28 декабря 2017 года 161

В тридевятом царстве

Автор: Анна СТРОКОВА

В Русском драматическом театре им. К.С. Станиславского на днях состоялась премьера волшебной сказки «Царевна-лягушка». Ее показ предварял новогодний утренник, где юные мушкетеры и маленькие принцессы познакомились с семьей Барбоскиных, сыграли в веселые игры и, конечно, встретили Деда Мороза и Снегурочку.

И «Царевну-лягушку», и представление «Новогодние приключения с Барбоскиными» в театре поставила главный режиссер Александра Большакова. Главное в подготовке детского праздника, поделилась она, знать, чего хочет ребенок. Поэтому в театре провели небольшое исследование: узнали, о чем дети говорят в последнее время, чего желают, просмотрели немало мультипликационных материалов и остановились на Барбоскиных: после «Маши и Медведя» они входят в число лучших детских сказок.
Спектакль «Царевна-лягушка» поставлен по пьесе, которую Александра Большакова написала по мотивам одноименной русской народной сказки. Сказка, уточнила режиссер, получилась именно волшебная.
Почему именно «Царевна-лягушка»? В театре им. К.С. Станиславского несколько лет подряд ставили иностранные и сказки народов мира, но решили возродить традицию постановок русских народных. История о заколдованной Василисе Премудрой - одна из самых трогательных.
- Мы готовились около трех месяцев, - поведала Александра Владимировна. - Вместе с художником по костюмам Мариной Шнайдер и художником-постановщиком Еленой Ким мы серьезно подошли к вопросу организации пространства, сценографии и нарядов, чтобы зрители почувствовали, что они попали в русскую сказку. Никаких современных деталей мы не вносили сознательно. В то же время театр шагает в ногу со временем, мы закупаем новое оборудование - начали со света: впервые в сказке есть театр теней.
Свет в «Царевне-лягушке» достоин внимания: эффекты смотрятся привлекательно и динамично, а сценография хороша яркими декорациями. Спорное мнение у меня вызвал лишь стол с угощениями на царском пире, выполненный в формате 3D: я ожидала, он будет настоящим. Александра Большакова объяснила: все угощения на столе - объемные, что тоже призвано создать интерес у зрителя. Обусловлен такой вид стола и длительностью сказки - один час, и важно вписаться в этот формат.
Отмечу, что в некоторых постановках А. Большаковой обязательно присутствует рассказчик, и не только в детских спектаклях. «Царевна-лягушка» тоже такова: историю о том, как Иван-царевич (Павел Авдюков) не ослушался Царя-батюшки и женился на Царевне-лягушке, которая оказалась заколдованной Кощеем Бессмертным (Иван Немцев) Василисой Прекрасной (Анна Суханова), рассказывает Зайцу Баба-яга (Ирина Городкова). Наличие рассказчика, заметила режиссер, важный ход: когда появляется герой, который ведет зрителя по сюжету, это тоже увеличивает интерес публики. Подобным приемом пользуются во всем мире, позволяя аудитории быть вовлеченной в рассказ. А у сказочной Бабы-яги, кстати, даже есть свой сундук со сказками.
...У Царя-батюшки (Денис Цветков) три сына: Демьян (Артем Жангиров), Степан (Александр Полевода) и Иван. Самый младший Иван - простой и искренний юноша - подвергается насмешкам старших братьев, которые, по сути, представляют собой золотую молодежь: учиться не желают и хотят жить на всем готовеньком. И даже рядом с троном Царя будто места для Ивана нет - скамеек по обе стороны две, на них вальяжно располагаются братья.
Мужчину, как известно, красит женщина, и надобно бы юношам жениться. В чей двор стрела царевичей упадет, та женой и станет - все как в оригинале. Закономерно, что Степан и Демьян женятся на купеческой и барской дочерях, а стрелу Ивана ловит лягушка на болоте. И снова младший царевич - предмет насмешек, снова слишком отличается от всех. Но его заколдованная Василиса, в отличие от своих золовок, активно конкурирующих между собой, мудра, отзывчива и надежна, одета скромнее Гордеи и Анфисы, но со вкусом. Она умеет все, и дело не только в волшебстве.
С современным миром сказку роднит не только перечисленное выше. «Царевна-лягушка» поднимает серьезные вопросы о том, каково быть не похожим на других, насколько в обществе ценны искренность и доброта, любовь и верность, а также вопрос соответствия человека идеалам, и есть ли эти идеалы вообще. Поэтому сказку оценят как дети, так и взрослые.
Постановку увидят не только юные карагандинцы: сказку планируют показать и в городах-спутниках. Это не только новогодняя история: чудес хочется всегда, и в «Царевне-лягушке» желания героев исполняются.

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Сотворение чуда 18.01.2018

    По многочисленным просьбам карагандинцев Академический оркестр казахских народных инструментов им. Таттимбета повторил новогодний концерт. В «Шалкыме» вновь не было свободного места, а каждый номер программы заканчивался продолжительными аплодисментами.

  • Растопили стужу 16.01.2018

    Праздничное выступление в Концертном зале «Шалкыма» организовал областной татаро-башкирский этнокультурный центр «Ихлас». Впервые такое мероприятие его участники провели вне своих семей, решив подарить необыкновенное настроение карагандинцам. Творческую встречу, посвященную началу нового года, руководитель центра «Ихлас» Анвар Керейбаев начал с поздравлений. Отметив, что Караганда - это кузница кадров, которая славится своими шахтерами и металлургами, Анвар Бегимович от имени всего этнокультурного объединения поздравил в первую очередь их, пожелав крепкого здоровья и успехов во всем.

  • Прекрасное - в простом 16.01.2018

    В Абайском городском парке культуры и отдыха установлены две архитектурные композиции, посвященные молодой семье и воину-интернационалисту. Их изготовил талантливый абайский художник Рашид Кидрасов, который в рамках программы «Туған жер» создал несколько красивых скульптур, отражающих культурное наследие казахского народа.

  • Краски детства 13.01.2018

    В областном музее изобразительного искусства открылась выставка работ учеников школы искусств № 1. Экспозиция привлекает разнообразием техник, поражает искренностью и чистотой, которая может быть свойственна только детям. Настоящий праздник красок ждут каждый год: выставка работ учеников отделения изобразительного искусства школы искусств № 1 стала доброй традицией, и в этот раз она особенно разнообразна. Кроме работ самих учеников, здесь представлены и творения учащихся филиалов на базе средней школы № 81, школы-гимназии № 102 и других. В музее собраны сотни работ, а их авторам - от 4 до 17 лет. Среди экспонатов - композиции и пленарные этюды, наброски и произведения живописи, графики, скульптуры. 

  • Домбра, кобыз и шлягер 10.01.2018

    Успешные музыкальные эксперименты всегда заметны, и карагандинский дуэт «ДиАр» - тому доказательство. Музыканты нашли свою «фишку» в том, что исполняют бессмертные хиты на домбре и прима-кобызе. Дуэт «ДиАр» 10 лет назад собрал вместе Динару Хасанову, которая играет на прима-кобызе, и домбриста Армана Айнабаева. Первым в их репертуаре стал кюй «Адай» Курмангазы, а название коллектива сложилось из первых двух букв имен музыкантов. 

  • Духовное с творческим 09.01.2018

    Богослужение, совершаемое в ночь с 6 на 7 января, безусловно, центральное событие одного их главных дней для христиан - Рождества Христова. Но праздничная атмосфера царит и за стенами храма, доказательством тому красочные веселые мероприятия, организованные творческими прихожанами Русской православной церкви, преподавателями и воспитанниками воскресных школ. 6 января, в канун праздника Рождества Христова, глава Русской православной церкви, епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан совершил всенощное бдение в Введенском кафедральном соборе города Караганды. В ночь с 6 на 7 января здесь же прошла праздничная божественная литургия.

  • Жаркая зима 09.01.2018

    Областной музей изобразительного искусства начал этот год с персональной выставки карагандинца Ерлана Гаймолдина. Стиль работ художника разительно отличается от всего, что здесь выставлялось.  Ерлан представил 24 работы, исполненные в собственной манере, сочетающей и влияние импрессиониста Модильяни, и восточные мотивы, и какую-то удивительную мистику. Последнюю рискну объяснить постоянной особенностью его картин - ярко-синими глазами персонажей, будь то животные или люди. Возможно, одни разглядят в них необъятную вселенную человеческого сознания, другие - темную и бесконечную его пропасть.

  • Из глубины веков 06.01.2018

    Сегодня Рождество Христово является, пожалуй, самым известным из христианских праздников. Но так было не всегда. Главным праздником первых христиан было Воскресение Христово - Пасха, причем вначале он установился как еженедельное празднование Воскресения, а уже потом как ежегодное празднование Пасхи. Доподлинно неизвестно, когда именно произошло таинство рождения Христа. Традиция отмечать Рождество Христово 7 января (по юлианскому календарю) или 25 декабря (по григорианскому) связана с языческим праздником в честь бога Сатурна, отмечавшимся 25 декабря в Римской империи. Сатурналии являлись неким аналогом современных Рождества и Нового года, объединенных в одно целое.