11 ноября 2017 года 686

Требование современности

Автор: Бектурсын КАЛИЕВ, доцент кафедры казахского языкознания, КарГУ им. Е.А.Букетова, кандидат филологических наук

Следуя реалиям времени, казахский народ в течение прошлого и нынешнего веков менял алфавит трижды. В период 1929-1940 годов официально использовался латинский алфавит, с его помощью издавались правительственные постановления, печатались государственные издания, издавалась художественная литература и т.д.

Однако впоследствии латиница стала строго препятствовать политике советской идеологии, поэтому под предлогом создания общего советского народа латинский алфавит был заменен на кириллицу. Власти надеялись: чем больше людей будут говорить по-русски, тем быстрее они дойдут до коммунизма.
В последнее время вопрос о возвращении к латинскому алфавиту стал актуальным среди общественных и политических кругов. В 2006 году на XII сессии Ассамблеи народа Казахстана Президент Нурсултан Назарбаев сказал: «Необходимо вернуться к проблеме перехода казахского алфавита на латиницу. Когда-то мы откладывали его. Однако латинский алфавит занимает доминирующее положение в области коммуникации, и неслучайно что большинство стран, включая постсоветские государства, были переведены на латинский алфавит. Специалисты должны изучить проблему и внести конкретные предложения в течение полугода». Спустя 6 лет в Стратегии «Казахстан-2050» Президент также заявил: «Мы должны начать переходить на латинский алфавит в 2025 году», - и эти слова создали большой резонанс, особенно среди интеллигенции.
Вопрос: нужно ли переходить на латинский алфавит? - на сегодняшний день является проблемой каждого гражданина, который думает о будущем страны. Переход на латинский алфавит дает нам множество преимуществ. Во-первых, по сей день языки общего тюркского происхождения пользуются разными алфавитами, а тюркоязычные государства, которые используют латинский алфавит, не унифицированы. Создание общего алфавита укрепит исторические, духовные, культурные связи между тюркскими государствами. Во-вторых, это может быть хорошей возможностью для объединения и взаимопонимания казахов по всему миру, то есть латинский алфавит станет основой духовного единства казахов. В-третьих, XXI век является эпохой информационных технологий, где доминирующая интернет-система работает на латинской графике. С помощью внедрения латиницы мы будем легко усваивать мир современных технологий. И последнее: переход на латиницу может повлиять на легкое изучение и понимание государственного языка для других национальностей. Если мы не хотим отстать от передовых стран и быть в числе цивилизованных государств мира, то непременно должны перевести наш алфавит на латинский. Это требование сегодняшнего дня.

 

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Все дороги ведут в Улытау 23.01.2018

    «Одним из перспективных источников для любого региона является развитие въездного и внутреннего туризма, создающего сегодня каждое десятое рабочее место в мире», - отметил в своем Послании от 10 января 2018 года Президент страны. Говоря о развитии туризма в Карагандинской области, в первую очередь мы вспоминаем об Улытауском районе, который включен в Государственную программу «Культурное наследие».

  • Кандыколь - Озерное - Бухар-жырау: 1907-1950 23.01.2018

    (Продолжение. Начало в номерах от 16 и 18 января 2018 года)

    На 1 января 1942 года в колхозе 709 овец, 306 голов рогатых (61 бык), 87 лошадей, 55 голов птицы, 34 свиньи. Берикбай Доскинов вырастил 125 ягнят от сотни овцематок. На молочно-товарной ферме отличились Ж. Жангожин, зоотехник А. Кутищев, комсомолка Е. Маркова. Предстояло ещё увеличить посевные площади. Весной 1942 года подняли 306 гектаров целины, вывезли 600 центнеров навоза. Ушли сражаться трактора и автомашины. В посевной 22 плуга, 60 борон, 15 бричек.

  • Кандыколь - Озерное - Бухар-жырау: 1907-1950 18.01.2018

    (Продолжение. Начало в номере от 16.01.2018 г.)

    Начиная с 1917 года, каркаралинские власти старались держать под ружьем многодетных солдат своего уезда именно у себя в городе. Это давало возможность отпуска в страдную пору. Так, Сагайдак Никифор Афанасьвич, 1897 г.р., в анкете красноармейца отметил, что в селе Озерном у него остались жена Мария, мать Анастасия, 1860 г.р., брат Михаил, 1907 г.р., брат Емельян, 1911 г.р., и сестра Александра, 1914 г.р. С ним служил и односельчанин Тимофей Ерофеевич Крапач.

  • Ручная работа 18.01.2018

    В наше время техническая подготовка газеты или журнала к выпуску куда проще, чем семь с лишним десятилетий назад. Тогда печатные издания готовили с помощью свинцовых гранок, подбирая каждую букву по отдельности. В Карагандинском областном краеведческом музее хранятся газеты начала 1940-х годов, когда на территории нынешнего Казахстана шел постепенный переход казахского алфавита с латиницы на кириллицу. Подшивка газеты «Советтiк Қарағанды», сохранившаяся в краеведческом музее, отражает последние годы использования латиницы на территории казахстанского края в то время. Сотрудники типографий тогда получали надбавку к зарплате и молоко, рассказывает главный хранитель фондов музея Меруерт Орыспаева: свинцовые гранки, с которыми они работали, вредны для здоровья. Ручная работа над текстами, к слову, видна сразу: ряды букв не везде ровные, но в этом, пожалуй, особый шарм прошлого.

  • Кандыколь - Озерное - Бухар-жырау: 1907-1950 16.01.2018

    В Карагандинской области Бухаржырауский сельский округ славится своим мемориальным комплексом в честь поэта-импровизатора, советника хана Аблая Бухар жырау Калкаманулы (1693 – 1787). Округ создан в 1993 году у подножья гор Далба и объединял три населенных пункта: Бухар-жырау (205 человек), Шалкар (203), Семизбугы (100). Земли здесь 88633 гектара, из них пашни 13698 гектаров. Учтено 1089 лошадей, 1596 голов крупного рогатого скота, 3000 голов овец и коз. Из культурных учреждений - школа, библиотека, сельский клуб. Для любителей активного отдыха весьма привлекательны озера Шалкарколь, Рудничное и Кандыколь. Первые два водоема охватывают окварцованный массив Большого Семизбугы. Цвет воды здесь желтовато зеленый, глубина достигает восьми метров. Толща Кандыколя небольшая, что приводит к замору рыбы. В интернете можно разглядеть солидные экземпляры щук и окуней, добытых заезжими рыбаками из Караганды, Актау, Темиртау и других мест.

  • Земледельцы Святогорской волости 13.01.2018

    В Карагандинской области зафиксирован ряд населенных пунктов, ранее относившихся к Павлодарскому уезду Семипалатинской области. В начале прошлого века возникли переселенческие поселки. Наиболее плотно они сформировались в пределах Святогорской волости. Сюда отнесены селения Каменское, Крещенское, Окольное и Святогорское. Были сделаны попытки обустроить крестьян в местечке Акшора и на хуторе Самарском. Развития они не получили. Следы их существования остались на картах Переселенческого управления.

  • Бизнесом по спорту 09.01.2018

    В начале февраля в Караганде откроет свои двери новый спортивный комплекс «Аманат-Арена». Построенное с нуля большое двухэтажное здание, всего за полгода выросшее во дворе между жилыми домами по улице Ермекова, будет ежедневно принимать всех желающих играть в мини-футбол, заниматься в тренажерном зале и зале борьбы. Самое примечательное в новострое - это то, что работать спорткомплекс будет на основе государственно-частного партнерства: здание возведено на собственные деньги предпринимателей, а областное управление спорта планирует через госзаказ оплачивать аренду залов для занятий детей на бесплатной основе. Таким образом государство сэкономит десятки миллионов на строительстве и сразу получит готовые залы для тренировок.

  • Бии Едрейской волости 09.01.2018

    Образ одаренного сала, поэта, акына Мади Бапиева (1880-1921) гипнотизирует каждого, кто стремится понять сложные повороты его непростой судьбы. Начнем с 17 мая 1907 года, когда состоялся съезд биев Едрейской волости из 10 человек. Это Калипа Шотаев (аул № 2), Кадыр Жусупов (аул № 3), Сармагамбет Бекетов (аул № 4), Баймурын Толепбергенов (аул № 5),Амен Карпыков (аул № 6), Нургожа Жомартов (аул № 8), Елеубай Торебаев (аул № 9), Адил Жаманкотов (аул № 10), Майтан Туранов (аул № 11), Шалабай Жылкыбаев (аул № 12). Не явились Бекжожа Кошкунбаев (аул №1) и родной дядя Мадия Косук (Косак) Алшынбаев (аул № 7). Бии приняли решение – обвинить Мади в скотокрадстве, что лишало его возможности участвовать в различных выборах. С этого времени начались скитания Мади по тюрьмам и ссылкам, многократно обрисованные почитателями творчества поэта.