12 декабря 2017 года 423

Учеба по-английски

Автор: Анна СТРОКОВА

К 2020 году во всех школах Казахстана преподавание химии, биологии, физики и информатики должно вестись на английском языке. Курсы переподготовки учителей идут, но среди педагогов есть и те, кто новшество приветствует и практикует, и те, кому приходится очень сложно.

Безусловно, детям в этом плане проще: уроки английского языка ведутся, а начинается переход на трехъязычие с изучения терминов по предметам естественно-математического цикла. Новые учебники выпущены, и сейчас их апробируют в школах. В нашей области это 55 школ - там уже преподают химию, биологию, физику и информатику на английском. Десять школ из этого числа ведут уроки естественно-математического цикла в основной программе, в остальных на английском преподается вариативная часть - курсы по выбору.
Опыт трехъязычного образования в нашей области внедряется с 2007 года, а две специализированные школы-интерната - «Мурагер» и им. Н. Нурмакова - успешно работают в этом режиме. Сейчас из 2355 учителей биологии, физики, химии, информатики специальное обучение прошла почти половина педагогов. Все они должны владеть английским языком на уровне В1 - высшем, который равнозначен еще одному в системе курсов «Intermediate». Уровнем В1 должны обладать и ученики, чтобы хорошо понимать материал.
- Сначала учителя переживали: учебников не было, не все ученики хорошо знают английский, но теперь в школах работают по билингвальным учебникам: в первой четверти только 25% материала дается на английском, остальное - на языке обучения, - заверила Гульдана Сатжанова, заведующая отделом дошкольного и общего среднего образования учебно-методического центра развития образования области (УМЦ РО).
В сельских школах, дополнила Гульдана Болатовна, внедрение трехъязычия тоже идет поэтапно: учителя проходят курсы, всем им будут оказывать посткурсовую поддержку, знакомить с методикой и консультировать по работе с учебниками. Доказательством этого стал недавно прошедший областной форум «Состояние развития трехъязычного образования в Карагандинской области: опыт и перспективы», который организовали УМЦ РО и управление образования на базе ШИ «Мурагер». Учителя обменялись опытом преподавания на английском, обсудили новые учебники естественно-математического цикла на секционных собраниях. Им продемонстрировали технологию CLIL (предметно-языковое интегрированное обучение), когда изучается не только сам предмет, но и необходимые для него термины и сочетания.
Работа Центра профессионального развития «USTAZ», представители которого прибыли в Караганду, построена на основе практики казахско-турецких лицеев. Его сотрудники обучают детей на английском, русском, казахском и турецком языках, и эту практику хотят распространять в свете развития трехъязычия.
- Наша задача как раз в том, чтобы помимо непосредственно обучения обогащать ребят и знанием иностранного языка, - рассказал специалист центра Бахтияр Эрметов. - Помогут здесь цифровые и интернет-ресурсы: на просторах сети, на том же youtube.com, есть немало порталов и сайтов с видеозаписями уроков, игровых занятий.
Участие в форуме представителей Центра «USTAZ» предполагало, кроме того, тренинги: преподавателям предложили закрепить изученные методики CLIL на деле. Там же обсудили интересующие участников вопросы. По сути, площадка форума предназначалась для открытого диалога, как это было с недавним обсуждением учебников обновленного образования. Кстати, той встречей по «обновленке» преподаватели остались довольны.
Участники прошедшего форума по трехъязычию в данный момент заканчивают курсы переподготовки и с января начнут преподавать на английском свои предметы. Преподаватель информатики Наталья Игнатьева поделилась: постепенно вводит иностранный язык в практику - часть урока ведет на английском, приучая детей к дальнейшей работе и общению. Собственное владение английским Наталья Петровна оценила позитивно:
- Сказывается хорошая школа: еще в пединституте нас учили языку, а сегодня, работая со специалистами, мы изучаем не только терминологическую базу, но и укрепляем разговорный язык. Ребята смогут свободно с нами общаться, и если им удобно говорить на английском - пожалуйста, если нет - на данном этапе можно давать ответы на родном языке.
Преподаватель информатики Абайского района Татьяна Челнокова рассказала, что апробация новых учебников в ее школе только начинается: книги пришли недавно, их введут в вариативную часть в качестве эксперимента и будут апробировать параллельно с основными. Пока в учебниках даются общие сведения о предмете, есть неплохой глоссарий с терминами, но все покажет практика.
Так или иначе, ожидания от форума по трехъязычному образованию у педагогов были идентичны: узнать, как применять на практике теорию, которая дается на курсах переподготовки, изучить технологию CLIL и ее внедрение в учебный процесс.
Но нельзя не сказать о второй стороне этой медали. Во-первых, изучение дисциплин естественно-математического цикла для некоторых детей может быть достаточно сложным. Во-вторых, сложно и учителям на курсах переподготовки: пусть курсы и бесплатные, одни отмечали, что некоторые новые учебники не соответствуют программе. Другие признавались: параллельно учиться и работать в школе тяжело физически и морально - неподготовленным к ученикам не отправишься, а до этого надо успеть на курсы, и свободного времени просто нет. И ладно, если это городские учителя: педагоги из районов тратят на дорогу куда больше времени (занятия проходят на базе Академии «Болашак»). Работу тренеров в то же время преподаватели очень ценят: коллеги стараются преподнести материал в доступной форме. Но тем, кто во время собственной учебы изучал немецкий или французский языки, нелегко изучать английский – особенно, если это преподаватели более старшего возраста.

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Праздник словесности 19.04.2018

    В день акции «Тотальный диктант» зарегистрированных участников в Караганде было почти 500 человек. Число желающих проверить себя возросло: в течение 14 апреля их стало как минимум на три сотни больше. Прибавились и иностранные студенты: ребята тоже писали специальные задания. На подготовку к акции у карагандинского штаба «Тотального диктанта» ушло два с половиной месяца: главными вопросами стали поиск площадок, филологов, диктаторов, координаторов и других членов команды. Масштаб акции растет, и одних только диктаторов было почти 30 человек. Стоит ли говорить, что сама акция давно перешагнула экватор и проводится по всему миру.

  • Те, за кем идут 19.04.2018

    Школьный вожатый должен быть и артистом, и музыкантом, и организатором, и идейным вдохновителем. На своем примере это показали финалисты конкурса «Үздік тәлімгер-2018», организованного среди массовиков-затейников области впервые. Финал его был приурочен к годовщине программы «Рухани жаңғыру», в рамках которой проводился конкурс. Сразиться за звание лучшего вожатого решились 44 педагога. Предварительные этапы проходили в течение трех месяцев. Жюри выбрало из них 8 лучших педагогов, которые вышли в финал. Это вожатые из Каркаралинского, Шетского, Абайского, Актогайского, Улытауского районов, Караганды и Сатпаева.

  • «Робополис» в Караганде 17.04.2018

    50 роботов, в том числе роботы-гуманоиды и другие невероятные технологии будущего, можно будет увидеть в Караганде на выставке «Робополис», которая пройдет с 19 апреля по 20 мая.  «Робополис» будет открыт для всех и станет интересен каждому, независимо от пола и возраста. Все роботы и технологии интерактивны.

  • Молодежь и город мечты 17.04.2018

    Карагандинский государственный университет им.Е.А. Букетова масштабно отмечает юбилей столицы. Здесь прошел республиканский форум студентов «Астана - центр развития отечественной науки и образования», собравший молодежь из Астаны, Алматы, других регионов страны. Целью встречи стало не только развитие инновационной деятельности в студенческой и научной среде вузов, но и демонстрация достижений молодых карагандинских ученых. И надо сказать, что красен форум был не только научными открытиями.

  • Судьба столицы 17.04.2018

    Столица всегда находится как можно ближе к центру государства: она для него словно сердце. К слову, в некоторых языках слово «столица» это и обозначало. На такие темы рассуждали в главном корпусе КарГУ им. Е.А. Букетова: в рамках республиканского форума студентов «Астана - центр развития отечественной науки и образования» здесь прошел круглый стол на тему «Астана - символ Независимости».

  • Открывая мир профессий 12.04.2018

    На первый взгляд ученица 11 класса осакаровской гимназии № 9 Анастасия Ежова выглядит как будущий юрист: элегантный брючный костюм, стильные очки в алой оправе. Однако ее душа больше лежит к профессии учителя начальных классов: на эту тему Настя выступила на областном форуме-конкурсе «Открываем мир профессий». Для конкурса, который прошел на базе Карагандинской специализированной школы-интерната им. Н. Нурмакова, Анастасия Ежова подготовила презентацию о будущей работе. Девушка призналась, что учительство привлекает ее с детства: у Деда Мороза на Новый год она всегда просила школьную доску, чтобы играть в учителя и учеников. Сейчас она - активный участник школьной жизни, а среди любимых предметов называет дисциплины гуманитарного направления.

  • Цена потерянного времени 10.04.2018

    Если говорить о доступности образования для особенных детей, то пора обратить внимание на установку не только школьных пандусов, но и тактильных дорожек, звуковых маячков, информационных стендов, на переиздание очень старых, тридцатилетней давности, учебников для учащихся вспомогательных классов, пособий по Брайлю, разработку новых обучающих программ. Впервые в этом году за стол переговоров сели родители детей с особыми потребностями и директора школ, заведующие детскими садами, специалисты отдела образования, руководители общественных объединений. Организовал встречу центр помощи детям и инвалидам «Лучик надежды» и городской филиал партии "Нұр Отан".

  • В поисках профессии 07.04.2018

    На два дня Карагандинский областной музей ИЗО превратился в место паломничества школьников старших классов, их учителей и родителей. Непрерывным потоком туда стекались учащиеся всех школ областного центра, группами подъезжали ученики из городов-спутников и близлежащих сельских районов области. Все стремились попасть на главное образовательное событие года - выставку вузов и колледжей, чтобы подыскать будущую альма-матер и определиться с профессией.  Традиционная ежегодная выставка учебных заведений для будущих выпускников «Абитуриент-2018» проводится в Караганде уже в девятнадцатый раз. Организаторами, по уже сложившейся многолетней традиции, выступили общественное объединение «Движение молодежи за будущее Казахстана» и областное управление образования. В залах музея, временно превратившихся в агитационные, выставочные экспонаты, уступили места столикам и стендам представителей 12 вузов и 15 колледжей не только нашей области, но и ближнего зарубежья. Главной обязанностью представителей учебных заведений было давать всем желающим всестороннюю информацию о своем вузе или колледже, подробно отвечать на вопросы и правильно проводить профориентационную работу.