12 декабря 2017 года 222

Учеба по-английски

Автор: Анна СТРОКОВА

К 2020 году во всех школах Казахстана преподавание химии, биологии, физики и информатики должно вестись на английском языке. Курсы переподготовки учителей идут, но среди педагогов есть и те, кто новшество приветствует и практикует, и те, кому приходится очень сложно.

Безусловно, детям в этом плане проще: уроки английского языка ведутся, а начинается переход на трехъязычие с изучения терминов по предметам естественно-математического цикла. Новые учебники выпущены, и сейчас их апробируют в школах. В нашей области это 55 школ - там уже преподают химию, биологию, физику и информатику на английском. Десять школ из этого числа ведут уроки естественно-математического цикла в основной программе, в остальных на английском преподается вариативная часть - курсы по выбору.
Опыт трехъязычного образования в нашей области внедряется с 2007 года, а две специализированные школы-интерната - «Мурагер» и им. Н. Нурмакова - успешно работают в этом режиме. Сейчас из 2355 учителей биологии, физики, химии, информатики специальное обучение прошла почти половина педагогов. Все они должны владеть английским языком на уровне В1 - высшем, который равнозначен еще одному в системе курсов «Intermediate». Уровнем В1 должны обладать и ученики, чтобы хорошо понимать материал.
- Сначала учителя переживали: учебников не было, не все ученики хорошо знают английский, но теперь в школах работают по билингвальным учебникам: в первой четверти только 25% материала дается на английском, остальное - на языке обучения, - заверила Гульдана Сатжанова, заведующая отделом дошкольного и общего среднего образования учебно-методического центра развития образования области (УМЦ РО).
В сельских школах, дополнила Гульдана Болатовна, внедрение трехъязычия тоже идет поэтапно: учителя проходят курсы, всем им будут оказывать посткурсовую поддержку, знакомить с методикой и консультировать по работе с учебниками. Доказательством этого стал недавно прошедший областной форум «Состояние развития трехъязычного образования в Карагандинской области: опыт и перспективы», который организовали УМЦ РО и управление образования на базе ШИ «Мурагер». Учителя обменялись опытом преподавания на английском, обсудили новые учебники естественно-математического цикла на секционных собраниях. Им продемонстрировали технологию CLIL (предметно-языковое интегрированное обучение), когда изучается не только сам предмет, но и необходимые для него термины и сочетания.
Работа Центра профессионального развития «USTAZ», представители которого прибыли в Караганду, построена на основе практики казахско-турецких лицеев. Его сотрудники обучают детей на английском, русском, казахском и турецком языках, и эту практику хотят распространять в свете развития трехъязычия.
- Наша задача как раз в том, чтобы помимо непосредственно обучения обогащать ребят и знанием иностранного языка, - рассказал специалист центра Бахтияр Эрметов. - Помогут здесь цифровые и интернет-ресурсы: на просторах сети, на том же youtube.com, есть немало порталов и сайтов с видеозаписями уроков, игровых занятий.
Участие в форуме представителей Центра «USTAZ» предполагало, кроме того, тренинги: преподавателям предложили закрепить изученные методики CLIL на деле. Там же обсудили интересующие участников вопросы. По сути, площадка форума предназначалась для открытого диалога, как это было с недавним обсуждением учебников обновленного образования. Кстати, той встречей по «обновленке» преподаватели остались довольны.
Участники прошедшего форума по трехъязычию в данный момент заканчивают курсы переподготовки и с января начнут преподавать на английском свои предметы. Преподаватель информатики Наталья Игнатьева поделилась: постепенно вводит иностранный язык в практику - часть урока ведет на английском, приучая детей к дальнейшей работе и общению. Собственное владение английским Наталья Петровна оценила позитивно:
- Сказывается хорошая школа: еще в пединституте нас учили языку, а сегодня, работая со специалистами, мы изучаем не только терминологическую базу, но и укрепляем разговорный язык. Ребята смогут свободно с нами общаться, и если им удобно говорить на английском - пожалуйста, если нет - на данном этапе можно давать ответы на родном языке.
Преподаватель информатики Абайского района Татьяна Челнокова рассказала, что апробация новых учебников в ее школе только начинается: книги пришли недавно, их введут в вариативную часть в качестве эксперимента и будут апробировать параллельно с основными. Пока в учебниках даются общие сведения о предмете, есть неплохой глоссарий с терминами, но все покажет практика.
Так или иначе, ожидания от форума по трехъязычному образованию у педагогов были идентичны: узнать, как применять на практике теорию, которая дается на курсах переподготовки, изучить технологию CLIL и ее внедрение в учебный процесс.
Но нельзя не сказать о второй стороне этой медали. Во-первых, изучение дисциплин естественно-математического цикла для некоторых детей может быть достаточно сложным. Во-вторых, сложно и учителям на курсах переподготовки: пусть курсы и бесплатные, одни отмечали, что некоторые новые учебники не соответствуют программе. Другие признавались: параллельно учиться и работать в школе тяжело физически и морально - неподготовленным к ученикам не отправишься, а до этого надо успеть на курсы, и свободного времени просто нет. И ладно, если это городские учителя: педагоги из районов тратят на дорогу куда больше времени (занятия проходят на базе Академии «Болашак»). Работу тренеров в то же время преподаватели очень ценят: коллеги стараются преподнести материал в доступной форме. Но тем, кто во время собственной учебы изучал немецкий или французский языки, нелегко изучать английский – особенно, если это преподаватели более старшего возраста.

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Не откладывать на завтра 16.01.2018

    В ходе своего визита в Караганду депутат Сената Парламента РК Сергей Ершов увиделся с педагогами области. Встреча с педагогической общественностью, на которой обсудили проблемы системы образования, прошла в здании Карагандинского политехнического колледжа. Беседе с преподавателями предшествовала экскурсия по колледжу, в процессе которой Сергея Ершова ознакомили с достижениями региона в системе образования, а руководитель управления образования Есенгазы Имангалиев поведал гостю о ее развитии. Вопросы, поднятые на встрече с педагогической общественностью, впоследствии рассмотрят в Парламенте.

  • Что им стоит сайт построить! 16.01.2018

    Сейчас подготовка сайтов на уроках информатики у старшеклассников – дело привычное. Управление образования, учебно-методический центр развития образования и компьютерная академия «Шаг провели конкурс сайтов среди выпускников IT-клубов, которые действуют в наших школах. Без подготовки не обошлось: сначала выбрали пять школ, в которых для 6-8 классов открыли IT-клубы, - в общеобразовательных №№ 23.15, средней школе № 6 и двух гимназиях - № 92 и № 39. Выбрали и направления обучения: где-то это робототехника, где-то - разработка D-игр, 3D-моделирование или, как в случае с СОШ № 23, разработка веб-сайтов - другими словами, обучающие курсы по HTML (язык гипертекстовой разметки). Здесь курсы из общей серии стартовали в начале октября и закончились в начале января, после чего прошли итоговая защита проектов среди учеников и награждение победителей. 

  • Добро пожаловать в полицию! 16.01.2018

    Система МВД готовит для себя кадры со школьной скамьи. Сотрудники ювенальной полиции местной полицейской службы Центрального отдела полиции УВД города Караганды провели профориентационные мероприятия для старшеклассников. Правоохранители разъяснили будущим выпускникам школ требования по отбору при поступлении в образовательные учреждения системы МВД. Как правильно вести следствие? Чем занимаются криминалисты? С чего вообще начиналась милиция?

  • Педагоги, вошедшие в историю 13.01.2018

    В течение трех лет группа авторов собирала материалы для издания историко-познавательной энциклопедии «Лучшие педагоги Карагандинской области». Совсем недавно книга объемом 600 страниц вышла в свет. О том, как она создавалась, ее структуре и поисковой работе творческого коллектива мы попросили рассказать ответственного редактора издания, ветерана карагандинской журналистики Амана Жангожина.

  • Наследие «немецкой» школы 09.01.2018

    Имя Героя Советского Союза, карагандинца носит одна из старейших школ города, которая отмечает 70-летний юбилей. В далеком 1947 году, когда Караганду как город можно было назвать с натяжкой (небольшие саманные домики, прилепившиеся к шахтам, мало напоминали областной центр в сегодняшнем представлении), количество учебных заведений можно было по пальцам пересчитать. Одной из послевоенных школ, распахнувших свои двери перед детьми горняков и репрессированных, стала средняя общеобразовательная школа № 35.

  • Собрание достижений 09.01.2018

    Он хотел в летчики, но стал учителем и на этом поприще нашел себя: с его подачи наши школы в середине ХХ века обрели смелые по тем временам новшества. А теперь именем Рашита Хасенова называется музей развития и становления системы образования области. Музей в учебно-методическом центре развития образования Карагандинской области (УМЦ РО), названный именем Рашита Шайзаратовича, открылся на днях. Он занимает только три зала, но расширение фонда - дело времени. А пока участники торжественного события - сотрудники управления образования, члены Общественного совета, ветераны педагогического труда и учителя - рады тому, что в Караганде есть место, где можно ознакомиться с историей всех учебных организаций.

  • Лайк за победу 04.01.2018

    Более 120 работ поступило из школ области на фотоконкурс «ЗОЖ - без него не проживешь», объявленный в октябре этого года. Большая часть снимков связана со спортивной тематикой, а значит, ребята ведут активный образ жизни, посещая тренировки в спортивных секциях.

  • Все частное - детям 04.01.2018

    На площадке палаты предпринимателей была возобновлена работа Казахстанской ассоциации дошкольных организаций Карагандинской области, которая прерывалась почти на год из-за отъезда председателя. В преддверии Нового года в ассоциации состоялись выборы нового руководителя.