16 декабря 2017 года 258

Весна в декабре

Автор: Анна СТРОКОВА

Если бы арт-пересечение, инициированное художником Кайратом Кожуховым (Кэй-Кэй), случилось летом, оно определенно произошло бы на открытом воздухе. Но случилось оно зимой и получило название «Весна в декабре», приуроченное к Дню Независимости, причем зима на уютную атмосферу события никак не повлияла.

Все было как на Арбате: дамы, расположившись на лавочках, слегка помахивали веерами (в торговом центре, где находится мастерская Кайрата «Monarbat», даже жарко), слушали инструментальную музыку (играли на оранжевом пианино, что стояло у ЦУМа летом), другие прогуливались, наблюдая картины и скульптуры. Здесь собрались не только художники, но и фотографы, поэты и музыканты. «Это называют сейчас «тусовкой», но слово уже затерто до дыр, поэтому я позиционирую встречу как арт-пересечение», - так Кайрат объяснил формат мероприятия.
Кстати, название его мастерской - «Monarbat», вобрало в себя два слова: московский Арбат, так любимый Кайратом, и название парижского холма Монмартр, где он побывал в середине 90-х. Кожухов вернулся вдохновленный и решил начать свое дело: в 1996 году, сложив «Арбат» и «Монмартр», открыл галерею, а ныне мастерскую «Monarbat».
Но почему именно «Весна в декабре»? Первая персональная выставка Кайрата состоялась перед Днем Независимости, и к ней он готовил серию своих картин «Country Kazakhstan» (представил их и в этот раз). Но художник не хотел, чтобы мероприятие было официальным, да и формат - арт-пересечение, сам по себе лиричен, а независимость для него связана с радостью жизни и любовью.
Радость (в том числе творческую), уверена, испытали и ученики Кайрата - работы некоторых получили путевку на «Весну в декабре» и показаны рядом с творениями признанных мастеров. Строгих требований не было, начинающих художников не загоняли в жесткие рамки.
- Это их первый выход на публику, - подчеркнул Кайрат. - Но здесь мы проповедуем позитив: в мире достаточно проблем, от них нужно отвлекаться. Да и потом, слово «независимость» предполагает свободу выбора и широкий спектр тем.
Одной из работ, которую Кэй-Кэй отмечал на «Весне в декабре», стала картина его ученицы Анастасии Емельяновой, выполненная в формате цифровой живописи: на фоне голубого неба красногрудый снегирь, держащий в клюве подснежник. Эта птица у автора ассоциируется с зимой, и именно ей Настя «вручила» символ весны. Идея пришла к девушке во время прогулки по парку - она увидела воробья, но вместе с этим подумала о том, что у нас почти нет снегирей, потому захотелось воплотить образ и заодно попробовать себя в роли художника-натуралиста. И пусть в обществе к цифровой живописи порой относятся скептически, нарисовать с помощью современных технологий так, словно это сделано красками, непросто.
Цифровой живописью Анастасия занимается недавно, а ее профессиональная дизайнерская деятельность длится уже несколько лет. Раньше девушка трудилась фотографом, теперь работает фрилансером и занимается иллюстрацией, оформляет открытки и обложки книг.
Константин Ядренкин, другой ученик Кайрата Кэй-Кэй, пришел учиться в «Monarbat» весной прошлого года. Юноша планирует поступить на архитектора, а пока поделился: учеба в мастерской дает многое - он совершенствует свои навыки в академическом рисовании. Любит рисовать людей и серьезно занимается рисунком с третьего класса, а в своей работе весну представил не в виде природы или дамы в прекрасном одеянии, а в роли обаятельного мужчины.
Пока ученики Кайрата Кэй-Кэй, как и он сам, рисовали с натуры быстрые наброски гостей, в другом конце зала скульптор Боскей Кыздарбеков трудился над глиняной композицией «Батыр». Боскей Ауезханович родом из Улытауского района, но живет в Караганде.
- Я собираю обобщенный образ батыра, - объяснил мастер, в работах которого отражаются темы истории, фольклора, и юмор. - Характер моего героя - это характер простого человека. Он задумчиво повернул голову и размышляет, как победить врага. И уж если это воин, то и габариты у него богатырские, он ведь Родину защищает, - так описал свою работу Боскей Ауезханович.
Над такой скульптурой, высотой с мужскую ладонь, работать надо около 4 часов. Затем - сушка, обжиг, и готово. В руках Кыздарбекова - тугоплавкая глина, но материал податлив, как пластилин: он берет ее из карагандинских карьеров, обрабатывает и фильтрует дедовским методом, поскольку современные очистительные технологии очень дорогие.
Арт-пересечение набирало обороты: позади песни барда Валерия Гитарина, скрипка солистки Концертного объединения им. К. Байжанова Айжан Алжановой, задорное выступление молодого барда Вадима Кима. Своеобразным украшением вечера стала рубрика «Мон Сеньор» - так назвал ее сам Кайрат Кэй-Кэй: показательные выступления продемонстрировал мастер карате Виктор Ешкин. Как выяснилось позже, он тоже тот еще лирик: стихи у него очень романтичные.
И пока гости исследовали произведения мастеров - почти космические работы Бекена Мукушева, скульптуры Константина Кибалюка, этюды в графике Марии Соколовой, узнаваемые коллажи Владимира Троценко и пестрые картины Светланы Таракановой (тоже преподавателя «Monarbat»), некоторые пробовали рисовать песком на специальном столике. Рядом - работы мастеров фотографии - Дмитрия Ругиса, Сергея Кочмарева и других.
Андрей Перминов расположился рядом со сценой и увлеченно писал за мольбертом портрет девушки. Ее лицо словно проступает из-за капель воды, сбрызнутое золотом и серебром. Впрочем, на щеке художника тоже красовалась едва заметная золотая клякса. «Вечность Водолея» - так будет называться этот портрет, рассказал Андрей. На вопрос о цене такой красоты покачал головой: это будет подарок.
Вечер «Весны в декабре» стал подарком для всех гостей и участников. Встреча получилась уютной и дружеской. Кайрат Кэй-Кэй отмечал, что это пробный шаг в создании свободного, независимого фестиваля искусств. Думаю, он получился: собравшиеся еще долго не расходились после начала арт-пересечения.

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Сотворение чуда 18.01.2018

    По многочисленным просьбам карагандинцев Академический оркестр казахских народных инструментов им. Таттимбета повторил новогодний концерт. В «Шалкыме» вновь не было свободного места, а каждый номер программы заканчивался продолжительными аплодисментами.

  • Растопили стужу 16.01.2018

    Праздничное выступление в Концертном зале «Шалкыма» организовал областной татаро-башкирский этнокультурный центр «Ихлас». Впервые такое мероприятие его участники провели вне своих семей, решив подарить необыкновенное настроение карагандинцам. Творческую встречу, посвященную началу нового года, руководитель центра «Ихлас» Анвар Керейбаев начал с поздравлений. Отметив, что Караганда - это кузница кадров, которая славится своими шахтерами и металлургами, Анвар Бегимович от имени всего этнокультурного объединения поздравил в первую очередь их, пожелав крепкого здоровья и успехов во всем.

  • Прекрасное - в простом 16.01.2018

    В Абайском городском парке культуры и отдыха установлены две архитектурные композиции, посвященные молодой семье и воину-интернационалисту. Их изготовил талантливый абайский художник Рашид Кидрасов, который в рамках программы «Туған жер» создал несколько красивых скульптур, отражающих культурное наследие казахского народа.

  • Краски детства 13.01.2018

    В областном музее изобразительного искусства открылась выставка работ учеников школы искусств № 1. Экспозиция привлекает разнообразием техник, поражает искренностью и чистотой, которая может быть свойственна только детям. Настоящий праздник красок ждут каждый год: выставка работ учеников отделения изобразительного искусства школы искусств № 1 стала доброй традицией, и в этот раз она особенно разнообразна. Кроме работ самих учеников, здесь представлены и творения учащихся филиалов на базе средней школы № 81, школы-гимназии № 102 и других. В музее собраны сотни работ, а их авторам - от 4 до 17 лет. Среди экспонатов - композиции и пленарные этюды, наброски и произведения живописи, графики, скульптуры. 

  • Домбра, кобыз и шлягер 10.01.2018

    Успешные музыкальные эксперименты всегда заметны, и карагандинский дуэт «ДиАр» - тому доказательство. Музыканты нашли свою «фишку» в том, что исполняют бессмертные хиты на домбре и прима-кобызе. Дуэт «ДиАр» 10 лет назад собрал вместе Динару Хасанову, которая играет на прима-кобызе, и домбриста Армана Айнабаева. Первым в их репертуаре стал кюй «Адай» Курмангазы, а название коллектива сложилось из первых двух букв имен музыкантов. 

  • Духовное с творческим 09.01.2018

    Богослужение, совершаемое в ночь с 6 на 7 января, безусловно, центральное событие одного их главных дней для христиан - Рождества Христова. Но праздничная атмосфера царит и за стенами храма, доказательством тому красочные веселые мероприятия, организованные творческими прихожанами Русской православной церкви, преподавателями и воспитанниками воскресных школ. 6 января, в канун праздника Рождества Христова, глава Русской православной церкви, епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан совершил всенощное бдение в Введенском кафедральном соборе города Караганды. В ночь с 6 на 7 января здесь же прошла праздничная божественная литургия.

  • Жаркая зима 09.01.2018

    Областной музей изобразительного искусства начал этот год с персональной выставки карагандинца Ерлана Гаймолдина. Стиль работ художника разительно отличается от всего, что здесь выставлялось.  Ерлан представил 24 работы, исполненные в собственной манере, сочетающей и влияние импрессиониста Модильяни, и восточные мотивы, и какую-то удивительную мистику. Последнюю рискну объяснить постоянной особенностью его картин - ярко-синими глазами персонажей, будь то животные или люди. Возможно, одни разглядят в них необъятную вселенную человеческого сознания, другие - темную и бесконечную его пропасть.

  • Из глубины веков 06.01.2018

    Сегодня Рождество Христово является, пожалуй, самым известным из христианских праздников. Но так было не всегда. Главным праздником первых христиан было Воскресение Христово - Пасха, причем вначале он установился как еженедельное празднование Воскресения, а уже потом как ежегодное празднование Пасхи. Доподлинно неизвестно, когда именно произошло таинство рождения Христа. Традиция отмечать Рождество Христово 7 января (по юлианскому календарю) или 25 декабря (по григорианскому) связана с языческим праздником в честь бога Сатурна, отмечавшимся 25 декабря в Римской империи. Сатурналии являлись неким аналогом современных Рождества и Нового года, объединенных в одно целое.