09 ноября 2017 года 604

Джаз должен жить!

Автор: Анна СТРОКОВА

На каждом выступлении карагандинского джазового оркестра я горжусь нашими музыкантами. В день открытия XXIII сезона «Биг-Бэнда» гостья из Москвы, джазовая певица Ирина Родилес просила беречь наши таланты. А беречь надо: в их работе есть за что порадоваться, но есть и за что потревожиться.

В прошлом сезоне с карагандинским «Биг-Бэндом» выступили российские, американские и французские музыканты, а сам коллектив побывал с концертами в городах Казахстана. Отдых у оркестра, несмотря на насыщенное лето, состоялся, а в сентябре «Биг-Бэнд» прекрасно показал себя на международном фестивале «Музыкальная Сарыарка».
Главный дирижер и художественный руководитель коллектива, заслуженный деятель РК Игорь Андрейченко уверенно отметил: настрой перед новым сезоном боевой - в хорошем смысле. И планы насыщенные: кроме собственных концертов, оркестру предстоят работа с цирком и гастроли. Попасть на российские фестивали - тоже в списке задач: молодые музыканты должны знать, что это такое, а молодежи в коллективе - треть состава.
Прошедшим летом, в преддверии закрытия сезона, Игорь Андрейченко озвучил идею сотрудничества с виброфонистом Московского джазового оркестра И. Бутмана Иннокентием Ивановым, и эту мысль претворили в жизнь. Иннокентий - не только музыкант, но композитор и аранжировщик, а потому наш «Биг-Бэнд» исполнил его собственные сочинения - «Catch the wave», «Dream», «November», а также известные в мире джаза композиции - «Invitation» Бронислава Капера, «Air Mail special» Чарли Кристиана и другие.
Иннокентий - один из лучших виброфонистов и перкуссионистов Москвы, а его творческий путь разнообразен: он начал со скрипки, продолжил фортепиано и гитарой, но однажды увидел виброфон, и в 16 лет с выбором определился твердо. Во время учебы в вузе закрепил тягу к композиторскому творчеству. Начав выступать с оркестром, использовал уже собственную программу, и вскоре стал писать для «Биг-бэнда» И. Бутмана.
С виброфоном Иннокентия Иванова карагандинский оркестр звучал по-новому: более хрустально, что только добавило джазу элегантности и утонченности. Одна из музыкальных композиций рисовала, кажется, саму осень - теплую, размеренную, ламповую, как сейчас модно говорить. Виброфон словно был каплями дождя - мелодичными и неспешными.
Юный музыкант Арстан Абильдин вместе с Иннокентием и джазовым оркестром подарил публике игривые звуки маримбы. Арстану всего 15, но он уже зарекомендовал себя как перспективный музыкант и стал лауреатом международных конкурсов молодых исполнителей. Заниматься музыкой он начал с трех лет.
Еще одна гостья творческого праздника, Ирина Родилес, выступала с нашим оркестром не впервые. Ее бархатный голос с едва заметной хрипотцой звучал в песне «It don't mean a thing» Дюка Эллингтона, а публика отзывалась аплодисментами. Имя Ирины занесено в Джазовую энциклопедию России, она известна не только в родной стране, но и за рубежом. Родилес сотрудничала с «Биг-Бэндом» Анатолия Кролла и «Биг-Бэндом» им. Кима Назаретова, оркестрами Георгия Гараняна, Олега Лундстрема, Игоря Бутмана и участвовала в проекте А. Кролла «Первая леди российского джаза».
Ирина исполнила известное произведение «Sweet Georgia» Д. Эллингтона, шуточную песню «A tisket, a tasket, I lost my yellow basket» Эллы Фицджеральд (ее же спела и на бис), под которую зрители ритмично пританцовывали прямо в креслах. Тепло встретили и песню в жанре блюза, а в финале концерта Ирина вместе с Арстаном и Иннокентием поучаствовала в импровизации.
Следует отметить, что состав «Биг-Бэнда» претерпел серьезные изменения за последние месяцы. В оркестре был проведен конкурс, в котором несколько молодых музыкантов участвовать отказались и ушли из коллектива. Это повлекло за собой трудности.
- Прежде всего, я хотел, чтобы ребята почувствовали ответственность работы, - объяснил маэстро в интервью нашей газете. - Цели менять музыкантов у нас не было. Сейчас мы взяли на практику трех студентов колледжа искусств им. Таттимбета - трубача, тромбониста и гитариста. Но всегда есть разница в том, работаешь ли ты со студентами или с профессионалами. Поэтому наша главная проблема - кадровая, поскольку уровень профессионализма молодых оставляет желать лучшего: опыта хватает не у всех, к серьезной работе готовы тоже не все.
Другие проблемы не решаются уже давно. Например, вопрос предоставления гостям-артистам жилья: приглашая коллег по цеху, нужно их разместить не в комнатушке, а в хорошем помещении, однако в нагрузку идут лишь 60-70 тысяч тенге, которых не хватает на все необходимое. Наконец, у наших музыкантов небольшие зарплаты, и некоторые постепенно перебираются в Астану - там и платят лучше, и жилье дают. Неужели в Караганде не ценят собственный джазовый оркестр? «Биг-Бэнд» у нас один, и известен он не только в родном городе, и даже не только в родной стране. Не будет у нас оркестра - не будет и джаза. А джаз должен жить!

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Влюбленный в Магнитку 23.01.2018

    Жизнь фотолетописца Казахстанской Магнитки Алексея Бондаренко была настолько насыщенной, что спустя годы память о нем светла, а его снимки, репродукции и графика поражают одухотворенностью, красотой и величием. Работу свою он знал, как академик, и его любовь с фотографией была взаимной. Это доказывает фотовыставка «История города через призму объектива» в Темиртауском историко-краеведческом музее.

  • Писать для всех 23.01.2018

    Карагандинские поэты продолжают издавать собственные книги. В прошлом году мы писали о Вадиме Киме, который выпустил свой небольшой сборник - кстати, не первый, а в декабре прошлого года свою книгу из типографии получили поэты Юлия Кургузкина и Олег Русских.

  • Одиночество как достоинство 20.01.2018

    Третья по счету персональная выставка карагандинской художницы Розы Абусевой получила название «Нереальности одиночества». За пять лет, с момента ее предыдущей экспозиции, в творчестве Розы изменилось немало, но ее стиль по-прежнему узнаваем: романтический, полетный, в обаятельных пастельных тонах. Одиночество в понимании самой Розы Абусевой - это не побег от реальности или от общения: речь идет об отстраненности от забот и прихотей сиюминутной жизни, о погружении в мир гармонии и мечты, которая может осуществиться. Этот внутренний мир, говорит художница, делает нас богаче.

  • Сотворение чуда 18.01.2018

    По многочисленным просьбам карагандинцев Академический оркестр казахских народных инструментов им. Таттимбета повторил новогодний концерт. В «Шалкыме» вновь не было свободного места, а каждый номер программы заканчивался продолжительными аплодисментами.

  • Растопили стужу 16.01.2018

    Праздничное выступление в Концертном зале «Шалкыма» организовал областной татаро-башкирский этнокультурный центр «Ихлас». Впервые такое мероприятие его участники провели вне своих семей, решив подарить необыкновенное настроение карагандинцам. Творческую встречу, посвященную началу нового года, руководитель центра «Ихлас» Анвар Керейбаев начал с поздравлений. Отметив, что Караганда - это кузница кадров, которая славится своими шахтерами и металлургами, Анвар Бегимович от имени всего этнокультурного объединения поздравил в первую очередь их, пожелав крепкого здоровья и успехов во всем.

  • Прекрасное - в простом 16.01.2018

    В Абайском городском парке культуры и отдыха установлены две архитектурные композиции, посвященные молодой семье и воину-интернационалисту. Их изготовил талантливый абайский художник Рашид Кидрасов, который в рамках программы «Туған жер» создал несколько красивых скульптур, отражающих культурное наследие казахского народа.

  • Краски детства 13.01.2018

    В областном музее изобразительного искусства открылась выставка работ учеников школы искусств № 1. Экспозиция привлекает разнообразием техник, поражает искренностью и чистотой, которая может быть свойственна только детям. Настоящий праздник красок ждут каждый год: выставка работ учеников отделения изобразительного искусства школы искусств № 1 стала доброй традицией, и в этот раз она особенно разнообразна. Кроме работ самих учеников, здесь представлены и творения учащихся филиалов на базе средней школы № 81, школы-гимназии № 102 и других. В музее собраны сотни работ, а их авторам - от 4 до 17 лет. Среди экспонатов - композиции и пленарные этюды, наброски и произведения живописи, графики, скульптуры. 

  • Домбра, кобыз и шлягер 10.01.2018

    Успешные музыкальные эксперименты всегда заметны, и карагандинский дуэт «ДиАр» - тому доказательство. Музыканты нашли свою «фишку» в том, что исполняют бессмертные хиты на домбре и прима-кобызе. Дуэт «ДиАр» 10 лет назад собрал вместе Динару Хасанову, которая играет на прима-кобызе, и домбриста Армана Айнабаева. Первым в их репертуаре стал кюй «Адай» Курмангазы, а название коллектива сложилось из первых двух букв имен музыкантов.