09 декабря 2017 года 370

Архипелаг Карлаг

Автор: Нина КРАМЕР

С потолка тянутся черные лоскуты, в углу стоят вешалки с телогрейками, в другом - свалены железные бочки, а на экране задумчивый Сталин гуляет по музею Карлага - так современные художники видят известные события 30-40-х годов прошлого столетия. Выставка «Архипелаг Карлаг», презентованная в прошлом году в Астане, открылась на днях в Карагандинском областном музее изобразительного искусства.

Организатор выставки - научно-исследовательский центр «Карлаг: Память во имя будущего» академии «Болашак». Экспозиция представлена работами художников творческого тандема: Алмагуль Менлибаевой, Айнур Саденовой и Сырлыбека Бекботаева.
Предметом для размышлений художников стали судьбы людей, прошедших через молох репрессий. Изучив исторический материал, они подали его в оригинальной авторской манере в поисках новых форм для выражения своих мыслей.
- Тему Карлага авторы выставки изучают с 2010 года, - говорит куратор выставки, искусствовед Айгуль Ибраева. - Каждый из них творчески работал в этом направлении, в 2013 году они решили объединить свои усилия в едином проекте. Профессор Нурлан Дулатбеков предложил свою поддержку. В частности, увидев видеоработу Алмагуль Менлибаевой «Курчатов», он предложил ей снять фильм-рефлексию «Архипелаг Карлаг».
Алмагуль Менлибаева в настоящее время живет и работает в Германии, но не теряет связь с родиной, является куратором художественно-гуманитарного проекта Нурлана Дулатбекова «Архипелаг Карлаг». Ее фильм содержит воспоминания людей-свидетелей тех событий, обзор музейных экспонатов, кадры различных исторических мест в Карагандинской области, связанных с эпохой репрессий. В картине чередуются документальные и постановочные элементы. Один из них - появление актера в образе Иосифа Сталина в музее Карлага.
Этот образ художник хочет подвести к психологическому покаянию, поставив его вместе со зрителями для восприятия лекции музейного гида о жестоком режиме лагерной системы.
Также Айгуль Менлибаева представила работу «Шанель № 5», в основе которой - впечатления художницы от воспоминаний одной из узниц Карлага, которую черный воронок забрал прямо во время посещения театра. В облаке тонкого аромата духов и вечернем наряде героиня инсталляции попадает в окружение узниц в телогрейках, в которых она узнает бывших кремлевских жен.
Портретом узницы АЛЖИРа стал портрет самой Коко Шанель, символизирующей женственность. Он выдержан в строгой черно-белой гамме и «утоплен» в коллаж из документальных фотографий АЛЖИРа. Композицию завершает знаменитый флакон духов Шанель № 5.
Работа Айнур Саденовой тоже связана с трагедией репрессированных женщин из высшего общества. Она состоит из сорока силуэтов длинных черных платьев, изорванных в ленты. Художница таким образом хотела выразить мысль о том, что сломленные физически, но сильные духом, узницы оставались женственными и интеллигентными. Отсюда остались художественно решенные образы платьев, от которых остались лишь швы, воротнички и манжеты.
Другая работа этого автора связана с тяжелой судьбой лагерных детей, ушедших из жизни в раннем возрасте. Пространственная композиция «Мамочкино кладбище» состоит из нескольких десятков железных бочек. В такие когда-то помещали трупы младенцев и хранили их до весны, потому что хоронить в зимнее время было невозможно. Композицию сопровождает музыкальное попурри из напевов на языках разных народов.
Контрастирует с этой работой огромный бесык Сырлыбека Бекботаева. Инсталляция «Сылдырмак» - увеличенная в размерах традиционная колыбель степных кочевников. Художник говорит о том, что, в силу сложившихся обстоятельств, для невольно оказавшихся в степях Казахстана эта земля стала новым домом, колыбелью новой жизни. Вместе с этим в названии «Сылдырмак» скрыт метафорический смысл: подобно тому, как успокаивают плачущего ребенка погремушкой, «Сылдырмак» как надежда и обещание обретения покоя и новых смыслов тем, кто остался на всю жизнь в степях Казахстана.
- В контексте всего этого Казахстан представляется как очаг возрождения после такого страшного времени. Это очень ценно, - высказалась о выставке искусствовед Наталья Иванина. - Тем более если вспомнить историю, мы знаем, что многие, выходившие из этих застенков, выживали только благодаря тому, что коренные жители оказывали им поддержку.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Звездный час - для вас 21.04.2018

    Карагандинский академический театр музыкальной комедии знаменит многими проектами, в том числе теми, которые дают шанс непрофессионалам узнать, каков он - труд артиста. Несколько лет назад проект «Народная оперетта» подарил нашей публике «Собаку на сене» Лопе де Вега с участием обычных карагандинцев, а в этом году театр вновь планирует подобное мероприятие, но уже под названием «Мой звездный час».

  • Гармония линий и красок 21.04.2018

    Разнообразие техник и жанров, стилистических решений в этом году демонстрирует традиционная весенняя выставка областного Союза художников. Яркие краски экспозиции дарят зрителям оптимистическое весеннее настроение, передают необыкновенную красоту многоликого мира. После многих лет молчания продемонстрировала свои работы Ляззат Тынбаева, работающая в традиционной технике вышивки, в которой она решает сложные композиции из истории казахов. Интересную картину «Баксы» в технике художественного войлока представила Евгения Шульц. Великолепный бронзовый «Бык» Сергея Чеченова, мастера анималистической скульптуры, стал украшением выставки.

  • С любовью из Канады 19.04.2018

    Казахстан все больше привлекает взоры мировых звезд разных жанров. Караганда принимает артистов джаза из США, звезд оперы из европейских стран, инструменталистов из Азии и ближнего зарубежья. Добралась до нас и Канада: на днях в городе выступил певец и музыкант Адам Гонтье с акустической программой. Концерты под гитару всегда звучат интимнее, нежели выступления с полным звуковым сопровождением других инструментов. Они позволяют сблизиться с публикой и быть со зрителем на ты. Эту цель и преследовал канадский музыкант, известный как бывший солист рок-группы «Three Days Grace», а ныне коллектива «Saint Asonia». Впрочем, обе эти группы - постоянные участники и хедлайнеры мировых рок-фестивалей, их альбомы не сходят с вершин зарубежных хит-парадов, а некоторые получили звание платиновых.

  • Петербургские встречи 19.04.2018

    «Казань брал, Астрахань брал, Ревель брал, Шпака - не брал», - эту знаменитую цитату из «Иван Васильевич меняет профессию» можно перефразировать в «Казань брал, Санкт-Петербург брал»: Карагандинский русский драматический театр им. К.С. Станиславского в начале апреля «взял» северную столицу России и успешно выступил с «Ревизором» Н.В. Гоголя.

  • Кадры из жизни 14.04.2018

    Карагандинец Константин Павленко убежден: фотография обретает жизнь, будучи напечатанной. Мы храним снимки в телефонах, но они могут исчезнуть, помещаем их на диски, а те могут просто сломаться. Константин - не только фотограф: он всегда увлекался спортом, работал переводчиком и преподавателем.

  • Весна в ритме степа 14.04.2018

    Степ-группа «Алтын Батыр» снова порадует карагандинцев концертом: коллектив выступит на сцене Дворца культуры горняков. В программе - не только собственно ирландский степ, которым «Алтын Батыр» и знаменит, но и танцевальные номера российского хореографа-постановщика Сергея Назарова.

  • Амре по-голливудски 10.04.2018

    Выходя с премьеры фильма «Амре», я испытывала противоречивые чувства. Вроде бы и хорошо, что об исторических личностях снимают кино (в планах - Магжан Жумабаев, Балуан Шолак и Ходжа Ахмед Яссауи), с другой стороны - зарубежные каноны сценариев диктуют свои шаблоны, снижая градус достоверности. Более того, герои наших отечественных байопиков (биографических художественных лент) всегда однотипны - будь то Алимхан Ермеков, Казыбек би или Амре Кашаубаев. Все они одинаково немногословны, серьезны, драматичны, безгрешны. Но ведь любой человек ошибается, и для кого-то он хороший, для кого-то - плохой, и вот эта «серость», а не «белизна» или «чернота», - она подкупает зрителя, подвигая его ассоциировать персонажа с собой. У перечисленных героев этой «серости» нет.

  • Мы вам споем 10.04.2018

    В Жезказгане пройдет фестиваль авторской песни и поэзии. Жезказганское общество поэтов, композиторов и музыкантов «Сазгер-акын-бард» можно назвать уникальным явлением для Карагандинской области. Образованное летом прошлого года, оно объединило весь местный творческий бомонд. Членство в нем не зависит от возраста. Самый молодой исполнитель учится в 11 классе, тогда как известная поэтесса и композитор Людмила Варламова является ровесницей Жезказгана. Главное условие - живое исполнение. Будучи ценителями истинного творчества, жезказганцы не приемлют фонограмму.