16 декабря 2017 года 570

Весна в декабре

Автор: Анна СТРОКОВА

Если бы арт-пересечение, инициированное художником Кайратом Кожуховым (Кэй-Кэй), случилось летом, оно определенно произошло бы на открытом воздухе. Но случилось оно зимой и получило название «Весна в декабре», приуроченное к Дню Независимости, причем зима на уютную атмосферу события никак не повлияла.

Все было как на Арбате: дамы, расположившись на лавочках, слегка помахивали веерами (в торговом центре, где находится мастерская Кайрата «Monarbat», даже жарко), слушали инструментальную музыку (играли на оранжевом пианино, что стояло у ЦУМа летом), другие прогуливались, наблюдая картины и скульптуры. Здесь собрались не только художники, но и фотографы, поэты и музыканты. «Это называют сейчас «тусовкой», но слово уже затерто до дыр, поэтому я позиционирую встречу как арт-пересечение», - так Кайрат объяснил формат мероприятия.
Кстати, название его мастерской - «Monarbat», вобрало в себя два слова: московский Арбат, так любимый Кайратом, и название парижского холма Монмартр, где он побывал в середине 90-х. Кожухов вернулся вдохновленный и решил начать свое дело: в 1996 году, сложив «Арбат» и «Монмартр», открыл галерею, а ныне мастерскую «Monarbat».
Но почему именно «Весна в декабре»? Первая персональная выставка Кайрата состоялась перед Днем Независимости, и к ней он готовил серию своих картин «Country Kazakhstan» (представил их и в этот раз). Но художник не хотел, чтобы мероприятие было официальным, да и формат - арт-пересечение, сам по себе лиричен, а независимость для него связана с радостью жизни и любовью.
Радость (в том числе творческую), уверена, испытали и ученики Кайрата - работы некоторых получили путевку на «Весну в декабре» и показаны рядом с творениями признанных мастеров. Строгих требований не было, начинающих художников не загоняли в жесткие рамки.
- Это их первый выход на публику, - подчеркнул Кайрат. - Но здесь мы проповедуем позитив: в мире достаточно проблем, от них нужно отвлекаться. Да и потом, слово «независимость» предполагает свободу выбора и широкий спектр тем.
Одной из работ, которую Кэй-Кэй отмечал на «Весне в декабре», стала картина его ученицы Анастасии Емельяновой, выполненная в формате цифровой живописи: на фоне голубого неба красногрудый снегирь, держащий в клюве подснежник. Эта птица у автора ассоциируется с зимой, и именно ей Настя «вручила» символ весны. Идея пришла к девушке во время прогулки по парку - она увидела воробья, но вместе с этим подумала о том, что у нас почти нет снегирей, потому захотелось воплотить образ и заодно попробовать себя в роли художника-натуралиста. И пусть в обществе к цифровой живописи порой относятся скептически, нарисовать с помощью современных технологий так, словно это сделано красками, непросто.
Цифровой живописью Анастасия занимается недавно, а ее профессиональная дизайнерская деятельность длится уже несколько лет. Раньше девушка трудилась фотографом, теперь работает фрилансером и занимается иллюстрацией, оформляет открытки и обложки книг.
Константин Ядренкин, другой ученик Кайрата Кэй-Кэй, пришел учиться в «Monarbat» весной прошлого года. Юноша планирует поступить на архитектора, а пока поделился: учеба в мастерской дает многое - он совершенствует свои навыки в академическом рисовании. Любит рисовать людей и серьезно занимается рисунком с третьего класса, а в своей работе весну представил не в виде природы или дамы в прекрасном одеянии, а в роли обаятельного мужчины.
Пока ученики Кайрата Кэй-Кэй, как и он сам, рисовали с натуры быстрые наброски гостей, в другом конце зала скульптор Боскей Кыздарбеков трудился над глиняной композицией «Батыр». Боскей Ауезханович родом из Улытауского района, но живет в Караганде.
- Я собираю обобщенный образ батыра, - объяснил мастер, в работах которого отражаются темы истории, фольклора, и юмор. - Характер моего героя - это характер простого человека. Он задумчиво повернул голову и размышляет, как победить врага. И уж если это воин, то и габариты у него богатырские, он ведь Родину защищает, - так описал свою работу Боскей Ауезханович.
Над такой скульптурой, высотой с мужскую ладонь, работать надо около 4 часов. Затем - сушка, обжиг, и готово. В руках Кыздарбекова - тугоплавкая глина, но материал податлив, как пластилин: он берет ее из карагандинских карьеров, обрабатывает и фильтрует дедовским методом, поскольку современные очистительные технологии очень дорогие.
Арт-пересечение набирало обороты: позади песни барда Валерия Гитарина, скрипка солистки Концертного объединения им. К. Байжанова Айжан Алжановой, задорное выступление молодого барда Вадима Кима. Своеобразным украшением вечера стала рубрика «Мон Сеньор» - так назвал ее сам Кайрат Кэй-Кэй: показательные выступления продемонстрировал мастер карате Виктор Ешкин. Как выяснилось позже, он тоже тот еще лирик: стихи у него очень романтичные.
И пока гости исследовали произведения мастеров - почти космические работы Бекена Мукушева, скульптуры Константина Кибалюка, этюды в графике Марии Соколовой, узнаваемые коллажи Владимира Троценко и пестрые картины Светланы Таракановой (тоже преподавателя «Monarbat»), некоторые пробовали рисовать песком на специальном столике. Рядом - работы мастеров фотографии - Дмитрия Ругиса, Сергея Кочмарева и других.
Андрей Перминов расположился рядом со сценой и увлеченно писал за мольбертом портрет девушки. Ее лицо словно проступает из-за капель воды, сбрызнутое золотом и серебром. Впрочем, на щеке художника тоже красовалась едва заметная золотая клякса. «Вечность Водолея» - так будет называться этот портрет, рассказал Андрей. На вопрос о цене такой красоты покачал головой: это будет подарок.
Вечер «Весны в декабре» стал подарком для всех гостей и участников. Встреча получилась уютной и дружеской. Кайрат Кэй-Кэй отмечал, что это пробный шаг в создании свободного, независимого фестиваля искусств. Думаю, он получился: собравшиеся еще долго не расходились после начала арт-пересечения.

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Школа актерского опыта 22.09.2018

    В Карагандинском академическом театре музыкальной комедии идут репетиции нового проекта «Мой звездный час»: здесь ставят мюзикл «В джазе только девушки». Исполнительниц главной женской роли в этот раз три, а мужские роли первого плана достались весьма колоритным юношам. Проект «Мой звездный час» уже подарил нам две постановки с участием непрофессионалов - «Летучую мышь» (2008 г.) и «Собаку на сене» (2015 г.). В этом году оценить мюзикл «В джазе только девушки» предстоит в конце сентября на сцене карагандинского Дворца культуры горняков, а также в Темиртау. 

  • Проклятие дома Альбы 20.09.2018

    В кругу друзей или родных мы можем обсуждать какие угодно темы, но если они выносятся на всеобщее обозрение в кинематографе или театре, то оказываемся к этому не готовы. Спектакль «Андалузское проклятие» - один из таких: карагандинский зритель, похоже, разделился на два лагеря, один из которых постановку принял, другой - нет. Гастроли Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова в Караганде завершены. Последней в стенах Театра им. К.С. Станиславского была показана пьеса в двух действиях «Андалузское проклятие (Дом Бернарды Альбы)».

  • Юбилей с выездом 20.09.2018

    Очередной театральный сезон в Драматическом театре имени С. Сейфуллина начался с нашумевшего спектакля «Фариза и Мукагали» о духовной близости двух выдающихся поэтов. Эта довольно свежая работа прошлого сезона уже успела завоевать популярность у карагандинского зрителя.

  • Черно-белая невесомость 18.09.2018

    Кто-то назвал их резными салфетками, кто-то трафаретиками - но то, что легкие утонченные картины из бумаги, безусловно, очень кропотливая и трудоемкая работа, отрицать нельзя. Молодая художница Елена Кондратьева представила более 50 работ на своей первой серьезной выставке в Карагандинском музее ИЗО. Все экспонаты выполнены в достаточно редкой манере исполнения - вырезании. Основным материалом для художницы является бумага. На создание ее произведений натолкнули случайно увиденные фото работ с сайта Pinterest. Техника ажурной вырезки по бумаге на просторах интернета известна как Papercut. А сама ажурная вырезка пришла к нам с Дальнего Востока - Китая, Японии, Кореи. Не случайно автор поддерживает тесную творческую дружбу с Институтом Конфуция при Карагандинском государственном техническом университете; часть выставочных работ предоставлена этим учреждением.

  • Когда звёзды зажигаются 18.09.2018

    Авторов для выставки молодых художников, которая открылась в областном музее изобразительного искусства, кураторы выбирали точечно, в том числе через социальные сети. В итоге зал музея наполнился самыми разными по стилю полотнами и скульптурами, с которыми действительно стоит ознакомиться. Сотрудники музея Александр Гехт и Виктория Храпко не впервые курируют экспозицию в тандеме и в этот раз активно искали новые имена. Поиск дал свои плоды: почти две трети из представленных авторов стали дебютантами, а поздравить их с выставкой собралось немало людей. 

  • Открытие чувств 15.09.2018

    Ее абстрактные картины называют праздником единения, согласия и гармонии. Названия - романтичные: «Осень на двоих», «Уходящий день», «Доброе утро», «Нежность», «Парк сновидений». Отдых для глаз и души, покой сознания - все это картины карагандинской художницы Фании Исламовой. Фания Якубовна состоит в Союзе художников с 1990 года, пишет тематические картины, чувственные пейзажи и яркие натюрморты. Она родилась в Караганде в сентябре, а высшее образование получила в художественном училище Казани, окончив его в 1980 году.

  • И страшно, и смешно 13.09.2018

    К кому уж точно применительно выражение «живет на сцене», так это к артистам Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова: наблюдать их в спектаклях - удовольствие. Гастроли театра в Караганде начались в прошлую пятницу спектаклем «Ужин с дураком», продолжились «Отелем двух миров» и завершатся «Андалузским проклятием». Если во время просмотра фильма или спектакля порой отвлекаешься на закулисные вопросы вроде «А как артист это репетировал?», «А как это еще можно было сыграть?», то во время спектаклей театра им. М. Лермонтова со мной такого не происходило. На комедии «Ужин с дураком» по пьесе современного французского режиссера и сценариста Франсиса Вебера в зале театра им. К.С. Станиславского каждые пять минут со сцены раздавалась шутка, вызывавшая не просто робкий смех, а хохот от души.

  • Проверено зрителем 11.09.2018

    На пресс-конференции артисты Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова ведут себя легко и открыто: корпоративная культура в их коллективе свободная, что видно и по общению, и по добрым шуткам друг о друге. Театр приехал в Караганду со спектаклями, которые на этой неделе идут в стенах Русского драматического театра им. К.С. Станиславского.