16 декабря 2017 года 1013

Чайки над степью

Автор: Светлана СВИЧ

В десятиградусный мороз с пронизывающим ледяным карагандинским ветром возле здания представительства РГП «Канал имени Каныша Сатпаева» провожали необычного гостя. Велотурист, профессиональный путешественник из Экибастуза, член Казахстанского национального географического общества и павлодарского Дома географии Анатолий Пырлик решил в декабре в одиночку преодолеть на велосипеде 555 километров пути, пролегающего вдоль всей трассы канала «Иртыш-Караганда». И тем самым отметить знаменательное событие - 55 лет с момента начала строительства этого грандиозного и не имеющего аналогов объекта.

Республиканское общественное объединение «Казахстанское национальное географическое общество «QazaqGeography» и общественное объединение «Павлодарский Дом географии» уже давно реализуют серию проектов под общим названием «Открываем мир заново». Последний проект любители географии и отечественной истории решили посвятить каналу «Иртыш-Караганда», который сейчас носит имя Каныша Сатпаева. Инициатор и организатор этой идеи Анатолий Пырлик решил пройти в одиночку на двухколесном транспорте вдоль всей трассы - от конечной насосной станции НС-1 («Караганды Су») до 1-й насосной станции на реке Белой в Павлодарской области.
- Цель экспедиции - провести изыскания в области исторических последствий «проекта века» под названием «Переброска части стока сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию», а также составить современный взгляд на канал «Иртыш-Караганда» как на главную безальтернативную водную артерию Центрального Казахстана, - пояснил Анатолий Филиппович. - Ведь об этом гигантском проекте бывшего СССР и людях, претворявших его в жизнь, слагали легенды. Одним из таких людей стал наш земляк, баянаулец, фронтовик, писатель Калмухан Исабаев, решивший летом 1961 года пройти по трассе будущего канала в одиночку пешком. В пути он ориентировался по компасу, карте, на которой была отмечена трасса канала, и колышкам, кое-где оставленным проектировщиками. Он прошагал 565 километров по пути строительства канала «Иртыш-Караганда» и получил звание «гвардейца стройки». Калмухана Исабаева, без преувеличения, можно отнести к первостроителям канала. Я решил пройти его путь, но не пешком, а на велосипеде и посвятить экспедицию всем первопроходцам, первостроителям, чьими руками и самоотверженным трудом была создана эта «голубая трасса».
Почему путешествие запланировано зимой? Первоначально я задумал пройти этот путь непосредственно по каналу, то есть по льду - это было бы очень символично. Но по соображениям безопасности руководство канала не стало рисковать, поэтому я еду по автотрассе А-344 вдоль всего гидросооружения.
Анатолий Пырлик тщательно изучил документы и публикации, повествующие о стройке века, и теперь хочет рассказать об этом другим, особенно молодому поколению. Ведь это повесть о том, как человеческий разум и сила могут управлять природой, подчиняя ее себе и буквально меняя историю. Это была грандиозная стройка, продолжавшаяся больше десяти лет. В результате строители создали искусственную водную артерию, не имеющую аналогов в мире ни по протяжённости, ни по высоте подъёма воды.
- Строительство канала «Иртыш-Караганда» - это незамеченный современниками первый камень, заложенный в фундамент независимости Казахстана, - уверен исследователь. - С этим связано наше решение стартовать именно из Караганды, отлистывая историю назад - к самому первому колышку, забитому топографами в будущую независимость Казахстана.
Итак, 11 февраля 1962 года в населенный пункт Калкаман (Павлодарская область) прибыл «десант» из шести экскаваторщиков, которые вынули первый кубометр земли русла знаменитого теперь на весь мир гидротехнического сооружения. В составе этого отряда первопроходцев оказался и будущий директор канала Леонид Баталов. Когда позднее, на сессии Ассамблеи ООН в Женеве, Леонид Иванович рассказывал о канале представителям 163 стран, его слушали, затаив дыхание. А любознательные американцы пытали Баталова вопросами: как можно построить гидросооружение, которое подает воду «наверх»?
Известно, что строительство канала было частью проекта переброски вод сибирских рек в Среднюю Азию, рассказывает Анатолий Пырлик. Автором проекта поворота сибирских рек стал инженер Яков Демченко, русский общественный деятель и публицист, который впервые сформулировал идею еще в 1868 году. В богатом полезными ископаемыми Центральном Казахстане, где в наличии почти вся таблица Менделеева, катастрофически не хватало водных ресурсов. Тогда и возникла мысль перенаправить в степи Сарыарки часть воды Иртыша. Многое, что связано с каналом «Иртыш-Караганда», носит характеристику «уникальный», ведь этому гидротехническому сооружению по масштабам и обилию оригинальных инженерных задумок нет аналогов в мире. Начиная с того, что вода в русле идет снизу вверх, поднимаясь насосами на высоту 418 м, и только у Караганды течет сама с уклона. Кроме того, проектировщики канала изящно использовали попутные русла рек и речушек, а в одном месте он «ныряет» под Нурой, чтобы не соприкасаться с ее водой. И таких хитрых задумок в проекте и процессе строительства была масса. Ученые Казахской академии наук проанализировали восемь вариантов прокладки канала и выбрали оптимальный: большая часть канала теперь проходит по руслу речки Шидерты.
Сегодня вдоль канала имени Сатпаева от самого начала у реки Белой в Павлодарской области и до Нуры в Карагандинской расположены несколько десятков населенных пунктов, сотни крестьянских хозяйств. А более чем полувека назад здесь под беспощадным солнцем произрастали скудные травы и кружили по степи суховеи. От строительства канала целиком и полностью зависело развитие угледобывающей промышленности на экибастузских месторождениях и металлургической - в Карагандинской области. Именно поэтому в 1962 году Совет Министров СССР включил строительство канала в перечень важнейших начинаемых строек.
Пуском очистных сооружений в Караганде завершалось строительство первой очереди канала. 4 июля 1974 г. в репортаже «Вода Иртыша - в Караганде!» «Индустриалка» сообщила: «Позавчера, 2 июля, в 17.30 в Караганду поданы первые тысячи кубометров иртышской воды». 458-километровую трассу канала члены государственной комиссии приняли с оценкой «хорошо».
Чайки над степью - это признак большой воды. Именно такую живительную влагу несет сейчас канал им. Сатпаева. Общее зеркало воды составляет 3 тысячи квадратных километров - это шестая часть зеркала озера Балхаш. Одно только крупнейшее водохранилище 8-го гидроузла вмещает в себя 312 млн кубометров воды. И все это благодаря сооружению, которое стало торжеством инженерной и изыскательской мысли не только советского периода, но и нашего времени.
Анатолий Пырлик планирует закончить свое велопутешествие, посвященное 55-летию начала строительства канала им. Каныша Сатпаева, за 7 дней и финишировать в знаменательную дату - День Независимости, 16 декабря, в Павлодаре.

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Из пушки на Луну 03.11.2018

    Директор военно-технической лаборатории (ВТЛ) им. Первого Президента РК, доктор технических наук, профессор Сантай Жетесов, известный своими изобретениями в военно-промышленной сфере, на этот раз обратил свой взор к небесам... Он предлагает отказаться от привычной схемы запуска космических ракет.

     

  • Такой он разный 29.09.2018

    Успешный актер Эльдар Лебедев, полюбившийся зрителям за роли в сериалах «Яблоневый сад», «Курортный роман» и «Практика», появился на свет в Караганде. Родители назвали сына в честь любимого кинорежиссера Эльдара Рязанова и словно предопределили его судьбу: к 30 годам он снялся почти в сорока фильмах и сериалах. Эльдар родился 30 ноября 1985 года в семье предпринимателей - мама до перестройки работала в институте «Гипрошахт», а папа был спортивным журналистом. В начале 90-х они оба ушли из профессии и занялись бизнесом. Уже в детском саду «Уголек» мальчик начал проявлять артистизм - чтобы поддержать стремления сына, родители в шестилетнем возрасте отдали его в студию бального танца, где он успешно учился около десяти лет, до окончания школы.

  • Наследники Левши 27.09.2018

    Воспитанник карагандинской школы технических видов спорта Руслан Брунер во второй раз стал чемпионом мира. На суд строгого жюри на чемпионате мира по судомодельному спорту он представил уменьшенную в 350 раз копию английского военного линкора времен Второй мировой войны. Титанический труд 16-летнего спортсмена не оставил равнодушными специалистов, которые единогласно присудили ему первое место.

  • Комфорт для фауны 21.07.2018

    Карагандинский зоопарк ожидают большие перемены. Проект реконструкции объекта разработан институтом «Гражданпроект» при участии специалистов-зоологов.

  • Приют для рыжего кота 14.07.2018

    В Караганде открылись гостиница и кафе для кошек. Проект, созданный волонтерами общественного объединения «Дари добро», стал пилотным для областного центра. Такое же котокафе на сегодня действует пока лишь в Астане.

  • Автомобильных дел мастер 23.06.2018

    Настоящее мужское увлечение есть у полицейского Жолаушы Аханова из Жезказгана. Работая в городском отделе полиции водителем, он в свободное время реставрирует списанные служебные автомашины. Долговечность служебного автотранспорта - вещь известная, поэтому довольно быстро они изрядно «устают». А у патрульных автомобилей, эксплуатирующихся практически круглосуточно, рабочий век еще короче. Конечно, их ремонтируют по мере необходимости, но списанные авто ни у кого интереса не вызывали.

  • На пользу всему человечеству 05.06.2018

    Российский космонавт Антон Шкаплеров, астронавт NASA Скотт Тингл и астронавт JAXA Норишиге Канаи благополучно вернулись на Землю. Спускаемая капсула корабля «Союз МС-07» с членами экипажа МКС приземлилась в степи неподалеку от Жезказгана. Уже в карагандинском аэропорту «Сарыарка» почетных гостей встретил аким областного центра Нурлан Аубакиров. Он поздравил их с успешным приземлением, а также вручил традиционные сувениры - казахские чапаны и статуэтки, изображающие один из главных символов Караганды - монумент «Шахтерская слава». 

  • Если погода нервничает 05.06.2018

    Вопросы повышения температуры атмосферы и его влияния на экономику обсудили в Алматы на конференции стран Центральной Азии по адаптации к изменению климата и смягчению его последствий. Международные эксперты и метеорологи Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана обменялись подходами к проблеме и результатами многолетних наблюдений. Организатором форума выступил Региональный экологический центр Центральной Азии.