09 января 2018 года 769

Собрание достижений

Автор: Анна СТРОКОВА

Он хотел в летчики, но стал учителем и на этом поприще нашел себя: с его подачи наши школы в середине ХХ века обрели смелые по тем временам новшества. А теперь именем Рашита Хасенова называется музей развития и становления системы образования области. Музей в учебно-методическом центре развития образования Карагандинской области (УМЦ РО), названный именем Рашита Шайзаратовича, открылся на днях. Он занимает только три зала, но расширение фонда - дело времени. А пока участники торжественного события - сотрудники управления образования, члены Общественного совета, ветераны педагогического труда и учителя - рады тому, что в Караганде есть место, где можно ознакомиться с историей всех учебных организаций.

С предложением создать такой музей облуо выступило в марте прошлого года, и работа началась. Помогали не только руководители и учреждения образования региона, но государственный архив области и областной историко-краеведческий музей. В УМЦ РО признаются: это увлекательная работа, которая обязательно продолжится. Имя Рашита Хасенова музей тоже получил не зря: карагандинский край, безусловно, богат талантливыми педагогами, но в конечном итоге выбор пал именно на Хасенова, семью которого можно без преувеличения назвать династией учителей.
Торжественно открыть музей развития и становления образования - перерезать шелковую ленту - были приглашены руководитель облуо Есенгазы Имангалиев и профессор, ветеран педагогического труда Сабит Контаев. Интерьер во всех залах богатый и достойный, в нем затронуто развитие детских домов, спецкоррекционных учреждений, колледжей, детских садов, организаций дополнительного образования и, конечно, школ области. Исследовательской работы, говорят в УМЦ, хватает больше чем на десяток лет, ведь у каждого учреждения своя уникальная история. В процессе подготовки информации, кроме того, были найдены фотографии первых директоров колледжей, первого коллектива Каркаралинского агротехнического колледжа, и вскоре экспонаты музея и документы начнут оцифровывать.
Карагандинское управление образования ведет свою историю с 1936 года: его первым руководителем был Муратбек Нурпеисов. Список руководителей нашего облуо обозначен вплоть до 2017 года: последние четверо - Владимир Каминский, Евгений Бекметов, Есенгазы Имангалиев и Асхат Аймагамбетов. Немало собрано фотодокументов, книг и пособий, а также исторических сведений о городских и районных отделах образования. В разные годы шли их реорганизация, слияние и разделение учреждений, что тоже отражено в информационных стендах и документах. Здесь же хранится книга «Лучшие педагоги Карагандинской области», а один из залов посвящен и династии Хасеновых. Кстати, в работе над музеем сотрудникам УМЦ во многом помогло собственное образование: среди них немало историков, изучивших музейное дело, а скоро здесь откроют и ставки музейных работников, чтобы продолжать исследовательский труд.
Историк по образованию, Рашит Хасенов окончил Уральский пединститут. Он собирался посвятить себя науке, но его направили в Балхаш, где нужно было поднимать одну из школ. С 1951 года, почти 10 лет, он трудился директором школы, потом - заведующим гороо, после - в институте повышения квалификации учителей заместителем директора и директором.
- В начале пятидесятых он выхлопотал для школы профессиональное швейное оборудование для девочек, грузовые машины для мальчиков, - продолжила Алмагуль Хасенова. - В школе стали производить продукцию, зарабатывать деньги, на которые покупали новое оборудование, отправляли детей в туристические поездки по Казахстану и за его пределы. Это были очень смелые новинки, но уже тогда педагоги видели будущее в профтехобразовании. Папа был уверен: необходимо совмещать образование с трудовым обучением и получением специальности.
Алмагуль Рашитовна, к слову, тоже преподаватель и работает в КарГУ им. Е.А. Букетова на юридическом факультете с 1993 года. На это вдохновил не только отцовский пример: ее дедушка Шайзарат Хасенов был одним из первых комсомольцев и коммунистов Казахстана, долгие годы отдавший партийной работе, служивший во время войны уполномоченным Государственного комитета обороны. В 1946 году, когда образовывался будущий КарГУ, Шайзарат пришел в пединститут, где преподавал историю КПСС. А все братья и сестры Рашита Шайзаратовича - тоже работники вузов, профессора и заслуженные деятели образования. Общий стаж династии Хасеновых насчитывает 354 года.
Караганда, отметили в день открытия музея им. Р. Хасенова, всегда была крупным академическим центром. Долгое время в Казахстане было всего два крупных университета - в Алматы и Караганде. В 70-е годы на Всесоюзной олимпиаде по математике наши ребята заняли первое место, обойдя в финале Ленинград. Карагандинские школьники и сейчас продолжают держать высокую планку, сохраняя за собой звание лучшей олимпийской команды в научных соревнованиях. Система образования продолжает свое развитие, и музей ее становления будет отражать все достижения нашего края.
Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Коррозии - бой! 22.09.2018

    Ученые Карагандинского технического университета разработали инновационный способ борьбы с главным бичом металлургии - коррозией. С помощью нанотехнологической разработки они создали суспензию, которая проникает внутрь металлической поверхности и не только защищает детали от повреждений, но и восстанавливает уже имеющиеся изъяны. Нанопродукт имеет огромные перспективы и уже активно тестируется на производстве - на площадке машиностроительного завода им. Пархоменко.

  • Учеба продолжается! 22.09.2018

    Весть о том, что в селе Матак Каркаралинского района школа будет укомплектована всего на четверть, распространилась по интернету пару недель назад. Якобы сами учителя подняли панику, что им некого будет учить. Однако, как утверждает руководитель управления образования Карагандинской области, эта нерадужная картина, которую обрисовали местные жители, не соответствуют действительности. 

  • Ремонт в учебный год 20.09.2018

    Поздно проведенный тендер на ремонт школы села Тузды Бухаржырауского района вынудил 171 ученика и 35 учителей ютиться в тесном неприспособленном помещении. Вот уже три недели, как школьники с 0 по 11 классы учатся в здании, которое подлатали наспех. По словам акима Тузды Сауле Бегжановой, обстоятельства сложились так, что техперсоналу школы и родителям пришлось объединить усилия, чтобы к новому учебному процессу подремонтировать здание бывшего акимата, которое стояло заброшенным несколько лет.

  • Отказаться - ваше право 15.09.2018

    «Мы считаем, что родители не обязаны нести какие-либо расходы на ремонт или проведение мероприятий в организациях образования, и рассматриваем подобные факты как коррупцию. Из бюджета выделяются достаточные денежные средства на все указанные цели», - отметил заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Олжас Бектенов на видеоконференции, посвященной актуальным проблемам в сфере образования. Прямая трансляция республиканского совещания для карагандинских педагогов была организована в стенах областного департамента Национального бюро по противодействию коррупции. В его работе приняли участие вице-министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, а также посредством видеоконференц-связи - руководители областных управлений, городских отделов образования, директора школ и активные представители попечительских советов.

  • Как вырастить гения 15.09.2018

    Как развить творческие способности ребенка? Как проложить кратчайший путь от детского рисунка к внедрению инновационных методов обучения? Все чаще мы слышим выражение - «интеграционная форма занятия». Новшество это или необходимость? 
    В последнее время мы приходим к выводу, что применение инновационных технологий в современном обучении просто необходимо для формирования всесторонне развитой личности. И важно не только внедрение новых форм работы с этнокультурными объединениями Ассамблеи народа Казахстана нашей области, но и более глубокое изучение народного творчества и языковой культуры разных этносов. 

  • Закрой учебник, выйди в сеть 13.09.2018

    Как отметила директор гимназии № 93 Аягуль Ахметова, наряду с их ребятами тестировать 13 электронных книг будут в Астане, Алматы, Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областях. Всего 13 школ, 80 классов и порядка трех тысяч учащихся.
    - В пилотном проекте примут участие 3, 6, 8 классы, - поделилась она. - Для учеников третьего класса с русским языком обучения в новом формате разработаны пособия «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Информационно-коммуникационные технологии», а для детей с казахским языком обучения - «Математика» и «Русский язык». В 6 классах с казахским языком обучения предусмотрен «Жаратылыстану», с русским языком обучения - «Естествознание» и «Русская литература». Для 8 классов с казахским и русским языками обучения будут учебники по «Географии» и «Информатике».

  • Школа для родителей 13.09.2018

    В республике началась серия родительских конференций «Казахстанские родители ХХI века: стань примером своему ребенку», которые призваны помочь мамам и папам лучше понимать своих детей и укрепить семью. В сентябре и октябре этого года пройдет несколько таких встреч, и на каждой из них обсудят, как родители могут поддержать ребенка в зависимости от его возраста. Конференции стартовали в начале сентября и прошли в одно время, а в Караганде одной из школ, которая собрала в своих стенах родителей, школьных психологов и представителей Института семейного воспитания (который и инициировал мероприятия), стала недавно открытая гимназия № 102.

  • Открытый урок 13.09.2018

    В начале сентября в Костанае прошел республиканский конкурс, посвященный Ахмету Байтурсынову, в котором соревновались преподаватели. Главный приз достался карагандинскому преподавателю областного Центра обучения языкам Динаре Куанбаевой. Конкурс, посвященный видному общественному деятелю, прошел и под эгидой Дня языков, который, напомним, теперь будет отмечаться 5 сентября, в день рождения самого Ахмета Байтурсынова. На первый взгляд может показаться, что схема заданий конкурса вполне традиционна - представиться, показать свою работу и провести открытый урок, но о сложности его говорит время подготовки нашей победительницы: четыре месяца.