18 ноября 2017 года 1653

Земля и небо

Автор: Дмитрий СУРИКОВ

Мечтал о далеком небе, но жизнь посвятил родной земле - так можно сказать о Дмитрии Кригорове, почти полвека отдавшего развитию сельского хозяйства в Бухаржырауском районе. Его детской мечтой было стать летчиком, но судьба распорядилась по-своему.

Дмитрий Антонович - один из ветеранов аграрной отрасли Карагандинской области. Свое 70-летие он встретил 7 ноября, все еще находясь в строю: сейчас он работает заместителем директора по производству ТОО «ПК им. Кирова», одного из крупнейших производителей картофеля в регионе. В создании этого предприятия он принимал непосредственное участие в начале 90-х, а потом много лет возглавлял в качестве председателя - с 2003-го по 2012 год. Пять лет назад с поста руководителя ушёл, тем не менее, оставшись соучредителем со своим паем земли. И продолжает присматривать за работой, передавая опыт молодым управленцам.
- Столько лет отдано родной земле - как сейчас можно все продать и куда-то уехать? Нет, я хочу быть уверен, что наше хозяйство будет развиваться и процветать. Столько труда вложено, столько сил - не могу я все это теперь бросить, - говорит аграрий.
Семья Кригоровых жила в селе Красная Нива, где маленький Дима и появился на свет в 1947 году. Однако родиной своей считает Ростовку, где провел практически всю жизнь. Отсюда он и хотел улететь после школы, рассчитывая поступить в летное училище. Но случилось то, чего не ждали, - юноша подхватил ангину. Хотя в остальном здоровье было идеальным, поступление пришлось отложить на год. Ни о чём другом сам Дмитрий не помышлял, однако отец настоял на том, чтобы не терять время и поехать в Целиноград - попробовать поступить в тамошний сельхозинститут. Хотел нарочно провалить экзамен, но, набрав кучу пятёрок, Дмитрий единственный из пяти односельчан прошел конкурс. Деваться было некуда - пришлось учиться. Так он неожиданно для самого себя получил диплом инженера-механика, специализирующегося на сельхозтехнике.
В 1970 году молодой специалист вернулся в родное село и начал работать инженером-контролером в мастерских совхоза им. Кирова. Его задачей было поддержание в работоспособном состоянии огромного парка техники, а также обучение механизаторов. Хозяйство было огромным - около 10 тыс. гектаров пашни, плюс 4500 дойных коров. В сутки в Темиртау отправлялось до 24 тонн молока!
- Рабочих рук тогда не хватало, особенно во время страды. Так что было такое правило: кем бы ты ни работал в совхозе, пусть даже плотником, должен был уметь управлять трактором и комбайном. Весной во время сева и осенью во время жатвы нужно было выходить в поле наравне со всеми. Сам я тоже участвовал в уборке. Застал еще комбайн СК-4, у которого не было кабины, а только брезентовый козырек от солнца, - улыбается воспоминаниям о тех днях Дмитрий Антонович.
Грамотного специалиста быстро заметили в отделе сельского хозяйства. И в 1972 году забрали туда - заведовать госсельхознадзором. То есть теперь инженер-механик отвечал за парк техники всех совхозов района, который на тот момент назывался Тельманским. Кроме того, он же принимал экзамены на классность у механизаторов. Однако кабинетная работа на душу не легла, и через три года Дмитрий Кригоров сбежал обратно в свой совхоз - теперь уже на должность главного инженера.
Кстати, директором хозяйства в то время стал знаменитый Александр Христенко, который позже, в 1994 году, одним из первых в стране получил высшую государственную награду Казахстана - звание «Халық Қаһарманы» за заслуги в развитии аграрной отрасли. Шесть лет Дмитрий Антонович отработал с легендой бок о бок, выводя совхоз на новый уровень. Ну а вообще, главным инженером родного хозяйства он был до 2003 года, когда его наконец-то уговорили встать во главе ПК.
Этот длительный период вместил многое. В работе - прошла реорганизация совхоза в производственный кооператив, в составе которого объединились односельчане со своими земельными паями. В личной жизни - женитьба и рождение двух дочерей. А в увлечении авиацией - создание самолета своими руками. Так вот, мечта юности Дмитрия Антоновича никогда не отпускала. Более того, став инженером, он получил возможность не только ремонтировать технику, но и заниматься самолетами сельхозавиации, для которых существовал даже свой аэродром в селе. Перебрав списанный авиадвигатель, он реализовал первый самостоятельный проект - построил аэросани, на которых зимой выезжал охотиться на волков, преодолевая десятки километров.
- А в 1978 году я узнал, что в Москве пройдет слет мастеров, которые своими руками строят летательные аппараты, - рассказывает наш герой. - Этого я пропустить не мог. Отпросился у директора и рванул в столицу!
Эта поездка все перевернула. Быстро найдя общий язык с московскими коллегами по увлечению, Дмитрий Кригоров сделал главное - разузнал у опытных мастеров все принципы расчета устойчивости крылатой машины в воздухе. С полным блокнотом волшебных формул он вернулся в Ростовку и принялся за давно вынашиваемый проект - создание собственного самолета. Благо списанных аппаратов на аэродроме хватало, и можно было использовать их легкий и прочный металл.
- Свой первый самолет я сделал за девять месяцев, - говорит Дмитрий Антонович. - У меня все было - оставалось только просчитать параметры. Работал один - я вообще предпочитаю все делать сам, чтобы на сто процентов быть уверенным в результате.
А вот первые испытания в 1979 году конструктор доверил профессионалу - знакомому летчику из Караганды Валерию Журавлеву. Тот к идее лететь на самоделке вначале отнесся скептически. Приехал на аэродром Ростовки со своими коллегами из службы технического обеспечения. Те долго изучали и конструкцию аппарата, и техническое воплощение. Но все, к чему сумели придраться, - необходимость дополнительного закрепления одного болтика на крыле. Закрепили - и больше ничто не мешало Журавлеву взлетать. Сделав круг по земле, он уверенно взмыл в небо, и сразу - метров на 600. А приземлившись, похвалил аппарат за хорошую управляемость.
Сам же Дмитрий Кригоров взлетать долго не решался. Первый собственный полет получился практически случайно: ездил по полосе, «подпрыгивал» чуть-чуть, да незаметно для себя самого взлетел. После этого были занятия с опытными пилотами, которые открыли все нюансы управления. И летать Дмитрий Кригоров научился уверенно и надежно. Одним аппаратом авиаконструктор не ограничился. Всего за свою жизнь он собрал четыре винтокрылые машины, раз за разом совершенствуя их конструкцию. Тот самолёт, что у него сейчас, развивает скорость до 170 км/ч, кроме того, уже имеет закрылки, позволяющие маневрировать, чего не было у предыдущих моделей. Однако работа над ним еще не закончена - как обещает Дмитрий Антонович, доведет его до идеала и зарегистрирует официально как самолёт своей разработки!

Бухаржырауский район

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Шагнувший в бессмертие 20.02.2018

    Двадцать лет назад пожарный из Караганды Кайрат Тлеугабулов совершил подвиг ценой собственной жизни.

  • С музыкой в душе 15.02.2018

    Учитель истории и права в старших классах майкудукской средней школы № 17 Эдуард Камалов уверен: педагог в хорошей физической форме - лучшая альтернатива многочисленным классным часам о здоровом образе жизни. Помимо учительства и спорта Эдуард Маратович играет на барабанах в собственной группе, а в числе его прошлых мест работы значится даже радио.

  • Талант и поклонники 13.02.2018

    Обладатель орденов "Кұрмет", "Парасат", заслуженный работник РК, почетный гражданин Каркаралинского района и Караганды, кандидат исторических наук Рымбала Омарбекова отметила юбилей. Она около 20 лет руководила культурной сферой области. В шутку ее даже называли «министром культуры Карагандинской области». Рымбала Кенжебалиевна вкладывала свои силы в развитие культурной жизни области, сохраняя и обогащая этот тонкий, но сильный организм, передающий вдохновение и уверенность жителям нашего региона. Она и сейчас отвечает за культурное развитие, руководя кинотеатром "Сарыжайлау".

  • Ключи к науке 10.02.2018

    Ученица 11 класса Назарбаев Интеллектуальной школы Тамила Куанышева уверена: в будущем в Казахстане будет очень развита сфера науки, а население - без труда общаться на английским языке. Девушка верит: молодежь, которая сейчас отправляется на учебу в зарубежные вузы, вернется на Родину и будет трудиться на благо народа. Сама Тамила твердо готова внести свой вклад в развитие страны.

  • За секунду до выстрела 08.02.2018

    Эта история произошла восемнадцать лет назад. Тогда командир батареи воинской части 85395 старший лейтенант Айтжан Тануев заступил на дежурство начальником караула. В шесть часов утра один из рядовых срочной службы вошел в караульное помещение и направил автомат на начальника смены. Прозвучали слова: «Руки вверх! Это нападение!»

  • Под облаком "атомного гриба" 06.02.2018

    28 августа 1949 года Надиру Валитову, подростку из села Кайнар Абралинского района Семипалатинской области, исполнилось 14 лет. За несколько дней до этого село внезапно наводнили военные - в том числе медики и представители высшего генералитета. Вместе с друзьями, движимый мальчишеским любопытством, Надир бегал смотреть на невиданную доселе технику, с молчаливого одобрения солдат поглаживал плавные обводы черных генеральских ЗИМов. Тогда он еще не знал, что стал участником грандиозного эксперимента - 29 августа на Семипалатинском полигоне была испытана первая в истории СССР атомная бомба...

  • Педагогический талант 06.02.2018

    Государственный архив Карагандинской области продолжает собирать истории, факты и документы о выдающихся личностях Карагандинской области. На днях там состоялась презентация личного архивного фонда ветерана системы образования, кандидата технических наук, профессора, члена-корреспондента Казахской академии образования им. Ы. Алтынсарина, отличника и почетного работника образования РК Сабита Контаева.

  • Лист наполовину чист 03.02.2018

    Психолог Марина Лукьянова, что занимается с выпускниками Карагандинского детского дома для детей с ОВР, считает: самостоятельность, инициатива, ответственность за свои поступки - это то, чего им более всего не хватает, когда они начинают строить взрослую жизнь.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА