12 декабря 2017 года 656

Учеба по-английски

Автор: Анна СТРОКОВА

К 2020 году во всех школах Казахстана преподавание химии, биологии, физики и информатики должно вестись на английском языке. Курсы переподготовки учителей идут, но среди педагогов есть и те, кто новшество приветствует и практикует, и те, кому приходится очень сложно.

Безусловно, детям в этом плане проще: уроки английского языка ведутся, а начинается переход на трехъязычие с изучения терминов по предметам естественно-математического цикла. Новые учебники выпущены, и сейчас их апробируют в школах. В нашей области это 55 школ - там уже преподают химию, биологию, физику и информатику на английском. Десять школ из этого числа ведут уроки естественно-математического цикла в основной программе, в остальных на английском преподается вариативная часть - курсы по выбору.
Опыт трехъязычного образования в нашей области внедряется с 2007 года, а две специализированные школы-интерната - «Мурагер» и им. Н. Нурмакова - успешно работают в этом режиме. Сейчас из 2355 учителей биологии, физики, химии, информатики специальное обучение прошла почти половина педагогов. Все они должны владеть английским языком на уровне В1 - высшем, который равнозначен еще одному в системе курсов «Intermediate». Уровнем В1 должны обладать и ученики, чтобы хорошо понимать материал.
- Сначала учителя переживали: учебников не было, не все ученики хорошо знают английский, но теперь в школах работают по билингвальным учебникам: в первой четверти только 25% материала дается на английском, остальное - на языке обучения, - заверила Гульдана Сатжанова, заведующая отделом дошкольного и общего среднего образования учебно-методического центра развития образования области (УМЦ РО).
В сельских школах, дополнила Гульдана Болатовна, внедрение трехъязычия тоже идет поэтапно: учителя проходят курсы, всем им будут оказывать посткурсовую поддержку, знакомить с методикой и консультировать по работе с учебниками. Доказательством этого стал недавно прошедший областной форум «Состояние развития трехъязычного образования в Карагандинской области: опыт и перспективы», который организовали УМЦ РО и управление образования на базе ШИ «Мурагер». Учителя обменялись опытом преподавания на английском, обсудили новые учебники естественно-математического цикла на секционных собраниях. Им продемонстрировали технологию CLIL (предметно-языковое интегрированное обучение), когда изучается не только сам предмет, но и необходимые для него термины и сочетания.
Работа Центра профессионального развития «USTAZ», представители которого прибыли в Караганду, построена на основе практики казахско-турецких лицеев. Его сотрудники обучают детей на английском, русском, казахском и турецком языках, и эту практику хотят распространять в свете развития трехъязычия.
- Наша задача как раз в том, чтобы помимо непосредственно обучения обогащать ребят и знанием иностранного языка, - рассказал специалист центра Бахтияр Эрметов. - Помогут здесь цифровые и интернет-ресурсы: на просторах сети, на том же youtube.com, есть немало порталов и сайтов с видеозаписями уроков, игровых занятий.
Участие в форуме представителей Центра «USTAZ» предполагало, кроме того, тренинги: преподавателям предложили закрепить изученные методики CLIL на деле. Там же обсудили интересующие участников вопросы. По сути, площадка форума предназначалась для открытого диалога, как это было с недавним обсуждением учебников обновленного образования. Кстати, той встречей по «обновленке» преподаватели остались довольны.
Участники прошедшего форума по трехъязычию в данный момент заканчивают курсы переподготовки и с января начнут преподавать на английском свои предметы. Преподаватель информатики Наталья Игнатьева поделилась: постепенно вводит иностранный язык в практику - часть урока ведет на английском, приучая детей к дальнейшей работе и общению. Собственное владение английским Наталья Петровна оценила позитивно:
- Сказывается хорошая школа: еще в пединституте нас учили языку, а сегодня, работая со специалистами, мы изучаем не только терминологическую базу, но и укрепляем разговорный язык. Ребята смогут свободно с нами общаться, и если им удобно говорить на английском - пожалуйста, если нет - на данном этапе можно давать ответы на родном языке.
Преподаватель информатики Абайского района Татьяна Челнокова рассказала, что апробация новых учебников в ее школе только начинается: книги пришли недавно, их введут в вариативную часть в качестве эксперимента и будут апробировать параллельно с основными. Пока в учебниках даются общие сведения о предмете, есть неплохой глоссарий с терминами, но все покажет практика.
Так или иначе, ожидания от форума по трехъязычному образованию у педагогов были идентичны: узнать, как применять на практике теорию, которая дается на курсах переподготовки, изучить технологию CLIL и ее внедрение в учебный процесс.
Но нельзя не сказать о второй стороне этой медали. Во-первых, изучение дисциплин естественно-математического цикла для некоторых детей может быть достаточно сложным. Во-вторых, сложно и учителям на курсах переподготовки: пусть курсы и бесплатные, одни отмечали, что некоторые новые учебники не соответствуют программе. Другие признавались: параллельно учиться и работать в школе тяжело физически и морально - неподготовленным к ученикам не отправишься, а до этого надо успеть на курсы, и свободного времени просто нет. И ладно, если это городские учителя: педагоги из районов тратят на дорогу куда больше времени (занятия проходят на базе Академии «Болашак»). Работу тренеров в то же время преподаватели очень ценят: коллеги стараются преподнести материал в доступной форме. Но тем, кто во время собственной учебы изучал немецкий или французский языки, нелегко изучать английский – особенно, если это преподаватели более старшего возраста.

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Говорить на одном языке 04.10.2018

    К этому призывает руководитель Международной компании Global medical servise (Израиль) Гери Гросман, спасатель в области экстренной медицины с мировым именем. Он обучает не только медиков, но и представителей разных профессий навыкам оказания первой догоспитальной помощи в случаях ДТП и прочих происшествий, где есть пострадавшие. Суть в том, что проблема спасения жизни и сохранения здоровья людей, получивших серьезные травмы, увечья, встала в один ряд с важнейшими проблемами Казахстана. К примеру, в нашей области в этом году возросло число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий (в сравнении с прошлым годом) - с 77 до 101. Хотя количество случаев ДТП, по данным управления Комитета по правовой статистике, значительно сократилось.

  • Наука на благо производства 29.09.2018

    В стенах КарГТУ, в рамках инновационно-образовательного консорциума «Корпоративный университет», прошла встреча ведущих ученых вуза с руководителями угольного департамента АО «АрселорМиттал Темиртау».  Делегацию возглавляли директор по производству АО «АрселорМиттал Темиртау» Паршант Гойя и директор угольного департамента Андрей Черномаз. Основной целью встречи стало усиление интеграции образования, науки, производства и бизнеса для повышения качества высшего технического образования и результативного выполнения научно-исследовательских работ, а также внедрения их в производство.

  • Знать, побеждать, спасать 27.09.2018

    Карагандинка Айдана Жунис заняла третье место в республиканском конкурсе «Полиглот-2018». На днях в областном центре выбирали сотрудника ЧС, лучше всех владеющего тремя языками - казахским, русским, английским. В этот раз выбор места проведения столь важного и масштабного мероприятия не случайно пал на Карагандинский регион. Дело в том, что в прошлом году превосходное знание языков показала радиотелефонист из службы пожаротушения ДЧС КО. Поэтому сюда съехались спасатели со всей страны. Всего право на участие в полуфинале было у 17 победителей регионального уровня.

  • Коррозии - бой! 22.09.2018

    Ученые Карагандинского технического университета разработали инновационный способ борьбы с главным бичом металлургии - коррозией. С помощью нанотехнологической разработки они создали суспензию, которая проникает внутрь металлической поверхности и не только защищает детали от повреждений, но и восстанавливает уже имеющиеся изъяны. Нанопродукт имеет огромные перспективы и уже активно тестируется на производстве - на площадке машиностроительного завода им. Пархоменко.

  • Учеба продолжается! 22.09.2018

    Весть о том, что в селе Матак Каркаралинского района школа будет укомплектована всего на четверть, распространилась по интернету пару недель назад. Якобы сами учителя подняли панику, что им некого будет учить. Однако, как утверждает руководитель управления образования Карагандинской области, эта нерадужная картина, которую обрисовали местные жители, не соответствуют действительности. 

  • Ремонт в учебный год 20.09.2018

    Поздно проведенный тендер на ремонт школы села Тузды Бухаржырауского района вынудил 171 ученика и 35 учителей ютиться в тесном неприспособленном помещении. Вот уже три недели, как школьники с 0 по 11 классы учатся в здании, которое подлатали наспех. По словам акима Тузды Сауле Бегжановой, обстоятельства сложились так, что техперсоналу школы и родителям пришлось объединить усилия, чтобы к новому учебному процессу подремонтировать здание бывшего акимата, которое стояло заброшенным несколько лет.

  • Отказаться - ваше право 15.09.2018

    «Мы считаем, что родители не обязаны нести какие-либо расходы на ремонт или проведение мероприятий в организациях образования, и рассматриваем подобные факты как коррупцию. Из бюджета выделяются достаточные денежные средства на все указанные цели», - отметил заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Олжас Бектенов на видеоконференции, посвященной актуальным проблемам в сфере образования. Прямая трансляция республиканского совещания для карагандинских педагогов была организована в стенах областного департамента Национального бюро по противодействию коррупции. В его работе приняли участие вице-министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, а также посредством видеоконференц-связи - руководители областных управлений, городских отделов образования, директора школ и активные представители попечительских советов.

  • Как вырастить гения 15.09.2018

    Как развить творческие способности ребенка? Как проложить кратчайший путь от детского рисунка к внедрению инновационных методов обучения? Все чаще мы слышим выражение - «интеграционная форма занятия». Новшество это или необходимость? 
    В последнее время мы приходим к выводу, что применение инновационных технологий в современном обучении просто необходимо для формирования всесторонне развитой личности. И важно не только внедрение новых форм работы с этнокультурными объединениями Ассамблеи народа Казахстана нашей области, но и более глубокое изучение народного творчества и языковой культуры разных этносов.