30 декабря 2017 года 2056

В 2018-й – с инновациями

Автор: Сергей БУЯНОВ

Зерновой рынок Казахстана всё сильнее ощущает давление рекордных урожаев пшеницы в России. Конкурировать с соседями всё сложнее, и крестьяне жалуются на то, что спрос со стороны местных мукомолов к концу осени упал до нуля. В сложившейся ценовой ситуации уверенно чувствуют себя те аграрии, которые используют новые подходы в развитии своих хозяйств, в том числе переходя на выращивание органической продукции и сев более востребованных рынком культур.

Напомним, что в принятой в начале года Государственной программе развития АПК РК на 2017-2021 годы четко обозначена задачу снизить за пять лет посевы пшеницы на 2,3 млн га - до 10,1 млн. Минсельхоз насчитало в стране огромное перепроизводство зерна (почти 3 млн тонн по итогам 2015 года) и решило заменить часть посевов хлеба более востребованными и на мировом рынке, и внутри страны культурами - фуражными, кормовыми, масличными, бобовыми.
В ходе подготовки к посевной кампании 2017 года в Казахстане впервые были официально определены приоритетные культуры, «дешевые» деньги на сев которых Аграрной кредитной корпорацией выдавались в первую очередь. Благодаря этому площади ячменя, льна, чечевицы и прочего удалось увеличить на 1 млн 348 тыс. га в сравнении с уровнем прошлого года. По севу чечевицы страна и вовсе вышла на пятое место в мире.
- Когда речь идет о диверсификации, нужно учитывать возможности хозяйства, - отмечает Николай Ющенко, руководитель научного отдела Карагандинской сельскохозяйственной опытной станции им. А. Христенко. - Переход к выращиванию новой культуры могут позволить себе только крупные агроформирования, располагающие современной мобильной техникой, потому что необходимы какие-то новые орудия обработки почвы, уборки урожая, очистки семян и так далее. У мелких хозяйств всего этого нет, и чаще всего они не могут позволить себе модернизировать парк. А современная техника, которой располагают крупные хозяйства, универсальна - она позволяет заниматься самыми разными культурами. Так что для крупного хозяйства - да, диверсификация очень привлекательна.
Работающее на землях Осакаровского района ТОО «Найдоровское» - наиболее диверсифицированное хозяйство Карагандинской области. К такой структуре производства сельхозпродукции тут пришли, конечно же, не от хорошей жизни, а пытаясь удержаться на плаву. Пшеница год от года теряет привлекательность, поскольку затраты на ее выращивание растут, а стоимость снижается. Поиск культур с более высокой рентабельностью привёл «Найдоровское» к выращиванию льна, подсолнечника, чечевицы, картофеля. И именно эти культуры показали в нынешнем году намного более высокую прибыльность, чем зерно. Например, если пшеница стоит от 38 до 42 тыс. тенге за тонну, то лён - порядка 95 тыс., красная чечевица - 120 тыс. тенге.
Но есть одно но: важно не только засеять поля разными культурами. Не менее значимо вовремя выходить на рынок с тем или иным видом сельхозпродукции, потому что цена на один и тот же товар в течение года может варьироваться очень сильно.
- Сейчас часто говорят, что фермер должен уметь всё - от выращивания до продажи урожая, - говорит Павел Лущак, директор ТОО «Найдоровское». - С этим соглашаться не хочется, но, к сожалению, в наших условиях это так. Если ты не сделаешь это сам, то никто не поможет. Например, западный рынок живёт фьючерсами, и крестьяне, благодаря этому, уже в марте-апреле, к началу посевной, знают, по какой цене смогут реализовать свой урожай осенью. А мы живем вслепую. Сеем и не знаем, что и как будет продаваться. Нам же приходится опираться только на свой опыт и чутьё. За годы работы я понял: для каждой культуры есть свое время продавать. Например, картофель надо продавать после первых «белых мух». Осенью он стоит дешево, но как только снег выпал - цена поднимается. А осенью, например, легко продавать пшеницу. И даже не всегда цена играет роль, а доступность продажи. Попробуй сейчас продать пшеницу, даже за небольшие деньги, - не сможешь. Мельницы стоят полные, склады забиты, мука не продаётся - и у них просто нет денег на закуп сырья. Так что мы с конца ноября пшеницу никому не возим. Вместо этого распечатали склад картофеля, уже две машины отгрузили. Цена сейчас привлекательная.
Такую вот возможность управлять продажами «Найдоровскому» открыла именно диверсификация посевных площадей. А те хозяйства, которые выращивают лишь что-то одно, попадают в сложную ситуацию: если им срочно нужны деньги, то они вынуждены продавать свой урожай, несмотря на ценовую конъюнктуру.
Еще один большой плюс диверсификации - возможность вести грамотный севооборот. То есть чередовать на полях различные культуры, сохраняя и даже улучшая плодородие земли. С этой же целью в нынешнем сезоне «Найдоровское» впервые попробовало использовать на своих полях австрийское удобрение нового поколения «Nourivit». Препарат содержит широкий спектр микроорганизмов - молочнокислых и фотосинтезирующих бактерий, различных видов дрожжей. Действуя в комплексе, они повышают плодородие почвы, а также поддерживают рост растений и повышают их устойчивость к болезням и неблагоприятным погодным условиям.
- На тех полях, где мы внесли «Nourivit», натура зерна уходит за 800, клейковина - 27-28%! - говорит Павел Лущак. - Для нынешнего сезона, когда мы три месяца без дождя сидели, это вообще чудо. Так что с этим препаратом мы будем работать дальше и намного расширим площади внесения.
Более того, «Найдоровское» уже договорилось с австрийцами установить на территории хозяйства специальное оборудование, которое позволит получать удобрение на месте из концентрата. Заказаны четыре стальные бочки объемом 3 тонны каждая. В них закладывается концентрат, привезенный из Австрии, заливается вода, а также питание для микроорганизмов в виде сахарного сиропа. Раствор подогревается и стоит какое-то время, бактерии растут, развиваются - все готово. Мощность производства составит 12 тыс. литров в неделю. Так что объема хватит не только для своих нужд, но и останутся излишки на продажу - желающие уже есть.
- В Европе этот препарат используют уже восемь лет, крестьяне с удовольствием его берут, получают отличные результаты, - отмечает П. Лущак. - Австрийцы недавно участвовали в сельскохозяйственной выставке в Ганновере - там их препаратом заинтересовались канадцы. Сказали, что давно искали что-то похожее, сейчас обговаривают сотрудничество. Мы, кстати, до этого тоже пытались работать с бактериями, которые брали в Новосибирске. Но австрийская технология показала себя лучше.
Дополнительным стимулом для «Найдоровского» в применении этого удобрения служит то, что хозяйство начинает трехлетний этап перевода части полей под выращивание органической продукции. Минеральные удобрения и гербициды в этом случае запрещены, а натуральный препарат позволит естественным образом и землю подкормить, и от болезней защитить. Кстати, переход на органику - тоже часть стратегии на диверсификацию. Ведь выращенная таким образом продукция пользуется стабильным спросом в Европе и стоит намного дороже обычной.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Завод нашел нефть 16.10.2018

    Карагандинская область начинает сотрудничество в развитии проекта мирового уровня с разработчиками месторождения «Кашаган» в Атырауской области - компанией «North Caspian Operating Company N.V.» (NCOC).

  • Мукомолам нужны вагоны 16.10.2018

    Мукомолы Карагандинской области готовятся к самому напряженному периоду работы в году - переработке зерна нового урожая. И очень надеются, что им не помешают проблемы с транспортировкой. Ведь в прошлом сезоне дефицит вагонов и коллапс железнодорожных перевозок привели к срыву планов по экспорту муки.

  • ТОП-5 самых необычных целей кредитования 13.10.2018

    Потребительский кредит – отличный инструмент, для того чтобы получить  желаемое в текущий момент, не откладывая свои планы. Чаще всего такой заём берут на бытовые нужды, такие как ремонт, смену автомобиля, отпуск, проведение большого тоя и т.д. Но бывает, что заемщику нужны деньги на реализацию нестандартных задумок.  Банк ВТБ (Казахстан) выбрал 5 самых необычных историй своих клиентов, обратившихся за «кредитом наличными», который выдается на сумму до 4 000 000 тенге, сроком до 5 лет и не требует залога. По этическим причинам имена заемщиков не разглашаются.

  • Выиграла "Теслу" 11.10.2018

    Победительница общенационального конкурса инвесторов «Биржевая байга», получившая главный приз - автомобиль «Тесла», совершила 907 сделок с итоговой доходностью в 234%. Всего в ходе байги казахстанцы совершили сделки на 11 миллиардов тенге. При этом было продано и куплено около 6,3 млн бумаг.

  • Продуктивные ниши 11.10.2018

    Кажется, в Казахстане появился особый класс предпринимателей - леди в декрете. Молодые мамы с маленькими детьми не намерены просто сидеть дома, они открывают свое дело, основой которого служит хобби или то, что они умеют делать очень хорошо - готовить еду, шить, ладить с детьми и т.д.

     

  • По юридическому шаблону 11.10.2018

    «Конструктор договоров» для бизнеса запустила Нацпалата «Атамекен». Это юридически грамотные шаблоны договоров, с помощью которых предприниматели могут автоматически создавать документы под конкретные нужды.

     

  • Сахар? Уровень высокий 09.10.2018

    В Караганде решен вопрос дефицита сахара.

  • Прямо по коридору 09.10.2018

    Национальный Банк Казахстана будет использовать весь арсенал инструментов денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей по инфляции: годового уровня в размере 4% после 2020 года. Об этом сообщил директор Карагандинского областного филиала НБ Газиз Шегенов на пресс-конференции для СМИ.