25 ноября 2017 года 1098

Перезагрузка для адвокатуры

Автор: Оксана МЯГКИХ

В рамках модернизации судебной и правоохранительной систем государством прорабатываются эффективные методы совершенствования механизма оказания квалифицированной юридической помощи казахстанцам. Что конкретно делается в этом направлении и каковы ожидаемые результаты от этих поисков, мы обсуждаем с руководителем департамента юстиции Карагандинской области Асхатом ЖУСУПОВЫМ.

- Асхат Нургазиевич, Министерство юстиции разработало и внесло на рассмотрение Мажилиса Парламента РК законопроекты «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» и сопутствующий - «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам юридической помощи». И они вызвали неоднозначную реакцию среди профессиональных юридических сообществ. С чем, по вашему мнению, это связано, и каковы положительные моменты этих законопроектов для непосредственных получателей юридической помощи - простых граждан?
- Давайте начнем разговор с того, что проводимая модернизация судебной и правоохранительной систем неизменно влечет за собой необходимость реформирования института защиты конституционных прав граждан, и в первую очередь его ядра - системы адвокатуры и законодательства об адвокатской деятельности. Она должна органично встроиться и функционировать в новых правовых реалиях.
В июне текущего года Глава государства Нурсултан Назарбаев при принятии отчета по реализации судебной реформы, заложенной в Плане нации «100 конкретных шагов», обратил внимание на слабое развитие адвокатуры. И неудивительно, потому что принятый 20 лет назад Закон «Об адвокатской деятельности» был одним из самых прогрессивных на постсоветском пространстве, но времена меняются, процесс глобализации ускоряется. За это время много раз вносились изменения и дополнения в указанный закон.
Сегодня накопился ряд проблем, требующих своего решения. В частности, сфера юридических услуг и помощи все еще непрозрачна и малопонятна для широких слоев населения, отсутствует специализация адвокатов. При высоких гонорарах нет каких-либо законодательных гарантий качества их работы. Для осведомленности населения и справедливого ценообразования предусматривается разработка рекомендательной тарифной сетки оплаты помощи адвоката. Далее, новеллой законопроекта является отмена вступительных взносов в коллегию адвокатов, что, бесспорно, увеличит число представителей этой профессии, соответственно, повысит конкуренцию и усилит качество оказываемых услуг. Также предусмотрена возможность граждан рассчитывать на страховое возмещение в случае оказания некачественной юридической помощи. В целях улучшения качественного состава адвокатуры пересмотрены порядок проведения аттестации и механизм повышения квалификации адвокатов.
По вполне понятным причинам эти и другие вопросы были восприняты адвокатским сообществом как вторжение в их самостоятельность и независимость. Однако я считаю, что новый законопроект должен быть выше этих меркантильных интересов. Он, прежде всего, направлен на усиление защиты прав, свобод и законных интересов граждан при реализации их конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, а также совершенствование механизмов ее оказания.
Кроме того, законопроект предусматривает другие формы совершенствования оказания юридической помощи. Дело в том, что сейчас большое количество юристов, представляющих интересы граждан в судах. Они работают стихийно и не несут ответственности за оказываемую юрпомощь. Теперь они должны будут объединяться в саморегулируемые организации - палаты юридических консультантов, где будет установлена ответственность за некачественное оказание юридических услуг. Таким образом, упорядочение деятельности юридического сообщества исключит риски получения гражданами неквалифицированной помощи.
- Давайте все-таки уточним, в чем заключается принципиальная положительная разница между существующим и ожидаемым статусом адвоката? Не создает ли новый законопроект механизм контроля над ними?
- Если почитать и сравнить нормы в действующем Законе «Об адвокатской деятельности» и законопроекте «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» в части адвокатуры, то по действующему закону Министерство юстиции в отношении адвокатов обладает четырьмя компетенциями. Речь идет об утверждении порядка проведения аттестации при допуске к профессии адвоката; порядка прохождения стажировки на право занятия адвокатской деятельностью; утверждении формы удостоверения адвоката и формы статистических сведений об оказанной ими юридической помощи. Республиканская коллегия адвокатов в свою очередь утверждает устав, кодекс этики, положение о порядке проведения аттестации адвокатов и регламент проведения конференции. Здесь все находятся в равном положении.
В новом же законопроекте Министерство юстиции имеет также четыре функции, из которых две новые: утверждение типового договора страхования и порядка проведения проверок палат юридических консультантов. Прежние - утверждение формы удостоверения адвоката и положения о порядке прохождения стажировки - передаются в ведение республиканской коллегии адвокатов. Кроме того, коллегии передаются и абсолютно новые функции. Речь идет об утверждении стандартов оказания юридической помощи, критериев качества оказания юридической помощи, тарифной сетки оплаты, формы адвокатской мантии, стандартов и порядка повышения квалификации адвокатов, порядка повышения квалификации адвокатов, формы адвокатского запроса, объема и порядка оказания комплексной социальной юридической помощи, правил поведения адвокатов в средствах массовой информации, положения о дисциплинарной комиссии адвокатов, порядка определения возможной специализации адвокатов по категориям дел. То есть при прежних четырех компетенциях Минюста у коллегии полномочия расширены до восемнадцати компетенций. И это свидетельствует только об одном - значение республиканской коллегии адвокатов усиливается, роль министерства в адвокатуре сокращается.
И, наконец, самое главное. Цель законопроектов заключается не столько в повышении статуса адвокатов, чему впоследствии даст свою оценку история и практика, сколько в повышении их ответственности перед обществом и гражданами. Согласитесь, данная цель оправдывается предлагаемыми изменениями в законодательстве.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Построим «умный» город 18.01.2018

    Взаимовыгодное сотрудничество в сфере внедрения «умных технологий» предложили акиму Карагандинской области Ерлану Кошанову представители крупных израильских компаний «MER Group» и «NETAFIM» во время его встречи с Чрезвычайным и Полномочным Послом Израиля в Казахстане и Кыргызской Республике Михаэлем Бродским.

  • От детского сада до "Смарт-Сити" 18.01.2018

    Лидерами по количеству реализованных проектов государственно-частного партнерства за прошлый год названы Актюбинская (73 проекта), Восточно-Казахстанская (71) и Карагандинская (21) области. Наступивший 2018 год обещает быть еще более плодотворным в этом плане в связи с упрощением процедур рассмотрения, утверждения и внедрения проектов. С принятием нового бюджетного законодательства эти сроки сокращаются почти вдвое (с пяти до трех этапов), а по времени - с семи до трех месяцев, сообщил заместитель председателя правления АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» Талгат Матаев на бизнес-портале abctv.kz. 

  • Производство переходит на «цифру» 16.01.2018

    Ряд конкретных поручений, связанных с реализацией идей и задач, заложенных в очередном Послании Главы государства «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции», поставил перед активом региона аким Карагандинской области Ерлан Кошанов. Он отметил, что данный программный документ «имеет важное стратегическое значение, поскольку направлен на решение вопросов государственного строительства на новом историческом этапе». В собрании областного актива, посвященном обсуждению Послания Президента РК Нурсултана Назарбаева, приняли участие руководители государственных органов, депутаты маслихатов, представители бизнес-сообщества, неправительственных организаций и общественных объединений, политических партий, а также карагандинские ветераны. 

  • Вакцина с последствиями 16.01.2018

    Обычная прививка БЦЖ, которую делают без исключения всем новорожденным, обернулась для пациентки перинатального центра судебным разбирательством с медицинским персоналом. Вместо радости материнства женщина обивала пороги управления здравоохранения и судебных инстанций. А новорожденный в это время перенес операцию по удалению лимфоузлов. Вроде бы обычная прививка стала для младенца чуть ли не смертельной - вакцина, как оказалось, вызвала лимфаденит. Возник ли он из-за большого количества введенных патогенных бактерий в организм ребенка либо вследствие передозировки препарата - теперь уже сказать трудно. Все участники этого печального события, за исключением пострадавшего младенца, заняты взаимными обвинениями и судебными разбирательствами. 

  • Компенсация за молчание 13.01.2018

    От травм на рабочем месте не застрахован никто, тем более если это промышленное производство. Наиболее крупные аварии, происходящие особенно в шахтах, сразу же становятся достоянием общественности. Однако помимо угледобывающей отрасли в регионе немало и других предприятий тяжелой индустрии, на которых также происходят несчастные случаи. Так, в прошлом году государственной инспекцией труда было зафиксировано 165 происшествий, когда работники получали увечья с тяжелым или смертельным исходом. Всего за 2017 год пострадали от производственных травм 192 человека, из них 34 погибли. И это только данные инспекции труда. Сколько неофициальных случаев, когда работник, получив травму на работе, скрывает правду, рассказывая якобы о бытовом увечье, неизвестно. Но явно в разы больше.

  • Полицейский на доверии 13.01.2018

    Почему участковых полицейских днем с огнем не найти, и что грозит патрульным постовым, во время дежурства прогуливающимся вдоль освещенных автомагистралей вместо дворов жилых домой, - карагандинцам рассказали на встрече с начальником местной полицейской службы.  С начала 2016 года наша область наравне с другими регионами страны перешла на новый формат обеспечения правопорядка - у нас заработала местная полицейская служба. О том, как проходит работа стражей порядка, рассказывают руководители областного и городского уровней, постоянно отчитываются перед населением.

  • Вину докажет следствие 13.01.2018

    Два смертельных случая среди малышей от острых кишечных инфекций, произошедшие 31 декабря и 3 января в Карагандинской области, вызвали широкий резонанс в СМИ и интернет-пространстве. Почву разным суждениям дает сам факт того, что смерть детей наступила в условиях больничных палат. Трехлетняя Айзере Какарманова поступила в областную инфекционную больницу 23 декабря с осложнением ОРВИ в виде бронхита. После нескольких дней лечения их с мамой уже готовили к выписке, но 29 числа у девочки открылась рвота, а после присоединился частый жидкий стул с высокой температурой. Мама, недовольная качеством лечения ребенка, написала расписку и забрала дочь домой, понадеявшись, что сможет справиться сама. Но, спустя время, на «скорой» они вернулись обратно в стационар. Однако помочь девочке так и не смогли.

  • Штраф платежом красен 11.01.2018

    С 9 января вступили в действие поправки в Кодекс РК «Об административных правонарушениях». Они значительно смягчают наказания проштрафившимся автолюбителям. Однако есть и ужесточения, которые касаются не только водителей. В частности, речь идет о семейных дебоширах.  Напомним, что МРП в Казахстане в текущем году составляет 2 405 тенге. Учитывая внесенные изменения, к примеру, если раньше за создание дорожного затора могли оштрафовать на 10 МРП, что при прошлом месячном расчетном показателе составляло 22 690 тенге, то сейчас за выезд на перекресток в случае образовавшейся автомобильной пробки, которая привела к созданию нового затора в поперечном направлении, предусмотрено предупреждение или штраф в размере 3 МРП или 7 215 тенге.