18 ноября 2017 года 4154

Земля и небо

Автор: Дмитрий СУРИКОВ

Мечтал о далеком небе, но жизнь посвятил родной земле - так можно сказать о Дмитрии Кригорове, почти полвека отдавшего развитию сельского хозяйства в Бухаржырауском районе. Его детской мечтой было стать летчиком, но судьба распорядилась по-своему.

Дмитрий Антонович - один из ветеранов аграрной отрасли Карагандинской области. Свое 70-летие он встретил 7 ноября, все еще находясь в строю: сейчас он работает заместителем директора по производству ТОО «ПК им. Кирова», одного из крупнейших производителей картофеля в регионе. В создании этого предприятия он принимал непосредственное участие в начале 90-х, а потом много лет возглавлял в качестве председателя - с 2003-го по 2012 год. Пять лет назад с поста руководителя ушёл, тем не менее, оставшись соучредителем со своим паем земли. И продолжает присматривать за работой, передавая опыт молодым управленцам.
- Столько лет отдано родной земле - как сейчас можно все продать и куда-то уехать? Нет, я хочу быть уверен, что наше хозяйство будет развиваться и процветать. Столько труда вложено, столько сил - не могу я все это теперь бросить, - говорит аграрий.
Семья Кригоровых жила в селе Красная Нива, где маленький Дима и появился на свет в 1947 году. Однако родиной своей считает Ростовку, где провел практически всю жизнь. Отсюда он и хотел улететь после школы, рассчитывая поступить в летное училище. Но случилось то, чего не ждали, - юноша подхватил ангину. Хотя в остальном здоровье было идеальным, поступление пришлось отложить на год. Ни о чём другом сам Дмитрий не помышлял, однако отец настоял на том, чтобы не терять время и поехать в Целиноград - попробовать поступить в тамошний сельхозинститут. Хотел нарочно провалить экзамен, но, набрав кучу пятёрок, Дмитрий единственный из пяти односельчан прошел конкурс. Деваться было некуда - пришлось учиться. Так он неожиданно для самого себя получил диплом инженера-механика, специализирующегося на сельхозтехнике.
В 1970 году молодой специалист вернулся в родное село и начал работать инженером-контролером в мастерских совхоза им. Кирова. Его задачей было поддержание в работоспособном состоянии огромного парка техники, а также обучение механизаторов. Хозяйство было огромным - около 10 тыс. гектаров пашни, плюс 4500 дойных коров. В сутки в Темиртау отправлялось до 24 тонн молока!
- Рабочих рук тогда не хватало, особенно во время страды. Так что было такое правило: кем бы ты ни работал в совхозе, пусть даже плотником, должен был уметь управлять трактором и комбайном. Весной во время сева и осенью во время жатвы нужно было выходить в поле наравне со всеми. Сам я тоже участвовал в уборке. Застал еще комбайн СК-4, у которого не было кабины, а только брезентовый козырек от солнца, - улыбается воспоминаниям о тех днях Дмитрий Антонович.
Грамотного специалиста быстро заметили в отделе сельского хозяйства. И в 1972 году забрали туда - заведовать госсельхознадзором. То есть теперь инженер-механик отвечал за парк техники всех совхозов района, который на тот момент назывался Тельманским. Кроме того, он же принимал экзамены на классность у механизаторов. Однако кабинетная работа на душу не легла, и через три года Дмитрий Кригоров сбежал обратно в свой совхоз - теперь уже на должность главного инженера.
Кстати, директором хозяйства в то время стал знаменитый Александр Христенко, который позже, в 1994 году, одним из первых в стране получил высшую государственную награду Казахстана - звание «Халық Қаһарманы» за заслуги в развитии аграрной отрасли. Шесть лет Дмитрий Антонович отработал с легендой бок о бок, выводя совхоз на новый уровень. Ну а вообще, главным инженером родного хозяйства он был до 2003 года, когда его наконец-то уговорили встать во главе ПК.
Этот длительный период вместил многое. В работе - прошла реорганизация совхоза в производственный кооператив, в составе которого объединились односельчане со своими земельными паями. В личной жизни - женитьба и рождение двух дочерей. А в увлечении авиацией - создание самолета своими руками. Так вот, мечта юности Дмитрия Антоновича никогда не отпускала. Более того, став инженером, он получил возможность не только ремонтировать технику, но и заниматься самолетами сельхозавиации, для которых существовал даже свой аэродром в селе. Перебрав списанный авиадвигатель, он реализовал первый самостоятельный проект - построил аэросани, на которых зимой выезжал охотиться на волков, преодолевая десятки километров.
- А в 1978 году я узнал, что в Москве пройдет слет мастеров, которые своими руками строят летательные аппараты, - рассказывает наш герой. - Этого я пропустить не мог. Отпросился у директора и рванул в столицу!
Эта поездка все перевернула. Быстро найдя общий язык с московскими коллегами по увлечению, Дмитрий Кригоров сделал главное - разузнал у опытных мастеров все принципы расчета устойчивости крылатой машины в воздухе. С полным блокнотом волшебных формул он вернулся в Ростовку и принялся за давно вынашиваемый проект - создание собственного самолета. Благо списанных аппаратов на аэродроме хватало, и можно было использовать их легкий и прочный металл.
- Свой первый самолет я сделал за девять месяцев, - говорит Дмитрий Антонович. - У меня все было - оставалось только просчитать параметры. Работал один - я вообще предпочитаю все делать сам, чтобы на сто процентов быть уверенным в результате.
А вот первые испытания в 1979 году конструктор доверил профессионалу - знакомому летчику из Караганды Валерию Журавлеву. Тот к идее лететь на самоделке вначале отнесся скептически. Приехал на аэродром Ростовки со своими коллегами из службы технического обеспечения. Те долго изучали и конструкцию аппарата, и техническое воплощение. Но все, к чему сумели придраться, - необходимость дополнительного закрепления одного болтика на крыле. Закрепили - и больше ничто не мешало Журавлеву взлетать. Сделав круг по земле, он уверенно взмыл в небо, и сразу - метров на 600. А приземлившись, похвалил аппарат за хорошую управляемость.
Сам же Дмитрий Кригоров взлетать долго не решался. Первый собственный полет получился практически случайно: ездил по полосе, «подпрыгивал» чуть-чуть, да незаметно для себя самого взлетел. После этого были занятия с опытными пилотами, которые открыли все нюансы управления. И летать Дмитрий Кригоров научился уверенно и надежно. Одним аппаратом авиаконструктор не ограничился. Всего за свою жизнь он собрал четыре винтокрылые машины, раз за разом совершенствуя их конструкцию. Тот самолёт, что у него сейчас, развивает скорость до 170 км/ч, кроме того, уже имеет закрылки, позволяющие маневрировать, чего не было у предыдущих моделей. Однако работа над ним еще не закончена - как обещает Дмитрий Антонович, доведет его до идеала и зарегистрирует официально как самолёт своей разработки!

Бухаржырауский район

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • По дороге с Первым Президентом 28.03.2020

    Нина Вахитова пользуется большим почетом и уважением. Это признание - результат и оценка ее самоотверженного и заслуженного труда на благо города металлургов.

  • «Хватит быть мечтателем» 07.03.2020

    Кымбат Калиева поставила перед собой цель - познакомиться с миром, сидя за рулем собственноручно собранного дома на колесах. Для этого она ушла из уютного офиса в холодный гараж.

  • Жалко портить красоту 07.03.2020

    Представительницы прекрасного пола так и не научились любить себя, считает Елена Михилюк. А все потому, что они очень редко покупают себе понравившуюся вещь. Зато на подарки не скупятся и часами могут простоять возле прилавка, чтобы угодить своим родным и близким.

  • Война мне больше не снится 07.03.2020

    В своих снах все чаще Нина Степановна Виноградова, в девичестве Бородина, видит свое довоенное детство и юность в Донбассе. Всю войну она была хирургической медсестрой на передовой. Летом этого года ей исполнится 97 лет, а в мае она с нетерпением ждет самый главный юбилей – День Победы.

  • Ее года - ее богатство 07.03.2020

    «Жизнь прожить - не поле перейти», - писал в стихотворении «Гамлет» Борис Пастернак. Жительнице Караганды Оксер Огай за свои 100 лет довелось видеть не одно бескрайнее поле. Историю их преодоления можно положить в основу целого романа, в котором бы сюжеты чередовались в соответствии со сменой эпох и режимов.

  • Даю себе установку 07.03.2020

    Состязаться в скорости и меткости стрельбы из лука верхом на коне - весьма непросто. Зачастую такими способностями может похвастать не каждый джигит, не говоря уже о девушке. Раньше это вообще было прерогативой воинов. Но трудности никогда не пугали Каю Мазневу. С детства наравне с дворовыми мальчишками покоряла «вершины», набивая синяки и шишки. Теперь она одна из ведущих спортсменов и тренеров Карагандинской области по жамбы ату.

  • Любимый учитель 03.03.2020

    Областная олимпиада по казахскому языку и литературе имени заслуженного педагога Ляззат Баишевой стартовала в специализированной школе-интернате имени Ныгмета Нурмакова. В открытии приняли участие ее дочь и ученики. Многие из них известны не только в регионе, но и в стране. Все они с теплотой отзываются о своем педагоге и призывают брать с нее пример.

  • Личность, гражданин, государственный деятель 03.03.2020

    У казахов есть мудрая поговорка-изречение: «Құдай берем десе, береді» 
    («Если Всевышний решит кому-то что-то дать, то обязательно дарует»). 
    Смысл этих слов, казалось бы, достаточно прост, но в них заключен, 
    без сомнения, более глубокий духовный и земной смысл. 
    Если вдуматься, то эта народная мудрость не в том, что можно 
    и нужно уповать на милость Аллаха. А в том, что Создатель дает лишь тем, 
    кто этого заслуживает своей собственной жизнью и делами.

Наша Караганда