07 декабря 2017 года 249

Прокурорский расчет

Автор: Оксана МЯГКИХ

С 2016 года начался практический этап выполнения Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ». Вступил в силу ряд законов, создающих принципиально новую правовую среду для развития государства, экономики и общества в целом.

Межведомственной рабочей группой выработан комплекс предложений по базовым направлениям модернизации уголовного процесса. Основными ее приоритетами стали: повышение уровня защиты граждан в уголовном процессе и снижение его репрессивности; повышение состязательности уголовного процесса за счет расширения процессуальных возможностей адвокатов; дальнейшее расширение судебного контроля на досудебной стадии; упрощение процедур расследования уголовных дел и обеспечение экономичности уголовного процесса. Это соответствует второму направлению Плана нации - «Обеспечение верховенства закона».
По итогам работы межведомственной группы и с учетом изучения зарубежного опыта, были предложены шесть инициатив по реформированию уголовного процесса. Первая заключается в повышении уровня защиты прав граждан за счет расширения перечня оснований, по которым такая мера пресечения, как арест, не применяется. Касается это в первую очередь преступлений в сфере предпринимательской деятельности. Но не касается ОПГ и преступных сообществ. Другое новшество - сокращение срока доставления задержанного в суд для избрания меры пресечения до 48 часов. Это необходимо для снижения рисков использования задержания в качестве давления и принуждения на обвиняемого. Третий приоритет исключает практику сбора правоохранительными органами доказательств, выходящих за пределы расследуемого деяния. По дополнительно выявленным фактам правонарушений сбор доказательств можно производить только после их регистрации в Едином реестре досудебных расследований. Это поможет исключить случаи, когда правоохранительные органы, не находя доказательств вины по расследуемому событию, начинают попутно искать улики по любым другим направлениям, относящимся к данному лицу. И делается это только с одной задачей - любым способом привлечь человека к ответственности.
Учитывая опыт таких стран как Великобритания и США, где эффективно действует состязательный уголовный процесс, предлагается наделить адвокатов более широкими правами по сбору доказательств, включая непосредственное обращение в суд с ходатайством о производстве необходимых следственных действий. Принципиальным является предложение о том, чтобы перед направлением уголовного дела в суд сторона защиты имела равный доступ к материалам стороны обвинения, обменявшись собранными доказательствами. Это позволит усилить состязательность на стадии рассмотрения дела судом. В целом, поскольку роль адвокатуры в уголовном процессе повышается, необходимы реформирование и укрепление системы адвокатуры и сферы оказания юридических услуг гражданам.
В качестве пятого приоритета предлагается дальнейшее расширение сферы судебного контроля. Прежде всего это касается санкционирования процессуальных действий правоограничительного характера, включая негласные следственные действия. С момента принятия нового УПК суду уже переданы полномочия по санкционированию обысков и других ограничительных действий органов следствия. Еще ранее были переданы функции по санкционированию мер пресечения. То есть логично и закономерно, что все, что касается ограничения прав граждан, должно разрешаться только судом.
В качестве шестой меры предлагается предпринять действия по упрощению производства по уголовным проступкам, очевидным и незначительным преступлениям. Сейчас же производство по малозначительным уголовным правонарушениям на всех стадиях во многом дублирует полноценное уголовное судопроизводство по сложным делам, то есть необоснованно усложнено и заволокичено. По инициативе Генеральной прокуратуры РК, совместно с МВД с июня текущего года на всей территории республики реализуется пилотный проект «Оптимизация уголовного процесса в интересах граждан». Его цель - повышение оперативности, прозрачности процесса, сокращение документооборота. Иными словами, упростить и ускорить процесс, повысить защищенность граждан путем внедрения современных технологий. Здесь уже достигнуты хорошие результаты. Расследуется и направляется в суд в короткие сроки в среднем 70% всех дел. Активно работает институт дежурного прокурора в полиции. Количество жалоб в прокуратуру на действия и решения полиции снизилось в среднем на 25%. А это значит, что участники процесса ограждены от длительных расследований, вызовов на допрос, которые могли бы продолжаться месяцами.
Улучшается качество следствия. Процесс становится более открытым. В частности, у нас по области работают 28 прозрачных следственных кабинетов, которые оборудованы видеокамерами. Это позволяет исключить необоснованные обвинения в давлении со стороны полиции. Кроме того, в рамках проекта кардинально изменилась работа дежурного прокурора. Сейчас в течение дня он находится в здании ОВД, оперативно проверяет законность пребывания граждан. Еще одним проектом, реализуемым по инициативе Генеральной прокуратуры в рамках модернизации уголовного процесса, является «Процессуальный прокурор». Он запущен по согласованию с МВД и Минфином в Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях и охватывает дела по тяжким и особо тяжким преступлениям. По делам указанной категории, где установлены подозреваемые лица, назначается процессуальный прокурор, осуществляющий надзор по конкретному уголовному делу с момента начала досудебного расследования. Он же поддерживает государственное обвинение в суде. Ранее процессуальный прокурор назначался по отдельной категории дел - это дела по громким преступлениям, связанным с половой неприкосновенностью несовершеннолетних, и другим, вызвавшим общественный резонанс. Теперь же процессуальные прокуроры участвуют по всем тяжким и особо тяжким преступлениям.
Кроме того, по окончании расследования, после составления обвинительного акта следователь готовит новый обвинительный акт и направляет дело в суд. А в случае неподтверждения подозрений, уголовное преследование прекращается. Это повысит обеспечение защиты прав и свобод человека в уголовном процессе, законности и объективности при принятии решений, ну и, конечно же, повышения ответственности прокуроров. В ряде развивающихся стран прокуроры осуществляют в целом процессуальное руководство, квалифицируя деяния. А именно - предъявляют обвинение, сами составляют обвинительные акты и направляют дела в суд. И, возможно, в ближайшем будущем мы тоже придем к этому.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Задачи с готовым ответом 14.12.2017

    Серебряный призер Олимпийских игр 2004 года, известный казахстанский боксер Геннадий Головкин удостоен звания «Почетный гражданин Карагандинской области». Решение об этом было принято на очередной XIII сессии областного маслихата.

  • Сердце страны - Астана 12.12.2017

    «Я люблю тебя, Астана!» - такими словами, произнесенными на трех языках, - русском, казахском и английском - представители карагандинской молодежи поздравили казахстанскую столицу, которой в 2018 году исполняется ровно 20 лет. В торжественной атмосфере во Дворце культуры горняков состоялся областной молодежный форум «Ел жүрегі - Астана», посвященный этой памятной дате.

     

  • Ответственны за чужие судьбы 12.12.2017

    Свыше 86 тысяч гражданских дел было рассмотрено в судах Карагандинской области в минувшем году. Это на 21% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщила председатель судебной коллегии по гражданским делам областного суда Жанна Сейдалина.

  • Этический элемент 12.12.2017

    Проявления неэтичного поведения среди госслужащих и следующий за этим широкий общественный резонанс на неподобающее поведение некоторых чиновников заставили Правительство страны обратить серьезное внимание на этическую сторону вопроса. Осенью 2015 года был принят новый Кодекс этики госслужащих, а с января 2016 года в местные и центральные госорганы впервые были введены уполномоченные по этике. Это стало практической реализацией 12 шага Плана нации «100 конкретных шагов».

  • Мастер-класс от депутата 12.12.2017

    Сменив на время строгий депутатский костюм на спортивную форму, мажилисмен Серик Сапиев приехал в родной Абайский район, где встретился с молодежью и посетил несколько социальных объектов.

  • Наш Лидер - наша сила 05.12.2017

    Под таким девизом в Караганде прошел масштабный медиапроект, посвященный Дню Первого Президента РК.

  • В поисках решений 05.12.2017

    Участники IХ Международной научно-практической конференции «Третья модернизация Казахстана - новые концепции и современные решения» обсудили наиболее перспективные направления науки и ее интеграции с производством для развития металлургического комплекса страны.

  • Под партийным контролем 05.12.2017

    Оксана МЯГКИХ

    Состав депутатского корпуса Карагандинского областного маслихата достаточно широк и разнообразен. Среди них - бизнесмены, руководители крупных предприятий, работники транспорта и связи, сельского хозяйства, здравоохранения, науки, образования и культуры. Многие из них успешно реализовали себя в бизнесе, внесли немалый вклад в экономику и социальную сферу области, успешно внедряли принципы и закладывали основы рыночных отношений. Все же стоит отметить, что фундамент местного представительного органа составляют народные избранники, представляющие «Нұр Отан». О деятельности депутатской фракции в Карагандинском областном маслихате мы беседуем с ее руководителем, первым заместителем председателя ОФ партии Кадишой ОСПАНОВОЙ.