16 декабря 2017 года 398

Весна в декабре

Автор: Анна СТРОКОВА

Если бы арт-пересечение, инициированное художником Кайратом Кожуховым (Кэй-Кэй), случилось летом, оно определенно произошло бы на открытом воздухе. Но случилось оно зимой и получило название «Весна в декабре», приуроченное к Дню Независимости, причем зима на уютную атмосферу события никак не повлияла.

Все было как на Арбате: дамы, расположившись на лавочках, слегка помахивали веерами (в торговом центре, где находится мастерская Кайрата «Monarbat», даже жарко), слушали инструментальную музыку (играли на оранжевом пианино, что стояло у ЦУМа летом), другие прогуливались, наблюдая картины и скульптуры. Здесь собрались не только художники, но и фотографы, поэты и музыканты. «Это называют сейчас «тусовкой», но слово уже затерто до дыр, поэтому я позиционирую встречу как арт-пересечение», - так Кайрат объяснил формат мероприятия.
Кстати, название его мастерской - «Monarbat», вобрало в себя два слова: московский Арбат, так любимый Кайратом, и название парижского холма Монмартр, где он побывал в середине 90-х. Кожухов вернулся вдохновленный и решил начать свое дело: в 1996 году, сложив «Арбат» и «Монмартр», открыл галерею, а ныне мастерскую «Monarbat».
Но почему именно «Весна в декабре»? Первая персональная выставка Кайрата состоялась перед Днем Независимости, и к ней он готовил серию своих картин «Country Kazakhstan» (представил их и в этот раз). Но художник не хотел, чтобы мероприятие было официальным, да и формат - арт-пересечение, сам по себе лиричен, а независимость для него связана с радостью жизни и любовью.
Радость (в том числе творческую), уверена, испытали и ученики Кайрата - работы некоторых получили путевку на «Весну в декабре» и показаны рядом с творениями признанных мастеров. Строгих требований не было, начинающих художников не загоняли в жесткие рамки.
- Это их первый выход на публику, - подчеркнул Кайрат. - Но здесь мы проповедуем позитив: в мире достаточно проблем, от них нужно отвлекаться. Да и потом, слово «независимость» предполагает свободу выбора и широкий спектр тем.
Одной из работ, которую Кэй-Кэй отмечал на «Весне в декабре», стала картина его ученицы Анастасии Емельяновой, выполненная в формате цифровой живописи: на фоне голубого неба красногрудый снегирь, держащий в клюве подснежник. Эта птица у автора ассоциируется с зимой, и именно ей Настя «вручила» символ весны. Идея пришла к девушке во время прогулки по парку - она увидела воробья, но вместе с этим подумала о том, что у нас почти нет снегирей, потому захотелось воплотить образ и заодно попробовать себя в роли художника-натуралиста. И пусть в обществе к цифровой живописи порой относятся скептически, нарисовать с помощью современных технологий так, словно это сделано красками, непросто.
Цифровой живописью Анастасия занимается недавно, а ее профессиональная дизайнерская деятельность длится уже несколько лет. Раньше девушка трудилась фотографом, теперь работает фрилансером и занимается иллюстрацией, оформляет открытки и обложки книг.
Константин Ядренкин, другой ученик Кайрата Кэй-Кэй, пришел учиться в «Monarbat» весной прошлого года. Юноша планирует поступить на архитектора, а пока поделился: учеба в мастерской дает многое - он совершенствует свои навыки в академическом рисовании. Любит рисовать людей и серьезно занимается рисунком с третьего класса, а в своей работе весну представил не в виде природы или дамы в прекрасном одеянии, а в роли обаятельного мужчины.
Пока ученики Кайрата Кэй-Кэй, как и он сам, рисовали с натуры быстрые наброски гостей, в другом конце зала скульптор Боскей Кыздарбеков трудился над глиняной композицией «Батыр». Боскей Ауезханович родом из Улытауского района, но живет в Караганде.
- Я собираю обобщенный образ батыра, - объяснил мастер, в работах которого отражаются темы истории, фольклора, и юмор. - Характер моего героя - это характер простого человека. Он задумчиво повернул голову и размышляет, как победить врага. И уж если это воин, то и габариты у него богатырские, он ведь Родину защищает, - так описал свою работу Боскей Ауезханович.
Над такой скульптурой, высотой с мужскую ладонь, работать надо около 4 часов. Затем - сушка, обжиг, и готово. В руках Кыздарбекова - тугоплавкая глина, но материал податлив, как пластилин: он берет ее из карагандинских карьеров, обрабатывает и фильтрует дедовским методом, поскольку современные очистительные технологии очень дорогие.
Арт-пересечение набирало обороты: позади песни барда Валерия Гитарина, скрипка солистки Концертного объединения им. К. Байжанова Айжан Алжановой, задорное выступление молодого барда Вадима Кима. Своеобразным украшением вечера стала рубрика «Мон Сеньор» - так назвал ее сам Кайрат Кэй-Кэй: показательные выступления продемонстрировал мастер карате Виктор Ешкин. Как выяснилось позже, он тоже тот еще лирик: стихи у него очень романтичные.
И пока гости исследовали произведения мастеров - почти космические работы Бекена Мукушева, скульптуры Константина Кибалюка, этюды в графике Марии Соколовой, узнаваемые коллажи Владимира Троценко и пестрые картины Светланы Таракановой (тоже преподавателя «Monarbat»), некоторые пробовали рисовать песком на специальном столике. Рядом - работы мастеров фотографии - Дмитрия Ругиса, Сергея Кочмарева и других.
Андрей Перминов расположился рядом со сценой и увлеченно писал за мольбертом портрет девушки. Ее лицо словно проступает из-за капель воды, сбрызнутое золотом и серебром. Впрочем, на щеке художника тоже красовалась едва заметная золотая клякса. «Вечность Водолея» - так будет называться этот портрет, рассказал Андрей. На вопрос о цене такой красоты покачал головой: это будет подарок.
Вечер «Весны в декабре» стал подарком для всех гостей и участников. Встреча получилась уютной и дружеской. Кайрат Кэй-Кэй отмечал, что это пробный шаг в создании свободного, независимого фестиваля искусств. Думаю, он получился: собравшиеся еще долго не расходились после начала арт-пересечения.

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Звездный час - для вас 21.04.2018

    Карагандинский академический театр музыкальной комедии знаменит многими проектами, в том числе теми, которые дают шанс непрофессионалам узнать, каков он - труд артиста. Несколько лет назад проект «Народная оперетта» подарил нашей публике «Собаку на сене» Лопе де Вега с участием обычных карагандинцев, а в этом году театр вновь планирует подобное мероприятие, но уже под названием «Мой звездный час».

  • Гармония линий и красок 21.04.2018

    Разнообразие техник и жанров, стилистических решений в этом году демонстрирует традиционная весенняя выставка областного Союза художников. Яркие краски экспозиции дарят зрителям оптимистическое весеннее настроение, передают необыкновенную красоту многоликого мира. После многих лет молчания продемонстрировала свои работы Ляззат Тынбаева, работающая в традиционной технике вышивки, в которой она решает сложные композиции из истории казахов. Интересную картину «Баксы» в технике художественного войлока представила Евгения Шульц. Великолепный бронзовый «Бык» Сергея Чеченова, мастера анималистической скульптуры, стал украшением выставки.

  • С любовью из Канады 19.04.2018

    Казахстан все больше привлекает взоры мировых звезд разных жанров. Караганда принимает артистов джаза из США, звезд оперы из европейских стран, инструменталистов из Азии и ближнего зарубежья. Добралась до нас и Канада: на днях в городе выступил певец и музыкант Адам Гонтье с акустической программой. Концерты под гитару всегда звучат интимнее, нежели выступления с полным звуковым сопровождением других инструментов. Они позволяют сблизиться с публикой и быть со зрителем на ты. Эту цель и преследовал канадский музыкант, известный как бывший солист рок-группы «Three Days Grace», а ныне коллектива «Saint Asonia». Впрочем, обе эти группы - постоянные участники и хедлайнеры мировых рок-фестивалей, их альбомы не сходят с вершин зарубежных хит-парадов, а некоторые получили звание платиновых.

  • Петербургские встречи 19.04.2018

    «Казань брал, Астрахань брал, Ревель брал, Шпака - не брал», - эту знаменитую цитату из «Иван Васильевич меняет профессию» можно перефразировать в «Казань брал, Санкт-Петербург брал»: Карагандинский русский драматический театр им. К.С. Станиславского в начале апреля «взял» северную столицу России и успешно выступил с «Ревизором» Н.В. Гоголя.

  • Кадры из жизни 14.04.2018

    Карагандинец Константин Павленко убежден: фотография обретает жизнь, будучи напечатанной. Мы храним снимки в телефонах, но они могут исчезнуть, помещаем их на диски, а те могут просто сломаться. Константин - не только фотограф: он всегда увлекался спортом, работал переводчиком и преподавателем.

  • Весна в ритме степа 14.04.2018

    Степ-группа «Алтын Батыр» снова порадует карагандинцев концертом: коллектив выступит на сцене Дворца культуры горняков. В программе - не только собственно ирландский степ, которым «Алтын Батыр» и знаменит, но и танцевальные номера российского хореографа-постановщика Сергея Назарова.

  • Амре по-голливудски 10.04.2018

    Выходя с премьеры фильма «Амре», я испытывала противоречивые чувства. Вроде бы и хорошо, что об исторических личностях снимают кино (в планах - Магжан Жумабаев, Балуан Шолак и Ходжа Ахмед Яссауи), с другой стороны - зарубежные каноны сценариев диктуют свои шаблоны, снижая градус достоверности. Более того, герои наших отечественных байопиков (биографических художественных лент) всегда однотипны - будь то Алимхан Ермеков, Казыбек би или Амре Кашаубаев. Все они одинаково немногословны, серьезны, драматичны, безгрешны. Но ведь любой человек ошибается, и для кого-то он хороший, для кого-то - плохой, и вот эта «серость», а не «белизна» или «чернота», - она подкупает зрителя, подвигая его ассоциировать персонажа с собой. У перечисленных героев этой «серости» нет.

  • Мы вам споем 10.04.2018

    В Жезказгане пройдет фестиваль авторской песни и поэзии. Жезказганское общество поэтов, композиторов и музыкантов «Сазгер-акын-бард» можно назвать уникальным явлением для Карагандинской области. Образованное летом прошлого года, оно объединило весь местный творческий бомонд. Членство в нем не зависит от возраста. Самый молодой исполнитель учится в 11 классе, тогда как известная поэтесса и композитор Людмила Варламова является ровесницей Жезказгана. Главное условие - живое исполнение. Будучи ценителями истинного творчества, жезказганцы не приемлют фонограмму.