28 декабря 2017 года 472

В тридевятом царстве

Автор: Анна СТРОКОВА

В Русском драматическом театре им. К.С. Станиславского на днях состоялась премьера волшебной сказки «Царевна-лягушка». Ее показ предварял новогодний утренник, где юные мушкетеры и маленькие принцессы познакомились с семьей Барбоскиных, сыграли в веселые игры и, конечно, встретили Деда Мороза и Снегурочку.

И «Царевну-лягушку», и представление «Новогодние приключения с Барбоскиными» в театре поставила главный режиссер Александра Большакова. Главное в подготовке детского праздника, поделилась она, знать, чего хочет ребенок. Поэтому в театре провели небольшое исследование: узнали, о чем дети говорят в последнее время, чего желают, просмотрели немало мультипликационных материалов и остановились на Барбоскиных: после «Маши и Медведя» они входят в число лучших детских сказок.
Спектакль «Царевна-лягушка» поставлен по пьесе, которую Александра Большакова написала по мотивам одноименной русской народной сказки. Сказка, уточнила режиссер, получилась именно волшебная.
Почему именно «Царевна-лягушка»? В театре им. К.С. Станиславского несколько лет подряд ставили иностранные и сказки народов мира, но решили возродить традицию постановок русских народных. История о заколдованной Василисе Премудрой - одна из самых трогательных.
- Мы готовились около трех месяцев, - поведала Александра Владимировна. - Вместе с художником по костюмам Мариной Шнайдер и художником-постановщиком Еленой Ким мы серьезно подошли к вопросу организации пространства, сценографии и нарядов, чтобы зрители почувствовали, что они попали в русскую сказку. Никаких современных деталей мы не вносили сознательно. В то же время театр шагает в ногу со временем, мы закупаем новое оборудование - начали со света: впервые в сказке есть театр теней.
Свет в «Царевне-лягушке» достоин внимания: эффекты смотрятся привлекательно и динамично, а сценография хороша яркими декорациями. Спорное мнение у меня вызвал лишь стол с угощениями на царском пире, выполненный в формате 3D: я ожидала, он будет настоящим. Александра Большакова объяснила: все угощения на столе - объемные, что тоже призвано создать интерес у зрителя. Обусловлен такой вид стола и длительностью сказки - один час, и важно вписаться в этот формат.
Отмечу, что в некоторых постановках А. Большаковой обязательно присутствует рассказчик, и не только в детских спектаклях. «Царевна-лягушка» тоже такова: историю о том, как Иван-царевич (Павел Авдюков) не ослушался Царя-батюшки и женился на Царевне-лягушке, которая оказалась заколдованной Кощеем Бессмертным (Иван Немцев) Василисой Прекрасной (Анна Суханова), рассказывает Зайцу Баба-яга (Ирина Городкова). Наличие рассказчика, заметила режиссер, важный ход: когда появляется герой, который ведет зрителя по сюжету, это тоже увеличивает интерес публики. Подобным приемом пользуются во всем мире, позволяя аудитории быть вовлеченной в рассказ. А у сказочной Бабы-яги, кстати, даже есть свой сундук со сказками.
...У Царя-батюшки (Денис Цветков) три сына: Демьян (Артем Жангиров), Степан (Александр Полевода) и Иван. Самый младший Иван - простой и искренний юноша - подвергается насмешкам старших братьев, которые, по сути, представляют собой золотую молодежь: учиться не желают и хотят жить на всем готовеньком. И даже рядом с троном Царя будто места для Ивана нет - скамеек по обе стороны две, на них вальяжно располагаются братья.
Мужчину, как известно, красит женщина, и надобно бы юношам жениться. В чей двор стрела царевичей упадет, та женой и станет - все как в оригинале. Закономерно, что Степан и Демьян женятся на купеческой и барской дочерях, а стрелу Ивана ловит лягушка на болоте. И снова младший царевич - предмет насмешек, снова слишком отличается от всех. Но его заколдованная Василиса, в отличие от своих золовок, активно конкурирующих между собой, мудра, отзывчива и надежна, одета скромнее Гордеи и Анфисы, но со вкусом. Она умеет все, и дело не только в волшебстве.
С современным миром сказку роднит не только перечисленное выше. «Царевна-лягушка» поднимает серьезные вопросы о том, каково быть не похожим на других, насколько в обществе ценны искренность и доброта, любовь и верность, а также вопрос соответствия человека идеалам, и есть ли эти идеалы вообще. Поэтому сказку оценят как дети, так и взрослые.
Постановку увидят не только юные карагандинцы: сказку планируют показать и в городах-спутниках. Это не только новогодняя история: чудес хочется всегда, и в «Царевне-лягушке» желания героев исполняются.

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Школа актерского опыта 22.09.2018

    В Карагандинском академическом театре музыкальной комедии идут репетиции нового проекта «Мой звездный час»: здесь ставят мюзикл «В джазе только девушки». Исполнительниц главной женской роли в этот раз три, а мужские роли первого плана достались весьма колоритным юношам. Проект «Мой звездный час» уже подарил нам две постановки с участием непрофессионалов - «Летучую мышь» (2008 г.) и «Собаку на сене» (2015 г.). В этом году оценить мюзикл «В джазе только девушки» предстоит в конце сентября на сцене карагандинского Дворца культуры горняков, а также в Темиртау. 

  • Проклятие дома Альбы 20.09.2018

    В кругу друзей или родных мы можем обсуждать какие угодно темы, но если они выносятся на всеобщее обозрение в кинематографе или театре, то оказываемся к этому не готовы. Спектакль «Андалузское проклятие» - один из таких: карагандинский зритель, похоже, разделился на два лагеря, один из которых постановку принял, другой - нет. Гастроли Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова в Караганде завершены. Последней в стенах Театра им. К.С. Станиславского была показана пьеса в двух действиях «Андалузское проклятие (Дом Бернарды Альбы)».

  • Юбилей с выездом 20.09.2018

    Очередной театральный сезон в Драматическом театре имени С. Сейфуллина начался с нашумевшего спектакля «Фариза и Мукагали» о духовной близости двух выдающихся поэтов. Эта довольно свежая работа прошлого сезона уже успела завоевать популярность у карагандинского зрителя.

  • Черно-белая невесомость 18.09.2018

    Кто-то назвал их резными салфетками, кто-то трафаретиками - но то, что легкие утонченные картины из бумаги, безусловно, очень кропотливая и трудоемкая работа, отрицать нельзя. Молодая художница Елена Кондратьева представила более 50 работ на своей первой серьезной выставке в Карагандинском музее ИЗО. Все экспонаты выполнены в достаточно редкой манере исполнения - вырезании. Основным материалом для художницы является бумага. На создание ее произведений натолкнули случайно увиденные фото работ с сайта Pinterest. Техника ажурной вырезки по бумаге на просторах интернета известна как Papercut. А сама ажурная вырезка пришла к нам с Дальнего Востока - Китая, Японии, Кореи. Не случайно автор поддерживает тесную творческую дружбу с Институтом Конфуция при Карагандинском государственном техническом университете; часть выставочных работ предоставлена этим учреждением.

  • Когда звёзды зажигаются 18.09.2018

    Авторов для выставки молодых художников, которая открылась в областном музее изобразительного искусства, кураторы выбирали точечно, в том числе через социальные сети. В итоге зал музея наполнился самыми разными по стилю полотнами и скульптурами, с которыми действительно стоит ознакомиться. Сотрудники музея Александр Гехт и Виктория Храпко не впервые курируют экспозицию в тандеме и в этот раз активно искали новые имена. Поиск дал свои плоды: почти две трети из представленных авторов стали дебютантами, а поздравить их с выставкой собралось немало людей. 

  • Открытие чувств 15.09.2018

    Ее абстрактные картины называют праздником единения, согласия и гармонии. Названия - романтичные: «Осень на двоих», «Уходящий день», «Доброе утро», «Нежность», «Парк сновидений». Отдых для глаз и души, покой сознания - все это картины карагандинской художницы Фании Исламовой. Фания Якубовна состоит в Союзе художников с 1990 года, пишет тематические картины, чувственные пейзажи и яркие натюрморты. Она родилась в Караганде в сентябре, а высшее образование получила в художественном училище Казани, окончив его в 1980 году.

  • И страшно, и смешно 13.09.2018

    К кому уж точно применительно выражение «живет на сцене», так это к артистам Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова: наблюдать их в спектаклях - удовольствие. Гастроли театра в Караганде начались в прошлую пятницу спектаклем «Ужин с дураком», продолжились «Отелем двух миров» и завершатся «Андалузским проклятием». Если во время просмотра фильма или спектакля порой отвлекаешься на закулисные вопросы вроде «А как артист это репетировал?», «А как это еще можно было сыграть?», то во время спектаклей театра им. М. Лермонтова со мной такого не происходило. На комедии «Ужин с дураком» по пьесе современного французского режиссера и сценариста Франсиса Вебера в зале театра им. К.С. Станиславского каждые пять минут со сцены раздавалась шутка, вызывавшая не просто робкий смех, а хохот от души.

  • Проверено зрителем 11.09.2018

    На пресс-конференции артисты Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова ведут себя легко и открыто: корпоративная культура в их коллективе свободная, что видно и по общению, и по добрым шуткам друг о друге. Театр приехал в Караганду со спектаклями, которые на этой неделе идут в стенах Русского драматического театра им. К.С. Станиславского.