09 ноября 2017 года 691

Условия задачи

Автор: Анна СТРОКОВА

Дополнительное образование - в село. Музыкальные школы - перепрофилировать в школы искусств. Открыть новые дворцы школьников. Таковы условия задач, которые предстоит решить. А обсудили их на Координационном совете с участием руководителей внешкольных образовательных учреждений.

Координационный совет по дополнительному образованию художественно-эстетического направления собрал около 170 специалистов из разных регионов страны. Всего в Казахстане 1285 внешкольных организаций, где преподают около 70 тысяч педагогов. Главной целью встречи стало знакомство с тем, что ожидает последних в связи с обновлением содержания образования.
Сейчас внедряются новые методы работы с детьми, изменяется программно-методическое обеспечение: уже обновлено содержание программ - их 82. Чем они лучше старых? Новыми подходами, уточнила директор Республиканского учебно-методического центра дополнительного образования МОН РК (РУМЦ ДО) Раиса Шер. Они созданы с учетом психологических и возрастных особенностей современных детей, содержания материала и национальных традиций. Дополнительное образование, уверена Раиса Петровна, должно опережать время и быть интересным детям.
Внешкольные организации всегда активны, и сейчас эта активность повышается. Проводятся парады детских и молодежных музыкальных оркестров и ансамблей, детские выставки, фестивали творчества, реализуются конкурсные проекты «Дарындылар елі», «Алтын қазына», «Өрле, Қазақстан!» подпрограммы «Тәрбие және білім», которые развивают интерес детей к истории, краеведению, культуре, формируют у них навыки научно-исследовательской деятельности.
- Сегодня организации дополнительного образования, находящиеся на областном уровне, должны стать своего рода ресурсными центрами, чтобы помочь детям и педагогам сельской местности, - продолжила Раиса Шер. - И здесь есть вопросы. Выгодно ли, к примеру, иметь в районе только одну музыкальную школу, если нет художественной? Может, перепрофилировать ее в школу искусств?
Впрочем, в карагандинской школе искусств №2-клуб ЮНЕСКО с отдаленными районами уже работают. Здесь действует ресурсный центр (РЦ) дополнительного образования, включающий 15 школ и 5 детских садов. Дети обучаются на базе своих школ у высококвалифицированных специалистов, что удобно и им, и родителям. За пять лет работы РЦ в ШИ №2 охват детей увеличился почти в шесть раз без роста бюджетных затрат, с 340 до 2041 ребенка. Вывод: рентабельность РЦ в системе допобразования ощутима.
К слову, обновленные программы дополнительного образования были разработаны при активном участии педагогов карагандинской ШИ №2-клуб ЮНЕСКО, и 32 из них относятся к музыкальному направлению. Из 82 новых программ утверждены 23, остальные ждут своего часа.
В карагандинском Дворце детей и юношества обучение идет по 11 направлениям и охватывает 3674 ребенка. Ежегодно здесь проходит более 150 мероприятий. Директор ДДиЮ и член Координационного совета директоров при РУМЦ ДО Шариза Алтынбекова делится: в области 64 внешкольных учреждения, и если вопрос с дошкольным воспитанием, где работает механизм государственно-частного партнерства, решен, то с охватом детей дополнительным образованием тема не закрыта - он недостаточен. Этому могут помочь долевое участие предпринимателей и дальнейшее открытие дворовых клубов и мини-центров.
Необходимо поддерживать и повышение квалификации учителей, считает Шариза Далабаевна: это станет хорошей мотивацией, которую, к тому же, повысят конкурсы педагогов дополнительного образования или конкурсы на лучшую организацию.
- Наша область располагает достаточными возможностями для развития способностей детей по художественно-эстетическому направлению, - заверил руководитель управления образования области Есенгазы Имангалиев. - В регионе работают 18 дворцов школьников, 18 школ искусств, 6 художественных школ и 16 музыкальных. По программе «Рухани жаңғыру» до 2020 года в Караганде откроют Дворец детей и юношества рядом с Домом дружбы - проект сейчас рассматривается. Станция юных техников скоро появится в Актогайском районе, Дом школьников - в Абайском (п. Актас). А музыкальная школа Жанааркинского района уже реорганизована в школу искусств. Организации допобразования, кроме того, открывают свои филиалы в отдаленных уголках области, что тоже увеличивает охват детей и способствует выходу на село.
Что станет с музыкальными школами после перепрофилирования? Не сузится ли спектр их услуг? Директор ШИ №2 и председатель Координационного совета руководителей организаций дополнительного образования музыкального направления Марат Мажитов объяснил: эта идея предлагалась давно. Конкуренция музыкальных школ в крупных городах выше, и потому реорганизация в школу искусств расширит диапазон образовательных услуг. Это выгодно и для детей, и для родителей, и для самих школ: все виды искусства сконцентрируются в одном здании, материально-техническая база укрепится, финансирование увеличится, как и охват ребят допобразованием. В то же время перепрофилирование зависит от наличия у школы помещения, от желания руководства, родителей учеников и, конечно, материально-технической базы.
Еще один, требующий решения, вопрос связан с повышением квалификации педагогов: его важно организовать на бюджетной основе, поскольку во всех областях страны преобладают платные курсы, которые часто не соизмеряются со средней зарплатой учителей. РУМЦ ДО ежегодно проводит 10-15 бюджетных курсов на площадках лучших музыкальных и художественных школ, поделился Марат Мажитов, но в последние годы поддержки от МОН РК нет. И это не единственная проблема нынешних музыкальных школ: список продолжают отсутствие собственного здания (лишь несколько школ имеют его), слабая материально-техническая база (этот вопрос обсудят на уровне города) и отсутствие возможности выезжать на тот или иной конкурс (здесь в основном помогают родители).
В любом случае первостепенной задачей остается увеличение охвата детей дополнительным образованием, признали на конференции. Именно это позволит молодому поколению культурно развиваться и совершенствовать себя, не рискуя попасть под влияние дурных компаний и деструктивных течений. Все предложения совета будут направлены в МОН РК. Мы надеемся, что все они будут услышаны.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Интеллектуальные ценности 24.04.2018

    Ассамблея народа Казахстана Карагандинской области совместно с областным управлением образования и региональным представительством Казахстанской национальной федерации клубов ЮНЕСКО провели Единый день Ассамблеи народа Казахстана по обсуждению проекта «100 новых учебников на казахском языке».

  • Хочу все знать 24.04.2018

    В Караганде прошел VII Открытый чемпионат интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» среди юниоров. Интеллектуальные игры являются одной из форм организации досуга и профилактики правонарушений среди подростков. Именно с этой целью в 2012 году при КГКП «Шахтер» была создана юниорская лига «Что? Где? Когда?», объединившая несколько десятков школьных команд-знатоков Караганды. 

  • Праздник словесности 19.04.2018

    В день акции «Тотальный диктант» зарегистрированных участников в Караганде было почти 500 человек. Число желающих проверить себя возросло: в течение 14 апреля их стало как минимум на три сотни больше. Прибавились и иностранные студенты: ребята тоже писали специальные задания. На подготовку к акции у карагандинского штаба «Тотального диктанта» ушло два с половиной месяца: главными вопросами стали поиск площадок, филологов, диктаторов, координаторов и других членов команды. Масштаб акции растет, и одних только диктаторов было почти 30 человек. Стоит ли говорить, что сама акция давно перешагнула экватор и проводится по всему миру.

  • Те, за кем идут 19.04.2018

    Школьный вожатый должен быть и артистом, и музыкантом, и организатором, и идейным вдохновителем. На своем примере это показали финалисты конкурса «Үздік тәлімгер-2018», организованного среди массовиков-затейников области впервые. Финал его был приурочен к годовщине программы «Рухани жаңғыру», в рамках которой проводился конкурс. Сразиться за звание лучшего вожатого решились 44 педагога. Предварительные этапы проходили в течение трех месяцев. Жюри выбрало из них 8 лучших педагогов, которые вышли в финал. Это вожатые из Каркаралинского, Шетского, Абайского, Актогайского, Улытауского районов, Караганды и Сатпаева.

  • «Робополис» в Караганде 17.04.2018

    50 роботов, в том числе роботы-гуманоиды и другие невероятные технологии будущего, можно будет увидеть в Караганде на выставке «Робополис», которая пройдет с 19 апреля по 20 мая.  «Робополис» будет открыт для всех и станет интересен каждому, независимо от пола и возраста. Все роботы и технологии интерактивны.

  • Молодежь и город мечты 17.04.2018

    Карагандинский государственный университет им.Е.А. Букетова масштабно отмечает юбилей столицы. Здесь прошел республиканский форум студентов «Астана - центр развития отечественной науки и образования», собравший молодежь из Астаны, Алматы, других регионов страны. Целью встречи стало не только развитие инновационной деятельности в студенческой и научной среде вузов, но и демонстрация достижений молодых карагандинских ученых. И надо сказать, что красен форум был не только научными открытиями.

  • Судьба столицы 17.04.2018

    Столица всегда находится как можно ближе к центру государства: она для него словно сердце. К слову, в некоторых языках слово «столица» это и обозначало. На такие темы рассуждали в главном корпусе КарГУ им. Е.А. Букетова: в рамках республиканского форума студентов «Астана - центр развития отечественной науки и образования» здесь прошел круглый стол на тему «Астана - символ Независимости».

  • Открывая мир профессий 12.04.2018

    На первый взгляд ученица 11 класса осакаровской гимназии № 9 Анастасия Ежова выглядит как будущий юрист: элегантный брючный костюм, стильные очки в алой оправе. Однако ее душа больше лежит к профессии учителя начальных классов: на эту тему Настя выступила на областном форуме-конкурсе «Открываем мир профессий». Для конкурса, который прошел на базе Карагандинской специализированной школы-интерната им. Н. Нурмакова, Анастасия Ежова подготовила презентацию о будущей работе. Девушка призналась, что учительство привлекает ее с детства: у Деда Мороза на Новый год она всегда просила школьную доску, чтобы играть в учителя и учеников. Сейчас она - активный участник школьной жизни, а среди любимых предметов называет дисциплины гуманитарного направления.