23 ноября 2017 года 840

Дорогами нашего маэстро

Автор: Береке Шалова

В рамках программы "Рухани жаңғыру" и 80-летия города в Балхаше состоялся региональный конкурс домбристов "Күй құдіреті". Музыкальное состязание, прошедшее в преддверии 90-летия со дня рождения народного артиста, виртуоза-кюйши, почетного гражданина города и человека, возвысившего до мирового пьедестала казахскую домбру, - Магауи Хамзина, собрало 13 домбристов.

В числе конкурсантов были не только профессиональные музыканты, но и люди, отдающие душу чистой мелодии. Да и география их не ограничилась только Карагандинской областью. Открывая торжество, заместитель акима города Саягуль Жаксылыкова отметила, что кюй во все времена был достоянием Великой степи.
- Кюй - это душа казахского народа, - подчеркнула С. Жаксылыкова. - И в национальном искусстве он всегда значился в первых рядах. Ведь через это музыкальное произведение казахи выражали вековые чаяния и сокровенные мечты, радость и горе, гордость и восхищение, боль и отчаяние. Сегодняшнее состязание должно продемонстрировать стремление молодежи к сохранению народного творчества и достойное его продолжение.
По праву своим учителем М. Хамзина считает заслуженный деятель РК, профессор Казахской национальной консерватории им. Курмангазы Билял Искаков, который в приветственном слове поделился, что мэтру принадлежит особая роль в популяризации шертпе-кюя.
- Известный кюйши внес большой вклад в исследование творчества Таттимбета, мастеров кюя Актогайского района. Мы многому у него учились, - признался Билял. - Данью уважения и памяти народного артиста стали культурные события в Астане и Караганде, а теперь и в Балхаше. В конце декабря эту эстафету примет Алматы, где в стенах государственной филармонии пройдет вечер его памяти. В конце ноября кюи Магауи Хамзина услышат в далекой Японии, куда мы поедем с гастролями.
Член жюри конкурса, старший преподаватель Казахского национального университета искусств, лауреат конкурса им. Таттимбета Кайрат Айтбаев с 15 лет изучает творчество нашего знаменитого земляка.
- Магауия Хамзин сумел вывести кюй из казахской юрты на большую сцену, - уверен К. Айтбаев. - В 1927 году поэт Ильяс Жансугуров писал о том, что после смерти известного кюйши Тойтана вместе с ним канули в небытие все его 40 кюев. Пока проходят подобные конкурсы, такого не произойдет с творческим наследием нашего маэстро.
И вот под аплодисменты зрителей на сцену выходят 13 участников. По условиям соревнования им от 16 лет, и каждый должен сыграть 2 кюя. В этот день на сцене Дворца культуры звучали сочинения Таттимбета, Сейтека, Есбая, Казангапа, Дины, Абыла, Магауи Хамзина, Каршыги Ахмедиярова, Жаксылыка Надирбекова.
Отрадно, что наравне с профессиональными музыкантами проникновенно играли любители. К примеру, 37-летний Думан Бажикеев живет в Алматы, после окончания КазНУ им. аль-Фараби трудится экономистом в АО «Казтелерадио». В далеком 1993 году под сводами Дворца культуры металлургов, еще будучи учеником балхашской музыкальной школы, он стал победителем городского конкурса "Үкілі домбыра". Тогда главной наградой стала для него путевка на участие в Международном фольклорном фестивале в Турции. Спустя 24 года Думан на сцене дворца мастерски сыграл "Полонез" Огинского и выиграл приз имени М. Хамзина.
Тридцатидвухлетний Даниал Омашев окончил музыкальное училище им. Таттимбета по классу кыл-кобыза. Несмотря на то, что трудится в "АрселорМиттал Темиртау", выступал за родной Актогайский район, где каждый знает его знаменитого дядю, кюйши Жаксылыка. Его исполнение было отмечено в номинации "Дәстүр жалғасы".
По-особенному играл на домбре молодой преподаватель школы искусств, победитель регионального конкурса «Шабыт шаттығы» Абай Ракишев. И в очередной раз был отмечен в номинации "Виртуозный исполнитель".
У студентки Алматинской консерватории Самал Магауия тоже балхашские корни:
- Я родилась в Балхаше, воспитывалась у дедушки с бабушкой. Мой дедушка - обычный животновод, играл на слух, не зная нот, и передал свое умение мне. Он играл в стиле токпе и пел. Когда в нашей школе открылся класс домбры, меня туда записали. Учась в музыкальном колледже им. Таттимбета, я участвовала во многих областных и республиканских конкурсах.
В 2013 году девушка завоевала первое место среди домбристов-профессионалов в конкурсе, посвященном 80-летию Карагандинской области, в сентябре 2015-го на республиканском региональном состязании "Бестөре" в Павлодаре получила специальный диплом имени Магауи Хамзина. Затем "Гран-при" на шестом республиканском конкурсе им. Таттимбета. Игра Самал на балхашской сцене принесла ей очередную победу - первое место в первой подгруппе конкурсантов.
Особое звучание казахского кюя продемонстрировали молодые преподаватели школы искусств Балхаша Кымбат Мухамедкалиева и Айжан Нурбекова, занявшие соответственно второе и третье места. Уверенную победу во второй подгруппе одержал домбрист из Шетского района Еркебулан Ахметов, которому жюри присудило первое место.
Младший брат Магауи Хамзина Данелиа в своем ответном слове выразил благодарность балхашцам, которые чтут память о народном артисте, кюйши, выпустили книгу воспоминаний, мнений и посвящений и организовали такой конкурс для молодых домбристов. В частности, был отмечен большой вклад ветерана города, неравнодушного Толенды Аралбаева, городской интеллегенции и просто земляков, которые не позволяют предать забвению творческое наследие великого домбриста.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Любить сильней 17.01.2019

    Поэт, автор и исполнитель песен Ольга Качанова уверена: никакой песенный жанр не может кануть в Лету, и бардовская песня тоже - каждое поколение оставляет после себя собственные сочинения. На днях в Караганде прошел концерт авторского дуэта Ольги Качановой и Вадима Козлова - их тандему уже 30 лет.

  • Как слово наше отзовется 15.01.2019

    В наше время публикации в печатных СМИ, а особенно материалы в электронном варианте, находятся в широком доступе независимо от того, к какой местности они привязаны. Я не раз сталкивалась с тем, что на ту или иную статью приходили не только слова благодарности за встречу с полюбившимися артистами: запрашивают и номера телефонов, чтобы связаться с теми, кого потеряли из виду много лет назад.

  • Закон природы 15.01.2019

    В этом году Казахстан сможет побороться за награду на одной из самых престижных премий в области кинематографа: социальная драма «Айка» Сергея Дворцевого попала в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

  • До потери памяти 12.01.2019

    В творческой мастерской Академического театра музыкальной комедии с интересной постановкой выступил новый состав студенческого театра «Вдохновение» Карагандинского экономического университета. Режиссер и художественный руководитель театра Елена Пономаренко всегда ставит со студентами неординарные и современные пьесы, которые вносят в житейские будни нотки юмора и массу впечатлений.

  • Столица Великой степи 05.01.2019

    Режиссер Акан Сатаев и творческая группа кинокартины «Дорога к матери» накануне Дня Независимости получили из рук Президента Государственную премию в области литературы и искусства. Он же, Акан Сатаев, и поставил очередную часть саги «Путь Лидера. Астана», масштабные премьеры которой прошли в Астане и Алматы.

  • Рождественские сказки 05.01.2019

    Несколько рождественских концертов прошли в Караганде, и эти ожидаемые события вознаградили все надежды зрителей. Красивый букет венских мелодий преподнесли нам дирижер Айдар Торыбаев, симфонический оркестр Концертного объединения им. К. Байжанова, солисты и оркестр Академического театра музыкальной комедии.

  • Измерение временем 29.12.2018

    Тема времени и всего, что с ним связано, особенно актуальна в дни новогодних праздников. Воспользовавшись своей богатой коллекцией часов, сотрудники областного краеведческого музея открыли в преддверии Нового года выставку «Путешествие во времени». Это предметы разных эпох со своей интересной историей, побывавшие в руках знаменитых хозяев.

    Актовый зал музея вместил в себя около шести десятков измерителей времени, которые хранители истории дополнили инсталляциями советского периода и не только.В фондах музея насчитывается 23 наручных и 35 настенных часов. К сожалению, в повседневных экспозициях их редко можно встретить. В основном это часы советского периода. Чтобы посетители могли глубже погрузиться в эпоху, составители экспозиции выставили и другие экспонаты середины прошлого века: радиоприемник, телевизор и старенькая мебель перенесут нас лет на 50 назад и создадут ретро-фон для фотографий.Еще один уголок для фотографирования был назван «Скамейка для свиданий». Лавочку разместили под столбом с подвесными часами, правда не настоящими, но смотрится очень романтично.Также использовали макеты для иллюстрации рассказа о самых древних формах измерения времени.- Здесь у нас представлены макеты солнечных часов, песочных, водяных (клепсидра), - говорит Динара Сәкiмбай, младший научный сотрудник отдела современной истории. - Есть часы, состоящие из свечей, поделенных на фрагменты: когда отрезок свечи сгорал, это означало, что прошел определенный промежуток времени. Также у нас представлен баннер, в котором описывается история появления самых первых часов вплоть до самых последних атомных часов, они являются самыми точными.Эта информация будет, несомненно, интересна школьникам, для которых в программе выставки предусмотрены конкурсы и викторины, а также мастер-класс по сборке часового механизма.Сотрудники расскажут посетителям музея о хозяевах именных часов. Один из них - Габдулла Кулкыбаев, академик НАН РК, доктор медицинских наук. С 1990-го по 2006 год он возглавлял Национальный центр профессиональных заболеваний и гигиены. Является автором 400 научных работ, награжден медалью аль-Фараби. Его наручные часы сделаны в Японии и покрыты золотом.В экспозиции также представлены настольные часы для игры в шахматы. Долгое время они служили ветерану Великой Отечественной войны Виктору Кириллову, который является основателем областной школы шахмат.Один из самых дорогих экспонатов - это наручные часы фирмы «Тиссот». Безусловно, ценными являются настенные часы образца ХIХ века фирмы «Линден». Николай Линден был известным петербургский купцом, в 1888 году он основал на Невском проспекте мастерскую, занимавшуюся ремонтом ювелирных изделий и часов. Кроме того, здесь проводился процесс серебрения и золочения. Со временем при мастерской был организован магазин, где каждый желающий мог купить старинные часы и ювелирные изделия. Благодаря деловым качествам Линдена его магазин вскоре стал одним из наиболее крупных на территории Санкт-Петербурга. В нем продавались цепи, образа, кресты, серебряная посуда, предметы культа, знаки разных государственных учреждений, а также часы таких известных западноевропейских фабрик, как «Одемар», «Гризель», «Борель» и «Вальгам». Уникальный экспонат попал в фонды музея в 1985 году. К сожалению, в настоящий момент неизвестно, кто являлся их владельцем и каким образом они были переданы.Многие представленные на выставке часы являются рабочими и создают характерное фоновое тиканье. К сожалению, уже отслужили свой срок часы с кукушкой. Эти деревянные часы являются, можно сказать, семейной реликвией Динары Сәкiмбай. Настало время, и она решила передать их в музей. Они показывали время нескольким поколениям ее семьи, а маленькая кукушка вылетала каждые полчаса.Еще один интересный уголок на выставке - коллекция будильников. Все они тоже советского периода. Между тем самый первый будильник придумал философ Платон две тысячи лет назад. Устройство предназначалось для его учеников. Ученый ставил два таза один под другим. В верхнюю емкость, самую большую, наливал воду. Вода стекала из верхнего таза в нижний и, в конце концов, переливалась через край в третью емкость, из которой выходила узкая трубка. Когда вода попадала в самый нижний таз, воздух с шумом выходил из трубки-флейты. Услышав этот сигнал, ученики вскакивали с постелей и бежали на уроки.К счастью, юным посетителям выставки бежать на уроки не надо. Она продлится все школьные каникулы - до 15 января.
    Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

  • В гостях у волка с огоньком 29.12.2018

    Борьбу пламени со льдом, тяги к искусству с нездоровым аппетитом можно было наблюдать на новогоднем представлении, которое в Театре им.С. Сейфуллина традиционно готовят на двух языках.