07 декабря 2017 года 3668

Путем эксперимента

Автор: Нина КРАМЕР

Подвешенный к потолку Ричард III, колоритный Герострат в пьесе Григория Горина, яркий Капулетти из «Ромео и Джульетты» - все это работы актера областного Казахского драматического театра имени С. Сейфуллина Бекмухамета Киекбаева. За годы, проведенные в бурном актерском котле, в нем родилось желание создавать собственные спектакли. Недавний выпускник режиссерского факультета Кыргызского государственного университета культуры и искусств имени Б. Бейшеналиевой 8 декабря отпразднует свое 50-летие.

На его счету немало ролей в сериалах и художественных фильмах, есть и свои режиссерские работы. К примеру, защитился он спектаклем по мотивам «Записок сумасшедшего» Н. Гоголя, перевод которого по-русски звучит никак иначе, как «Дурак». Он не боится казаться странным, чудаковатым, непонятым. И считает, что эксперимент в искусстве это не что иное как путь каждого актера и режиссера к самому себе.
- Многие боятся одного этого слова «эксперимент», - говорит Бекмухамет Киекбаев. - Между тем это и есть творческий поиск, который вдохновляет актера и интригует зрителя, заставляет его задуматься, возможно, несколько раз перечесть произведение, поданное альтернативным образом.
Книги - его лучшие друзья с детства. Он вырос в маленьком селе Семипалатинской области, где телевизор смотрели всем аулом, а новый приключенческий роман в местной библиотеке был настоящей сенсацией для всей деревенской ребятни. Мальчишки тут же бросались наперегонки перечитывать «Робинзона Крузо» или «Дерсу Узала».
Из фильмов и книг рождались увлекательные детские спектакли. Как такового руководителя драмкружка в сельской школе не было - ребята организовывали спектакли сами. Конечно, нужно было готовить патриотические сценки к праздникам, но находилось место и для индийских фильмов и индейских историй.
- Моими кумирами были Амитабх Баччан и Гойко Митич, популярный исполнитель ролей индейцев, - вспоминает Бекмухамет. - Бывало, что мы даже сами мастерили парики из конского волоса, чтобы изобразить тот загадочный мир коренных американцев.
По словам актера, сама природа горного аула склоняла к творчеству. Ему нравилось часами смотреть на воду в реке в ожидании проплывающей рыбы, кричать под проливным ливнем, наслаждаться величием каменных глыб.
- Талантом я обязан своему великолепному аулу, - говорит Бекмухамет. - Уже с третьего класса я проявлял интерес к искусству. Когда учитель спрашивал, кто сможет подготовить номер к празднику, вставал и говорил: «Я». И всегда знал, что буду актером.
Детскую мечту Бекмухамет не оставил после окончания школы. Хотя, откровенно говоря, никто не верил, что деревенский парень может стать актером. Да и неприбыльным было это занятие на заре перестройки.
- Мой брат сказал мне: «Завязывай с этим театром, это же дурдом. Надо купить жилье, тачку, чтобы деньги водились», - рассказывает Киекбаев. - Он даже был готов помочь мне материально, чтобы я поступил в кооперативный институт. Но я отказался. Мне было неинтересно в то время, даже сколько будет дважды два, не то что стать экономистом или бухгалтером. Вернулся в село. Год помогал отцу, был помощником скотника, и в это же время готовился поступать в театральный институт. Когда я собрался в Алма-Ату, мама дала мне 200 рублей и сказала: «Вот, сынок, на дорогу туда и обратно тебе хватит, еще по городу погуляешь». А я все же поступил учиться и с головой окунулся в студенчество.
Конечно, наивному деревенскому парнишке поначалу было трудно влиться в городские порядки и понять, что порой судьбу человека решают не интеллект и талант, а высокопоставленные родственники или финансы, что порой на сцену пробиваются не стоящие актеры, а говоруны, добросовестно чеканящие роль под красивой маской.
Сам он не стремился к высоким постам, а роли получал соответственно своим способностям. Его блестящая игра, вдумчивый режиссерский подход говорят о том, что нескромные размышления о таланте - не пустая болтовня.
- На сцене театра Бекмухамет Киекбаев проживает судьбы своих героев, создает яркие, неповторимые образы. Ставя спектакль, Бекмухамет перечитывает гору литературы, работает над собой, это его обогащает, - говорит заведующая литературной частью театра Алма Бекболатова. - А самое главное для него - репетиция. Именно здесь рождаются интересные идеи. Ведь режиссер - это не только творец, а еще психолог. Постановки, которые он осуществляет, тепло принимаются зрителями, заставляют глубоко переживать. Его спектакли отличаются новизной, можно сказать, опережают время.
В 1996 году на международном театральном фестивале за роль Тьмы в спектакле «Қорғансыздың күні» (по мотивам повести «Сиротская доля» М. Ауэзова) Бекмухамет Киекбаев получил высокую оценку театральных критиков.
В 1999 году на VII Республиканском фестивале театров за исполнение роли Герострата в пьесе Г. Горина «Атың шықпаса» был награжден «Гран-при». В 2000 году актер получил звание лауреата на республиканском фестивале «Шабыт». Также он - победитель ІІІ областного конкурса, посвященного Оралхану Бокееву.
В 2001 году на фестивале «Театр глазами детей» актер победил в номинации «Лучшая мужская роль». В 2002 году награжден почетной грамотой Министерства культуры Республики Казахстан. В 2007 году Киекбаев был удостоен специальной премии департамента культуры и в этом же году награжден нагрудным знаком «Мәдениет қайраткері».
В 2010 году титулованный актер окончил курсы по подготовке профессиональных режиссеров в Казахской академии искусств имени Т.К. Жургенова. А годом позже был удостоен премии Карагандинского областного департамента культуры в номинации «Лучший режиссер года».

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • По дороге с Первым Президентом 28.03.2020

    Нина Вахитова пользуется большим почетом и уважением. Это признание - результат и оценка ее самоотверженного и заслуженного труда на благо города металлургов.

  • «Хватит быть мечтателем» 07.03.2020

    Кымбат Калиева поставила перед собой цель - познакомиться с миром, сидя за рулем собственноручно собранного дома на колесах. Для этого она ушла из уютного офиса в холодный гараж.

  • Жалко портить красоту 07.03.2020

    Представительницы прекрасного пола так и не научились любить себя, считает Елена Михилюк. А все потому, что они очень редко покупают себе понравившуюся вещь. Зато на подарки не скупятся и часами могут простоять возле прилавка, чтобы угодить своим родным и близким.

  • Война мне больше не снится 07.03.2020

    В своих снах все чаще Нина Степановна Виноградова, в девичестве Бородина, видит свое довоенное детство и юность в Донбассе. Всю войну она была хирургической медсестрой на передовой. Летом этого года ей исполнится 97 лет, а в мае она с нетерпением ждет самый главный юбилей – День Победы.

  • Ее года - ее богатство 07.03.2020

    «Жизнь прожить - не поле перейти», - писал в стихотворении «Гамлет» Борис Пастернак. Жительнице Караганды Оксер Огай за свои 100 лет довелось видеть не одно бескрайнее поле. Историю их преодоления можно положить в основу целого романа, в котором бы сюжеты чередовались в соответствии со сменой эпох и режимов.

  • Даю себе установку 07.03.2020

    Состязаться в скорости и меткости стрельбы из лука верхом на коне - весьма непросто. Зачастую такими способностями может похвастать не каждый джигит, не говоря уже о девушке. Раньше это вообще было прерогативой воинов. Но трудности никогда не пугали Каю Мазневу. С детства наравне с дворовыми мальчишками покоряла «вершины», набивая синяки и шишки. Теперь она одна из ведущих спортсменов и тренеров Карагандинской области по жамбы ату.

  • Любимый учитель 03.03.2020

    Областная олимпиада по казахскому языку и литературе имени заслуженного педагога Ляззат Баишевой стартовала в специализированной школе-интернате имени Ныгмета Нурмакова. В открытии приняли участие ее дочь и ученики. Многие из них известны не только в регионе, но и в стране. Все они с теплотой отзываются о своем педагоге и призывают брать с нее пример.

  • Личность, гражданин, государственный деятель 03.03.2020

    У казахов есть мудрая поговорка-изречение: «Құдай берем десе, береді» 
    («Если Всевышний решит кому-то что-то дать, то обязательно дарует»). 
    Смысл этих слов, казалось бы, достаточно прост, но в них заключен, 
    без сомнения, более глубокий духовный и земной смысл. 
    Если вдуматься, то эта народная мудрость не в том, что можно 
    и нужно уповать на милость Аллаха. А в том, что Создатель дает лишь тем, 
    кто этого заслуживает своей собственной жизнью и делами.

Наша Караганда