07 декабря 2017 года 2399

Прокурорский расчет

Автор: Оксана МЯГКИХ

С 2016 года начался практический этап выполнения Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ». Вступил в силу ряд законов, создающих принципиально новую правовую среду для развития государства, экономики и общества в целом.

Межведомственной рабочей группой выработан комплекс предложений по базовым направлениям модернизации уголовного процесса. Основными ее приоритетами стали: повышение уровня защиты граждан в уголовном процессе и снижение его репрессивности; повышение состязательности уголовного процесса за счет расширения процессуальных возможностей адвокатов; дальнейшее расширение судебного контроля на досудебной стадии; упрощение процедур расследования уголовных дел и обеспечение экономичности уголовного процесса. Это соответствует второму направлению Плана нации - «Обеспечение верховенства закона».
По итогам работы межведомственной группы и с учетом изучения зарубежного опыта, были предложены шесть инициатив по реформированию уголовного процесса. Первая заключается в повышении уровня защиты прав граждан за счет расширения перечня оснований, по которым такая мера пресечения, как арест, не применяется. Касается это в первую очередь преступлений в сфере предпринимательской деятельности. Но не касается ОПГ и преступных сообществ. Другое новшество - сокращение срока доставления задержанного в суд для избрания меры пресечения до 48 часов. Это необходимо для снижения рисков использования задержания в качестве давления и принуждения на обвиняемого. Третий приоритет исключает практику сбора правоохранительными органами доказательств, выходящих за пределы расследуемого деяния. По дополнительно выявленным фактам правонарушений сбор доказательств можно производить только после их регистрации в Едином реестре досудебных расследований. Это поможет исключить случаи, когда правоохранительные органы, не находя доказательств вины по расследуемому событию, начинают попутно искать улики по любым другим направлениям, относящимся к данному лицу. И делается это только с одной задачей - любым способом привлечь человека к ответственности.
Учитывая опыт таких стран как Великобритания и США, где эффективно действует состязательный уголовный процесс, предлагается наделить адвокатов более широкими правами по сбору доказательств, включая непосредственное обращение в суд с ходатайством о производстве необходимых следственных действий. Принципиальным является предложение о том, чтобы перед направлением уголовного дела в суд сторона защиты имела равный доступ к материалам стороны обвинения, обменявшись собранными доказательствами. Это позволит усилить состязательность на стадии рассмотрения дела судом. В целом, поскольку роль адвокатуры в уголовном процессе повышается, необходимы реформирование и укрепление системы адвокатуры и сферы оказания юридических услуг гражданам.
В качестве пятого приоритета предлагается дальнейшее расширение сферы судебного контроля. Прежде всего это касается санкционирования процессуальных действий правоограничительного характера, включая негласные следственные действия. С момента принятия нового УПК суду уже переданы полномочия по санкционированию обысков и других ограничительных действий органов следствия. Еще ранее были переданы функции по санкционированию мер пресечения. То есть логично и закономерно, что все, что касается ограничения прав граждан, должно разрешаться только судом.
В качестве шестой меры предлагается предпринять действия по упрощению производства по уголовным проступкам, очевидным и незначительным преступлениям. Сейчас же производство по малозначительным уголовным правонарушениям на всех стадиях во многом дублирует полноценное уголовное судопроизводство по сложным делам, то есть необоснованно усложнено и заволокичено. По инициативе Генеральной прокуратуры РК, совместно с МВД с июня текущего года на всей территории республики реализуется пилотный проект «Оптимизация уголовного процесса в интересах граждан». Его цель - повышение оперативности, прозрачности процесса, сокращение документооборота. Иными словами, упростить и ускорить процесс, повысить защищенность граждан путем внедрения современных технологий. Здесь уже достигнуты хорошие результаты. Расследуется и направляется в суд в короткие сроки в среднем 70% всех дел. Активно работает институт дежурного прокурора в полиции. Количество жалоб в прокуратуру на действия и решения полиции снизилось в среднем на 25%. А это значит, что участники процесса ограждены от длительных расследований, вызовов на допрос, которые могли бы продолжаться месяцами.
Улучшается качество следствия. Процесс становится более открытым. В частности, у нас по области работают 28 прозрачных следственных кабинетов, которые оборудованы видеокамерами. Это позволяет исключить необоснованные обвинения в давлении со стороны полиции. Кроме того, в рамках проекта кардинально изменилась работа дежурного прокурора. Сейчас в течение дня он находится в здании ОВД, оперативно проверяет законность пребывания граждан. Еще одним проектом, реализуемым по инициативе Генеральной прокуратуры в рамках модернизации уголовного процесса, является «Процессуальный прокурор». Он запущен по согласованию с МВД и Минфином в Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях и охватывает дела по тяжким и особо тяжким преступлениям. По делам указанной категории, где установлены подозреваемые лица, назначается процессуальный прокурор, осуществляющий надзор по конкретному уголовному делу с момента начала досудебного расследования. Он же поддерживает государственное обвинение в суде. Ранее процессуальный прокурор назначался по отдельной категории дел - это дела по громким преступлениям, связанным с половой неприкосновенностью несовершеннолетних, и другим, вызвавшим общественный резонанс. Теперь же процессуальные прокуроры участвуют по всем тяжким и особо тяжким преступлениям.
Кроме того, по окончании расследования, после составления обвинительного акта следователь готовит новый обвинительный акт и направляет дело в суд. А в случае неподтверждения подозрений, уголовное преследование прекращается. Это повысит обеспечение защиты прав и свобод человека в уголовном процессе, законности и объективности при принятии решений, ну и, конечно же, повышения ответственности прокуроров. В ряде развивающихся стран прокуроры осуществляют в целом процессуальное руководство, квалифицируя деяния. А именно - предъявляют обвинение, сами составляют обвинительные акты и направляют дела в суд. И, возможно, в ближайшем будущем мы тоже придем к этому.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Время действовать 22.05.2018

    Долгожданное тепло ненадолго порадует карагандинцев, но все же позволит аграриям сократить отставания в сроках посевной. Однако погода по-прежнему переменчива, и грядущие солнечные дни уже на этой неделе сменятся дождями с понижением температуры. По оперативной информации о ходе проведения весенне-полевых работ на 21 мая, представленной вчера на аппаратном совещании в акимате области, зерновыми и бобовыми засеяно менее 38 процентов от имеющихся площадей.

  • Не изменять содержанию 19.05.2018

    О том, что на нее было заведено уголовное дело, Дана Хамзина узнала чисто случайно. Предпринимательнице потребовалась справка о несудимости, вот тут и выяснилось, что в базе данных управления по правовой статистике и специальным учетам по Карагандинской области имеется карточка с указанием того, что она привлекалась к ответственности за правонарушение небольшой тяжести.

  • Правильный подход 19.05.2018

    Расторжение брака по решению суда, выдача госгарантии сохранности пенсионных выплат, установление инвалидности, возбуждение исполнительного производства и другие виды услуг планируется оказывать на портале «электронного правительства» - eGov.kz. Как пояснил на заседании Межведомственной рабочей группы по вопросам оказания государственных услуг при департаменте Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции руководитель отдела контроля качества государственных услуг департамента «ЦОН» по Карагандинской области Павел Ортнер, с начала года на портале «электронного правительства» запущена новая услуга - «Регистрация юридического лица с учетом открытия банковского счета и обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых обязанностей». 

  • Закатать проблему в асфальт 17.05.2018

    Разбитая дорога в поселке Егиндыбулак стала предметом критики, прозвучавшей в адрес акима Каркаралинского района Халела Максутова во время аппаратного совещания, прошедшего в акимате области. Аким Карагандинской области Ерлан Кошанов раскритиковал подчиненных за неудовлетворительное состояние дорог в регионе, особое внимание обратив на Каркаралинск. Дело в том, что текущий ремонт дороги, ведущей к поселку Егиндыбулак, был проведен в прошлом году. Однако большегрузы, перевозящие продукцию горно-обогатительного комплекса ТОО «АлтайПолиметаллы», повредили асфальт.

  • О налогах - простым языком 17.05.2018

    На сегодняшний момент в Казахстане насчитывается порядка 2,5 миллиона самозанятых граждан. В основном это люди, которые ведут свой небольшой бизнес и не регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей, а следовательно, не платят налоги. Оставшаяся часть - это наемные работники, которые трудятся в частных фирмах неофициально, следовательно, социально не защищены.

  • Пополнение Next 15.05.2018

    Госслужба привлекает все больше карагандинцев. В среднем на одну должность в нашем регионе претендуют 9 человек. И, что удивительно, среди них не только безработные граждане, как в основном это было раньше, - это действующие чиновники, в том числе руководящего звена, работники частного сектора и банков второго уровня. На брифинге в региональной Службе центральных коммуникаций руководитель департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции области Жандос Сарсенов рассказал, что причин тому несколько. Во-первых, работа в госслужбе - это стабильность, во-вторых, возможность карьерного роста. Ну и не последнюю роль играет в этом повышение заработной платы. Речь идет о пилотном внедрении факторно-балльной шкалы, которая предполагает изменения как в отношении исчисления ежемесячной заработной платы, так и в отношении премиальных выплат. Проще говоря, должностной оклад будет зависеть от характера и сложности работы, что существенно отличается от традиционной системы, которая учитывает только уровень должности и стаж работы госслужащего. К тому же это позволит сократить разрыв между оплатой труда региональных и министерских чиновников, существующий сейчас. 

  • Сёла с рейтингом 15.05.2018

    В Бухаржырауском районе составили рейтинг населенных пунктов, где работа акимов оценивается по 39 показателям. На первой строчке расположился поселок имени Г. Мустафина, на второй - Каражарский и Корнеевский сельские округа, а на третьей - село Каракудук и Акбельский сельский округ.  В зоне с низкой динамикой развития находятся Ботакара, Новоузенский, Акоре, Туздинский, Самаркандский, Баймырза, Уштобинский, Бухаржырауский и Шешенкаринский. Об этом рассказала руководитель отдела экономики и финансов Елена Жумашева во время заседания, которое состоялось под председательством главы района Шагурашида Мамалинова.

  • В Темиртау свои приоритеты 15.05.2018

    Если в Темиртау проблемы с отоплением, то аким города об этом знает первым, так как тут же остывают батареи в его кабинете. Так, по крайней мере, он сказал во время брифинга в региональной службе коммуникаций.
    - Самый первый человек, который ощущает холод или тепло в городе, - это я, - поделился Галым Ашимов. - Сразу принимаю необходимые меры. Бывают моменты, когда я живу в своем кабинете. Когда были проблемы на ТЭЦ, ночи проводил там, это могут подтвердить мои коллеги. Если в домах Темиртау не будет тепла, не думайте, что аким будет сидеть в теплой квартире в Караганде. Этого никогда не будет, я воспитан по-другому. Так, я живу в Караганде, свою служебную квартиру отдал нуждающейся семье. На работу езжу на личном автомобиле.