23 ноября 2017 года 745

Кояндинская-Ботовская ярмарка

Автор: Абдол-Бахи ХАМЗИН, доктор психологических наук, профессор, г. Астана

Я родился в ауле Кызылтуского (ранее Уалихановского) района Кокшетауской, а ныне Акмолинской области, но значительная часть моей жизни связана с Карагандой, где я познакомился с правнуком Варнавы Ботова Константином Ботовым. Такая дружба позволила больше узнать о знаменитой Кояндинской ярмарке и о нем самом.

В 1961 году, после окончания вуза, я начал работать ассистентом преподавателя кафедры педагогики и психологии в Карагандинском пединституте. Заведовал этой кафедрой в прошлом сподвижник и земляк общественного и государственного деятеля, писателя и поэта Сакена Сейфуллина - Салкен Балаубаев. В это же время я познакомился с Константином Ботовым - нас свела охота (я охотник-любитель).
В июньские дни 2017 года открылась международная ярмарка под эгидой EXPO-2017, и невозможно не провести параллели между ней и Кояндинской ярмаркой. В моем рабочем кабинете сохранился номер одного из журналов 2010 года, где была опубликована статья журналиста Валерия Могильницкого под названием «Варнава Ботов».
Впервые на землях старинной Кояндинской ярмарки В. Могильницкий побывал вместе с писателем Аменом Азиевым. Сам я с Азиевым познакомился в 60-х годах ХХ столетия, будучи доцентом Карагандинского пединститута. На тот период Амен Азиевич был директором Карагандинского радиотелевидения, где мне порой приходилось выступать и где моя супруга Гульбахрам работала режиссером программы.
В своем материале Валерий Могильницкий пишет, что Азиев водил его по степи у реки Талды и показывал, где стояли юрты, магазины, колокольня, которая зазывала покупателей. Кояндинскую ярмарку называли Ботовской в честь ее основателя - купца Варнавы Ботова.
Ботов выбрал это спокойное, просторное место у реки Талды для распродажи своих товаров и купли мяса, зерна у местного населения в 1848 году, и уже в первые годы оборот ярмарки достиг 4 миллионов царских рублей, что ставило ее в ряд крупнейших, международных. Там же Ботовы сначала служили у Демидовых, как говорили тогда, работными людьми, затем выбились в приказчики, а накопив немалый капитал, подались в купцы, чтобы его приумножить. Серафим хотел, чтобы сын Варнава пошел по его стопам, и своего добился. В Каркаралинске товары вмиг расходились в обмен на упитанных баранов и лошадей, зерно. Мясо, пшеницу из казахских степей покупали у Ботовых в Москве и Санкт-Петербурге.
Умирая, Серафим наказывал Варнаве, чтобы тот ехал торговать в Каркаралинск, где каждая телка - пятак: там сказочный край, богатый на скот и зерно. Местные аульчане расплачивались деньгами, скотом, а то и самородками золота.
В 1890 году ярмарка стала занимать в долине реки Талды до 11 километров в длину и 5 километров в ширину. Ее посещал великий Абай Кунанбаев, здесь пел знаменитый Таттимбет и даже выходила газета «Ярмарочный вестник» - ее выпускал секретарь редакции «Степной правды» Николай Иванович Иванов (Анов). На ярмарке бывали акыны Иса Байзаков, Майра Уалиева, борец Хаджи-Мукан Мунайтпасов, артисты Габбас Айтпаев и Амре Кашаубаев. Но в 1930 году Кояндинскую ярмарку закрыли.
Валерий Могильницкий пишет, что несколько раз встречался с правнуком Варнавы Константином Ботовым в 1998 году, в то время работавшим главным охотинспектором по Карагандинской области. Сам Варнава восхищался несметными богатствами недр Казахстана, говоря, что здесь можно производить пушки и ружья, товары народного потребления, которые не пришлось бы завозить из других стран.
Итак, подробней расскажу о моем старшем друге Константине Петровиче Ботове, уважаемом мной Костей ага, или Кареке ага. Когда разговор в компании заходил о роде, он непременно с нескрываемой гордостью и почтением говорил: «Мен қаракесекпін». И в самом деле, он был рожден в Каркаралинске.
Одними из карагандинских моих друзей была семья Жамановых, тоже из рода каракесек. Глава рода Каскенбай ага с супругой имели двоих сыновей: горняка Еркебулана и Болата ― кандидата медицинских наук, доцента Карагандинского мединститута. Они родом из Каркаралинска, как и Костя ага.
Как-то мы с супругой были приглашены в гости к Еркебулану и его жене Файзе - она работала ассистентом режиссера вместе с Гульбахрам. На почетном месте в их доме, торе, полулежал человек. Войдя в квартиру, я прямо в дверях сказал: «Откуда взялся этот гость?». Мне в ответ, шутя, Константин Петрович ответил на чистом казахском: «Считаешь, что все светлолицые - это русские? Я каракесек, из подрода шаншар». И мы продолжили общение на казахском языке. Таковы были наши предки, наши старшие братья.
Итак, Кояндинская ярмарка ― предтеча Астанинской EXPO-2017. Много воды утекло с той поры, когда она перестала работать в Каркаралинске. Она послужила сближению народов, культур, появлению новых форм торговли, была предвестником первых рыночных отношений в Казахстане. В самом Каркаралинске стали появляться рудники по добыче меди, золота, свинца и первые заводы по их переработке.
И сегодня мы должны отдать дань уважения купцам из уральского городка в лице Варнавы Ботова и продолжателя дела своих предков в Караганде на поприще оружейного дела, моего старшего друга Константина Ботова.

 

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Тайны латинского алфавита 20.02.2018

    Переход на латиницу - это не просто перевести государственный язык на новый алфавит. Латиница подразумевает в первую очередь фундаментальную реформу казахского языка, которая затронет созвучие казахского слова, морфемную и слоговую структуру, правильный перенос и ритмику речи. Это значит, что язык изменится от фонетики до синтаксиса. Поэтому введение нового алфавита уже сегодня стало весьма сложным процессом, требующим много времени. Так считает казахстанский ученый, исследователь Института языкознания им. А. Байтурсынова НАН РК, доктор филологических наук Алимхан Жунисбеков.

  • Шешенкара на берегу Нуры 20.02.2018

    Начальные архивные сведения про приметную в степи сопку Шешенкара можно отнести к 12 октября 1837 года. Старший султан Каркаралинского приказа Турсун Чингизов, поручик Сагандык Сиванбаев и заседатель Избасар Алдабергенов подписали документ торгово-промышленного плана. В нем отмечено, что «летние кочевки по речке Алтынсу, урочищу Джангызшокы, места Аширит повыше горы Чеченгары» уступаются горнопромышленнику С.И. Попову до выработки найденных там руд. Здесь проводили лето казахи Кара-Айтымбетовской волости во главе с султаном Тауке Букеевым. Указаны жайляу по Большой Нуре в урочищах «Кос Агач, Акташ, Чечень, Ботагоз, Джаур, Сункар». Как видно, сегодняшний поселок Ботакара имел и другое рекламное имя - Ботагоз. Но здесь важно, что и Шешенкара, и Ботакара издавна составляли единый степной дом из двух равноценных шаныраков.

  • Султаны и бии Беркаринской волости: 1878-1919 годы 13.02.2018

    (Окончание. Начало в №17 от 10.02.2018 г.)

    С 14 декабря 1913 года - волостной Жусупбек Токбергенов, заместитель волостного Хасенхан Сарлыбаев, потом Бейбол Корсакбаев. Народные судьи и их заместители в аулах: № 1 – султан Жусуп Омарханов и Кали Сасыманов, № 2 – Ержан Тасымов и Ахмет Смаилов, № 3 – Сулеймен Шантин и Жусуп Шантин, № 4 – Толеген Токбергенов и Токберген Жумагулов, № 5 – Байтуган Кулшыманов и Монек Машеков, № 6 – Тати Еркебаев и Еркебай Бейсекин, № 7 – Нурбай Борлыбаев и Итеген Токтакушуков, № 8 – Китан Крымхожин и Байжан Казыбеков, № 9 – Жусуп Омаров и Капас Шадыров, № 10 – Дюсенбай Коржунбаев.

  • Выросший в степи 13.02.2018

    Встреча-воспоминание состоялась в Карагандинском областном историко-краеведческом музее в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру». На посвященном Дню города событии открылась выставка «Қазыналы кенді қала» и прошла встреча под названием «Город в степи». Гости - молодежь - ознакомились с архивными документами и материалами о развитии Караганды, жизни города в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период. Среди объемных экспонатов выставки были представлены шахтерское снаряжение, комплекс геолога И.В. Орлова, реликвии военных лет, предметы быта советского периода и продукция современных промышленных предприятий.

  • Султаны и бии Беркаринской волости: 1878-1919 годы 10.02.2018

    Чтобы проникнуть к далеким именам, откроем дневник писателя М.М. Пришвина (1873-1954) за 24 августа 1909 года. Столичный журналист из «Русских ведомостей» в уездном Каркаралинске ведет сбор народных преданий и обычаев казахов. В лавке мелкого торговца Л.И. Дебогана местный интеллигент «Абабакарим» Курманов пересказал ему в своем варианте далекую поэму про красавицу Баян Сулу. Собеседник Аубакир Курманов – житель Беркаринской волости. Его зимовка Иткара на речушке Карасу находилась в 35 верстах от города и относилась к аулу № 1. Население - 32 человека. Имели 107 лошадей, 63 рогатых, 3 верблюда. Сена заготавливали 555 копен.

  • Кандыколь - Озерное - Бухар-жырау: 1907-1950 08.02.2018

    Окончание. Начало в №№ от 16.01, 18.01, 23.01, 6.02.2018 г.

  • Неизвестные страницы 08.02.2018

    Заместитель директора музея изобразительного искусства Темиргали Аршабеков заинтересовался вкладом представителей движения партии «Алаш» в процесс перехода с арабской вязи на латиницу в Казахстане в тридцатые годы прошлого столетия.

  • Герои нашего времени 06.02.2018

    В Историко-культурном центре Первого Президента в Темиртау состоялась встреча с карагандинцами - финалистами проекта «100 новых лиц Казахстана».

    В мероприятии приняли участие соратники Президента, руководители областного управления культуры, архивов и документации, представители городского акимата и маслихата, этнокультурных объединений, преподаватели и студенты высших и средних специальных учебных заведений, военнослужащие. 

     

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА