09 января 2018 года 3361

Рыцарь и поэт

Автор: Айгуль ОМАРОВА, научный сотрудник областного музея изобразительного искусства

В Караганде, наверное, в единственном из городов Казахстана и СНГ, установлен памятник Генриху Фогелеру перед зданием немецкого центра «Wiedergeburt». Генрих Эдуардович был не только художником, он известен как архитектор, иллюстратор и дизайнер. Он - один из создателей и главный представитель немецкого модерна. Имя Фогелера широко известно в Германии - в Бремене, где он родился 12 декабря 1872 года, в Ворпсведе, где плодотворно жил и работал. Мировую славу ему принесло творчество книжного иллюстратора, затем творчество в колонии художников Ворпсведе. Среди соратников по колонии - «офицеров живописи», как их называли современники, он отличался восторженностью миром, любовью к старинным и романтическим преданиям, что снискало ему славу «рыцаря и поэта».

В маленькой деревушке однажды выросло поместье Баркенхофф (Березовый двор), спроектированное и построенное мастером, как и здание вокзала в Ворпсведе. В начале ХХ века появилась «фирменная» фогелеровская мебель, серебряные столовые приборы с ручками в виде тюльпанов (их до сих пор выпускают в Бремене), ковры, женские украшения и другое. Фогелер оформлял журнал символистов «Остров», участвовал в европейских выставках, а в Дрездене впервые представил интерьер дамской комнаты. Затем появились проекты домов и сами дома для рабочих. По эскизам Фогелера фарфоровые заводы в Берлине и Мейсене производили чудесные сервизы и статуэтки. Вершиной его дизайна стал интерьер Золотой палаты городской ратуши в Бремене в стиле модерн, а его личное счастье пополнилось рождением трех дочерей, подаренных супругой и музой Мартой.
Во время Первой мировой войны Фогелер воевал на Восточном фронте и написал открытое письмо кайзеру Вильгельму II в виде сказки «Добрый Господь», за что был помещен в психиатрическую больницу. Выйдя, в своем поместье создал коммуну «Рабочее товарищество» - общественный проект для тружеников сельского хозяйства и ремесленников.
Генрих Фогелер верил, что художественные реформы улучшат жизнь общества. Большое впечатление на него произвели творения Л. Толстого, М. Горького, Л. Троцкого. Вера в идеалы, которые должны были, по его убеждению, изменить мир, привели Фогелера в Советский Союз, где он часто бывал с 1923 года. Его пригласили возглавить отделение художественного воспитания Московского университета национальных меньшинств Запада, но основной целью поездок было посещение молодых республик.
Фогелер выпустил книгу об увиденном, а в 1926 году отправился в Таджикистан, Узбекистан, из Самарканда поехал в Баку и принял участие в VIII выставке Ассоциации революционных художников России. Позже он выступал с докладами в Германии и стал одним из организаторов Ассоциации революционных художников Германии. В 1930 году в Ворпсведе он провел выставку своих работ о хозяйственных и социальных достижениях советских республик.
Художник-антифашист переезжает в Москву с новой семьей в 1931 году, куда его пригласили в качестве консультанта по вопросам массового строительства. Он ставит целью поддержание мира через взаимообогащение культур, для немецкой колонии Энгельс в Поволжье переводит с русского на немецкий школьные учебники, иллюстрирует детские книги. Некоторое время живет в Одессе, работая сценографом местного немецкоязычного театра и создает фигурки для немецкого кукольного театра.
В России Фогелер близко общался со многими деятелями искусств, видными партийными представителями, хотя сам не был партийцем. В 1934 году московским издательством «Два мира» опубликован сборник карикатур с 34 работами Фогелера под заголовком «Третий Рейх». В этот период проходит его первая персональная выставка. Его вторая супруга - Софья, дочь видного революционного деятеля Юлиана Мархлевского, сподвижника В. Ленина, тесно связанного с немецкими социал-демократами К. Либкхнетом, Р. Люксембург, А. Бебелем, К. Цеткин. С Кларой Цеткин Фогелера тоже связывала дружба на политическом поприще. Он написал несколько ее портретов.
В мае 1941-го в Москве открылась еще одна персональная выставка Генриха Эдуардовича - последняя из 80 работ. Когда началась война Германии против СССР, Фогелер стал работать в отделе пропаганды Главного политуправления Красной Армии по составлению агитлистовок. Но сталинские репрессии добрались и до него: он оказался ссыльным в колхозе Первого мая Ворошиловского района Карагандинской области (ныне село Керней, Бухаржырауский район).
Работу над антифашистскими листовками Генрих Фогелер продолжал в Казахстане: «Я пишу и рисую картины битв. Это действует на настроение немецких солдат, открывает им глаза на правду, направляет их взгляды против убийцы Гитлера и заставляет думать о спасении Германии перед ее закатом…» Условия были тяжелыми: художник умер в 1942 году от голода и истощения в больнице села Хорошевского. Находясь в изоляции среди малограмотных крестьян, он ощущал полное душевное одиночество в отрыве от работы и семьи.
До середины 80-х годов ни его сын Ян Юрген Фогелер, ни кто-либо другой не знали о месте захоронения художника. С перестройкой на запросы профессора МГУ Яна Фогелера стали находиться ответы: помог немецкий исследователь жизни и творчества Г. Фогелера Вернер Хоман. В 1986 году на кладбище в селе Керней силами местной власти установили надгробный памятник Генриху Фогелеру из серого гранита.
Благодаря Вернеру Хоману и активному члену общества Фогелера Гюнтеру Рюппину, журналисту республиканской газеты «Freundschaft» Артуру Герману (родной дядя певицы Анны Герман), краеведу Юрию Попову, художникам Марату Джунусову, Юрию Гуммелю, а также работникам культуры и искусствоведам Бахитжан Жантыбаевой, Наталье Иваниной и другим, установлены место последних дней жизни и смерти Фогелера и место предполагаемого захоронения. Сборник статей и мемуаров под названием «Werden» («Становление»), над которым Фогелер работал в Корнеевке, опубликован в 1989 году в Германии.
Вернер Хоман, в свою очередь, дважды приезжал в Караганду. В апреле 1989 года здесь был и Ян Фогелер - они вместе посетили памятник на могиле художника в Корнеевке. В этом же году создан немецкий центр «Wiedergeburt», а В. Хоман основал музей Генриха Эдуардовича в Корнеевской средней школе. В фондах Карагандинского музея изобразительного искусства находится докторская диссертация Хомана на немецком языке о творчестве художника. Музей имеет коллекцию книг о нем, в том числе ксерокопии его писем и фотографий, а также письма Хомана к Юрию Попову, который тоже пополнил историю Фогелера в Казахстане. Перу Ю. Попова принадлежат публикации в местной периодике, а итогом его работы стала вышедшая в 2008 году книга «Последний приют Фогелера».
В нашей области есть еще один скульптурный портрет Фогелера в бронзе, созданный карагандинским скульптором немецкого происхождения, заслуженным деятелем искусств Юрием (Гюнтером) Гуммелем: он подарен школьному музею в Корнеевке. Гуммель создал несколько скульптур художника - одна из них воплощает молодого Фогелера и находится в доме-музее в Ворпсведе, другая приобретена Третьяковской галереей в Москве.
Многие художники Караганды увлечены темой «фогелерианы». Владимир Малькевич посвятил серию картин в память живописцу: одна из них - ксилография «Последнее пристанище», хранится в музее вместе с другими работами: «Ника поверженная» и более поздней «Билык и Фогелер». Карагандинский художник с немецкими корнями Виктор Арент ознакомился с наследием Г. Фогелера в Германии, поведав об этом в творческом отчете. Известна и книга ученого Нурлана Дулатбекова «Черным карандашом Карлага», в которой повествуется о Фогелере, а также графический цикл Гуммеля «Трудармия». Одна из работ Фогелера из золотой коллекции музея - живописное полотно «Генделен», написана им в последней поездке на Кавказ в 1941 году. Другая, «Первое лето», офорт раннего творчества, привезена немецким обществом Г. Фогелера из Ворпсведе.
В августе 2015 года немецким центром «Wiedergeburt» при финансовой поддержке Посольства ФРГ в Казахстане установлена мемориальная плита Генриху Фогелеру в селе Белагаш (бывшее Хорошевское). Музей изобразительного искусства и немецкий центр «Wiedergeburt» представили тогда каталог из 250 музейных экспонатов и произведений: это позволит из любой точки мира обратиться к наследию немецких мастеров из Казахстана.
Фогелеровская идея поддержки художников, их начинаний, достижений жива как в Германии, так и в Казахстане. В фонде Фогелера в Ворпсведе учатся и получают стипендию будущие художники, а выставка, организованная казахстанской и германской сторонами в июне 2016 года, побывала в России, Туркмении, Киргизии и городах Казахстана. О том, что мастера помнят, свидетельствует и его портрет, представленный на областном конкурсе «Үміт-2017» в музее изобразительного искусства: полотно, написанное восковыми мелками заключенным А. Тусупхановым, заняло I место в разделе «Графика».

 

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Как закалялся характер 01.12.2018

    Мы относимся к молодежи 60-х годов, многие спросят: какая она, в чем ее отличие от молодежи других лет? Безусловно, это люди разных характеров и судеб. Наше детство совпало с лихолетьем Великой Отечественной войны. А юность и профессиональное становление пришлись на период укрепления мощи страны, рождения новой истории. Большая часть молодежи того времени остро ощущала сопричастность своей судьбы с судьбой страны, поэтому мы с энтузиазмом отозвались на комсомольский призыв, приехав на строительство молодого города Темиртау и Казахстанской Магнитки.

  • Надежно сварен шов! 01.12.2018

    В первую минуту знакомства меня поразило его стальное рукопожатие. Правда, и ладонь у него была, что лопата. Да и весь внешний облик большого и сильного человека к такому жесту располагал. И только гораздо позже я узнал настоящую опору этого внешнего.

  • Грани жизни 01.12.2018

    Журналист, писатель и драматург Отен Ахметов в студенчестве занимался греко-римской борьбой и был в сборной университета. Ему прочили невероятную популярность среди дам, но он однолюб и скоро отметит 60-летие совместной жизни с супругой. А пока празднует собственный юбилей: ему исполнилось 80 лет.

     

  • Роль длиною в жизнь 29.11.2018

    Монологом о несыгранных ролях хотел бы начать вечер, посвященный своему 70-летию, заслуженный деятель РК, актер, драматург Кенес Жумабеков. Между тем на счету Кенеса Нарымбаевича около сотни воплощенных образов за 50 лет творческой деятельности в Карагандинском областном драматическом театре имени С. Сейфуллина.

  • Наследие Баримбека Бейсенова 29.11.2018

    В народе не зря говорят, что человек жив, пока о нем живет память в сердцах людей. В декабре этого года профессору права, генерал-майору юстиции, заслуженному работнику МВД СССР Баримбеку Сарсеновичу Бейсенову исполнилось бы 95 лет, и можно с уверенностью сказать, что теплые воспоминания о нем до сих пор хранят тысячи благодарных учеников. К числу таких людей отношусь и я.

  • Призвание 15.11.2018

    Считается, что чиновник не принадлежит себе: воспринимая его как представителя власти, общество предъявляет к нему высокие требования. Отрадно, что среди государственных служащих немало тех, кто по-настоящему служит интересам страны. Чувство ответственности, любовь к работе и стремление сделать не для себя, а для других - таковы, пожалуй, качества идеального представителя власти. Ими обладает наш герой - Фаниль Гизатуллин, отдавший государственной службе более 30 лет.

  • Материнское счастье Зейнеп апа 10.11.2018

    В жизни не бывает случайных встреч. Каждый человек, с которым сводит нас судьба, имеет свое особое значение. Таким особенным человеком для многих карагандинцев,
    и не только для них, стала Зейнеп Кариевна Нигматулина.
    Женщина, которая прожила долгую и насыщенную жизнь. Но не только долголетием славится этот поистине удивительный человек. А своим искренним и большим сердцем, дарившим тепло всем и особенно тем, кто в нем нуждался. Исключительную доброту, душевность и мудрость Зейнеп Кариевны будут всегда помнить ее дети, внуки, родные и близкие и, конечно же, те, кто имел счастье быть с ней знаком.

  • Богатство в образах 01.11.2018

    Одной из ведущих актрис, мастеру сцены Гульсаре Рашкалиевой исполняется 70 лет. Вот уже более полувека она служит и блистает на сцене Карагандинского областного драматического театра им. С. Сейфуллина.