09 декабря 2017 года 657

Архипелаг Карлаг

Автор: Нина КРАМЕР

С потолка тянутся черные лоскуты, в углу стоят вешалки с телогрейками, в другом - свалены железные бочки, а на экране задумчивый Сталин гуляет по музею Карлага - так современные художники видят известные события 30-40-х годов прошлого столетия. Выставка «Архипелаг Карлаг», презентованная в прошлом году в Астане, открылась на днях в Карагандинском областном музее изобразительного искусства.

Организатор выставки - научно-исследовательский центр «Карлаг: Память во имя будущего» академии «Болашак». Экспозиция представлена работами художников творческого тандема: Алмагуль Менлибаевой, Айнур Саденовой и Сырлыбека Бекботаева.
Предметом для размышлений художников стали судьбы людей, прошедших через молох репрессий. Изучив исторический материал, они подали его в оригинальной авторской манере в поисках новых форм для выражения своих мыслей.
- Тему Карлага авторы выставки изучают с 2010 года, - говорит куратор выставки, искусствовед Айгуль Ибраева. - Каждый из них творчески работал в этом направлении, в 2013 году они решили объединить свои усилия в едином проекте. Профессор Нурлан Дулатбеков предложил свою поддержку. В частности, увидев видеоработу Алмагуль Менлибаевой «Курчатов», он предложил ей снять фильм-рефлексию «Архипелаг Карлаг».
Алмагуль Менлибаева в настоящее время живет и работает в Германии, но не теряет связь с родиной, является куратором художественно-гуманитарного проекта Нурлана Дулатбекова «Архипелаг Карлаг». Ее фильм содержит воспоминания людей-свидетелей тех событий, обзор музейных экспонатов, кадры различных исторических мест в Карагандинской области, связанных с эпохой репрессий. В картине чередуются документальные и постановочные элементы. Один из них - появление актера в образе Иосифа Сталина в музее Карлага.
Этот образ художник хочет подвести к психологическому покаянию, поставив его вместе со зрителями для восприятия лекции музейного гида о жестоком режиме лагерной системы.
Также Айгуль Менлибаева представила работу «Шанель № 5», в основе которой - впечатления художницы от воспоминаний одной из узниц Карлага, которую черный воронок забрал прямо во время посещения театра. В облаке тонкого аромата духов и вечернем наряде героиня инсталляции попадает в окружение узниц в телогрейках, в которых она узнает бывших кремлевских жен.
Портретом узницы АЛЖИРа стал портрет самой Коко Шанель, символизирующей женственность. Он выдержан в строгой черно-белой гамме и «утоплен» в коллаж из документальных фотографий АЛЖИРа. Композицию завершает знаменитый флакон духов Шанель № 5.
Работа Айнур Саденовой тоже связана с трагедией репрессированных женщин из высшего общества. Она состоит из сорока силуэтов длинных черных платьев, изорванных в ленты. Художница таким образом хотела выразить мысль о том, что сломленные физически, но сильные духом, узницы оставались женственными и интеллигентными. Отсюда остались художественно решенные образы платьев, от которых остались лишь швы, воротнички и манжеты.
Другая работа этого автора связана с тяжелой судьбой лагерных детей, ушедших из жизни в раннем возрасте. Пространственная композиция «Мамочкино кладбище» состоит из нескольких десятков железных бочек. В такие когда-то помещали трупы младенцев и хранили их до весны, потому что хоронить в зимнее время было невозможно. Композицию сопровождает музыкальное попурри из напевов на языках разных народов.
Контрастирует с этой работой огромный бесык Сырлыбека Бекботаева. Инсталляция «Сылдырмак» - увеличенная в размерах традиционная колыбель степных кочевников. Художник говорит о том, что, в силу сложившихся обстоятельств, для невольно оказавшихся в степях Казахстана эта земля стала новым домом, колыбелью новой жизни. Вместе с этим в названии «Сылдырмак» скрыт метафорический смысл: подобно тому, как успокаивают плачущего ребенка погремушкой, «Сылдырмак» как надежда и обещание обретения покоя и новых смыслов тем, кто остался на всю жизнь в степях Казахстана.
- В контексте всего этого Казахстан представляется как очаг возрождения после такого страшного времени. Это очень ценно, - высказалась о выставке искусствовед Наталья Иванина. - Тем более если вспомнить историю, мы знаем, что многие, выходившие из этих застенков, выживали только благодаря тому, что коренные жители оказывали им поддержку.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Польская презентация 16.10.2018

    Карагандинский композитор Людмила Мельникова продолжает знакомить мир со своим мюзиклом «Приключения Джонатана», благодаря которому дети в игровой форме могут изучить основы экономики. В польском городе Кракове состоялся экономический форум, где Людмила Евгеньевна выступила на английском языке с докладом и показала фрагменты своего творения.

  • Движение назад 13.10.2018

    Мир очень взрослых людей, покрытый плотным налетом детства, хочет изобразить в очередном своем спектакле карагандинский режиссер Бекмухамед Киекбаев. Драма-абсурд Розы Мукановой «Никто не виноват» в конце октября будет презентована коллективом Театра имени С. Сейфуллина.

  • Веретена традиций 11.10.2018

    Оригинальные и солнечные гобелены, расцвеченные то красками осени, то волшебными запахами родной степи, то контрастами в легенде о Коркыте, то с замирающими нитями зимней поэтики вводят вас в мир необычный. Персональная выставка поистине народного художника Казахстана Омиркельде Абеуова проходит в музее изобразительного искусства Караганды.

  • Учить до звезды 09.10.2018

    Как сделать звук более громким, свободным и чистым? Как облегчить ученику пение с помощью музыкального сопровождения? Что поможет скромнику раскрыться в полной мере на сцене? Эти и другие вопросы обсуждали учителя музыки, которые поделились своими проблемами и обменялись опытом.

  • Сцена молодости 09.10.2018

    Отмечая свое 70-летие, народный артист Казахстана Тлектес Мейрамов сделал подарок карагандинскому зрителю. В Драматическом театре имени К. Станиславского все желающие смогли посмотреть бесплатно спектакль с его участием. Пьеса Фурио Бордона «Последние луны» была написана специально для Марчелло Мастрояни, ставилась в России, где главную роль сыграл Василий Лановой.

  • Живые книги 06.10.2018

    В Карагандинской областной библиотеке прошла встреча «Жаныңда жүр жақсы адам» в рамках проекта «Жанды кітапхана» - «Живая библиотека».

  • Они не одни 06.10.2018

    Корпорация «Русская Фильм Группа» намерена продюсировать полнометражную картину карагандинской кинокомпании.

  • В джазе только смелые 04.10.2018

    Если в прошлые годы в проект Карагандинского академического театра музыкальной комедии «Мой звездный час» приходили талантливые люди разных возрастов из Караганды и городов-спутников, то 2018 год собрал новоиспеченных артистов со всей страны. Информационная кампания прошла еще весной по городам Казахстана: Шымкент, Тараз, Петропавловск, Усть-Каменогорск, Алматы, Астана, Семей, Кокшетау, Павлодар, Актобе. А августовский кастинг охватил более 60 человек, хотя счастливчиками, отобранными жюри, оказались лишь двадцать два из них. В число будущих солистов попали Алма Кусаинова и Арман Бейсекеев, уже испытавшие на себе притягательность сцены КАТМК в 2015 году, когда дебютировали как вокалисты в комедии «Собака на сене».