23 ноября 2017 года 810

С дипломом - в село?

Автор: Анна СТРОКОВА

Проблемы городских школ порой не идут ни в какое сравнение с сельскими. Материально-техническая база в отдельных регионах страны крайне слабая, нехватка сельских учителей повышается, а в некоторых областях малокомплектные школы вообще не финансируют. Эти вопросы обсуждали на республиканском семинаре-совещании.

Малокомплектных школ в нашем регионе достаточно - 46%. Отличительная их особенность - в отдаленности от районных и городских центров. У нас сохраняются отсутствие квалифицированных педагогических кадров, слабая материально-техническая база и недоступность дополнительного образования. Состояние МКШ влияет на развитие села, а их закрытие равно угасанию самого населенного пункта. Поэтому вопрос повышения качества сельской школы особо беспокоит в условиях «обновленки».

Что есть в наличии

Директор областного учебно-методического центра развития образования (УМЦ РО) Гульсум Кожахметова дала картину по Карагандинскому региону. За последние 3 года в сельском образовании достижения есть, и значительные. Обеспеченность кабинетами новой модификации выросла с 40 до 51%, в школах без выхода в интернет обучают через оффлайн-механизмы. Из 50 сельских школ области 19 транслируют опыт Назарбаев интеллектуальных школ, полиязычное обучение идет в 9 детских садах и 12 школах. В сельских регионах - 60 лабораторий робототехники, наши опорные школы (ресурсные центры) занимают призовые места в республиканских конкурсах - среди них Шашубайская и Ростовская.
Однако проблема качества знаний на сегодня остается главной: по итогам ЕНТ и внутренней оценки уровня достижений (ВОУД) результаты сельских школ ниже городских, хотя обучение одного ученика в МКШ обходится бюджету в 2 раза дороже.
Что делать, когда учитель ведет уроки с разными классами разных лет обучения? Ввести специальные курсы и модули для совмещенных классов по нескольким предметам, а для учеников - создать дистанционные центры: они уже действуют на базе опорных школ Осакаровского, Актогайского и Бухаржырауского районов.
И снова о дефиците: на селе не хватает педагогов естественно-математического направления и английского языка. В УМЦ РО переживают, что вакансии эти полностью не закроются. Одним из решений вопроса станут проект «С дипломом в село» и гранты на педагогические специальности. Поможет открытие новых опорных школ, которые объединяют вокруг себя магнитные. Все это требует финансовых вложений, но, заверила Гульсум Кожахметова, они будут оправданы повышением качества сельского образования и сельских регионов в целом.

На других надейся, но сам не плошай

Директор Ростовской опорной школы Бухаржырауского района Нуриден Умирбаев делится: история его учебного заведения уходит корнями в нелегкие 90-е. Все школы тогда «встали на колени», а когда начали подниматься, задумались о том, какой выбрать путь. Нуриден Марякович и его команда открыли опорную школу. Но чтобы такая школа работала, необходимо создать условия для ее развития, особенно когда идет обновление содержания образования.
Ростовская опорная школа объединяет шесть магнитных, и для дальнейшего развития ей необходимо иметь лаборатории, мастерские и не ожидать больших вливаний: бюджета на всех не хватит. Здесь лаборатории создают своими усилиями и средствами.
- У нас около 10 лабораторий и мастерских, 3 теплицы, одну мы попробовали оборудовать в подвальном помещении. Уже вырастили рассаду и овощи с цветами. Пробуем использовать гидропонные установки, двигаясь в ногу с наукой, - рассказывает Нуриден Умирбаев. - Считаю, что сельских ребят нужно вдохновлять оставаться в родных местах: дети должны знакомиться с рабочими профессиями, чтобы быть полезными малой родине.
Для этого в Ростовской опорной школе создают детскую парикмахерскую, сапожную, слесарную и гончарную мастерские. Скоро здесь появится и своя обсерватория, которую сотрудники с детьми тоже готовят сами. Дети из магнитных школ знакомятся и дружат с ребятами из села Ростовка: 4 раза в год первые ездят на сессию, а учителя в это время обмениваются опытом.

Хорошо ли там, где нас нет?

Ростовская опорная школа - один из примеров, как можно не только удержаться на плаву на селе, но и позаботиться о том, чтобы сельская школа не отставала от городской. В Костанайской области в этом плане настрой тоже позитивный, а профориентационная работа идет полным ходом.
Средняя школа № 1 Костанайского региона - опорная и объединяет вокруг себя 4 средних и две малокомплектные. Если раньше работа здесь велась на эксплицидном уровне (давались только теоретические знания), то с 2015-2016 учебного года осуществляется на имплицидном (практическое освоение программ).
- Мы сотрудничаем с палатой предпринимателей и проводим экскурсии на производство, чтобы помочь детям определиться с профессией, - делится директор школы Татьяна Левит. - Проблемы решаем по мере поступления. Власти по возможности нас поддерживают, успеваемость детей растет.
В Павлодарской области 19 ресурсных центров, которые, несмотря на достижения, в полной мере ощущают на себе «обновленку», и дело не только в материально-технической базе.
- Главным вопросом остаются финансирование и нормативно-правовая база, - признается Сауле Слямова, директор местного инновационного центра развития образования. - Целый комплекс документов требует пересмотра. К примеру, в МКШ пятый класс, который учится по госстандарту 2016-2017 учебного года, помещают с шестым, с ГОСО 2012 года. Как учить детей? Конечно, можно спросить совета у коллег, но вопрос все равно остается открытым.
А вот в Северо-Казахстанской области малокомплектных школ 393 (79% от всех), поскольку села составляют 8,2% региона. Сотрудник местного центра методической работы и информационных технологий в сфере образования Балерке Садуакасова обозначает основные проблемы:
- Материально-техническая база слабая, а учителя готовятся преподавать смежные предметы - сейчас этот вопрос решается с одним из наших вузов, - рассказывает Балерке Ержановна. - Мы выходим из положения: сами разрабатываем учебно-методические комплексы, проводим семинары. Однако, как уже говорилось, для всего нужно финансирование, а его для МКШ у нас нет.

Общий ракурс

Директор центра развития МКШ Национальной академии образования (НАО) им. Ы. Алтынсарина Манара Адамова наличие проблем не отрицает, но уверяет: решить их можно, и академия уже этим занимается.
В Казахстане около 3 тысяч МКШ, в которых учатся почти 206 тысяч детей. Ежегодно число таких школ сокращается примерно на 100-120 из-за миграции населения. В данный момент в республике 169 опорных школ, охватывающих 557 магнитных, к 2020 году их число хотят довести до 200.
Чтобы повысить качество знаний старшеклассников МКШ, их переводят в полнокомплектные. Это дает возможность ребятам успешно сдавать ЕНТ, выравнивает уровень знаний городских и сельских школьников, а за последние два года число старшеклассников МКШ уменьшилось на 20 тысяч.
Что касается совмещенных классов, их по республике 8488. Чтобы поддержать учителей таких классов, НАО готовит специальные учебно-методические планы и проводит методическое сопровождение. Некоторые образцы планов уже доступны на сайте академии.
По сравнению с 2015 годом, в селе не хватает 1226 педагогов (тогда по республике не хватало 450). Но чем меньше учеников в МКШ, отмечает Манара Елекеновна, тем скорее педагоги уезжают из села, и в стране все еще не хватает учителей естественно-математического направления. Педагогов первой и высшей категорий стало меньше вдвое, и особенно качественно низкий их состав в Мангистауской и Атырауской областях. Тем не менее в целом МКШ по качеству знаний отстают от городских лишь на 4,8%.
В день республиканского семинара-совещания участники смогли не только обсудить насущные вопросы, но и на примере Ростовской опорной школы убедиться, что сельская школа может быть не хуже городской. К вопросам собравшихся представители Академии им. Ы. Алтынсарина прислушались, что отразилось в окончательных предложениях встречи.
Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность МКШ и опорных школ, необходимо совершенствовать, обеспечить учебно-методическое сопровождение школ в условиях «обновленки» и готовить специалистов смежных дисциплин, а также разработать специальные программы подготовки и повышения квалификации педагогов. Важно также рассмотреть возможность организовать дополнительное образование в сельской местности и развивать социальное партнерство сельских школ с неправительственными общественными организациями, организациями здравоохранения, культуры, спорта и бизнес-структурами для профориентационной работы с учениками. Но в свете нехватки учителей возникает вопрос: захотят ли молодые педагоги отправиться с дипломом в село, если современные технологии туда пока не дошли?...

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Коррозии - бой! 22.09.2018

    Ученые Карагандинского технического университета разработали инновационный способ борьбы с главным бичом металлургии - коррозией. С помощью нанотехнологической разработки они создали суспензию, которая проникает внутрь металлической поверхности и не только защищает детали от повреждений, но и восстанавливает уже имеющиеся изъяны. Нанопродукт имеет огромные перспективы и уже активно тестируется на производстве - на площадке машиностроительного завода им. Пархоменко.

  • Учеба продолжается! 22.09.2018

    Весть о том, что в селе Матак Каркаралинского района школа будет укомплектована всего на четверть, распространилась по интернету пару недель назад. Якобы сами учителя подняли панику, что им некого будет учить. Однако, как утверждает руководитель управления образования Карагандинской области, эта нерадужная картина, которую обрисовали местные жители, не соответствуют действительности. 

  • Ремонт в учебный год 20.09.2018

    Поздно проведенный тендер на ремонт школы села Тузды Бухаржырауского района вынудил 171 ученика и 35 учителей ютиться в тесном неприспособленном помещении. Вот уже три недели, как школьники с 0 по 11 классы учатся в здании, которое подлатали наспех. По словам акима Тузды Сауле Бегжановой, обстоятельства сложились так, что техперсоналу школы и родителям пришлось объединить усилия, чтобы к новому учебному процессу подремонтировать здание бывшего акимата, которое стояло заброшенным несколько лет.

  • Отказаться - ваше право 15.09.2018

    «Мы считаем, что родители не обязаны нести какие-либо расходы на ремонт или проведение мероприятий в организациях образования, и рассматриваем подобные факты как коррупцию. Из бюджета выделяются достаточные денежные средства на все указанные цели», - отметил заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Олжас Бектенов на видеоконференции, посвященной актуальным проблемам в сфере образования. Прямая трансляция республиканского совещания для карагандинских педагогов была организована в стенах областного департамента Национального бюро по противодействию коррупции. В его работе приняли участие вице-министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, а также посредством видеоконференц-связи - руководители областных управлений, городских отделов образования, директора школ и активные представители попечительских советов.

  • Как вырастить гения 15.09.2018

    Как развить творческие способности ребенка? Как проложить кратчайший путь от детского рисунка к внедрению инновационных методов обучения? Все чаще мы слышим выражение - «интеграционная форма занятия». Новшество это или необходимость? 
    В последнее время мы приходим к выводу, что применение инновационных технологий в современном обучении просто необходимо для формирования всесторонне развитой личности. И важно не только внедрение новых форм работы с этнокультурными объединениями Ассамблеи народа Казахстана нашей области, но и более глубокое изучение народного творчества и языковой культуры разных этносов. 

  • Закрой учебник, выйди в сеть 13.09.2018

    Как отметила директор гимназии № 93 Аягуль Ахметова, наряду с их ребятами тестировать 13 электронных книг будут в Астане, Алматы, Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областях. Всего 13 школ, 80 классов и порядка трех тысяч учащихся.
    - В пилотном проекте примут участие 3, 6, 8 классы, - поделилась она. - Для учеников третьего класса с русским языком обучения в новом формате разработаны пособия «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Информационно-коммуникационные технологии», а для детей с казахским языком обучения - «Математика» и «Русский язык». В 6 классах с казахским языком обучения предусмотрен «Жаратылыстану», с русским языком обучения - «Естествознание» и «Русская литература». Для 8 классов с казахским и русским языками обучения будут учебники по «Географии» и «Информатике».

  • Школа для родителей 13.09.2018

    В республике началась серия родительских конференций «Казахстанские родители ХХI века: стань примером своему ребенку», которые призваны помочь мамам и папам лучше понимать своих детей и укрепить семью. В сентябре и октябре этого года пройдет несколько таких встреч, и на каждой из них обсудят, как родители могут поддержать ребенка в зависимости от его возраста. Конференции стартовали в начале сентября и прошли в одно время, а в Караганде одной из школ, которая собрала в своих стенах родителей, школьных психологов и представителей Института семейного воспитания (который и инициировал мероприятия), стала недавно открытая гимназия № 102.

  • Открытый урок 13.09.2018

    В начале сентября в Костанае прошел республиканский конкурс, посвященный Ахмету Байтурсынову, в котором соревновались преподаватели. Главный приз достался карагандинскому преподавателю областного Центра обучения языкам Динаре Куанбаевой. Конкурс, посвященный видному общественному деятелю, прошел и под эгидой Дня языков, который, напомним, теперь будет отмечаться 5 сентября, в день рождения самого Ахмета Байтурсынова. На первый взгляд может показаться, что схема заданий конкурса вполне традиционна - представиться, показать свою работу и провести открытый урок, но о сложности его говорит время подготовки нашей победительницы: четыре месяца.