07 декабря 2017 года 2673

Прокурорский расчет

Автор: Оксана МЯГКИХ

С 2016 года начался практический этап выполнения Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ». Вступил в силу ряд законов, создающих принципиально новую правовую среду для развития государства, экономики и общества в целом.

Межведомственной рабочей группой выработан комплекс предложений по базовым направлениям модернизации уголовного процесса. Основными ее приоритетами стали: повышение уровня защиты граждан в уголовном процессе и снижение его репрессивности; повышение состязательности уголовного процесса за счет расширения процессуальных возможностей адвокатов; дальнейшее расширение судебного контроля на досудебной стадии; упрощение процедур расследования уголовных дел и обеспечение экономичности уголовного процесса. Это соответствует второму направлению Плана нации - «Обеспечение верховенства закона».
По итогам работы межведомственной группы и с учетом изучения зарубежного опыта, были предложены шесть инициатив по реформированию уголовного процесса. Первая заключается в повышении уровня защиты прав граждан за счет расширения перечня оснований, по которым такая мера пресечения, как арест, не применяется. Касается это в первую очередь преступлений в сфере предпринимательской деятельности. Но не касается ОПГ и преступных сообществ. Другое новшество - сокращение срока доставления задержанного в суд для избрания меры пресечения до 48 часов. Это необходимо для снижения рисков использования задержания в качестве давления и принуждения на обвиняемого. Третий приоритет исключает практику сбора правоохранительными органами доказательств, выходящих за пределы расследуемого деяния. По дополнительно выявленным фактам правонарушений сбор доказательств можно производить только после их регистрации в Едином реестре досудебных расследований. Это поможет исключить случаи, когда правоохранительные органы, не находя доказательств вины по расследуемому событию, начинают попутно искать улики по любым другим направлениям, относящимся к данному лицу. И делается это только с одной задачей - любым способом привлечь человека к ответственности.
Учитывая опыт таких стран как Великобритания и США, где эффективно действует состязательный уголовный процесс, предлагается наделить адвокатов более широкими правами по сбору доказательств, включая непосредственное обращение в суд с ходатайством о производстве необходимых следственных действий. Принципиальным является предложение о том, чтобы перед направлением уголовного дела в суд сторона защиты имела равный доступ к материалам стороны обвинения, обменявшись собранными доказательствами. Это позволит усилить состязательность на стадии рассмотрения дела судом. В целом, поскольку роль адвокатуры в уголовном процессе повышается, необходимы реформирование и укрепление системы адвокатуры и сферы оказания юридических услуг гражданам.
В качестве пятого приоритета предлагается дальнейшее расширение сферы судебного контроля. Прежде всего это касается санкционирования процессуальных действий правоограничительного характера, включая негласные следственные действия. С момента принятия нового УПК суду уже переданы полномочия по санкционированию обысков и других ограничительных действий органов следствия. Еще ранее были переданы функции по санкционированию мер пресечения. То есть логично и закономерно, что все, что касается ограничения прав граждан, должно разрешаться только судом.
В качестве шестой меры предлагается предпринять действия по упрощению производства по уголовным проступкам, очевидным и незначительным преступлениям. Сейчас же производство по малозначительным уголовным правонарушениям на всех стадиях во многом дублирует полноценное уголовное судопроизводство по сложным делам, то есть необоснованно усложнено и заволокичено. По инициативе Генеральной прокуратуры РК, совместно с МВД с июня текущего года на всей территории республики реализуется пилотный проект «Оптимизация уголовного процесса в интересах граждан». Его цель - повышение оперативности, прозрачности процесса, сокращение документооборота. Иными словами, упростить и ускорить процесс, повысить защищенность граждан путем внедрения современных технологий. Здесь уже достигнуты хорошие результаты. Расследуется и направляется в суд в короткие сроки в среднем 70% всех дел. Активно работает институт дежурного прокурора в полиции. Количество жалоб в прокуратуру на действия и решения полиции снизилось в среднем на 25%. А это значит, что участники процесса ограждены от длительных расследований, вызовов на допрос, которые могли бы продолжаться месяцами.
Улучшается качество следствия. Процесс становится более открытым. В частности, у нас по области работают 28 прозрачных следственных кабинетов, которые оборудованы видеокамерами. Это позволяет исключить необоснованные обвинения в давлении со стороны полиции. Кроме того, в рамках проекта кардинально изменилась работа дежурного прокурора. Сейчас в течение дня он находится в здании ОВД, оперативно проверяет законность пребывания граждан. Еще одним проектом, реализуемым по инициативе Генеральной прокуратуры в рамках модернизации уголовного процесса, является «Процессуальный прокурор». Он запущен по согласованию с МВД и Минфином в Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях и охватывает дела по тяжким и особо тяжким преступлениям. По делам указанной категории, где установлены подозреваемые лица, назначается процессуальный прокурор, осуществляющий надзор по конкретному уголовному делу с момента начала досудебного расследования. Он же поддерживает государственное обвинение в суде. Ранее процессуальный прокурор назначался по отдельной категории дел - это дела по громким преступлениям, связанным с половой неприкосновенностью несовершеннолетних, и другим, вызвавшим общественный резонанс. Теперь же процессуальные прокуроры участвуют по всем тяжким и особо тяжким преступлениям.
Кроме того, по окончании расследования, после составления обвинительного акта следователь готовит новый обвинительный акт и направляет дело в суд. А в случае неподтверждения подозрений, уголовное преследование прекращается. Это повысит обеспечение защиты прав и свобод человека в уголовном процессе, законности и объективности при принятии решений, ну и, конечно же, повышения ответственности прокуроров. В ряде развивающихся стран прокуроры осуществляют в целом процессуальное руководство, квалифицируя деяния. А именно - предъявляют обвинение, сами составляют обвинительные акты и направляют дела в суд. И, возможно, в ближайшем будущем мы тоже придем к этому.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Что написано пером 12.02.2019

    Всего двадцать предприятий области пользуются электронной системой регистрации трудовых договоров. А планируется, что уже в текущем году через единый портал будет оформлено более 50 тысяч сотрудников.

  • Вместо судьи - к нотариусу 07.02.2019

    В Карагандинском областном суде обсудили вопросы правоприменения нового законодательства, позволяющего снизить судебную нагрузку за счет того, что некоторые дела будут решаться через нотариусов.

  • В открытом доступе 31.01.2019

    Уже год действует Центр правоохранительных услуг прокуратуры Карагандинской области, где граждане получают качественную помощь по принципу «одного окна». Наряду с представителями надзорного органа здесь принимают адвокаты, медиаторы, судебные исполнители, представители службы пробации, а также психологи.

  • Радикальные меры 31.01.2019

    Вынесен приговор обвиняемым в создании террористической группы жителям Сатпаева. Суд признал их виновными в создании и участии в террористической группе, а также пропаганде терроризма и приговорил к десяти и восьми годам лишения свободы.

  • Порядочность прежде всего 29.01.2019

    Казахстанских госслужащих в этом году ждут большие изменения. В частности, речь идет об исключении бумажного документооборота при проведении конкурсов среди государственных органов. Это новая и не единственная поправка в действующем законодательстве.

  • С вещами на выезд 29.01.2019

    Два уголовных дела возбуждены сотрудниками департамента полиции за нарушение миграционного законодательства в рамках проводимого в области оперативного мероприятия «Мигрант».

  • Иск вместо ответа 26.01.2019

    Неожиданный резонанс получило одно из очередных заседаний комитета строительства и стройиндустрии при региональной палате предпринимателей - департамент государственных доходов области подал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к директору Ассоциации застройщиков Найле Каирбековой и председателю комитета Толегену Ашимову. Два средства массовой информации, в том числе наша газета, опубликовали статьи по итогам состоявшегося на комитете обсуждения, фрагменты которых департамент счел порочащими и негативно повлиявшими на его деловую репутацию.

  • Неотвратимая ответственность 22.01.2019

    Меморандум о персональной ответственности, призванный не допустить проявлений коррупции между студентами и преподавателями, был подписан в стенах Карагандинской академии МВД РК имени Баримбека Бейсенова.