04 января 2018 года 1022

Пророческие слова

Автор: Зауреш САКТАГАНОВА, профессор, директор Центра этнокультурных и историко-антропологических исследований КарГУ им. Е.А. Букетова

Алихан Букейханов, как и другие представители национальной интеллигенции, жившие на рубеже XIX-ХХ веков, за годы своей активной общественно-политической деятельности пережил смену не одной политической системы: от абсолютной монархии до диктатуры пролетариата в советской России. И при всех этих режимах отношения с властью строились неоднозначно.

Практически всегда А. Букейханов оказывался в оппозиции к системе и власти, как только возникала необходимость решения проблем, связанных с национальными интересами казахского населения. Как показывает анализ истории этих взаимоотношений, никакая власть не хотела терпеть и не терпела ни свободомыслия, ни оппозиции, ни самостоятельности в решении этих вопросов.
Каковы же были взаимоотношения А. Букейханова с властями до февраля 1917 года? Еще в студенчестве он принимает участие в протестных движениях и обозначен по отношению к власти как «личность сомнительной благонадежности». В Каркаралинской петиции, одним из авторов которой он был, обозначено: «…введение в стране Степного положения, созданного бюрократическим путем, без всякого соображения с истинными потребностями населения, неуважение к закону со стороны власти, ставящего на место последнего свое усмотрение, полное пренебрежение к правам личности, административное насилие, вторгающееся во все стороны жизни, пренебрежение к духовным и экономическим интересам киргиз (казахов), искусственно поддерживаемое невежество массы - все это привело население к обеднению, а его культурное развитие - к застою».
Букейханов активно действует, являясь лидером оппозиционного западнического, либерально-демократического движения в крае. Закалившись в национально-освободительном движении в казахской степи, он, судя по характеристике начальника Омского жандармского управления, был «душой всех митингов и петиций и противоправительственных агитаций и как главный инициатор и руководитель всего религиозно-политического движения киргизов… в степи».
Эти действия пресекаются полицейским надзором, арестами и заключением в тюрьму, ссылкой. Но опасность тюремного заключения не останавливает лидера освободительного движения, что доказывает его статья «Все тайное станет явным».
Открыто А. Букейханов обозначает цель: бороться с беззаконием в степи через представительное собрание, имея в виду Государственную Думу. Власть опасается его влияния в крае, не желает его депутатства в Думе, считая Алихана «безусловно опасным, но умным и ловким агитатором». Для изоляции от избирателей и выборщиков от Степного края Букейханова 15 апреля 1906 г. переводят из Павлодарской тюрьмы в Омскую и выпускают лишь 30 апреля, когда стало известно об его избрании в качестве выборщика от Токрауынской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области в I Государственную Думу. Причем его арест не имел никаких законных оснований, и обвинения ему предъявлено не было. После разгона I Государственной Думы А. Букейханов в числе 198 депутатов подписывает «Выборгское воззвание», за что приговором Особого присутствия Санкт-Петербургской судебной палаты от 18 декабря 1907 г. получает 3 месяца тюрьмы, а летом 1908 г. его заключают в Семипалатинскую тюрьму.
После освобождения он был выслан в Самару, где активно противостоял режиму в качестве автора ярких, оппозиционных в отношении царской политики статей в газетах «Речь», «Слово», «Сибирские вопросы», «В мире мусульманства», «Мусульманская газета» и других. Выступал он и в качестве главного идеолога самой популярной, массовой и авторитетной национальной газеты «Казах» и участника мусульманских съездов, члена ЦК одного из составов ЦК партии кадетов (1912 г.).
Февральскую революцию и Временное правительство на первых порах Букейханов встречает восторженно. Он поддерживает новую демократическую власть, ожидая серьезных преобразований в пользу коренного местного населения. Соответственна и обратная реакция власти: А. Букейханов вошел в состав Туркестанского комитета Временного правительства, назначен Тургайским областным комиссаром.
Однако в процессе государственного строительства у Букейханова возникают разногласия с Временным правительством и партией кадетов в стратегических вопросах. В июле 1917 года на Общеказахском съезде он выражает несогласие с кадетами по принципиальным положениям, считая, что программа «не соответствует целям казахского общества».
Первое расхождение - сохранение частной собственности на землю, предлагаемое программой партии кадетов. Букейханов считал, что это приведет к обнищанию казахов, как это случилось с башкирами, получившими землю и продавшими ее русским крестьянам. Второй, основной тезис - положение кадетов о единой и неделимой, унитарной России, то есть отказ в предоставлении казахам и другим народам права в создании национальных автономий. Общеказахский съезд выдвинул требование об автономии казахских областей, в программе же партии кадетов предполагалось унитарное государственное устройство. Временное правительство даже не рассматривало варианты предоставления территориально-национальных автономий инородцам. Третий вопрос - религиозный: Букейханов считал, что церковь должна быть отделена от государства, иначе она станет орудием в руках власти. Кадеты же выступили против отделения церкви от государства.
Эти вопросы предполагалось вынести на обсуждение на Учредительном собрании, причем депутаты от партии «Алаш» получили подавляющее большинство голосов коренного населения. На эти шаги Букейханова Временное правительство отреагировать не успело. Не исключено, что возникли бы конфликты и с Временным правительством, желавшим сохранить «единую и неделимую Россию». Но срок функционирования этой власти определен историей.
Октябрьскую социалистическую революцию А. Букейханов встретил негативно: «Власть была захвачена демагогами, которые хотели установить в Российской республике диктатуру пролетариата…» Не случайно в декабре 1917 г. в Оренбурге созван II Общеказахский съезд, на котором принято решение о создании территориально-национальной автономии «Алаш» и избрано ее временное правительство «Народный совет Алаш-Орда» во главе с Букейхановым. Реакция на эти события также была обозначена в его докладе на II Общеказахском съезде: «…в конце октября пало Временное правительство. Российская республика лишилась власти, пользующейся доверием народа и моральным авторитетом... Анархия растет с каждым днем и угрожает распространиться на территории тех областей, где живут казахи-киргизы, анархия угрожает опасностью жизни и имуществу населения областей казах-киргизского народа... Единственным выходом из создавшегося трудного положения является организация твердой власти, которую бы признавало все население казах-киргизских областей…»
Прогнозы А. Букейханова оправдались, несмотря на то, что 2 ноября 1917 г. Совет народных комиссаров принимает «Декларацию прав народов России», где провозглашает равенство и суверенность этносов, их право на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Но декларация не убедила А. Букейханова в искренности намерений большевиков. В декабре этого же года он пишет «Памятку крестьянам, рабочим и солдатам», в которой разоблачает политику большевиков: «Ульянов-Ленин, Председатель Совета народных комиссаров, распоряжается единолично, как царь Николай, не желает давать отчета ни перед кем… Запомните, крестьяне, рабочие и солдаты, большевики считают: 1) ответственность перед народом правителей, 2) свободу слова, свободу печати, свободу собрания, 3) всеобщее прямое тайное голосование, 4) неприкосновенность граждан и депутатов, 5) власть народа - буржуазным предрассудком… С лица большевика спала красная маска революционера и обнажила его сущность черносотенца». И вновь слова А. Букейханова оказались пророческими. Дальнейшая политика советской власти в национальных республиках это подтвердила.
Попытки правительства Алаш-Орды добиться от СНК РСФСР признания созданной автономии Алаш согласно принятой «Декларации прав народов России» от 2 ноября 1917 г. не дали результатов, и Алаш-Орда переходит в антисоветский лагерь. В июне 1918 года А. Букейхановым подписаны законодательные постановления Алаш-Орды, согласно которым все декреты, изданные советской властью на территории автономии Алаш, признаются недействительными.
В сентябре 1918 г. в выступлении на Государственном совещании в Уфе Букейханов вновь четко обозначает свое отношение к власти большевиков: «Власть была захвачена демагогами, которые хотели установить в Российской республике диктатуру пролетариата и, таким образом, Российскую республику обратили в страну полной анархии, развала и отсутствия всякой власти… Мы считаем, что верховная власть в России должна принадлежать Учредительному собранию…»
Но уже к осени 1919 г. стало понятно: поиски политических союзников для обеспечения самостоятельного национального пути автономии Алаш (Комуч, Сибирское областное правительство, Колчак и др.) потерпели неудачу, перевес Красной Армии стал очевидным. В начале ноября на специально созванном Букейхановым заседании решено пойти на признание советской власти.
Вновь Букейханов предвидит события, и этот компромисс дает возможность хотя бы в 1919-1920 годах исключить массовое кровопролитие в казахской степи. В декабре 1919 г. Семипалатинский областной совет Алаш-Орда, возглавляемый А. Букейхановым, сообщает о признании и переходе на сторону советской власти. И хотя неоднократно приняты решения о применении амнистии в отношении казахов, боровшихся против советской власти, она не простила Букейханову нежелание принять диктатуру пролетариата и попытку создать собственную государственность.
В 1922 году Букейханова высылают в Москву. Трижды он подвергается аресту по стандартному тогда обвинению в контрреволюционной деятельности (в 1922-м, 1926-м и 1937 гг.), 10 лет (с 1927-го по 1937 г.) находится под «домашним арестом». Еще в 1922 году наркомом по делам национальностей И. Сталиным велась речь о «ликвидации руководящей нелояльной части Алаш-Орды в Семипалатинской губернии», но ликвидации не произошло. Исследователь-букейхановед Султанхан Аккуулы считает, что основная причина временной «лояльности» коммунистов заключалась в огромном авторитете А. Букейханова среди казахского населения и опасении вызвать его арестом нежелательный резонанс.
В августе 1937 г. Алихан Букейханов заключен в Бутырскую тюрьму, 27 сентября того же года ему вынесен приговор о расстреле. В своем последнем слове он вновь обозначил свое отношение к власти большевиков: «Я не любил советскую власть, но - признал». Лидер национально-освободительного движения казахов был уничтожен, но его слова о том, что «силою штыков легко захватить власть, но погубить дух народа, отнять у него идею, которой он живет, оказалось невозможным», вновь оказались пророческими.

 

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Сильные духом 19.07.2018

    Военно-патриотический сбор «Айбын» многие из молодых людей воспринимают как своеобразную путевку в жизнь - именно здесь находят новых друзей, знакомятся с повседневной жизнью Вооруженных сил Казахстана, демонстрируют собственные таланты. Когда несколько дней подряд живешь в палатке, ешь с товарищами фактически из одного котла, вместе стремишься к победе, то начинаешь искренне ценить чувство локтя и взаимовыручку.

  • Школа для номадов 19.07.2018

    Получить информацию о новых подходах Минсельхоза РК к развитию животноводческой отрасли и задать наболевшие вопросы смогли фермеры Карагандинской области в ходе деловой игры, которую аграрное ведомство организовало для них в поселке Осакаровка. Встреча без галстуков прошла 16 июля под кураторством первого вице-министра сельского хозяйства РК Армана Евниева.

  • Проектная мощь 19.07.2018

    В Сатпаеве и Жезказгане по инициативе нуротановцев открываются коворкинг-центры и бесплатные IT-классы для школьников. Так партийные проекты помогают развивать моногорода. С тем, как идет на местах реализация проектов, одобренных Главой государства, ознакомился первый заместитель председателя партии Маулен Ашимбаев в ходе посещения Карагандинской области.

  • Договор с типовыми подсказками 19.07.2018

    Договоры государственно-частного партнерства могут стать хорошей альтернативой госзакупкам, считают аналитики бизнеса.

  • История развития мысли 19.07.2018

    Первые два тома трудов известного английского ученого-философа Энтони Кенни «Антика философиясы» («Античная философия») и «Орта ғасыр философиясы» («Философия средних веков») уже выпущены на казахском языке. Известно, что сейчас в рамках программы «100 новых учебников на казахском языке. Новое гуманитарное знание» ведется работа над переводами третьего и четвертого томов.

  • С компьютером на равных 19.07.2018

    Здесь двоек никому не ставят, не делают замечаний, что пропустил занятие или не уложился по времени, выполняя контрольную работу. Ведь ученики разные - у кого давление поднялось, кому в детский садик за ребенком, 
    а кому пора бежать на работу.

  • Улытауский аккорд 19.07.2018

    Знаменитая «Гакку» Бибигуль Тулегеновой кристальным звучанием взмывала ввысь на берегу Кенгирского водохранилища в Жезказгане. Здесь, на открытом воздухе, прошел вечер классической музыки, ставший завершающим штрихом к І Международному фестивалю музыки «Жезкиік».

  • Наука будущего 17.07.2018

    Ученики Валентины Мерсиянцевой, которая преподает в карагандинской гимназии № 1, на экзаменах почти все получили пятерки. Удивительно, что во время собственной учебы Валентина Федоровна к истории относилась прохладно, но вот уже полвека учит ребят.