25 ноября 2017 года 265

Учительские инструменты

Автор: Анна СТРОКОВА

В прошлом году на обновленное содержание образования перешли 1 классы, в этом году - 2, 5 и 7, на следующий год - очередь за 3, 6 и 8. Учебники из последней группы апробируют, проверяют, и на днях этот вопрос обсудили в нашей области. Историй типа «И-пызявы», обещают, не повторится, но педагоги, так или иначе, задали авторам интересующие их вопросы.

Кстати, об «И-пызяве», вызвавшей резонанс в учебниках русского: язык в сказке современного автора Людмилы Петрушевской пусть и тарабарский, но все же он, по словам некоторых преподавателей, призван помочь ребятам определять род существительных, словообразующие суффиксы, распознать глаголы и другие части речи.
Но вернемся к изданиям обновленного содержания. Министерство образования и науки РК разработало Дорожную карту по обсуждению учебников и программ «обновленки» 3, 6, 8 классов для всех областей республики. В ноябре проходят методические семинары, презентации учебников, обсуждение их концепции и содержания. В нашем регионе семинар собрал представителей МОН РК, республиканского научно-практического центра «Учебник», 50 авторов и около 500 учителей общеобразовательных школ региона.
Надо отметить, что авторы с душой подошли к созданию учебников - для них это работа творческая, однако порой «надо» возобладает над «хочу». Так или иначе, одна из авторов книг по русскому языку для 6 класса русской школы, доктор педагогических наук Бибисара Исмакова призналась: коллектив авторов собрался отличный, и наряду с докторами наук примечательно в нем и участие практиков.
Тексты для заданий учебника, продолжила Б. Исмакова, старались подбирать из классической русской и казахской литературы, а также современной, но без экстремальных заскоков, как с «И-пызявой». Главное, чтобы с этими текстами ребенок не только мог выполнить задания и обучаться языку, но заинтересовался произведениями.
- Мы отбирали такие тексты, которые по возрасту и психологическим особенностям были бы интересны детям, - объяснила Бибисара Сериковна. - К примеру, «Семья и семейные ценности» или «Празднование Нового года за рубежом и в Казахстане» - темы содержательные, познавательные и воспитательные. И, конечно, в них учтены элементы грамматики, фонетики, правописания, ведь главное - научить литературному языку и правильному письму.
Открытое обсуждение новых учебников авторы нашли необходимым и полезным. Педагоги интересовались, по какому принципу создавались книги и позитивно высказались о связи заданий с грамматикой и лексикой. Выяснилось, что программа учебников русского языка будет дорабатываться - возможно, темы поменяют местами, но концептуально книги не изменятся. Это чуть позже подтвердил заместитель директора РНПЦ «Учебник» Саят Омаров, добавивший, что рекомендации после завершения «книжного тура» отправятся в МОН РК.
- Важна обратная связь, ведь учителя и родители порой неоднозначно воспринимают новые учебники, - объяснил Саят Кусаинович. - Да, по структуре и содержанию они другие. И первая задача авторов - объяснить учителям, почему книги составлены именно так. А если есть вопросы - это для нас сигнал что-то пересмотреть.
Апробация новых учебников идет в городских, сельских и даже малокомплектных школах. Издательств, которые взялись за выпуск книг «обновленки», - около 10 отечественных («Атамура», «Мектеп», «Арман ПВ» и др.) и несколько зарубежных, для книг по английскому языку («МакМиллан», «Оксфорд», «Кембридж»). К слову, на новые учебники английского преподаватели не жалуются: издания всегда интересные, ярко оформленные и прекрасно сверстанные.
- Мы работаем по книгам издательства «МакМиллан» и очень довольны, - поделилась учитель темиртауской общеобразовательной школы № 19 Маргарита Перминова. - Единственная проблема - учебники не всегда совпадают с программой, и, насколько я поняла, их хотят адаптировать к нашей системе образования.
Школьные преподаватели математики тоже ознакомились с обновленными учебниками. Педагог общеобразовательной школы № 1 из Сарани Наталья Медведева рассказала, что книги получились необычными: в условиях задач есть сведения из географии и истории - в них предлагается рассчитать показатели, связанные с этими темами. Задания - разноуровневые, а еще авторы предлагают к книгам дополнительный материал. Но один из учебников имеет очень большой формат (больше А4), да и поделен на 2 части, что для детей будет неудобно: книга даже на парте занимает много места.
Информатику в следующем году начнут преподавать с 3 класса, а потому некоторые педагоги обеспокоены проблемой ознакомления со стандартом преподавания именно в 3 классе, поскольку в некоторых школах информатика преподается в вариативной части уже с 1 класса. Елена Ильина, педагог карагандинской гимназии № 9, новые книги тоже одобрила: в изданиях НИШ, к примеру, с ребятами «обучается» определенный герой, к другим учебникам прилагаются пособия для учителя и рабочая тетрадь ученика. Авторы подробно останавливаются на целях урока, что помогает лучше строить занятия.
Комплектующие к учебнику, которые помогут педагогам, отметила и учитель физики карагандинской общеобразовательной школы № 81 Алия Бодыкова. Авторы учли основное: главная фигура в школе - это ученик, однако, по словам А. Бодыковой, из-за этого порой не хватает методического материала для учителя. Тем не менее некоторые авторы прилагают интерактивные элементы, диски и тесты нескольких уровней - уж они-то в книгу точно поместятся не все.
Немалая работа по переподготовке учителей в условиях «обновленки» ляжет на плечи тренеров Института повышения квалификации работников образования. Поэтому в день семинара они тоже были в числе обсуждающих - как, например, Мейрамгуль Жетписбаева, которая работает с учителями русского языка.
- В новой программе реализованы подходы, нацеленные на то, чтобы дети говорили и, возможно, даже думали на языке, ведь владеть им - не значит зубрить правила. Цели занятий выстроены четко: «Уметь составлять текст описания», «Уметь писать репортаж». И язык предстает не как система, а именно как средство общения. Учебник в этом плане - лучший сопровождающий инструмент учителя. И здесь обозначены цели уроков по слушанию, говорению, чтению и письму. Если это текст по слушанию, о нем нужно говорить и дальше, обсуждать, а потом это должно вылиться в письмо, - объяснила Мейрамгуль Жетписбаева. - Но не во всех учебниках это выдерживается: ребенку предлагаются разные тексты.
Кроме того, издательства разрабатывают руководства для учителя, и последние требуют переработки, дополнила выступающая: они должны быть более четкими. Некоторые руководства копируют материалы сайтов для методических комплексов без адаптации под дисциплину. В таком случае не все будет понятно и учителю, и ученику, если последний вдруг пропустил занятие. Ведь если, к примеру, в учебнике появится задание написать эссе без изучения самого эссе, ребенок не поймет, что ему делать.
Тем временем «книжный тур» по нашей стране продолжается. Как ситуация будет развиваться дальше, мы расскажем на страницах нашей газеты.

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Достойные в профессии 14.12.2017

    На сцене областного филиала партии «Нұр Отан» была исполнена песня в сопровождении домбры на английском языке - весьма экзотично. Ее предваряли вокальные и танцевальные номера с детьми и чтение стихотворений. Так начался областной конкурс «Учитель года-2017».

  • Учеба по-английски 12.12.2017

    К 2020 году во всех школах Казахстана преподавание химии, биологии, физики и информатики должно вестись на английском языке. Курсы переподготовки учителей идут, но среди педагогов есть и те, кто новшество приветствует и практикует, и те, кому приходится очень сложно.

  • Работать готовы! 09.12.2017

    По окончании этого учебного года 1326 студентов КарГТУ, получающих знания по 37 специальностям, покинут стены альма-матер и устремятся навстречу взрослой жизни. Каждый из них должен найти себя и вписаться в современные реалии экономики нашей страны. В этом будущим специалистам уже много лет помогает ярмарка вакансий, которая дает возможность личной встречи работодателей и студентов.

  • Созидательный переход 07.12.2017

    В Караганде создан проектный офис по направлению «Поэтапный переход казахского языка на латиницу», в котором совместно работает группа ученых КарГУ им. Е. Букетова и представителей областного управления по развитию языков. 

  • От мечты - к действию 05.12.2017

    Студенты КарГУ им. Е.А. Букетова разработали и запатентовали рецепт нового национального продукта - печенья из жента. Известную с давних времен казахскую сладость путем модификации они превратили в полезный десерт: заменили муку на просо, жирное топленое масло на льняное, сахар - на мед и добавили еще несколько секретных ингредиентов. Съедобное ноу-хау было признано победителем проекта «Как накормить Казахстан», за что молодые изобретатели получили миллион тенге на воплощение своей идеи в жизнь.

  • Когда у детей горят глаза 28.11.2017

    Почетными гостями этого мероприятия стали вице-президент по региональному развитию Национальной федерации клубов ЮНЕСКО, кандидат психологических наук, доктор phD Гани Бейсембаев, директор школы искусств № 2 г. Караганды Марат Мажитов, директор школы искусств пос. Ботакара Бухаржырауского района Бауржан Ермухамбетов и другие.

  • С дипломом - в село? 23.11.2017

    Проблемы городских школ порой не идут ни в какое сравнение с сельскими. Материально-техническая база в отдельных регионах страны крайне слабая, нехватка сельских учителей повышается, а в некоторых областях малокомплектные школы вообще не финансируют. Эти вопросы обсуждали на республиканском семинаре-совещании.

     

  • Беседы с молодыми 21.11.2017

    Ежегодные городские слеты молодых журналистов и блогеров обретают стабильность: на днях во Дворце молодежи КарГТУ состоялся уже третий слет. Зачем их нужно проводить, как эффективно взаимодействовать СМИ, государству и обществу, как вести блоги - все это обсудили на молодежной встрече.