09 декабря 2017 года 3283

Семейная реликвия

Автор: Нина КРАМЕР

Отец казахстанской психологии Салкен Балаубаев был разносторонним ученым, творческой личностью, «человеком большой души», как называли его друзья и близкие. Он писал учебники по психологии и педагогике на казахском языке, занимался переводами, сочинял стихи, является автором пьесы.

В Карагандинском государственном университете есть кафедра и аудитория, которым присвоили имя этого ученого. А совсем недавно, благодаря удачному стечению обстоятельств, и, возможно, даже некоторому ажиотажу вокруг перехода на латиницу открылась новая страница его биографии, связанная с языковедением.
Родственник по материнской линии передал сотруднице Карагандинского областного музея ИЗО Айгуль Омаровой рукописи ее прадеда Салкена Балаубаева. Записи в пожелтевших от времени тетрадках сделаны на латинице и касаются грамматического строя казахского языка. К сожалению, рукописи не датированы, но у Айгуль есть основания полагать, что он участвовал в переходе с арабского шрифта на латиницу и занимался разработкой новых грамматических правил казахского языка. В отдельных местах ученый переходит на русский язык, чтобы разобрать чью-то цитату или объяснить использование отдельных языковых форм.
- Его заинтересованность в совершенствовании языка объясняется тем, что интеллигенты того времени проявляли внимание ко всем общественно-политическим процессам. К тому же у меня есть еще один документ, доказывающий его связь с ведущими филологами Казахстана, - говорит Айгуль Омарова. - Мой прадед был осужден по ложному доносу в 1938 году. Спустя годы его реабилитировали за отсутствием доказательств. Ему удалось восстановить свое доброе имя и звание доцента, которое он получил среди первых в СССР. Но для этого потребовалось подтверждение из Алма-Аты. Кроме Сергали Толыбекова, ректора Казахского педагогического института имени Абая, в котором несколько лет проработал прадед, в подтверждающем письме значатся подписи Гайнетдина Мусабаева - заведующего отделом Института языкознания при Академии наук Казахской ССР, Малика Габдуллина - заведующего отделом Института литературы и искусства имени М. Ауэзова и старшего научного сотрудника этого же института Балташа Искакова. В нем они говорят о том, что работали вместе с моим отцом, который являлся доцентом, а затем заведующим кафедрой психологии в вышеуказанном институте.
Айгуль Омарова является историком, и эти документы дороги ей не только как семейная реликвия. Заместитель директора музея ИЗО Темиргали Аршабеков предложил Айгуль свою помощь в изучении документов. Он уже писал о ее знаменитом предке в одной из своих книг, посвященных политическим репрессиям.
- На следующий год я хочу поднять тему перехода на латиницу в республиках тюркского мира, - говорит Темиргали Тлеубекович. - Возможно, это будет телепередача или книга, посвященная этому периоду истории Казахстана. В свете этого очень важно, что мы сейчас можем изучить рукописи Салкена Балаубаева. Этот человек - настоящая легенда нашего края. Его хорошо знал отец Сакена Сейфуллина Мажит Сейфуллин, он тесно общался с Габитом Мусреповым, Габиденом Мустафиным, Жаиком Бектуровым. Еще в шестнадцать лет ему доверили должность заведующего культурно-просветительским клубом, избрали членом правления потребительской кооперации рабочих Спасского медеплавильного завода.
Через некоторое время Салкен, как ответственный работник, был выдвинут на более высокий пост - председателем Байдаулетского ревкома, затем избирался народным судьей городов Акмолы, Петропавловска, секретарем губернского исполкома.
Правда, в дальнейшем он отказался от продвижения по службе, твердо решив заняться литературной деятельностью. И устроился на работу в редакцию Акмолинский губернской газеты "Бостандық туы" ("Знамя свободы") литературным сотрудником, успешно окончил восточный факультет Среднеазиатского государственного университета в г. Ташкенте по специальности "Педагогика и психология". В 1930-1932 годах преподавал в Казахском педагогическом училище в Ташкенте, заведовал лабораторией Среднеазиатского научно-исследовательского института социальной защиты.
В эти годы он выпускает работы на казахском языке: "Школа и труд", "Психологические возрастные особенности". В 1932-1937 годах, работая заведующим кафедрами Алма-Атинского, Уральского педагогических институтов, Салкен Балаубаев совмещает должности руководителя методического совета, председателя секции детской литературы при Народном комиссариате просвещения Казахской ССР. Он является автором уникальной системы психологической подготовки педагогов.
В 1932 году Высшая аттестационная комиссия при Совнаркоме присуждает Салкену Балаубаеву ученое звание доцента психологии. Он стал одним из четырех ученых, удостоившихся в то время этого почетного звания. Среди его слушателей были студенты, ставшие впоследствии видными государственными, общественными деятелями, крупными учеными Казахстана: писатель Адий Шарипов, министр просвещения Казахской ССР Кенжалы Айманов, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, доктор филологических наук, профессор, Герой Советского Союза Малик Габдуллин.
Но в один из ноябрьских дней 1937 года его кипучая научно-педагогическая деятельность неожиданно прерывается - его арестовывают работники ОГПУ. Как писал несколько лет назад в «Индустриальной Караганде» кандидат философских наук О. Кудышев, поводом для ареста послужила статья работника отдела пропаганды и агитации краевого парткома в журнале "Большевик Казахстана" под заголовком "За коммунистическое воспитание пролетарских студентов", в которой, в частности, отмечалось: "Доверить нашу молодежь всяким Салкенам мы не можем. Закон эпохи для Балаубаева (бывший алашординец, доцент педагогики) таков, что он и подобные ему не должны и не будут занимать место на советских кафедрах". В материалах по делу о причастности Салкена Балаубаева к "антинародной группе" он был назван одним из ее организаторов.
Вернувшись из заключения в 1954 году, С. Балаубаев устраивается преподавателем логики в одну из школ г. Темиртау, где жила его дочь. Он находится под постоянным наблюдением спецкомендатуры МВД до 1956 года, вплоть до полной реабилитации. В начале 1956-1957 учебного года по рекомендации ректора Карагандинского педагогического института Сейткалия Баймурзина С. Балаубаев восстанавливается в звании доцента и назначается заведующим кафедрой педагогики и психологии.
Доверие, оказанное Балаубаеву ректором института, он оправдал с честью. За короткое время он проделал колоссальный труд по многим направлениям учебно-методической и научно-педагогической работы. Будучи заведующим кафедрой, руководил научными работами аспирантов и студентов. За время его работы на кафедре защитили кандидатские диссертации такие известные люди, как Ескендир Садвакасов, Темиртай Камзабаев, Мейрам Иманбеков, Заманбек Ахмедин, Бахыт Орманбаева, Василий Верхов, Светлана Матяш, Бахи Хамзин, Василий Щербин (трое последних позже защитили докторские диссертации).
В 1966 году в соавторстве с психологом Абдуллой Темирбековым С. Балаубаев выпустил первый учебник на казахском языке по психологии для студентов педагогических институтов и университета.
Перу Салкена Балаубаева принадлежат литературные произведения: сборник стихов (1930), переводы "Путешествия барона Мюнхгаузена", рассказов К.А. Тренева, сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. С. Балаубаев был делегатом республиканского, Всесоюзного съездов психологического общества, XVIII Всемирного конгресса психологов.

На снимке: Сайдиль Талжанов, Салкен Балаубаев, Жайык Бектуров.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Чистота восприятия мира 14.07.2018

    Красочные городские пейзажи художника Сергея Щеголихина - срез истории родной Караганды и ее архитектуры. В то же время у Сергея Даниловича есть серия картин-«предупреждений» под общим названием «Экология», где в мрачном тумане бредут, как тени, люди. Но эти контрастные работы - лишь часть наследия талантливого мастера.

  • Играющее дерево 10.07.2018

    Нашу беседу с Владимиром Антоновым периодически прерывает музыка: он играет на гитаре испанские мотивы - спокойно, но при этом энергично, виртуозно передавая интонации страстного фламенко.
    Владимир - человек скромный, но владеющий огромными знаниями о том, как работать с деревом и как правильно сделать качественную красавицу гитару. Инструменты, созданные его руками, хранятся в частных коллекциях и служат профессиональным музыкантам.

  • По ту сторону эфира 28.06.2018

    Ведущая одной из популярных радиостанций Караганды Евгения Сафина рассказала об особенностях работы и о себе самой. Уже более десяти лет ее голос каждое утро желает нам доброго начала дня и отличного настроения. Рассказывая о последних новостях и датах с присущими ей юмором и легкостью, она заряжает слушателей волны 107.0 FM позитивом и отличным настроением. Обладательница ставшего почти родным голоса для многих автомобилистов - ведущая «Как бы радио» Евгения Сафина. 

  • Капитан своего корабля 28.06.2018

    В детстве она мечтала стать юристом, бороться с несправедливостью, но после окончания школы временно пришла работать в детский сад, да так и осталась там, поняв, что именно дошкольное образование - ее призвание. Проработав в этой сфере более 30 лет, Алтынай Айнабекова сменила лишь два места - детские сады «Балапан» и «Балбобек», и в июле отмечает свой юбилей. Начав свой трудовой путь в 17 лет с должности помощника воспитателя, Алтынай Женисовна на пути к своей нынешней должности - директора детского сада «Алданыш» - прошла все ступени карьерной лестницы: была помощником, воспитателем, методистом. Воспитателем она проработала 24 года, поэтому психологию детей, методику организации воспитательной и образовательной работы, тонкости труда каждого работника детского сада знает не понаслышке.

  • Ах, какая женщина - настоящий полковник! 23.06.2018

    Профессия полицейского уже давно перестала быть исключительно мужской. Хотя она по-прежнему остается мужественной из-за контингента, с которым приходится сталкиваться сотрудникам правоохранительных органов. И у коллег язык не поворачивается назвать женщин слабым полом, потому что они не уступают мужчинам в профессионализме, выдержке и самоотдаче. Но при этом им удается сохранить свою природную мягкость и очарование.

  • Для всех и каждого 23.06.2018

    Считается, что чиновник не принадлежит себе: воспринимая его как представителя государства, общество предъявляет к нему большие требования. Отрадно, что среди государственных служащих немало тех, кто по-настоящему служит интересам страны.  Когда я вижу на городских праздниках группу ветеранов, то знаю - рядом с ними обязательно будет Зылиха Сапияновна Надирова. Она стала своеобразным связующим звеном между старшим и молодым поколениями абайцев. И это не случайно: ведь Зылиха Сапияновна, как никто другой, знает старожилов города, проработав 35 лет на госслужбе. 

  • Совершенству нет предела 21.06.2018

    Когда команда КВН «Сборная РУДН» приезжала с гастролями в Караганду, ее капитана Сангаджи Тарбаева приходилось выводить из зала через запасной выход, чтобы его не помяли поклонники. Сейчас Талгат Турмаганбетович Жукен, заместитель директора областного медицинского центра по лечебной работе, вспоминает об этом с улыбкой. Это сейчас он врач высшей категории, а в студенческие годы много времени посвящал карагандинскому КВН, активно занимался организаторской работой.

  • Многогранный дар Хайнисы 19.06.2018

    Оформление выставочных залов и картины художника-оформителя темиртауского историко-краеведческого музея Хайнисы Мустафиной завораживают воздушной легкостью и философской глубиной. Влюбленная в свое дело, Хайниса Рахимжановна названа лучшим музейным работником года среди 16 музеев, в которых трудятся около 400 научных работников. Художественный дар Хайниса Мустафина унаследовала от предков и бабушки Батики - народной мастерицы, которая делала ковры, вышивала национальными узорами одежду, заодно вырезала для любимой внучки орнаменты из бумаги. Ну а маленькая Хайниса рисовала в тетрадях, книжках, на обрывках газет все, что видела. В простой чернильной кляксе ее зоркий взгляд увидел степную красавицу с младенцем, чей образ она отразила позднее, когда испытала радость материнства, - в солнечной картине «Степная мадонна». Увлеченность рисованием повела Х. Мустафину по жизни.