25 ноября 2017 года 2035

Перезагрузка для адвокатуры

Автор: Оксана МЯГКИХ

В рамках модернизации судебной и правоохранительной систем государством прорабатываются эффективные методы совершенствования механизма оказания квалифицированной юридической помощи казахстанцам. Что конкретно делается в этом направлении и каковы ожидаемые результаты от этих поисков, мы обсуждаем с руководителем департамента юстиции Карагандинской области Асхатом ЖУСУПОВЫМ.

- Асхат Нургазиевич, Министерство юстиции разработало и внесло на рассмотрение Мажилиса Парламента РК законопроекты «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» и сопутствующий - «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам юридической помощи». И они вызвали неоднозначную реакцию среди профессиональных юридических сообществ. С чем, по вашему мнению, это связано, и каковы положительные моменты этих законопроектов для непосредственных получателей юридической помощи - простых граждан?
- Давайте начнем разговор с того, что проводимая модернизация судебной и правоохранительной систем неизменно влечет за собой необходимость реформирования института защиты конституционных прав граждан, и в первую очередь его ядра - системы адвокатуры и законодательства об адвокатской деятельности. Она должна органично встроиться и функционировать в новых правовых реалиях.
В июне текущего года Глава государства Нурсултан Назарбаев при принятии отчета по реализации судебной реформы, заложенной в Плане нации «100 конкретных шагов», обратил внимание на слабое развитие адвокатуры. И неудивительно, потому что принятый 20 лет назад Закон «Об адвокатской деятельности» был одним из самых прогрессивных на постсоветском пространстве, но времена меняются, процесс глобализации ускоряется. За это время много раз вносились изменения и дополнения в указанный закон.
Сегодня накопился ряд проблем, требующих своего решения. В частности, сфера юридических услуг и помощи все еще непрозрачна и малопонятна для широких слоев населения, отсутствует специализация адвокатов. При высоких гонорарах нет каких-либо законодательных гарантий качества их работы. Для осведомленности населения и справедливого ценообразования предусматривается разработка рекомендательной тарифной сетки оплаты помощи адвоката. Далее, новеллой законопроекта является отмена вступительных взносов в коллегию адвокатов, что, бесспорно, увеличит число представителей этой профессии, соответственно, повысит конкуренцию и усилит качество оказываемых услуг. Также предусмотрена возможность граждан рассчитывать на страховое возмещение в случае оказания некачественной юридической помощи. В целях улучшения качественного состава адвокатуры пересмотрены порядок проведения аттестации и механизм повышения квалификации адвокатов.
По вполне понятным причинам эти и другие вопросы были восприняты адвокатским сообществом как вторжение в их самостоятельность и независимость. Однако я считаю, что новый законопроект должен быть выше этих меркантильных интересов. Он, прежде всего, направлен на усиление защиты прав, свобод и законных интересов граждан при реализации их конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, а также совершенствование механизмов ее оказания.
Кроме того, законопроект предусматривает другие формы совершенствования оказания юридической помощи. Дело в том, что сейчас большое количество юристов, представляющих интересы граждан в судах. Они работают стихийно и не несут ответственности за оказываемую юрпомощь. Теперь они должны будут объединяться в саморегулируемые организации - палаты юридических консультантов, где будет установлена ответственность за некачественное оказание юридических услуг. Таким образом, упорядочение деятельности юридического сообщества исключит риски получения гражданами неквалифицированной помощи.
- Давайте все-таки уточним, в чем заключается принципиальная положительная разница между существующим и ожидаемым статусом адвоката? Не создает ли новый законопроект механизм контроля над ними?
- Если почитать и сравнить нормы в действующем Законе «Об адвокатской деятельности» и законопроекте «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» в части адвокатуры, то по действующему закону Министерство юстиции в отношении адвокатов обладает четырьмя компетенциями. Речь идет об утверждении порядка проведения аттестации при допуске к профессии адвоката; порядка прохождения стажировки на право занятия адвокатской деятельностью; утверждении формы удостоверения адвоката и формы статистических сведений об оказанной ими юридической помощи. Республиканская коллегия адвокатов в свою очередь утверждает устав, кодекс этики, положение о порядке проведения аттестации адвокатов и регламент проведения конференции. Здесь все находятся в равном положении.
В новом же законопроекте Министерство юстиции имеет также четыре функции, из которых две новые: утверждение типового договора страхования и порядка проведения проверок палат юридических консультантов. Прежние - утверждение формы удостоверения адвоката и положения о порядке прохождения стажировки - передаются в ведение республиканской коллегии адвокатов. Кроме того, коллегии передаются и абсолютно новые функции. Речь идет об утверждении стандартов оказания юридической помощи, критериев качества оказания юридической помощи, тарифной сетки оплаты, формы адвокатской мантии, стандартов и порядка повышения квалификации адвокатов, порядка повышения квалификации адвокатов, формы адвокатского запроса, объема и порядка оказания комплексной социальной юридической помощи, правил поведения адвокатов в средствах массовой информации, положения о дисциплинарной комиссии адвокатов, порядка определения возможной специализации адвокатов по категориям дел. То есть при прежних четырех компетенциях Минюста у коллегии полномочия расширены до восемнадцати компетенций. И это свидетельствует только об одном - значение республиканской коллегии адвокатов усиливается, роль министерства в адвокатуре сокращается.
И, наконец, самое главное. Цель законопроектов заключается не столько в повышении статуса адвокатов, чему впоследствии даст свою оценку история и практика, сколько в повышении их ответственности перед обществом и гражданами. Согласитесь, данная цель оправдывается предлагаемыми изменениями в законодательстве.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Стаж солидарный, накопительный и иной 03.07.2018

    Накануне июльского перерасчета государственной базовой пенсионной выплаты на площадке региональной службы коммуникаций состоялась пресс-конференция с участием представителей СМИ города и области. Руководитель департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции по Карагандинской области Наталья Крюкова еще раз ознакомила карагандинцев с механизмами назначения базовой и понятием «стаж работы».

  • Только вперед! 30.06.2018

    Благодаря исполнению всех социальных обязательств, а также качественному росту по целому ряду показателей Министерство национальной экономики РК оценило работу акимата Карагандинской области по итогам прошлого года на 46,9 балла из 50 возможных. О том, как были исполнены программы социально-экономического развития региона в 2017 году, а также бюджет, шла речь на XVI сессии Карагандинского областного маслихата.

  • Этика - прежде всего 30.06.2018

    В рамках реализации 12 шага по формированию профессионального государственного аппарата «Плана нации - 100 конкретных шагов» Указом Президента РК «О мерах по дальнейшему совершенствованию этических норм и правил поведения государственных служащих Республики Казахстан» утверждены и введены в действие с 1 января 2016 года Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан и Положение об уполномоченном по этике.

  • Стратегия честности 28.06.2018

    В Историко-культурном центре Первого Президента РК в Темиртау прошел семинар «Эффективное государственное управление, борьба с коррупцией и обеспечение верховенства закона - предпосылка развития гражданского общества». В работе семинара приняли участие представители областной прокуратуры, департамента внутренних дел, департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции по Карагандинской области, сотрудники правоохранительных органов Темиртау, депутаты маслихата, члены общественного совета, слушатели учебного центра МВД, представители НПО.

  • Из интересов государства 23.06.2018

    Накануне профессионального праздника департамент по делам государственной службы и противодействию коррупции по Карагандинской области провел мероприятие, на котором не только отметил лучших коллег в этой профессии. Среди награжденных есть и журналисты, общественные лидеры, школьники. Поздравляя коллег с профессиональным праздником, глава департамента Жандос Сарсенов напомнил, что 23 июня учрежден как День государственного служащего Организацией Объединенных Наций.

  • Территория без конфликтов 23.06.2018

    Формирование современного государственного аппарата, обеспечение верховенства закона, достижение транспарентности и подотчетности государства определены в качестве важных реформ в Плане нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева. Развитие эффективной системы государственного управления является одним из непременных условий политической модернизации, экономического процветания, социального благополучия и дальнейшего развития гражданского общества. 

  • Плюс цифровизация АПК 21.06.2018

    Объемы инвестиций в сельское хозяйство значительно снизились. За четыре месяца текущего года было выделено 2,1 млрд тенге, что меньше прошлогодних показателей более чем на четверть. В числе потерявших инвестиционную привлекательность - Жанааркинский и Нуринский районы, города Караганда и Темиртау. Снизился и так называемый индекс физического объема. Как рассказал на аппаратном совещании заместитель акима области Серик Шайдаров, ИФО снижен в городе Сарани, ниже среднеобластного показатель во всех районах, кроме Бухаржырауского, а также в Сатпаеве, Жезказгане, Балхаше и Темиртау. 

  • Чисто, где не сорят 21.06.2018

    Соблюдать санитарное законодательство и штрафовать в случае его несоблюдения могут акимы поселков и сел. Это позволит не только пополнить местный бюджет, но и сделает населенные пункты чище. Выступавший на аппаратном совещании заместитель акима области Анатолий Шкарупа рассказал, что согласно имеющимся фотоматериалам местные власти должны были до 15 июня ликвидировать несанкционированные свалки, а услугодатели очистить мусоросборочные площадки от скопившегося там хлама и наладить системную работу по своевременному вывозу твердых бытовых отходов. Кроме того, специалисты управления энергетики и ЖКХ проехались по населенным пунктам области и выявили, что практически в каждом регионе несанкционированные свалки полностью не ликвидируются и спустя короткое время образуются снова.