23 ноября 2017 года 247

С дипломом - в село?

Автор: Анна СТРОКОВА

Проблемы городских школ порой не идут ни в какое сравнение с сельскими. Материально-техническая база в отдельных регионах страны крайне слабая, нехватка сельских учителей повышается, а в некоторых областях малокомплектные школы вообще не финансируют. Эти вопросы обсуждали на республиканском семинаре-совещании.

Малокомплектных школ в нашем регионе достаточно - 46%. Отличительная их особенность - в отдаленности от районных и городских центров. У нас сохраняются отсутствие квалифицированных педагогических кадров, слабая материально-техническая база и недоступность дополнительного образования. Состояние МКШ влияет на развитие села, а их закрытие равно угасанию самого населенного пункта. Поэтому вопрос повышения качества сельской школы особо беспокоит в условиях «обновленки».

Что есть в наличии

Директор областного учебно-методического центра развития образования (УМЦ РО) Гульсум Кожахметова дала картину по Карагандинскому региону. За последние 3 года в сельском образовании достижения есть, и значительные. Обеспеченность кабинетами новой модификации выросла с 40 до 51%, в школах без выхода в интернет обучают через оффлайн-механизмы. Из 50 сельских школ области 19 транслируют опыт Назарбаев интеллектуальных школ, полиязычное обучение идет в 9 детских садах и 12 школах. В сельских регионах - 60 лабораторий робототехники, наши опорные школы (ресурсные центры) занимают призовые места в республиканских конкурсах - среди них Шашубайская и Ростовская.
Однако проблема качества знаний на сегодня остается главной: по итогам ЕНТ и внутренней оценки уровня достижений (ВОУД) результаты сельских школ ниже городских, хотя обучение одного ученика в МКШ обходится бюджету в 2 раза дороже.
Что делать, когда учитель ведет уроки с разными классами разных лет обучения? Ввести специальные курсы и модули для совмещенных классов по нескольким предметам, а для учеников - создать дистанционные центры: они уже действуют на базе опорных школ Осакаровского, Актогайского и Бухаржырауского районов.
И снова о дефиците: на селе не хватает педагогов естественно-математического направления и английского языка. В УМЦ РО переживают, что вакансии эти полностью не закроются. Одним из решений вопроса станут проект «С дипломом в село» и гранты на педагогические специальности. Поможет открытие новых опорных школ, которые объединяют вокруг себя магнитные. Все это требует финансовых вложений, но, заверила Гульсум Кожахметова, они будут оправданы повышением качества сельского образования и сельских регионов в целом.

На других надейся, но сам не плошай

Директор Ростовской опорной школы Бухаржырауского района Нуриден Умирбаев делится: история его учебного заведения уходит корнями в нелегкие 90-е. Все школы тогда «встали на колени», а когда начали подниматься, задумались о том, какой выбрать путь. Нуриден Марякович и его команда открыли опорную школу. Но чтобы такая школа работала, необходимо создать условия для ее развития, особенно когда идет обновление содержания образования.
Ростовская опорная школа объединяет шесть магнитных, и для дальнейшего развития ей необходимо иметь лаборатории, мастерские и не ожидать больших вливаний: бюджета на всех не хватит. Здесь лаборатории создают своими усилиями и средствами.
- У нас около 10 лабораторий и мастерских, 3 теплицы, одну мы попробовали оборудовать в подвальном помещении. Уже вырастили рассаду и овощи с цветами. Пробуем использовать гидропонные установки, двигаясь в ногу с наукой, - рассказывает Нуриден Умирбаев. - Считаю, что сельских ребят нужно вдохновлять оставаться в родных местах: дети должны знакомиться с рабочими профессиями, чтобы быть полезными малой родине.
Для этого в Ростовской опорной школе создают детскую парикмахерскую, сапожную, слесарную и гончарную мастерские. Скоро здесь появится и своя обсерватория, которую сотрудники с детьми тоже готовят сами. Дети из магнитных школ знакомятся и дружат с ребятами из села Ростовка: 4 раза в год первые ездят на сессию, а учителя в это время обмениваются опытом.

Хорошо ли там, где нас нет?

Ростовская опорная школа - один из примеров, как можно не только удержаться на плаву на селе, но и позаботиться о том, чтобы сельская школа не отставала от городской. В Костанайской области в этом плане настрой тоже позитивный, а профориентационная работа идет полным ходом.
Средняя школа № 1 Костанайского региона - опорная и объединяет вокруг себя 4 средних и две малокомплектные. Если раньше работа здесь велась на эксплицидном уровне (давались только теоретические знания), то с 2015-2016 учебного года осуществляется на имплицидном (практическое освоение программ).
- Мы сотрудничаем с палатой предпринимателей и проводим экскурсии на производство, чтобы помочь детям определиться с профессией, - делится директор школы Татьяна Левит. - Проблемы решаем по мере поступления. Власти по возможности нас поддерживают, успеваемость детей растет.
В Павлодарской области 19 ресурсных центров, которые, несмотря на достижения, в полной мере ощущают на себе «обновленку», и дело не только в материально-технической базе.
- Главным вопросом остаются финансирование и нормативно-правовая база, - признается Сауле Слямова, директор местного инновационного центра развития образования. - Целый комплекс документов требует пересмотра. К примеру, в МКШ пятый класс, который учится по госстандарту 2016-2017 учебного года, помещают с шестым, с ГОСО 2012 года. Как учить детей? Конечно, можно спросить совета у коллег, но вопрос все равно остается открытым.
А вот в Северо-Казахстанской области малокомплектных школ 393 (79% от всех), поскольку села составляют 8,2% региона. Сотрудник местного центра методической работы и информационных технологий в сфере образования Балерке Садуакасова обозначает основные проблемы:
- Материально-техническая база слабая, а учителя готовятся преподавать смежные предметы - сейчас этот вопрос решается с одним из наших вузов, - рассказывает Балерке Ержановна. - Мы выходим из положения: сами разрабатываем учебно-методические комплексы, проводим семинары. Однако, как уже говорилось, для всего нужно финансирование, а его для МКШ у нас нет.

Общий ракурс

Директор центра развития МКШ Национальной академии образования (НАО) им. Ы. Алтынсарина Манара Адамова наличие проблем не отрицает, но уверяет: решить их можно, и академия уже этим занимается.
В Казахстане около 3 тысяч МКШ, в которых учатся почти 206 тысяч детей. Ежегодно число таких школ сокращается примерно на 100-120 из-за миграции населения. В данный момент в республике 169 опорных школ, охватывающих 557 магнитных, к 2020 году их число хотят довести до 200.
Чтобы повысить качество знаний старшеклассников МКШ, их переводят в полнокомплектные. Это дает возможность ребятам успешно сдавать ЕНТ, выравнивает уровень знаний городских и сельских школьников, а за последние два года число старшеклассников МКШ уменьшилось на 20 тысяч.
Что касается совмещенных классов, их по республике 8488. Чтобы поддержать учителей таких классов, НАО готовит специальные учебно-методические планы и проводит методическое сопровождение. Некоторые образцы планов уже доступны на сайте академии.
По сравнению с 2015 годом, в селе не хватает 1226 педагогов (тогда по республике не хватало 450). Но чем меньше учеников в МКШ, отмечает Манара Елекеновна, тем скорее педагоги уезжают из села, и в стране все еще не хватает учителей естественно-математического направления. Педагогов первой и высшей категорий стало меньше вдвое, и особенно качественно низкий их состав в Мангистауской и Атырауской областях. Тем не менее в целом МКШ по качеству знаний отстают от городских лишь на 4,8%.
В день республиканского семинара-совещания участники смогли не только обсудить насущные вопросы, но и на примере Ростовской опорной школы убедиться, что сельская школа может быть не хуже городской. К вопросам собравшихся представители Академии им. Ы. Алтынсарина прислушались, что отразилось в окончательных предложениях встречи.
Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность МКШ и опорных школ, необходимо совершенствовать, обеспечить учебно-методическое сопровождение школ в условиях «обновленки» и готовить специалистов смежных дисциплин, а также разработать специальные программы подготовки и повышения квалификации педагогов. Важно также рассмотреть возможность организовать дополнительное образование в сельской местности и развивать социальное партнерство сельских школ с неправительственными общественными организациями, организациями здравоохранения, культуры, спорта и бизнес-структурами для профориентационной работы с учениками. Но в свете нехватки учителей возникает вопрос: захотят ли молодые педагоги отправиться с дипломом в село, если современные технологии туда пока не дошли?...

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Достойные в профессии 14.12.2017

    На сцене областного филиала партии «Нұр Отан» была исполнена песня в сопровождении домбры на английском языке - весьма экзотично. Ее предваряли вокальные и танцевальные номера с детьми и чтение стихотворений. Так начался областной конкурс «Учитель года-2017».

  • Учеба по-английски 12.12.2017

    К 2020 году во всех школах Казахстана преподавание химии, биологии, физики и информатики должно вестись на английском языке. Курсы переподготовки учителей идут, но среди педагогов есть и те, кто новшество приветствует и практикует, и те, кому приходится очень сложно.

  • Работать готовы! 09.12.2017

    По окончании этого учебного года 1326 студентов КарГТУ, получающих знания по 37 специальностям, покинут стены альма-матер и устремятся навстречу взрослой жизни. Каждый из них должен найти себя и вписаться в современные реалии экономики нашей страны. В этом будущим специалистам уже много лет помогает ярмарка вакансий, которая дает возможность личной встречи работодателей и студентов.

  • Созидательный переход 07.12.2017

    В Караганде создан проектный офис по направлению «Поэтапный переход казахского языка на латиницу», в котором совместно работает группа ученых КарГУ им. Е. Букетова и представителей областного управления по развитию языков. 

  • От мечты - к действию 05.12.2017

    Студенты КарГУ им. Е.А. Букетова разработали и запатентовали рецепт нового национального продукта - печенья из жента. Известную с давних времен казахскую сладость путем модификации они превратили в полезный десерт: заменили муку на просо, жирное топленое масло на льняное, сахар - на мед и добавили еще несколько секретных ингредиентов. Съедобное ноу-хау было признано победителем проекта «Как накормить Казахстан», за что молодые изобретатели получили миллион тенге на воплощение своей идеи в жизнь.

  • Когда у детей горят глаза 28.11.2017

    Почетными гостями этого мероприятия стали вице-президент по региональному развитию Национальной федерации клубов ЮНЕСКО, кандидат психологических наук, доктор phD Гани Бейсембаев, директор школы искусств № 2 г. Караганды Марат Мажитов, директор школы искусств пос. Ботакара Бухаржырауского района Бауржан Ермухамбетов и другие.

  • Учительские инструменты 25.11.2017

    В прошлом году на обновленное содержание образования перешли 1 классы, в этом году - 2, 5 и 7, на следующий год - очередь за 3, 6 и 8. Учебники из последней группы апробируют, проверяют, и на днях этот вопрос обсудили в нашей области. Историй типа «И-пызявы», обещают, не повторится, но педагоги, так или иначе, задали авторам интересующие их вопросы.

  • Беседы с молодыми 21.11.2017

    Ежегодные городские слеты молодых журналистов и блогеров обретают стабильность: на днях во Дворце молодежи КарГТУ состоялся уже третий слет. Зачем их нужно проводить, как эффективно взаимодействовать СМИ, государству и обществу, как вести блоги - все это обсудили на молодежной встрече.