09 ноября 2017 года 701

Джаз должен жить!

Автор: Анна СТРОКОВА

На каждом выступлении карагандинского джазового оркестра я горжусь нашими музыкантами. В день открытия XXIII сезона «Биг-Бэнда» гостья из Москвы, джазовая певица Ирина Родилес просила беречь наши таланты. А беречь надо: в их работе есть за что порадоваться, но есть и за что потревожиться.

В прошлом сезоне с карагандинским «Биг-Бэндом» выступили российские, американские и французские музыканты, а сам коллектив побывал с концертами в городах Казахстана. Отдых у оркестра, несмотря на насыщенное лето, состоялся, а в сентябре «Биг-Бэнд» прекрасно показал себя на международном фестивале «Музыкальная Сарыарка».
Главный дирижер и художественный руководитель коллектива, заслуженный деятель РК Игорь Андрейченко уверенно отметил: настрой перед новым сезоном боевой - в хорошем смысле. И планы насыщенные: кроме собственных концертов, оркестру предстоят работа с цирком и гастроли. Попасть на российские фестивали - тоже в списке задач: молодые музыканты должны знать, что это такое, а молодежи в коллективе - треть состава.
Прошедшим летом, в преддверии закрытия сезона, Игорь Андрейченко озвучил идею сотрудничества с виброфонистом Московского джазового оркестра И. Бутмана Иннокентием Ивановым, и эту мысль претворили в жизнь. Иннокентий - не только музыкант, но композитор и аранжировщик, а потому наш «Биг-Бэнд» исполнил его собственные сочинения - «Catch the wave», «Dream», «November», а также известные в мире джаза композиции - «Invitation» Бронислава Капера, «Air Mail special» Чарли Кристиана и другие.
Иннокентий - один из лучших виброфонистов и перкуссионистов Москвы, а его творческий путь разнообразен: он начал со скрипки, продолжил фортепиано и гитарой, но однажды увидел виброфон, и в 16 лет с выбором определился твердо. Во время учебы в вузе закрепил тягу к композиторскому творчеству. Начав выступать с оркестром, использовал уже собственную программу, и вскоре стал писать для «Биг-бэнда» И. Бутмана.
С виброфоном Иннокентия Иванова карагандинский оркестр звучал по-новому: более хрустально, что только добавило джазу элегантности и утонченности. Одна из музыкальных композиций рисовала, кажется, саму осень - теплую, размеренную, ламповую, как сейчас модно говорить. Виброфон словно был каплями дождя - мелодичными и неспешными.
Юный музыкант Арстан Абильдин вместе с Иннокентием и джазовым оркестром подарил публике игривые звуки маримбы. Арстану всего 15, но он уже зарекомендовал себя как перспективный музыкант и стал лауреатом международных конкурсов молодых исполнителей. Заниматься музыкой он начал с трех лет.
Еще одна гостья творческого праздника, Ирина Родилес, выступала с нашим оркестром не впервые. Ее бархатный голос с едва заметной хрипотцой звучал в песне «It don't mean a thing» Дюка Эллингтона, а публика отзывалась аплодисментами. Имя Ирины занесено в Джазовую энциклопедию России, она известна не только в родной стране, но и за рубежом. Родилес сотрудничала с «Биг-Бэндом» Анатолия Кролла и «Биг-Бэндом» им. Кима Назаретова, оркестрами Георгия Гараняна, Олега Лундстрема, Игоря Бутмана и участвовала в проекте А. Кролла «Первая леди российского джаза».
Ирина исполнила известное произведение «Sweet Georgia» Д. Эллингтона, шуточную песню «A tisket, a tasket, I lost my yellow basket» Эллы Фицджеральд (ее же спела и на бис), под которую зрители ритмично пританцовывали прямо в креслах. Тепло встретили и песню в жанре блюза, а в финале концерта Ирина вместе с Арстаном и Иннокентием поучаствовала в импровизации.
Следует отметить, что состав «Биг-Бэнда» претерпел серьезные изменения за последние месяцы. В оркестре был проведен конкурс, в котором несколько молодых музыкантов участвовать отказались и ушли из коллектива. Это повлекло за собой трудности.
- Прежде всего, я хотел, чтобы ребята почувствовали ответственность работы, - объяснил маэстро в интервью нашей газете. - Цели менять музыкантов у нас не было. Сейчас мы взяли на практику трех студентов колледжа искусств им. Таттимбета - трубача, тромбониста и гитариста. Но всегда есть разница в том, работаешь ли ты со студентами или с профессионалами. Поэтому наша главная проблема - кадровая, поскольку уровень профессионализма молодых оставляет желать лучшего: опыта хватает не у всех, к серьезной работе готовы тоже не все.
Другие проблемы не решаются уже давно. Например, вопрос предоставления гостям-артистам жилья: приглашая коллег по цеху, нужно их разместить не в комнатушке, а в хорошем помещении, однако в нагрузку идут лишь 60-70 тысяч тенге, которых не хватает на все необходимое. Наконец, у наших музыкантов небольшие зарплаты, и некоторые постепенно перебираются в Астану - там и платят лучше, и жилье дают. Неужели в Караганде не ценят собственный джазовый оркестр? «Биг-Бэнд» у нас один, и известен он не только в родном городе, и даже не только в родной стране. Не будет у нас оркестра - не будет и джаза. А джаз должен жить!

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Звездный час - для вас 21.04.2018

    Карагандинский академический театр музыкальной комедии знаменит многими проектами, в том числе теми, которые дают шанс непрофессионалам узнать, каков он - труд артиста. Несколько лет назад проект «Народная оперетта» подарил нашей публике «Собаку на сене» Лопе де Вега с участием обычных карагандинцев, а в этом году театр вновь планирует подобное мероприятие, но уже под названием «Мой звездный час».

  • Гармония линий и красок 21.04.2018

    Разнообразие техник и жанров, стилистических решений в этом году демонстрирует традиционная весенняя выставка областного Союза художников. Яркие краски экспозиции дарят зрителям оптимистическое весеннее настроение, передают необыкновенную красоту многоликого мира. После многих лет молчания продемонстрировала свои работы Ляззат Тынбаева, работающая в традиционной технике вышивки, в которой она решает сложные композиции из истории казахов. Интересную картину «Баксы» в технике художественного войлока представила Евгения Шульц. Великолепный бронзовый «Бык» Сергея Чеченова, мастера анималистической скульптуры, стал украшением выставки.

  • С любовью из Канады 19.04.2018

    Казахстан все больше привлекает взоры мировых звезд разных жанров. Караганда принимает артистов джаза из США, звезд оперы из европейских стран, инструменталистов из Азии и ближнего зарубежья. Добралась до нас и Канада: на днях в городе выступил певец и музыкант Адам Гонтье с акустической программой. Концерты под гитару всегда звучат интимнее, нежели выступления с полным звуковым сопровождением других инструментов. Они позволяют сблизиться с публикой и быть со зрителем на ты. Эту цель и преследовал канадский музыкант, известный как бывший солист рок-группы «Three Days Grace», а ныне коллектива «Saint Asonia». Впрочем, обе эти группы - постоянные участники и хедлайнеры мировых рок-фестивалей, их альбомы не сходят с вершин зарубежных хит-парадов, а некоторые получили звание платиновых.

  • Петербургские встречи 19.04.2018

    «Казань брал, Астрахань брал, Ревель брал, Шпака - не брал», - эту знаменитую цитату из «Иван Васильевич меняет профессию» можно перефразировать в «Казань брал, Санкт-Петербург брал»: Карагандинский русский драматический театр им. К.С. Станиславского в начале апреля «взял» северную столицу России и успешно выступил с «Ревизором» Н.В. Гоголя.

  • Кадры из жизни 14.04.2018

    Карагандинец Константин Павленко убежден: фотография обретает жизнь, будучи напечатанной. Мы храним снимки в телефонах, но они могут исчезнуть, помещаем их на диски, а те могут просто сломаться. Константин - не только фотограф: он всегда увлекался спортом, работал переводчиком и преподавателем.

  • Весна в ритме степа 14.04.2018

    Степ-группа «Алтын Батыр» снова порадует карагандинцев концертом: коллектив выступит на сцене Дворца культуры горняков. В программе - не только собственно ирландский степ, которым «Алтын Батыр» и знаменит, но и танцевальные номера российского хореографа-постановщика Сергея Назарова.

  • Амре по-голливудски 10.04.2018

    Выходя с премьеры фильма «Амре», я испытывала противоречивые чувства. Вроде бы и хорошо, что об исторических личностях снимают кино (в планах - Магжан Жумабаев, Балуан Шолак и Ходжа Ахмед Яссауи), с другой стороны - зарубежные каноны сценариев диктуют свои шаблоны, снижая градус достоверности. Более того, герои наших отечественных байопиков (биографических художественных лент) всегда однотипны - будь то Алимхан Ермеков, Казыбек би или Амре Кашаубаев. Все они одинаково немногословны, серьезны, драматичны, безгрешны. Но ведь любой человек ошибается, и для кого-то он хороший, для кого-то - плохой, и вот эта «серость», а не «белизна» или «чернота», - она подкупает зрителя, подвигая его ассоциировать персонажа с собой. У перечисленных героев этой «серости» нет.

  • Мы вам споем 10.04.2018

    В Жезказгане пройдет фестиваль авторской песни и поэзии. Жезказганское общество поэтов, композиторов и музыкантов «Сазгер-акын-бард» можно назвать уникальным явлением для Карагандинской области. Образованное летом прошлого года, оно объединило весь местный творческий бомонд. Членство в нем не зависит от возраста. Самый молодой исполнитель учится в 11 классе, тогда как известная поэтесса и композитор Людмила Варламова является ровесницей Жезказгана. Главное условие - живое исполнение. Будучи ценителями истинного творчества, жезказганцы не приемлют фонограмму.