23 ноября 2017 года 1186

Кояндинская-Ботовская ярмарка

Автор: Абдол-Бахи ХАМЗИН, доктор психологических наук, профессор, г. Астана

Я родился в ауле Кызылтуского (ранее Уалихановского) района Кокшетауской, а ныне Акмолинской области, но значительная часть моей жизни связана с Карагандой, где я познакомился с правнуком Варнавы Ботова Константином Ботовым. Такая дружба позволила больше узнать о знаменитой Кояндинской ярмарке и о нем самом.

В 1961 году, после окончания вуза, я начал работать ассистентом преподавателя кафедры педагогики и психологии в Карагандинском пединституте. Заведовал этой кафедрой в прошлом сподвижник и земляк общественного и государственного деятеля, писателя и поэта Сакена Сейфуллина - Салкен Балаубаев. В это же время я познакомился с Константином Ботовым - нас свела охота (я охотник-любитель).
В июньские дни 2017 года открылась международная ярмарка под эгидой EXPO-2017, и невозможно не провести параллели между ней и Кояндинской ярмаркой. В моем рабочем кабинете сохранился номер одного из журналов 2010 года, где была опубликована статья журналиста Валерия Могильницкого под названием «Варнава Ботов».
Впервые на землях старинной Кояндинской ярмарки В. Могильницкий побывал вместе с писателем Аменом Азиевым. Сам я с Азиевым познакомился в 60-х годах ХХ столетия, будучи доцентом Карагандинского пединститута. На тот период Амен Азиевич был директором Карагандинского радиотелевидения, где мне порой приходилось выступать и где моя супруга Гульбахрам работала режиссером программы.
В своем материале Валерий Могильницкий пишет, что Азиев водил его по степи у реки Талды и показывал, где стояли юрты, магазины, колокольня, которая зазывала покупателей. Кояндинскую ярмарку называли Ботовской в честь ее основателя - купца Варнавы Ботова.
Ботов выбрал это спокойное, просторное место у реки Талды для распродажи своих товаров и купли мяса, зерна у местного населения в 1848 году, и уже в первые годы оборот ярмарки достиг 4 миллионов царских рублей, что ставило ее в ряд крупнейших, международных. Там же Ботовы сначала служили у Демидовых, как говорили тогда, работными людьми, затем выбились в приказчики, а накопив немалый капитал, подались в купцы, чтобы его приумножить. Серафим хотел, чтобы сын Варнава пошел по его стопам, и своего добился. В Каркаралинске товары вмиг расходились в обмен на упитанных баранов и лошадей, зерно. Мясо, пшеницу из казахских степей покупали у Ботовых в Москве и Санкт-Петербурге.
Умирая, Серафим наказывал Варнаве, чтобы тот ехал торговать в Каркаралинск, где каждая телка - пятак: там сказочный край, богатый на скот и зерно. Местные аульчане расплачивались деньгами, скотом, а то и самородками золота.
В 1890 году ярмарка стала занимать в долине реки Талды до 11 километров в длину и 5 километров в ширину. Ее посещал великий Абай Кунанбаев, здесь пел знаменитый Таттимбет и даже выходила газета «Ярмарочный вестник» - ее выпускал секретарь редакции «Степной правды» Николай Иванович Иванов (Анов). На ярмарке бывали акыны Иса Байзаков, Майра Уалиева, борец Хаджи-Мукан Мунайтпасов, артисты Габбас Айтпаев и Амре Кашаубаев. Но в 1930 году Кояндинскую ярмарку закрыли.
Валерий Могильницкий пишет, что несколько раз встречался с правнуком Варнавы Константином Ботовым в 1998 году, в то время работавшим главным охотинспектором по Карагандинской области. Сам Варнава восхищался несметными богатствами недр Казахстана, говоря, что здесь можно производить пушки и ружья, товары народного потребления, которые не пришлось бы завозить из других стран.
Итак, подробней расскажу о моем старшем друге Константине Петровиче Ботове, уважаемом мной Костей ага, или Кареке ага. Когда разговор в компании заходил о роде, он непременно с нескрываемой гордостью и почтением говорил: «Мен қаракесекпін». И в самом деле, он был рожден в Каркаралинске.
Одними из карагандинских моих друзей была семья Жамановых, тоже из рода каракесек. Глава рода Каскенбай ага с супругой имели двоих сыновей: горняка Еркебулана и Болата ― кандидата медицинских наук, доцента Карагандинского мединститута. Они родом из Каркаралинска, как и Костя ага.
Как-то мы с супругой были приглашены в гости к Еркебулану и его жене Файзе - она работала ассистентом режиссера вместе с Гульбахрам. На почетном месте в их доме, торе, полулежал человек. Войдя в квартиру, я прямо в дверях сказал: «Откуда взялся этот гость?». Мне в ответ, шутя, Константин Петрович ответил на чистом казахском: «Считаешь, что все светлолицые - это русские? Я каракесек, из подрода шаншар». И мы продолжили общение на казахском языке. Таковы были наши предки, наши старшие братья.
Итак, Кояндинская ярмарка ― предтеча Астанинской EXPO-2017. Много воды утекло с той поры, когда она перестала работать в Каркаралинске. Она послужила сближению народов, культур, появлению новых форм торговли, была предвестником первых рыночных отношений в Казахстане. В самом Каркаралинске стали появляться рудники по добыче меди, золота, свинца и первые заводы по их переработке.
И сегодня мы должны отдать дань уважения купцам из уральского городка в лице Варнавы Ботова и продолжателя дела своих предков в Караганде на поприще оружейного дела, моего старшего друга Константина Ботова.

 

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Философия убеждения 18.10.2018

    Обычно мы представляем философа мыслителем, преподавателем вуза или ученым, проводящим долгие часы за написанием книг. Однако есть среди них и практики. Когда-то теология считалась частью философии, сейчас определяется как богословие. Тем не менее в современных условиях теолог должен уметь абстрагироваться от религиозной пропаганды и пользоваться своими знаниями для защиты интересов государства, семьи и конкретного человека.

     

  • Площадка для диалога 18.10.2018

    В областной универсальной научной библиотеке им Н.В. Гоголя открылась книжная выставка, посвященная Дню духовного согласия. Здесь пропагандируют литературу по укреплению межконфессионального единства, а на днях провели тематическую встречу с карагандинскими студентами.

  • Ученый, педагог, реформатор 18.10.2018

    Жамбыл Акылбаев навсегда останется в памяти коллектива и выпускников КарГУ им. Е.А. Букетова как справедливый, искренний и талантливый руководитель.

  • КИЕВКА В ДОЛИНЕ НУРЫ 18.10.2018

    (Продолжение. Начало в номерах от 25.08, 6, 8, 11, 20 и 27.09, 04, 13.10.2018 г.)

    С каждым годом в Нуринском районе все больше и больше развивалось земледелие. По данным 1940 года, посевные площади занимали 41032 гектара, или 15 процентов от всех посевов Карагандинской области. Зерновое поле зан...

  • Юбилейный аккорд 18.10.2018

    Заключительный день фестиваля «Музыкальная Сарыарка» подарил карагандинцам встречу с Академическим оркестром казахских народных инструментов имени Таттимбета.

  • В честь поэта-буревестника 18.10.2018

    Уроженец Талдыкоргана, 22-летний журналист областной газеты «Жетысу» Мухтар Кумысбек напоминает поэта-«шестидесятника»: юноша облачен в пиджак, брюки, рубашку и элегантную кепочку. Мухтар признается: любит произведения Абая, Магжана, Касыма, обожает творения Блока, Есенина, Пушкина и хочет быть похожим на них. Мухтар стал одним из участников поэтического конкурса-мушайры «Дүниеге келер әлі талай Қасым», посвященного творчеству Касыма Аманжолова.

  • Ритмы джаза 16.10.2018

    Сербскую певицу, продюсера и композитора Саню Маркович в нашем «Биг-Бэнде» любя называют Сашей. Она выбивается из ряда приглашенных солисток, которые выступали с джазовым оркестром: вместо платья - элегантный брючный костюм, голос - низкий бархатный, но это не лишает ее женственности. Второй день фестиваля «Музыкальная Сарыарка» украсил концерт «Биг-Бэнда».

  • Ноты полные огня 16.10.2018

    В Осакаровском районном культурно-досуговом центре в рамках программы «Рухани жаңғыру» прошел концерт «Радуга надежды», главными участниками которого стали дети с ограниченными возможностями. Среди приглашенных звезд - Алтынай Жорабаева и конкурсант «Казахстан дауысы» Райымбек Сатыбалды.