25 ноября 2017 года 2133

Перезагрузка для адвокатуры

Автор: Оксана МЯГКИХ

В рамках модернизации судебной и правоохранительной систем государством прорабатываются эффективные методы совершенствования механизма оказания квалифицированной юридической помощи казахстанцам. Что конкретно делается в этом направлении и каковы ожидаемые результаты от этих поисков, мы обсуждаем с руководителем департамента юстиции Карагандинской области Асхатом ЖУСУПОВЫМ.

- Асхат Нургазиевич, Министерство юстиции разработало и внесло на рассмотрение Мажилиса Парламента РК законопроекты «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» и сопутствующий - «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам юридической помощи». И они вызвали неоднозначную реакцию среди профессиональных юридических сообществ. С чем, по вашему мнению, это связано, и каковы положительные моменты этих законопроектов для непосредственных получателей юридической помощи - простых граждан?
- Давайте начнем разговор с того, что проводимая модернизация судебной и правоохранительной систем неизменно влечет за собой необходимость реформирования института защиты конституционных прав граждан, и в первую очередь его ядра - системы адвокатуры и законодательства об адвокатской деятельности. Она должна органично встроиться и функционировать в новых правовых реалиях.
В июне текущего года Глава государства Нурсултан Назарбаев при принятии отчета по реализации судебной реформы, заложенной в Плане нации «100 конкретных шагов», обратил внимание на слабое развитие адвокатуры. И неудивительно, потому что принятый 20 лет назад Закон «Об адвокатской деятельности» был одним из самых прогрессивных на постсоветском пространстве, но времена меняются, процесс глобализации ускоряется. За это время много раз вносились изменения и дополнения в указанный закон.
Сегодня накопился ряд проблем, требующих своего решения. В частности, сфера юридических услуг и помощи все еще непрозрачна и малопонятна для широких слоев населения, отсутствует специализация адвокатов. При высоких гонорарах нет каких-либо законодательных гарантий качества их работы. Для осведомленности населения и справедливого ценообразования предусматривается разработка рекомендательной тарифной сетки оплаты помощи адвоката. Далее, новеллой законопроекта является отмена вступительных взносов в коллегию адвокатов, что, бесспорно, увеличит число представителей этой профессии, соответственно, повысит конкуренцию и усилит качество оказываемых услуг. Также предусмотрена возможность граждан рассчитывать на страховое возмещение в случае оказания некачественной юридической помощи. В целях улучшения качественного состава адвокатуры пересмотрены порядок проведения аттестации и механизм повышения квалификации адвокатов.
По вполне понятным причинам эти и другие вопросы были восприняты адвокатским сообществом как вторжение в их самостоятельность и независимость. Однако я считаю, что новый законопроект должен быть выше этих меркантильных интересов. Он, прежде всего, направлен на усиление защиты прав, свобод и законных интересов граждан при реализации их конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, а также совершенствование механизмов ее оказания.
Кроме того, законопроект предусматривает другие формы совершенствования оказания юридической помощи. Дело в том, что сейчас большое количество юристов, представляющих интересы граждан в судах. Они работают стихийно и не несут ответственности за оказываемую юрпомощь. Теперь они должны будут объединяться в саморегулируемые организации - палаты юридических консультантов, где будет установлена ответственность за некачественное оказание юридических услуг. Таким образом, упорядочение деятельности юридического сообщества исключит риски получения гражданами неквалифицированной помощи.
- Давайте все-таки уточним, в чем заключается принципиальная положительная разница между существующим и ожидаемым статусом адвоката? Не создает ли новый законопроект механизм контроля над ними?
- Если почитать и сравнить нормы в действующем Законе «Об адвокатской деятельности» и законопроекте «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» в части адвокатуры, то по действующему закону Министерство юстиции в отношении адвокатов обладает четырьмя компетенциями. Речь идет об утверждении порядка проведения аттестации при допуске к профессии адвоката; порядка прохождения стажировки на право занятия адвокатской деятельностью; утверждении формы удостоверения адвоката и формы статистических сведений об оказанной ими юридической помощи. Республиканская коллегия адвокатов в свою очередь утверждает устав, кодекс этики, положение о порядке проведения аттестации адвокатов и регламент проведения конференции. Здесь все находятся в равном положении.
В новом же законопроекте Министерство юстиции имеет также четыре функции, из которых две новые: утверждение типового договора страхования и порядка проведения проверок палат юридических консультантов. Прежние - утверждение формы удостоверения адвоката и положения о порядке прохождения стажировки - передаются в ведение республиканской коллегии адвокатов. Кроме того, коллегии передаются и абсолютно новые функции. Речь идет об утверждении стандартов оказания юридической помощи, критериев качества оказания юридической помощи, тарифной сетки оплаты, формы адвокатской мантии, стандартов и порядка повышения квалификации адвокатов, порядка повышения квалификации адвокатов, формы адвокатского запроса, объема и порядка оказания комплексной социальной юридической помощи, правил поведения адвокатов в средствах массовой информации, положения о дисциплинарной комиссии адвокатов, порядка определения возможной специализации адвокатов по категориям дел. То есть при прежних четырех компетенциях Минюста у коллегии полномочия расширены до восемнадцати компетенций. И это свидетельствует только об одном - значение республиканской коллегии адвокатов усиливается, роль министерства в адвокатуре сокращается.
И, наконец, самое главное. Цель законопроектов заключается не столько в повышении статуса адвокатов, чему впоследствии даст свою оценку история и практика, сколько в повышении их ответственности перед обществом и гражданами. Согласитесь, данная цель оправдывается предлагаемыми изменениями в законодательстве.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Сдали с наличным 16.10.2018

    Двоим карагандинцам, отдавшим в виде благодарности по тысяче тенге сотрудникам налоговой службы, теперь предстоит выплатить в бюджет в 240 раз больше.

  • Сообщи о взяточнике 04.10.2018

    Об эффективной борьбе с коррупцией рассказало на заседании консультативного совета руководство управления внутренней безопасности департамента государственных доходов. В текущем году, по информации управления внутренней безопасности, в отношении сотрудников департамента было возбуждено 6 уголовных дел, из них три преступления были раскрыты совместно с департаментом Национального бюро по противодействию коррупции по Карагандинской области.

  • Долг подкрался незаметно 02.10.2018

    Жительница Балхаша, прекратившая в 2006 году предпринимательскую деятельность, через 8 лет получила уведомление о задолженности перед департаментом государственных доходов. Как оказалось, по документам ДГД Зоя Ким так и не была снята с налогового учета. А это значит, что бывшая бизнес-вумен, а ныне пенсионерка, осталась должна государству более 637 тысяч тенге. Последние несколько лет Зоя Ким живет на три города - Балхаш (где она вела 12 лет назад свой бизнес), Костанай (где она живет сегодня) и Караганда (где судится с департаментом госдоходов). Еще в середине 90-х женщина занялась мелким бизнесом. Открыла в Балхаше небольшой магазин, где продавала продукты и напитки, включая горячительные. Лицензию на реализацию алкогольной продукции она получила в 1999 году. По словам Зои Ким, выдавали ее бесплатно и действительна она была по всей территории Казахстана. В 2006 году она прекратила предпринимательскую деятельность в связи с переездом в Костанай. Будучи уже на пенсии, решила заняться воспитанием внуков.

  • Порядок везде и во всем 27.09.2018

    Взять под особый контроль бесконтактный метод продажи синтетических наркотиков через объявления в социальных сетях и рекламу на зданиях, а также усилить наряды автопатрулей на трассах в направлениях Каркаралинска, Абайского, Шетского районов, в окрестностях городов Балхаша и Темиртау поручил аким области Ерлан Кошанов руководству местной полицейской службы. Отчитываясь об итогах работы, исполняющий обязанности начальника областной местной полицейской службы Нурлан Рахимбеков рассказал о наметившемся снижении числа уголовных правонарушений (на 6% - с 15895 до 14943). Сократилось количество тяжких (7,2% - с 1212 до 1125) и особо тяжких видов преступлений (почти на 18% - со 156 до 128).

  • Просвещение служивых 27.09.2018

    Национальным бюро по противодействию коррупции департамента Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции полностью пересмотрены подходы к практике внесения представлений в порядке статьи 200 Уголовно-процессуального кодекса РК, предусматривающей профилактические меры по устранению обстоятельств, способствовавших совершению коррупции. По результатам расследования уголовных дел вносятся соответствующие представления и проводятся встречи с трудовыми коллективами госорганов, где были зафиксированы коррупционные преступления.

  • Предъявите отчёт! 25.09.2018

    На минувшей отчетной встрече акима области с населением карагандинские дачники пожаловались Ерлану Кошанову на то, что весной талая вода заливает дачные участки, расположенные близ Федоровского водохранилища. На Федоровке располагаются восемь дачных сообществ. В последние годы постройки и огороды регулярно подтапливает в период паводков. В 2015 году уровень воды на участках достигал 2,5 метра, затопив большую часть домов. А их здесь почти 4 тысячи. С тех пор ситуация повторяется каждый год, а вместе с большой водой наступает и неурожай. Главная причина бед дачников - заросшая кустарником река Сокыр, сквозь который не могут пройти талые воды. После того как о проблеме стало известно акиму области, он поручил отсыпать 800 метров дамбы реки Сокыр и 1000 метров дамбы обводного канала. Тогда же было проложено 11 водопропускных труб и вырублено 2 километра тальника. Благодаря этим работам подтопления в 2018 году не было. Теперь садоводам осталось решить еще одну проблему.

  • Поторопились «пришить» 25.09.2018

    В микрорайоне «Конырат» города Балхаша должна была появиться модульная котельная стоимостью 405,4 миллиона тенге. Договор на строительство был заключен между ГУ «Управление строительства Карагандинской области» и ТОО «РаЗа Строй» 2 июля 2015 года. Прошло три года, и вдруг выяснилось, что данный объект больше не нужен. Между тем к февралю 2016 года компания выполнила работы на сумму 17,5 миллиона тенге, но деньги эти смогла получить только через год с лишним. К тому времени управление заявило о расторжении договора. По словам представителя ТОО Саятбека Ахметова, на протяжении всего периода работы подрядная организация испытывала большие затруднения при взаимодействии с управлением строительства, приходилось постоянно вести судебные разбирательства. К примеру, решением суда было установлено, что договор был зарегистрирован в органах казначейства спустя 95 календарных дней с даты заключения, а также указано, что «именно действия и бездействие управления по соблюдению требований законодательства послужили нарушению сроков исполнения условий договора».

  • «Неучтенка» идет в карман 25.09.2018

    Два десятка фактов незаконной добычи полезных ископаемых выявили в департаменте экологии по Карагандинской области. Ущерб составил свыше 18 миллионов тенге. По словам руководителя отдела государственного экологического контроля Айман Кулатаевой, многие предприниматели слишком злоупотребляют своим положением.
    - Деятельность недропользователей, осуществляющих добычу общераспространенных полезных ископаемых, постоянно проверяется на наличие разрешений на эмиссии в окружающую среду и заключения государственной экологической экспертизы на проектные материалы, - поделилась она. - Нам необходимо установить прозрачность в работе подобных предприятий. Также это нужно для составления специальной карты. Совместно с заинтересованными государственными органами, а также с НПП «Атамекен» разработан сайт электронной карты законных недропользователей.