18 ноября 2017 года 4269

Земля и небо

Автор: Дмитрий СУРИКОВ

Мечтал о далеком небе, но жизнь посвятил родной земле - так можно сказать о Дмитрии Кригорове, почти полвека отдавшего развитию сельского хозяйства в Бухаржырауском районе. Его детской мечтой было стать летчиком, но судьба распорядилась по-своему.

Дмитрий Антонович - один из ветеранов аграрной отрасли Карагандинской области. Свое 70-летие он встретил 7 ноября, все еще находясь в строю: сейчас он работает заместителем директора по производству ТОО «ПК им. Кирова», одного из крупнейших производителей картофеля в регионе. В создании этого предприятия он принимал непосредственное участие в начале 90-х, а потом много лет возглавлял в качестве председателя - с 2003-го по 2012 год. Пять лет назад с поста руководителя ушёл, тем не менее, оставшись соучредителем со своим паем земли. И продолжает присматривать за работой, передавая опыт молодым управленцам.
- Столько лет отдано родной земле - как сейчас можно все продать и куда-то уехать? Нет, я хочу быть уверен, что наше хозяйство будет развиваться и процветать. Столько труда вложено, столько сил - не могу я все это теперь бросить, - говорит аграрий.
Семья Кригоровых жила в селе Красная Нива, где маленький Дима и появился на свет в 1947 году. Однако родиной своей считает Ростовку, где провел практически всю жизнь. Отсюда он и хотел улететь после школы, рассчитывая поступить в летное училище. Но случилось то, чего не ждали, - юноша подхватил ангину. Хотя в остальном здоровье было идеальным, поступление пришлось отложить на год. Ни о чём другом сам Дмитрий не помышлял, однако отец настоял на том, чтобы не терять время и поехать в Целиноград - попробовать поступить в тамошний сельхозинститут. Хотел нарочно провалить экзамен, но, набрав кучу пятёрок, Дмитрий единственный из пяти односельчан прошел конкурс. Деваться было некуда - пришлось учиться. Так он неожиданно для самого себя получил диплом инженера-механика, специализирующегося на сельхозтехнике.
В 1970 году молодой специалист вернулся в родное село и начал работать инженером-контролером в мастерских совхоза им. Кирова. Его задачей было поддержание в работоспособном состоянии огромного парка техники, а также обучение механизаторов. Хозяйство было огромным - около 10 тыс. гектаров пашни, плюс 4500 дойных коров. В сутки в Темиртау отправлялось до 24 тонн молока!
- Рабочих рук тогда не хватало, особенно во время страды. Так что было такое правило: кем бы ты ни работал в совхозе, пусть даже плотником, должен был уметь управлять трактором и комбайном. Весной во время сева и осенью во время жатвы нужно было выходить в поле наравне со всеми. Сам я тоже участвовал в уборке. Застал еще комбайн СК-4, у которого не было кабины, а только брезентовый козырек от солнца, - улыбается воспоминаниям о тех днях Дмитрий Антонович.
Грамотного специалиста быстро заметили в отделе сельского хозяйства. И в 1972 году забрали туда - заведовать госсельхознадзором. То есть теперь инженер-механик отвечал за парк техники всех совхозов района, который на тот момент назывался Тельманским. Кроме того, он же принимал экзамены на классность у механизаторов. Однако кабинетная работа на душу не легла, и через три года Дмитрий Кригоров сбежал обратно в свой совхоз - теперь уже на должность главного инженера.
Кстати, директором хозяйства в то время стал знаменитый Александр Христенко, который позже, в 1994 году, одним из первых в стране получил высшую государственную награду Казахстана - звание «Халық Қаһарманы» за заслуги в развитии аграрной отрасли. Шесть лет Дмитрий Антонович отработал с легендой бок о бок, выводя совхоз на новый уровень. Ну а вообще, главным инженером родного хозяйства он был до 2003 года, когда его наконец-то уговорили встать во главе ПК.
Этот длительный период вместил многое. В работе - прошла реорганизация совхоза в производственный кооператив, в составе которого объединились односельчане со своими земельными паями. В личной жизни - женитьба и рождение двух дочерей. А в увлечении авиацией - создание самолета своими руками. Так вот, мечта юности Дмитрия Антоновича никогда не отпускала. Более того, став инженером, он получил возможность не только ремонтировать технику, но и заниматься самолетами сельхозавиации, для которых существовал даже свой аэродром в селе. Перебрав списанный авиадвигатель, он реализовал первый самостоятельный проект - построил аэросани, на которых зимой выезжал охотиться на волков, преодолевая десятки километров.
- А в 1978 году я узнал, что в Москве пройдет слет мастеров, которые своими руками строят летательные аппараты, - рассказывает наш герой. - Этого я пропустить не мог. Отпросился у директора и рванул в столицу!
Эта поездка все перевернула. Быстро найдя общий язык с московскими коллегами по увлечению, Дмитрий Кригоров сделал главное - разузнал у опытных мастеров все принципы расчета устойчивости крылатой машины в воздухе. С полным блокнотом волшебных формул он вернулся в Ростовку и принялся за давно вынашиваемый проект - создание собственного самолета. Благо списанных аппаратов на аэродроме хватало, и можно было использовать их легкий и прочный металл.
- Свой первый самолет я сделал за девять месяцев, - говорит Дмитрий Антонович. - У меня все было - оставалось только просчитать параметры. Работал один - я вообще предпочитаю все делать сам, чтобы на сто процентов быть уверенным в результате.
А вот первые испытания в 1979 году конструктор доверил профессионалу - знакомому летчику из Караганды Валерию Журавлеву. Тот к идее лететь на самоделке вначале отнесся скептически. Приехал на аэродром Ростовки со своими коллегами из службы технического обеспечения. Те долго изучали и конструкцию аппарата, и техническое воплощение. Но все, к чему сумели придраться, - необходимость дополнительного закрепления одного болтика на крыле. Закрепили - и больше ничто не мешало Журавлеву взлетать. Сделав круг по земле, он уверенно взмыл в небо, и сразу - метров на 600. А приземлившись, похвалил аппарат за хорошую управляемость.
Сам же Дмитрий Кригоров взлетать долго не решался. Первый собственный полет получился практически случайно: ездил по полосе, «подпрыгивал» чуть-чуть, да незаметно для себя самого взлетел. После этого были занятия с опытными пилотами, которые открыли все нюансы управления. И летать Дмитрий Кригоров научился уверенно и надежно. Одним аппаратом авиаконструктор не ограничился. Всего за свою жизнь он собрал четыре винтокрылые машины, раз за разом совершенствуя их конструкцию. Тот самолёт, что у него сейчас, развивает скорость до 170 км/ч, кроме того, уже имеет закрылки, позволяющие маневрировать, чего не было у предыдущих моделей. Однако работа над ним еще не закончена - как обещает Дмитрий Антонович, доведет его до идеала и зарегистрирует официально как самолёт своей разработки!

Бухаржырауский район

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Она была как чистый, неисчерпаемый родник 11.08.2020

    Коварная и жестокая болезнь вырвала из наших рядов замечательного человека, о котором нельзя не сказать отдельно и особенно. Ушла из жизни Чумакова Зинаида Супьяновна.

  • Мысли на века 08.08.2020

    Прогрессивные идеи великого сына казахского народа. Известный композитор и поэт, мастер ораторского искусства Бакыткали Мусабеков с детских лет интересуется высказываниями казахских мыслителей. Кроме того, он - автор ряда тренингов и обучающих курсов, которые опираются на творчество Абая.

  • Дом с видом на горы 08.08.2020

    Строитель, бизнесмен, альпинист. Так в трех словах можно охарактеризовать Сергея Кима, который больше 10 лет назад пришел на карагандинский рынок, открыв небольшую компанию по установке домофонов, а сегодня возглавляет одно из крупных предприятий.

  • Арестованные письма 08.08.2020

    Зачем в 1903 году в доме Абая Кунанбаева был проведен обыск? Архивные данные... У них интересное, причудливое свойство не попадаться сразу на глаза. Они являются не только свидетелями далекого загадочного прошлого. Через годы и даже через века они доставляют иное чувство глубокого удовлетворения, представив перед твоим взором в ярких и сочных красках бесценные факты. Ознакомившись с короткими, но очень содержательными строчками, получаешь богатую информацию о разнообразии и величии прошлого, чувствуешь себя так, словно ты открыл потайной ларец, содержащий несметное богатство, или встретил незнакомого тебе человека, с которым жаждал встретиться всю жизнь.

  • Учение просветителя 30.07.2020

    Мысли Абая востребованы как прошлым, так и настоящим, и будут интересны будущим поколениям. Многогранное творчество великого казахского поэта насыщено глубокими идеями в области философии. Его перу принадлежит замечательное прозаическое произведение - «Гаклия» («Слова назидания», или «Книга слов»), создававшееся на протяжении ряда лет (1890-1898 годы). Сюда вошли рассуждения и максимы, сентенции и афоризмы, притчи и диалоги - всего 45 сгруппированных миниатюр.

  • Маме посвящается 28.07.2020

    30 июля будет ровно год, как перестало биться золотое сердце нашей любимой мамы, әжеки Шибаевой Бахытжамал Кубайдулдиновны.

  • Олег Николаевич ЩЕРБАКОВ 21.07.2020

    Родился в 1925 году в семье сельских учителей в Винницкой области Украины, позже переехал в Одессу. В 1941 году при приближении фронта был эвакуирован в Балхаш, где окончил школу. Во время каникул работал в обогатительном цехе Балхашского медеплавильного завода слесарем.

  • Из далеких встреч: Аугамбаевы из Доскея 18.07.2020

    Переведем стрелки времени  на сентябрь 1986 года. К 75-летию Зеленой Балки ( с 2001-го Доскей) местные энтузиасты во главе с А. Сабалаковым  выставили в Доме культуры стенд с фотографиями. Старожилы постарались. Вот портрет Г. Бейсембекова. Он считается первым горным инженером Ельтая. Совет Жумажанов первым окончил Карагандинский медицинский институт. Жумаш Музгожин был одним из родоначальников механизации в селе. Педагог Кали Жуасов (1924-1995) - декан исторического факультета и заведующий кафедрой КарГУ, ветеран народного образования в Сарыарке.

#birgemiz