25 ноября 2017 года 612

Учительские инструменты

Автор: Анна СТРОКОВА

В прошлом году на обновленное содержание образования перешли 1 классы, в этом году - 2, 5 и 7, на следующий год - очередь за 3, 6 и 8. Учебники из последней группы апробируют, проверяют, и на днях этот вопрос обсудили в нашей области. Историй типа «И-пызявы», обещают, не повторится, но педагоги, так или иначе, задали авторам интересующие их вопросы.

Кстати, об «И-пызяве», вызвавшей резонанс в учебниках русского: язык в сказке современного автора Людмилы Петрушевской пусть и тарабарский, но все же он, по словам некоторых преподавателей, призван помочь ребятам определять род существительных, словообразующие суффиксы, распознать глаголы и другие части речи.
Но вернемся к изданиям обновленного содержания. Министерство образования и науки РК разработало Дорожную карту по обсуждению учебников и программ «обновленки» 3, 6, 8 классов для всех областей республики. В ноябре проходят методические семинары, презентации учебников, обсуждение их концепции и содержания. В нашем регионе семинар собрал представителей МОН РК, республиканского научно-практического центра «Учебник», 50 авторов и около 500 учителей общеобразовательных школ региона.
Надо отметить, что авторы с душой подошли к созданию учебников - для них это работа творческая, однако порой «надо» возобладает над «хочу». Так или иначе, одна из авторов книг по русскому языку для 6 класса русской школы, доктор педагогических наук Бибисара Исмакова призналась: коллектив авторов собрался отличный, и наряду с докторами наук примечательно в нем и участие практиков.
Тексты для заданий учебника, продолжила Б. Исмакова, старались подбирать из классической русской и казахской литературы, а также современной, но без экстремальных заскоков, как с «И-пызявой». Главное, чтобы с этими текстами ребенок не только мог выполнить задания и обучаться языку, но заинтересовался произведениями.
- Мы отбирали такие тексты, которые по возрасту и психологическим особенностям были бы интересны детям, - объяснила Бибисара Сериковна. - К примеру, «Семья и семейные ценности» или «Празднование Нового года за рубежом и в Казахстане» - темы содержательные, познавательные и воспитательные. И, конечно, в них учтены элементы грамматики, фонетики, правописания, ведь главное - научить литературному языку и правильному письму.
Открытое обсуждение новых учебников авторы нашли необходимым и полезным. Педагоги интересовались, по какому принципу создавались книги и позитивно высказались о связи заданий с грамматикой и лексикой. Выяснилось, что программа учебников русского языка будет дорабатываться - возможно, темы поменяют местами, но концептуально книги не изменятся. Это чуть позже подтвердил заместитель директора РНПЦ «Учебник» Саят Омаров, добавивший, что рекомендации после завершения «книжного тура» отправятся в МОН РК.
- Важна обратная связь, ведь учителя и родители порой неоднозначно воспринимают новые учебники, - объяснил Саят Кусаинович. - Да, по структуре и содержанию они другие. И первая задача авторов - объяснить учителям, почему книги составлены именно так. А если есть вопросы - это для нас сигнал что-то пересмотреть.
Апробация новых учебников идет в городских, сельских и даже малокомплектных школах. Издательств, которые взялись за выпуск книг «обновленки», - около 10 отечественных («Атамура», «Мектеп», «Арман ПВ» и др.) и несколько зарубежных, для книг по английскому языку («МакМиллан», «Оксфорд», «Кембридж»). К слову, на новые учебники английского преподаватели не жалуются: издания всегда интересные, ярко оформленные и прекрасно сверстанные.
- Мы работаем по книгам издательства «МакМиллан» и очень довольны, - поделилась учитель темиртауской общеобразовательной школы № 19 Маргарита Перминова. - Единственная проблема - учебники не всегда совпадают с программой, и, насколько я поняла, их хотят адаптировать к нашей системе образования.
Школьные преподаватели математики тоже ознакомились с обновленными учебниками. Педагог общеобразовательной школы № 1 из Сарани Наталья Медведева рассказала, что книги получились необычными: в условиях задач есть сведения из географии и истории - в них предлагается рассчитать показатели, связанные с этими темами. Задания - разноуровневые, а еще авторы предлагают к книгам дополнительный материал. Но один из учебников имеет очень большой формат (больше А4), да и поделен на 2 части, что для детей будет неудобно: книга даже на парте занимает много места.
Информатику в следующем году начнут преподавать с 3 класса, а потому некоторые педагоги обеспокоены проблемой ознакомления со стандартом преподавания именно в 3 классе, поскольку в некоторых школах информатика преподается в вариативной части уже с 1 класса. Елена Ильина, педагог карагандинской гимназии № 9, новые книги тоже одобрила: в изданиях НИШ, к примеру, с ребятами «обучается» определенный герой, к другим учебникам прилагаются пособия для учителя и рабочая тетрадь ученика. Авторы подробно останавливаются на целях урока, что помогает лучше строить занятия.
Комплектующие к учебнику, которые помогут педагогам, отметила и учитель физики карагандинской общеобразовательной школы № 81 Алия Бодыкова. Авторы учли основное: главная фигура в школе - это ученик, однако, по словам А. Бодыковой, из-за этого порой не хватает методического материала для учителя. Тем не менее некоторые авторы прилагают интерактивные элементы, диски и тесты нескольких уровней - уж они-то в книгу точно поместятся не все.
Немалая работа по переподготовке учителей в условиях «обновленки» ляжет на плечи тренеров Института повышения квалификации работников образования. Поэтому в день семинара они тоже были в числе обсуждающих - как, например, Мейрамгуль Жетписбаева, которая работает с учителями русского языка.
- В новой программе реализованы подходы, нацеленные на то, чтобы дети говорили и, возможно, даже думали на языке, ведь владеть им - не значит зубрить правила. Цели занятий выстроены четко: «Уметь составлять текст описания», «Уметь писать репортаж». И язык предстает не как система, а именно как средство общения. Учебник в этом плане - лучший сопровождающий инструмент учителя. И здесь обозначены цели уроков по слушанию, говорению, чтению и письму. Если это текст по слушанию, о нем нужно говорить и дальше, обсуждать, а потом это должно вылиться в письмо, - объяснила Мейрамгуль Жетписбаева. - Но не во всех учебниках это выдерживается: ребенку предлагаются разные тексты.
Кроме того, издательства разрабатывают руководства для учителя, и последние требуют переработки, дополнила выступающая: они должны быть более четкими. Некоторые руководства копируют материалы сайтов для методических комплексов без адаптации под дисциплину. В таком случае не все будет понятно и учителю, и ученику, если последний вдруг пропустил занятие. Ведь если, к примеру, в учебнике появится задание написать эссе без изучения самого эссе, ребенок не поймет, что ему делать.
Тем временем «книжный тур» по нашей стране продолжается. Как ситуация будет развиваться дальше, мы расскажем на страницах нашей газеты.

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Из студентов - в госслужащие 23.06.2018

    Карагандинский государственный индустриальный университет (КГИУ, г. Темиртау), который является альма-матер Первого Президента РК Н.А.Назарбаева, готовит кадры для разных сфер деятельности. Программисты, менеджеры, бухгалтеры - многие из них после окончания вуза решают связать свою жизнь с госслужбой. 

  • Удачи выпускникам! 21.06.2018

    Сегодня в Карагандинской области стартовало Единое национальное тестирование. Оно пройдет в три этапа: 21, 23 и 24 июня. В этом году процедура тестирования не подверглась существенным изменениям, формат экзамена остался прежним. Из 8140 выпускников в области ЕНТ решили сдавать около 70% , предварительное количество составляет 5815 человек. Известно, что большая часть выпускников сдаст тестирование на государственном языке. В этом году его также можно сдать на английском, правда, в нашей области желающих не нашлось. Предварительно известно, что по республике сдавать ЕНТ на английском будут всего 46 выпускников из 200 ранее заявивших. 

  • Уроки для коллег 21.06.2018

    Лучшие педагоги Карагандинской области приняли участие в создании республиканского образовательного канала «Өрлеу». В своем Послании народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции» Глава государства Нурсултан Назарбаев отметил важность развития цифровых образовательных ресурсов.  «В интернете необходимо размещать видеоуроки и видеолекции от лучших преподавателей средних школ, колледжей и вузов. Это позволит всем казахстанцам, в том числе в отдаленных населенных пунктах, получить доступ к лучшим знаниям и компетенциям»,- сказал он. 

  • Окно в Каталонию 12.06.2018

    Двенадцать сотрудников и преподавателей Карагандинского государственного индустриального университета прошли обучение в Испании в рамках программы «Эразмус+». КГИУ был единственным вузом из Казахстана наряду с другими участниками из университетов Италии, Китая, Малайзии, Марокко, Туниса, России и Японии. 

  • Технологическая модернизация Казахстана 12.06.2018

    В рамках ускоренной технологической модернизации страны одним из приоритетных элементов новой модели экономического роста стало высшее профессиональное образование. Подготовка конкурентоспособных специалистов для формирования новой индустрии, развития цифровых технологий связывается с серьезным повышением качества системы высшего технического образования, обновлением профессиональных стандартов в соответствии с требованиями рынка труда и передовым мировым опытом обучения на производстве, развитием вузовской науки с приоритетом на исследования в металлургии, нефтегазохимии, АПК, био- и IT-технологиях.

  • Диалектика межэтнической толерантности 09.06.2018

    Чем обусловлены успехи консолидации народов Казахстана? Это прежде всего умелое использование законов социальной философии: «рассвет и сближение наций». В связи с этим актуальными становятся исследования по выработке таких систем ценностных ориентаций, которые действительно сближают все культуры на основе взаимопонимания и взаимоуважения.

  • Лучшие по профессии 09.06.2018

    Забота о профессиональном становлении подрастающего поколения является одной из важных задач на современном этапе развития общества. Необходимы поддержка и развитие природных дарований юношей и девушек, помощь в осознанном профессиональном самоопределении, освоении профессии и осуществлении профессионального самосовершенствования, умении управлять собственной карьерой. Выбору своего жизненного пути, повышению мотивации по выбору профессии, творческому самоопределению и самореализации способствуют проводимые различного рода конкурсы и чемпионаты.

  • Библиотека: новый век 07.06.2018

    В Астане прошел первый фестиваль организаций и сотрудников культуры и искусства «Рухани қазына», приуроченный к Дню работников культуры и искусства. Организовало его Министерство культуры и спорта РК, а одним из победителей фестиваля стал наш земляк Кайрат Рахим. Фестиваль «Рухани қазына» проводился с целью обмена опытом в культурно-досуговой сфере, трансляции лучших социо-культурных и образовательных практик, направленных на популяризацию народной культуры и укрепление имиджа региональных организаций. На открытии мероприятия состоялось заседание совета молодых писателей и поэтов при Министерстве культуры и спорта, мастер-классы, там же подвели итоги республиканского конкурса «Рухани қазына-2018» среди государственных музеев.