30 ноября 2017 года 894

Без выхлопов и контролеров

Автор: Светлана СБРОДОВА

Если электробус, колесящий по улицам Караганды, выдержит испытания, то, возможно, уже со следующего года многие автопарки областного центра начнут переходить на экологичный вид транспорта.

По словам акима города Нурлана Аубакирова, за такими «Higer Quazar», работающими от электроэнергии, - будущее транспортной индустрии Казахстана.

- Подобные электробусы, которые производятся совместно казахстанско-китайскими партнерами, использовались на ЭКСПО, - поделился глава Караганды. - Этот микроавтобус мы попросили, чтобы протестировать на наших дорогах. До конца декабря он будет ездить по маршруту №66. Посмотрим, как он выдержит наши климатические условия. Люди уже ездят, довольны. Тем более что билет стоит 80 тенге, да и скорость у него не превышает 60 километров в час. Это будет дисциплинировать водителей, которые нередко нарушают скоростной режим, устраивая гонки на дорогах и подвергая опасности пассажиров.
Как отметил Нурлан Аубакиров, преимущество плода «зеленых технологий» в том, что не надо тратиться на дизтопливо, замену фильтров, клапанов и прочего. Здесь принцип работы другой. И он, как уверяет глава областного центра, весьма экономичный. Даже несмотря на то, что цена на электромобиль доходит до 280 тысяч долларов США.
По словам заместителя генерального директора ТОО «Quazar» Романа Миразимова, стоимость экологичного автобуса на 20-30 процентов выше, чем у дизельных собратьев, зато потом они себя окупят за пять лет. А чтобы больше подходили под наши климатические условия, их немного доработали, установив дизельный обогревательный прибор для салона.
Кроме того, этот умный «Quazar» сам делает диагностику и мониторинг технического состояния, а титанат-литиевые батареи не позволят быстро разряжаться при температуре 50 градусов мороза.
- Наши инновационные технологии при разработке такой батареи предусмотрели свыше 20 тысяч циклов эффективной работы, - поделился Роман Миразимов. - Одной батареи хватит на то, чтобы намотать более одного миллиона километров, ведь срок эксплуатации подразумевает 10 лет. Сборочную линию таких электробусов мы установили на территории Алматинской области, а серийное производство наладим в Таразе. Также мы уже заключили соглашение с Грузией, где заинтересовались нашими автобусами, а вскоре их тестировать намерены и в Москве.
Если местные власти останутся довольными этим выбором, то, скорее всего, будут рассматривать для приобретения электробусы, рассчитанные до 100 пассажиров. По словам акима города, так как этот вид транспорта затратный, приобретать его будут в лизинг через СПК «Сарыарка» или международные банки. Весь этот финансовый процесс еще предстоит как следует просчитать.
- Одни из первых, кто согласился купить такие электробусы, автопарки №2 и 3, - сказал градоначальник. - Они пойдут на это, потому что понимают - это требования времени. Тем более что надо работать на улучшение экологии города, повышение культуры обслуживания в общественном транспорте, соблюдение графика, а самое главное - это переход на прозрачную систему оплаты. От этого зависит сумма субсидий, которая выплачивается им из городского бюджета. Только сейчас у нас в городе порядка 100 тысяч льготников. А одним из условий как раз и является амортизация и обновление автопарка. Для бизнеса мы только создаем условия, а дальше сами пусть считают свою прибыль, которая очевидна от такого вида транспорта.
Для заправки электробусов установлены две подзарядные установки в Майкудуке и на Юго-Востоке. Этого количества пока достаточно. На то, чтобы «залить полный бак», водителю потребуется в среднем восемь минут. Зато электрического топлива хватит, чтобы преодолеть 70 километров.
Стоит отметить, что Караганда - второй областной центр, где вскоре начнут использовать такой электромобиль для перевозки пассажиров. Они с повышенной комфортностью, кондиционером, телеэкраном, автонаклоном, есть wi-fi.
Кстати, уже с мая наступающего года все автопарки областного центра переходят на электронную систему обилечивания. По словам Нурлана Аубакирова, ездить на общественном автотранспорте за 80 тенге смогут только те, кто пользуется мобильными приложениями и прочими гаджетами, позволяющими без проблем проводить расчет за проезд. Для тех, кто не освоил эту технологию и предпочитает иметь дело с наличными, придется выложить за билет 140 тенге.
- Сейчас детально прорабатывается вопрос с компаниями, занимающимися электронным обилечиванием, - сказал глава города. - Они привезут корейское оборудование, адаптированное к Казахстану, откроют пункты, чтобы печатать электронные карты и социальные билеты. С Правительством мы будем прорабатывать вопрос дифференцированного тарифа. Думаю, поначалу, конечно, могут возникнуть некоторые трудности с «зайцами», но в салонах будут установлены видеокамеры. Вся картина в режиме реального времени будет поступать в общую базу, где предусмотрен соответствующий мониторинг.
Это, по мнению властей, поможет выявить реальную картину пассажиропотока и регулировать выплату субсидий автопаркам.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • На всю страну такой один 15.12.2018

    «Мерседес Бенц S600L» 2005 года производства на сегодняшний день не имеет цены. По крайней мере, ее не берутся подсчитывать эксперты. И все потому, что одна из представительниц немецкого автопрома несколько лет возила Главу государства Нурсултана Назарбаева.

  • От Чада до Арала 13.12.2018

    Крупнейший международный форум, посвященный вопросам предотвращения глобального изменения климата, проходит со 2 по 14 декабря в польском городе Катовице. С места событий передает наш специальный корреспондент.

  • Из пушки на Луну 03.11.2018

    Директор военно-технической лаборатории (ВТЛ) им. Первого Президента РК, доктор технических наук, профессор Сантай Жетесов, известный своими изобретениями в военно-промышленной сфере, на этот раз обратил свой взор к небесам... Он предлагает отказаться от привычной схемы запуска космических ракет.

     

  • Такой он разный 29.09.2018

    Успешный актер Эльдар Лебедев, полюбившийся зрителям за роли в сериалах «Яблоневый сад», «Курортный роман» и «Практика», появился на свет в Караганде. Родители назвали сына в честь любимого кинорежиссера Эльдара Рязанова и словно предопределили его судьбу: к 30 годам он снялся почти в сорока фильмах и сериалах. Эльдар родился 30 ноября 1985 года в семье предпринимателей - мама до перестройки работала в институте «Гипрошахт», а папа был спортивным журналистом. В начале 90-х они оба ушли из профессии и занялись бизнесом. Уже в детском саду «Уголек» мальчик начал проявлять артистизм - чтобы поддержать стремления сына, родители в шестилетнем возрасте отдали его в студию бального танца, где он успешно учился около десяти лет, до окончания школы.

  • Наследники Левши 27.09.2018

    Воспитанник карагандинской школы технических видов спорта Руслан Брунер во второй раз стал чемпионом мира. На суд строгого жюри на чемпионате мира по судомодельному спорту он представил уменьшенную в 350 раз копию английского военного линкора времен Второй мировой войны. Титанический труд 16-летнего спортсмена не оставил равнодушными специалистов, которые единогласно присудили ему первое место.

  • Комфорт для фауны 21.07.2018

    Карагандинский зоопарк ожидают большие перемены. Проект реконструкции объекта разработан институтом «Гражданпроект» при участии специалистов-зоологов.

  • Приют для рыжего кота 14.07.2018

    В Караганде открылись гостиница и кафе для кошек. Проект, созданный волонтерами общественного объединения «Дари добро», стал пилотным для областного центра. Такое же котокафе на сегодня действует пока лишь в Астане.

  • Автомобильных дел мастер 23.06.2018

    Настоящее мужское увлечение есть у полицейского Жолаушы Аханова из Жезказгана. Работая в городском отделе полиции водителем, он в свободное время реставрирует списанные служебные автомашины. Долговечность служебного автотранспорта - вещь известная, поэтому довольно быстро они изрядно «устают». А у патрульных автомобилей, эксплуатирующихся практически круглосуточно, рабочий век еще короче. Конечно, их ремонтируют по мере необходимости, но списанные авто ни у кого интереса не вызывали.