18 ноября 2017 года 3671

Земля и небо

Автор: Дмитрий СУРИКОВ

Мечтал о далеком небе, но жизнь посвятил родной земле - так можно сказать о Дмитрии Кригорове, почти полвека отдавшего развитию сельского хозяйства в Бухаржырауском районе. Его детской мечтой было стать летчиком, но судьба распорядилась по-своему.

Дмитрий Антонович - один из ветеранов аграрной отрасли Карагандинской области. Свое 70-летие он встретил 7 ноября, все еще находясь в строю: сейчас он работает заместителем директора по производству ТОО «ПК им. Кирова», одного из крупнейших производителей картофеля в регионе. В создании этого предприятия он принимал непосредственное участие в начале 90-х, а потом много лет возглавлял в качестве председателя - с 2003-го по 2012 год. Пять лет назад с поста руководителя ушёл, тем не менее, оставшись соучредителем со своим паем земли. И продолжает присматривать за работой, передавая опыт молодым управленцам.
- Столько лет отдано родной земле - как сейчас можно все продать и куда-то уехать? Нет, я хочу быть уверен, что наше хозяйство будет развиваться и процветать. Столько труда вложено, столько сил - не могу я все это теперь бросить, - говорит аграрий.
Семья Кригоровых жила в селе Красная Нива, где маленький Дима и появился на свет в 1947 году. Однако родиной своей считает Ростовку, где провел практически всю жизнь. Отсюда он и хотел улететь после школы, рассчитывая поступить в летное училище. Но случилось то, чего не ждали, - юноша подхватил ангину. Хотя в остальном здоровье было идеальным, поступление пришлось отложить на год. Ни о чём другом сам Дмитрий не помышлял, однако отец настоял на том, чтобы не терять время и поехать в Целиноград - попробовать поступить в тамошний сельхозинститут. Хотел нарочно провалить экзамен, но, набрав кучу пятёрок, Дмитрий единственный из пяти односельчан прошел конкурс. Деваться было некуда - пришлось учиться. Так он неожиданно для самого себя получил диплом инженера-механика, специализирующегося на сельхозтехнике.
В 1970 году молодой специалист вернулся в родное село и начал работать инженером-контролером в мастерских совхоза им. Кирова. Его задачей было поддержание в работоспособном состоянии огромного парка техники, а также обучение механизаторов. Хозяйство было огромным - около 10 тыс. гектаров пашни, плюс 4500 дойных коров. В сутки в Темиртау отправлялось до 24 тонн молока!
- Рабочих рук тогда не хватало, особенно во время страды. Так что было такое правило: кем бы ты ни работал в совхозе, пусть даже плотником, должен был уметь управлять трактором и комбайном. Весной во время сева и осенью во время жатвы нужно было выходить в поле наравне со всеми. Сам я тоже участвовал в уборке. Застал еще комбайн СК-4, у которого не было кабины, а только брезентовый козырек от солнца, - улыбается воспоминаниям о тех днях Дмитрий Антонович.
Грамотного специалиста быстро заметили в отделе сельского хозяйства. И в 1972 году забрали туда - заведовать госсельхознадзором. То есть теперь инженер-механик отвечал за парк техники всех совхозов района, который на тот момент назывался Тельманским. Кроме того, он же принимал экзамены на классность у механизаторов. Однако кабинетная работа на душу не легла, и через три года Дмитрий Кригоров сбежал обратно в свой совхоз - теперь уже на должность главного инженера.
Кстати, директором хозяйства в то время стал знаменитый Александр Христенко, который позже, в 1994 году, одним из первых в стране получил высшую государственную награду Казахстана - звание «Халық Қаһарманы» за заслуги в развитии аграрной отрасли. Шесть лет Дмитрий Антонович отработал с легендой бок о бок, выводя совхоз на новый уровень. Ну а вообще, главным инженером родного хозяйства он был до 2003 года, когда его наконец-то уговорили встать во главе ПК.
Этот длительный период вместил многое. В работе - прошла реорганизация совхоза в производственный кооператив, в составе которого объединились односельчане со своими земельными паями. В личной жизни - женитьба и рождение двух дочерей. А в увлечении авиацией - создание самолета своими руками. Так вот, мечта юности Дмитрия Антоновича никогда не отпускала. Более того, став инженером, он получил возможность не только ремонтировать технику, но и заниматься самолетами сельхозавиации, для которых существовал даже свой аэродром в селе. Перебрав списанный авиадвигатель, он реализовал первый самостоятельный проект - построил аэросани, на которых зимой выезжал охотиться на волков, преодолевая десятки километров.
- А в 1978 году я узнал, что в Москве пройдет слет мастеров, которые своими руками строят летательные аппараты, - рассказывает наш герой. - Этого я пропустить не мог. Отпросился у директора и рванул в столицу!
Эта поездка все перевернула. Быстро найдя общий язык с московскими коллегами по увлечению, Дмитрий Кригоров сделал главное - разузнал у опытных мастеров все принципы расчета устойчивости крылатой машины в воздухе. С полным блокнотом волшебных формул он вернулся в Ростовку и принялся за давно вынашиваемый проект - создание собственного самолета. Благо списанных аппаратов на аэродроме хватало, и можно было использовать их легкий и прочный металл.
- Свой первый самолет я сделал за девять месяцев, - говорит Дмитрий Антонович. - У меня все было - оставалось только просчитать параметры. Работал один - я вообще предпочитаю все делать сам, чтобы на сто процентов быть уверенным в результате.
А вот первые испытания в 1979 году конструктор доверил профессионалу - знакомому летчику из Караганды Валерию Журавлеву. Тот к идее лететь на самоделке вначале отнесся скептически. Приехал на аэродром Ростовки со своими коллегами из службы технического обеспечения. Те долго изучали и конструкцию аппарата, и техническое воплощение. Но все, к чему сумели придраться, - необходимость дополнительного закрепления одного болтика на крыле. Закрепили - и больше ничто не мешало Журавлеву взлетать. Сделав круг по земле, он уверенно взмыл в небо, и сразу - метров на 600. А приземлившись, похвалил аппарат за хорошую управляемость.
Сам же Дмитрий Кригоров взлетать долго не решался. Первый собственный полет получился практически случайно: ездил по полосе, «подпрыгивал» чуть-чуть, да незаметно для себя самого взлетел. После этого были занятия с опытными пилотами, которые открыли все нюансы управления. И летать Дмитрий Кригоров научился уверенно и надежно. Одним аппаратом авиаконструктор не ограничился. Всего за свою жизнь он собрал четыре винтокрылые машины, раз за разом совершенствуя их конструкцию. Тот самолёт, что у него сейчас, развивает скорость до 170 км/ч, кроме того, уже имеет закрылки, позволяющие маневрировать, чего не было у предыдущих моделей. Однако работа над ним еще не закончена - как обещает Дмитрий Антонович, доведет его до идеала и зарегистрирует официально как самолёт своей разработки!

Бухаржырауский район

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Хормейстерский корпус. Новикова. Кулакова 14.02.2019

    О работе хормейстера мало что говорят и практически не пишут. Тем не менее именно они вносят весомую лепту не только в создание яркой и стройной музыкальной картины спектакля, но и его звучания на протяжении всех лет проката. В этом материале речь пойдет о Галине Новиковой и Елене Кулаковой.

  • Творчество - это навсегда 14.02.2019

    Известный карагандинский журналист и писатель Суйиндик Жанысбай отметил свое 70-летие.

  • Выше страстей 12.02.2019

    Черная мантия, невозмутимое лицо, бесстрастный голос, кресло на возвышении... Зал заседаний сродни храму правосудия, а судья, словно священник, выше мирских страстей. Такую картинку часто рисуют в своем воображении многие из нас.

  • Жизнь на высоте 12.02.2019

    Первые лифты в Караганде были установлены в доме, в котором находится магазин «Юбилейный», 52 года назад. С тех пор не только в Караганде, но и в стране изменилось многое.

  • Один в поле воин 12.02.2019

    Краевед, этнограф, археолог, библиограф Леонид Семенов прожил жизнь нелегкую, но яркую. Под его руководством в 1938 году состоялась первая экспедиция Карагандинского историко-краеведческого музея. Программа поездки, снаряженной одноконной подводой и специальной будкой, предполагала сбор материалов и приобретение экспонатов, массовую работу среди населения.

  • Солнце и зайчики 05.02.2019

    Когда в прошлом году в поселке Нура трем воспитанникам Дома юношества при детском доме «Кулыншак» собирались вручить ключи от новеньких квартир, выяснилось, что, так как у ребят нет местной прописки, жилье им не положено.

  • Блестящий взлет 05.02.2019

    Он поехал в Санкт-Петербург - в город, в котором хотел жить и работать, потому что любил и обожал его великолепие и особый шарм. Попытка пройти в Академию молодых оперных певцов при Мариинском театре увенчалась успехом, но тут же оборвалась из-за премьеры «Принцессы цирка» в родном Академическом театре музыкальной комедии.

  • Балхашский Левитан 05.02.2019

    Недавно 75-летний юбилей отметил человек, которого по голосу узнает не одно поколение наших земляков. Его в народе так и зовут - балхашский Левитан. Начиная с 1970 года, каждый День Победы он ведет репортаж с шествия горожан к мемориалу павшим балхашцам, внося в церемонию особую трогательность. И мы уже не представляем памятный день без голоса старожила нашего города Петра Кушнирова.