18 ноября 2017 года 524

Земля и небо

Автор: Дмитрий СУРИКОВ

Мечтал о далеком небе, но жизнь посвятил родной земле - так можно сказать о Дмитрии Кригорове, почти полвека отдавшего развитию сельского хозяйства в Бухаржырауском районе. Его детской мечтой было стать летчиком, но судьба распорядилась по-своему.

Дмитрий Антонович - один из ветеранов аграрной отрасли Карагандинской области. Свое 70-летие он встретил 7 ноября, все еще находясь в строю: сейчас он работает заместителем директора по производству ТОО «ПК им. Кирова», одного из крупнейших производителей картофеля в регионе. В создании этого предприятия он принимал непосредственное участие в начале 90-х, а потом много лет возглавлял в качестве председателя - с 2003-го по 2012 год. Пять лет назад с поста руководителя ушёл, тем не менее, оставшись соучредителем со своим паем земли. И продолжает присматривать за работой, передавая опыт молодым управленцам.
- Столько лет отдано родной земле - как сейчас можно все продать и куда-то уехать? Нет, я хочу быть уверен, что наше хозяйство будет развиваться и процветать. Столько труда вложено, столько сил - не могу я все это теперь бросить, - говорит аграрий.
Семья Кригоровых жила в селе Красная Нива, где маленький Дима и появился на свет в 1947 году. Однако родиной своей считает Ростовку, где провел практически всю жизнь. Отсюда он и хотел улететь после школы, рассчитывая поступить в летное училище. Но случилось то, чего не ждали, - юноша подхватил ангину. Хотя в остальном здоровье было идеальным, поступление пришлось отложить на год. Ни о чём другом сам Дмитрий не помышлял, однако отец настоял на том, чтобы не терять время и поехать в Целиноград - попробовать поступить в тамошний сельхозинститут. Хотел нарочно провалить экзамен, но, набрав кучу пятёрок, Дмитрий единственный из пяти односельчан прошел конкурс. Деваться было некуда - пришлось учиться. Так он неожиданно для самого себя получил диплом инженера-механика, специализирующегося на сельхозтехнике.
В 1970 году молодой специалист вернулся в родное село и начал работать инженером-контролером в мастерских совхоза им. Кирова. Его задачей было поддержание в работоспособном состоянии огромного парка техники, а также обучение механизаторов. Хозяйство было огромным - около 10 тыс. гектаров пашни, плюс 4500 дойных коров. В сутки в Темиртау отправлялось до 24 тонн молока!
- Рабочих рук тогда не хватало, особенно во время страды. Так что было такое правило: кем бы ты ни работал в совхозе, пусть даже плотником, должен был уметь управлять трактором и комбайном. Весной во время сева и осенью во время жатвы нужно было выходить в поле наравне со всеми. Сам я тоже участвовал в уборке. Застал еще комбайн СК-4, у которого не было кабины, а только брезентовый козырек от солнца, - улыбается воспоминаниям о тех днях Дмитрий Антонович.
Грамотного специалиста быстро заметили в отделе сельского хозяйства. И в 1972 году забрали туда - заведовать госсельхознадзором. То есть теперь инженер-механик отвечал за парк техники всех совхозов района, который на тот момент назывался Тельманским. Кроме того, он же принимал экзамены на классность у механизаторов. Однако кабинетная работа на душу не легла, и через три года Дмитрий Кригоров сбежал обратно в свой совхоз - теперь уже на должность главного инженера.
Кстати, директором хозяйства в то время стал знаменитый Александр Христенко, который позже, в 1994 году, одним из первых в стране получил высшую государственную награду Казахстана - звание «Халық Қаһарманы» за заслуги в развитии аграрной отрасли. Шесть лет Дмитрий Антонович отработал с легендой бок о бок, выводя совхоз на новый уровень. Ну а вообще, главным инженером родного хозяйства он был до 2003 года, когда его наконец-то уговорили встать во главе ПК.
Этот длительный период вместил многое. В работе - прошла реорганизация совхоза в производственный кооператив, в составе которого объединились односельчане со своими земельными паями. В личной жизни - женитьба и рождение двух дочерей. А в увлечении авиацией - создание самолета своими руками. Так вот, мечта юности Дмитрия Антоновича никогда не отпускала. Более того, став инженером, он получил возможность не только ремонтировать технику, но и заниматься самолетами сельхозавиации, для которых существовал даже свой аэродром в селе. Перебрав списанный авиадвигатель, он реализовал первый самостоятельный проект - построил аэросани, на которых зимой выезжал охотиться на волков, преодолевая десятки километров.
- А в 1978 году я узнал, что в Москве пройдет слет мастеров, которые своими руками строят летательные аппараты, - рассказывает наш герой. - Этого я пропустить не мог. Отпросился у директора и рванул в столицу!
Эта поездка все перевернула. Быстро найдя общий язык с московскими коллегами по увлечению, Дмитрий Кригоров сделал главное - разузнал у опытных мастеров все принципы расчета устойчивости крылатой машины в воздухе. С полным блокнотом волшебных формул он вернулся в Ростовку и принялся за давно вынашиваемый проект - создание собственного самолета. Благо списанных аппаратов на аэродроме хватало, и можно было использовать их легкий и прочный металл.
- Свой первый самолет я сделал за девять месяцев, - говорит Дмитрий Антонович. - У меня все было - оставалось только просчитать параметры. Работал один - я вообще предпочитаю все делать сам, чтобы на сто процентов быть уверенным в результате.
А вот первые испытания в 1979 году конструктор доверил профессионалу - знакомому летчику из Караганды Валерию Журавлеву. Тот к идее лететь на самоделке вначале отнесся скептически. Приехал на аэродром Ростовки со своими коллегами из службы технического обеспечения. Те долго изучали и конструкцию аппарата, и техническое воплощение. Но все, к чему сумели придраться, - необходимость дополнительного закрепления одного болтика на крыле. Закрепили - и больше ничто не мешало Журавлеву взлетать. Сделав круг по земле, он уверенно взмыл в небо, и сразу - метров на 600. А приземлившись, похвалил аппарат за хорошую управляемость.
Сам же Дмитрий Кригоров взлетать долго не решался. Первый собственный полет получился практически случайно: ездил по полосе, «подпрыгивал» чуть-чуть, да незаметно для себя самого взлетел. После этого были занятия с опытными пилотами, которые открыли все нюансы управления. И летать Дмитрий Кригоров научился уверенно и надежно. Одним аппаратом авиаконструктор не ограничился. Всего за свою жизнь он собрал четыре винтокрылые машины, раз за разом совершенствуя их конструкцию. Тот самолёт, что у него сейчас, развивает скорость до 170 км/ч, кроме того, уже имеет закрылки, позволяющие маневрировать, чего не было у предыдущих моделей. Однако работа над ним еще не закончена - как обещает Дмитрий Антонович, доведет его до идеала и зарегистрирует официально как самолёт своей разработки!

Бухаржырауский район

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Ничего лишнего, только знания 14.12.2017

    Его считают одним из лучших оториноларингологов в Караганде. Все потому, что берется за сложные случаи и почти всегда уверен в успешном излечении пациента. И даже когда коллеги «умывают руки» и отправляют на операцию маленьких детей, он не сдается без боя, предлагает альтернативный метод восстановления их здоровья.

  • Воспевая степь и горы 14.12.2017

    100 лет со дня рождения писателя, драматурга и публициста Капана Сатыбалдина исполняется в этом году. В одной из библиотек нашего региона на эту тему состоялась встреча с творческой интеллигенцией. Главным событием стала презентация книги Наркес Сатыбалдиной, дочери писателя, об отце: юбилейное издание носит название «Я воспеваю».

  • Пластилиновая музыка 09.12.2017

    Она мечтает открыть для детей такую школу искусств, где они не нуждались бы ни в чем, не переживали о том, где купить музыкальный инструмент или принадлежности для рисования. Альмира Абельсеитова - мультипликатор, художник, музыкант, педагог и просто жизнерадостный человек, любящий свое дело и дарящий эту любовь другим.

  • Семейная реликвия 09.12.2017

    Отец казахстанской психологии Салкен Балаубаев был разносторонним ученым, творческой личностью, «человеком большой души», как называли его друзья и близкие. Он писал учебники по психологии и педагогике на казахском языке, занимался переводами, сочинял стихи, является автором пьесы.

  • Путем эксперимента 07.12.2017

    Подвешенный к потолку Ричард III, колоритный Герострат в пьесе Григория Горина, яркий Капулетти из «Ромео и Джульетты» - все это работы актера областного Казахского драматического театра имени С. Сейфуллина Бекмухамета Киекбаева. За годы, проведенные в бурном актерском котле, в нем родилось желание создавать собственные спектакли. Недавний выпускник режиссерского факультета Кыргызского государственного университета культуры и искусств имени Б. Бейшеналиевой 8 декабря отпразднует свое 50-летие.

  • Команда молодости нашей 30.11.2017

    Они - убеленная сединами рать. Кто-то при ходьбе вынужден опираться на трость - ничего не поделаешь, годы берут свое. Но редко кто отклоняет приглашение принять участие во встрече со школьниками и студенческой молодежью. Конечно, можно было бы сослаться на хворь либо непомерную занятость, однако особое чувство ответственности не позволяет сделать это. Мощной жизненной энергетикой этих людей наделяет один объединяющий фактор - в разные годы своей жизни они учились и трудились вместе с Главой государства Нурсултаном Назарбаевым. Они - его соратники.

  • Светлый путь героя 30.11.2017

    Туған жер, родная земля… Работать на ней всегда было почётно, хоть и трудно. В истории нашего края яркими страницами осталась эпопея освоения целины. Тысячи молодых людей, готовых к суровым испытаниям, прибыли в Степь, которая для многих стала судьбой. Отдав свою энергию, свою молодость, свои мечты новому дому, целинники помогли заколоситься на бескрайних полях золотому океану пшеницы. И это благое дело не осталось без награды. Пример тому - судьба Александра Федоровича Христенко, который родился на Украине, но стал одним из первых героев Казахстана - третьим в истории независимого государства гражданином, удостоенным звания «Халық Қаһарманы».

  • На землю предков 25.11.2017

    В Казахстан он приехал из солнечного Узбекистана. Первое время семья не могла привыкнуть к суровым и снежным карагандинским зимам. Средний сын с нетерпением ждал летних каникул, когда можно было поехать на юг, к родственникам. Сейчас же они говорят, что искренне полюбили Караганду - за тепло людских сердец...