12 декабря 2017 года 783

Учеба по-английски

Автор: Анна СТРОКОВА

К 2020 году во всех школах Казахстана преподавание химии, биологии, физики и информатики должно вестись на английском языке. Курсы переподготовки учителей идут, но среди педагогов есть и те, кто новшество приветствует и практикует, и те, кому приходится очень сложно.

Безусловно, детям в этом плане проще: уроки английского языка ведутся, а начинается переход на трехъязычие с изучения терминов по предметам естественно-математического цикла. Новые учебники выпущены, и сейчас их апробируют в школах. В нашей области это 55 школ - там уже преподают химию, биологию, физику и информатику на английском. Десять школ из этого числа ведут уроки естественно-математического цикла в основной программе, в остальных на английском преподается вариативная часть - курсы по выбору.
Опыт трехъязычного образования в нашей области внедряется с 2007 года, а две специализированные школы-интерната - «Мурагер» и им. Н. Нурмакова - успешно работают в этом режиме. Сейчас из 2355 учителей биологии, физики, химии, информатики специальное обучение прошла почти половина педагогов. Все они должны владеть английским языком на уровне В1 - высшем, который равнозначен еще одному в системе курсов «Intermediate». Уровнем В1 должны обладать и ученики, чтобы хорошо понимать материал.
- Сначала учителя переживали: учебников не было, не все ученики хорошо знают английский, но теперь в школах работают по билингвальным учебникам: в первой четверти только 25% материала дается на английском, остальное - на языке обучения, - заверила Гульдана Сатжанова, заведующая отделом дошкольного и общего среднего образования учебно-методического центра развития образования области (УМЦ РО).
В сельских школах, дополнила Гульдана Болатовна, внедрение трехъязычия тоже идет поэтапно: учителя проходят курсы, всем им будут оказывать посткурсовую поддержку, знакомить с методикой и консультировать по работе с учебниками. Доказательством этого стал недавно прошедший областной форум «Состояние развития трехъязычного образования в Карагандинской области: опыт и перспективы», который организовали УМЦ РО и управление образования на базе ШИ «Мурагер». Учителя обменялись опытом преподавания на английском, обсудили новые учебники естественно-математического цикла на секционных собраниях. Им продемонстрировали технологию CLIL (предметно-языковое интегрированное обучение), когда изучается не только сам предмет, но и необходимые для него термины и сочетания.
Работа Центра профессионального развития «USTAZ», представители которого прибыли в Караганду, построена на основе практики казахско-турецких лицеев. Его сотрудники обучают детей на английском, русском, казахском и турецком языках, и эту практику хотят распространять в свете развития трехъязычия.
- Наша задача как раз в том, чтобы помимо непосредственно обучения обогащать ребят и знанием иностранного языка, - рассказал специалист центра Бахтияр Эрметов. - Помогут здесь цифровые и интернет-ресурсы: на просторах сети, на том же youtube.com, есть немало порталов и сайтов с видеозаписями уроков, игровых занятий.
Участие в форуме представителей Центра «USTAZ» предполагало, кроме того, тренинги: преподавателям предложили закрепить изученные методики CLIL на деле. Там же обсудили интересующие участников вопросы. По сути, площадка форума предназначалась для открытого диалога, как это было с недавним обсуждением учебников обновленного образования. Кстати, той встречей по «обновленке» преподаватели остались довольны.
Участники прошедшего форума по трехъязычию в данный момент заканчивают курсы переподготовки и с января начнут преподавать на английском свои предметы. Преподаватель информатики Наталья Игнатьева поделилась: постепенно вводит иностранный язык в практику - часть урока ведет на английском, приучая детей к дальнейшей работе и общению. Собственное владение английским Наталья Петровна оценила позитивно:
- Сказывается хорошая школа: еще в пединституте нас учили языку, а сегодня, работая со специалистами, мы изучаем не только терминологическую базу, но и укрепляем разговорный язык. Ребята смогут свободно с нами общаться, и если им удобно говорить на английском - пожалуйста, если нет - на данном этапе можно давать ответы на родном языке.
Преподаватель информатики Абайского района Татьяна Челнокова рассказала, что апробация новых учебников в ее школе только начинается: книги пришли недавно, их введут в вариативную часть в качестве эксперимента и будут апробировать параллельно с основными. Пока в учебниках даются общие сведения о предмете, есть неплохой глоссарий с терминами, но все покажет практика.
Так или иначе, ожидания от форума по трехъязычному образованию у педагогов были идентичны: узнать, как применять на практике теорию, которая дается на курсах переподготовки, изучить технологию CLIL и ее внедрение в учебный процесс.
Но нельзя не сказать о второй стороне этой медали. Во-первых, изучение дисциплин естественно-математического цикла для некоторых детей может быть достаточно сложным. Во-вторых, сложно и учителям на курсах переподготовки: пусть курсы и бесплатные, одни отмечали, что некоторые новые учебники не соответствуют программе. Другие признавались: параллельно учиться и работать в школе тяжело физически и морально - неподготовленным к ученикам не отправишься, а до этого надо успеть на курсы, и свободного времени просто нет. И ладно, если это городские учителя: педагоги из районов тратят на дорогу куда больше времени (занятия проходят на базе Академии «Болашак»). Работу тренеров в то же время преподаватели очень ценят: коллеги стараются преподнести материал в доступной форме. Но тем, кто во время собственной учебы изучал немецкий или французский языки, нелегко изучать английский – особенно, если это преподаватели более старшего возраста.

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Снять барьеры 17.01.2019

    Всем известно, что улучшить навыки в изучении языка эффективнее всего можно в разговорной среде. Ресурсный языковой центр при управлении по развитию языков Карагандинской области и наша Ассамблея народа Казахстана это понимают, а потому запускают разговорный клуб «Мәміле», который призван совершенствовать знания наших земляков в казахском.

  • Вторая попытка 12.01.2019

    С недавнего времени у абитуриентов, не поступивших в вузы, появилась возможность реабилитироваться. Повторная сдача ЕНТ на платной основе состоится в Казахстане с 15 по 20 января. В Караганде тестирование пройдет 18 января в КарГУ и 18-19 января в КарГТУ.

  • Раньше, чем писать 10.01.2019

    Казахстанское образование ждет еще одно новшество. С этого года предмет «Информатика» будут преподавать с 1 класса.

  • Интеллектуальный ресурс 10.01.2019

    Пока одни школьники отдыхают на каникулах, другие участвуют в соревнованиях, которые, возможно, помогут им определиться с будущей профессией. В Караганде прошел областной этап республиканской олимпиады школьников по 15 общеобразовательным предметам, организованный управлением образования и региональным научно-практическим центром «Сарыарка дарыны».

  • Будущее металла 10.01.2019

    В Карагандинском государственном техническом университете прошел круглый стол на тему «Казахстанская Магнитка: от первого чугуна до цифровой металлургии». Мероприятие было посвящено вопросам истории, современного состояния и перспективам развития металлургии в Казахстане.

  • Есть чему учиться 05.01.2019

    Накануне Нового года совет общественности по развитию образования нашей области подвел итоги своей работы. Выездное заседание было проведено на базе Карагандинского индустриально-технологического колледжа.

  • Союз теории и практики 27.12.2018

    Заседание Совета по науке, инновациям и новым технологиям прошло на днях на базе Карагандинского экономического университета под председательством главы региона Ерлана Кошанова. Вместе с ректорами вузов и представителями промышленных предприятий здесь обсудили дальнейшее развитие сферы и наметили планы на будущий год.

  • Лучшие идеи в стране 27.12.2018

    В Астане, в библиотеке «Отырар» Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, состоялась церемония награждения победителей республиканского конкурса «100 лучших идей студентов». В мероприятии приняли участие представители творческой интеллигенции, преподаватели, студенческая молодежь.