25 ноября 2017 года 719

Учительские инструменты

Автор: Анна СТРОКОВА

В прошлом году на обновленное содержание образования перешли 1 классы, в этом году - 2, 5 и 7, на следующий год - очередь за 3, 6 и 8. Учебники из последней группы апробируют, проверяют, и на днях этот вопрос обсудили в нашей области. Историй типа «И-пызявы», обещают, не повторится, но педагоги, так или иначе, задали авторам интересующие их вопросы.

Кстати, об «И-пызяве», вызвавшей резонанс в учебниках русского: язык в сказке современного автора Людмилы Петрушевской пусть и тарабарский, но все же он, по словам некоторых преподавателей, призван помочь ребятам определять род существительных, словообразующие суффиксы, распознать глаголы и другие части речи.
Но вернемся к изданиям обновленного содержания. Министерство образования и науки РК разработало Дорожную карту по обсуждению учебников и программ «обновленки» 3, 6, 8 классов для всех областей республики. В ноябре проходят методические семинары, презентации учебников, обсуждение их концепции и содержания. В нашем регионе семинар собрал представителей МОН РК, республиканского научно-практического центра «Учебник», 50 авторов и около 500 учителей общеобразовательных школ региона.
Надо отметить, что авторы с душой подошли к созданию учебников - для них это работа творческая, однако порой «надо» возобладает над «хочу». Так или иначе, одна из авторов книг по русскому языку для 6 класса русской школы, доктор педагогических наук Бибисара Исмакова призналась: коллектив авторов собрался отличный, и наряду с докторами наук примечательно в нем и участие практиков.
Тексты для заданий учебника, продолжила Б. Исмакова, старались подбирать из классической русской и казахской литературы, а также современной, но без экстремальных заскоков, как с «И-пызявой». Главное, чтобы с этими текстами ребенок не только мог выполнить задания и обучаться языку, но заинтересовался произведениями.
- Мы отбирали такие тексты, которые по возрасту и психологическим особенностям были бы интересны детям, - объяснила Бибисара Сериковна. - К примеру, «Семья и семейные ценности» или «Празднование Нового года за рубежом и в Казахстане» - темы содержательные, познавательные и воспитательные. И, конечно, в них учтены элементы грамматики, фонетики, правописания, ведь главное - научить литературному языку и правильному письму.
Открытое обсуждение новых учебников авторы нашли необходимым и полезным. Педагоги интересовались, по какому принципу создавались книги и позитивно высказались о связи заданий с грамматикой и лексикой. Выяснилось, что программа учебников русского языка будет дорабатываться - возможно, темы поменяют местами, но концептуально книги не изменятся. Это чуть позже подтвердил заместитель директора РНПЦ «Учебник» Саят Омаров, добавивший, что рекомендации после завершения «книжного тура» отправятся в МОН РК.
- Важна обратная связь, ведь учителя и родители порой неоднозначно воспринимают новые учебники, - объяснил Саят Кусаинович. - Да, по структуре и содержанию они другие. И первая задача авторов - объяснить учителям, почему книги составлены именно так. А если есть вопросы - это для нас сигнал что-то пересмотреть.
Апробация новых учебников идет в городских, сельских и даже малокомплектных школах. Издательств, которые взялись за выпуск книг «обновленки», - около 10 отечественных («Атамура», «Мектеп», «Арман ПВ» и др.) и несколько зарубежных, для книг по английскому языку («МакМиллан», «Оксфорд», «Кембридж»). К слову, на новые учебники английского преподаватели не жалуются: издания всегда интересные, ярко оформленные и прекрасно сверстанные.
- Мы работаем по книгам издательства «МакМиллан» и очень довольны, - поделилась учитель темиртауской общеобразовательной школы № 19 Маргарита Перминова. - Единственная проблема - учебники не всегда совпадают с программой, и, насколько я поняла, их хотят адаптировать к нашей системе образования.
Школьные преподаватели математики тоже ознакомились с обновленными учебниками. Педагог общеобразовательной школы № 1 из Сарани Наталья Медведева рассказала, что книги получились необычными: в условиях задач есть сведения из географии и истории - в них предлагается рассчитать показатели, связанные с этими темами. Задания - разноуровневые, а еще авторы предлагают к книгам дополнительный материал. Но один из учебников имеет очень большой формат (больше А4), да и поделен на 2 части, что для детей будет неудобно: книга даже на парте занимает много места.
Информатику в следующем году начнут преподавать с 3 класса, а потому некоторые педагоги обеспокоены проблемой ознакомления со стандартом преподавания именно в 3 классе, поскольку в некоторых школах информатика преподается в вариативной части уже с 1 класса. Елена Ильина, педагог карагандинской гимназии № 9, новые книги тоже одобрила: в изданиях НИШ, к примеру, с ребятами «обучается» определенный герой, к другим учебникам прилагаются пособия для учителя и рабочая тетрадь ученика. Авторы подробно останавливаются на целях урока, что помогает лучше строить занятия.
Комплектующие к учебнику, которые помогут педагогам, отметила и учитель физики карагандинской общеобразовательной школы № 81 Алия Бодыкова. Авторы учли основное: главная фигура в школе - это ученик, однако, по словам А. Бодыковой, из-за этого порой не хватает методического материала для учителя. Тем не менее некоторые авторы прилагают интерактивные элементы, диски и тесты нескольких уровней - уж они-то в книгу точно поместятся не все.
Немалая работа по переподготовке учителей в условиях «обновленки» ляжет на плечи тренеров Института повышения квалификации работников образования. Поэтому в день семинара они тоже были в числе обсуждающих - как, например, Мейрамгуль Жетписбаева, которая работает с учителями русского языка.
- В новой программе реализованы подходы, нацеленные на то, чтобы дети говорили и, возможно, даже думали на языке, ведь владеть им - не значит зубрить правила. Цели занятий выстроены четко: «Уметь составлять текст описания», «Уметь писать репортаж». И язык предстает не как система, а именно как средство общения. Учебник в этом плане - лучший сопровождающий инструмент учителя. И здесь обозначены цели уроков по слушанию, говорению, чтению и письму. Если это текст по слушанию, о нем нужно говорить и дальше, обсуждать, а потом это должно вылиться в письмо, - объяснила Мейрамгуль Жетписбаева. - Но не во всех учебниках это выдерживается: ребенку предлагаются разные тексты.
Кроме того, издательства разрабатывают руководства для учителя, и последние требуют переработки, дополнила выступающая: они должны быть более четкими. Некоторые руководства копируют материалы сайтов для методических комплексов без адаптации под дисциплину. В таком случае не все будет понятно и учителю, и ученику, если последний вдруг пропустил занятие. Ведь если, к примеру, в учебнике появится задание написать эссе без изучения самого эссе, ребенок не поймет, что ему делать.
Тем временем «книжный тур» по нашей стране продолжается. Как ситуация будет развиваться дальше, мы расскажем на страницах нашей газеты.

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Коррозии - бой! 22.09.2018

    Ученые Карагандинского технического университета разработали инновационный способ борьбы с главным бичом металлургии - коррозией. С помощью нанотехнологической разработки они создали суспензию, которая проникает внутрь металлической поверхности и не только защищает детали от повреждений, но и восстанавливает уже имеющиеся изъяны. Нанопродукт имеет огромные перспективы и уже активно тестируется на производстве - на площадке машиностроительного завода им. Пархоменко.

  • Учеба продолжается! 22.09.2018

    Весть о том, что в селе Матак Каркаралинского района школа будет укомплектована всего на четверть, распространилась по интернету пару недель назад. Якобы сами учителя подняли панику, что им некого будет учить. Однако, как утверждает руководитель управления образования Карагандинской области, эта нерадужная картина, которую обрисовали местные жители, не соответствуют действительности. 

  • Ремонт в учебный год 20.09.2018

    Поздно проведенный тендер на ремонт школы села Тузды Бухаржырауского района вынудил 171 ученика и 35 учителей ютиться в тесном неприспособленном помещении. Вот уже три недели, как школьники с 0 по 11 классы учатся в здании, которое подлатали наспех. По словам акима Тузды Сауле Бегжановой, обстоятельства сложились так, что техперсоналу школы и родителям пришлось объединить усилия, чтобы к новому учебному процессу подремонтировать здание бывшего акимата, которое стояло заброшенным несколько лет.

  • Отказаться - ваше право 15.09.2018

    «Мы считаем, что родители не обязаны нести какие-либо расходы на ремонт или проведение мероприятий в организациях образования, и рассматриваем подобные факты как коррупцию. Из бюджета выделяются достаточные денежные средства на все указанные цели», - отметил заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Олжас Бектенов на видеоконференции, посвященной актуальным проблемам в сфере образования. Прямая трансляция республиканского совещания для карагандинских педагогов была организована в стенах областного департамента Национального бюро по противодействию коррупции. В его работе приняли участие вице-министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, а также посредством видеоконференц-связи - руководители областных управлений, городских отделов образования, директора школ и активные представители попечительских советов.

  • Как вырастить гения 15.09.2018

    Как развить творческие способности ребенка? Как проложить кратчайший путь от детского рисунка к внедрению инновационных методов обучения? Все чаще мы слышим выражение - «интеграционная форма занятия». Новшество это или необходимость? 
    В последнее время мы приходим к выводу, что применение инновационных технологий в современном обучении просто необходимо для формирования всесторонне развитой личности. И важно не только внедрение новых форм работы с этнокультурными объединениями Ассамблеи народа Казахстана нашей области, но и более глубокое изучение народного творчества и языковой культуры разных этносов. 

  • Закрой учебник, выйди в сеть 13.09.2018

    Как отметила директор гимназии № 93 Аягуль Ахметова, наряду с их ребятами тестировать 13 электронных книг будут в Астане, Алматы, Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областях. Всего 13 школ, 80 классов и порядка трех тысяч учащихся.
    - В пилотном проекте примут участие 3, 6, 8 классы, - поделилась она. - Для учеников третьего класса с русским языком обучения в новом формате разработаны пособия «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Информационно-коммуникационные технологии», а для детей с казахским языком обучения - «Математика» и «Русский язык». В 6 классах с казахским языком обучения предусмотрен «Жаратылыстану», с русским языком обучения - «Естествознание» и «Русская литература». Для 8 классов с казахским и русским языками обучения будут учебники по «Географии» и «Информатике».

  • Школа для родителей 13.09.2018

    В республике началась серия родительских конференций «Казахстанские родители ХХI века: стань примером своему ребенку», которые призваны помочь мамам и папам лучше понимать своих детей и укрепить семью. В сентябре и октябре этого года пройдет несколько таких встреч, и на каждой из них обсудят, как родители могут поддержать ребенка в зависимости от его возраста. Конференции стартовали в начале сентября и прошли в одно время, а в Караганде одной из школ, которая собрала в своих стенах родителей, школьных психологов и представителей Института семейного воспитания (который и инициировал мероприятия), стала недавно открытая гимназия № 102.

  • Открытый урок 13.09.2018

    В начале сентября в Костанае прошел республиканский конкурс, посвященный Ахмету Байтурсынову, в котором соревновались преподаватели. Главный приз достался карагандинскому преподавателю областного Центра обучения языкам Динаре Куанбаевой. Конкурс, посвященный видному общественному деятелю, прошел и под эгидой Дня языков, который, напомним, теперь будет отмечаться 5 сентября, в день рождения самого Ахмета Байтурсынова. На первый взгляд может показаться, что схема заданий конкурса вполне традиционна - представиться, показать свою работу и провести открытый урок, но о сложности его говорит время подготовки нашей победительницы: четыре месяца.