07 декабря 2017 года 1467

Прокурорский расчет

Автор: Оксана МЯГКИХ

С 2016 года начался практический этап выполнения Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ». Вступил в силу ряд законов, создающих принципиально новую правовую среду для развития государства, экономики и общества в целом.

Межведомственной рабочей группой выработан комплекс предложений по базовым направлениям модернизации уголовного процесса. Основными ее приоритетами стали: повышение уровня защиты граждан в уголовном процессе и снижение его репрессивности; повышение состязательности уголовного процесса за счет расширения процессуальных возможностей адвокатов; дальнейшее расширение судебного контроля на досудебной стадии; упрощение процедур расследования уголовных дел и обеспечение экономичности уголовного процесса. Это соответствует второму направлению Плана нации - «Обеспечение верховенства закона».
По итогам работы межведомственной группы и с учетом изучения зарубежного опыта, были предложены шесть инициатив по реформированию уголовного процесса. Первая заключается в повышении уровня защиты прав граждан за счет расширения перечня оснований, по которым такая мера пресечения, как арест, не применяется. Касается это в первую очередь преступлений в сфере предпринимательской деятельности. Но не касается ОПГ и преступных сообществ. Другое новшество - сокращение срока доставления задержанного в суд для избрания меры пресечения до 48 часов. Это необходимо для снижения рисков использования задержания в качестве давления и принуждения на обвиняемого. Третий приоритет исключает практику сбора правоохранительными органами доказательств, выходящих за пределы расследуемого деяния. По дополнительно выявленным фактам правонарушений сбор доказательств можно производить только после их регистрации в Едином реестре досудебных расследований. Это поможет исключить случаи, когда правоохранительные органы, не находя доказательств вины по расследуемому событию, начинают попутно искать улики по любым другим направлениям, относящимся к данному лицу. И делается это только с одной задачей - любым способом привлечь человека к ответственности.
Учитывая опыт таких стран как Великобритания и США, где эффективно действует состязательный уголовный процесс, предлагается наделить адвокатов более широкими правами по сбору доказательств, включая непосредственное обращение в суд с ходатайством о производстве необходимых следственных действий. Принципиальным является предложение о том, чтобы перед направлением уголовного дела в суд сторона защиты имела равный доступ к материалам стороны обвинения, обменявшись собранными доказательствами. Это позволит усилить состязательность на стадии рассмотрения дела судом. В целом, поскольку роль адвокатуры в уголовном процессе повышается, необходимы реформирование и укрепление системы адвокатуры и сферы оказания юридических услуг гражданам.
В качестве пятого приоритета предлагается дальнейшее расширение сферы судебного контроля. Прежде всего это касается санкционирования процессуальных действий правоограничительного характера, включая негласные следственные действия. С момента принятия нового УПК суду уже переданы полномочия по санкционированию обысков и других ограничительных действий органов следствия. Еще ранее были переданы функции по санкционированию мер пресечения. То есть логично и закономерно, что все, что касается ограничения прав граждан, должно разрешаться только судом.
В качестве шестой меры предлагается предпринять действия по упрощению производства по уголовным проступкам, очевидным и незначительным преступлениям. Сейчас же производство по малозначительным уголовным правонарушениям на всех стадиях во многом дублирует полноценное уголовное судопроизводство по сложным делам, то есть необоснованно усложнено и заволокичено. По инициативе Генеральной прокуратуры РК, совместно с МВД с июня текущего года на всей территории республики реализуется пилотный проект «Оптимизация уголовного процесса в интересах граждан». Его цель - повышение оперативности, прозрачности процесса, сокращение документооборота. Иными словами, упростить и ускорить процесс, повысить защищенность граждан путем внедрения современных технологий. Здесь уже достигнуты хорошие результаты. Расследуется и направляется в суд в короткие сроки в среднем 70% всех дел. Активно работает институт дежурного прокурора в полиции. Количество жалоб в прокуратуру на действия и решения полиции снизилось в среднем на 25%. А это значит, что участники процесса ограждены от длительных расследований, вызовов на допрос, которые могли бы продолжаться месяцами.
Улучшается качество следствия. Процесс становится более открытым. В частности, у нас по области работают 28 прозрачных следственных кабинетов, которые оборудованы видеокамерами. Это позволяет исключить необоснованные обвинения в давлении со стороны полиции. Кроме того, в рамках проекта кардинально изменилась работа дежурного прокурора. Сейчас в течение дня он находится в здании ОВД, оперативно проверяет законность пребывания граждан. Еще одним проектом, реализуемым по инициативе Генеральной прокуратуры в рамках модернизации уголовного процесса, является «Процессуальный прокурор». Он запущен по согласованию с МВД и Минфином в Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях и охватывает дела по тяжким и особо тяжким преступлениям. По делам указанной категории, где установлены подозреваемые лица, назначается процессуальный прокурор, осуществляющий надзор по конкретному уголовному делу с момента начала досудебного расследования. Он же поддерживает государственное обвинение в суде. Ранее процессуальный прокурор назначался по отдельной категории дел - это дела по громким преступлениям, связанным с половой неприкосновенностью несовершеннолетних, и другим, вызвавшим общественный резонанс. Теперь же процессуальные прокуроры участвуют по всем тяжким и особо тяжким преступлениям.
Кроме того, по окончании расследования, после составления обвинительного акта следователь готовит новый обвинительный акт и направляет дело в суд. А в случае неподтверждения подозрений, уголовное преследование прекращается. Это повысит обеспечение защиты прав и свобод человека в уголовном процессе, законности и объективности при принятии решений, ну и, конечно же, повышения ответственности прокуроров. В ряде развивающихся стран прокуроры осуществляют в целом процессуальное руководство, квалифицируя деяния. А именно - предъявляют обвинение, сами составляют обвинительные акты и направляют дела в суд. И, возможно, в ближайшем будущем мы тоже придем к этому.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Помощь особого назначения 17.02.2018

    В общественную приемную Жезказганского филиала партии «Нұр Отан» обратилась Ася Матюхина. Ее 18-летняя дочь Евгения, инвалид III группы, учится на парикмахера в местном колледже технологии и сервиса. Но каких-либо льгот у девушки нет.

  • Флагман новых технологий 17.02.2018

    Ежегодное Послание Президента РК Нурсултана Абишевича Назарбаева – всегда очень важное и значимое событие для граждан страны, которое затем обсуждается в коллективах.

  • Инновации к размышлению 15.02.2018

    В Караганде прошла внеочередная, XXIX конференция областного филиала партии «Нұр Отан». В ней приняли участие председатель КОФ, аким области Ерлан Кошанов и 90 районных и городских делегатов. Они собрались, чтобы обсудить итоги своей работы и сверить ориентиры поступательного движения вперед с основными пунктами Послания Президента страны «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции». 

  • НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ 13.02.2018

    Уважаемые земляки!

     Прошедший год для нашей области был активным.

    Основные направления развития экономики области были ориентированы на решение задач, поставленных в Стратегии развития «Казахстан-2050»,  Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» и  основных положениях Стратегического плана развития страны до 2025 года.

  • Деловой подход 06.02.2018

    Слушания по реализации Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020» прошли в областном филиале партии «Нұр Отан».

  • Наука в «цифре» 03.02.2018

    В КарГТУ состоялся студенческий форум по обсуждению Послания Президента РК Нурсултана Назарбаева «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции».

  • Не терять бдительности 03.02.2018

    Управление промышленности и индустриально-инновационного развития совместно с управлением предпринимательства и представителями департамента внутренних дел провели встречу с предпринимателями, разъяснив им антитеррористическое законодательство и систему госмер по противодействию терроризму и религиозному экстремизму.

  • Трудовое долголетие 03.02.2018

    В Послании Президента республики Н. Назарбаева народу Казахстана одним из ключевых моментов в разделе, посвященном сфере здравоохранения, стал призыв ориентироваться на профилактику заболеваний, а не на дорогостоящее стационарное лечение. Глава государства отметил, что нужно усилить управление общественным здоровьем, пропагандируя здоровый образ жизни согласно международному опыту.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА