25 ноября 2017 года 443

Учительские инструменты

Автор: Анна СТРОКОВА

В прошлом году на обновленное содержание образования перешли 1 классы, в этом году - 2, 5 и 7, на следующий год - очередь за 3, 6 и 8. Учебники из последней группы апробируют, проверяют, и на днях этот вопрос обсудили в нашей области. Историй типа «И-пызявы», обещают, не повторится, но педагоги, так или иначе, задали авторам интересующие их вопросы.

Кстати, об «И-пызяве», вызвавшей резонанс в учебниках русского: язык в сказке современного автора Людмилы Петрушевской пусть и тарабарский, но все же он, по словам некоторых преподавателей, призван помочь ребятам определять род существительных, словообразующие суффиксы, распознать глаголы и другие части речи.
Но вернемся к изданиям обновленного содержания. Министерство образования и науки РК разработало Дорожную карту по обсуждению учебников и программ «обновленки» 3, 6, 8 классов для всех областей республики. В ноябре проходят методические семинары, презентации учебников, обсуждение их концепции и содержания. В нашем регионе семинар собрал представителей МОН РК, республиканского научно-практического центра «Учебник», 50 авторов и около 500 учителей общеобразовательных школ региона.
Надо отметить, что авторы с душой подошли к созданию учебников - для них это работа творческая, однако порой «надо» возобладает над «хочу». Так или иначе, одна из авторов книг по русскому языку для 6 класса русской школы, доктор педагогических наук Бибисара Исмакова призналась: коллектив авторов собрался отличный, и наряду с докторами наук примечательно в нем и участие практиков.
Тексты для заданий учебника, продолжила Б. Исмакова, старались подбирать из классической русской и казахской литературы, а также современной, но без экстремальных заскоков, как с «И-пызявой». Главное, чтобы с этими текстами ребенок не только мог выполнить задания и обучаться языку, но заинтересовался произведениями.
- Мы отбирали такие тексты, которые по возрасту и психологическим особенностям были бы интересны детям, - объяснила Бибисара Сериковна. - К примеру, «Семья и семейные ценности» или «Празднование Нового года за рубежом и в Казахстане» - темы содержательные, познавательные и воспитательные. И, конечно, в них учтены элементы грамматики, фонетики, правописания, ведь главное - научить литературному языку и правильному письму.
Открытое обсуждение новых учебников авторы нашли необходимым и полезным. Педагоги интересовались, по какому принципу создавались книги и позитивно высказались о связи заданий с грамматикой и лексикой. Выяснилось, что программа учебников русского языка будет дорабатываться - возможно, темы поменяют местами, но концептуально книги не изменятся. Это чуть позже подтвердил заместитель директора РНПЦ «Учебник» Саят Омаров, добавивший, что рекомендации после завершения «книжного тура» отправятся в МОН РК.
- Важна обратная связь, ведь учителя и родители порой неоднозначно воспринимают новые учебники, - объяснил Саят Кусаинович. - Да, по структуре и содержанию они другие. И первая задача авторов - объяснить учителям, почему книги составлены именно так. А если есть вопросы - это для нас сигнал что-то пересмотреть.
Апробация новых учебников идет в городских, сельских и даже малокомплектных школах. Издательств, которые взялись за выпуск книг «обновленки», - около 10 отечественных («Атамура», «Мектеп», «Арман ПВ» и др.) и несколько зарубежных, для книг по английскому языку («МакМиллан», «Оксфорд», «Кембридж»). К слову, на новые учебники английского преподаватели не жалуются: издания всегда интересные, ярко оформленные и прекрасно сверстанные.
- Мы работаем по книгам издательства «МакМиллан» и очень довольны, - поделилась учитель темиртауской общеобразовательной школы № 19 Маргарита Перминова. - Единственная проблема - учебники не всегда совпадают с программой, и, насколько я поняла, их хотят адаптировать к нашей системе образования.
Школьные преподаватели математики тоже ознакомились с обновленными учебниками. Педагог общеобразовательной школы № 1 из Сарани Наталья Медведева рассказала, что книги получились необычными: в условиях задач есть сведения из географии и истории - в них предлагается рассчитать показатели, связанные с этими темами. Задания - разноуровневые, а еще авторы предлагают к книгам дополнительный материал. Но один из учебников имеет очень большой формат (больше А4), да и поделен на 2 части, что для детей будет неудобно: книга даже на парте занимает много места.
Информатику в следующем году начнут преподавать с 3 класса, а потому некоторые педагоги обеспокоены проблемой ознакомления со стандартом преподавания именно в 3 классе, поскольку в некоторых школах информатика преподается в вариативной части уже с 1 класса. Елена Ильина, педагог карагандинской гимназии № 9, новые книги тоже одобрила: в изданиях НИШ, к примеру, с ребятами «обучается» определенный герой, к другим учебникам прилагаются пособия для учителя и рабочая тетрадь ученика. Авторы подробно останавливаются на целях урока, что помогает лучше строить занятия.
Комплектующие к учебнику, которые помогут педагогам, отметила и учитель физики карагандинской общеобразовательной школы № 81 Алия Бодыкова. Авторы учли основное: главная фигура в школе - это ученик, однако, по словам А. Бодыковой, из-за этого порой не хватает методического материала для учителя. Тем не менее некоторые авторы прилагают интерактивные элементы, диски и тесты нескольких уровней - уж они-то в книгу точно поместятся не все.
Немалая работа по переподготовке учителей в условиях «обновленки» ляжет на плечи тренеров Института повышения квалификации работников образования. Поэтому в день семинара они тоже были в числе обсуждающих - как, например, Мейрамгуль Жетписбаева, которая работает с учителями русского языка.
- В новой программе реализованы подходы, нацеленные на то, чтобы дети говорили и, возможно, даже думали на языке, ведь владеть им - не значит зубрить правила. Цели занятий выстроены четко: «Уметь составлять текст описания», «Уметь писать репортаж». И язык предстает не как система, а именно как средство общения. Учебник в этом плане - лучший сопровождающий инструмент учителя. И здесь обозначены цели уроков по слушанию, говорению, чтению и письму. Если это текст по слушанию, о нем нужно говорить и дальше, обсуждать, а потом это должно вылиться в письмо, - объяснила Мейрамгуль Жетписбаева. - Но не во всех учебниках это выдерживается: ребенку предлагаются разные тексты.
Кроме того, издательства разрабатывают руководства для учителя, и последние требуют переработки, дополнила выступающая: они должны быть более четкими. Некоторые руководства копируют материалы сайтов для методических комплексов без адаптации под дисциплину. В таком случае не все будет понятно и учителю, и ученику, если последний вдруг пропустил занятие. Ведь если, к примеру, в учебнике появится задание написать эссе без изучения самого эссе, ребенок не поймет, что ему делать.
Тем временем «книжный тур» по нашей стране продолжается. Как ситуация будет развиваться дальше, мы расскажем на страницах нашей газеты.

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Отправляя в детский сад 20.02.2018

    В Караганде внедряется система управления очередью, которая полностью автоматизирует процессы от постановки на очередь до получения направления и зачисления в детский сад. Сейчас все данные об этом перешли с портала «электронного правительства» в систему на портале garden.kargoo.gov.kz.

  • Цифровой переворот 17.02.2018

    Как на качество знаний повлияет цифровизация образования? Стоит ли отправлять ребенка в школу в пять лет? Насколько эффективна профилактика суицида в школах? Эти и другие вопросы обсуждались на брифинге с руководителем областного управления образования Есенгазы Имангалиевым на площадке региональной службы коммуникаций.

  • Главные по тарелочкам 17.02.2018

    Технологические вечера в коммерческом колледже стали давней традицией и уходят корнями в начало 70-х годов прошлого века. Впрочем, и сам колледж тогда назывался торгово-кулинарным техникумом, а нынешний его директор Роза Бабенко была одной из первых выпускниц. И уже в те годы будущие повара, официанты и технологи соревновались в умении красиво и профессионально продемонстрировать навыки в своей будущей специальности.

  • Сидя на берегу, плавать не научишься 10.02.2018

    Реформы в системе образования продолжают волновать многих родителей. Вплоть до того, что некоторые даже покидают страну, боясь стереотипов, которые они сами для себя выстроили. Привыкшие к образцу советской школы, где приветствовалась зубрежка и совсем не обязательно было понимать выученный урок, многие родители совершенно без восторга встретили обновленное содержание образования. Откуда у сегодняшних родителей первоклассников, которым нет и 30 лет, такая любовь к консервативному обучению и стойкое неприятие всего нового?

  • Опыт без границ 08.02.2018

    Карагандинский индустриально-технологический колледж посетил руководитель Международного союза сотрудничества «Мое Отечество» Юрий Кокарев.

  • Эксперименты для смелых 06.02.2018

    STEAM-образование становится новым форматом обучения в стремительно изменяющемся мире. Один процент населения, привлеченный к такому виду образования, значительно повышает ВВП страны, а обученные по этой технологии специалисты куда более востребованы. Что означает такое образование и зачем оно нужно, рассказали на прошедшем заседании коллегии управления образования.

  • Как живет студент? 06.02.2018

    Представители молодежного крыла «Жас Отан» партии «Нұр Отан» ознакомились с условиями проживания студентов в общежитиях вузов Караганды.

  • Оценка не ради оценки 03.02.2018

    Между акиматом нашего региона и АО «Назарбаев Интеллектуальные школы» подписан меморандум о дальнейшем сотрудничестве, призванный повысить качество образования в области. Карагандинский регион по среднему показателю идет в тройке лучших в республике, но это не дает повода расслабляться: проблемы есть, и их надо решать. Как их решать, обсуждали на коллегии областного управления образования.

     

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА