04 января 2018 года 247

Пророческие слова

Автор: Зауреш САКТАГАНОВА, профессор, директор Центра этнокультурных и историко-антропологических исследований КарГУ им. Е.А. Букетова

Алихан Букейханов, как и другие представители национальной интеллигенции, жившие на рубеже XIX-ХХ веков, за годы своей активной общественно-политической деятельности пережил смену не одной политической системы: от абсолютной монархии до диктатуры пролетариата в советской России. И при всех этих режимах отношения с властью строились неоднозначно.

Практически всегда А. Букейханов оказывался в оппозиции к системе и власти, как только возникала необходимость решения проблем, связанных с национальными интересами казахского населения. Как показывает анализ истории этих взаимоотношений, никакая власть не хотела терпеть и не терпела ни свободомыслия, ни оппозиции, ни самостоятельности в решении этих вопросов.
Каковы же были взаимоотношения А. Букейханова с властями до февраля 1917 года? Еще в студенчестве он принимает участие в протестных движениях и обозначен по отношению к власти как «личность сомнительной благонадежности». В Каркаралинской петиции, одним из авторов которой он был, обозначено: «…введение в стране Степного положения, созданного бюрократическим путем, без всякого соображения с истинными потребностями населения, неуважение к закону со стороны власти, ставящего на место последнего свое усмотрение, полное пренебрежение к правам личности, административное насилие, вторгающееся во все стороны жизни, пренебрежение к духовным и экономическим интересам киргиз (казахов), искусственно поддерживаемое невежество массы - все это привело население к обеднению, а его культурное развитие - к застою».
Букейханов активно действует, являясь лидером оппозиционного западнического, либерально-демократического движения в крае. Закалившись в национально-освободительном движении в казахской степи, он, судя по характеристике начальника Омского жандармского управления, был «душой всех митингов и петиций и противоправительственных агитаций и как главный инициатор и руководитель всего религиозно-политического движения киргизов… в степи».
Эти действия пресекаются полицейским надзором, арестами и заключением в тюрьму, ссылкой. Но опасность тюремного заключения не останавливает лидера освободительного движения, что доказывает его статья «Все тайное станет явным».
Открыто А. Букейханов обозначает цель: бороться с беззаконием в степи через представительное собрание, имея в виду Государственную Думу. Власть опасается его влияния в крае, не желает его депутатства в Думе, считая Алихана «безусловно опасным, но умным и ловким агитатором». Для изоляции от избирателей и выборщиков от Степного края Букейханова 15 апреля 1906 г. переводят из Павлодарской тюрьмы в Омскую и выпускают лишь 30 апреля, когда стало известно об его избрании в качестве выборщика от Токрауынской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области в I Государственную Думу. Причем его арест не имел никаких законных оснований, и обвинения ему предъявлено не было. После разгона I Государственной Думы А. Букейханов в числе 198 депутатов подписывает «Выборгское воззвание», за что приговором Особого присутствия Санкт-Петербургской судебной палаты от 18 декабря 1907 г. получает 3 месяца тюрьмы, а летом 1908 г. его заключают в Семипалатинскую тюрьму.
После освобождения он был выслан в Самару, где активно противостоял режиму в качестве автора ярких, оппозиционных в отношении царской политики статей в газетах «Речь», «Слово», «Сибирские вопросы», «В мире мусульманства», «Мусульманская газета» и других. Выступал он и в качестве главного идеолога самой популярной, массовой и авторитетной национальной газеты «Казах» и участника мусульманских съездов, члена ЦК одного из составов ЦК партии кадетов (1912 г.).
Февральскую революцию и Временное правительство на первых порах Букейханов встречает восторженно. Он поддерживает новую демократическую власть, ожидая серьезных преобразований в пользу коренного местного населения. Соответственна и обратная реакция власти: А. Букейханов вошел в состав Туркестанского комитета Временного правительства, назначен Тургайским областным комиссаром.
Однако в процессе государственного строительства у Букейханова возникают разногласия с Временным правительством и партией кадетов в стратегических вопросах. В июле 1917 года на Общеказахском съезде он выражает несогласие с кадетами по принципиальным положениям, считая, что программа «не соответствует целям казахского общества».
Первое расхождение - сохранение частной собственности на землю, предлагаемое программой партии кадетов. Букейханов считал, что это приведет к обнищанию казахов, как это случилось с башкирами, получившими землю и продавшими ее русским крестьянам. Второй, основной тезис - положение кадетов о единой и неделимой, унитарной России, то есть отказ в предоставлении казахам и другим народам права в создании национальных автономий. Общеказахский съезд выдвинул требование об автономии казахских областей, в программе же партии кадетов предполагалось унитарное государственное устройство. Временное правительство даже не рассматривало варианты предоставления территориально-национальных автономий инородцам. Третий вопрос - религиозный: Букейханов считал, что церковь должна быть отделена от государства, иначе она станет орудием в руках власти. Кадеты же выступили против отделения церкви от государства.
Эти вопросы предполагалось вынести на обсуждение на Учредительном собрании, причем депутаты от партии «Алаш» получили подавляющее большинство голосов коренного населения. На эти шаги Букейханова Временное правительство отреагировать не успело. Не исключено, что возникли бы конфликты и с Временным правительством, желавшим сохранить «единую и неделимую Россию». Но срок функционирования этой власти определен историей.
Октябрьскую социалистическую революцию А. Букейханов встретил негативно: «Власть была захвачена демагогами, которые хотели установить в Российской республике диктатуру пролетариата…» Не случайно в декабре 1917 г. в Оренбурге созван II Общеказахский съезд, на котором принято решение о создании территориально-национальной автономии «Алаш» и избрано ее временное правительство «Народный совет Алаш-Орда» во главе с Букейхановым. Реакция на эти события также была обозначена в его докладе на II Общеказахском съезде: «…в конце октября пало Временное правительство. Российская республика лишилась власти, пользующейся доверием народа и моральным авторитетом... Анархия растет с каждым днем и угрожает распространиться на территории тех областей, где живут казахи-киргизы, анархия угрожает опасностью жизни и имуществу населения областей казах-киргизского народа... Единственным выходом из создавшегося трудного положения является организация твердой власти, которую бы признавало все население казах-киргизских областей…»
Прогнозы А. Букейханова оправдались, несмотря на то, что 2 ноября 1917 г. Совет народных комиссаров принимает «Декларацию прав народов России», где провозглашает равенство и суверенность этносов, их право на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Но декларация не убедила А. Букейханова в искренности намерений большевиков. В декабре этого же года он пишет «Памятку крестьянам, рабочим и солдатам», в которой разоблачает политику большевиков: «Ульянов-Ленин, Председатель Совета народных комиссаров, распоряжается единолично, как царь Николай, не желает давать отчета ни перед кем… Запомните, крестьяне, рабочие и солдаты, большевики считают: 1) ответственность перед народом правителей, 2) свободу слова, свободу печати, свободу собрания, 3) всеобщее прямое тайное голосование, 4) неприкосновенность граждан и депутатов, 5) власть народа - буржуазным предрассудком… С лица большевика спала красная маска революционера и обнажила его сущность черносотенца». И вновь слова А. Букейханова оказались пророческими. Дальнейшая политика советской власти в национальных республиках это подтвердила.
Попытки правительства Алаш-Орды добиться от СНК РСФСР признания созданной автономии Алаш согласно принятой «Декларации прав народов России» от 2 ноября 1917 г. не дали результатов, и Алаш-Орда переходит в антисоветский лагерь. В июне 1918 года А. Букейхановым подписаны законодательные постановления Алаш-Орды, согласно которым все декреты, изданные советской властью на территории автономии Алаш, признаются недействительными.
В сентябре 1918 г. в выступлении на Государственном совещании в Уфе Букейханов вновь четко обозначает свое отношение к власти большевиков: «Власть была захвачена демагогами, которые хотели установить в Российской республике диктатуру пролетариата и, таким образом, Российскую республику обратили в страну полной анархии, развала и отсутствия всякой власти… Мы считаем, что верховная власть в России должна принадлежать Учредительному собранию…»
Но уже к осени 1919 г. стало понятно: поиски политических союзников для обеспечения самостоятельного национального пути автономии Алаш (Комуч, Сибирское областное правительство, Колчак и др.) потерпели неудачу, перевес Красной Армии стал очевидным. В начале ноября на специально созванном Букейхановым заседании решено пойти на признание советской власти.
Вновь Букейханов предвидит события, и этот компромисс дает возможность хотя бы в 1919-1920 годах исключить массовое кровопролитие в казахской степи. В декабре 1919 г. Семипалатинский областной совет Алаш-Орда, возглавляемый А. Букейхановым, сообщает о признании и переходе на сторону советской власти. И хотя неоднократно приняты решения о применении амнистии в отношении казахов, боровшихся против советской власти, она не простила Букейханову нежелание принять диктатуру пролетариата и попытку создать собственную государственность.
В 1922 году Букейханова высылают в Москву. Трижды он подвергается аресту по стандартному тогда обвинению в контрреволюционной деятельности (в 1922-м, 1926-м и 1937 гг.), 10 лет (с 1927-го по 1937 г.) находится под «домашним арестом». Еще в 1922 году наркомом по делам национальностей И. Сталиным велась речь о «ликвидации руководящей нелояльной части Алаш-Орды в Семипалатинской губернии», но ликвидации не произошло. Исследователь-букейхановед Султанхан Аккуулы считает, что основная причина временной «лояльности» коммунистов заключалась в огромном авторитете А. Букейханова среди казахского населения и опасении вызвать его арестом нежелательный резонанс.
В августе 1937 г. Алихан Букейханов заключен в Бутырскую тюрьму, 27 сентября того же года ему вынесен приговор о расстреле. В своем последнем слове он вновь обозначил свое отношение к власти большевиков: «Я не любил советскую власть, но - признал». Лидер национально-освободительного движения казахов был уничтожен, но его слова о том, что «силою штыков легко захватить власть, но погубить дух народа, отнять у него идею, которой он живет, оказалось невозможным», вновь оказались пророческими.

 

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Кандыколь - Озерное - Бухар-жырау: 1907-1950 18.01.2018

    (Продолжение. Начало в номере от 16.01.2018 г.)

    Начиная с 1917 года, каркаралинские власти старались держать под ружьем многодетных солдат своего уезда именно у себя в городе. Это давало возможность отпуска в страдную пору. Так, Сагайдак Никифор Афанасьвич, 1897 г.р., в анкете красноармейца отметил, что в селе Озерном у него остались жена Мария, мать Анастасия, 1860 г.р., брат Михаил, 1907 г.р., брат Емельян, 1911 г.р., и сестра Александра, 1914 г.р. С ним служил и односельчанин Тимофей Ерофеевич Крапач.

  • Ручная работа 18.01.2018

    В наше время техническая подготовка газеты или журнала к выпуску куда проще, чем семь с лишним десятилетий назад. Тогда печатные издания готовили с помощью свинцовых гранок, подбирая каждую букву по отдельности. В Карагандинском областном краеведческом музее хранятся газеты начала 1940-х годов, когда на территории нынешнего Казахстана шел постепенный переход казахского алфавита с латиницы на кириллицу. Подшивка газеты «Советтiк Қарағанды», сохранившаяся в краеведческом музее, отражает последние годы использования латиницы на территории казахстанского края в то время. Сотрудники типографий тогда получали надбавку к зарплате и молоко, рассказывает главный хранитель фондов музея Меруерт Орыспаева: свинцовые гранки, с которыми они работали, вредны для здоровья. Ручная работа над текстами, к слову, видна сразу: ряды букв не везде ровные, но в этом, пожалуй, особый шарм прошлого.

  • Кандыколь - Озерное - Бухар-жырау: 1907-1950 16.01.2018

    В Карагандинской области Бухаржырауский сельский округ славится своим мемориальным комплексом в честь поэта-импровизатора, советника хана Аблая Бухар жырау Калкаманулы (1693 – 1787). Округ создан в 1993 году у подножья гор Далба и объединял три населенных пункта: Бухар-жырау (205 человек), Шалкар (203), Семизбугы (100). Земли здесь 88633 гектара, из них пашни 13698 гектаров. Учтено 1089 лошадей, 1596 голов крупного рогатого скота, 3000 голов овец и коз. Из культурных учреждений - школа, библиотека, сельский клуб. Для любителей активного отдыха весьма привлекательны озера Шалкарколь, Рудничное и Кандыколь. Первые два водоема охватывают окварцованный массив Большого Семизбугы. Цвет воды здесь желтовато зеленый, глубина достигает восьми метров. Толща Кандыколя небольшая, что приводит к замору рыбы. В интернете можно разглядеть солидные экземпляры щук и окуней, добытых заезжими рыбаками из Караганды, Актау, Темиртау и других мест.

  • Земледельцы Святогорской волости 13.01.2018

    В Карагандинской области зафиксирован ряд населенных пунктов, ранее относившихся к Павлодарскому уезду Семипалатинской области. В начале прошлого века возникли переселенческие поселки. Наиболее плотно они сформировались в пределах Святогорской волости. Сюда отнесены селения Каменское, Крещенское, Окольное и Святогорское. Были сделаны попытки обустроить крестьян в местечке Акшора и на хуторе Самарском. Развития они не получили. Следы их существования остались на картах Переселенческого управления.

  • Бизнесом по спорту 09.01.2018

    В начале февраля в Караганде откроет свои двери новый спортивный комплекс «Аманат-Арена». Построенное с нуля большое двухэтажное здание, всего за полгода выросшее во дворе между жилыми домами по улице Ермекова, будет ежедневно принимать всех желающих играть в мини-футбол, заниматься в тренажерном зале и зале борьбы. Самое примечательное в новострое - это то, что работать спорткомплекс будет на основе государственно-частного партнерства: здание возведено на собственные деньги предпринимателей, а областное управление спорта планирует через госзаказ оплачивать аренду залов для занятий детей на бесплатной основе. Таким образом государство сэкономит десятки миллионов на строительстве и сразу получит готовые залы для тренировок.

  • Бии Едрейской волости 09.01.2018

    Образ одаренного сала, поэта, акына Мади Бапиева (1880-1921) гипнотизирует каждого, кто стремится понять сложные повороты его непростой судьбы. Начнем с 17 мая 1907 года, когда состоялся съезд биев Едрейской волости из 10 человек. Это Калипа Шотаев (аул № 2), Кадыр Жусупов (аул № 3), Сармагамбет Бекетов (аул № 4), Баймурын Толепбергенов (аул № 5),Амен Карпыков (аул № 6), Нургожа Жомартов (аул № 8), Елеубай Торебаев (аул № 9), Адил Жаманкотов (аул № 10), Майтан Туранов (аул № 11), Шалабай Жылкыбаев (аул № 12). Не явились Бекжожа Кошкунбаев (аул №1) и родной дядя Мадия Косук (Косак) Алшынбаев (аул № 7). Бии приняли решение – обвинить Мади в скотокрадстве, что лишало его возможности участвовать в различных выборах. С этого времени начались скитания Мади по тюрьмам и ссылкам, многократно обрисованные почитателями творчества поэта.

  • Правда истории, правда страны 06.01.2018

    Книга Нурсултана Назарбаева «Эра независимости» - об истории независимого Казахстана и о всех нас. В ней сосредоточен взгляд Первого Президента, непосредственного участника и инициатора значимых для государства процессов, на события политической, экономической и социальной жизни страны. Нурсултан Абишевич оценивает пройденный страной путь, аргументирует и комментирует принятие решений, ответственность за которые он как первое лицо государства принимал на себя в сложное, во многом кризисное время.

  • Учиться по-новому 06.01.2018

    Преподаватели Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова разработали и издали четыре экспериментальных учебных пособия на латинской графике. А студенты факультета математики и информационных технологий КарГУ презентовали созданное ими мобильное приложение на IOS-платформе - программу транслитерации текстов с кириллицы на латиницу. Перевод казахского языка на латиницу - это историческая необходимость для Казахстана, дополнительная возможность интегрироваться в мировое научное и образовательное пространство. Введение латинской графики даст долговременный эффект, поскольку подавляющее большинство специализированной литературы и методических пособий издано на английском языке либо с использованием латинской графики.