09 января 2018 года 527

Собрание достижений

Автор: Анна СТРОКОВА

Он хотел в летчики, но стал учителем и на этом поприще нашел себя: с его подачи наши школы в середине ХХ века обрели смелые по тем временам новшества. А теперь именем Рашита Хасенова называется музей развития и становления системы образования области. Музей в учебно-методическом центре развития образования Карагандинской области (УМЦ РО), названный именем Рашита Шайзаратовича, открылся на днях. Он занимает только три зала, но расширение фонда - дело времени. А пока участники торжественного события - сотрудники управления образования, члены Общественного совета, ветераны педагогического труда и учителя - рады тому, что в Караганде есть место, где можно ознакомиться с историей всех учебных организаций.

С предложением создать такой музей облуо выступило в марте прошлого года, и работа началась. Помогали не только руководители и учреждения образования региона, но государственный архив области и областной историко-краеведческий музей. В УМЦ РО признаются: это увлекательная работа, которая обязательно продолжится. Имя Рашита Хасенова музей тоже получил не зря: карагандинский край, безусловно, богат талантливыми педагогами, но в конечном итоге выбор пал именно на Хасенова, семью которого можно без преувеличения назвать династией учителей.
Торжественно открыть музей развития и становления образования - перерезать шелковую ленту - были приглашены руководитель облуо Есенгазы Имангалиев и профессор, ветеран педагогического труда Сабит Контаев. Интерьер во всех залах богатый и достойный, в нем затронуто развитие детских домов, спецкоррекционных учреждений, колледжей, детских садов, организаций дополнительного образования и, конечно, школ области. Исследовательской работы, говорят в УМЦ, хватает больше чем на десяток лет, ведь у каждого учреждения своя уникальная история. В процессе подготовки информации, кроме того, были найдены фотографии первых директоров колледжей, первого коллектива Каркаралинского агротехнического колледжа, и вскоре экспонаты музея и документы начнут оцифровывать.
Карагандинское управление образования ведет свою историю с 1936 года: его первым руководителем был Муратбек Нурпеисов. Список руководителей нашего облуо обозначен вплоть до 2017 года: последние четверо - Владимир Каминский, Евгений Бекметов, Есенгазы Имангалиев и Асхат Аймагамбетов. Немало собрано фотодокументов, книг и пособий, а также исторических сведений о городских и районных отделах образования. В разные годы шли их реорганизация, слияние и разделение учреждений, что тоже отражено в информационных стендах и документах. Здесь же хранится книга «Лучшие педагоги Карагандинской области», а один из залов посвящен и династии Хасеновых. Кстати, в работе над музеем сотрудникам УМЦ во многом помогло собственное образование: среди них немало историков, изучивших музейное дело, а скоро здесь откроют и ставки музейных работников, чтобы продолжать исследовательский труд.
Историк по образованию, Рашит Хасенов окончил Уральский пединститут. Он собирался посвятить себя науке, но его направили в Балхаш, где нужно было поднимать одну из школ. С 1951 года, почти 10 лет, он трудился директором школы, потом - заведующим гороо, после - в институте повышения квалификации учителей заместителем директора и директором.
- В начале пятидесятых он выхлопотал для школы профессиональное швейное оборудование для девочек, грузовые машины для мальчиков, - продолжила Алмагуль Хасенова. - В школе стали производить продукцию, зарабатывать деньги, на которые покупали новое оборудование, отправляли детей в туристические поездки по Казахстану и за его пределы. Это были очень смелые новинки, но уже тогда педагоги видели будущее в профтехобразовании. Папа был уверен: необходимо совмещать образование с трудовым обучением и получением специальности.
Алмагуль Рашитовна, к слову, тоже преподаватель и работает в КарГУ им. Е.А. Букетова на юридическом факультете с 1993 года. На это вдохновил не только отцовский пример: ее дедушка Шайзарат Хасенов был одним из первых комсомольцев и коммунистов Казахстана, долгие годы отдавший партийной работе, служивший во время войны уполномоченным Государственного комитета обороны. В 1946 году, когда образовывался будущий КарГУ, Шайзарат пришел в пединститут, где преподавал историю КПСС. А все братья и сестры Рашита Шайзаратовича - тоже работники вузов, профессора и заслуженные деятели образования. Общий стаж династии Хасеновых насчитывает 354 года.
Караганда, отметили в день открытия музея им. Р. Хасенова, всегда была крупным академическим центром. Долгое время в Казахстане было всего два крупных университета - в Алматы и Караганде. В 70-е годы на Всесоюзной олимпиаде по математике наши ребята заняли первое место, обойдя в финале Ленинград. Карагандинские школьники и сейчас продолжают держать высокую планку, сохраняя за собой звание лучшей олимпийской команды в научных соревнованиях. Система образования продолжает свое развитие, и музей ее становления будет отражать все достижения нашего края.
Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Праздник словесности 19.04.2018

    В день акции «Тотальный диктант» зарегистрированных участников в Караганде было почти 500 человек. Число желающих проверить себя возросло: в течение 14 апреля их стало как минимум на три сотни больше. Прибавились и иностранные студенты: ребята тоже писали специальные задания. На подготовку к акции у карагандинского штаба «Тотального диктанта» ушло два с половиной месяца: главными вопросами стали поиск площадок, филологов, диктаторов, координаторов и других членов команды. Масштаб акции растет, и одних только диктаторов было почти 30 человек. Стоит ли говорить, что сама акция давно перешагнула экватор и проводится по всему миру.

  • Те, за кем идут 19.04.2018

    Школьный вожатый должен быть и артистом, и музыкантом, и организатором, и идейным вдохновителем. На своем примере это показали финалисты конкурса «Үздік тәлімгер-2018», организованного среди массовиков-затейников области впервые. Финал его был приурочен к годовщине программы «Рухани жаңғыру», в рамках которой проводился конкурс. Сразиться за звание лучшего вожатого решились 44 педагога. Предварительные этапы проходили в течение трех месяцев. Жюри выбрало из них 8 лучших педагогов, которые вышли в финал. Это вожатые из Каркаралинского, Шетского, Абайского, Актогайского, Улытауского районов, Караганды и Сатпаева.

  • «Робополис» в Караганде 17.04.2018

    50 роботов, в том числе роботы-гуманоиды и другие невероятные технологии будущего, можно будет увидеть в Караганде на выставке «Робополис», которая пройдет с 19 апреля по 20 мая.  «Робополис» будет открыт для всех и станет интересен каждому, независимо от пола и возраста. Все роботы и технологии интерактивны.

  • Молодежь и город мечты 17.04.2018

    Карагандинский государственный университет им.Е.А. Букетова масштабно отмечает юбилей столицы. Здесь прошел республиканский форум студентов «Астана - центр развития отечественной науки и образования», собравший молодежь из Астаны, Алматы, других регионов страны. Целью встречи стало не только развитие инновационной деятельности в студенческой и научной среде вузов, но и демонстрация достижений молодых карагандинских ученых. И надо сказать, что красен форум был не только научными открытиями.

  • Судьба столицы 17.04.2018

    Столица всегда находится как можно ближе к центру государства: она для него словно сердце. К слову, в некоторых языках слово «столица» это и обозначало. На такие темы рассуждали в главном корпусе КарГУ им. Е.А. Букетова: в рамках республиканского форума студентов «Астана - центр развития отечественной науки и образования» здесь прошел круглый стол на тему «Астана - символ Независимости».

  • Открывая мир профессий 12.04.2018

    На первый взгляд ученица 11 класса осакаровской гимназии № 9 Анастасия Ежова выглядит как будущий юрист: элегантный брючный костюм, стильные очки в алой оправе. Однако ее душа больше лежит к профессии учителя начальных классов: на эту тему Настя выступила на областном форуме-конкурсе «Открываем мир профессий». Для конкурса, который прошел на базе Карагандинской специализированной школы-интерната им. Н. Нурмакова, Анастасия Ежова подготовила презентацию о будущей работе. Девушка призналась, что учительство привлекает ее с детства: у Деда Мороза на Новый год она всегда просила школьную доску, чтобы играть в учителя и учеников. Сейчас она - активный участник школьной жизни, а среди любимых предметов называет дисциплины гуманитарного направления.

  • Цена потерянного времени 10.04.2018

    Если говорить о доступности образования для особенных детей, то пора обратить внимание на установку не только школьных пандусов, но и тактильных дорожек, звуковых маячков, информационных стендов, на переиздание очень старых, тридцатилетней давности, учебников для учащихся вспомогательных классов, пособий по Брайлю, разработку новых обучающих программ. Впервые в этом году за стол переговоров сели родители детей с особыми потребностями и директора школ, заведующие детскими садами, специалисты отдела образования, руководители общественных объединений. Организовал встречу центр помощи детям и инвалидам «Лучик надежды» и городской филиал партии "Нұр Отан".

  • В поисках профессии 07.04.2018

    На два дня Карагандинский областной музей ИЗО превратился в место паломничества школьников старших классов, их учителей и родителей. Непрерывным потоком туда стекались учащиеся всех школ областного центра, группами подъезжали ученики из городов-спутников и близлежащих сельских районов области. Все стремились попасть на главное образовательное событие года - выставку вузов и колледжей, чтобы подыскать будущую альма-матер и определиться с профессией.  Традиционная ежегодная выставка учебных заведений для будущих выпускников «Абитуриент-2018» проводится в Караганде уже в девятнадцатый раз. Организаторами, по уже сложившейся многолетней традиции, выступили общественное объединение «Движение молодежи за будущее Казахстана» и областное управление образования. В залах музея, временно превратившихся в агитационные, выставочные экспонаты, уступили места столикам и стендам представителей 12 вузов и 15 колледжей не только нашей области, но и ближнего зарубежья. Главной обязанностью представителей учебных заведений было давать всем желающим всестороннюю информацию о своем вузе или колледже, подробно отвечать на вопросы и правильно проводить профориентационную работу.