23 ноября 2017 года 467

С дипломом - в село?

Автор: Анна СТРОКОВА

Проблемы городских школ порой не идут ни в какое сравнение с сельскими. Материально-техническая база в отдельных регионах страны крайне слабая, нехватка сельских учителей повышается, а в некоторых областях малокомплектные школы вообще не финансируют. Эти вопросы обсуждали на республиканском семинаре-совещании.

Малокомплектных школ в нашем регионе достаточно - 46%. Отличительная их особенность - в отдаленности от районных и городских центров. У нас сохраняются отсутствие квалифицированных педагогических кадров, слабая материально-техническая база и недоступность дополнительного образования. Состояние МКШ влияет на развитие села, а их закрытие равно угасанию самого населенного пункта. Поэтому вопрос повышения качества сельской школы особо беспокоит в условиях «обновленки».

Что есть в наличии

Директор областного учебно-методического центра развития образования (УМЦ РО) Гульсум Кожахметова дала картину по Карагандинскому региону. За последние 3 года в сельском образовании достижения есть, и значительные. Обеспеченность кабинетами новой модификации выросла с 40 до 51%, в школах без выхода в интернет обучают через оффлайн-механизмы. Из 50 сельских школ области 19 транслируют опыт Назарбаев интеллектуальных школ, полиязычное обучение идет в 9 детских садах и 12 школах. В сельских регионах - 60 лабораторий робототехники, наши опорные школы (ресурсные центры) занимают призовые места в республиканских конкурсах - среди них Шашубайская и Ростовская.
Однако проблема качества знаний на сегодня остается главной: по итогам ЕНТ и внутренней оценки уровня достижений (ВОУД) результаты сельских школ ниже городских, хотя обучение одного ученика в МКШ обходится бюджету в 2 раза дороже.
Что делать, когда учитель ведет уроки с разными классами разных лет обучения? Ввести специальные курсы и модули для совмещенных классов по нескольким предметам, а для учеников - создать дистанционные центры: они уже действуют на базе опорных школ Осакаровского, Актогайского и Бухаржырауского районов.
И снова о дефиците: на селе не хватает педагогов естественно-математического направления и английского языка. В УМЦ РО переживают, что вакансии эти полностью не закроются. Одним из решений вопроса станут проект «С дипломом в село» и гранты на педагогические специальности. Поможет открытие новых опорных школ, которые объединяют вокруг себя магнитные. Все это требует финансовых вложений, но, заверила Гульсум Кожахметова, они будут оправданы повышением качества сельского образования и сельских регионов в целом.

На других надейся, но сам не плошай

Директор Ростовской опорной школы Бухаржырауского района Нуриден Умирбаев делится: история его учебного заведения уходит корнями в нелегкие 90-е. Все школы тогда «встали на колени», а когда начали подниматься, задумались о том, какой выбрать путь. Нуриден Марякович и его команда открыли опорную школу. Но чтобы такая школа работала, необходимо создать условия для ее развития, особенно когда идет обновление содержания образования.
Ростовская опорная школа объединяет шесть магнитных, и для дальнейшего развития ей необходимо иметь лаборатории, мастерские и не ожидать больших вливаний: бюджета на всех не хватит. Здесь лаборатории создают своими усилиями и средствами.
- У нас около 10 лабораторий и мастерских, 3 теплицы, одну мы попробовали оборудовать в подвальном помещении. Уже вырастили рассаду и овощи с цветами. Пробуем использовать гидропонные установки, двигаясь в ногу с наукой, - рассказывает Нуриден Умирбаев. - Считаю, что сельских ребят нужно вдохновлять оставаться в родных местах: дети должны знакомиться с рабочими профессиями, чтобы быть полезными малой родине.
Для этого в Ростовской опорной школе создают детскую парикмахерскую, сапожную, слесарную и гончарную мастерские. Скоро здесь появится и своя обсерватория, которую сотрудники с детьми тоже готовят сами. Дети из магнитных школ знакомятся и дружат с ребятами из села Ростовка: 4 раза в год первые ездят на сессию, а учителя в это время обмениваются опытом.

Хорошо ли там, где нас нет?

Ростовская опорная школа - один из примеров, как можно не только удержаться на плаву на селе, но и позаботиться о том, чтобы сельская школа не отставала от городской. В Костанайской области в этом плане настрой тоже позитивный, а профориентационная работа идет полным ходом.
Средняя школа № 1 Костанайского региона - опорная и объединяет вокруг себя 4 средних и две малокомплектные. Если раньше работа здесь велась на эксплицидном уровне (давались только теоретические знания), то с 2015-2016 учебного года осуществляется на имплицидном (практическое освоение программ).
- Мы сотрудничаем с палатой предпринимателей и проводим экскурсии на производство, чтобы помочь детям определиться с профессией, - делится директор школы Татьяна Левит. - Проблемы решаем по мере поступления. Власти по возможности нас поддерживают, успеваемость детей растет.
В Павлодарской области 19 ресурсных центров, которые, несмотря на достижения, в полной мере ощущают на себе «обновленку», и дело не только в материально-технической базе.
- Главным вопросом остаются финансирование и нормативно-правовая база, - признается Сауле Слямова, директор местного инновационного центра развития образования. - Целый комплекс документов требует пересмотра. К примеру, в МКШ пятый класс, который учится по госстандарту 2016-2017 учебного года, помещают с шестым, с ГОСО 2012 года. Как учить детей? Конечно, можно спросить совета у коллег, но вопрос все равно остается открытым.
А вот в Северо-Казахстанской области малокомплектных школ 393 (79% от всех), поскольку села составляют 8,2% региона. Сотрудник местного центра методической работы и информационных технологий в сфере образования Балерке Садуакасова обозначает основные проблемы:
- Материально-техническая база слабая, а учителя готовятся преподавать смежные предметы - сейчас этот вопрос решается с одним из наших вузов, - рассказывает Балерке Ержановна. - Мы выходим из положения: сами разрабатываем учебно-методические комплексы, проводим семинары. Однако, как уже говорилось, для всего нужно финансирование, а его для МКШ у нас нет.

Общий ракурс

Директор центра развития МКШ Национальной академии образования (НАО) им. Ы. Алтынсарина Манара Адамова наличие проблем не отрицает, но уверяет: решить их можно, и академия уже этим занимается.
В Казахстане около 3 тысяч МКШ, в которых учатся почти 206 тысяч детей. Ежегодно число таких школ сокращается примерно на 100-120 из-за миграции населения. В данный момент в республике 169 опорных школ, охватывающих 557 магнитных, к 2020 году их число хотят довести до 200.
Чтобы повысить качество знаний старшеклассников МКШ, их переводят в полнокомплектные. Это дает возможность ребятам успешно сдавать ЕНТ, выравнивает уровень знаний городских и сельских школьников, а за последние два года число старшеклассников МКШ уменьшилось на 20 тысяч.
Что касается совмещенных классов, их по республике 8488. Чтобы поддержать учителей таких классов, НАО готовит специальные учебно-методические планы и проводит методическое сопровождение. Некоторые образцы планов уже доступны на сайте академии.
По сравнению с 2015 годом, в селе не хватает 1226 педагогов (тогда по республике не хватало 450). Но чем меньше учеников в МКШ, отмечает Манара Елекеновна, тем скорее педагоги уезжают из села, и в стране все еще не хватает учителей естественно-математического направления. Педагогов первой и высшей категорий стало меньше вдвое, и особенно качественно низкий их состав в Мангистауской и Атырауской областях. Тем не менее в целом МКШ по качеству знаний отстают от городских лишь на 4,8%.
В день республиканского семинара-совещания участники смогли не только обсудить насущные вопросы, но и на примере Ростовской опорной школы убедиться, что сельская школа может быть не хуже городской. К вопросам собравшихся представители Академии им. Ы. Алтынсарина прислушались, что отразилось в окончательных предложениях встречи.
Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность МКШ и опорных школ, необходимо совершенствовать, обеспечить учебно-методическое сопровождение школ в условиях «обновленки» и готовить специалистов смежных дисциплин, а также разработать специальные программы подготовки и повышения квалификации педагогов. Важно также рассмотреть возможность организовать дополнительное образование в сельской местности и развивать социальное партнерство сельских школ с неправительственными общественными организациями, организациями здравоохранения, культуры, спорта и бизнес-структурами для профориентационной работы с учениками. Но в свете нехватки учителей возникает вопрос: захотят ли молодые педагоги отправиться с дипломом в село, если современные технологии туда пока не дошли?...

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Отправляя в детский сад 20.02.2018

    В Караганде внедряется система управления очередью, которая полностью автоматизирует процессы от постановки на очередь до получения направления и зачисления в детский сад. Сейчас все данные об этом перешли с портала «электронного правительства» в систему на портале garden.kargoo.gov.kz.

  • Цифровой переворот 17.02.2018

    Как на качество знаний повлияет цифровизация образования? Стоит ли отправлять ребенка в школу в пять лет? Насколько эффективна профилактика суицида в школах? Эти и другие вопросы обсуждались на брифинге с руководителем областного управления образования Есенгазы Имангалиевым на площадке региональной службы коммуникаций.

  • Главные по тарелочкам 17.02.2018

    Технологические вечера в коммерческом колледже стали давней традицией и уходят корнями в начало 70-х годов прошлого века. Впрочем, и сам колледж тогда назывался торгово-кулинарным техникумом, а нынешний его директор Роза Бабенко была одной из первых выпускниц. И уже в те годы будущие повара, официанты и технологи соревновались в умении красиво и профессионально продемонстрировать навыки в своей будущей специальности.

  • Сидя на берегу, плавать не научишься 10.02.2018

    Реформы в системе образования продолжают волновать многих родителей. Вплоть до того, что некоторые даже покидают страну, боясь стереотипов, которые они сами для себя выстроили. Привыкшие к образцу советской школы, где приветствовалась зубрежка и совсем не обязательно было понимать выученный урок, многие родители совершенно без восторга встретили обновленное содержание образования. Откуда у сегодняшних родителей первоклассников, которым нет и 30 лет, такая любовь к консервативному обучению и стойкое неприятие всего нового?

  • Опыт без границ 08.02.2018

    Карагандинский индустриально-технологический колледж посетил руководитель Международного союза сотрудничества «Мое Отечество» Юрий Кокарев.

  • Эксперименты для смелых 06.02.2018

    STEAM-образование становится новым форматом обучения в стремительно изменяющемся мире. Один процент населения, привлеченный к такому виду образования, значительно повышает ВВП страны, а обученные по этой технологии специалисты куда более востребованы. Что означает такое образование и зачем оно нужно, рассказали на прошедшем заседании коллегии управления образования.

  • Как живет студент? 06.02.2018

    Представители молодежного крыла «Жас Отан» партии «Нұр Отан» ознакомились с условиями проживания студентов в общежитиях вузов Караганды.

  • Оценка не ради оценки 03.02.2018

    Между акиматом нашего региона и АО «Назарбаев Интеллектуальные школы» подписан меморандум о дальнейшем сотрудничестве, призванный повысить качество образования в области. Карагандинский регион по среднему показателю идет в тройке лучших в республике, но это не дает повода расслабляться: проблемы есть, и их надо решать. Как их решать, обсуждали на коллегии областного управления образования.

     

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА