07 декабря 2017 года 3001

Путем эксперимента

Автор: Нина КРАМЕР

Подвешенный к потолку Ричард III, колоритный Герострат в пьесе Григория Горина, яркий Капулетти из «Ромео и Джульетты» - все это работы актера областного Казахского драматического театра имени С. Сейфуллина Бекмухамета Киекбаева. За годы, проведенные в бурном актерском котле, в нем родилось желание создавать собственные спектакли. Недавний выпускник режиссерского факультета Кыргызского государственного университета культуры и искусств имени Б. Бейшеналиевой 8 декабря отпразднует свое 50-летие.

На его счету немало ролей в сериалах и художественных фильмах, есть и свои режиссерские работы. К примеру, защитился он спектаклем по мотивам «Записок сумасшедшего» Н. Гоголя, перевод которого по-русски звучит никак иначе, как «Дурак». Он не боится казаться странным, чудаковатым, непонятым. И считает, что эксперимент в искусстве это не что иное как путь каждого актера и режиссера к самому себе.
- Многие боятся одного этого слова «эксперимент», - говорит Бекмухамет Киекбаев. - Между тем это и есть творческий поиск, который вдохновляет актера и интригует зрителя, заставляет его задуматься, возможно, несколько раз перечесть произведение, поданное альтернативным образом.
Книги - его лучшие друзья с детства. Он вырос в маленьком селе Семипалатинской области, где телевизор смотрели всем аулом, а новый приключенческий роман в местной библиотеке был настоящей сенсацией для всей деревенской ребятни. Мальчишки тут же бросались наперегонки перечитывать «Робинзона Крузо» или «Дерсу Узала».
Из фильмов и книг рождались увлекательные детские спектакли. Как такового руководителя драмкружка в сельской школе не было - ребята организовывали спектакли сами. Конечно, нужно было готовить патриотические сценки к праздникам, но находилось место и для индийских фильмов и индейских историй.
- Моими кумирами были Амитабх Баччан и Гойко Митич, популярный исполнитель ролей индейцев, - вспоминает Бекмухамет. - Бывало, что мы даже сами мастерили парики из конского волоса, чтобы изобразить тот загадочный мир коренных американцев.
По словам актера, сама природа горного аула склоняла к творчеству. Ему нравилось часами смотреть на воду в реке в ожидании проплывающей рыбы, кричать под проливным ливнем, наслаждаться величием каменных глыб.
- Талантом я обязан своему великолепному аулу, - говорит Бекмухамет. - Уже с третьего класса я проявлял интерес к искусству. Когда учитель спрашивал, кто сможет подготовить номер к празднику, вставал и говорил: «Я». И всегда знал, что буду актером.
Детскую мечту Бекмухамет не оставил после окончания школы. Хотя, откровенно говоря, никто не верил, что деревенский парень может стать актером. Да и неприбыльным было это занятие на заре перестройки.
- Мой брат сказал мне: «Завязывай с этим театром, это же дурдом. Надо купить жилье, тачку, чтобы деньги водились», - рассказывает Киекбаев. - Он даже был готов помочь мне материально, чтобы я поступил в кооперативный институт. Но я отказался. Мне было неинтересно в то время, даже сколько будет дважды два, не то что стать экономистом или бухгалтером. Вернулся в село. Год помогал отцу, был помощником скотника, и в это же время готовился поступать в театральный институт. Когда я собрался в Алма-Ату, мама дала мне 200 рублей и сказала: «Вот, сынок, на дорогу туда и обратно тебе хватит, еще по городу погуляешь». А я все же поступил учиться и с головой окунулся в студенчество.
Конечно, наивному деревенскому парнишке поначалу было трудно влиться в городские порядки и понять, что порой судьбу человека решают не интеллект и талант, а высокопоставленные родственники или финансы, что порой на сцену пробиваются не стоящие актеры, а говоруны, добросовестно чеканящие роль под красивой маской.
Сам он не стремился к высоким постам, а роли получал соответственно своим способностям. Его блестящая игра, вдумчивый режиссерский подход говорят о том, что нескромные размышления о таланте - не пустая болтовня.
- На сцене театра Бекмухамет Киекбаев проживает судьбы своих героев, создает яркие, неповторимые образы. Ставя спектакль, Бекмухамет перечитывает гору литературы, работает над собой, это его обогащает, - говорит заведующая литературной частью театра Алма Бекболатова. - А самое главное для него - репетиция. Именно здесь рождаются интересные идеи. Ведь режиссер - это не только творец, а еще психолог. Постановки, которые он осуществляет, тепло принимаются зрителями, заставляют глубоко переживать. Его спектакли отличаются новизной, можно сказать, опережают время.
В 1996 году на международном театральном фестивале за роль Тьмы в спектакле «Қорғансыздың күні» (по мотивам повести «Сиротская доля» М. Ауэзова) Бекмухамет Киекбаев получил высокую оценку театральных критиков.
В 1999 году на VII Республиканском фестивале театров за исполнение роли Герострата в пьесе Г. Горина «Атың шықпаса» был награжден «Гран-при». В 2000 году актер получил звание лауреата на республиканском фестивале «Шабыт». Также он - победитель ІІІ областного конкурса, посвященного Оралхану Бокееву.
В 2001 году на фестивале «Театр глазами детей» актер победил в номинации «Лучшая мужская роль». В 2002 году награжден почетной грамотой Министерства культуры Республики Казахстан. В 2007 году Киекбаев был удостоен специальной премии департамента культуры и в этом же году награжден нагрудным знаком «Мәдениет қайраткері».
В 2010 году титулованный актер окончил курсы по подготовке профессиональных режиссеров в Казахской академии искусств имени Т.К. Жургенова. А годом позже был удостоен премии Карагандинского областного департамента культуры в номинации «Лучший режиссер года».

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Обычная передовая 19.05.2018

    Он в детстве мечтал быть космонавтом, грезил о путешествиях во Вселенной, но поступил на экономический факультет, а пошел работать - пожарным. Виталий Калмыков вырос в простой рабочей семье, отец - сварщик, мама - служащая. Все, как у всех, без излишеств. Так что звезд с неба никогда не хватал, всегда и всего добивался своим трудом. Командир отделения специализированного отряда службы пожаротушения и аварийно-спасательных работ ДЧС Карагандинской области окончил школу № 6 в Михайловке. Учился довольно неплохо, правда, признается, мог бы и лучше, но в то время об этом не думал. Вспоминает, как после уроков с одноклассниками гонял мяч, а после с удовольствием бежал на тренировки по борьбе. Он увлекался восточными единоборствами. 

  • Ведущий голос оперетты 19.05.2018

    На первый взгляд она производит впечатление женщины строгой и даже закрытой, но в минуты общения Елена Филинкова предстает совершенно другой. Трудолюбивый профессионал, заботливая мать, демократичный педагог, она отмечает тройной юбилей: помимо дня рождения, Елена Юрьевна 20 лет на сцене и столько же преподает.

  • К знаниям без декомпрессии 17.05.2018

    Тема инклюзивного образования едва ли не одна из самых актуальных. Как сделать процесс включения детей с особыми потребностями более качественным, быстрее адаптировать здания школ, найти верные подходы в методах обучения? Одни предлагают форсировать процесс, другие сопротивляются, опасаясь стихийной, неуправляемой инклюзии. Елена Сердюкова, учитель-дефектолог кабинета психолого-педагогической коррекции в г. Темиртау, на стороне последних. 

  • Не бояться трудностей 17.05.2018

    В детстве Шайза Акбергенова мечтала быть строителем. В стране, которая только поднималась после самой страшной в истории человечества войны, эта профессия была более чем престижна и почетна. Все изменил фильм «Коллеги» с молодыми Василием Ливановым и Василием Лановым, который она посмотрела, будучи в выпускном классе. Тогда она твердо решила - буду врачом...

  • Работа над ролью, работа над жизнью 17.05.2018

    Энергичная Элиза Дулитл из «Пигмалиона», лиричная Мона из «Звезды по имени…», обаятельная Жаклин из «Трам-тарарам», забавная Елена Зубрицкая из «Дураков», мятущаяся Федра из одноименной трагедии - все это она, Галина Турчина, ведущая актриса Русского драматического театра им. К.С. Станиславского. Ей подвластны совершенно разные роли, но всегда она дарит своим героиням нотку романтики и мечтательности. 

  • Покорить высоту 05.05.2018

    23-летняя уроженка поселка Молодежного Карагандинской области Ардана Ботай относится к поколению, родившемуся и состоявшемуся в независимом Казахстане. Два года назад с телевизионных экранов мы впервые узнали о том, что молодой перспективный летчик управляет самолетами и мечтает укротить штурвал военного истребителя. Данную информацию озвучил сам Глава государства на республиканском форуме молодежи, отметив, что сегодня для казахстанских девушек нет недосягаемых профессий.

  • Две жизни 05.05.2018

    Глава государства вручил медаль «Ерлігі үшін» сотруднику департамента по чрезвычайным ситуациям Карагандинской области, спасшему из пожара двоих детей. Вручение высших воинских и специальных званий, классных чинов и государственных наград состоялось в Акорде в преддверии празднования Дня защитника Отечества и Дня Победы. 

  • Связь есть - связисту честь 05.05.2018

    «Связь - всегда святое дело, а в бою - еще важней...» - пелось в старой солдатской песне. Это непосвященным кажется, что работа воинов-связистов однообразна и мало влияет на исход военных событий. Это тебе не разведчики, танкисты, летчики и подводники. Однако, чтобы армия нормально функционировала, чтобы все организационные и прочие вопросы решались максимально быстро и незаметно, силами одних только военных было не обойтись...  Лазарь Ефимович Черепеничев родился в 1926 году в маленькой лесной деревне Белозерье Вологодской области.