09 декабря 2017 года 517

Архипелаг Карлаг

Автор: Нина КРАМЕР

С потолка тянутся черные лоскуты, в углу стоят вешалки с телогрейками, в другом - свалены железные бочки, а на экране задумчивый Сталин гуляет по музею Карлага - так современные художники видят известные события 30-40-х годов прошлого столетия. Выставка «Архипелаг Карлаг», презентованная в прошлом году в Астане, открылась на днях в Карагандинском областном музее изобразительного искусства.

Организатор выставки - научно-исследовательский центр «Карлаг: Память во имя будущего» академии «Болашак». Экспозиция представлена работами художников творческого тандема: Алмагуль Менлибаевой, Айнур Саденовой и Сырлыбека Бекботаева.
Предметом для размышлений художников стали судьбы людей, прошедших через молох репрессий. Изучив исторический материал, они подали его в оригинальной авторской манере в поисках новых форм для выражения своих мыслей.
- Тему Карлага авторы выставки изучают с 2010 года, - говорит куратор выставки, искусствовед Айгуль Ибраева. - Каждый из них творчески работал в этом направлении, в 2013 году они решили объединить свои усилия в едином проекте. Профессор Нурлан Дулатбеков предложил свою поддержку. В частности, увидев видеоработу Алмагуль Менлибаевой «Курчатов», он предложил ей снять фильм-рефлексию «Архипелаг Карлаг».
Алмагуль Менлибаева в настоящее время живет и работает в Германии, но не теряет связь с родиной, является куратором художественно-гуманитарного проекта Нурлана Дулатбекова «Архипелаг Карлаг». Ее фильм содержит воспоминания людей-свидетелей тех событий, обзор музейных экспонатов, кадры различных исторических мест в Карагандинской области, связанных с эпохой репрессий. В картине чередуются документальные и постановочные элементы. Один из них - появление актера в образе Иосифа Сталина в музее Карлага.
Этот образ художник хочет подвести к психологическому покаянию, поставив его вместе со зрителями для восприятия лекции музейного гида о жестоком режиме лагерной системы.
Также Айгуль Менлибаева представила работу «Шанель № 5», в основе которой - впечатления художницы от воспоминаний одной из узниц Карлага, которую черный воронок забрал прямо во время посещения театра. В облаке тонкого аромата духов и вечернем наряде героиня инсталляции попадает в окружение узниц в телогрейках, в которых она узнает бывших кремлевских жен.
Портретом узницы АЛЖИРа стал портрет самой Коко Шанель, символизирующей женственность. Он выдержан в строгой черно-белой гамме и «утоплен» в коллаж из документальных фотографий АЛЖИРа. Композицию завершает знаменитый флакон духов Шанель № 5.
Работа Айнур Саденовой тоже связана с трагедией репрессированных женщин из высшего общества. Она состоит из сорока силуэтов длинных черных платьев, изорванных в ленты. Художница таким образом хотела выразить мысль о том, что сломленные физически, но сильные духом, узницы оставались женственными и интеллигентными. Отсюда остались художественно решенные образы платьев, от которых остались лишь швы, воротнички и манжеты.
Другая работа этого автора связана с тяжелой судьбой лагерных детей, ушедших из жизни в раннем возрасте. Пространственная композиция «Мамочкино кладбище» состоит из нескольких десятков железных бочек. В такие когда-то помещали трупы младенцев и хранили их до весны, потому что хоронить в зимнее время было невозможно. Композицию сопровождает музыкальное попурри из напевов на языках разных народов.
Контрастирует с этой работой огромный бесык Сырлыбека Бекботаева. Инсталляция «Сылдырмак» - увеличенная в размерах традиционная колыбель степных кочевников. Художник говорит о том, что, в силу сложившихся обстоятельств, для невольно оказавшихся в степях Казахстана эта земля стала новым домом, колыбелью новой жизни. Вместе с этим в названии «Сылдырмак» скрыт метафорический смысл: подобно тому, как успокаивают плачущего ребенка погремушкой, «Сылдырмак» как надежда и обещание обретения покоя и новых смыслов тем, кто остался на всю жизнь в степях Казахстана.
- В контексте всего этого Казахстан представляется как очаг возрождения после такого страшного времени. Это очень ценно, - высказалась о выставке искусствовед Наталья Иванина. - Тем более если вспомнить историю, мы знаем, что многие, выходившие из этих застенков, выживали только благодаря тому, что коренные жители оказывали им поддержку.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Рождение звезды 19.07.2018

    Сорок пятый сезон на днях закрыл Карагандинский академический театр музыкальной комедии. Здесь прошел гала-концерт под названием «Я хочу стать звездой», который собрал полный зал зрителей. Юбилейный сезон, по их отзывам, завершился масштабно и ярко.

  • Хором вместе с хором 17.07.2018

    Композицию «Самсон и Далила» из одноименной оперы женский состав хора Турецкого - «Soprano» - исполнял под раскаты грома. Как визиты коллектива в Караганду стали традицией, так же и дождь, который всегда сопровождает их. Но это не влияет на то, что число зрителей растет в геометрической прогрессии.

  • Продолжение жизни 12.07.2018

    Память о человеке хранят его дела. Писателя, публициста и переводчика, члена Союза журналистов Казахстана Марала Хасена нет с нами почти два года, но труды его живут, обретая последователей и поклонников. Недавно вышла в свет книга «Жалғасқан ғұмыр» («Продолжение жизни»), в которой собраны его произведения, статьи и воспоминания о нем.

  • Созвездие голосов 12.07.2018

    Визиты знаменитого хора Турецкого в Казахстан становятся традицией: каждое лето коллектив скрашивает отдых наших соотечественников. Уже скоро они снова выступят на набережной карагандинского Центрального парка: случится это 14 июля в 20.00, а Михаил Турецкий в этот раз приедет к нам с коллективом «Soprano», который называют женским лицом современной России.

  • Когда поет душа 10.07.2018

    Ансамбль «Ардагерлер» Актогайского района отметил свое 20-летие.

    Уроженцы Актогая занимают особое место в культуре Казахстана. Ни для кого не секрет, что люди, выросшие на берегах реки Токырауын, отличаются особым талантом и музыкальным даром. 

  • Долгожданное «Лето» 05.07.2018

    В Карагандинском академическом театре музыкальной комедии с успехом прошла премьера оперетты Лайоша Лайтаи «Лето любви». Эта постановка была показана за месяц до завершения юбилейного 45-го театрального сезона. Ею, кроме того, был ознаменован и юбилей примы КАТМК, заслуженного деятеля Казахстана, лауреата международных конкурсов Елены Филинковой.

  • С чего начинается домбра? 03.07.2018

    Карагандинский кюйши Ержан Турсунов не только играет на домбре, но и более 20 лет занимается изготовлением инструментов. На выполнение заказа, говорит он, может уйти около двух недель, если не торопиться, но это без учета времени, необходимого для просушки дерева. С чего начинается домбра? Об этом рассказали на днях в Карагандинском краеведческом музее.

  • Необычное в обычном 30.06.2018

    Привычка всегда иметь с собой камеру у Светланы Лебедевой постоянная. Уроженка Темиртау, она журналист и фотограф, которая не понаслышке знает, что снимать мероприятия - работа не для хрупких. Когда в одном из темиртауских музеев устраивали выставку о содержимом женской сумочки, Светлана побила все рекорды по весу собственной: в ее ридикюле был фотоаппарат и сменный объектив. Во время работы в газете «Зеркало» у нее постоянно болели плечи, а на съемке одной из свадеб с собой были даже две камеры, что тоже дало о себе знать. Как-то, во время поездок, по ее ступне проехала машина - съемочный день она провела прихрамывая, а ноги к вечеру работать