12 декабря 2017 года 567

Учеба по-английски

Автор: Анна СТРОКОВА

К 2020 году во всех школах Казахстана преподавание химии, биологии, физики и информатики должно вестись на английском языке. Курсы переподготовки учителей идут, но среди педагогов есть и те, кто новшество приветствует и практикует, и те, кому приходится очень сложно.

Безусловно, детям в этом плане проще: уроки английского языка ведутся, а начинается переход на трехъязычие с изучения терминов по предметам естественно-математического цикла. Новые учебники выпущены, и сейчас их апробируют в школах. В нашей области это 55 школ - там уже преподают химию, биологию, физику и информатику на английском. Десять школ из этого числа ведут уроки естественно-математического цикла в основной программе, в остальных на английском преподается вариативная часть - курсы по выбору.
Опыт трехъязычного образования в нашей области внедряется с 2007 года, а две специализированные школы-интерната - «Мурагер» и им. Н. Нурмакова - успешно работают в этом режиме. Сейчас из 2355 учителей биологии, физики, химии, информатики специальное обучение прошла почти половина педагогов. Все они должны владеть английским языком на уровне В1 - высшем, который равнозначен еще одному в системе курсов «Intermediate». Уровнем В1 должны обладать и ученики, чтобы хорошо понимать материал.
- Сначала учителя переживали: учебников не было, не все ученики хорошо знают английский, но теперь в школах работают по билингвальным учебникам: в первой четверти только 25% материала дается на английском, остальное - на языке обучения, - заверила Гульдана Сатжанова, заведующая отделом дошкольного и общего среднего образования учебно-методического центра развития образования области (УМЦ РО).
В сельских школах, дополнила Гульдана Болатовна, внедрение трехъязычия тоже идет поэтапно: учителя проходят курсы, всем им будут оказывать посткурсовую поддержку, знакомить с методикой и консультировать по работе с учебниками. Доказательством этого стал недавно прошедший областной форум «Состояние развития трехъязычного образования в Карагандинской области: опыт и перспективы», который организовали УМЦ РО и управление образования на базе ШИ «Мурагер». Учителя обменялись опытом преподавания на английском, обсудили новые учебники естественно-математического цикла на секционных собраниях. Им продемонстрировали технологию CLIL (предметно-языковое интегрированное обучение), когда изучается не только сам предмет, но и необходимые для него термины и сочетания.
Работа Центра профессионального развития «USTAZ», представители которого прибыли в Караганду, построена на основе практики казахско-турецких лицеев. Его сотрудники обучают детей на английском, русском, казахском и турецком языках, и эту практику хотят распространять в свете развития трехъязычия.
- Наша задача как раз в том, чтобы помимо непосредственно обучения обогащать ребят и знанием иностранного языка, - рассказал специалист центра Бахтияр Эрметов. - Помогут здесь цифровые и интернет-ресурсы: на просторах сети, на том же youtube.com, есть немало порталов и сайтов с видеозаписями уроков, игровых занятий.
Участие в форуме представителей Центра «USTAZ» предполагало, кроме того, тренинги: преподавателям предложили закрепить изученные методики CLIL на деле. Там же обсудили интересующие участников вопросы. По сути, площадка форума предназначалась для открытого диалога, как это было с недавним обсуждением учебников обновленного образования. Кстати, той встречей по «обновленке» преподаватели остались довольны.
Участники прошедшего форума по трехъязычию в данный момент заканчивают курсы переподготовки и с января начнут преподавать на английском свои предметы. Преподаватель информатики Наталья Игнатьева поделилась: постепенно вводит иностранный язык в практику - часть урока ведет на английском, приучая детей к дальнейшей работе и общению. Собственное владение английским Наталья Петровна оценила позитивно:
- Сказывается хорошая школа: еще в пединституте нас учили языку, а сегодня, работая со специалистами, мы изучаем не только терминологическую базу, но и укрепляем разговорный язык. Ребята смогут свободно с нами общаться, и если им удобно говорить на английском - пожалуйста, если нет - на данном этапе можно давать ответы на родном языке.
Преподаватель информатики Абайского района Татьяна Челнокова рассказала, что апробация новых учебников в ее школе только начинается: книги пришли недавно, их введут в вариативную часть в качестве эксперимента и будут апробировать параллельно с основными. Пока в учебниках даются общие сведения о предмете, есть неплохой глоссарий с терминами, но все покажет практика.
Так или иначе, ожидания от форума по трехъязычному образованию у педагогов были идентичны: узнать, как применять на практике теорию, которая дается на курсах переподготовки, изучить технологию CLIL и ее внедрение в учебный процесс.
Но нельзя не сказать о второй стороне этой медали. Во-первых, изучение дисциплин естественно-математического цикла для некоторых детей может быть достаточно сложным. Во-вторых, сложно и учителям на курсах переподготовки: пусть курсы и бесплатные, одни отмечали, что некоторые новые учебники не соответствуют программе. Другие признавались: параллельно учиться и работать в школе тяжело физически и морально - неподготовленным к ученикам не отправишься, а до этого надо успеть на курсы, и свободного времени просто нет. И ладно, если это городские учителя: педагоги из районов тратят на дорогу куда больше времени (занятия проходят на базе Академии «Болашак»). Работу тренеров в то же время преподаватели очень ценят: коллеги стараются преподнести материал в доступной форме. Но тем, кто во время собственной учебы изучал немецкий или французский языки, нелегко изучать английский – особенно, если это преподаватели более старшего возраста.

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Шанс исправить ошибки 17.07.2018

    Сдающие комплексное тестирование интервью давать отказываются. Оно и понятно: нет особого желания рассказывать, что привело их сюда на еще одну попытку поступить в вуз. И если у выпускников перед ЕНТ глаза горят азартом, то участники КТА эмоционально сдержанны.

  • Встать на уровень ребенка 17.07.2018

    Когда Вове поставили задержку психического развития и отправили в специальный интернат далеко от дома, он проплакал всю первую четверть, потому что привык быть с мамой. В обучении в общеобразовательной школе по месту жительства семье отказали, и женщине пришлось обращаться за поддержкой к депутатам, звонить в МОН РК.

  • Учеба - на первом месте 12.07.2018

    В некоторых студенческих общежитиях КарГУ им. Е.А. Букетова проживают преподаватели вместе с семьями, а вот в одном из общежитий КарГТУ даже оборудованы VIP-номера, которые предусмотрены для иностранных преподавателей и гостей. Эти и другие факты были выявлены в результате инспекционной поездки членов специальной мониторинговой группы внешнего анализа и оценки исполнения Антикоррупционной стратегии РК на 2015-2025 годы при областном департаменте Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции.

  • Резервы “умного” города 03.07.2018

    Работа по привлечению молодых умов к делу создания усовершенствованной Караганды продолжается. В Карагандинском экономическом университете Казпотребсоза прошел второй областной Хакатон - конкурс инициативных проектов, направленных на нужды города.

  • Итоги школьных знаний 28.06.2018

    Единый национальный экзамен возвращает себе популярность. Хотя сейчас проходить ЕНТ необязательно и, сдав экзамены в школе, можно поступить в зарубежный вуз, в этом году желающих пройти тестирование у нас в области было больше на 752 человека.  В этом учебном году школы области окончили 8026 человек. Все они успешно сдали итоговую аттестацию и получили аттестаты. В тестировании приняли участие 5567 выпускников, в том числе и те, кто уже успел сдать экзамены в зарубежные вузы. Выпускники все-таки решили попытаться поступить в казахстанские университеты. 

  • Из студентов - в госслужащие 23.06.2018

    Карагандинский государственный индустриальный университет (КГИУ, г. Темиртау), который является альма-матер Первого Президента РК Н.А.Назарбаева, готовит кадры для разных сфер деятельности. Программисты, менеджеры, бухгалтеры - многие из них после окончания вуза решают связать свою жизнь с госслужбой. 

  • Удачи выпускникам! 21.06.2018

    Сегодня в Карагандинской области стартовало Единое национальное тестирование. Оно пройдет в три этапа: 21, 23 и 24 июня. В этом году процедура тестирования не подверглась существенным изменениям, формат экзамена остался прежним. Из 8140 выпускников в области ЕНТ решили сдавать около 70% , предварительное количество составляет 5815 человек. Известно, что большая часть выпускников сдаст тестирование на государственном языке. В этом году его также можно сдать на английском, правда, в нашей области желающих не нашлось. Предварительно известно, что по республике сдавать ЕНТ на английском будут всего 46 выпускников из 200 ранее заявивших. 

  • Уроки для коллег 21.06.2018

    Лучшие педагоги Карагандинской области приняли участие в создании республиканского образовательного канала «Өрлеу». В своем Послании народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции» Глава государства Нурсултан Назарбаев отметил важность развития цифровых образовательных ресурсов.  «В интернете необходимо размещать видеоуроки и видеолекции от лучших преподавателей средних школ, колледжей и вузов. Это позволит всем казахстанцам, в том числе в отдаленных населенных пунктах, получить доступ к лучшим знаниям и компетенциям»,- сказал он.