09 декабря 2017 года 238

Архипелаг Карлаг

Автор: Нина КРАМЕР

С потолка тянутся черные лоскуты, в углу стоят вешалки с телогрейками, в другом - свалены железные бочки, а на экране задумчивый Сталин гуляет по музею Карлага - так современные художники видят известные события 30-40-х годов прошлого столетия. Выставка «Архипелаг Карлаг», презентованная в прошлом году в Астане, открылась на днях в Карагандинском областном музее изобразительного искусства.

Организатор выставки - научно-исследовательский центр «Карлаг: Память во имя будущего» академии «Болашак». Экспозиция представлена работами художников творческого тандема: Алмагуль Менлибаевой, Айнур Саденовой и Сырлыбека Бекботаева.
Предметом для размышлений художников стали судьбы людей, прошедших через молох репрессий. Изучив исторический материал, они подали его в оригинальной авторской манере в поисках новых форм для выражения своих мыслей.
- Тему Карлага авторы выставки изучают с 2010 года, - говорит куратор выставки, искусствовед Айгуль Ибраева. - Каждый из них творчески работал в этом направлении, в 2013 году они решили объединить свои усилия в едином проекте. Профессор Нурлан Дулатбеков предложил свою поддержку. В частности, увидев видеоработу Алмагуль Менлибаевой «Курчатов», он предложил ей снять фильм-рефлексию «Архипелаг Карлаг».
Алмагуль Менлибаева в настоящее время живет и работает в Германии, но не теряет связь с родиной, является куратором художественно-гуманитарного проекта Нурлана Дулатбекова «Архипелаг Карлаг». Ее фильм содержит воспоминания людей-свидетелей тех событий, обзор музейных экспонатов, кадры различных исторических мест в Карагандинской области, связанных с эпохой репрессий. В картине чередуются документальные и постановочные элементы. Один из них - появление актера в образе Иосифа Сталина в музее Карлага.
Этот образ художник хочет подвести к психологическому покаянию, поставив его вместе со зрителями для восприятия лекции музейного гида о жестоком режиме лагерной системы.
Также Айгуль Менлибаева представила работу «Шанель № 5», в основе которой - впечатления художницы от воспоминаний одной из узниц Карлага, которую черный воронок забрал прямо во время посещения театра. В облаке тонкого аромата духов и вечернем наряде героиня инсталляции попадает в окружение узниц в телогрейках, в которых она узнает бывших кремлевских жен.
Портретом узницы АЛЖИРа стал портрет самой Коко Шанель, символизирующей женственность. Он выдержан в строгой черно-белой гамме и «утоплен» в коллаж из документальных фотографий АЛЖИРа. Композицию завершает знаменитый флакон духов Шанель № 5.
Работа Айнур Саденовой тоже связана с трагедией репрессированных женщин из высшего общества. Она состоит из сорока силуэтов длинных черных платьев, изорванных в ленты. Художница таким образом хотела выразить мысль о том, что сломленные физически, но сильные духом, узницы оставались женственными и интеллигентными. Отсюда остались художественно решенные образы платьев, от которых остались лишь швы, воротнички и манжеты.
Другая работа этого автора связана с тяжелой судьбой лагерных детей, ушедших из жизни в раннем возрасте. Пространственная композиция «Мамочкино кладбище» состоит из нескольких десятков железных бочек. В такие когда-то помещали трупы младенцев и хранили их до весны, потому что хоронить в зимнее время было невозможно. Композицию сопровождает музыкальное попурри из напевов на языках разных народов.
Контрастирует с этой работой огромный бесык Сырлыбека Бекботаева. Инсталляция «Сылдырмак» - увеличенная в размерах традиционная колыбель степных кочевников. Художник говорит о том, что, в силу сложившихся обстоятельств, для невольно оказавшихся в степях Казахстана эта земля стала новым домом, колыбелью новой жизни. Вместе с этим в названии «Сылдырмак» скрыт метафорический смысл: подобно тому, как успокаивают плачущего ребенка погремушкой, «Сылдырмак» как надежда и обещание обретения покоя и новых смыслов тем, кто остался на всю жизнь в степях Казахстана.
- В контексте всего этого Казахстан представляется как очаг возрождения после такого страшного времени. Это очень ценно, - высказалась о выставке искусствовед Наталья Иванина. - Тем более если вспомнить историю, мы знаем, что многие, выходившие из этих застенков, выживали только благодаря тому, что коренные жители оказывали им поддержку.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Сотворение чуда 18.01.2018

    По многочисленным просьбам карагандинцев Академический оркестр казахских народных инструментов им. Таттимбета повторил новогодний концерт. В «Шалкыме» вновь не было свободного места, а каждый номер программы заканчивался продолжительными аплодисментами.

  • Растопили стужу 16.01.2018

    Праздничное выступление в Концертном зале «Шалкыма» организовал областной татаро-башкирский этнокультурный центр «Ихлас». Впервые такое мероприятие его участники провели вне своих семей, решив подарить необыкновенное настроение карагандинцам. Творческую встречу, посвященную началу нового года, руководитель центра «Ихлас» Анвар Керейбаев начал с поздравлений. Отметив, что Караганда - это кузница кадров, которая славится своими шахтерами и металлургами, Анвар Бегимович от имени всего этнокультурного объединения поздравил в первую очередь их, пожелав крепкого здоровья и успехов во всем.

  • Прекрасное - в простом 16.01.2018

    В Абайском городском парке культуры и отдыха установлены две архитектурные композиции, посвященные молодой семье и воину-интернационалисту. Их изготовил талантливый абайский художник Рашид Кидрасов, который в рамках программы «Туған жер» создал несколько красивых скульптур, отражающих культурное наследие казахского народа.

  • Краски детства 13.01.2018

    В областном музее изобразительного искусства открылась выставка работ учеников школы искусств № 1. Экспозиция привлекает разнообразием техник, поражает искренностью и чистотой, которая может быть свойственна только детям. Настоящий праздник красок ждут каждый год: выставка работ учеников отделения изобразительного искусства школы искусств № 1 стала доброй традицией, и в этот раз она особенно разнообразна. Кроме работ самих учеников, здесь представлены и творения учащихся филиалов на базе средней школы № 81, школы-гимназии № 102 и других. В музее собраны сотни работ, а их авторам - от 4 до 17 лет. Среди экспонатов - композиции и пленарные этюды, наброски и произведения живописи, графики, скульптуры. 

  • Домбра, кобыз и шлягер 10.01.2018

    Успешные музыкальные эксперименты всегда заметны, и карагандинский дуэт «ДиАр» - тому доказательство. Музыканты нашли свою «фишку» в том, что исполняют бессмертные хиты на домбре и прима-кобызе. Дуэт «ДиАр» 10 лет назад собрал вместе Динару Хасанову, которая играет на прима-кобызе, и домбриста Армана Айнабаева. Первым в их репертуаре стал кюй «Адай» Курмангазы, а название коллектива сложилось из первых двух букв имен музыкантов. 

  • Духовное с творческим 09.01.2018

    Богослужение, совершаемое в ночь с 6 на 7 января, безусловно, центральное событие одного их главных дней для христиан - Рождества Христова. Но праздничная атмосфера царит и за стенами храма, доказательством тому красочные веселые мероприятия, организованные творческими прихожанами Русской православной церкви, преподавателями и воспитанниками воскресных школ. 6 января, в канун праздника Рождества Христова, глава Русской православной церкви, епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан совершил всенощное бдение в Введенском кафедральном соборе города Караганды. В ночь с 6 на 7 января здесь же прошла праздничная божественная литургия.

  • Жаркая зима 09.01.2018

    Областной музей изобразительного искусства начал этот год с персональной выставки карагандинца Ерлана Гаймолдина. Стиль работ художника разительно отличается от всего, что здесь выставлялось.  Ерлан представил 24 работы, исполненные в собственной манере, сочетающей и влияние импрессиониста Модильяни, и восточные мотивы, и какую-то удивительную мистику. Последнюю рискну объяснить постоянной особенностью его картин - ярко-синими глазами персонажей, будь то животные или люди. Возможно, одни разглядят в них необъятную вселенную человеческого сознания, другие - темную и бесконечную его пропасть.

  • Из глубины веков 06.01.2018

    Сегодня Рождество Христово является, пожалуй, самым известным из христианских праздников. Но так было не всегда. Главным праздником первых христиан было Воскресение Христово - Пасха, причем вначале он установился как еженедельное празднование Воскресения, а уже потом как ежегодное празднование Пасхи. Доподлинно неизвестно, когда именно произошло таинство рождения Христа. Традиция отмечать Рождество Христово 7 января (по юлианскому календарю) или 25 декабря (по григорианскому) связана с языческим праздником в честь бога Сатурна, отмечавшимся 25 декабря в Римской империи. Сатурналии являлись неким аналогом современных Рождества и Нового года, объединенных в одно целое.