09 декабря 2017 года 781

Архипелаг Карлаг

Автор: Нина КРАМЕР

С потолка тянутся черные лоскуты, в углу стоят вешалки с телогрейками, в другом - свалены железные бочки, а на экране задумчивый Сталин гуляет по музею Карлага - так современные художники видят известные события 30-40-х годов прошлого столетия. Выставка «Архипелаг Карлаг», презентованная в прошлом году в Астане, открылась на днях в Карагандинском областном музее изобразительного искусства.

Организатор выставки - научно-исследовательский центр «Карлаг: Память во имя будущего» академии «Болашак». Экспозиция представлена работами художников творческого тандема: Алмагуль Менлибаевой, Айнур Саденовой и Сырлыбека Бекботаева.
Предметом для размышлений художников стали судьбы людей, прошедших через молох репрессий. Изучив исторический материал, они подали его в оригинальной авторской манере в поисках новых форм для выражения своих мыслей.
- Тему Карлага авторы выставки изучают с 2010 года, - говорит куратор выставки, искусствовед Айгуль Ибраева. - Каждый из них творчески работал в этом направлении, в 2013 году они решили объединить свои усилия в едином проекте. Профессор Нурлан Дулатбеков предложил свою поддержку. В частности, увидев видеоработу Алмагуль Менлибаевой «Курчатов», он предложил ей снять фильм-рефлексию «Архипелаг Карлаг».
Алмагуль Менлибаева в настоящее время живет и работает в Германии, но не теряет связь с родиной, является куратором художественно-гуманитарного проекта Нурлана Дулатбекова «Архипелаг Карлаг». Ее фильм содержит воспоминания людей-свидетелей тех событий, обзор музейных экспонатов, кадры различных исторических мест в Карагандинской области, связанных с эпохой репрессий. В картине чередуются документальные и постановочные элементы. Один из них - появление актера в образе Иосифа Сталина в музее Карлага.
Этот образ художник хочет подвести к психологическому покаянию, поставив его вместе со зрителями для восприятия лекции музейного гида о жестоком режиме лагерной системы.
Также Айгуль Менлибаева представила работу «Шанель № 5», в основе которой - впечатления художницы от воспоминаний одной из узниц Карлага, которую черный воронок забрал прямо во время посещения театра. В облаке тонкого аромата духов и вечернем наряде героиня инсталляции попадает в окружение узниц в телогрейках, в которых она узнает бывших кремлевских жен.
Портретом узницы АЛЖИРа стал портрет самой Коко Шанель, символизирующей женственность. Он выдержан в строгой черно-белой гамме и «утоплен» в коллаж из документальных фотографий АЛЖИРа. Композицию завершает знаменитый флакон духов Шанель № 5.
Работа Айнур Саденовой тоже связана с трагедией репрессированных женщин из высшего общества. Она состоит из сорока силуэтов длинных черных платьев, изорванных в ленты. Художница таким образом хотела выразить мысль о том, что сломленные физически, но сильные духом, узницы оставались женственными и интеллигентными. Отсюда остались художественно решенные образы платьев, от которых остались лишь швы, воротнички и манжеты.
Другая работа этого автора связана с тяжелой судьбой лагерных детей, ушедших из жизни в раннем возрасте. Пространственная композиция «Мамочкино кладбище» состоит из нескольких десятков железных бочек. В такие когда-то помещали трупы младенцев и хранили их до весны, потому что хоронить в зимнее время было невозможно. Композицию сопровождает музыкальное попурри из напевов на языках разных народов.
Контрастирует с этой работой огромный бесык Сырлыбека Бекботаева. Инсталляция «Сылдырмак» - увеличенная в размерах традиционная колыбель степных кочевников. Художник говорит о том, что, в силу сложившихся обстоятельств, для невольно оказавшихся в степях Казахстана эта земля стала новым домом, колыбелью новой жизни. Вместе с этим в названии «Сылдырмак» скрыт метафорический смысл: подобно тому, как успокаивают плачущего ребенка погремушкой, «Сылдырмак» как надежда и обещание обретения покоя и новых смыслов тем, кто остался на всю жизнь в степях Казахстана.
- В контексте всего этого Казахстан представляется как очаг возрождения после такого страшного времени. Это очень ценно, - высказалась о выставке искусствовед Наталья Иванина. - Тем более если вспомнить историю, мы знаем, что многие, выходившие из этих застенков, выживали только благодаря тому, что коренные жители оказывали им поддержку.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Любить сильней 17.01.2019

    Поэт, автор и исполнитель песен Ольга Качанова уверена: никакой песенный жанр не может кануть в Лету, и бардовская песня тоже - каждое поколение оставляет после себя собственные сочинения. На днях в Караганде прошел концерт авторского дуэта Ольги Качановой и Вадима Козлова - их тандему уже 30 лет.

  • Как слово наше отзовется 15.01.2019

    В наше время публикации в печатных СМИ, а особенно материалы в электронном варианте, находятся в широком доступе независимо от того, к какой местности они привязаны. Я не раз сталкивалась с тем, что на ту или иную статью приходили не только слова благодарности за встречу с полюбившимися артистами: запрашивают и номера телефонов, чтобы связаться с теми, кого потеряли из виду много лет назад.

  • Закон природы 15.01.2019

    В этом году Казахстан сможет побороться за награду на одной из самых престижных премий в области кинематографа: социальная драма «Айка» Сергея Дворцевого попала в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

  • До потери памяти 12.01.2019

    В творческой мастерской Академического театра музыкальной комедии с интересной постановкой выступил новый состав студенческого театра «Вдохновение» Карагандинского экономического университета. Режиссер и художественный руководитель театра Елена Пономаренко всегда ставит со студентами неординарные и современные пьесы, которые вносят в житейские будни нотки юмора и массу впечатлений.

  • Столица Великой степи 05.01.2019

    Режиссер Акан Сатаев и творческая группа кинокартины «Дорога к матери» накануне Дня Независимости получили из рук Президента Государственную премию в области литературы и искусства. Он же, Акан Сатаев, и поставил очередную часть саги «Путь Лидера. Астана», масштабные премьеры которой прошли в Астане и Алматы.

  • Рождественские сказки 05.01.2019

    Несколько рождественских концертов прошли в Караганде, и эти ожидаемые события вознаградили все надежды зрителей. Красивый букет венских мелодий преподнесли нам дирижер Айдар Торыбаев, симфонический оркестр Концертного объединения им. К. Байжанова, солисты и оркестр Академического театра музыкальной комедии.

  • Измерение временем 29.12.2018

    Тема времени и всего, что с ним связано, особенно актуальна в дни новогодних праздников. Воспользовавшись своей богатой коллекцией часов, сотрудники областного краеведческого музея открыли в преддверии Нового года выставку «Путешествие во времени». Это предметы разных эпох со своей интересной историей, побывавшие в руках знаменитых хозяев.

    Актовый зал музея вместил в себя около шести десятков измерителей времени, которые хранители истории дополнили инсталляциями советского периода и не только.В фондах музея насчитывается 23 наручных и 35 настенных часов. К сожалению, в повседневных экспозициях их редко можно встретить. В основном это часы советского периода. Чтобы посетители могли глубже погрузиться в эпоху, составители экспозиции выставили и другие экспонаты середины прошлого века: радиоприемник, телевизор и старенькая мебель перенесут нас лет на 50 назад и создадут ретро-фон для фотографий.Еще один уголок для фотографирования был назван «Скамейка для свиданий». Лавочку разместили под столбом с подвесными часами, правда не настоящими, но смотрится очень романтично.Также использовали макеты для иллюстрации рассказа о самых древних формах измерения времени.- Здесь у нас представлены макеты солнечных часов, песочных, водяных (клепсидра), - говорит Динара Сәкiмбай, младший научный сотрудник отдела современной истории. - Есть часы, состоящие из свечей, поделенных на фрагменты: когда отрезок свечи сгорал, это означало, что прошел определенный промежуток времени. Также у нас представлен баннер, в котором описывается история появления самых первых часов вплоть до самых последних атомных часов, они являются самыми точными.Эта информация будет, несомненно, интересна школьникам, для которых в программе выставки предусмотрены конкурсы и викторины, а также мастер-класс по сборке часового механизма.Сотрудники расскажут посетителям музея о хозяевах именных часов. Один из них - Габдулла Кулкыбаев, академик НАН РК, доктор медицинских наук. С 1990-го по 2006 год он возглавлял Национальный центр профессиональных заболеваний и гигиены. Является автором 400 научных работ, награжден медалью аль-Фараби. Его наручные часы сделаны в Японии и покрыты золотом.В экспозиции также представлены настольные часы для игры в шахматы. Долгое время они служили ветерану Великой Отечественной войны Виктору Кириллову, который является основателем областной школы шахмат.Один из самых дорогих экспонатов - это наручные часы фирмы «Тиссот». Безусловно, ценными являются настенные часы образца ХIХ века фирмы «Линден». Николай Линден был известным петербургский купцом, в 1888 году он основал на Невском проспекте мастерскую, занимавшуюся ремонтом ювелирных изделий и часов. Кроме того, здесь проводился процесс серебрения и золочения. Со временем при мастерской был организован магазин, где каждый желающий мог купить старинные часы и ювелирные изделия. Благодаря деловым качествам Линдена его магазин вскоре стал одним из наиболее крупных на территории Санкт-Петербурга. В нем продавались цепи, образа, кресты, серебряная посуда, предметы культа, знаки разных государственных учреждений, а также часы таких известных западноевропейских фабрик, как «Одемар», «Гризель», «Борель» и «Вальгам». Уникальный экспонат попал в фонды музея в 1985 году. К сожалению, в настоящий момент неизвестно, кто являлся их владельцем и каким образом они были переданы.Многие представленные на выставке часы являются рабочими и создают характерное фоновое тиканье. К сожалению, уже отслужили свой срок часы с кукушкой. Эти деревянные часы являются, можно сказать, семейной реликвией Динары Сәкiмбай. Настало время, и она решила передать их в музей. Они показывали время нескольким поколениям ее семьи, а маленькая кукушка вылетала каждые полчаса.Еще один интересный уголок на выставке - коллекция будильников. Все они тоже советского периода. Между тем самый первый будильник придумал философ Платон две тысячи лет назад. Устройство предназначалось для его учеников. Ученый ставил два таза один под другим. В верхнюю емкость, самую большую, наливал воду. Вода стекала из верхнего таза в нижний и, в конце концов, переливалась через край в третью емкость, из которой выходила узкая трубка. Когда вода попадала в самый нижний таз, воздух с шумом выходил из трубки-флейты. Услышав этот сигнал, ученики вскакивали с постелей и бежали на уроки.К счастью, юным посетителям выставки бежать на уроки не надо. Она продлится все школьные каникулы - до 15 января.
    Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

  • В гостях у волка с огоньком 29.12.2018

    Борьбу пламени со льдом, тяги к искусству с нездоровым аппетитом можно было наблюдать на новогоднем представлении, которое в Театре им.С. Сейфуллина традиционно готовят на двух языках.