16 декабря 2017 года 917

Весна в декабре

Автор: Анна СТРОКОВА

Если бы арт-пересечение, инициированное художником Кайратом Кожуховым (Кэй-Кэй), случилось летом, оно определенно произошло бы на открытом воздухе. Но случилось оно зимой и получило название «Весна в декабре», приуроченное к Дню Независимости, причем зима на уютную атмосферу события никак не повлияла.

Все было как на Арбате: дамы, расположившись на лавочках, слегка помахивали веерами (в торговом центре, где находится мастерская Кайрата «Monarbat», даже жарко), слушали инструментальную музыку (играли на оранжевом пианино, что стояло у ЦУМа летом), другие прогуливались, наблюдая картины и скульптуры. Здесь собрались не только художники, но и фотографы, поэты и музыканты. «Это называют сейчас «тусовкой», но слово уже затерто до дыр, поэтому я позиционирую встречу как арт-пересечение», - так Кайрат объяснил формат мероприятия.
Кстати, название его мастерской - «Monarbat», вобрало в себя два слова: московский Арбат, так любимый Кайратом, и название парижского холма Монмартр, где он побывал в середине 90-х. Кожухов вернулся вдохновленный и решил начать свое дело: в 1996 году, сложив «Арбат» и «Монмартр», открыл галерею, а ныне мастерскую «Monarbat».
Но почему именно «Весна в декабре»? Первая персональная выставка Кайрата состоялась перед Днем Независимости, и к ней он готовил серию своих картин «Country Kazakhstan» (представил их и в этот раз). Но художник не хотел, чтобы мероприятие было официальным, да и формат - арт-пересечение, сам по себе лиричен, а независимость для него связана с радостью жизни и любовью.
Радость (в том числе творческую), уверена, испытали и ученики Кайрата - работы некоторых получили путевку на «Весну в декабре» и показаны рядом с творениями признанных мастеров. Строгих требований не было, начинающих художников не загоняли в жесткие рамки.
- Это их первый выход на публику, - подчеркнул Кайрат. - Но здесь мы проповедуем позитив: в мире достаточно проблем, от них нужно отвлекаться. Да и потом, слово «независимость» предполагает свободу выбора и широкий спектр тем.
Одной из работ, которую Кэй-Кэй отмечал на «Весне в декабре», стала картина его ученицы Анастасии Емельяновой, выполненная в формате цифровой живописи: на фоне голубого неба красногрудый снегирь, держащий в клюве подснежник. Эта птица у автора ассоциируется с зимой, и именно ей Настя «вручила» символ весны. Идея пришла к девушке во время прогулки по парку - она увидела воробья, но вместе с этим подумала о том, что у нас почти нет снегирей, потому захотелось воплотить образ и заодно попробовать себя в роли художника-натуралиста. И пусть в обществе к цифровой живописи порой относятся скептически, нарисовать с помощью современных технологий так, словно это сделано красками, непросто.
Цифровой живописью Анастасия занимается недавно, а ее профессиональная дизайнерская деятельность длится уже несколько лет. Раньше девушка трудилась фотографом, теперь работает фрилансером и занимается иллюстрацией, оформляет открытки и обложки книг.
Константин Ядренкин, другой ученик Кайрата Кэй-Кэй, пришел учиться в «Monarbat» весной прошлого года. Юноша планирует поступить на архитектора, а пока поделился: учеба в мастерской дает многое - он совершенствует свои навыки в академическом рисовании. Любит рисовать людей и серьезно занимается рисунком с третьего класса, а в своей работе весну представил не в виде природы или дамы в прекрасном одеянии, а в роли обаятельного мужчины.
Пока ученики Кайрата Кэй-Кэй, как и он сам, рисовали с натуры быстрые наброски гостей, в другом конце зала скульптор Боскей Кыздарбеков трудился над глиняной композицией «Батыр». Боскей Ауезханович родом из Улытауского района, но живет в Караганде.
- Я собираю обобщенный образ батыра, - объяснил мастер, в работах которого отражаются темы истории, фольклора, и юмор. - Характер моего героя - это характер простого человека. Он задумчиво повернул голову и размышляет, как победить врага. И уж если это воин, то и габариты у него богатырские, он ведь Родину защищает, - так описал свою работу Боскей Ауезханович.
Над такой скульптурой, высотой с мужскую ладонь, работать надо около 4 часов. Затем - сушка, обжиг, и готово. В руках Кыздарбекова - тугоплавкая глина, но материал податлив, как пластилин: он берет ее из карагандинских карьеров, обрабатывает и фильтрует дедовским методом, поскольку современные очистительные технологии очень дорогие.
Арт-пересечение набирало обороты: позади песни барда Валерия Гитарина, скрипка солистки Концертного объединения им. К. Байжанова Айжан Алжановой, задорное выступление молодого барда Вадима Кима. Своеобразным украшением вечера стала рубрика «Мон Сеньор» - так назвал ее сам Кайрат Кэй-Кэй: показательные выступления продемонстрировал мастер карате Виктор Ешкин. Как выяснилось позже, он тоже тот еще лирик: стихи у него очень романтичные.
И пока гости исследовали произведения мастеров - почти космические работы Бекена Мукушева, скульптуры Константина Кибалюка, этюды в графике Марии Соколовой, узнаваемые коллажи Владимира Троценко и пестрые картины Светланы Таракановой (тоже преподавателя «Monarbat»), некоторые пробовали рисовать песком на специальном столике. Рядом - работы мастеров фотографии - Дмитрия Ругиса, Сергея Кочмарева и других.
Андрей Перминов расположился рядом со сценой и увлеченно писал за мольбертом портрет девушки. Ее лицо словно проступает из-за капель воды, сбрызнутое золотом и серебром. Впрочем, на щеке художника тоже красовалась едва заметная золотая клякса. «Вечность Водолея» - так будет называться этот портрет, рассказал Андрей. На вопрос о цене такой красоты покачал головой: это будет подарок.
Вечер «Весны в декабре» стал подарком для всех гостей и участников. Встреча получилась уютной и дружеской. Кайрат Кэй-Кэй отмечал, что это пробный шаг в создании свободного, независимого фестиваля искусств. Думаю, он получился: собравшиеся еще долго не расходились после начала арт-пересечения.

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Мелодия жизни 21.03.2019

    Путешественники всегда удивлялись умению казахов вне зависимости от возраста играть на домбре или кобызе, сочинить или исполнить песню. В наши дни народная музыка по-прежнему неотделима от самого народа, а ее роль в культуре стала только шире.

  • Амулет счастья 21.03.2019

    Праздник весны Наурыз не обошел никого, и музей изобразительного искусства в том числе. Здесь на фоне выставки декоративно-прикладных произведений студенты Карагандинского колледжа моды показывали костюмы разных этносов и звучала народная музыка.

  • Сарыарка туристическая 21.03.2019

    На первом этаже первого корпуса КарГТУ собрались студенты: здесь накануне праздника Наурыз устроили выставку народного искусства, угощали баурсаками и обязательно наурыз-коже. Подкрепившись традиционным блюдом, молодежь отправилась поддержать сверстников на конкурсе «Сыр тұнған Сарыарқа».

  • Знакомство с автором 19.03.2019

    На днях карагандинского поэта, писателя и журналиста Наталию Инжевскую президиум российского Союза писателей наградил медалью Владимира Маяковского за вклад в литературу. На неделе детской книги в библиотеке им. Абая она презентовала свои сборники сказок.

  • Однажды и навсегда 19.03.2019

    Образцовый хореографический ансамбль «Аяла» отметил юбилей на сцене Дворца горняков концертом «Перезагрузка». Все исполненные номера были премьерными: к дате подошли очень ответственно.

  • Долина юности 16.03.2019

    «Франкофонная весна» проходит в нескольких городах Казахстана. Организаторы серии мероприятий - Швейцарское Посольство и Французский Альянс Караганды - уверены, что это привлечет интерес молодых людей к французскому языку и культуре. На днях в библиотеке им. Н.В. Гоголя прошла встреча со швейцарским писателем Эженом Мельцом.

  • Мамаша в камуфляже 16.03.2019

    Говорят, пьесы немецкого драматурга Бертольда Брехта ставят те режиссеры, которые не боятся бросить вызов театральным традициям. Вызов это или нет, но лауреат Международной премии им. Ч. Айтматова Куандык Касымов, не впервые работающий с Театром им. К.С. Станиславского, доказывает: режиссерские ходы должны быть заметными.

  • В ритмах фламенко 14.03.2019

    Страстные танцы и душевные песни, умопомрачительные акробатические трюки и стихи о любви были собраны в программе концерта «И это все о ней...». Мероприятие, которое изначально было задумано как вечер испанской музыки, в конечном итоге вылилось в еще одно творческое поздравление, адресованное карагандинским женщинам.