16 декабря 2017 года 1339

Чайки над степью

Автор: Светлана СВИЧ

В десятиградусный мороз с пронизывающим ледяным карагандинским ветром возле здания представительства РГП «Канал имени Каныша Сатпаева» провожали необычного гостя. Велотурист, профессиональный путешественник из Экибастуза, член Казахстанского национального географического общества и павлодарского Дома географии Анатолий Пырлик решил в декабре в одиночку преодолеть на велосипеде 555 километров пути, пролегающего вдоль всей трассы канала «Иртыш-Караганда». И тем самым отметить знаменательное событие - 55 лет с момента начала строительства этого грандиозного и не имеющего аналогов объекта.

Республиканское общественное объединение «Казахстанское национальное географическое общество «QazaqGeography» и общественное объединение «Павлодарский Дом географии» уже давно реализуют серию проектов под общим названием «Открываем мир заново». Последний проект любители географии и отечественной истории решили посвятить каналу «Иртыш-Караганда», который сейчас носит имя Каныша Сатпаева. Инициатор и организатор этой идеи Анатолий Пырлик решил пройти в одиночку на двухколесном транспорте вдоль всей трассы - от конечной насосной станции НС-1 («Караганды Су») до 1-й насосной станции на реке Белой в Павлодарской области.
- Цель экспедиции - провести изыскания в области исторических последствий «проекта века» под названием «Переброска части стока сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию», а также составить современный взгляд на канал «Иртыш-Караганда» как на главную безальтернативную водную артерию Центрального Казахстана, - пояснил Анатолий Филиппович. - Ведь об этом гигантском проекте бывшего СССР и людях, претворявших его в жизнь, слагали легенды. Одним из таких людей стал наш земляк, баянаулец, фронтовик, писатель Калмухан Исабаев, решивший летом 1961 года пройти по трассе будущего канала в одиночку пешком. В пути он ориентировался по компасу, карте, на которой была отмечена трасса канала, и колышкам, кое-где оставленным проектировщиками. Он прошагал 565 километров по пути строительства канала «Иртыш-Караганда» и получил звание «гвардейца стройки». Калмухана Исабаева, без преувеличения, можно отнести к первостроителям канала. Я решил пройти его путь, но не пешком, а на велосипеде и посвятить экспедицию всем первопроходцам, первостроителям, чьими руками и самоотверженным трудом была создана эта «голубая трасса».
Почему путешествие запланировано зимой? Первоначально я задумал пройти этот путь непосредственно по каналу, то есть по льду - это было бы очень символично. Но по соображениям безопасности руководство канала не стало рисковать, поэтому я еду по автотрассе А-344 вдоль всего гидросооружения.
Анатолий Пырлик тщательно изучил документы и публикации, повествующие о стройке века, и теперь хочет рассказать об этом другим, особенно молодому поколению. Ведь это повесть о том, как человеческий разум и сила могут управлять природой, подчиняя ее себе и буквально меняя историю. Это была грандиозная стройка, продолжавшаяся больше десяти лет. В результате строители создали искусственную водную артерию, не имеющую аналогов в мире ни по протяжённости, ни по высоте подъёма воды.
- Строительство канала «Иртыш-Караганда» - это незамеченный современниками первый камень, заложенный в фундамент независимости Казахстана, - уверен исследователь. - С этим связано наше решение стартовать именно из Караганды, отлистывая историю назад - к самому первому колышку, забитому топографами в будущую независимость Казахстана.
Итак, 11 февраля 1962 года в населенный пункт Калкаман (Павлодарская область) прибыл «десант» из шести экскаваторщиков, которые вынули первый кубометр земли русла знаменитого теперь на весь мир гидротехнического сооружения. В составе этого отряда первопроходцев оказался и будущий директор канала Леонид Баталов. Когда позднее, на сессии Ассамблеи ООН в Женеве, Леонид Иванович рассказывал о канале представителям 163 стран, его слушали, затаив дыхание. А любознательные американцы пытали Баталова вопросами: как можно построить гидросооружение, которое подает воду «наверх»?
Известно, что строительство канала было частью проекта переброски вод сибирских рек в Среднюю Азию, рассказывает Анатолий Пырлик. Автором проекта поворота сибирских рек стал инженер Яков Демченко, русский общественный деятель и публицист, который впервые сформулировал идею еще в 1868 году. В богатом полезными ископаемыми Центральном Казахстане, где в наличии почти вся таблица Менделеева, катастрофически не хватало водных ресурсов. Тогда и возникла мысль перенаправить в степи Сарыарки часть воды Иртыша. Многое, что связано с каналом «Иртыш-Караганда», носит характеристику «уникальный», ведь этому гидротехническому сооружению по масштабам и обилию оригинальных инженерных задумок нет аналогов в мире. Начиная с того, что вода в русле идет снизу вверх, поднимаясь насосами на высоту 418 м, и только у Караганды течет сама с уклона. Кроме того, проектировщики канала изящно использовали попутные русла рек и речушек, а в одном месте он «ныряет» под Нурой, чтобы не соприкасаться с ее водой. И таких хитрых задумок в проекте и процессе строительства была масса. Ученые Казахской академии наук проанализировали восемь вариантов прокладки канала и выбрали оптимальный: большая часть канала теперь проходит по руслу речки Шидерты.
Сегодня вдоль канала имени Сатпаева от самого начала у реки Белой в Павлодарской области и до Нуры в Карагандинской расположены несколько десятков населенных пунктов, сотни крестьянских хозяйств. А более чем полувека назад здесь под беспощадным солнцем произрастали скудные травы и кружили по степи суховеи. От строительства канала целиком и полностью зависело развитие угледобывающей промышленности на экибастузских месторождениях и металлургической - в Карагандинской области. Именно поэтому в 1962 году Совет Министров СССР включил строительство канала в перечень важнейших начинаемых строек.
Пуском очистных сооружений в Караганде завершалось строительство первой очереди канала. 4 июля 1974 г. в репортаже «Вода Иртыша - в Караганде!» «Индустриалка» сообщила: «Позавчера, 2 июля, в 17.30 в Караганду поданы первые тысячи кубометров иртышской воды». 458-километровую трассу канала члены государственной комиссии приняли с оценкой «хорошо».
Чайки над степью - это признак большой воды. Именно такую живительную влагу несет сейчас канал им. Сатпаева. Общее зеркало воды составляет 3 тысячи квадратных километров - это шестая часть зеркала озера Балхаш. Одно только крупнейшее водохранилище 8-го гидроузла вмещает в себя 312 млн кубометров воды. И все это благодаря сооружению, которое стало торжеством инженерной и изыскательской мысли не только советского периода, но и нашего времени.
Анатолий Пырлик планирует закончить свое велопутешествие, посвященное 55-летию начала строительства канала им. Каныша Сатпаева, за 7 дней и финишировать в знаменательную дату - День Независимости, 16 декабря, в Павлодаре.

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • 110 лет немецкой вольной Долинке 16.02.2019

    Мой прадед Иоханнес родился 27.05.1866 Латрык (Поповка) на Волге, умер в 1940 в Долинке. Прабабушка Миллер Елизавета родилась 19.09.1873 г. в селе Гримм (Лесной Карамыш). Два первых сына(Иогаан-Генрих, Иогаан-Фридрих родились в Унтердорф (1898,1901). Виктор 1903, Эмануил 1905, Паулина 1907, Иоханнес 1903 (первый муж моей бабушки) родились в селе Магельсталь (Волга), Юлиус 1911 в Долинке (Караганда). Нашла эту запись в Книге памяти "Хранить вечно" (Акмолинская область). Приговор дедушки Юлиуса Леглер».

  • 110 лет немецкой вольной Долинке 14.02.2019

    «Журнальным постановлением Общего Присутствия Акмолинского Областного Правления, утвержденным Степным Генерал-Губернатором 10 февраля 1909 года, определено: ввести самостоятельное сельское общественное управление на переселенческом участке Конур Тюбе… и именовать селением Долинским» («Акмолинские областные ведомости», 1909, 4 марта).

  • Чиновник-фотограф АЛЬФРЕД КИНИЦ 12.02.2019

    А.Г. фон Киниц усиленно продвигал образцы полезных ископаемых. При его личном участии были взяты содержащие серебро руды на Богословском и Царёво-Александровском рудниках. Среди них свинцовый блеск с колчеданом (на пуд – 5 золотников серебра), чистый свинцовый блеск (11 золотников серебра), серебряная руда и свинцово-серебряная руда. Серебро добывали и из медного колчедана (2 золотника). Медные руды отличались высоким качеством.

  • Тесле предпочитают Бентли 09.02.2019

    Всего одни электроавтомобиль Tesla зарегистрирован в Караганде в прошлом году, по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса. И то, похоже, это авто, которое было призом от компании Фридом финанс.

  • Платье из пакетов 07.02.2019

    В Караганде стартовал ЭкоChallenge, в котором приняли участие все школы областного центра.

  • Чиновник-фотограф АЛЬФРЕД КИНИЦ 07.02.2019

    Необыкновенный почёт ждал каркаралинские этнографические материалы в конце XIX века. Путешествие в прошлое бредит именами творцов казахского народного искусства и свидетелей формирования выставочных коллекций. Полистаем далекие рукописи.

  • А будете работать - отключим! 02.02.2019

    Диджитализация семимильными шагами идет по стране. Внедрение современных цифровых технологий особенно ощущают казахстанские государственные служащие. Она в прямом смысле помогает не только эффективно использовать рабочее время, но и дает возможность наладить личную жизнь чиновников. Об этом сообщили на брифинге в региональном департаменте Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции.

  • Юбилейная выставка 02.02.2019

    Международная выставка «Mining Week Kazakhstan» отмечает в этом году 15-летний юбилей и с 25 по 27 июня планирует собрать на своей площадке ведущие компании горнодобывающей и горно-металлургической отрасли.