09 ноября 2017 года 257

Условия задачи

Автор: Анна СТРОКОВА

Дополнительное образование - в село. Музыкальные школы - перепрофилировать в школы искусств. Открыть новые дворцы школьников. Таковы условия задач, которые предстоит решить. А обсудили их на Координационном совете с участием руководителей внешкольных образовательных учреждений.

Координационный совет по дополнительному образованию художественно-эстетического направления собрал около 170 специалистов из разных регионов страны. Всего в Казахстане 1285 внешкольных организаций, где преподают около 70 тысяч педагогов. Главной целью встречи стало знакомство с тем, что ожидает последних в связи с обновлением содержания образования.
Сейчас внедряются новые методы работы с детьми, изменяется программно-методическое обеспечение: уже обновлено содержание программ - их 82. Чем они лучше старых? Новыми подходами, уточнила директор Республиканского учебно-методического центра дополнительного образования МОН РК (РУМЦ ДО) Раиса Шер. Они созданы с учетом психологических и возрастных особенностей современных детей, содержания материала и национальных традиций. Дополнительное образование, уверена Раиса Петровна, должно опережать время и быть интересным детям.
Внешкольные организации всегда активны, и сейчас эта активность повышается. Проводятся парады детских и молодежных музыкальных оркестров и ансамблей, детские выставки, фестивали творчества, реализуются конкурсные проекты «Дарындылар елі», «Алтын қазына», «Өрле, Қазақстан!» подпрограммы «Тәрбие және білім», которые развивают интерес детей к истории, краеведению, культуре, формируют у них навыки научно-исследовательской деятельности.
- Сегодня организации дополнительного образования, находящиеся на областном уровне, должны стать своего рода ресурсными центрами, чтобы помочь детям и педагогам сельской местности, - продолжила Раиса Шер. - И здесь есть вопросы. Выгодно ли, к примеру, иметь в районе только одну музыкальную школу, если нет художественной? Может, перепрофилировать ее в школу искусств?
Впрочем, в карагандинской школе искусств №2-клуб ЮНЕСКО с отдаленными районами уже работают. Здесь действует ресурсный центр (РЦ) дополнительного образования, включающий 15 школ и 5 детских садов. Дети обучаются на базе своих школ у высококвалифицированных специалистов, что удобно и им, и родителям. За пять лет работы РЦ в ШИ №2 охват детей увеличился почти в шесть раз без роста бюджетных затрат, с 340 до 2041 ребенка. Вывод: рентабельность РЦ в системе допобразования ощутима.
К слову, обновленные программы дополнительного образования были разработаны при активном участии педагогов карагандинской ШИ №2-клуб ЮНЕСКО, и 32 из них относятся к музыкальному направлению. Из 82 новых программ утверждены 23, остальные ждут своего часа.
В карагандинском Дворце детей и юношества обучение идет по 11 направлениям и охватывает 3674 ребенка. Ежегодно здесь проходит более 150 мероприятий. Директор ДДиЮ и член Координационного совета директоров при РУМЦ ДО Шариза Алтынбекова делится: в области 64 внешкольных учреждения, и если вопрос с дошкольным воспитанием, где работает механизм государственно-частного партнерства, решен, то с охватом детей дополнительным образованием тема не закрыта - он недостаточен. Этому могут помочь долевое участие предпринимателей и дальнейшее открытие дворовых клубов и мини-центров.
Необходимо поддерживать и повышение квалификации учителей, считает Шариза Далабаевна: это станет хорошей мотивацией, которую, к тому же, повысят конкурсы педагогов дополнительного образования или конкурсы на лучшую организацию.
- Наша область располагает достаточными возможностями для развития способностей детей по художественно-эстетическому направлению, - заверил руководитель управления образования области Есенгазы Имангалиев. - В регионе работают 18 дворцов школьников, 18 школ искусств, 6 художественных школ и 16 музыкальных. По программе «Рухани жаңғыру» до 2020 года в Караганде откроют Дворец детей и юношества рядом с Домом дружбы - проект сейчас рассматривается. Станция юных техников скоро появится в Актогайском районе, Дом школьников - в Абайском (п. Актас). А музыкальная школа Жанааркинского района уже реорганизована в школу искусств. Организации допобразования, кроме того, открывают свои филиалы в отдаленных уголках области, что тоже увеличивает охват детей и способствует выходу на село.
Что станет с музыкальными школами после перепрофилирования? Не сузится ли спектр их услуг? Директор ШИ №2 и председатель Координационного совета руководителей организаций дополнительного образования музыкального направления Марат Мажитов объяснил: эта идея предлагалась давно. Конкуренция музыкальных школ в крупных городах выше, и потому реорганизация в школу искусств расширит диапазон образовательных услуг. Это выгодно и для детей, и для родителей, и для самих школ: все виды искусства сконцентрируются в одном здании, материально-техническая база укрепится, финансирование увеличится, как и охват ребят допобразованием. В то же время перепрофилирование зависит от наличия у школы помещения, от желания руководства, родителей учеников и, конечно, материально-технической базы.
Еще один, требующий решения, вопрос связан с повышением квалификации педагогов: его важно организовать на бюджетной основе, поскольку во всех областях страны преобладают платные курсы, которые часто не соизмеряются со средней зарплатой учителей. РУМЦ ДО ежегодно проводит 10-15 бюджетных курсов на площадках лучших музыкальных и художественных школ, поделился Марат Мажитов, но в последние годы поддержки от МОН РК нет. И это не единственная проблема нынешних музыкальных школ: список продолжают отсутствие собственного здания (лишь несколько школ имеют его), слабая материально-техническая база (этот вопрос обсудят на уровне города) и отсутствие возможности выезжать на тот или иной конкурс (здесь в основном помогают родители).
В любом случае первостепенной задачей остается увеличение охвата детей дополнительным образованием, признали на конференции. Именно это позволит молодому поколению культурно развиваться и совершенствовать себя, не рискуя попасть под влияние дурных компаний и деструктивных течений. Все предложения совета будут направлены в МОН РК. Мы надеемся, что все они будут услышаны.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Лучше - с практикой 18.11.2017

    Студентам Карагандинского государственного технического университета предложили принять участие в программе стажировок «Жас Өркен», организованной корпоративным университетом «Самрук-Қазына». Ею могут воспользоваться будущие выпускники бакалавриата и магистратуры 2018 года.

  • Жизнь, наполненная любовью 16.11.2017

    Шесть научных стипендий имени Димкеша Муканова вручили на минувшей неделе студентам КарГУ им. Е.А. Букетова дети известного казахстанского ученого. Материальное поощрение получили учащиеся физико-технического факультета университета за успехи в академической и научно-исследовательской деятельности.

  • Современные вундеркинды 14.11.2017

    В Темиртау состоялась десятая Президентская олимпиада по предметам естественно-математического цикла. Олимпиада инициирована лично Главой государства - Лидером нации Нурсултаном Назарбаевым в 2007 году. Одиннадцатиклассники со всех регионов страны собрались в Карагандинском государственном индустриальном университете, чтобы помериться знаниями в математике, химии, физике, биологии.

  • Отличникам в награду 11.11.2017

    В Казахстане стартовал экскурсионный тур “Путь Лидера” для школьников. Серия туров, организованная Фондом Первого Президента РК совместно с АО “НК “Kazakh Tourism”, проходит в местах, неразрывно связанных с деятельностью Главы государства. Участниками тура стали 480 активистов и отличников учебы в возрасте от 13 до 17 лет из шести регионов Казахстана. 

  • По большому счету 09.11.2017

    Высокие образовательные технологии постепенно проникают в казахстанскую глубинку. В поселке Атасу появилось уже несколько частных образовательных центров для детей, начиная с дошкольного возраста. Один из них был открыт на грант акима Жанааркинского района.

  • Будущие лидеры экономики 02.11.2017

    Тематические семинары и конференции по дуальному обучению, которые проходят на базе Темиртауского политехнического колледжа (ТПТК), стали ежегодной традицией. На днях здесь состоялась еще одна конференция - «Стратегический альянс: «Дуальное обучение в Казахстане». 

  • «Зелёная революция» Караганды 28.10.2017

    В нынешнем году 85-летие отмечает Карагандинский научно-исследовательский институт растениеводства и селекции (КНИИРС). Работа этого научного центра в 30-е годы прошлого века позволила накормить строителей шахтерской столицы и на годы вперед заложить основы сельскохозяйственной отрасли всего Центрального Казахстана. Разработка Карагандинского угольного бассейна, масштабы которого сделали его третьей кочегаркой страны, привлекла в степные просторы множество людей. Очень быстро встал вопрос, как и чем их прокормить. Подвозить продукты откуда-то издалека оказалось проблематично из-за удаленности региона и неразвитости дорожной сети. Выход нашли один - выращивать свою сельхозпродукцию. Благо земли было много, а свободных рук в Карлаге еще больше. В 1931 году был создан совхоз «Гигант» с центром в «столице» лагеря - поселке Долинка. 

  • Урок на расстоянии 26.10.2017

    Педагоги опорной школы поселка Шашубай посредством интернета провели уроки для учеников 70 школ Карагандинской области. Онлайн-мероприятия для учителей организаций образования региона на 2017-2018 учебный год предусмотрены графиком, утвержденным учебно-методическим центром развития образования Карагандинской области. В соответствии с ним педагоги КГУ “Опорная школа (ресурсный центр) на базе “Комплекс школа-детсад” поселка Шашубай и провели урок, транслировавшийся в 70 школах области.