16 ноября 2017 года 426

С доктором на связи

Автор: Татьяна УЛИЧЕВА

Освоением электронного здравоохранения наша область занялась еще три года назад, с момента внедрения комплексной медицинской информационной системы (КМИС). На сегодня к ней подключены все 44 объекта первичного звена, из которых 29 государственных и 15 частных.

Программа избавляет врачей от двойной работы: ведения бумажных и электронных записей. Что дает система пациентам и как отслеживается качество оказания им медицинской помощи решил наглядно проверить глава региона Ерлан Кошанов, посетив ситуационный центр УЗКО.
Он расположен в управлении здравоохранения области. Проще говоря, это кабинет, оборудованный компьютерами и большим экраном. Пять специалистов наблюдают и мониторят работу поликлиник и стационаров области. Главными критериями выступают снижение очередности к медикам и выполнение шести важных индикаторов, среди которых приоритетные направления, особо контролируемые Министерством здравоохранения: родовспоможение и детство, социально значимые заболевания, скрининговые осмотры и другое.
Центр был создан весной прошлого года для анализа всех данных КМИС, независимого контроля за работой медучреждений и оперативного решения проблем оказания и доступности медпомощи. Знакомя со своей службой, руководитель ситуационного центра Евгений Щербов остановился на инструментах, которыми наделена система, - они позволяют определить рейтинг медучреждений, и при этом не важно, в Караганде они находятся или в нескольких сотнях километров от областного центра.
- Для удобства визуального восприятия оценки была сделана раскраска показателей: красный говорит о том, что на него стоит обратить пристальное внимание, зеленый - об успешном его достижении. В качестве примера возьмем центральную больницу самого удаленного от Караганды Улытауского района, где видна эффективность работы по всем индикаторам. Результаты мониторинга еженедельно рассылаются руководителям медорганизаций. Также отчеты предоставляются профильным отделам управления здравоохранения, - пояснил Е. Щербов.
Всегда на контроле специалистов очередность в поликлиниках - КМИС позволяет ее отслеживать не только в структуре всех имеющихся в базе клиник, но и персонально по каждому из докторов. Среднее время ожидания планового приема к врачам узкого профиля, как было видно на экране, занимает 15 дней. Увиденное не могло не вызвать вопросы у акима области.
Руководитель центра тут же пояснил, что продолжительность срока ожидания не всегда говорит о загруженности или дефиците докторов. Если у врача на момент записи имелись свободные места (это тоже можно увидеть на экране, задав нужную функцию), то конкретную дату, скорее всего, выбрал сам пациент, и, возможно, в связи с повторным приемом врача, например, после прохождения лабораторно-диагностических исследований. Преимущество электронной очереди как раз и заключается в том, что она всегда на виду и в реальном времени показывает, кто из врачей больше востребован среди прикрепленного населения и кто больше всего оказывается загруженным. Такие факты тоже выявляются, позволяя совместно с руководителями отделов УЗКО быстро среагировать. В итоге где-то увеличиваются часы приема, либо распределяются потоки между специалистами.
- Все это касается планового приема, для экстренных случаев в поликлиниках существует «зеленый коридор», когда больной проходит в кабинет врача вне очереди, - заметил руководитель УЗКО Ержан Нурлыбаев. - В поликлиниках есть терминалы самозаписи, по которым человек может сам выбирать дату и время посещения врача с учетом жизненного графика.
По этому поводу было дополнено, что запись пациентов через терминалы, сайт медучреждения и прочие ресурсы ведется только к участковому врачу, а уже терапевт решает, в консультации какого доктора нуждается пациент. Он же дает распоряжение и относительно методов исследования. Таков общепринятый в РК принцип оказания амбулаторно-поликлинической помощи, который связан с финансированием объектов здравоохранения.
Система позволяет отследить не только действия врача, но и маршрут пациента. Участковый врач получает всю связанную с ним информацию через действующие модули. В «личный кабинет» доктора поступают персональные сведения о прикрепленных к участку жителях, например, по поводу посещений других медучреждений, вызова скорой помощи, госпитализации в стационар. Пациенты, перенесшие сложные хирургические вмешательства, помечаются особым образом, чтобы врач их видел сразу после выписки и обеспечил своевременное наблюдение. Это люди, перенесшие инфаркт или инсульт, - система не оставляет врачу шансов не обратить на них внимание.
Далее Е. Щербов остановился на флюоротеке - особом модуле КМИС, впервые разработанном для карагандинских докторов. С ним рентген-снимок не потеряется даже в самом отдаленном селе, а расшифровать его или перепроверить всегда смогут специалисты областного противотуберкулезного диспансера, причем не выходя из рабочего кабинета.
- Теперь все снимки хранятся в единой базе, создан электронный план флюорографии, который делается автоматически, без участия врачей. План ежедневно пересчитывается, потому что население мигрирует из одной поликлиники в другую. При откреплении пациента мы его не теряем - он всегда на виду, и мы следуем за ним, в каком бы медучреждении он ни наблюдался, - прокомментировал
Е. Щербов.
Ерлана Кошанова ознакомили и с новым мобильным приложением КМИС под названием «Дамумед», рассказав о его преимуществах. Как пояснила руководитель ТОО «Центр информационных технологий «Даму» Наталья Киль, иметь такое приложение не обязательно всем членам семьи, его достаточно установить на смартфон одного пользователя, но зарегистрировать в нем можно, к примеру, пожилых родителей или своих маленьких детей.
Главе региона продемонстрировали функцию тревожной кнопки, которой обеспечено приложение «Дамумед». В часы работы поликлиники сигнал поступит участковому врачу, в другое время - на станцию службы скорой медицинской помощи, которая тоже связана с КМИС. На 13 ноября на сайте информационной системы было зарегистрировано 8375 карагандинских пользователей, которые более 128 тысяч раз воспользовались электронной записью на прием к врачу.
Разработчики продолжают развивать мобильное приложение, добавляя новые функции. Одна из последних - выписка электронного рецепта. Это придумано для пациентов с хроническими заболеваниями, состоящими на диспансерном учете. Им положено обновлять рецепт через каждые три месяца, но чтобы не ходить для этого в поликлинику, человек может отправить заявку врачу на его продление через мобильное приложение.
- В планах - подключение к системе аптек, чтобы они не требовали с посетителей бумажных рецептов. Услуга повысит качество информации и снимет проблему, связанную с врачебным почерком и некорректным заполнением бланков, - поделилась Н. Киль. - В дальнейшем будем работать над тем, чтобы предоставлять пациенту выбор аптеки как по ценовым предложениям, так и по их расположению.
- То, что вы делаете, впечатляет. Конечно, это правильно, - резюмировал глава региона. - Однако те же очереди все равно еще есть, и люди старшего поколения с ними сталкиваются. Электронные ресурсы доступны тем, кто пользуется современными средствами связи. Надо больше информировать об этом население и обеспечивать доступность медицинской помощи широкому кругу пациентов.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • На прививку становись! 16.01.2018

    Второй этап иммунизации от гриппа начинается в республике и нашей области. На этот раз вакцинировать будут только бесплатно и только школьников препаратом «Гриппол плюс». Вакцина уже поступила на склад области в количестве 10 тысяч доз. Первая волна иммунизации прошла осенью, для чего приобреталось 150 тысяч доз этой же вакцины российского производства. Ею были охвачены часто болеющие дети младшего возраста, с ослабленным иммунитетом, в том числе посещающие детские сады.

  • На грани риска 12.01.2018

    Праздничное настроение жителям Шахтинска, находящимся на гемодиализном лечении, омрачила авария на водопроводе, случившаяся 31 декабря. Оставшись без воды, медработники центра не смогли обеспечить ее запас в резервуарах и по графику принять своих пациентов. В первый день наступившего года группу шахтинцев повезли на сеанс гемодиализа в Караганду. Больным пришлось проходить процедуру в третью смену, находясь под аппаратом «искусственная почка» до позднего вечера.

  • Инструктор для фельдшера 06.01.2018

    Модернизация службы скорой медицинской помощи, начавшаяся в этом году, привнесла в работу медиков некоторые изменения, ориентированные на международные стандарты. Среди наиболее важных - сортировка вызовов на четыре категории срочности, наличие в автопарке карет двух цветов: белого и лимонного, а также обучение бригад новым принципам реанимации. Кстати, водители тоже должны будут пройти учебно-практический курс по основам первой помощи, чтобы стать парамедиками. 

  • Формула здоровья 30.12.2017

    Открытия нового филиала поликлиники № 1 г. Караганды очень ждали жители 92 квартала. И вот спустя два года двери нового центра семейного здоровья распахнулись для своих посетителей. Какие условия предусмотрены в нем для пациентов, ознакомился вчера аким области Ерлан Кошанов.

  • Родственные души 30.12.2017

    Борис спокойно стоял, ожидая своего юного друга. В красной куртке и красном шлеме семилетний Алан чувствует себя настоящим наездником: уже год вместе с мамой они посещают занятия по иппотерапии в КСК «Карат».

  • Как на своих ногах 26.12.2017

    В управлении координации занятости и социальных программ Карагандинской области провели круглый стол на тему «Технологии 3D-протезирования».

  • Кареты с маячками 23.12.2017

    Стало доброй традицией в торжественной обстановке вручать ключи от машин скорой помощи и санитарного транспорта руководству службы. Для всего коллектива это большое событие, потому что на протяжении долгих лет автопарк «скорой» не обновлялся. Лишь с 2015 года стали приобретаться новые кареты, но потребность все же оставалась.

  • Как работает страховка от онкологии 21.12.2017

    По статистике онкологические заболевания входят в тройку основных причин смертности в Казахстане. К сожалению, пока врачи и исследователи в поиске причин и не могут дать точных рекомендаций, которые бы стали панацеей от болезни. Финансовые институты во всем мире, в том числе и в Казахстане, предлагают застраховаться на случай обнаружения злокачественной опухоли. Vласть разбирается, как это работает.