28 ноября 2017 года 286

Платформа для смарт-сити

Автор: Татьяна ХВАТИКОВА

Карагандинское здравоохранение одним из первых в РК перешло с бумажного на цифровой формат, приступив к освоению электронных технологий еще три года назад. Посетившие на днях Караганду заместитель Премьер-министра РК Аскар Жумагалиев и вице-министр здравоохранения Лязат Актаева оценили старания медиков в этом направлении. В сопровождении акима области Ерлана Кошанова они объехали ряд медицинских объектов, где ознакомились в работой разных служб, связанных между собой комплексной медицинской информационной системой (КМИС).

Ситуационный центр в клинике кардиохирургии стал первым в маршруте гостей. Главный внештатный кардиолог области Назира Базарова в деталях рассказала, что создан он с организационно-методической и аналитической целью. Внимание сосредоточено на пациентах с острым инфарктом миокарда - грозным сердечно-сосудистым осложнением, при котором первыми на место прибывают медики службы «103». Далее больных доставляют на лечение в стационар, а после выписки за ними наблюдают врачи поликлиники. Уровень, алгоритмы и в целом качество оказания медицинской помощи на каждом из этих этапов и отслеживаются специалистами центра.
- На сегодня все стационары работают в КМИС и ведут электронные истории болезни. Ранее, чтобы просмотреть, мы запрашивали их в бумажном виде, теперь все медицинские записи видим сразу, в режиме онлайн: правильно ли был поставлен диагноз и какая тактика для лечения была выбрана, - пояснила Н. Базарова.
Навигатор в помощь
На станции скорой медицинской помощи гости увидели, как на сегодня работает служба в условиях автоматизированной диспетчерской информационной системы (АДИС) и GPS-контроля. Проект в свое время был поддержан бюджетом, откуда было выделено 96 млн тенге. Это позволило установить программу во всех городах и районах области. В одном помещении шесть диспетчеров осуществляют прием вызовов от населения, дополнительная команда их коллег занимается формированием бригад по категориям срочности и направлением их по адресам. При четвертой из них (когда обращается хронический больной по поводу обострения заболевания, не угрожающего жизни) медики переадресовывают вызовы в поликлиники. Все звонки поступают на единый пульт «103». С момента принятия вызова до выезда бригады проходит 4 минуты, что позволяет оперативно реагировать на сигнал.
Служба располагает 49 каретами скорой помощи, в сутки в среднем поступает 600 вызовов. В период вспышки ОРВИ и гриппа могут обращаться и более 1000 человек. Все истории вызовов архивируются и хранятся в базе дольше года ― эти данные могут понадобиться для дальнейшего учета и анализа.
Как отметил руководитель ОССМП Канат Аскаров, новая система обеспечивает стопроцентную автоматизацию службы с момента поступления звонка и создания электронной карты вызова до статистической обработки и интеграции с информационными системами региона и республики. Безбумажный отчет очень разгрузил специалистов станции, дав возможность сосредоточить внимание на более важных направлениях работы. До 92% возросла оперативность службы. Время доезда по первой-третьей категории срочности сократилось до 15 минут. В 96% случаев бригады укладываются в установленные сроки доставки больных с острым нарушением кровообращения (инсультом). Есть улучшения по показателям доезда в отношении пациентов с острым коронарным синдромом (инфарктом миокарда).
Налицо еще один плюс ― с внедрением данной системы службе удается экономить до 30% затрат на ГСМ. Это стало возможным благодаря четкому распределению маршрута и отслеживанию движения при помощи GPS-навигации.
Очередное нововведение для удобства пациентов по опыту Барселоны появилось в поликлинике №3 г. Караганды. В холле своего медучреждения директор Сания Буранкулова продемонстрировала гостям систему QR-кодирования для считывания информации по приему врачей со своего мобильного устройства. Для этого нужно скачать любое приложение по сканированию кодов (например, из Плеймаркета), а далее, подойдя к любому из кабинетов, имеющих свой код, можно будет считать данные врача, его график работы и наличие свободных мест для записи.

Чтобы пациентам было проще ориентироваться на всех четырех этажах поликлиники (а площадь ее превышает 12 тысяч квадратных метров), в холле на стене размещена схема электронной навигации, разбитой на пять секторов: A, B, C, D, Е. По этим обозначениям с добавлением цифры этажа ныне и предложено держать ориентир посетителям. Есть указатели и по пути следования пациента. Самый пик посещаемости приходится на утренние часы, когда в поликлинику одновременно приходят до 200 человек. Система навигации помогает упорядочить поток людей, чтобы они не теряли время на хождение по этажам в поисках нужного кабинета. Ранее здесь уже были установлены терминалы для записи на прием, выдачи талонов электронной очереди. Последние сначала появились у лаборатории, затем у рентгендиагностики, а теперь есть перед смотровыми кабинетами, разделяющими потоки в мужской и женский отсеки.
У поликлиники № 3 более 85 тысяч прикрепленного населения. Из них 14 тысяч человек - диспансерные больные, для которых предусмотрены отдельные кабинеты. С появлением электронного паспорта здоровья отпала надобность в регистратуре, ведь теперь вся документация ведется врачами и медсестрами в электронном формате. Собственно, для записи на прием, вызова врача на дом, выписки рецепта тоже приходить в медучреждение необязательно. Все эти услуги можно заказать либо на официальном сайте поликлиники, либо через мобильное приложение DamuMed, о котором мы уже говорили в предыдущих номерах газеты.
Пройдясь по коридорам, гости осмотрели диспансерный кабинет, аптечный пункт по выдаче бесплатных лекарств, ознакомились с работой докторов в системе КМИС.
Молодой врач общей практики Александра Бекишева работает на 13-м участке с охватом 2097 человек. Рассказывая о плюсах новой программы, она выделила главное ее преимущество, которое позволяет врачу всегда быть в курсе ситуации на своем участке, ведь доступ к электронному кабинету врача открыт в любое время суток. В зависимости от количества поступающих вызовов на дом доктор может эффективнее выстраивать свой рабочий распорядок дня.
Завершился объезд медучреждений управлением здравоохранения, где расположен областной ситуационный центр. Туда стекается вся информация по поликлиникам и стационарам.
Интегрируя
в цифровой мир
А в это время заместителя Премьер-министра РК Аскара Жумагалиева в сопровождении акима области Ерлана Кошанова уже ждали в Карагандинском государственном техническом университете. Там они посетили выставку робототехники, обучающие центры вуза, где были представлены инновационные разработки студентов и магистрантов.
На совещании, прошедшем с участием представителей IT-компаний, промышленных предприятий, онлайн-торговли, разговор шел о цифровизации региона и перспективах в этом направлении. На каком уровне они развиваются, рассказал заместитель акима области Алмас Айдаров.
- У нас порядка 500 млн долларов ежегодно вкладывается в модернизацию. Этот сегмент движим самим рынком, потому что он необходим для удешевления производства, себестоимости и конкурентоспособности. Наша роль в этом процессе заключается в создании условий и подготовке кадров.
Далее более подробно было доложено о концепции цифровизации в сфере ЖКХ «Умный город», которая предусматривает интеграцию всех информационных и коммуникационных систем. В нашей области отдельные элементы этого проекта уже находят свое развитие, с охватом в сфере здравоохранения - 65%, образования - 48%, безопасности - 20%, коммунальных служб - 10%, общественного транспорта - 10%.
Как было сказано, на начальном этапе в области есть возможность построить такую структуру смарт-сити, где можно объединить эти элементы в будущем. Базово их нужно посадить на одну платформу под названием Единый координационный центр. При построении самой модели будут учтены мнения жителей города и области по тем или иным проблемам. Собираться они будут посредством телефонной связи, мобильных приложений и интернет-сайта. Изучив опыт больших городов, власти пришли к тому, что все они начинали с элемента безопасности, и с него планируется начать строить смарт-сити в Караганде.
В связи с этим А. Жумагалив поинтересовался, за счет бюджета ли это планируется или с привлечением частного инвестирования? На что был дан ответ, что бюджету такую работу не потянуть. Процесс цифровизации осуществляется в регионе посредством государственно-частного партнерства. Заместитель Премьер-министра одобрил такое решение, отметив, что остался доволен результатами внедрения смарт-технологий в сфере здравоохранения, где все основано на частном инвестировании и проектах отечественных разработок.
Об уровне электронного развития в образовании доложил руководитель областного ведомства Есенгазы Имангалиев. Он сообщил, что в сфере действует комплекс информационных систем, одним из компонентов которого является электронный классный журнал. На эту форму с сентября текущего года перешли 317 школ области. Со второго полугодия на безбумажный формат работы перейдут все основные и средние школы.
Любопытный проект в виде единой социальной платежной карты для населения презентовала компания «SmartЖКХ». По замыслу разработчиков выдаваться она будет банками и не предполагает комиссии за проведение с ее помощью операций. Предназначена как для покупок товаров в магазинах, так и для оплаты различных услуг, в том числе коммунальных. Управление ею возможно с помощью мобильного приложения. Программа внедряется в Карагандинской области в рамках цифрового Казахстана, в дальнейшем будет распространена на все регионы республики, ее старт планируется в начале следующего года.
Карты будут выпускаться банками, через них можно получать зарплату, пенсии, стипендии, накапливать денежные средства и даже получать за это банковские проценты. Условия по этим услугам будет выбирать владелец карты, с правом перехода из одного банка в другой.
К основным картам будут оформляться карты школьника для оплаты товаров, проезда, услуг. Интеграция с системой «Билимал» позволит родителям отслеживать оценки, успеваемость и даже маршрут движения на общественном транспорте. Оплата проезда будет производиться через валидаторы в автобусах - они тоже появятся в скором времени в Караганде.
Были затронуты и проблемные вопросы, с которыми сталкиваются компании, - это отсутствие специалистов по отдельным направлениям. Так, на ТОО «Maker» (Карагандинский литейно-машиностроительный завод) с 2015 года ведется полная модернизация, что предполагает появление новых профессий, среди которых: оператор станков с числовым программным управлением, архитекторы интеллектуальных промышленных систем и другие. Но в процессе перехода на «новые рельсы» администрация столкнулись с дефицитом кадров по такому профилю.
Представители компании «Белый ветер», а именно интернет-магазина «Shop.kz», посетовали на проблемы, связанные с сотрудничеством партнеров в лице платежных систем, транспортных компаний, которые не проявляют гибкий подход, затягивая с доставкой товара в другие регионы, затормаживая развитие онлайн-кредитования и рынка кредитных карт. Были озвучены и многие другие проблемные вопросы, с которыми сталкиваются представители карагандинских компаний, участвующих в процессе цифровизации региона.
В завершение совещания было отмечено, что в Карагандинской области есть база для развития цифровых технологий, имеются кадры высокого уровня, возможности и потенциал. На сегодня необходима консолидация усилий в том, чтобы все население вовлекалось в процесс развития цифрового Казахстана.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • "Автограф" со смыслом 14.12.2017

    Волонтеры общественной организации “Сау Урпак” призывают всех неравнодушных к проблеме ВИЧ принять участие в создании собственных позитивных роликов под девизом “Право на здоровье”. Их нужно выложить в социальных сетях, тем самым поддержав всемирную кампанию по профилактике данной инфекции.

  • Дружба с пеленок 28.11.2017

    Самым маленьким из числа приглашенных никак не сиделось на месте - еще бы, ведь вокруг было столько воздушных шаров, ростовых кукол, сладостей и фруктов на празднично накрытых столах...

  • Вредный сахар 18.11.2017

    Где еще застать жителя отстраненным от городской суеты, если не под крышей торгового центра за шопингом? Именно в таких часто посещаемых местах специалисты по здоровому образу жизни совместно с медиками проводят акции по профилактике социально значимых заболеваний.

  • Человеческий капитал 18.11.2017

    Успешное прохождение второго инспекционного аудита по международной сертификации Национальным центром гигиены труда и профзаболеваний в очередной раз подтвердило эффективность выполняемой работы, направленной на постоянное улучшение ее качества.

  • С доктором на связи 16.11.2017

    Освоением электронного здравоохранения наша область занялась еще три года назад, с момента внедрения комплексной медицинской информационной системы (КМИС). На сегодня к ней подключены все 44 объекта первичного звена, из которых 29 государственных и 15 частных.

  • Между нами, мальчиками 14.11.2017

    Необычная школа здоровья проведена для карагандинцев... мужского пола. В течение двух дней пациентов бесплатно консультировали специалисты республиканских клиник, а коллегам демонстрировали новые методы проведения урологических операций.

  • Мобильная профилактика 09.11.2017

    В Балхаше зараженных ВИЧ-инфекцией становится больше. Почти ежемесячно фиксируется новый факт. Только за девять месяцев 2017 года выявлено 8 случаев данного заболевания.

  • Электронный дневник пациента 07.11.2017

    Своя история про потерянную в поликлинике амбулаторную карту наверняка есть у каждого второго жителя. А значит, перемещение талмудов, взятых с полки регистратуры, - попросту неуправляемое явление. Но уже в следующем году медикам не понадобятся эти амбулаторные рукописи - они будут заменены на электронные версии.