07 декабря 2017 года 2536

Прокурорский расчет

Автор: Оксана МЯГКИХ

С 2016 года начался практический этап выполнения Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ». Вступил в силу ряд законов, создающих принципиально новую правовую среду для развития государства, экономики и общества в целом.

Межведомственной рабочей группой выработан комплекс предложений по базовым направлениям модернизации уголовного процесса. Основными ее приоритетами стали: повышение уровня защиты граждан в уголовном процессе и снижение его репрессивности; повышение состязательности уголовного процесса за счет расширения процессуальных возможностей адвокатов; дальнейшее расширение судебного контроля на досудебной стадии; упрощение процедур расследования уголовных дел и обеспечение экономичности уголовного процесса. Это соответствует второму направлению Плана нации - «Обеспечение верховенства закона».
По итогам работы межведомственной группы и с учетом изучения зарубежного опыта, были предложены шесть инициатив по реформированию уголовного процесса. Первая заключается в повышении уровня защиты прав граждан за счет расширения перечня оснований, по которым такая мера пресечения, как арест, не применяется. Касается это в первую очередь преступлений в сфере предпринимательской деятельности. Но не касается ОПГ и преступных сообществ. Другое новшество - сокращение срока доставления задержанного в суд для избрания меры пресечения до 48 часов. Это необходимо для снижения рисков использования задержания в качестве давления и принуждения на обвиняемого. Третий приоритет исключает практику сбора правоохранительными органами доказательств, выходящих за пределы расследуемого деяния. По дополнительно выявленным фактам правонарушений сбор доказательств можно производить только после их регистрации в Едином реестре досудебных расследований. Это поможет исключить случаи, когда правоохранительные органы, не находя доказательств вины по расследуемому событию, начинают попутно искать улики по любым другим направлениям, относящимся к данному лицу. И делается это только с одной задачей - любым способом привлечь человека к ответственности.
Учитывая опыт таких стран как Великобритания и США, где эффективно действует состязательный уголовный процесс, предлагается наделить адвокатов более широкими правами по сбору доказательств, включая непосредственное обращение в суд с ходатайством о производстве необходимых следственных действий. Принципиальным является предложение о том, чтобы перед направлением уголовного дела в суд сторона защиты имела равный доступ к материалам стороны обвинения, обменявшись собранными доказательствами. Это позволит усилить состязательность на стадии рассмотрения дела судом. В целом, поскольку роль адвокатуры в уголовном процессе повышается, необходимы реформирование и укрепление системы адвокатуры и сферы оказания юридических услуг гражданам.
В качестве пятого приоритета предлагается дальнейшее расширение сферы судебного контроля. Прежде всего это касается санкционирования процессуальных действий правоограничительного характера, включая негласные следственные действия. С момента принятия нового УПК суду уже переданы полномочия по санкционированию обысков и других ограничительных действий органов следствия. Еще ранее были переданы функции по санкционированию мер пресечения. То есть логично и закономерно, что все, что касается ограничения прав граждан, должно разрешаться только судом.
В качестве шестой меры предлагается предпринять действия по упрощению производства по уголовным проступкам, очевидным и незначительным преступлениям. Сейчас же производство по малозначительным уголовным правонарушениям на всех стадиях во многом дублирует полноценное уголовное судопроизводство по сложным делам, то есть необоснованно усложнено и заволокичено. По инициативе Генеральной прокуратуры РК, совместно с МВД с июня текущего года на всей территории республики реализуется пилотный проект «Оптимизация уголовного процесса в интересах граждан». Его цель - повышение оперативности, прозрачности процесса, сокращение документооборота. Иными словами, упростить и ускорить процесс, повысить защищенность граждан путем внедрения современных технологий. Здесь уже достигнуты хорошие результаты. Расследуется и направляется в суд в короткие сроки в среднем 70% всех дел. Активно работает институт дежурного прокурора в полиции. Количество жалоб в прокуратуру на действия и решения полиции снизилось в среднем на 25%. А это значит, что участники процесса ограждены от длительных расследований, вызовов на допрос, которые могли бы продолжаться месяцами.
Улучшается качество следствия. Процесс становится более открытым. В частности, у нас по области работают 28 прозрачных следственных кабинетов, которые оборудованы видеокамерами. Это позволяет исключить необоснованные обвинения в давлении со стороны полиции. Кроме того, в рамках проекта кардинально изменилась работа дежурного прокурора. Сейчас в течение дня он находится в здании ОВД, оперативно проверяет законность пребывания граждан. Еще одним проектом, реализуемым по инициативе Генеральной прокуратуры в рамках модернизации уголовного процесса, является «Процессуальный прокурор». Он запущен по согласованию с МВД и Минфином в Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях и охватывает дела по тяжким и особо тяжким преступлениям. По делам указанной категории, где установлены подозреваемые лица, назначается процессуальный прокурор, осуществляющий надзор по конкретному уголовному делу с момента начала досудебного расследования. Он же поддерживает государственное обвинение в суде. Ранее процессуальный прокурор назначался по отдельной категории дел - это дела по громким преступлениям, связанным с половой неприкосновенностью несовершеннолетних, и другим, вызвавшим общественный резонанс. Теперь же процессуальные прокуроры участвуют по всем тяжким и особо тяжким преступлениям.
Кроме того, по окончании расследования, после составления обвинительного акта следователь готовит новый обвинительный акт и направляет дело в суд. А в случае неподтверждения подозрений, уголовное преследование прекращается. Это повысит обеспечение защиты прав и свобод человека в уголовном процессе, законности и объективности при принятии решений, ну и, конечно же, повышения ответственности прокуроров. В ряде развивающихся стран прокуроры осуществляют в целом процессуальное руководство, квалифицируя деяния. А именно - предъявляют обвинение, сами составляют обвинительные акты и направляют дела в суд. И, возможно, в ближайшем будущем мы тоже придем к этому.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Вагонные сборы 23.10.2018

    Между Агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции и АО «Пассажирские перевозки» подписано соглашение о сотрудничестве по противодействию коррупции на железнодорожном пассажирском транспорте.

  • Простая истина 20.10.2018

    В очереди на получение жилья только в Караганде стоят 16 тысяч человек, однако всего 69 подали заявки на участие в Государственной программе ипотечного кредитования «7-20-25». Чем обусловлена столь низкая активность граждан, задались вопросом члены постоянной комиссии по строительству, транспорту и коммунальному хозяйству областного маслихата. Выясняли депутаты и причины недоброкачественной застройки объектов- участников всевозможных госпрограмм.

  • Стремление вперед 18.10.2018

    На очередной XVIII cессии Карагандинского областного маслихата при рассмотрении вопроса «Об отчете акима Карагандинской области о выполнении возложенных на него функций и задач» большое внимание в числе других направлений работы было уделено и образованию.

     

  • Сдали с наличным 16.10.2018

    Двоим карагандинцам, отдавшим в виде благодарности по тысяче тенге сотрудникам налоговой службы, теперь предстоит выплатить в бюджет в 240 раз больше.

  • Сообщи о взяточнике 04.10.2018

    Об эффективной борьбе с коррупцией рассказало на заседании консультативного совета руководство управления внутренней безопасности департамента государственных доходов. В текущем году, по информации управления внутренней безопасности, в отношении сотрудников департамента было возбуждено 6 уголовных дел, из них три преступления были раскрыты совместно с департаментом Национального бюро по противодействию коррупции по Карагандинской области.

  • Долг подкрался незаметно 02.10.2018

    Жительница Балхаша, прекратившая в 2006 году предпринимательскую деятельность, через 8 лет получила уведомление о задолженности перед департаментом государственных доходов. Как оказалось, по документам ДГД Зоя Ким так и не была снята с налогового учета. А это значит, что бывшая бизнес-вумен, а ныне пенсионерка, осталась должна государству более 637 тысяч тенге. Последние несколько лет Зоя Ким живет на три города - Балхаш (где она вела 12 лет назад свой бизнес), Костанай (где она живет сегодня) и Караганда (где судится с департаментом госдоходов). Еще в середине 90-х женщина занялась мелким бизнесом. Открыла в Балхаше небольшой магазин, где продавала продукты и напитки, включая горячительные. Лицензию на реализацию алкогольной продукции она получила в 1999 году. По словам Зои Ким, выдавали ее бесплатно и действительна она была по всей территории Казахстана. В 2006 году она прекратила предпринимательскую деятельность в связи с переездом в Костанай. Будучи уже на пенсии, решила заняться воспитанием внуков.

  • Порядок везде и во всем 27.09.2018

    Взять под особый контроль бесконтактный метод продажи синтетических наркотиков через объявления в социальных сетях и рекламу на зданиях, а также усилить наряды автопатрулей на трассах в направлениях Каркаралинска, Абайского, Шетского районов, в окрестностях городов Балхаша и Темиртау поручил аким области Ерлан Кошанов руководству местной полицейской службы. Отчитываясь об итогах работы, исполняющий обязанности начальника областной местной полицейской службы Нурлан Рахимбеков рассказал о наметившемся снижении числа уголовных правонарушений (на 6% - с 15895 до 14943). Сократилось количество тяжких (7,2% - с 1212 до 1125) и особо тяжких видов преступлений (почти на 18% - со 156 до 128).

  • Просвещение служивых 27.09.2018

    Национальным бюро по противодействию коррупции департамента Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции полностью пересмотрены подходы к практике внесения представлений в порядке статьи 200 Уголовно-процессуального кодекса РК, предусматривающей профилактические меры по устранению обстоятельств, способствовавших совершению коррупции. По результатам расследования уголовных дел вносятся соответствующие представления и проводятся встречи с трудовыми коллективами госорганов, где были зафиксированы коррупционные преступления.