07 декабря 2017 года 3257

Путем эксперимента

Автор: Нина КРАМЕР

Подвешенный к потолку Ричард III, колоритный Герострат в пьесе Григория Горина, яркий Капулетти из «Ромео и Джульетты» - все это работы актера областного Казахского драматического театра имени С. Сейфуллина Бекмухамета Киекбаева. За годы, проведенные в бурном актерском котле, в нем родилось желание создавать собственные спектакли. Недавний выпускник режиссерского факультета Кыргызского государственного университета культуры и искусств имени Б. Бейшеналиевой 8 декабря отпразднует свое 50-летие.

На его счету немало ролей в сериалах и художественных фильмах, есть и свои режиссерские работы. К примеру, защитился он спектаклем по мотивам «Записок сумасшедшего» Н. Гоголя, перевод которого по-русски звучит никак иначе, как «Дурак». Он не боится казаться странным, чудаковатым, непонятым. И считает, что эксперимент в искусстве это не что иное как путь каждого актера и режиссера к самому себе.
- Многие боятся одного этого слова «эксперимент», - говорит Бекмухамет Киекбаев. - Между тем это и есть творческий поиск, который вдохновляет актера и интригует зрителя, заставляет его задуматься, возможно, несколько раз перечесть произведение, поданное альтернативным образом.
Книги - его лучшие друзья с детства. Он вырос в маленьком селе Семипалатинской области, где телевизор смотрели всем аулом, а новый приключенческий роман в местной библиотеке был настоящей сенсацией для всей деревенской ребятни. Мальчишки тут же бросались наперегонки перечитывать «Робинзона Крузо» или «Дерсу Узала».
Из фильмов и книг рождались увлекательные детские спектакли. Как такового руководителя драмкружка в сельской школе не было - ребята организовывали спектакли сами. Конечно, нужно было готовить патриотические сценки к праздникам, но находилось место и для индийских фильмов и индейских историй.
- Моими кумирами были Амитабх Баччан и Гойко Митич, популярный исполнитель ролей индейцев, - вспоминает Бекмухамет. - Бывало, что мы даже сами мастерили парики из конского волоса, чтобы изобразить тот загадочный мир коренных американцев.
По словам актера, сама природа горного аула склоняла к творчеству. Ему нравилось часами смотреть на воду в реке в ожидании проплывающей рыбы, кричать под проливным ливнем, наслаждаться величием каменных глыб.
- Талантом я обязан своему великолепному аулу, - говорит Бекмухамет. - Уже с третьего класса я проявлял интерес к искусству. Когда учитель спрашивал, кто сможет подготовить номер к празднику, вставал и говорил: «Я». И всегда знал, что буду актером.
Детскую мечту Бекмухамет не оставил после окончания школы. Хотя, откровенно говоря, никто не верил, что деревенский парень может стать актером. Да и неприбыльным было это занятие на заре перестройки.
- Мой брат сказал мне: «Завязывай с этим театром, это же дурдом. Надо купить жилье, тачку, чтобы деньги водились», - рассказывает Киекбаев. - Он даже был готов помочь мне материально, чтобы я поступил в кооперативный институт. Но я отказался. Мне было неинтересно в то время, даже сколько будет дважды два, не то что стать экономистом или бухгалтером. Вернулся в село. Год помогал отцу, был помощником скотника, и в это же время готовился поступать в театральный институт. Когда я собрался в Алма-Ату, мама дала мне 200 рублей и сказала: «Вот, сынок, на дорогу туда и обратно тебе хватит, еще по городу погуляешь». А я все же поступил учиться и с головой окунулся в студенчество.
Конечно, наивному деревенскому парнишке поначалу было трудно влиться в городские порядки и понять, что порой судьбу человека решают не интеллект и талант, а высокопоставленные родственники или финансы, что порой на сцену пробиваются не стоящие актеры, а говоруны, добросовестно чеканящие роль под красивой маской.
Сам он не стремился к высоким постам, а роли получал соответственно своим способностям. Его блестящая игра, вдумчивый режиссерский подход говорят о том, что нескромные размышления о таланте - не пустая болтовня.
- На сцене театра Бекмухамет Киекбаев проживает судьбы своих героев, создает яркие, неповторимые образы. Ставя спектакль, Бекмухамет перечитывает гору литературы, работает над собой, это его обогащает, - говорит заведующая литературной частью театра Алма Бекболатова. - А самое главное для него - репетиция. Именно здесь рождаются интересные идеи. Ведь режиссер - это не только творец, а еще психолог. Постановки, которые он осуществляет, тепло принимаются зрителями, заставляют глубоко переживать. Его спектакли отличаются новизной, можно сказать, опережают время.
В 1996 году на международном театральном фестивале за роль Тьмы в спектакле «Қорғансыздың күні» (по мотивам повести «Сиротская доля» М. Ауэзова) Бекмухамет Киекбаев получил высокую оценку театральных критиков.
В 1999 году на VII Республиканском фестивале театров за исполнение роли Герострата в пьесе Г. Горина «Атың шықпаса» был награжден «Гран-при». В 2000 году актер получил звание лауреата на республиканском фестивале «Шабыт». Также он - победитель ІІІ областного конкурса, посвященного Оралхану Бокееву.
В 2001 году на фестивале «Театр глазами детей» актер победил в номинации «Лучшая мужская роль». В 2002 году награжден почетной грамотой Министерства культуры Республики Казахстан. В 2007 году Киекбаев был удостоен специальной премии департамента культуры и в этом же году награжден нагрудным знаком «Мәдениет қайраткері».
В 2010 году титулованный актер окончил курсы по подготовке профессиональных режиссеров в Казахской академии искусств имени Т.К. Жургенова. А годом позже был удостоен премии Карагандинского областного департамента культуры в номинации «Лучший режиссер года».

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Хормейстерский корпус. Новикова. Кулакова 14.02.2019

    О работе хормейстера мало что говорят и практически не пишут. Тем не менее именно они вносят весомую лепту не только в создание яркой и стройной музыкальной картины спектакля, но и его звучания на протяжении всех лет проката. В этом материале речь пойдет о Галине Новиковой и Елене Кулаковой.

  • Творчество - это навсегда 14.02.2019

    Известный карагандинский журналист и писатель Суйиндик Жанысбай отметил свое 70-летие.

  • Выше страстей 12.02.2019

    Черная мантия, невозмутимое лицо, бесстрастный голос, кресло на возвышении... Зал заседаний сродни храму правосудия, а судья, словно священник, выше мирских страстей. Такую картинку часто рисуют в своем воображении многие из нас.

  • Жизнь на высоте 12.02.2019

    Первые лифты в Караганде были установлены в доме, в котором находится магазин «Юбилейный», 52 года назад. С тех пор не только в Караганде, но и в стране изменилось многое.

  • Один в поле воин 12.02.2019

    Краевед, этнограф, археолог, библиограф Леонид Семенов прожил жизнь нелегкую, но яркую. Под его руководством в 1938 году состоялась первая экспедиция Карагандинского историко-краеведческого музея. Программа поездки, снаряженной одноконной подводой и специальной будкой, предполагала сбор материалов и приобретение экспонатов, массовую работу среди населения.

  • Солнце и зайчики 05.02.2019

    Когда в прошлом году в поселке Нура трем воспитанникам Дома юношества при детском доме «Кулыншак» собирались вручить ключи от новеньких квартир, выяснилось, что, так как у ребят нет местной прописки, жилье им не положено.

  • Блестящий взлет 05.02.2019

    Он поехал в Санкт-Петербург - в город, в котором хотел жить и работать, потому что любил и обожал его великолепие и особый шарм. Попытка пройти в Академию молодых оперных певцов при Мариинском театре увенчалась успехом, но тут же оборвалась из-за премьеры «Принцессы цирка» в родном Академическом театре музыкальной комедии.

  • Балхашский Левитан 05.02.2019

    Недавно 75-летний юбилей отметил человек, которого по голосу узнает не одно поколение наших земляков. Его в народе так и зовут - балхашский Левитан. Начиная с 1970 года, каждый День Победы он ведет репортаж с шествия горожан к мемориалу павшим балхашцам, внося в церемонию особую трогательность. И мы уже не представляем памятный день без голоса старожила нашего города Петра Кушнирова.