16 декабря 2017 года 1474

Чайки над степью

Автор: Светлана СВИЧ

В десятиградусный мороз с пронизывающим ледяным карагандинским ветром возле здания представительства РГП «Канал имени Каныша Сатпаева» провожали необычного гостя. Велотурист, профессиональный путешественник из Экибастуза, член Казахстанского национального географического общества и павлодарского Дома географии Анатолий Пырлик решил в декабре в одиночку преодолеть на велосипеде 555 километров пути, пролегающего вдоль всей трассы канала «Иртыш-Караганда». И тем самым отметить знаменательное событие - 55 лет с момента начала строительства этого грандиозного и не имеющего аналогов объекта.

Республиканское общественное объединение «Казахстанское национальное географическое общество «QazaqGeography» и общественное объединение «Павлодарский Дом географии» уже давно реализуют серию проектов под общим названием «Открываем мир заново». Последний проект любители географии и отечественной истории решили посвятить каналу «Иртыш-Караганда», который сейчас носит имя Каныша Сатпаева. Инициатор и организатор этой идеи Анатолий Пырлик решил пройти в одиночку на двухколесном транспорте вдоль всей трассы - от конечной насосной станции НС-1 («Караганды Су») до 1-й насосной станции на реке Белой в Павлодарской области.
- Цель экспедиции - провести изыскания в области исторических последствий «проекта века» под названием «Переброска части стока сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию», а также составить современный взгляд на канал «Иртыш-Караганда» как на главную безальтернативную водную артерию Центрального Казахстана, - пояснил Анатолий Филиппович. - Ведь об этом гигантском проекте бывшего СССР и людях, претворявших его в жизнь, слагали легенды. Одним из таких людей стал наш земляк, баянаулец, фронтовик, писатель Калмухан Исабаев, решивший летом 1961 года пройти по трассе будущего канала в одиночку пешком. В пути он ориентировался по компасу, карте, на которой была отмечена трасса канала, и колышкам, кое-где оставленным проектировщиками. Он прошагал 565 километров по пути строительства канала «Иртыш-Караганда» и получил звание «гвардейца стройки». Калмухана Исабаева, без преувеличения, можно отнести к первостроителям канала. Я решил пройти его путь, но не пешком, а на велосипеде и посвятить экспедицию всем первопроходцам, первостроителям, чьими руками и самоотверженным трудом была создана эта «голубая трасса».
Почему путешествие запланировано зимой? Первоначально я задумал пройти этот путь непосредственно по каналу, то есть по льду - это было бы очень символично. Но по соображениям безопасности руководство канала не стало рисковать, поэтому я еду по автотрассе А-344 вдоль всего гидросооружения.
Анатолий Пырлик тщательно изучил документы и публикации, повествующие о стройке века, и теперь хочет рассказать об этом другим, особенно молодому поколению. Ведь это повесть о том, как человеческий разум и сила могут управлять природой, подчиняя ее себе и буквально меняя историю. Это была грандиозная стройка, продолжавшаяся больше десяти лет. В результате строители создали искусственную водную артерию, не имеющую аналогов в мире ни по протяжённости, ни по высоте подъёма воды.
- Строительство канала «Иртыш-Караганда» - это незамеченный современниками первый камень, заложенный в фундамент независимости Казахстана, - уверен исследователь. - С этим связано наше решение стартовать именно из Караганды, отлистывая историю назад - к самому первому колышку, забитому топографами в будущую независимость Казахстана.
Итак, 11 февраля 1962 года в населенный пункт Калкаман (Павлодарская область) прибыл «десант» из шести экскаваторщиков, которые вынули первый кубометр земли русла знаменитого теперь на весь мир гидротехнического сооружения. В составе этого отряда первопроходцев оказался и будущий директор канала Леонид Баталов. Когда позднее, на сессии Ассамблеи ООН в Женеве, Леонид Иванович рассказывал о канале представителям 163 стран, его слушали, затаив дыхание. А любознательные американцы пытали Баталова вопросами: как можно построить гидросооружение, которое подает воду «наверх»?
Известно, что строительство канала было частью проекта переброски вод сибирских рек в Среднюю Азию, рассказывает Анатолий Пырлик. Автором проекта поворота сибирских рек стал инженер Яков Демченко, русский общественный деятель и публицист, который впервые сформулировал идею еще в 1868 году. В богатом полезными ископаемыми Центральном Казахстане, где в наличии почти вся таблица Менделеева, катастрофически не хватало водных ресурсов. Тогда и возникла мысль перенаправить в степи Сарыарки часть воды Иртыша. Многое, что связано с каналом «Иртыш-Караганда», носит характеристику «уникальный», ведь этому гидротехническому сооружению по масштабам и обилию оригинальных инженерных задумок нет аналогов в мире. Начиная с того, что вода в русле идет снизу вверх, поднимаясь насосами на высоту 418 м, и только у Караганды течет сама с уклона. Кроме того, проектировщики канала изящно использовали попутные русла рек и речушек, а в одном месте он «ныряет» под Нурой, чтобы не соприкасаться с ее водой. И таких хитрых задумок в проекте и процессе строительства была масса. Ученые Казахской академии наук проанализировали восемь вариантов прокладки канала и выбрали оптимальный: большая часть канала теперь проходит по руслу речки Шидерты.
Сегодня вдоль канала имени Сатпаева от самого начала у реки Белой в Павлодарской области и до Нуры в Карагандинской расположены несколько десятков населенных пунктов, сотни крестьянских хозяйств. А более чем полувека назад здесь под беспощадным солнцем произрастали скудные травы и кружили по степи суховеи. От строительства канала целиком и полностью зависело развитие угледобывающей промышленности на экибастузских месторождениях и металлургической - в Карагандинской области. Именно поэтому в 1962 году Совет Министров СССР включил строительство канала в перечень важнейших начинаемых строек.
Пуском очистных сооружений в Караганде завершалось строительство первой очереди канала. 4 июля 1974 г. в репортаже «Вода Иртыша - в Караганде!» «Индустриалка» сообщила: «Позавчера, 2 июля, в 17.30 в Караганду поданы первые тысячи кубометров иртышской воды». 458-километровую трассу канала члены государственной комиссии приняли с оценкой «хорошо».
Чайки над степью - это признак большой воды. Именно такую живительную влагу несет сейчас канал им. Сатпаева. Общее зеркало воды составляет 3 тысячи квадратных километров - это шестая часть зеркала озера Балхаш. Одно только крупнейшее водохранилище 8-го гидроузла вмещает в себя 312 млн кубометров воды. И все это благодаря сооружению, которое стало торжеством инженерной и изыскательской мысли не только советского периода, но и нашего времени.
Анатолий Пырлик планирует закончить свое велопутешествие, посвященное 55-летию начала строительства канала им. Каныша Сатпаева, за 7 дней и финишировать в знаменательную дату - День Независимости, 16 декабря, в Павлодаре.

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Корабль превращается... 14.05.2019

    Произведение искусства создал работник цеха металлоконструкций

    Вдохновение, свободное время, металлолом и простой арсенал инструментов - вот и все, что понадобилось умельцу для работы над репликой военного судна, на котором сражался адмирал Нельсон.

  • Возвращение Байкадама 09.05.2019

    В 1992 году при областном маслихате была создана ономастическая комиссия по переименованию городов, поселков, улиц и площадей. Привлекли и меня как краеведа. Вспоминаю, что в числе первых рекомендаций было появление в Караганде проспекта имени Бухар жырау. Однажды я зачитал архивные данные по селам области. В названиях основанных еще до революции сел четко просматривался национальный штрих. Обязательно упоминалось казахское название заселяемого участка местности. Привел и такую выписку из газеты «Акмолинские областные ведомости». 3 января 1909 года омские власти в Акмолинском уезде на реке Шолак Карасу анонсировали появление села Миньковского. А в 1992 году поступило заявление от жителей Миньковки изменить название на аул Байкадам. Я был готов к такому варианту. Рассказал о своей встрече с Сеимбеком Адыхановым. Житель Миньковки еще в 1989 году считал своего прадеда Байкадама авторитетным лицом среди казахов из рода Мурат. Вот некоторые детали нашей беседы.

  • Космос - это рядом 11.04.2019

    В канун Дня космонавтики в эксклюзивном интервью «Индустриальной Караганде» впечатлениями о своем полете на МКС и работе Национальной компании «Қазақстан Ғарыш Сапары» поделился первый космонавт независимого Казахстана Айдын Аимбетов.

  • Ставить цель и побеждать 02.04.2019

    В Темиртау выбрали первую красавицу. Ею стала 18-летняя Елизавета Максимова, студентка медицинского колледжа.

  • Мой ласковый, нежный зверь 02.04.2019

    Тигрица по кличке Гаухар должна составить пару местному «кавалеру» Батыру. Приплод от них ждут в будущем году. А пока 12-летняя самка проявляет характер - ее грозный рык означает, что у нее портится настроение.

  • И на Марсе будет боярышник цвести 21.03.2019

    20 миллионов километров на околоземной орбите - такой путь проделали семена боярышника красного, собранные учеными и преподавателями Карагандинского государственного университета имени Е.А. Букетова. Целью эксперимента стало изучение воздействия невесомости и космического излучения на рост и полезные свойства растения.

  • Москва слезам не верит 26.02.2019

    Если говорить коротко и иронично, то социальная драма «Айка» Сергея Дворцевого - это фильм о том, как опасно брать деньги взаймы. Но еще это кино тяжелое и безрадостное - к этому нужно быть готовым. О проблемах здесь говорят без прикрас, и, возможно, понравится лента далеко не каждому: здесь хватает сцен, откровенно неприятных и подчас шокирующих.

  • Бренд от природы 23.02.2019

    Студент медицинского университета Караганды намерен наладить производство мыла по рецепту женщин Великой степи.