30 ноября 2017 года 1109

Без выхлопов и контролеров

Автор: Светлана СБРОДОВА

Если электробус, колесящий по улицам Караганды, выдержит испытания, то, возможно, уже со следующего года многие автопарки областного центра начнут переходить на экологичный вид транспорта.

По словам акима города Нурлана Аубакирова, за такими «Higer Quazar», работающими от электроэнергии, - будущее транспортной индустрии Казахстана.

- Подобные электробусы, которые производятся совместно казахстанско-китайскими партнерами, использовались на ЭКСПО, - поделился глава Караганды. - Этот микроавтобус мы попросили, чтобы протестировать на наших дорогах. До конца декабря он будет ездить по маршруту №66. Посмотрим, как он выдержит наши климатические условия. Люди уже ездят, довольны. Тем более что билет стоит 80 тенге, да и скорость у него не превышает 60 километров в час. Это будет дисциплинировать водителей, которые нередко нарушают скоростной режим, устраивая гонки на дорогах и подвергая опасности пассажиров.
Как отметил Нурлан Аубакиров, преимущество плода «зеленых технологий» в том, что не надо тратиться на дизтопливо, замену фильтров, клапанов и прочего. Здесь принцип работы другой. И он, как уверяет глава областного центра, весьма экономичный. Даже несмотря на то, что цена на электромобиль доходит до 280 тысяч долларов США.
По словам заместителя генерального директора ТОО «Quazar» Романа Миразимова, стоимость экологичного автобуса на 20-30 процентов выше, чем у дизельных собратьев, зато потом они себя окупят за пять лет. А чтобы больше подходили под наши климатические условия, их немного доработали, установив дизельный обогревательный прибор для салона.
Кроме того, этот умный «Quazar» сам делает диагностику и мониторинг технического состояния, а титанат-литиевые батареи не позволят быстро разряжаться при температуре 50 градусов мороза.
- Наши инновационные технологии при разработке такой батареи предусмотрели свыше 20 тысяч циклов эффективной работы, - поделился Роман Миразимов. - Одной батареи хватит на то, чтобы намотать более одного миллиона километров, ведь срок эксплуатации подразумевает 10 лет. Сборочную линию таких электробусов мы установили на территории Алматинской области, а серийное производство наладим в Таразе. Также мы уже заключили соглашение с Грузией, где заинтересовались нашими автобусами, а вскоре их тестировать намерены и в Москве.
Если местные власти останутся довольными этим выбором, то, скорее всего, будут рассматривать для приобретения электробусы, рассчитанные до 100 пассажиров. По словам акима города, так как этот вид транспорта затратный, приобретать его будут в лизинг через СПК «Сарыарка» или международные банки. Весь этот финансовый процесс еще предстоит как следует просчитать.
- Одни из первых, кто согласился купить такие электробусы, автопарки №2 и 3, - сказал градоначальник. - Они пойдут на это, потому что понимают - это требования времени. Тем более что надо работать на улучшение экологии города, повышение культуры обслуживания в общественном транспорте, соблюдение графика, а самое главное - это переход на прозрачную систему оплаты. От этого зависит сумма субсидий, которая выплачивается им из городского бюджета. Только сейчас у нас в городе порядка 100 тысяч льготников. А одним из условий как раз и является амортизация и обновление автопарка. Для бизнеса мы только создаем условия, а дальше сами пусть считают свою прибыль, которая очевидна от такого вида транспорта.
Для заправки электробусов установлены две подзарядные установки в Майкудуке и на Юго-Востоке. Этого количества пока достаточно. На то, чтобы «залить полный бак», водителю потребуется в среднем восемь минут. Зато электрического топлива хватит, чтобы преодолеть 70 километров.
Стоит отметить, что Караганда - второй областной центр, где вскоре начнут использовать такой электромобиль для перевозки пассажиров. Они с повышенной комфортностью, кондиционером, телеэкраном, автонаклоном, есть wi-fi.
Кстати, уже с мая наступающего года все автопарки областного центра переходят на электронную систему обилечивания. По словам Нурлана Аубакирова, ездить на общественном автотранспорте за 80 тенге смогут только те, кто пользуется мобильными приложениями и прочими гаджетами, позволяющими без проблем проводить расчет за проезд. Для тех, кто не освоил эту технологию и предпочитает иметь дело с наличными, придется выложить за билет 140 тенге.
- Сейчас детально прорабатывается вопрос с компаниями, занимающимися электронным обилечиванием, - сказал глава города. - Они привезут корейское оборудование, адаптированное к Казахстану, откроют пункты, чтобы печатать электронные карты и социальные билеты. С Правительством мы будем прорабатывать вопрос дифференцированного тарифа. Думаю, поначалу, конечно, могут возникнуть некоторые трудности с «зайцами», но в салонах будут установлены видеокамеры. Вся картина в режиме реального времени будет поступать в общую базу, где предусмотрен соответствующий мониторинг.
Это, по мнению властей, поможет выявить реальную картину пассажиропотока и регулировать выплату субсидий автопаркам.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • История одного дома 30.05.2019

    Старинный особняк, расположенный на центральной улице райцентра, хранит память об одном из лидеров движения «Алаш».

  • Преступники государственной важности 30.05.2019

    Следует отметить, что незримый и ничем не известный в СССР Каркаралинск после ликвидации в двадцатые годы местных вольнодумцев приобрел статус города для ссыльных. И отсюда, из глубин казахской степи, во многие центры пошли письма. По неизвестной причине в Каркаралинск прибывали в основном люди с высшим и средним образованием, поборники любой информации. Назовем некоторые имена. Так,в этот период в Каркаралах в ссылке находился протоиерей Александр Александрович Андреев (1901-1937). Он москвич, настоятель Софийской церкви. По постановлению ОСО ОГПУ от 10 мая 1929 года выслан на три года в Каркаралинск. Впоследствии жил в Рязани. Осужден к ВМН в Новосибирске.

  • Из далеких встреч: сержант Корнеев 28.05.2019

    В процессе краеведческих поисков случались неожиданные, но знаковые события. Открываю тетрадь с записями 1975 года. Караганда празднует День Победы. Имена карагандинских Героев Советского Союза изучают даже в школах. Печать заполнена фактами из их жизни. Приводятся краткие биографии с указанием места рождения. И вот читаю: Герой Советского Союза гвардии сержант Иван Ильич Корнеев родился в селе Сенском Карагандинской области.

  • Корабль превращается... 14.05.2019

    Произведение искусства создал работник цеха металлоконструкций

    Вдохновение, свободное время, металлолом и простой арсенал инструментов - вот и все, что понадобилось умельцу для работы над репликой военного судна, на котором сражался адмирал Нельсон.

  • Возвращение Байкадама 09.05.2019

    В 1992 году при областном маслихате была создана ономастическая комиссия по переименованию городов, поселков, улиц и площадей. Привлекли и меня как краеведа. Вспоминаю, что в числе первых рекомендаций было появление в Караганде проспекта имени Бухар жырау. Однажды я зачитал архивные данные по селам области. В названиях основанных еще до революции сел четко просматривался национальный штрих. Обязательно упоминалось казахское название заселяемого участка местности. Привел и такую выписку из газеты «Акмолинские областные ведомости». 3 января 1909 года омские власти в Акмолинском уезде на реке Шолак Карасу анонсировали появление села Миньковского. А в 1992 году поступило заявление от жителей Миньковки изменить название на аул Байкадам. Я был готов к такому варианту. Рассказал о своей встрече с Сеимбеком Адыхановым. Житель Миньковки еще в 1989 году считал своего прадеда Байкадама авторитетным лицом среди казахов из рода Мурат. Вот некоторые детали нашей беседы.

  • Космос - это рядом 11.04.2019

    В канун Дня космонавтики в эксклюзивном интервью «Индустриальной Караганде» впечатлениями о своем полете на МКС и работе Национальной компании «Қазақстан Ғарыш Сапары» поделился первый космонавт независимого Казахстана Айдын Аимбетов.

  • Ставить цель и побеждать 02.04.2019

    В Темиртау выбрали первую красавицу. Ею стала 18-летняя Елизавета Максимова, студентка медицинского колледжа.

  • Мой ласковый, нежный зверь 02.04.2019

    Тигрица по кличке Гаухар должна составить пару местному «кавалеру» Батыру. Приплод от них ждут в будущем году. А пока 12-летняя самка проявляет характер - ее грозный рык означает, что у нее портится настроение.