16 ноября 2017 года 633

С доктором на связи

Автор: Татьяна УЛИЧЕВА

Освоением электронного здравоохранения наша область занялась еще три года назад, с момента внедрения комплексной медицинской информационной системы (КМИС). На сегодня к ней подключены все 44 объекта первичного звена, из которых 29 государственных и 15 частных.

Программа избавляет врачей от двойной работы: ведения бумажных и электронных записей. Что дает система пациентам и как отслеживается качество оказания им медицинской помощи решил наглядно проверить глава региона Ерлан Кошанов, посетив ситуационный центр УЗКО.
Он расположен в управлении здравоохранения области. Проще говоря, это кабинет, оборудованный компьютерами и большим экраном. Пять специалистов наблюдают и мониторят работу поликлиник и стационаров области. Главными критериями выступают снижение очередности к медикам и выполнение шести важных индикаторов, среди которых приоритетные направления, особо контролируемые Министерством здравоохранения: родовспоможение и детство, социально значимые заболевания, скрининговые осмотры и другое.
Центр был создан весной прошлого года для анализа всех данных КМИС, независимого контроля за работой медучреждений и оперативного решения проблем оказания и доступности медпомощи. Знакомя со своей службой, руководитель ситуационного центра Евгений Щербов остановился на инструментах, которыми наделена система, - они позволяют определить рейтинг медучреждений, и при этом не важно, в Караганде они находятся или в нескольких сотнях километров от областного центра.
- Для удобства визуального восприятия оценки была сделана раскраска показателей: красный говорит о том, что на него стоит обратить пристальное внимание, зеленый - об успешном его достижении. В качестве примера возьмем центральную больницу самого удаленного от Караганды Улытауского района, где видна эффективность работы по всем индикаторам. Результаты мониторинга еженедельно рассылаются руководителям медорганизаций. Также отчеты предоставляются профильным отделам управления здравоохранения, - пояснил Е. Щербов.
Всегда на контроле специалистов очередность в поликлиниках - КМИС позволяет ее отслеживать не только в структуре всех имеющихся в базе клиник, но и персонально по каждому из докторов. Среднее время ожидания планового приема к врачам узкого профиля, как было видно на экране, занимает 15 дней. Увиденное не могло не вызвать вопросы у акима области.
Руководитель центра тут же пояснил, что продолжительность срока ожидания не всегда говорит о загруженности или дефиците докторов. Если у врача на момент записи имелись свободные места (это тоже можно увидеть на экране, задав нужную функцию), то конкретную дату, скорее всего, выбрал сам пациент, и, возможно, в связи с повторным приемом врача, например, после прохождения лабораторно-диагностических исследований. Преимущество электронной очереди как раз и заключается в том, что она всегда на виду и в реальном времени показывает, кто из врачей больше востребован среди прикрепленного населения и кто больше всего оказывается загруженным. Такие факты тоже выявляются, позволяя совместно с руководителями отделов УЗКО быстро среагировать. В итоге где-то увеличиваются часы приема, либо распределяются потоки между специалистами.
- Все это касается планового приема, для экстренных случаев в поликлиниках существует «зеленый коридор», когда больной проходит в кабинет врача вне очереди, - заметил руководитель УЗКО Ержан Нурлыбаев. - В поликлиниках есть терминалы самозаписи, по которым человек может сам выбирать дату и время посещения врача с учетом жизненного графика.
По этому поводу было дополнено, что запись пациентов через терминалы, сайт медучреждения и прочие ресурсы ведется только к участковому врачу, а уже терапевт решает, в консультации какого доктора нуждается пациент. Он же дает распоряжение и относительно методов исследования. Таков общепринятый в РК принцип оказания амбулаторно-поликлинической помощи, который связан с финансированием объектов здравоохранения.
Система позволяет отследить не только действия врача, но и маршрут пациента. Участковый врач получает всю связанную с ним информацию через действующие модули. В «личный кабинет» доктора поступают персональные сведения о прикрепленных к участку жителях, например, по поводу посещений других медучреждений, вызова скорой помощи, госпитализации в стационар. Пациенты, перенесшие сложные хирургические вмешательства, помечаются особым образом, чтобы врач их видел сразу после выписки и обеспечил своевременное наблюдение. Это люди, перенесшие инфаркт или инсульт, - система не оставляет врачу шансов не обратить на них внимание.
Далее Е. Щербов остановился на флюоротеке - особом модуле КМИС, впервые разработанном для карагандинских докторов. С ним рентген-снимок не потеряется даже в самом отдаленном селе, а расшифровать его или перепроверить всегда смогут специалисты областного противотуберкулезного диспансера, причем не выходя из рабочего кабинета.
- Теперь все снимки хранятся в единой базе, создан электронный план флюорографии, который делается автоматически, без участия врачей. План ежедневно пересчитывается, потому что население мигрирует из одной поликлиники в другую. При откреплении пациента мы его не теряем - он всегда на виду, и мы следуем за ним, в каком бы медучреждении он ни наблюдался, - прокомментировал
Е. Щербов.
Ерлана Кошанова ознакомили и с новым мобильным приложением КМИС под названием «Дамумед», рассказав о его преимуществах. Как пояснила руководитель ТОО «Центр информационных технологий «Даму» Наталья Киль, иметь такое приложение не обязательно всем членам семьи, его достаточно установить на смартфон одного пользователя, но зарегистрировать в нем можно, к примеру, пожилых родителей или своих маленьких детей.
Главе региона продемонстрировали функцию тревожной кнопки, которой обеспечено приложение «Дамумед». В часы работы поликлиники сигнал поступит участковому врачу, в другое время - на станцию службы скорой медицинской помощи, которая тоже связана с КМИС. На 13 ноября на сайте информационной системы было зарегистрировано 8375 карагандинских пользователей, которые более 128 тысяч раз воспользовались электронной записью на прием к врачу.
Разработчики продолжают развивать мобильное приложение, добавляя новые функции. Одна из последних - выписка электронного рецепта. Это придумано для пациентов с хроническими заболеваниями, состоящими на диспансерном учете. Им положено обновлять рецепт через каждые три месяца, но чтобы не ходить для этого в поликлинику, человек может отправить заявку врачу на его продление через мобильное приложение.
- В планах - подключение к системе аптек, чтобы они не требовали с посетителей бумажных рецептов. Услуга повысит качество информации и снимет проблему, связанную с врачебным почерком и некорректным заполнением бланков, - поделилась Н. Киль. - В дальнейшем будем работать над тем, чтобы предоставлять пациенту выбор аптеки как по ценовым предложениям, так и по их расположению.
- То, что вы делаете, впечатляет. Конечно, это правильно, - резюмировал глава региона. - Однако те же очереди все равно еще есть, и люди старшего поколения с ними сталкиваются. Электронные ресурсы доступны тем, кто пользуется современными средствами связи. Надо больше информировать об этом население и обеспечивать доступность медицинской помощи широкому кругу пациентов.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Уменьшить затраты 19.04.2018

    С ростом продолжительности жизни населения нашей страны и развитием медицинских технологий объем потребления медуслуг увеличивается, и в будущем эта тенденция роста сохранится. По мнению директора филиала НАО «Фонд социального медицинского страхования» по Карагандинской области Фазыла Копобаева, в связи с тем, что система здравоохранения сегодня не готова ответить на глобальные вызовы, наши граждане тратят на медицинские услуги и лекарства слишком много собственных средств.

  • Ускоритель диагностики 19.04.2018

    С момента внедрения в области Комплексной медицинской информационной системы ее разработчики создали 8 версий программы. Для ее совершенства и расширения возможностей появляются все новые модули. Один из последних предназначен для архивации любых цифровых изображений, будь то снимки или видео. Это позволит загружать в систему не только данные флюороосмотров, но и исследований рентген-аппаратов, ангиографов, УЗИ, эндоскопии и других методов диагностики.

  • Золотой стандарт 12.04.2018

    За последние три года в Карагандинской области существенно увеличилось число доноров, сдающих кровь безвозмездно. На сегодня они составляют 99,8% в общей структуре, что выделяет наш регион на фоне республики (в целом по РК цифра равна 95%). Эти данные были озвучены на прошедшем в Астане III Евразийском конгрессе трансфузиологов с международным участием. Представители службы крови Казахстана и других государств обсуждали актуальные вопросы, связанные с безопасностью и качеством такого ценного ресурса, как донорская кровь. 

  • "Учтите наше мнение!" 05.04.2018

    Эмоциональным получился разговор на встрече руководства управления здравоохранения, медицинской фирмы «Гиппократ» с жителями Пришахтинска, прикрепленными к бывшей поликлинике № 2, обслуживающей жилые массивы ЖБИ, транспортного цеха, Старой Тихоновки и всего охватывающей порядка 60 тысяч человек. Речь шла об условиях оказания медицинской помощи и стоимости платных услуг. Изменения в прейскуранте пациенты заметили после передачи государственной поликлиники в конкурентную среду - в конце прошлого года это медучреждение и поликлиника № 2 г. Темиртау перешли в доверительное управление медицинской фирме «Гиппократ» сроком на 5 лет. Столкнувшись с изменениями, люди запаниковали и пожаловались в облздрав. Компания инициировала встречу с пациентами, чтобы вместе обсудить все вопросы.

  • Партнерство ради здоровья 31.03.2018

    О переходе на электронный документооборот и опыте работы с частными партнерами, в том числе по ГЧП в сфере здравоохранения в Карагандинской области, шла речь во время выездного совещания с участием представителей Комитета фармацевтической, медицинской промышленности и медицинских услуг НПП РК «Атамекен». В Караганде они побывали в ряде больниц и поликлиник. Знакомство началось с ситуационного центра управления здравоохранения, появившегося в марте прошлого года. Это программно-аппаратный комплекс, который в режиме реального времени представляет модель управления организациями, оказывающими лечебно-профилактическую деятельность. Он предназначен для получения полной, достоверной и оперативной информации и ее анализа в разрезе клиник, отделений и каждого врача в отдельности. Руководитель управления здравоохранения Ержан Нурлыбаев рассказал о том, что представляет собой комплексная медицинская информационная система, как внедрялась и для чего. Особое внимание в разговоре было уделено частным поставщикам услуг, которые тоже интегрировали в систему.

  • Работать с комфортом 27.03.2018

    Заменить друг друга в случае чего на концертной площадке или спортивном поле - для них это пара пустяков (любой выложится на все сто ради поддержки коллектива). А в рабочем процессе принцип командности тем более не подведет - в сестринской службе Осакаровской центральной районной больницы у каждого медработника есть свой дублер. Опыт привел главную медсестру Татьяну Мустапинову к такой необходимости. А вдруг завтра кто-то заболеет, а еще хуже - уйдут на больничный сразу двое, трое сотрудников одновременно, как тогда быть? Два года назад с ее подачи было введено правило - заранее специализировать коллег по разным профилям, чтобы в непредвиденный момент не остаться без нужного работника. Но создать резерв удается только в многопрофильных больницах, а в условиях села, к сожалению, такой возможности нет. 

  • Педиатра вызывали? 17.03.2018

    Вернуть детских врачей в практическое здравоохранение Казахстана решили власти после долгих дебатов и споров относительно смешанного приема взрослых и детей. Немалую роль в данном опросе сыграло предложение депутата Мажилиса Парламента, уполномоченной по правам ребенка Загипы Балиевой, поступившее в прошлом году в Правительство республики.

  • Сами с зубами 15.03.2018

    В школах Шахтинска около месяца назад открылись стационарные стоматологические кабинеты. Отныне медики могут не только осматривать школьников и приглашать на дальнейшее лечение в поликлинику, но и обслуживать их в течение года, не выходя из стен учебного заведения.  Всем известная истина, что все новое - это хорошо забытое старое, вновь находит свое подтверждение. После того как было принято решение перевести школьную медицину из юрисдикции системы образования в систему здравоохранения, в учебных заведениях области начались положительные сдвиги. Одним из них стало выделение финансирования, благодаря которому в данное время активно ремонтируются и оснащаются оборудованием школьные медицинские кабинеты. Однако в Шахтинске решили пойти дальше: первыми в области медики и педагоги открыли в школах стоматологические кабинеты.