицы, которая делала ковры, вышивала национальными узорами одежду, заодно вырезала для любимой внучки орнаменты из бумаги. Ну а маленькая Хайниса рисовала в тетрадях, книжках, на обрывках газет все, что видела. В простой чернильной кляксе ее зоркий взгляд увидел степную красавицу с младенцем, чей образ она отразила позднее, когда испытала радость материнства, - в солнечной картине «Степная мадонна». Увлеченность рисованием повела Х. Мустафину по жизни.

     

  • Главный доктор на селе 16.06.2018

    В каждом селе, ауле или зимовке его знают в лицо и по имени-отчеству, а в доме принимают как родного и уважаемого человека. И все потому, что к нему обращаются не только когда нужна помощь или чувствуют недомогание, а по любому поводу. Все-таки знающий человек, с высшим образованием и огромным опытом работы. Так что у себя в округе этот врач общей практики пользуется безоговорочным авторитетом. Потому что он такой один на полторы тысячи человек!

  • На всю жизнь 16.06.2018

    Врач – это одна из самых необходимых профессий. Врач должен быть честным и уметь быстро принимать решения в критических ситуациях. Ведь промедление может стоить больному жизни. Профессия врача – это призвание, о таком враче по призванию расскажем мы сегодня. Любовь Ивановна Головина – врач от Бога. За 47 лет практической работы врачом-гинекологом районной больницы невозможно счесть, сколько младенцев она приняла, скольким матерям спасла жизнь и сколько времени провела за операционным столом.

  • Психология патриотизма 14.06.2018

    Спортсменка, красавица, только что не комсомолка -Фариза Тишмаганбетова принимает активное участие в жизни своего родного Жанааркинского района, а теперь уже и всей области. Недавно на республиканской олимпиаде «Талантливый учитель - одаренным детям» она вошла в пятерку лучших в номинации для школьных психологов. Этому предшествовали другие победы. В областном отборочном туре олимпиады Фариза получила диплом первой степени. Это при том, что в школе она работает только два года. Видимо, сказывается принадлежность девушки к учительской династии. Ее мама тоже педагог, да и другие женщины в роду частенько выбирали эту профессию.

  • Верность профессии 12.06.2018

    Смоленщина испила полную чашу страданий в самой страшной войне человечества. Смоленская земля, на протяжении многих веков прикрывавшая Москву и восточные районы страны от нападения врагов с Запада, в годы Великой Отечественной войны оказалась на пути главных сил фашистского вторжения. Два года длились здесь непрекращающиеся кровопролитные бои. Сейчас на ее территории насчитываются захоронения сотен тысяч погибших в годы Великой Отечественной войны. О событиях тех лет рассказывают экспозиции десятков музеев, высятся строгие лаконичные монументы. Нескольких месяцев не хватит, чтобы посетить все места скорби на Смоленщине.